ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Завтраккусто "*****"

Завтраккусто

14-10-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЗАВТРАККУСТО
Релиз
“*****”
Год
2018
Стиль
Indie rock
Лейбл
MARS RECORDS
Страна, город
Россия, Москва

Название этого альбома как будто намекает рецензенту, какую оценку стоит ему поставить, что вполне можно расценивать как вызов и провокацию – ну нельзя быть такими самоуверенными и самим себе ставить высший балл априори и по умолчанию. Или можно? Пока вы пытаетесь сами для себя ответить на этот вопрос (я на него однозначного ответа так и не нашёл), я замечу, что рецензируемый лонгплей является своего рода best of-компиляцией и содержит переработанные версии песен с пяти альбомов группы (ага, вот откуда те самые пять мистических звёздочек в названии!), призванные напомнить слушателям о славных временах команды, а попутно их немного освежить.

Если вы уже успели подзабыть или что хуже никогда и не знали, напомню, что этот московский коллектив считает своими учителями и наставниками Боба Дилана и Вертинского (именно с исполнения их песен команда начинала на заре своего творческого пути в 2013 году), а исполняет нечто весьма концептуальное, утончённое и выдержанное как хорошее вино, где наряду с нотками дарк-кабаре, блюза и акустического рока вы без труда почувствуете аромат поэзии Серебряного века и французского символизма, привкус творческой свободы ранних битников и настроения Британского Вторжения. Если обилие аристократичных терминов из минувших эпох вас не пугает, добро пожаловать в путешествие по временам, континентам и альбомам ЗК.

На сборнике представлены две совершенно новые песни, и стартует он как раз с такой новинки – с трека “Тулуз-Лотрек”. И тут слушатель, что говорится, с корабля на бал сходу попадает в цепкие объятия прилипчивых декадентских мелодий, сочных риффов, незримых инфлуенций Агаты Кристи и чарующего вокала. Даже людям, абсолютно не имеющим никаких симпатий к творчеству братьев Самойловых, вряд ли удастся устоять перед откровенными рифмами, зовущими интонациями и устало-расслабленным тембром вокалиста, которые, скооперировавшись друг с другом, отнюдь не тратят времени и сил даром, а изо всех сил тянут-потянут ваши внимание, мысли и эмоции-настроения к далёким декадентским мечтам и грехам.

Есть нечто в музыке этой группы, что было и может быть только и исключительно у таких мэтров, как Дилан и Шклярский и что очень трудно и даже совсем невозможно сочинить и записать, если только ты не Саймон, не Гарфункель или не Окуджава. А что же Вертинский? А влияний Вертинского на альбоме более чем достаточно, в чём вас без труда убедит “Кокаинетка”. Что интересно, дух времени Александра Николаевича и его неподражаемых стихов с лёгкой руки команды не кажется стилизованным и законсервированным (чем, как мне кажется, очень грешил перепевавший в своё время Вертинского и сам сочинявший нечто подобное Б.Г.), а напомнил мне по подаче весьма впечатливший меня недавний EP Consuelo, посвящённый О.Э.Мандельштаму.

Кстати, у меня есть сильное подозрение, что “*****” способен покорить и впечатлить даже любителей куда более тяжёлых жанров музыки и в частности почитателей джаз-металла и таких групп, как Diablo Swing Orchestra и Stolen Babies. И дело здесь не только в характерных “свинговых” ходах (хотя и в них тоже - послушайте хотя бы “Фальшивых кошек”), не в мрачной поэтике (“Чёрных роз” настолько отчаянно черна, и веет от неё чуть ли не Бодлером) и не в чётких ритмических рок-рисунках, а в какой-то неуловимой и неопределимой, но совершенно очевидной драйвовости и внутренней напряжённости, собранности всех без исключения композиций.

И снова повторюсь: даже Билли Новик, игравший в Тома Уэйтса, не был так убедителен и аутентичен, как убедительны и аутентичны сейчас завтраккусто. Они не “играют в…”, они на самом деле живут в тех темах и мотивах, к которым обращаются. Наверняка музыканты будут категорически против и кинут в меня чем-нибудь тяжёлым за такие слова, но есть-есть что-то в их песнях очень и весьма кашинское (или это Есенин?) – упоительное и бездонное, разгульное и отчаянное. Под такую музыку хочется бездействовать и деградировать в гамаке, смотреть на жёлтые листья, заложить пальцем книжку Кейва про Банни Монро (а вот сейчас послушайте “Ягодную Джейн”, спетую блистательным дуэтом с Эрикой Джейнс, и скажите, что она вам напоминает – правильно: N.Cave и P.J.Harvey, “Henry Lee”) и не спеша попивать винтажный Агдам.

Я никогда особо не любил компиляции и любого рода сборники, предпочитая им альбомы, но “*****” в силу своего творческого переосмысления исторического наследия команды вполне можно воспринимать как отдельный и самозначимый релиз, который вполне можно и стоит поставить в одном ряду со ставшими уже классическими пластинками группы. Ну или рекомендовать тем, кто о группе услышал впервые и только готовится открыть для себя мир их творчества и войти в затяжной алкогольный штопор от него. В качестве такой обзорной экскурсии по тесным улочкам декадентского рока актуальный диск воспринимается на “ура” – прослушав его от начала до конца или даже пригубив совсем немного “на пробу”, удержаться от дальнейших дегустаций столь изысканного и изобретательного коктейля будет совсем не просто. 5 из 5. Альбом превосходно создаёт настроение и манит, манит, манит… в глубины волшебных шкафов.