ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Ulfdis "Fugl"

Ulfdis, Fugl

05-10-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ULFDIS
Релиз
“FUGL”
Год
2017
Стиль
Pagan folk / dark folk / ambient
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия

Этот сумрачный one-woman-проект из тульской области обретается в холодных лесах, а вдохновляется философией, немецким романтизмом, оккультизмом и северными сагами. Основательница именует себя Helena Burningem и крайне таинственна, скрытна и нелюдима. Однако известно, что она пришла к идее создания проекта ещё в далёком 2009 году, но только в 2013 Ulfdis был, наконец, явлен на этот свет. Первое демо, датировавшееся всё тем же 2013 годом, было инспирировано Шекспиром, и оказалось посвящёно смерти, а дебютный официальный полноформатник (2014) основывался на Старшей Эдде, а точнее, на одном из пассажей оттуда, в то время как на альбоме 2015 года можно найти трек-посвящение Эдгару, “которому всё По”.

Кстати, уже само название проекта проистекает из скандинавского фольклора и означает “disa wolves”. Хелена обращается к поэтике и мистике Старшей Эдды подобно шаману и приносит из обители теней в наш подлунный мир неземные звуки и странные чувства. Гм, скажете вы, так это всё уже было: Hagalaz’ Runedance, эмбиентный Burzum, Sopor Aeternus, Tenhi, Mortiis, Dargaard – всё как бы давно известно и даже женский природный одинизм, как и самозабвенное преклонение перед величием и холодным могуществом Севера давно перестали быть чем-то диковинным. Даже у нас в rus-широтах наберётся с десяток групп подобного толка, хотя именно женских one-girl-проектов я что-то не припомню (опять забыл сегодня купить таблетки от склероза в аптеке).

Но не спешите с выводами. Хелена совсем не так проста. Она называет своё творчество “интуитивной музыкой”, и вряд ли здесь имеется ввиду господа Бергсон, Н.О. Лосский или кто-то ещё из наивных интуитивистов – нет. В данном случае мы имеем дело с женской природной интуицией, которая ещё на заре человечества так страшила и покоряла мужчин своей непостижимой всесильной мощью и чарующей притягательностью (дяденьки-инквизиторы так напугались, что от греха подальше решили попросту сжечь всех привлекательных особ женского пола на своих пионерских кострах – вот ведь исторический казус! – хорошо хоть не одними шпренгерами и инститориусами была богата средневековая земля).

По своей концепции новейшая пластинка проекта напомнила мне Caprice и их “Sister Simplicity – концепции как таковой нет, а CD является ретроспективой поэтического наследия, о котором сама Хелена говорит так: “В альбоме “Fugl” собраны стихи разных поэтов Исландии, посвящены они магии и природе, и я старалась передать впечатление не только от поэзии, но и от того, что за ней стоит, её истоки в фольклоре и смешать их в едином произведении. Словесная и литературная традиция Исландии богата и интересна, уникальна. Я постаралась подойти к материалу аккуратно и искренне. В написании альбома не было использовано синтезированных музыкальных инструментов”. Что же, вполне себе монолит. Приобщение к классике ещё никому не вредило.

На своём новейшем полноформате Ulfdis продолжает продолжать – пожалуй, этим сказано если не всё, то многое. Фолково-шаманские побренькивания, протяжно-призывный голос, медитативно-закольцованные ритмы, попутно проявляющиеся скрипы и разнокалиберные дудочки – все элементы в совокупности и по отдельности служат единой цели, которая угадывается вполне недвусмысленно: погрузить слушателя в гущу первобытной лесной аутентики. Ближе к завершению трека мы слышим голоса местных лесных жителей, напомнившие мне сэмплы, наподобие тех, что использовала Ольга Арефьева на своём “Кон-тики”, а пение птиц и скрип шагов по снегу (сухому насту?) ещё более усиливают эффект присутствия чего-то дремучего совсем рядом – прямо в комнате. Как будто обросший мхом и лишайниками угрюмо-столетний ясень вдруг взял да и вырос из вашего дивана.

За “Samruni” следует “Heyrði Eg I Hamrinum” с ещё чуть более “природными” и лесными звуками, напомнившими мне по атмосфере культовый рассказ Михаила Пришвина “Кладовая Солнца”, где двое подростков, отправившись за клюквой, угодили в самое что ни на есть болото в самом прямом смысле. Голос Хелены становится всё громче, надрывнее, экстатичнее, она заклинает, призывает, стенает, молится неведомым северным богам и богиням, спускаясь в самые глубины этники и хтонической мистики. Думаю, если скрестить Hagalaz’ Runedance, Раду и Терновник времён “Укок” и Nytt Land, вполне могло бы получиться что-то подобное. Но только при условии, что будет ещё больше язычества, эмбиента и тёмного фолка в духе The Moon And The Night Spirit и Trobar De Morte, а голос окончательно превратится в инструмент общения с духами деревьев.

В “Rökkur” пение Хелены неожиданно спускается до седуктивного ведьминского шёпота, она нараспев начитывает заклинание-мантру, а ночные звуки ожившего вдруг леса и привычное уже шаманское побрякивание вторят ей протяжно, таинственно и с глубокой тоской. В таком же зловещем духе следует и “Lítill Fugl” – не так уж прямо и в зловещем, строго говоря, но звучат инструменты с подачи Ulfdis очень объёмно и атмосферно. Однообразно? Да, хотя скорее поступательно и настойчиво. Если оценивать пластинку не с точки зрения среднего обывателя, а с позиций заинтересованных в подобной тематике адептов, треки, совершенно напротив, покажутся весьма разнообразными и изощрёнными. Тот же Burzum на рубеже веков звучал куда более монохромно и уныло, а какой-нибудь Wongraven так и подавно.

“Haukurinn” приносит некие новые интонации в голосе, слегка напомнившие мне даже фолк-попсовиков из Vartinna, хотя общий абстрактно-хаотичный музыкальный фон остаётся на прежнем уровне, лишь слегка меняя эмоциональную окраску. “Á Sprengisandi” уже откровенно напомнила мне национальные напевы народов крайнего Севера (в частности чукчей и якутов, прошу прощения), в то время как музыка там становится максимально нейтральной и фоновой, а “Á Heiðinni” своими жалобными причитаниями кому-то напомнит славных певцов язычества из Hedningarna. Финальная “Nótt” снова ворожит, обращаясь к древнейшей магии и переходя на какие-то совсем уж потусторонние колдовские заклинания. Голос то шепчет и проклинает, то стонет и выводит злые песни-плевки под аккомпанемент ветра и потрескивание корней.

Вечно ищущие во всём изъяны господа великие критики, конечно же не преминут указать на то, что Хелена наверняка вдохновляется творчеством фрау Хауген по имени Андреа, безмерно любит упоминавшихся выше Hedningarna и старательно подражает опять-таки упомянутым в тексте моей рецензии Hagalaz’ Runedance. Может быть, может быть. Не стану говорить, что диск вышел оригинальным (а когда вы слышали оригинальный ветер, дождь, шелест листьев или читаемое на могиле заклинание на смерть?). По сравнению с альбомом “At The Lord Of The Wood” (2016) новейшая пластинка оказалась на порядок мрачнее, аутентичнее, напрочь исчез из текстов международный английский, а звучание стало более аморфным и не таким прямолинейным. Не решусь утверждать, какой LP лучше, но то, что Ulfdis не топчется на одном месте - очевидно.

Перед нами по-прежнему нечто ритуальное, тёмное, глубокое и вязкое, но чистого фолка здесь меньше, а больше эмбиента, иногда проскакивает дарквейв и даже нойз. Мелодий стало меньше, почти не осталось акустических гитар, перебор которых лично меня весьма радовал раньше, а вот мистики и таинственной праисторической тьмы стало на порядок больше. Скажу просто по ощущениям: альбом оставляет сильное впечатление концептуальной и до краёв энергетически наполненной работы, где ведьмины танцы у костра сплетены с восхищением величием холодных камней и ненавистью к ограниченности двуногих так тесно, что кажутся близнецами-сёстрами. Тут вам не спекуляции на тему “Isis, Astarte, Diana, Heсate, Demeter, Kali, Inanna” (помните ту старинную языческую песенку?), а нечто намного более древнее, страшное и неоднозначное.