ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

“Ты будто заново открываешь музыку, когда берешься за что-то новое!” Интервью с Вячеславом “Hadfes Oblivion”

28-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Молодой приморский музыкант Вячеслав, более известный по псевдониму Hadfes Oblivion (Descenery, The World Within, Ode Sakura и др.), знаменит, помимо всего прочего, тем, что был инициатором создания масштабного международного проекта и реализовал с данным коллективом интересный альбом, а компакт-диск одной из его групп пытался сгрызть известнейший шведский деятель Дан Сванё. Музыкант не останавливается на достигнутом и готовит к релизу новый альбом в рамках своего синтвейв-проекта Synthapex, которому посвятил последние два года. О том, как такое могло произойти, зачем это нужно Вячеславу, почему Дан Сванё решил так радикально поступить с отправленным ему по почте CD, а также про быт и нрав праворульных уссурийских тигров, совместном грайндкор-проекте Вячеслава с Валерием Меладзе и о многих других интереснейших вещах мы с вами узнаем из нашего эксклюзивного интервью с самим Hadfes Oblivion.

Доброго времени суток, Вячеслав! Говорят, у вас в Приморье сейчас идёт ужесточение ограничений по самоизоляции, так ли это и что думаете по этому поводу?

Алексей, приветствую! Да, есть такое. Мой родной город Находка, в котором я сейчас нахожусь недавно закрыли на карантин. Я чудом успел забрать из Владивостока своё музыкальное оборудование за день до объявления о закрытии города. Так что теперь изоляция не помешает мне работать над новыми релизами моих проектов. Хотя может и помешает как-нибудь, кто ж её знает.

Очень интересно спросить “как художник художника” и как человек со странным псевдонимом человека со странным псевдонимом: как зародился псевдоним Hadfes Oblivion, что он означает и имеет ли он какое-то прикладное значение (кто-то обращается к Вам, используя псевдоним)?

Ничего не означает. Бывает, ко мне так обращаются, но, благо, это происходит довольно редко. А ещё у этого псевдонима есть своя история, связанная с Дейвом Мастейном.

Когда мне было 13 лет, я загорелся идеей создать что-то, связанное с музыкой. А что обычно делают в таких ситуациях, когда не умеют ни на чём играть? Правильно, берутся за организацию дальневосточного трибьюта группе Megadeth. Вот и я тогда собрал около десяти групп, каждая из которых подготовила свой кавер на этих легендарных трэшеров.

Так вот, псевдоним. Помню, в самом начале этого пути у меня не было ни электронной почты, ни аккаунтов в соцсетях. Но ведь нужно было как-то связываться с потенциальными участниками трибьюта, поэтому мне пришлось завести аккаунт в ВК. Причём при регистрации я не хотел указывать настоящее имя и решил придумать никнейм. Под чей-то трек, в названии которого фигурировало «Oblivion», в моей голове всплыло слово «Hadfes». Я решил, что это может быть неплохой комбинацией слов. Использовал. А потом оно как-то прижилось.

Кстати, если однажды я захочу организовать фестиваль, на котором выступят все мои проекты, я смогу назвать его «Hadfest». Практично.

А ещё история с трибьютом получила забавное развитие. Несмотря на то, что в 13 лет я был неопытным организатором и допустил кучу ошибок, трибьют всё же вышел, были и слушатели, и рецензии. Кроме того, слухи о нём дошли до самого Дейва Мастейна. Там такой прикол, что у участников фан-клуба Megadeth есть свой чат, который периодически посещает Дейв. Один мой знакомый состоял в этом клубе и как-то раз он пересекся там с Мастейном. Он рассказал ему, что на Дальнем Востоке России его группе записали трибьют под названием «Rust In East» (отсылка к их классическому альбому «Rust In Peace»). Дейва позабавило название, но слушать релиз он, конечно же, не стал. А зря, там было несколько классных кавер-версий.

У меня в комнате уже лет двадцать пять висит картина с подзаголовком “Не ищи забвения, оно найдёт тебя”, а какие ассоциации возникают у Вас в связи с этим словом и есть ли у Вас какое-то жизненное кредо?

«Делай альбомы так, как хотел бы, чтобы их делали твои любимые исполнители» – так бы я сформулировал своё музыкальное кредо. А конкретных ассоциаций никогда не было, сейчас тоже не могу себя на них поймать.

Каждый творческий человек так или иначе стремиться к известности, востребованности, Вам это свойственно?

Я очень люблю заниматься музыкой, и я был бы рад иметь возможность сфокусироваться только на ней. Для этого, очевидно, нужны слушатели, у которых будут желание и возможность поддерживать нас не только словом. Это очень важно. И, разумеется, чтобы прийти к этому, необходимо работать в направлении, связанном с узнаваемостью.

Карантин и вынужденный домашний режим привели к тому, что о новых релизах стали подумывать даже такие группы, от которых никто ничего уже давно не ждал (Coroner, например), а другие музыканты стали устраивать самые удивительные и невообразимые коллаборации. К Descenery всё это хоть каким-то боком относится?

А у нас и до карантина были невообразимые коллаборации. В своё время я и представить не мог, что на моём первом альбоме отметится Даг Сванё – старший брат легендарного шведского музыканта Дана Сванё, который, на секундочку, оказал на меня огромное влияние, как на музыканта. Кстати, сам Дан не только слушал наш альбом, но и буквально пробовал его на вкус.

О впечатлениях о вкусе альбома Дан отзывался или предпочёл многозначительно промолчать?

Да, он говорил, что ему пришлись по вкусу треки «Divided» и «Running out of Time».

Мне показалось, что переиздание “Stillborn Monolith” на голову выше оригинального релиза, можете согласиться с таким утверждением? И как считаете, стоит ли прикупить себе в коллекцию новый вариант альбома на CD тем, у кого уже есть первый вариант релиза?

Для меня было большим удивлением, когда новые диски стали покупать те, у кого уже есть один или даже два диска с этим альбомом. И это очень круто, спасибо им за такую поддержку!

Но, должен заметить, что единственная отличительная особенность новых дисков от предыдущих тиражей альбома – обновленная обложка, которую нарисовал Владимир Прокофьев из Paint-It-Black Design. А ещё у него свой музыкальный проект есть. Называется In Tenebriz и рекомендуется к прослушиванию всем, кто любит дум/блэк-метал.

Можно ли думать, что теперь Владимир Прокофьев станет штатным и постоянным иллюстратором Ваших релизов?

Мне кажется, очень круто, когда обложки для разных релизов рисуются разными художниками. Но, думаю, к Владимиру мы ещё обязательно обратимся. И вам советуем.

Почему бонус только один и была ли какая-то особая история в связи с этим бонусом?

На мой взгляд, «A Man, Anew» – единственный трек на альбоме, который воспринимается без вокала как отдельный трек.  И он явно заслуживает место в треклисте. Так почему бы ему не стать бонусом.

А изменилось ли как-то Ваше собственное восприятие альбома и материала с него за прошедшие с момента его оригинального релиза три года?

Конечно, так всегда происходит. Если ещё за день до релиза альбома ты считаешь материал сногсшибательным, то через пару дней всё кардинально меняется. Ты больше не желаешь слушать эти песни. И в принципе это объяснимо, ведь последние 46 лет ты только это и делал. Но проходит ещё 29 лет, и ты успеваешь отдохнуть от материала. Тебя вновь навещает желание послушать альбом. И вот тогда-то ты впервые смотришь на него взглядом не уставшего работяги, а любознательного слушателя. Ты больше не связан с этими песнями, как шлифовальщик материала. Ты записал его и позволил ему жить своей жизнью в плейлистах других людей. И когда материал действительно хорош, приятно осознавать свою причастность к его созданию. У меня так происходит с каждым выпущенным альбомом.

Как и при каких обстоятельствах пришла идея запустить Synthapex, и какова во всём этом была роль рассуждений в духе “удивим всех тем, чего ещё не было никогда”? Вам хочется быть музыкальными первопроходцами и первооткрывателями?

Я думаю, если пытаться создать что-то новое намеренно – это заведомо обречено на провал. Принципиально новые вещи в творчестве рождаются спонтанно, как мне кажется. Идея запустить синтвейв-проект основана на желании запустить синтвейв-проект. Ни больше ни меньше.

Кто входит в состав Synthapex и можно ли назвать этот проект полноценной группой?

Сейчас у нас два постоянных участника: я и талантливая Маша «Anlee Kiddo». Мы познакомились во время съемок клипа на «Gone This Night». Я тогда в Интернете бросил клич о том, что мы собираем массовку для съёмок одной из сцен. Среди откликнувшихся была и Маша. К сожалению, на съемки она не попала, но зато чуть позже попала в группу. Дело в том, что мы с ней хорошо заобщались, и в итоге я выяснил, что она не только опытный музыкант, но и классный композитор. Не предложить ей место в группе было бы большим упущением с моей стороны, и я рад, что ей эта тема показалась интересной.

Кстати, за несколько лет до нашего знакомства я был на концерте её предыдущей группы Velveteen. Без преувеличения скажу, что это был один из самых душевных гигов местных команд, на которых мне довелось быть.

Наш клипмейкер Артур Лесницкий – тоже важная часть Synthapex. Благодаря ему у нас уже есть три клипа, а скоро выйдет и четвертый.

А ещё я не могу не упомянуть нашего друга, известного как Kal Gaztrea. Он хоть формально и не является постоянным участником Synthapex, но в данный момент воспринимается именно так. Он записал вокал для большинства треков нашего альбома и, надеюсь, на этом наше с ним сотрудничество не закончится. Он классный вокалист и с ним очень легко работать. А ещё советую обратить внимание на его собственные коллективы Gaztrea и Closer to Ideal. Клёвое музло.

В плане творческих решений и влияния на жизнь коллектива в Synthapex царит демократия или вы всё-таки готовы согласиться с Платоном по поводу того, что “власть народа” есть худшая из возможных форм правления?

Я считаю, что у каждой серьёзно настроенной группы должен быть лидер. При этом хороший лидер должен позаботится о том, чтобы всем участникам его команды комфортно работалось вместе, чтобы каждый из них был услышан, и чтобы группа в принципе представляла из себя цельный организм. У нас каждый, кто вовлечен в рабочий процесс, может высказаться по тому или иному вопросу, и его идеям будет уделено внимание.

Понятно, что сейчас полноценные концерты невозможны даже в принципе, но проект задумывался как полноценный и концертирующий?

Благодаря пусть и скромному концертному опыту Descenery у меня есть понимание того, как можно организовать концерты Synthapex. Да, мы неоднократно обсуждали это и мы с удовольствием займёмся этим, как только заметим интерес со стороны слушателей. И да, речь идёт о концертах с полноценным составом, хоть в синтвейве такой формат и не сильно распространен. Но, на мой взгляд, человек, который на протяжении всего шоу просто стоит за синтезатором/диждейским пультом/ноутбуком/калькулятором и по большей части просто переключает плэйбэки это очень скучное зрелище. Я знаю, что кому-то такой формат может быть по душе, но лично я этого не понимаю. Это больше похоже на прослушивание музыки в компании её автора, нежели на живой концерт. Ничего живого в этом я не вижу, и таким я бы точно заниматься не хотел. По крайней мере, в формате, который я сейчас описал.

А как так вышло, что захотелось поведать миру о праворульных уссурийских тиграх?.. Почему эта тема вообще заслуживает такого широкого освещения в отдельном проекте?

Так уссурийские тигры в принципе заслуживают большего. А когда они ещё и праворульные, то тут грех не посвятить им отдельный проект.

Леворульных тигров обидеть не боитесь?

Да они сами кого угодно обидят.

Мне почему-то кажется, что, когда метал-музыкант уходит в электронику, это всё тесно связано с неким хулиганством, желанием раздвинуть рамки, сломать ограничения и как можно полнее выразить себя. В случае с Synthapex это работает или всё мимо?

В какой-то мере да. После длительной работы над тремя метал-альбомами, мне захотелось отдохнуть от тяжелой музыки и сделать что-то в принципиально новом для меня стиле, коим оказался синтвейв. Вообще, для меня важно не зацикливаться на одном жанре, а пробовать себя в разных направлениях. Ты будто заново открываешь музыку, когда берешься за что-то новое. Это непередаваемые ощущения, и в рамках строго одного стиля пережить такое, как мне кажется, нельзя.

Нет ли ощущения, что метал немного надоел, и дисторшн с его однозначным и прямолинейным звуком это прошлый век и теперь уже дело прошлое? И не будет ли так, что Synthapex вытеснит Descenery или даже сделает этот проект не нужным и не актуальным?

Прямо сейчас обе команды неплохо уживаются вместе, но кто знает, может быть однажды их вытеснит какой-нибудь новый проект, о которой пока никто даже не догадывается.

Что играть интереснее и приятнее: метал или электронику?

Метал, когда в электронику уже наигрался, и электронику, когда металла становится слишком много. Приятнее чередовать жанры, соблюдать баланс. Каждый стиль дарит уникальный опыт, на который можно опираться, работая в том числе и в другом направлении. Это помогает мыслить вне жанровых рамок и клише, что всегда полезно. Вообще, я бы не стал называть Synthapex электронным проектом. В наших записях есть и живые элементы. Например, гитары и вокал. А потом и ещё что-нибудь живое добавим.

Если пробиваться на радио, на MTV и на Евровидение, то определённо с Synthapex, а нет ли у вас таких высоких амбиций и наполеоновских планов? Насколько всё то, что делается в рамках этого проекта, делается для себя и как часто разум посещают мысли о гипотетически сногсшибательном коммерческом успехе сего мероприятия?

В первую очередь, для себя. Но если за этим может последовать какой-либо успех, мы не против. Что касается привлечения внимания к проекту, в наше время все ещё имеют вес так называемые инфлюнсеры. И решение относительно того, услышат ли широкие массы твою музыку зачастую зависит от их субъективных вкусов.

Думаю, нельзя отрицать, что довольно часто синтвейв-артисты очень похожи друг на друга. Структуры композиций, ритмические рисунки, подход к сведению, одни и те же сэмплы культовых драм-машин, одни и те же вокалисты – всё тому подтверждение. Но я не говорю, что это плохо. В рамках жанра это воспринимается более чем нормально, это часть жанра. И что касается вокалистов, они сами по себе очень крутые, и я бы сам с удовольствием поработал с некоторыми из них.

Но всё же нам бы не хотелось, чтобы Synthapex стал очередным синтвейв-проектом, который сложно отличить от прочих. Нам интереснее создавать собственное звучание, которое вдохновлено разными жанрами, в том числе и синтвейвом. Проблема в том, что такой подход по душе далеко не всем инфлюнсерам. Зачастую они отказываются поддерживать то, что им чуждо. И им нет дела до того, что ты потратил 17 лет жизни, чтобы создать что-то именно в том виде, в каком оно есть, и есть люди, которым это действительно нравится. Но это, разумеется, их личный выбор, они не обязаны идти против своей воли. Равно как и музыканты в ситуациях очередного отказа в информационной поддержке стоят перед другим личным выбором – разочароваться и замолчать или же найти обходные пути. Нам ближе второе.

А как обстоят дела у The World Within и Ode Sakura? Новых релизов у этих коллективов не намечается?

Думаю, нет. Оба проекта сейчас неактивны, и пока ни у кого нет планов по их возрождению.

У Валерия Меладзе в связи с карантином сейчас появилось много свободного времени, не было ли мыслей предложить сделать совместный проект и ему и насколько вероятно, что рано или поздно Hadfes Oblivion будет задействован в чём-то подобном и откровенно “широкоформатном” (ориентированном на вкусы и симпатии большинства)?

Я думаю, было бы клёво сделать с Валерием Меладзе танцевальный грайндкор-проект. В духе «Спазма» или «Гуталакса». Уверен, такой проект открыл бы его с принципиально новой стороны.

А если, кроме шуток, с вами свяжется Глюкоза, к примеру, или группа IOWA, а может (чем чёрт не шутит!) и сам Меладзе, и предложат сотрудничество в рамках Synthapex, примете предложение?

Не знаю насчет Synthapex, но в нашей с Валерием грайндкор-банде всем найдётся место.

С каким чувством вспоминаете сейчас те времена, когда приходилось быть лидером и главным дирижёром при таком количестве разношерстного и разнонационального народа в The World Within? Сейчас в этом плане в Descenery и в Synthapex легче?

То было ламповое время. Но стоит уточнить, что я никогда не был лидером The World Within. Более того, там вообще не было лидера. Мы просто старались прислушиваться к предпочтениям друг друга, а они у нас были довольно разные. При этом у нас и конкретного плана действий не было, и это одна из причин того, что работа над альбомом заняла четыре года, несмотря на то, что базис всех песен был сочинен ещё года за 3-4 до релиза.

Замечаете какие-то национальные особенности в общении и в подходе к работе у людей из разных стран, разницу в отношении к критике, радость от успеха и т.д.?

В основном зарубежные ребята более аккуратны в критике и в своих высказываниях в принципе. И юмор у всех свой. Что касается рабочих нюансов, подход к ней не определяется географией. Мотивированный работяга готов работать на качество хоть в Саратове, хоть в штате Аризона.

Кто лучше: люди русские или иностранцы? С кем лучше и приятнее работать?

Приятнее работать с людьми, с которыми тебе удаётся найти общий язык. А таких можно встретить как среди русских, так и среди иностранцев.

А если сравнивать русских и финнов?

По моим ощущениям, мы довольно похожи. Только уровень владения английским у них в среднем выше, чем у нас. По крайней мере, если ориентироваться на тех финнов, с которыми мне доводилось иметь дело.

Говорят, Queen даже дрались, обсуждая разные аранжировки своих песен. Сейчас в составе Synthapex не бывает желания жёстко провести своё видение ситуации и убедить других принять его с помощью грубой физической силы или подвернувшейся под руку табуретки? И бывало ли что-то подобное в Descenery, The World Within и Ode Sakura?

Нам это незачем, обычно у нас с ребятами получается найти компромиссы. Да и в условиях моих межконтинентальных коллабораций никакая табуретка не в силах перелететь моря и океаны, так что нет смысла даже пытаться.

Влияют ли множащиеся проекты, альбомы, сессионная помощь и прочие достижения на ЧСВ и состояние Эго? И нет ли ощущения некоего груза достижений? Быть может, отчасти для того чтобы освободиться от этой тяжести слишком раскидистых крыльев за спиной с нуля создаются новые проекты вроде Synthapex?

Да нет такого ощущения. К тому же, всем известно, что каким бы успешным ты ни был, на ютубе всегда найдется азиатский ребенок, который в свои шесть лет уже на три головы выше тебя. Благодаря таким ребятам все твои достижения меркнут. И это хорошо, ведь у тебя появляется повод не зацикливаться на достигнутом, а двигаться дальше.

Что в ближайших планах и чего ждать от Descenery и Synthapex в ближайшее время?

Осенью у Synthapex выйдет дебютный альбом, который мы сейчас доделываем, до альбома будет несколько синглов. Также мы с Descenery работаем над EP, который будет состоять из перезаписей нескольких треков The World Within. Плюс происходит ещё кое-что интересное, но мы пока об этом говорить не можем. Но скоро сможем.

А если самоизоляция продлится до конца года или того больше, это как-то повлияет на планы и скорректирует их?

В таких условиях могут возникнуть трудности со съемками клипов. Что касается музыки, за долгие годы работы я приловчился заниматься ей преимущественно дома, так что вряд ли тут что-то изменится. С другой стороны, за новыми струнами ведь тоже надо из дома выходить. Как же хорошо, что для синтвейва новые струны не нужны.

Какого вопроса Вы больше всего ждали, но в итоге так и не дождались?

Я ждал загадку Чингисхана. Всегда её жду, но никогда не дожидаюсь. Впрочем, всё в порядке. Я бы всё равно её не отгадал.

Чтобы немного реабилитироваться, всё-таки загадаю загадку, но посложнее, чем у Чингисхана. Если кто-то набрёл на это интервью совершенно случайно, и ещё не слышал ни одного трека ни одного из проектов Hadfes Oblivion, то с какого альбома и какого проекта лучше начинать знакомство с Вашим творчеством?

Я такой альбом ещё не выпустил, хаха. А если серьёзно, то от вкусовых предпочтений зависит. Если нравится что-то в духе арт-рока и хэви-метала с щепоткой мелодик дэта, то это к Descenery. Если же по душе эпичный метал с симфоническими вставками, советую обратить внимание на The World Within. Если же интересны синтвейв, смесь метала и синтвейва и вообще эстетика 80-х, милости просим в мир Synthapex.

Финальные слова для того чтобы всем стало понятно, что пора расходиться, и интервью подходит к концу?

Друзья, если вам интересно то, что мы делаем, мы ждём вас на страничках Synthapex в ваших любимых соцсетях. Кроме Одноклассников, конечно же, до них мы пока не доросли. Там будут все новости и о Synthapex, и о Descenery. А классных новостей скоро будет очень много. А ещё у нас недавно вышел ограниченный тираж мерча, к созданию которого приложил руку Jean-Francois Beaulieu. Он крутой дизайнер, с ним даже Marvel сотрудничал. Советуем посетить наш Bandcamp и увидеть всё своими глазами.

Спасибо за интервью!

Спасибо вам!

Алексей “Astarte Eel” Иринеев

https://synthapex.bandcamp.com

https://vk.com/synthapex

https://www.instagram.com/synthapex/

https://www.facebook.com/synthapex/