ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом When… "Live In Cheboksary"

When, Live In Cheboksary

26-09-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

WHEN… — 2016 (2012)
Funeral doom/death-doom
"LIVE IN CHEBOKSARY" (Live)
SELFRELEASED
Россия, Чебоксары

Многие думают, что автором фразы “бог умер” является одиозный немецкий философ Фридрих Ницше. Но это не так. Уже богослов II века нашей эры Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан, один из самых пламенных ранних апологетов христианства, утверждал то же самое: “Сын Божий распят — это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно”. Кстати, именно по этому поводу Тертуллиан изрёк своё знаменитый афоризм “Верую, ибо абсурдно”, известный также в латинской версии – “Credo Quia Absurdum Est” и символизирующий подвиг веры, способной отринуть приземлённость рассудочных формально-логических дефиниций и сковывающих душу ограниченных категорий.

Фьюнерал дэт-думовая андеграундная легенда из Чебоксар, известная в узких кругах искушённых меломанов, как When The Gods Die (“Когда боги умирают”), начала свой тернистый путь по заДУМчивым лабиринтам безысходности ещё в далёком 1994 году. Именно на “пепелище этого похоронного оркестра” в 2010 году запустила свою монохромную, всецело концертную активность представляемая сейчас вашему вниманию группа When…, идеологическое credo которой звучит так: “группа не заинтересована в каком-либо развитии кроме своего творческого "я", поэтому не ждите студийных работ и прочего бреда. Мы пришли, чтобы играть, а не красоваться”. И коллектив действительно всегда, везде и во всём старался быть и выглядеть максимально “тру”, что, несомненно, было органической особенностью группы, а не затейливым пиар-ходом или чем-то вроде того.

Музыканты никогда не заботились о коммерческой стороне своей деятельности в When…и при наличии в арсенале команды аж 17 треков, среди которых имеются как композиции 20-летней давности, так и совершенно новые песни, она вплоть до сегодняшнего дня так и не выпустила ни одного официального релиза, и эти музыкальные дорожки можно услышать только в редких и неимоверно эксклюзивных концертных записях разных лет. Беспрецедентным исключением является увидевший свет только сейчас и рецензируемый ныне двухтрековый концертник, записанный в Чебоксарах ориентировочно в мае 2012 года и представляющий собой единственное на сегодняшний день документально-достоверное аудиальное подтверждение деятельности состава.

Открывает альбом почти девятиминутная “Flakes Of Dust”. Предельно медленные, угрюмо-упадочные риффы ритм-гитары дополняют словно размытые дождём безысходные рисунки нижних и тонких гитарных струн. Утробный гроул появляется только спустя две минуты этих абстрактных инструментальных размышлений и сразу же вызывает стойкую ассоциацию с Paradise Lost времён “Lost Paradise” и отчасти “Gothic”. И действительно: если революционных ранних “парадайзов” замедлить раз в пять и смешать с творчеством Anathema и My Dying Bride тех же лет, то получится как раз When…, а превосходный раскатистый и богатый оттенками рык фронтмена хорош и примечателен сам по себе, продирая душу до костей и заставляя сердце сжиматься в маленький, дрожащий от ужаса от неумолимой мощи гомеостатического мироздания, комочек.

Приблизительно на пятой минуте беспросветный дисторшен смолкает и наступает время для акустического фрагмента, на фоне которого вокал слышен особенно хорошо и рельефно. Впрочем, тишины не должно быть слишком много, ибо от неё действительно можно не только оглохнуть, но и непоправимо повредиться умом, и как ответ на эту вдруг безапелляционно повисшую в воздухе констатацию тяжёлые, кромсающие, как скальпель хирурга, регулярно принимающего что-то бескомпромиссно седативное, риффы возвращаются, чтобы затем неторопливо и флегматично сорваться в такое же сверхмедленное и безысходное, но беспредельно прекрасное соло.

Второй и последний трек “Жернова” имеет ещё более солидную длительность и продолжается почти двенадцать минут. В музыке When…слышатся всё те же до неузнаваемости переплетённые друг с другом риффы, изобретённые на самой ранней заре железных 90-х великой английской дэт-дум-троицой, а вокал звучит даже ещё более отрывисто и надрывно, словно обращаясь в немой мольбе — безгласно-кричащей молитве к безмолвным, равнодушно-сардоническим небесам, к богам, которые умерли и ещё не успели воскреснуть. Безмерное одиночество, разрывающая душу тоска и предельно ясное, неумолимое осознание собственной ненужности и бессмысленности своего бытия – всё это When…, всё это “Жернова”. И словно перемалывающая мысли, надежды и мечты гранитная плита свинцовых ноябрьских небес на слушателя обрушиваются удивительные, проникновенные соло и гиперотчаянные монолитные ритмы.

Уникальность и основная причина поразительной притягательности этой команды заключается как раз в таком парадоксальном смешении тяжёлого, свинцового, мрачного, беспроглядного ночного крошева дисторшена и мелодичных, словно парящих безумными чёрными птицами над бездонным колодцем мировой печали, звонкими и чистыми гитарными соло-партиями. Недосказанность, символом которого является вынесенное в название группы многоточие, является одной из характерных особенностей творчества When…и совершенно не воспринимается наигранно или нарочито, что нередко неприятно отзывалось в моём сознании при прослушивании некоторых других фьюнерал-дум-составов. Музыка смолкает, последние звуки, как ускользающая из рук пленника бездны веревка, или рассыпавшийся бисер воспоминаний о вечной и казавшейся бессмертной любви, исчезают во мраке кромешной безжалостной ночи, оставляя слушателя наедине со своими мыслями, ранами и впечатлениями от этих двух, только что завершившихся треках.

По мере прослушивания альбома When…, прикасаясь к этим звукам и ощущая их мерное, словно потустороннее дыхание, невозможно не ощутить и не проникнуться той безмерной, нечеловеческой глубиной, которой буквально пропитаны все мелодии и слова на этом альбоме. Если сравнивать, то только с уже упоминавшимися выше отцами дэт-дума – с великими зачинателями и первопроходцами из троицы с Туманного Альбиона. Всё остальное, даже при наличии некоторого внешнего и кажущегося сходства, не станет хоть сколько-нибудь правильной и адекватной аналогией, так как неизбежно будет уступать в градусе остроты тех трансцендентных высот и заоблачных граней, которые удалось открыть, увидеть и воплотить в своей музыке этой удивительной капелле из Чебоксар.

Только приступая к прослушиванию концертника, я весьма опасался слишком “андеграундного” качества записи, но мои страхи оказались совершенно напрасны. Всё звучит просто превосходно, никакие посторонние звуки и шумы абсолютно не проявляются на фоне собственно музыки (как это бывает на традиционных, издаваемых топовыми коллективами, концертниках), а некоторая сырость воспринимается однозначно как плюс и ещё одно свидетельство подлинной трушности и аутентичности этого ансамбля. When…исполняют великолепный материал, безбрежную притягательность которого очень трудно и почти невозможно передать словами. Их треки звучат невероятно искренне, живо, естественно, по-настоящему, и мне действительно безмерно жаль, что рецензируемый концертный альбом до сих пор является единственным доступным для аудио-воспроизведения артефактом из творческого наследия этой прекрасной формации.