ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл группы Якорь "Реквием По Утопшему"

Якорь, РЕКВИЕМ ПО УТОПШЕМУ

10-08-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ЯКОРЬ – 2016
Melodic doom metal
"РЕКВИЕМ ПО УТОПШЕМУ"
SELFRELEASED
Россия, Онега

Кто из любителей дум-метал не дивился и не восторгался удивительной финской группе, которая сделала своим жизненным и музыкальным кредо – петь о мрачных российских реалиях на русском, слегка приправленном характерным финским акцентом, языке. Команда готовит вот уже четвёртый альбом, а их название, как всем известно, инспирировано печально прославившейся российской подводной лодкой, носившей именно такое имя – KYPCK. Я сам кропотливо и заботливо собираю диджипаки этих финнов, а, выставляя рядышком с другими очередное их творение, всё время думаю: вот неужели не смогли бы играть такую музыку, да с таким надрывом “наши”? Неужели только у финнов хватило ума и сноровки замутить такой “исконно русский” дум? Неужели? И вот к моей вящей радости и великому восторгу ныне у расторопных заДУМчивых финнов из KYPCK появился достойный российский конкурент!

Группа Якорь далеко не новички на тяжёлой сцене. Эта команда состоит из бывших участников таких локальных северных составов, как The Hypercube и Insectia. “Внуки Paradise Lost и дети KYPCK”, как говорят сами о себе музыканты Якоря, играют предельно задумчивую музыку, преисполненную аллюзиями к альбомам прославленных в наших широтах русскоязычных финнов и морской тематике.  Что же, на данном этапе наши думстеры из Онеги архангельской области звучат ничуть не хуже, чем русскоязычный проект из страны тысячи озёр, а отсутствие набившего оскомину и забавлявшего лишь поначалу акцента я однозначно отношу к безусловным плюсам этой интересной отечественной команды.

“Якорь - это песни о переживаниях северных людей, которые вызывают непреодолимое желание употреблять алкоголь и горевать” – говорят о своей музыке сами участники коллектива. И кому как не русскому человеку, да ещё живущему на севере, петь и играть настоящий северный суровый российский дум?! На данный момент Якорь выпустили три сингла, о втором из которых, получившем название “Реквием по утопшему” мы с Вами сегодня и поговорим.

Резкие траурные гитары, напоминающие одновременно и KYPCK, и ранних Paradise Lost переходят в почти фьюнеральные гитарные переборы и неспешно вещающий на их фоне отвлечённо-уставший горестный голос вокалиста. В припеве тяжёлые гитары и характерные для Paradise Lost начала 90-х мелодии возвращаются, и экстремальный надрывный вокал выдаёт тексты, в которые действительно хочется вслушиваться, хочется верить и вникать, в отличие от слегка наивных виршей того же KYPCK:

Утопленник, о чём молчат твои уста?
Может, о том, что не дано понять живым!
Бездонная река, неси меня туда,
Там, где мои родные берега.
Я не был целый век там, где белее снег,
Я должен там остаться навсегда!
(с) “Реквием по утопшему”.

Если сравнить этот сингл с дебютным треком, который записал Якорь и озаглавил как “Пропавший лесовозник”, то в ”Лесовознике”, мы замечаем всё те же “парадайзовские” риффы, умело перемешанные с похоронными мотивами KYPCK. Но прививка “Icon” и “Shades Of God” дала Якорю удивительную хитовость и цепляющую аутентичную внутреннюю силу. Трек “Пропавший лесовозник” немного более тяжёл и мрачен, чем вторая работа северян, и при этом он строится как дуэт, но это отнюдь не изрядно всем поднадоевшая схема “Красавица и чудовище”. Напротив, здесь мы имеем дело с дуэтом чистого и экстремального мужского вокала с шедевральным припевом полурычащего, почти холмсовского звериного стона-хрипа:

“Прощай мой друг, холодный лес тебе могила,
И снег совсем не пух.
Очнувшись вдруг, я вижу, что теряю силы,
И ни души вокруг”.
(с) “Пропавший лесовозник”

Буквально несколько дней назад в сети появился новый сингл команды, который, по словам музыкантов, посвящён на этот раз предательству и верности, а называется он -  “Укуси Сильней”. Естественно, мы не могли оставить без внимания эту новую грозовую ласточку из стана столь продуктивной и интересной команды! И что же мы слышим в треке, иллюстрацией для которого стала мрачная картина, где собака сидит возле морской пучины? Композиция начинается ещё более похоронно, чем обычно. Хоры и звенящие мерные, переплетающиеся друг с другом, как корни подводных деревьев, риффы, морская тематика и отсылки к KYPCK остались на своих местах, но вот влияние позднего (да-да, это не опечатка! – позднего!) Paradise Lost стали ещё более сильны и выпуклы.

Появилось больше динамичных и по-настоящему тяжёлых фрагментов, стало меньше полуакустических чистоголосых отрывков в то время, как экстремальный вокал доминирует всё больше и почти повсеместно. Припев традиционно хорош и цепляет всё так же с пол-оборота, но в целом у меня появилось ощущение, что Якорь сейчас делает ставку не столько на развитие лирической составляющей своих песен, сколько чисто технических, музыкальных. Припев, увы, явно слабее, чем это было на первых двух синглах:

“Сильней, укуси меня сильней
Больней, по живому режь меня больней”

(с) “Укуси сильней”

Долгое время я считал, что лучшей русскоязычной дум-командой является Intra Spelaeum. Их сингл и дебютный полноформатник были по-настоящему хороши, но второй альбом “Забыто давно” меня разочаровал в пух и прах. От былой лиричности не осталось и следа, а её место заняли мрак, беспросветность и нагромождение техничных, но уже не имеющих в себе души риффов. К чему я это? Я слышал много прекрасных русскоязычных дум-коллективов, и среди них попадались даже очень и очень неплохие, а порой даже великолепные (Чего стоит хотя бы Поезд Родина с их балалайкой и бесконечной российской тоской!), но группы, равной и подобной коллективу под названием Якорь, я до сих пор не встречал.

Их первые два сингла – это настоящий шедевр по-настоящему русского глубоководного траурного дума. Если группа будет продолжать творить в том же духе, и их грядущий лонгплей будет состоять сплошь из таких вещиц, то я назову это словом “феерия”, ибо любой другой термин не сможет передать всех оттенков моего восторга и восхищения, а с другой стороны, объективных заслуг этой бесспорно если не гениальной, то безмерно талантливой команды! Ещё никогда funeral doom не был таким цепляющим, осмысленным и хитовым. Невероятно, но факт: даже сами KYPCK по сравнению с северной капеллой на данный момент отстают на полкорпуса. Ведь у них нет таких песен, которые действительно хочется петь, хочется заучивать наизусть, закачивать на телефон, помнить и знать, а потом исполнять где-нибудь у костра. В этом плане Якорь действительно напоминает первый альбом Intra Spelaeum, а в чём-то даже и превосходит его. Но это уже на вкус и цвет.