ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИЯ НА АЛЬБОМ ЮЛИИ ТУЗОВОЙ "ПОДЛЕЖАЩЕЕ"

ЮЛИЯ ТУЗОВА ПОДЛЕЖАЩЕЕ

27-10-2015 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ЮЛИЯ ТУЗОВА – 2013 * * * * *
Art Rock
"ПОДЛЕЖАЩЕЕ"
ВЫРГОРОД

 

Альбом Юлии Тузовой позиционируется как арт-рок, и это такой очень редкий случай, когда мне совершенно не хочется спорить с этим весьма условным определением и искать более точное. Музыка Юлии выше и глубже любых рамок и определений. Это именно Музыка. Музыка с большой буквы. Нажимаю "play" и слышу.... Enya. Только это какая-то другая Энья, не та воздушная, лёгкая, парящая и прозрачная Энья, к которой мы привыкли, а совсем другая - Энья тоски и печали, ночи и одинокой лунной магии. И этот голос. Над чёрной водой загадочных ночных звуков парит чистый и ясный, сильный голос Юлии. И голос - завораживает. Его хочется слушать снова и снова. Его невозможно не слушать - и сам голос, и те слова, которые он заключает в себе. Уже к середине первой песни появляется ощущение, что вокал исполнительницы звучит внутри грудной клетки и бъётся там сердечным ритмом (вот уж действительно cardio-wave) как беспокойная, печальная и тревожная птица. А тексты - это совершенно особый разговор. Слова у Юлии не просто дополнение к музыке, а настоящая поэзия - стихи, которые хочется запоминать, знать и заучивать наизусть.

Но песня заканчивается и эфирность Эньи сменяется почти джазово-неоклассическими экзерсисами, воскрещающими в памяти Caprice и их эксперименты ("Не Было Тебя"), а затем - надрывной женственной тоской Елены Войнаровской из Fleur ("На Краю"), беспечной застывшей печалью Насти Полевой ("Ищи Меня"), эстетствующей игривостью Дианы Арбениной ("Механическое Танго"), аристократической нежностью Белой Гвардии ("Зима"), напористой и слегка маниакальной грустью Ольги Пулатовой из Fleur ("Шарик"), фолковой протяжной тоской Седьмой Воды ("Синий Ветер"), чтобы в итоге завершится шутливой меланхоличностью с почти речитативными вставками аля Арефьева и Агузарова ("Про Рыбок"). Но сравнения-параллели с этими исполнителями не только не принижают самостоятельной ценности "Подлежащего", а только усиливают её. Юлия словно взяла всё самое лучшее от той музыки, которую любит и знает сама, и, по-своему переосмыслив её, сотворила совершенно новое целостное радужное музыкальное явление, свой собственный волшебный мир.

Альбом слушается на одном дыхании, он очень целостный и монолитный, но при этом каждая песня здесь имеет своё собственное неповторимое и узнаваемое лицо, свой характер и отличительную особенность. Эти девять песен как девять разноцветных камушков, принесённых на берег ночным прибоем - каждый хорош по-своему и невозможно сказать, какой из них лучше. Вернее, каждый это решит для себя сам. Лично мне понравились все песни, но "Про Луну" - это просто запредельно: восторг и восхищение.

"Подлежащее" - как палитра всех оттенков тоски, печали, грусти, меланхолии, задумчивости, но при этом альбом совершенно не мрачен. Он не "грузит" и не ввергает в депрессию. Наоборот. Он может радовать и вдохновлять. Это светлая печаль, которая делает нашу жизнь более яркой, чистой и осмысленной, следствием чего неизменно будет просветление и лёгкая чистая радость. Этот альбом будет уместен и дождливой холодной ночью у окна, и ясным солнечным утром, и в одиночестве и в компании, дома и на улице. Он станет прекрасным дополнением похода к реке или в лес. Пение птиц, журчанье воды и шелест листвы станут идеальным фоном для прослушивания и восприятия песен Юлии.

Алексей "Astarte Eel" Иринеев

*Рецензия подготовлена для журнала "Бункер"