ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на видеоклип группы Закрытый Показ "Сон Без Любви"

Закрытый Показ Сон Без Любви

06-10-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЗАКРЫТЫЙ ПОКАЗ
Релиз
“СОН БЕЗ ЛЮБВИ” (Single+Clip)
Год
2018
Стиль
Rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Совсем недавно я закончил и обнародовал свою статью “Особенности национальной печали”, где тезисно коснулся габаритных характеристик и примеров грустной отечественной музыки, которая, что говорится, бьёт не в бровь, а в глаз, а сегодня наткнулся на ещё один превосходный коллектив, который вполне мог бы посостязаться с кем угодно на звание очень русской и очень самобытной группы, и… Тут мне уже дико хочется забежать вперёд и выдвинуть свой тезис о том, почему эту группу стоит считать уникальным феноменом нашей сцены, но давайте пойдём по порядку.

Как выяснилось, Закрытый Показ  - это московско-подмосковная группа, которая делает ставку на смешение разных жанров и видов искусства (рок-концерт, театр абсурда, цирк, пантомима и перформанс — все это про них), а по сути продолжает традиции Егора Летова, Звуков Му, Necro Stellar, Сумеречной Депрессии, Достоевского и Мамлеева. Ребята не заморачиваются по поводу стилей и других условностей, а просто нанизывают свои авангардные философские стихи на околороковую музыку с влияниями психоделии, бардовской песни и дарквейва.

Основа всех без исключения композиций Закрытого Показа – это, безусловно, поэзия, текст, что очень роднит коллектив с русским роком, а харизматичное поведение участников напоминает заветы скоморохов и карнавальное мироощущение, о которых так доходчиво и красноречиво писал М.М. Бахтин в книге, посвящённой Достоевскому. Сами музыканты называют свой стиль utopian critical rock и подчёркивают, что целенаправленно ориентируются на прекрасное и отвратительное в их крайних проявлениях. А дальше – самое интересное.

Команда ставит себе задачу “задеть не за живое, а за мёртвое, за внутреннюю мертвечину, и тем самым вытащить её наружу для осмысления и уничтожения. Это своеобразная рок-хирургия - сделать больно не ради боли, а ради выздоровления. Это не увеселительный и не развлекательный проект - это духовная брань” – так пишут о себе сами ЗП. Вот уж чего давно я разучился ожидать от музыкальных групп, а ведь как всё-таки хочется в формате рок-песен хоть раз найти что-то по-настоящему глубокое и осмысленное, неслучайное, не развлекательное.

Да кто верит сегодня рекламным завлекалочкам, а тем более пресс-релизам и самоопределениям групп – вполне можете резонно возразить вы. Да, всё так, но, как говорил один из моих университетских преподавателей, другие вам наверняка говорят то же самое, что и я: слушайте, нужно записывать, такого нигде больше не найдёте, только вот другие прикалываются, а я – нет. Так и в случае с Закрытым Показом – они действительно делают (и успешно делают) то, о чём большинство современных групп только говорят, мечтают или грозятся.

Безусловно, задача, которую ставят музыканты, высока, однако – “труден путь, но цель прекрасна” – разве это способно смутить или тем более остановить настоящего шамана? Опираясь на музыкально-ритмическую основу таких групп, как The Doors, Led Zeppelin и Jefferson Aeroplane и обращаясь к богатому наследию рок-поэтов и серьёзным трудам на околометафизические темы, эти рок-психологи бесстрашно вскрывают застарелые нарывы наших ментальных коридоров, выявляют, а затем и удаляют вредоносные программы, отравляющие нашу жизнь.

Всё это действительно напоминает магию или шаманский ритуал и именно по этой причине действует: позаимствованные Джимом Моррисоном у индейцев практики и предельно откровенные, обнажённые тексты с лёгкой подачи группы объединяются в мощный культурный поток, оказаться на пути которого сродни холодной ванне в каком-нибудь дремучем психдиспансере, где не очень считаются с вопросами комфорта пациентов, а про клятву Гиппократа никогда и не знали.

На данный момент на счету группы уже много композиций:  углубляющаяся в пантеистическую мистику “Дым над водой”, по-ревякински рваная “Откуда приходят твои сны”, почти обрядовая, напоминающая колядки и речёвки “Гречку в печку, монеточку в речку”, монолитно свинцовая, назидательная “Смотритель маяка”, раздольно-повествовательная “Сказки для дураков”, глубоко рефлексирующая, желающая поделиться собственным опытом и почти проповедующая “Никуда не спешить” и, наконец, песенная фантасмагория под названием “Тщеславные и гордые” – и это всё только аудио!

А есть ещё ряд diy-видеороликов весьма психоделического плана на совсем другие песни (преимущественно исполненные под аккомпанемент не обременённой дисторшном электрогитары). Последняя из подобных видео-работ носит название “Сон без любви” и хотя имеет не слишком разнообразный видеоряд и исполнена в весьма минималистическом ключе, воспринимается очень атмосферно и целостно, а мне напомнила даже Pink Floyd, Аквариум и Tenhi – а точнее самые мрачные, авангардные и природные времена и стороны этих групп.

Как я уже говорил, незыблемая и обязательная основа всех композиций данной группы – это поэтическое слово, особое состояние души, которое можно передать другому, облекая мысли, чувства и ощущения в соответствующие рифмы и лирические образы. Очень простые и доходчивые стихи Закрытого Показа каким-то особым и само собой разумеющимся, естественным способом проникают в подкорку и тут же начинают вить там свои гнёзда, обращаться к самым светлым сторонам нашего разума с тем, чтобы противопоставить чистое, детское, неискушённое – всё то, что было в нас изначально, и приобретённые за годы ошибок опыт и цинизм.

Цитаты из малых фольклорных жанров и другие скрытые аллюзии к уже имеющемуся в сознании опыту изящно переплетаются в треках группы с заимствованиями из классики Цоя и Майка Науменко, а порой звучание Закрытого Показа напоминало мне такие современные группы, как (the) Dead Elvis и Agenda – то есть в общем и целом, всё то, что стоило бы считать настоящей русской музыкой, настоящим русским роком, и да – если по каким-то причинам у вас появилась аллергия на деятельность Оргии Праведников, вот вам великолепный аналог и блестящая альтернатива.