ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Васи Бабаева "Дубль Первый"

Вася Бабаев, Дубль Первый

28-07-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ВАСЯ БАБАЕВ
Релиз
“ДУБЛЬ ПЕРВЫЙ”
Год
2017
Стиль
Rock / bard-rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

В наше время таким понятием как one-man-band никого не удивишь. Человека-оркестра можно увидеть и в блэке, и в дэте, и в трэше, да и вообще в любом жанровом ответвлении рока и металла, однако барды-одиночки, которым симпатизировали наши мамы и бабушки, продолжают творить и записывать альбомы. Сегодня мы рассмотрим диск питерского поэта и музыканта Васи Бабаева, описывающего влияния на свою работу так: “Джон Стейнбек, Лев Сергеевич Термен, оттепельная поэзия, прото-панк 70-х, Михаил Елизаров, А. Блок, пейзажная и социальная обстановка в посёлке Саблино и государстве в целом”.

Не знаю, как насчёт Стейнбека и Термена, а нечто от Башлачёва, Егора Летова, Василия К. и Калинова Моста прослеживается вполне явно. Первый трек ”Увертюра – цветы” радует прозрачным акустическим перебором и странным женским пением, а вторая вещь “Бессмертный Марш” звучит очень жёстко как в плане музыкальной составляющей, так и в отношении текстов. Гитары трещат электричеством в духе Янки Дягилевой, но местами выдают почти металлические риффы, гулко стучат барабаны, а Василий надрывно выдаёт свои замысловатые эмблематические лириксы с явными отсылками в сторону Ревякина и Башлачёва.

Всё вроде как всегда и ничего нового, но начиная с третьего трека “Настоящее Небо” альбом делает резкий крен в сторону балладного русского рока в самом лучшем из возможных смыслов. Тут уже не только ДДТ, но и Agenda (вспомните хотя бы их “Пралайя” и “Отшумели” с последнего альбома), а песня звучит очень по-настоящему, искренне и глубоко, напоминая, что главная сила отечественного рока – в особой русской духовности и обнажённом вчувствовании. Здесь есть немного от классического романса, немного от хорошей эстрадной композиции, немного традиционной авторской песни, немного от рока, а всё вместе выходит сильно, глубоко и глубокомысленно.

Автор не старается утонуть в серьёзности как в малиновом сиропе и уже в следующем треке “Мост” мы слышим схожее по звучанию, но глубоко ироническое произведение с нецензурными и околонецензурными выражениями, которые неизменно оказываются меткими и уместными. В пояснении к альбому говорится, что все песни были записаны с первого дубля, в это охотно веришь – в них действительно есть что-то такое камерное и концертное. Такое ощущение, что присутствуешь на хорошем акустическом квартирнике. Или не на акустическом. В “Гроздьях Гнева” мы слышим отличный ритм-н-блюз в духе Дюши Романова и Умки.

Кстати, помнится, в 2009 году Умка давала очень живописный и интересный концерт на открытом воздухе в Херсонесе. Тот гиг отличало очень похожее ощущение ламповой алкогольной доброжелательности, а вот лирика Васи Бабаева незаметно переходит куда-то на рельсы куртуазных маньеристов, о чём свидетельствует почти частушечный “Цыганёнок” с гитарой в духе комических куплетов. “Писали На Кассетах” обладает каким-то странным звуковым эффектом и словно доносится из глубин андеграунда, а пронзительная душевность в ней смешивается с еле уловимой иронией. Такое чувство, что Василий очень симпатизирует хорошим романсам, но ему скучно и неинтересно играть их без толики иронии, и он то явно, то незаметно добавляет в свои песни особый юмор.

Электричество возвращается в песне “Незнакомка”, голос звучит нарочито и неровно, а шумноватое, но умеренное переплетение ударных, гитары и баса неспешно и аккуратно дополняет вокальные партии Василия. Можно услышать, как он сбивается, а в микрофоне слышится дыхание и живая пульсация жизни – вот где настоящая виниловая статика и ламповость выражены как нельзя лучше и аутентичнее. Так звучали классические альбомы эпохи рок-н-ролла, так играли Grateful Dead и Jethro Tull, но вот уже звучит “Финал - Цветы”, замыкающий круг и завершающий диск той же темой, которая звучала в первой вещи.

Альбом оказался неровным и неоднозначным, но только для тех, кому незнакомы упоминавшиеся в тексте коллективы. Если же вы знаете и цените ГР.ОБ., Grateful Dead и Башлачёва, то и “Дубль Первый” придётся как раз ко двору. Музыка на альбоме в высшей степени самобытная, аутентичная и пронзительная. Приятно, что в наш техногенный век до сих пор сочиняют и записывают вот такие живые пластинки, лежащие вне времени и пространства и хранящие дух настоящего рока. Немного странно слышать рядом “Настоящее Небо” и “Мост”, но даже этот факт можно расценивать как выражение противоречивости широкой русской души.

Знатоки авторской песни могут сказать, что по сути, ничего нового Василий Бабаев на своём альбоме не представил, и многие барды и симпатизирующие им менестрели исполняли нечто подобное (даже я, не являясь поклонником подобных вещей, могу навскидку назвать 20-30 имён, где будут такие малоизвестные товарищи, как Маугли и Деметриус), но даже они не смогут отрицать, что автор предлагает хорошие рифмы, сильные темы и очень нетривиальную разновидность рока, а главное – возвращает на сцену что-то очень важное, что было почти безвозвратно утеряно с гибелью Янки Дягилевой. Остаётся только пожелать Василию той энергии и энтузиазма, которыми не обделены его друзья из очень многообещающей молодой группы Тем Паче.