ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Железный Озон "FeO32"

Железный Озон FEO32

08-11-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЖЕЛЕЗНЫЙ ОЗОН
Релиз
“FEO32”
Год
2016
Стиль
Experimental heavy art-rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Екатеринбург

Меня всегда необъяснимо привлекали группы со словом “железный” в названии: Iron Maiden, Iron Angel, Iron Savior, Iron Butterfly, Железный Поток, наконец! Какова же была моя радость, когда в моей коллекции “железных” исполнителей появилась ещё одна команда – Железный Озон из Екатеринбурга, который сейчас представляет на суд общественности свой дебютный полноформатный альбом с не менее “железным” названием “Fe O32”. Присмотревшись к коллективу повнимательнее, я вижу, что это команда бывшего басиста локального екатеринбургского состава Красная Скрипка Тимофея Порозова, известного своими прогрессивными идеями и впечатляющей техникой исполнения.

Тимофей не изменил своему пятиструнному инструменту и стойке с микрофоном, но теперь помимо него в Железном Озоне присутствует и даже исполняет вокальные партии очаровательная фронтвумен Катерина Куваева. А как заметил один из поклонников этой новой команды, сейчас “Железный Озон звучит как потяжелевший ГР.ОБ”, и я с нетерпением принимаюсь за прослушивание свежевыпущенного полноформата этих ребят в стильных, как будто космических костюмах.

Таинственные железно-космические звуки с рокочущим басом и эфирно-воздушными, словно озоновыми клавишными открывают первый инструментальный трек “Симптом”, и мне поневоле вспоминается мотивация основателей классической хард-команды Iron Butterfly (“Железная Бабочка”), которые говорили, что хотели уже своим названием показать суть своей музыки, сочетающей в себе тяжёлые, грубые “железные” риффы и изящную лёгкость бабочки. Нечто подобное я слышу и у Железного Озона.

Конечно, они далеко не Iron Butterfly, да и век на дворе уже совсем другой, но схожие моменты в творчестве этих двух групп определённо прослеживаются. А в целом крайне необычный саунд команды напоминает экспериментальный, чуть утяжёлённый арт-рок в духе Rush, Genesis, King Crimson и Kate Bush с лёгким влиянием Гражданской Обороны и группы Шмели, которое проявляется главным образом в вокальной манере Тимофея и в общей медитативно мрачноватой атмосфере, которая отличает практически все треки на пластинке.

Уже третья песня “Порог” затягивает слушателя в характерную железно-озоновую мелодику, в которой есть и поп-роковая простота/доступность, и прогрессивно-авангардная многослойная полифоничность, которая при этом парадоксальным образом воспринимается вполне легко, интересно и даже танцевально. Есть у железного Озона что-то от Би-2, Смысловых Галлюцинаций и группы Ундервуд, но всё это подаётся в удивительном обрамлении воистину железного бурелома, который звучит так, словно мы стали свидетелями крушения подводной лодки.

И это отнюдь не минус! Своеобразное и ни на кого не похожее звучание Железного Озона не только выделяет состав из сонма подобных групп, но и делает их песни по-настоящему интересными и уникальными. “Утяжелённый ГР.ОБ.”? Я бы так не сказал. Скорее, экспериментальные, утяжёлённые и словно пропущенные через мясорубку, но от этого отнюдь не ставшие менее слушабельными и хитовыми Шмели или окончательно сошедшая с ума “Умирающая Невеста”. Невероятно, но уже в четвертой композиции “Отказ” я почти воочию слышу My Dying Bride времён их самого нестандартного альбома “34,788% Complete” и даже более хрестоматийного “Like Gods Of The Sun”!

Мрачноватая атмосфера и философская лирика на альбоме группы прекрасно уживается с вечнозелёными мелодиями, общей трад-роковой стадионностью, металлической прямолинейностью и почти думовой таинственно-скорбной глубиной. Увы, голос Катерины звучит только в качестве фоновой поддержки харизматичного пения Тимофея. Не знаю, стоит ли это относить к недостаткам, поскольку голос фронтмена действительно обладает вполне достаточным запасом индивидуальности, а со звуковой синкретичностью вполне справляется и инструментальная работа участников команды. В этом плане альбом построен как бы по нарастающей, и уже в пятом треке “Парадокс” мы слышим настоящий арт-прогрессив-авангард со множеством потусторонних звуковых нюансов. Увы, “Парадокс” стал своего рода высшей точкой развития этой самой арт-авангардности.

Уже шестая вещь “Одна” возвращается к более классическому звучанию, эпизодически напоминая даже Black Sabbath, Pentagram, Saint Vitus, Candlemass и других патриархов дум-металла, а “Империя” вновь вызывает ассоциации с русским роком и самыми мелодичными песнями Шмелей. К счастью, “Сувенир” вновь демонстрирует нам индустриально-авангардные параллели в музыке квартета, и этот трек вновь звучит как огромная железная бабочка, разбившаяся о бетонный грунт и ставшая после этого огромным заброшенным заводом. А завершает пластинку самая необычная и впечатляющая композиция на всём альбоме – инструментал “Ресурс”, который некоторым образом перекликается с открывающей диск сюитой “Симптом”, что оставляет ощущение движения по кругу и некоторой закольцованности, концептуальности прослушиваемого релиза.

Железный Озон уже на своём дебюте смог записать настолько интересный и нешаблонный материал, что за будущее этой команды можно совершенно не волноваться. Во многом прорыв, совершённый этой капеллой, я сравнил бы с тем, что сделали на своём новейшем лонгплее “Мета-Кома” изобретатели “инфра-металла” Rosa Infra. Настолько же революционный и нестандартный звук, сильный, необычный и отчасти атональный вокал, необычные тексты и стильные одинаковые костюмы. Хотя лично для меня изобретательные музыканты из Екатеринбурга сразу же стали своего рода российским аналогом любимого и почитаемого с детства My Dying Bride. На пластинке есть относительно слабые места и саунд-недочёты, но я однозначно плюсую этому диску за глобальные идеи и действительно впечатляющую инструментальную работу.