ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы ВремяДо "Спой"

ВремяДо, Спой

02-03-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ВРЕМЯДО – 2017
Hard rock / soft rock / folk rock
"СПОЙ"
SELFRELEASED
Россия, Санкт-Петербург

Эта питерская группа с необычным названием ведёт свою историю с 2010 года и сейчас представляет нам второй альбом, успев хорошо зарекомендовать себя многочисленными выступлениями, среди которых был фестиваль “Новая Романтика”, и интересным дебютником. За время существования коллектива, как говорят сами музыканты, в группе менялось всё “от названия и стиля до состава и места жительства”. Однако в 2010 году основополагающим стало своеобразное кредо, суть которого – любовь к Родине и неприятие “спутников рок-музыки” в виде разврата, пива и мата. Что  ж, такое направление выглядит претенциозно и неоднозначно, но группа, однозначно заслуживает уважения за то, что пытается плыть против течения!

Питерцы не стали мучить своих слушателей огромным количеством песен, как это стало модно в последнее время, и ограничились семью треками. Открывающая альбом “Всё Впереди” очень интересно стартует с мелодичных гитарных и скрипичных партий. Хорошо поставленный чистый мужской вокал, интересные мелодии, которые вызывают ассоциации с фолком, и необыкновенные партии скрипки – на первый взгляд ВремяДо весьма напоминают такие группы, как Семиречье и Другой День, но у меня они сходу вызвали ассоциацию с облегчённым, уже не металлическим SkyClad времён их самого несравненного и непревзойдённого “Jonah’s Ark”. Такая же вдохновенная и почти симфоническая скрипка, такие же красивые и изобретательные мелодии, но…

Конечно же, ВремяДо это не SkyClad, но играют они уже сейчас ничуть не хуже, в то время как металлическую фундаментальность и форсированность в их треках заменяет атмосфера и проникновенно-чёткий вокал. “Всё Впереди” звучит как своего рода программный трек, своеобразный плакат и визитная карточка группы, а следом за ней идёт более игривая и экспериментальная “Рок-н-Ролл”. Хардроковые риффы, слегка хриплый вокал, губная гармошка и душераздирающий припев – “Всё это рок-н-ролл!” Трек воспринимается как альтернативная кантри-н-вестерн версия “Smoke On The Water”. А следом за ней мы слышим один из главных хитов команды – “Боже, Храни Россию”.

Я уже чувствую, как напряглись некоторые при виде такого патриотического названия, но в нашем случае всё вполне адекватно. Песня не бросается в занудное морализаторство, а является на самом деле очень хорошей и мелодичной фолк-роковой вещью с красивым и ненавязчивым текстом, и только ближе к концу срывается на хриплые слова в защиту заплутавшей и соскользнувшей было в сторону следования западным идеалам Родины. Однако вкрадчивый голос вокалиста, красивые скрипичные партии, которые неизменно виднеются где-то поодаль, и мощное гитарное соло в самом конце не дают этому треку скатиться в примитивное оправдание существующего положения вещей. Композиция воспринимается так же естественно, как и пивные вещицы позднего SkyClad. Это такой же традиционный фолк-рок. Но русский.

Мягкая и расслабленная титульная вещь с располагающим к релаксации звучанием трубы воспринимается неожиданно медитативно. Даже вокал в этом треке мягче, чем обычно. Музыканты явно не собираются ограничивать себя каким-либо одним жанром и с лёгкостью переходят из фолка и хард-рока в кантри и граничащий с соулом софт-рок. И всё-таки даже “Спой” напоминает немного необычный, но всё же фолк-рок, и даже уже привычное утяжеление в конце песни не оставляет сомнений в том, что это музыка народная, уходящая своими корнями глубоко в народные песенные традиции. А в песне “Плач” нас ждёт сюрприз – на смену мужскому вокалу приходит уже совершенно фолковый женский голос, и музыка делает крен в сторону материала Мельницы.

Однако, если присмотреться внимательнее, мы увидим, что трек напоминает скорее Двуречье Натальи Марковой, чем группу Хелависы, и гитарный драйв ещё укрепляет эту ассоциацию. Для меня “Плач” стал ещё одним любимым номером на этом альбоме после впечатляющего вступления “Всё Впереди”. Такое чувство, что альбом идёт по нарастающей, и уже следующая за “Плачем” “Быть Собой” плотно врезается в сознание своим абсолютно хитовым фолк-металлическим драйвом и форсированным хриплым вокалом. Пожалуй, с фолк-металлом я немного погорячился, ВремяДо всё-таки используют более изобретательные и не столь прямолинейные риффы, но в целом имеют весьма много общего даже с такими группами, как Korpiklaani, не говоря уже о сходстве с  каким-нибудь Cruachan.

Будь в арсенале группы побольше таких песен, как “Быть Собой”, они вполне могли бы выступать на одной сцене даже с Eluveitie, представляя аутентичный российский тяжёлый фолк, но таких треков пока ещё не так много, а завершает альбом ещё одна полубалладная, начинающаяся с акустических переборов и красивых скрипичных партий “Время”, в которой снова лидирует женский вокал, которому на этот раз вторит мужской. Пожалуй, это самая сильная песня на диске. На вкрадчивую балладную мелодику наслаивается балалаечное тремоло и превосходные партии скрипки, по красоте которых ВремяДо на современной рок и метал-сцене нет равных. “Время” – самая продолжительная на альбоме песня, самая сложная и вдумчивая.

Единственное, что смущает меня в альбоме “Спой” - это простоватая обложка немного в духе советских грампластинок, но даже этот арт авторства драммера ВремяДо Григория Жинкова соответствует основному посылу альбома и сходу показывает, что на пластинке вас ждёт нечто необычное. Можно по-разному относиться к проповедуемой коллективом “чистоте рока”, лишённого своих ставших уже почти непременными атрибутов, но рок с подачи ВремяДо, утратив свою безбашенность и хулиганский задор, ничего не потерял, а мне было очень приятно встретить ещё одну группу, которую можно было бы поставить в один ряд с произведениями Константина Никольского и других серьёзных творцов. Красивый и редкий альбом.