ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Вынужденные Колебания "Звук С Окраин"

Вынужденные Колебания, Звук С Окраин

11-01-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ВЫНУЖДЕННЫЕ КОЛЕБАНИЯ
Релиз
“ЗВУК С ОКРАИН”
Год
2017
Стиль
Post-punk / gothic rock
Лейбл
SIERPIEN RECORDS
Страна, город
Россия, Москва

Эта московская группа известна по культовым трекам “Обречённость” и “Кислоты” (кавер на Ночной Проспект). Стиль команды всегда, так или иначе, вращался вокруг атмосферного рока / вейва / шугейза, но были времена, когда Вынужденные Колебания заносило даже в колдвейв, а их новейший диск сделал ощутимый рывок к гаражному року с явственным привкусом гот-рока. Вам показалось, что альбом будет очень романтичным и при взгляде на обложку вспомнились “Алые паруса”? Вы недалеки от истины, а обложка представляет собой репринт арта с издания книги Роджера Желязны “Девять принцев в Янтаре”, выпущенного издательством Terra Fantastica.

Немного сумбурный звук на стыке Garden Of Delight, Кино, Тельфер и The Underground Youth открывает первый трек “Машины”, который звучит очень грузно, андеграундно и на удивление угрожающе (!). Группа играет сложнее и тяжелее, чем это обычно принято в готик-роке и шугейзе, а я попутно отметил для себя интересную гитарную работу и создающий настроение вокал, который не стремится рваться в небо подобно лебедю из басни Крылова, а однозначно симпатизирует низам в духе Шмелей. Кстати, полубалладная вторая вещь “В дороге” звучит ещё более примечательно, пуская в ход атмосферный гитарный перебор и немного отходя от серьёзного и сердитого стаффа “Машин”.

Вокальное сходство со Шмелями начинает мало-мало пропадать уже на рубеже второй вещи, а дальше нас ждёт куда более легкомысленный материал “Yahoo” с английскими словечками в тексте и стилизованными под гот-рок 80-х гитарными конструкциями, весьма напомнившими мне местами подобные эксперименты Йохана Эдлунда, которые он выпустил в 2001 году в рамках своего проекта Lucyfire. И всё-таки вокал – это главное и первое, чем стоит гордиться Вынужденным Колебаниям. Он звучит очень объёмно, рельефно, харизматично и узнаваемо, и, несмотря на то, что в подобном диапазоне добиться какой-то оригинальности, в принципе, практически невозможно, фронтмену московских ретроградов это явно удаётся, в чём вас наверняка убедит четвёртый номер “Прошедший день”.

Кстати, эта же композиция сделает для слушателя предельно очевидным и второе основополагающее достоинство коллектива – его тяжёлые, почти металлические и свинцовые риффы. Послушайте внимательно эту песню, и вы увидите, как классический дарк-рок сочетается там с прото-думом и типичным для Lake Of Tears и тех же Tiamat гитарным скрежетом, что очень идёт группе и делает их узнаваемыми и самобытными. А вот и ещё один приятный сюрприз в духе шведов из Озера Слёз – очередной трек под названием “Ash mylejau tave” исполнен чудным женским голосом и на самом деле напоминает “Lady Rosenred” и “Sister Sinister” их авторства. Кстати, в следующей песне гитарных ходов a la “Crimson Cosmos” ещё больше – намного больше!

Инструментальные зарисовки “Льда” (вокал появляется лишь спустя 3 минуты!) аристократичны и задумчивы и на самом деле хорошо дополняют холодную и мечтательную обложку, хотя эта вещь по большому счёту ничем особым не выделяется, а призвана создавать задумчивое настроение и заставлять сильнее кутаться в воротники пальто случайных прохожих, которые застанут вас за её прослушиванием. Вообще, перевалив за середину диска, музыка “Звука с окраин” становится всё более романтичной, расслабленной и фоновой, и именно такова англоязычная “Make me feel” с весьма говорящим и характерным названием. Вокальные линии и голос как таковой не имеют уже самостоятельного значения, отходят на второй план и присутствуют постольку поскольку, не стараясь запомниться и выделиться.

Холодный привет от колдвейва в “Холоде” звучит уж очень по-зимнему и бесприютно, но пение вновь обретает прежнюю резкость и властные диктаторские нотки. Я бы даже сказал, что в том, как оно звучит в предпоследней композиции, есть что-то агрессивное и вызывающее, эпатажное. В подобном ключе пел ранний Кинчев и другие бунтари мирового рок-движения, ну а сейчас подобный стиль можно воспринять как желание отдать дань уважения тем, благодаря кому рок стал музыкой протеста и вызова. Завершающая “Обречённость” напоминает немного нарочитую декламацию стихов обэриутов. В плане лирики именно эту вещь стоит назвать самой сильной и интересной на альбоме.

Расширенная версия альбома включает 2 бонус-трека, обогащённые клавишными аранжировками и зазвучавшие более мягко и мечтательно. Против ожиданий, танцевальности как таковой синтезаторы не принесли, а как будто бросили небрежной россыпью бисер звёздного света на “Обречённость” и “Холод”, сделав их чуть менее прямолинейными и вызывающими. Киборды отвлекают от промозглой хмари шугейза и как будто призваны привнести в песни какой-то намёк на возможность благополучного исхода. Оба бонуса доступны на Bandcamp для купивших цифровую версию альбома, а также присутствуют на YouTube, где все интересующиеся могут без труда их обнаружить и сравнить с исходными треками.

Понятно, что предлагаемый нашему вниманию CD повествует вовсе не о жизни бомжей и наркоманов, а совсем о других окраинах, о другой пограничности и о глубокой ментальной неудовлетворённости положением дел в мире материи, товаров и извечного желания казаться, а не быть. При всей своей монохромности и самоидентичности “Звук с окраин” содержит немало сюрпризов, а его небрежный и непричёсанный саунд не кажется нарочитым и чрезмерным. У альбома интересный звук, неплохие риффы, а прививка шведской думовой меланхолии в таких композициях, как “Лёд”, “Ash mylejau tave” и “Прошедший день” воспринимается как очень верное и правильное решение, благодаря которому пластинка может понравиться даже ценителям более тяжёлой и сумрачной эстетики.