ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы VитA "VитA"

VитA VитA

20-07-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
VИТA
Релиз
“VИТA”
Год
2017
Стиль
New wave / pop rock / post punk / electro pop / synth pop / disco
Лейбл
СВЕТ И ТЕНИ
Страна, город
Россия, Москва

Многие группы в наше время симпатизируют минимализму, но московский коллектив с жизнеутверждающим названием VитA умудрился переплюнуть всех: незамысловатый логотип и коричневый фон на обложке их дебютного альбома могут разочаровать, вызвать удивление или заинтриговать – выбирайте по вкусу. Я ощутил весь спектр этих чувств, и тем интереснее мне было услышать музыку этого загадочного дуэта, исповедующего такие архаичные, но легендарные и приятные жанры, как диско и новую волну.

Я ожидал услышать на альбоме что-то в духе Alphaville и Depeche Mode, и в целом это так и оказалось. Первый трек “Чужие” представляет собой среднетемповый пост-рок с лёгким налётом эстетики новой волны и элементами модного ныне стиля “цифровой рок”, изобретённого космическими корсарами из Asper X. Пожалуй, VитA тоже можно причислить к этому направлению, в котором взрывная современная электроника и классический рок идут рука об руку. Простой, но доходчивый и эффектный мужской вокал хорошо вписывается в их музыкальную концепцию, а футуристические тексты оказываются как нельзя более кстати.

А вот “Лунатик” гораздо больше напоминает диско 80-х – C.C.Catch, Duran Duran и иже с ними. В нашей стране нечто подобное исполнял Ласковый Май, но с сильным уклоном в так называемую попсу. VитA намерены показать разницу между попсой и поп-музыкой, и если выражаться в отечественных реалиях, ориентируются на более интеллектуальный и интеллигентный Мираж, предлагая такие же беспроигрышные и прочно застревающие в сознании мелодии и эффектные тексты. Гитары и дискотечный бит образца 80-х вплетены в этой вещи в пружинящий синти-кач, делающий их чуть более современными.

“Карлик Нос” напоминает тематикой и подачей таких групп как Наутилус Помпилиус, Крематорий и Пикник, но с характерным для Modern Talking диско-драйвом. Этот самый драйв здесь выполняет подчинённую функцию, в то время как на первый план выходит чуть более изощрённый вокал и повествовательный текст, что вновь проводит параллели между творчеством группы и русским роком. Это и есть рок, но электро-рок или синти-рок, что, нужно полагать, должно расширить его потенциальную аудиторию, пододвинув VитA к той нише, которую вот уже столько лет занимает Глеб Самойлов и его Агата Кристи, тоже не чуравшаяся электронщины.

Отсылок к Агате Кристе становится больше в следующем треке “Пустота”, а музыка как будто осуществляет прыжок во времени из романтических 80-х в прагматичные 90-е, когда вовсю творили свои эксперименты Кар-Мен и Технология. Аскетичный трек “Медленная Любовь” с восточными клавишными следует в том же духе – как будто Технология записала композицию в духе винтажной стилизации в сторону эпохи зарождения новой волны. Умеренные аристократичные мелодии и архаичный саунд делают своё дело, и в наш век повальной компьютеризации такая ламповая вещь вполне может идти на ура.

VитA действительно подчёркнуто несовременны, и ностальгируют, ничем себя не ограничивая, но такая ретроспективность совсем не выглядит наивно и старомодно, наоборот. В самом деле, в мире, утратившем всякий намёк на существование каких-либо ГОСТов, такие веяния из светлого прошлого, по которому народ уже давно успел соскучиться, будут актуальны и востребованы, на чём, видимо, и решил сыграть коллектив. “Аривидерчи” – это плотный и сильный трек, а “Уезжаю” – уже откровенный удар ниже пояса: группа использует все самые действенные и сильные клише времён Вадима Казаченко и Фристайл, сводившие с ума целое поколение.

Завершающая диск “Здесь” неожиданно напоминает Кино – Виталий делает отсылку в сторону культовых песен Цоя и в плане вокальной манеры, и в плане текста, и его мастерству можно подивиться. Творческие произведения такого рода обычно называют подражанием (вспомните хоть “Ефрейтора Расчёскина” Калугина, где он прошёлся по материалу Бориса Гребенщикова, или подражании поэтов Серебряного века), которое является самостоятельным жанром, но VитA идёт дальше и вплетает характерные черты музыки известнейших групп 80-х в свои песни, что приводит к созданию вот такого эклектичного рока.

Я думаю, что восприятие и оценка этого релиза будет целиком зависеть от возраста слушателя и характера его воспоминаний о музыке 80-х. У меня эти воспоминания не то что безмерно радужные, но благоприятные - однозначно, поэтому одноимённый с рецензируемой группой дебютник порадовал и подарил мне множество приятных впечатлений. Ну а почему бы и нет, воссоздают же тру-метал-группы атмосферу и дух классических релизов Judas Priest и Accept, почему бы не поднять на свет и наследие более компромиссных музыкантов, благо, музыка не стареет и не ржавеет.