ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на видеоклип группы Ягорава Гара "Цераз Мора"

Ягорава Гара, Цераз Мора

20-08-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ЯГОРАВА ГАРА – 2017
Folk rock
"ЦЕРАЗ МОРА" (Clip)
SELFRELEASED
Беларусь, Гомель

Эта группа из Гомеля (Беларусь) существует всего четыре года, но уже достаточно широко известна у себя на родине, часто принимает участие в телепередачах и ток-шоу, а суть творчества состава его лидер Ягор Палешук характеризует как смешение самых разных стилей и направлений на основе традиционной народной песни. Сам Ягор стал заниматься музыкой лишь в 50 лет, но очень быстро его коллектив стал лучшим и ведущим фолк-составом Беларуси, уверенно побеждая на различных конкурсах и по праву заслужив любовь и признание слушателей.

Секрет успеха на самом деле крайне прост: вера в своё дело, живое и нешаблонное отношение к традициям и эксперименты на основе сочетания архаики и современности — таково творческое кредо коллектива, который активно использует народные инструменты, ездит в экспедиции, находит редкие фольклорные артефакты, выступает на одной сцене с рок-группами и не чурается экскурсов в области шаманской и ритуальной музыки.

Все эти влияния нашли отражение в новейшем клипе капеллы, который музыкально представляет собой балладный этнический фолк в духе таких групп как Седьмая Вода и Ветер Воды. Солирующая флейта на фоне аккомпанирующих ей народных инструментов вводит слушателя в суть истории, которой посвящена песня, а красочный видеоряд хорошо дополняет пение, музыку и лирику на белорусском. Брат и сестра ходили к реке, сестра утонула, а потом её дух предостерегает брата и говорит, что теперь река – уже не просто река, сама умершая сестра стала частью водной стихии, растворившись в ней, а вода теперь стала её кровью, трава – это её коса. Это и есть суть язычества – вся природа жива

Такой незамысловатый и хрестоматийный сюжет отлично обыгрывается в ролике и обретает силу и мощь вековой народной традиции. Музыканты в традиционных одеждах белорусского народа прошлых столетий и раздольные природные пейзажи – это, если так можно сказать, только верхушка айсберга, и за ними угадывается глубокое мистическое содержание, которое в частности проявляется в шёпоте-повествовании, воспринимающимся, как некий таинственный наговор – голос из мира мёртвых. Он встречает зрителя ещё в самом начале клипа и сопутствует ему до самого финала этого видео.

Ягорава Гара давно с интересом присматривается к рок и метал-музыке, и хотя прямых отсылок к данным жанрам в рецензируемом видео нет, в песне явно ощущается рок-ритмика, и подобная композиция вполне могла бы оказаться в репертуаре таких коллективов как Аркона, Сварга, Сердце-Камень, Твердь или легендарного белорусского Hok-Key (скажем, где-то неподалёку от их “Nie Kuvaj, Maja Ziaziulia”), с которым Ягор Палешук даже планировал сделать совместную работу. Фолковая аутентичность в видеоряд воспринимаются очень гармонично и современно, в чём, как я понимаю, и видят свою задачу музыканты, влюблённые в белорусский фольклор.

Когда-то Бони Нем говорили, что своим творчеством всего лишь хотят показать, что поп-музыка совсем не так плоха, как может кому-то показаться, а тоже бывает интересной и привлекательной, а участники Ягорава Гара, наверное, могли бы в свою очередь заявить, что народные песни, исполненные на забытых или полузабытых инструментах, тоже вполне способны звучать в наш постмодернистский век очень актуально, притягательно и современно. И на это действительно нечего возразить: “Цераз Мора” отлично подходит для того, чтобы начать знакомство с этой самобытной капеллой, у которой, кстати, уже вышел дебютный полноформатник, и расширить свой музыкальный кругозор.