ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Выжившие "Грешный Мир"

Выжившие Грешный Мир

07-09-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ВЫЖИВШИЕ – 2016
Stalker metal/thrash metal/industrial
"ГРЕШНЫЙ МИР" (EP)
SELFRELEASED
Россия, Москва

С лёгкой руки братьев Стругацких и их культового произведения “Пикник на обочине” тема сталкерства, “зоны” и Постапокалипсиса стала одной из центральных в современной фантастической литературе и кинематографе. В литературе и кинематографе. Но не в музыке. Многие группы с радостью и охотой восприняли идею и эстетику постапокалипсиса, но не поспешили инкорпорировать в своё творчество все остальные “вытекающие”: идею аномальной зоны, артефактов и сталкеров – бесстрашных выживших искателей, которые продолжают жить бок о бок с “зоной” и ценой собственных проб, ошибок, а нередко и жизней исследовать её.

По мотивам сталкерской тематики было создано множество серий книг (“Метро 2033” и “С.Т.А.Л.К.Е.Р”), фильмов и видеоигр, но до сих пор подобная концепция не находила коллективного отклика в кругах меломанов в отличие, скажем, от миров Толкиена или Warhammer. Однако, соответствующие идеи давно витали в воздухе, и кто-то просто должен был стать первым и поднять знамя stalker metal, объявив о создании нового направления в тяжёлом роке. Эта честь выпала на долю московской группы Выжившие, стартовавшей в 2012 году и после выпуска двух синглов представившей на суд мировой профильной публики свой мини-альбом “Грешный мир”.

В ситуации перенасыщенности музыкального рынка альбомами самых разнообразных молодых команд, слушателю в настоящее время очень трудно сориентироваться в этом пестрящем многообразии и хоть на ком-то остановить свои разбежавшиеся в разные стороны глаза. В этом плане “Грешный мир” выглядит очень эффектно и многообещающе. На его стильной и детально (а главное – качественно) прорисованной обложке и тематическом логотипе со сталкерским шлемом поневоле задерживаешь взгляд. Разрушенный мир, на фоне которого изображён скелет, так и оставшийся сидеть наедине со своим одиночеством на пыльной скамейке в давно опустевшем парке, как будто приглашает слушателя войти в его мир и составить ему компанию.

Открывает альбом на удивление мощный, отрывистый трек “Divide”, своим грохочущим ритмом напоминающий нечто среднее между Sodom, Rammstein и Mordor. Превосходный железный трэшевый звук, гулкие редкие (но меткие!) барабаны, и два экстремальных хриплых вокала: один в духе Sodom, а другой скорее с уклоном в трэшевый скрип-скрим. Но самое главное, что меня зацепило в этой открывающей альбом вещи, даже не это. Сейчас так просто не играют. В песне нет ни одного лишнего звука и риффа, ни одной лишней ноты. Так могли звучать в 80-х какие-нибудь Hallow’s Eve и Viking. И это было по-настоящему злобно и волшебно! В музыкальном плане Выжившие подхватили выпавший из рук этих славных предтеч чёрный флаг неистового трэш-металла и наполнили его мощнейшей сталкерской концепцией.

И словно, услышав моё упоминание о Viking, команда заводит шарманку своей второй композиции “Мёртвые умеют ходить”. И начинается он с превосходного соло ударных-колотушек, которыми так славилась в своё время эта древняя команда. “Не успели собраться, а уж начали злобствовать” – так и хочется сказать по мере прослушивания второй композиции с “Грешного мира”. Этот упоительный, внутренне агрессивный неторопливый трэш-н-дэт с такими же неспешными, но безумно вдохновенными соло и раскатистыми вокальными партиями, повествующими о постапокалиптических страшных реалиях, просто врывается в мозг как настоящий ураган, не оставляя там камня на камне (в том случае, если вместо мозгов там камни, конечно, а не верёвочка, благодаря которой держатся уши).

Но не будем скучать, господа сталкеры! Третий трек стучится в наши двери. А вместе с ним и Третья мировая война. Именно так эта вещь и называется - “Третья мировая война”. Здесь в начале композиции даже немелко проявляется мелодия, ну а потом следует всё такой же беспроигрышный коктейль Sodom-Rammstein-Mordor-Slayer. И эта вещь вполне тянет на настоящий тяжёлый хит наподобие “Marines”-“Du Hast Mich”-“Жажда”-“Sceletons Of Society” соответственно, играя просто божественными сбивками ритм-секции и тревожными алармирующими гармоническими соло.

И наконец титульный трек – немного более компромиссный и мягкий по звуку с задумчивой хитовой мелодией в духе песни “На дне” всё тех же Mordor – который словно молотком вбивает гвозди-слова в череп слушателя, а аккуратные скальпелевые разрезы, производимые нижними гитарными струнами поверх мерного дисторшенного чёса, лишь добавляют крышесносящей безбрежной хитовости в эту тяжёлую и даже страшную песню. “Ничего лишнего” – в этих двух словах кроется секрет успеха и стопроцентной бронебойной силы треков Выживших, которые входят в плоть и кровь слушателя как горячие пирожки после трёх дней вынужденной лесной голодовки.

И завершает мини-альбом яростный, чуть более скоростной и хаотичный номер “Чёрный День”. Такое чувство, что музыканты вдруг ни с того, ни с сего решили вспомнить про альбомы Sodom “Til’ Death Do Us Unite” и Slayer “Undisputed Attitude” – самые панковые и неоднозначные релизы этих команд – и попытались воспроизвести нечто подобное с тем, чтобы изобразить всё коварство, непредсказуемость и изменчивость “зоны”. Не скажу, что этот эксперимент меня уж очень воодушевил, но после четырёх безусловно великолепных вещей я был готов принять из рук этой капеллы даже яд, а потому, не задумываясь, влил в себя и эту подозрительного вида микстуру. “Наверное, это такое странное противоядие, лекарство, чтобы совсем не окочуриться в здешних краях. Кто знает эту “зону” и какой тут воздух” – подумалось мне.

Я не отношусь к числу тех скептиков-консерваторов, которые принимают в штыки любую попытку той или иной команды создать новое направление или новый тренд. Другое дело, что это редко и мало кому удаётся. Поэтому к прослушиванию EP “Грешный мир” я всё же подходил с некоторой долей скепсиса, от которого не осталось и следа уже после первых секунд прослушивания этого гениального “миника”. Скрестив беспроигрышную мощь классического трэша и неспешно-эпатажную эстетику современного NDH-индастриала с текстами про мистику и ужасы “зоны” вкупе с повествованием о суровых буднях сталкеров в мире, где правят странные, пугающие и непонятные - нечеловеческие законы, а сама человеческая цивилизация давно потерпела крах, Выжившие действительно смогли сотворить маленькое чудо и стать у истока нового течения.

Ничуть не принижая заслуг других групп, так или иначе касавшихся в своём творчестве сталкерской тематики (Взять хоть фолкеров Ignes Fatui и их последний альбом “Артефакт”), я, ничуть не сомневаясь, провозглашаю группу Выжившие родоначальниками и основоположниками нового музыкального тренда – “сталкер-металла”. Начало положено. В землю вбит колышек с тряпкой, на которой написано “Здесь были Выжившие. Отныне сталкер-металлу быть!”, ну а что будет дальше - покажет только время и уже несущийся на всех парах к своим слушателям дебютный полноформатный альбом этого интереснейшего коллектива, в создании которого, кстати, при желании может поучаствовать абсолютно любой. Ведь команда запустила беспрецедентную краудфандинговую компанию с совершенно нестандартными лотами, среди которых значится, кроме всего прочего, даже совместный со всеми музыкантами группы поход в некое неизвестное и таинственное место.