ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Vanderoe "#124"

Vanderoe "#124"

15-11-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
VANDEROE
Релиз
“#124”
Год
2017
Стиль
Indie rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Что такое архитектура в музыке? Кто-то сейчас улыбнётся и скажет, что говорить о музыке это всё равно что танцевать об архитектуре, но не спешите с выводами, друзья мои! Группа, с которой я сейчас вас познакомлю, обещает нам архитектурную точность образов и партий, однако это не прогрессив и не неоклассика. Изначально Vanderoe назывались Dagara Project, а сами о себе говорят так: “романтичный инди-рок о большом городе, маленьком человеке, спальных районах и несбывшихся мечтах стать космонавтом”. Кстати, если вы уже слышали эту группу под её прежним названием, не спешите переключаться, на этот раз всё стало намного интереснее: никаких гитар невпопад, никаких рок-н-ролльных ча-ча-ча как в “Успокойся”, изменения более чем глубоки.

Первая глава в книге песен и слов под странным названием “#124” называется “Через Боль” и поведёт нас куда-то туда, где чистый поток сознания облечён в интеллектуальную форму исключительно для удобства восприятия слушателя. Только для такого удобства Vanderoe (ударение на “о”) делают лёгкие реверансы в сторону Арбениной, Арефьевой и Sia. Сознанию нужно за что-то зацепиться, нам сложно воспринимать идеи, настроение и атмосферу в чистом виде – так уж мы устроены - и музыканты этой группы понимают это на все сто. Уже по ходу звучания первой вещи я как будто провалился в сугроб – сделал шаг по казавшемуся таким приветливым и белым только что выпавшему снежку, и тут же оказался по самую шею в холодной ледяной ловушке.

Ненавязчивая, скорее фоновая музыка, сильный женский вокал, эпизодические вкрапления разговорных фрагментов, как будто чуть-чуть робкие переборы акустической гитары – есть в этом что-то и от Portishead, и от Mezzamo, и от Скади, а “боль через боль” звучит как мантра. Чуть более стремительный рок-ритм в “Гагры” вносит свежий ветер динамики, как будто ты очутился в поезде и кто-то приоткрыл окно. Голос вокалистки играет новыми оттенками, а ритмичный бит перкуссии уводит за собой всё дальше и дальше, набирая обороты и наращивая электронные мускулы драйва. А в текстах всё тот же ручеёк рефлексии и множество незабываемых рифм и вербальных эмблем.

Если вам знакомо название Mezzamo, то вот это та самая наиболее адекватная параллель, используя которую можно описать то, что делают Vanderoe, хотя нужно сделать кое-какие оговорки, и вот одна из них: уже третья глава этой аудио-музыкальной книги “Висельники” играет джазовыми клавишными в духе Tori Amos, на фоне которых неожиданно появляется мужской альтернативный вокал. Как асфальтом по лбу – меня этот рэпчик удивил. Словно ведро холодной воды вылили сверху, когда ещё не успел проснуться. Зачем? Неужели для того, чтобы стать понятными и близкими даже слушателям Дельфина и Oxxxymiron? К счастью “Седьмая Планета” возвращает нас в привычное меланхолично-задумчивое окружение комнаты, залитой закатным солнцем.

А вот “Камикадзе” – это типичный номер в духе Тори Эймос. Хороший и глубокий трек. “Йоко” предлагает более легкомысленный стафф в духе Mezzamo, и я с лёгкой улыбкой на лице жду, что же будет дальше (а в том, что будет - ничуть не сомневаюсь, таковы уж они, эти Vanderoe). И песня “В Лёгких Дым” на самом деле оказалась просто шикарной пьесой с интонирующим пианино, расставляющим акценты вокалом и необыкновенной мелодией, полной глубоководной меланхолии и концентрированной печали. “31 августа” принесёт чуть более разреженный вариант всё той же светлой грусти, но смещение смысловых интонаций и соотношения разных элементов приводит к тому, что эта вещь звучит уже как “Осень” Арефьевой, легко и прозрачно.

Ещё одна композиция из серии “печаль моя светла” – “ff_2001”. Томная, размеренная и как будто ленивая апатия раскроет объятия тем, кто ещё не успел решить, погрузиться ли в эту сладкую осеннюю негу, и сомневаться здесь на самом деле уже не стоит. “Я останусь с тобой, здесь с тобой, слышишь?” – убеждает вокалистка, а вокальные дорожки наслаиваются одна поверх другой. “Там, где кончаются все дороги, в точке схода всех траекторий, я ухожу с головой в глубокое море. Море греет мои ладони, море помнит мои ушибы и спасает меня от прошлых и возможных ошибок” – завершает она. Под такую музыку можно жить и размышлять долго и счастливо, именно так и называется финальный номер – “Долго И Счастливо”.

На самом деле в музыке этой группы можно найти гораздо больше аналогий к самым разным коллективам от Белой Гвардии до Девушкиного Сна, однако, главное здесь вовсе не в этом. Vanderoe играют атмосферную музыку для тех, кто любит элегантность и точность. Это не “лезбо-рок”, и общее с Арбениной отнюдь не засовывает “#124” на одну полку с Ночными Снайперами, Марой, Погребижской, etc. Альбом более глубок, как глубоки хорошие лаунж-пластинки и интеллектуальный трип-хоп, и идеально подойдёт для интеллектуальных медитаций без всплесков бунтарства и всхлипов самоутверждения. Я не оценил речитатив и ещё пару достаточно неоднозначных решений, но в целом пластинка отличная и стильная. Для тех, кто понимает.