ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы УРСУС "Иди Своей Колеёй"

УРСУС Иди Своей Колеёй

29-03-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
УРСУС
Релиз
“ИДИ СВОЕЙ КОЛЕЁЙ”
Год
2019
Стиль
Melodic metal / progressive metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Название этой ныне питерской, а в прошлом барнаульской команды переводится с латыни как “медведь”, однако вдохновением музыканты обязаны не косолапому любителю мёда и зимних спячек, а роману Виктора Гюго “Человек, который смеётся”. Что ещё интересно, по поводу своей жанровой классификации сами музыканты УРСУС отзываются крайне неопределённо, а интернет-ресурсы разнятся в приписываемых коллективу тэгах от modern rock/alternative rock до melodic metal/progressive metal, в то время как в их музыке можно услышать даже элементы техно-трэша.

Над своим вторым полноформатником, который получил такое яркое и запоминающееся, хотя и несколько непривычно звучащее название “Иди своей колеёй”, ребята работали в общей сложности пять лет (именно столько времени прошло с момента выхода их дебютного лонгплея “Бешеный мир”), однако чуть ранее они уже выбрасывали в свободный доступ синглы “Одной крови” и “Доживём до весны”, а также EP “Смотри!”, титульный трек с которого, кстати говоря, и открывает актуальный полновесный релиз.

Эта энергичная, напористая, местами даже яростная вещь своими надрывными интонациями и болезненным хрипом вокалиста Андрея Лунина напоминает незабвенного Анатолия Крупнова и его Чёрный Обелиск с его радикальной поэтичностью. Как и классический Обелиск, балансировавший между самыми разными тяжёлыми жанрами, современные Урсус тоже эклектичны и разнообразны, тоже непримиримы и готовы резать “правду матку” самым непримиримым образом, но в то же время не забывают о хороших мелодиях и цепляющих риффах.

Как говорил сам Анатолий Крупнов, признак по-настоящему хорошей музыки, будь то хэви-метал, трэш или блэк-дарк-дум-дэт-грув-трах-тарарах-метал, является доходчивая аранжировка и качественный текст, за которыми стоит безусловно распознаваемый подкоркой на подсознательном уровне мотив. Всё это есть у Урсус, и в этом смысле они наследники Анатолия и его команды. Разница заключается лишь в том, что звук у питерцев чуть более современный и модерновый, а время от времени веет какой-то грувовой альтернативой, как это происходит, например, в начале второй вещи.

Сами ребята из Урсус утверждают, что они честны до предела и всячески борются против культа потребления и оголтелой потребительщины – не знаю, как там всё у них обстоит на самом деле, но звучат их песни убедительно. Изломанные, прогрессивно насыщенные риффы трека “Почему ты одинок” очень интересно оплетают то балладно-вкрадчивые, то надрывно прямолинейные лириксы про неправильность и неправедность неосмысленного существования, а музыканты не жалеют ни сил, ни фантазии, обличая пустоту и лживость современного социума.

Фанковый бас и речитатив “Пустослова” ещё более альтернативно непредсказуемы, хотя как мелодически, так и композиционно они всё ещё остаются в рамках очертаний, характерных для крупновского “Ещё один день”; гиперсерьёзная “Хватит, врать!” мрачна и остросоциальна, но не лишена некоторой ироничности, а мелодии в духе “Розовой пантеры” и солирующий гобой (!) добавляют ей экспериментального лоска, в то время как перезаписанная титульная вещь с первого альбома изрядно нарастила железные мускулы драйва и заметно выиграла в плане саунда.

Перенасыщенная сдобными мелодиями “Свобода” переходит в психоделическую экспериментальщину титульной вещи; “Рок” продолжает свои поиски на ниве эклектического совмещения самых разных жанров и техник; “Конвейер” наоборот уж слишком прямолинейна и вызывает в памяти поздних Annihilator и Voivod, а финальная “Вечность” трогательна и балладна в лучших традициях неискушённых и таких кристально чистых медляков ветеранов советского тяжёлого рока времён их взлёта и лучших лет.

Так что же всё-таки играют Урсус? Это очень современная и очень разноликая смесь из простенького частушечного хэви-металла a la Интра и сложного, прогрессивно подкованного модерн/альтернатив-металла с многоступенчатыми вокальными и инструментальными линиями. Влияния Анатолия Крупнова касаются не только выбранной группой тематики и вокальных мелодий, но и виртуозных басовых партий, а особая надрывность и ядерная мелодичность группы наподобие той, что так выгодно отличает “Свободу”, напомнила мне любимцев из Agenda.

Интересно, как бы звучали Watchtower, Blind Illusion и Кома, если бы начали свой творческий путь сейчас в 2019 году – сдаётся мне, есть немалая вероятность, что они могли бы начать играть нечто в духе того, что предлагают нам сейчас Урсус, и хотя трэшем назвать “Иди своей колеёй” нельзя, сомнений в том, что это метал и при том метал весьма жёсткий, не возникает никаких. Аудиофилы расслышат на альбоме элементы позднего творчества многих прославленных трэш-легенд, молодёжь порадуется огненной непримиримости ребят, ну а среднестатистический слушатель сможет просто насладиться разнообразной, осмысленной и техничной металлической солянкой – собственно, чего же боле, что я могу ещё сказать – такой вариант прог-металла нам нужен!