ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Zam "Zam"

Zam, Zam

30-07-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ZAM
Релиз
“ZAM”
Год
2017
Стиль
Post-metal, post-rock, post-punk, progressive
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва / США, Атланта, Джорджия

До недавнего времени я думал, что знаю, что такое “зам”. Ну как же, зам – это заместитель, вот как я заместитель главного редактора в журнале РокКор, замглавред, что означает, что когда сам главред занят или спит, рулю я, пишу вступительное слово к журналу и выполняю другие важные поручения главного. Казалось бы, что тут сложного ничего нет, но казалось ровно до того момента, когда я услышал о группе, которая тоже называется Zam, но никого не замещает, а является сторонним проектом московских альтернативщиков из Seven7Steps совместно с их товарищами из США. Ну а, как оказалось, слово zam - по-бурятски означает “путь“, а кроме того может обозначать три химических элемента (цинк, алюминий и магний ) в единстве.

Главный идейный вдохновитель проекта Максим Иванов называет в числе своих вдохновителей такие группы, как Radiohead, Tool, Tesa, New Order, Joy Division, Oceansize, At The Drive-In, Deafheaven, Mogwai. Явно, вкус у него хороший, а с такими предпочтениями интересно играть сложную, умную нелинейную музыку, для чего и был создан Zam. Однако сам факт создания прогрессивной группы отнюдь не удовлетворил музыкантов и свой дебютный 25-минутный альбом они сочиняли и записывали 2,5 года, перепробовав целую кучу разных эффектов и ламповых усилителей, разных студий и нюансов звучания. Забегая вперёд, скажу, что лишь одна композиция на диске является песней и имеет вокал, а львиную долю труда музыканты направили на усиление инструментальных партий, которые вышли просто филигранными.

Открывающий альбом трека “Flood Pt.1” представляет сначала умеренный и камерный, а затем и дисторшновый прогрессив в духе Tool, причём аллюзии к этой команде проявляются не только в стиле, но и в настроении. Таинственные гитарные переборы и медитативный фон переходят в атмосферно-металлические проигрыши, как будто раскачивающие огромный железный каркас. На звучание группы сразу же обращаешь внимание, и оно не просто идеальное, а сверх-идеальное, хотя кто-то, возможно, скажет, что бас пересушен. Гитары буквально говорят и поют, а в целом композиция вполне укладывается в рамки техничного хард-рока, записанного с метрономом и приправленного воинствующей прогрессивностью, однако здесь нет какой-то запредельной заумности и непонятностей, сделавших бы Zam уделом сумасшедших ботаников.

Правда второй трек “Troya (Gates Open)” звучит чуть сложнее. Скорость повышается, эффекты как будто срываются с цепи, а музыканты уже не стесняются демонстрировать всё своё мастерство. Это всё тот же гитарный хард, но уже где-то в духе Сатриани (его весьма напоминает виртуозное гитарное соло). Конечно, влияния музыки в стиле “пост” здесь ощущаются, но они не так велики и глубоки и не стараются подчинить себе всё и вся. Гитара то ревёт, стонет и воет, то успокаивается и начинает нашёптывать какие-то заклинания, а затем всё неожиданно обрывается и мы слышим мистичную вещь “Useless Paradise”. Здесь не только Radiohead, но и Portishead можно услышать, и жужжащие, словно безумные пчёлы гитары как будто представляют свою интерпретацию идей Римского-Корсакова: в отличие от его шмеля, пчёлы Zam никуда не торопятся и весьма дружелюбны (кстати, эта вещь оказалась самым продолжительным треком на альбоме).

Вокальный номер “Someone’s Laughter” звучит очень отстранённо и гипнотически, а голос не избежал обработки эффектами и доносится как будто из железного подземелья. Что самое интересное, текст написан на русском, что становится хорошим сюрпризом, учитывая англоязычное название трека. По сравнению с инструментальными вещами эта песня, конечно, выглядит более прямолинейно и просто, но тоже не лишена интересных гитарных зарисовок, которые начинают стремительно проявляться во второй половине композиции. Именно в “Someone’s Laughter” становятся наиболее очевидны параллели к Joy Division, чьи мрачноватые песни весьма напоминает эта сюита с волнообразно повторяющимися припевами и эмблематическим текстом.

Пятая симфония в этом концерте носит предельно простое название “Trako5” и делает ставку на жирные, отчётливые и создающие настроение риффы с однозначным и не вызывающим разнотолков посылом. Здесь всё настолько прямолинейно по сравнению с первыми тремя номерами, что в такую незатейливость поначалу не веришь, и всё на самом деле гораздо сложнее, просто прогрессивность здесь уже не лежит на поверхности, а уходит в глубину.”Oceansized / To The End” напомнил мне одновременно поздних U2 и Dead Can Dance: звучание напоминает первых, а почти восточная, южная мелодия – вторых, однако, эта вещица тоже с сюрпризом, и перевалив за середину, срывается в отчаянный шторм, а затем выдаёт очень необычное, как будто пропущенное через мясорубку соло с настоящим металлическим шредом.

Завершающая сюита “Bow Down” длится немногим менее двух минут, а начинается с шаманских ударных и ритуально фонящей гитары. Такое чувство, что альбом не завершается, а только готовится к старту на новом витке, но нет, после трека ничего не следует, и только тишина доносится из динамиков, словно приглашая повторить этот прогрессивный трип. Zam смогли не только заинтриговать и порадовать меня, но и оставили терпкое послевкусие нераскрытой тайны. На диске присутствует множество самых разных влияний, однако если их с кем-то сравнивать, то всё же предпочтительнее с Tool, у которых всегда выходили на удивление многогранные и разноплановые композиции, буквально переполненные смыслами и разнообразными аллюзиями и отсылками. Все эти характеристики на 100% применимы и к Zam, но стоит ещё сказать об особой потусторонней одухотворённости их пьес, которая не исчезает даже в “Someone’s Laughter”.