ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Железный Поток "Перезагрузка"

Железный Поток, Перезагрузка

25-11-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОТОК – 2016
Thrash metal
"ПЕРЕЗАГРУЗКА"
METAL RACE
Россия, Красногорск

После трагической смерти Лидии Васильевны, известной также как “Металлическая мама”, и ухода из жизни её сына, Дмитрия Куликова, вокалиста одной из моих любимых отечественных трэш-команд Железный Поток, вряд ли кто-то мог надеяться на то, что эта великолепная капелла снова вернётся к жизни. Уж слишком сильной была закравшаяся в сознание тысяч металхэдов ассоциациативная цепочка: «говорим “Ленин” - подразумеваем “партия”, говорим “партия” - подразумеваем “Ленин”»… э…, то есть, говорим “Железный Поток” - подразумеваем “Дмитрий “Асмодей” Куликов”, говорим “Дмитрий Куликов” – подразумеваем “Железный Поток”.

Но вот перед нами итог деятельности собравшегося в 2015 и разродившегося в году нынешнем своим дебютным LP состава, именующегося всё так же - Железный Поток. И хотя ни Дмитрия, ни Лидии Васильевны там уже, конечно, нет и быть не может, в группе по-прежнему басист Сергей Охрименко, взявший ныне на себя огонь вокальных обязанностей, и гитарист Алексей Карпов, которые были основными композиторами на последних двух альбомах Железного Потока “Бесконечная боль” и “Зовущая Вечность”. Однако даже не смотря на этот факт, я, признаться, подходил к прослушиванию  компакта весьма настороженно и с огромной как Марианская впадина и чёрной, как самая чернильная из всех чернильных клякс, опаской.

Посмотрим на предмет рецензирования издалека, чтобы не говорить потом, что слона-то мы, де, и не заметили. Всем известно, что слонов, а тем более слонов металлических, уже практически готовых мутировать в ранг динозавров и Бермудских треугольников, лучше рассматривать именно с уважительного и весьма немелкого расстояния. Что же мы видим? Обложка великолепно выполнена в олдово-металлическом стиле, где из зловещего рубиново-красного марева цвета красной луны на скептика сосредоточенно таращится весьма реалистично и профессионально нарисованный череп. Не тень ли это самого “Асмодея”, который наблюдает за деятельностью своей команды даже с той стороны последней черты? Рельефно выступающие чуть поверх черепа знакомые сепультуроподобные закорючки традиционного лого ЖП немного успокаивают, но ещё не вполне.

И вот, я, наконец, преодолев цепь будоражащих мой разум сомнений, нажал на “play”. По звуку открывающая вещь “Белая смерть” со звонко побрякивающим то там, то здесь басом, прогрессивными проигрышами, несколько суховатым, но глубоким и объёмным звуком напоминает, скорее, последний альбом классического Железного Потока “Зовущая вечность”, вышедший в 1995 году, чуть более 20 лет назад. Такие же длинные, прог-трэшевые или скорее техникал-трэшевые эскапады, серьёзная длительность композиций и…параллели с деятельностью Testament, Metallica и Flotsam And Jetsam. Музыка по сути всё та же, что и была в 1995-ом, но записана – да и придумана – слегка с учётом современных реалий и шагнувших далеко вперёд возможностей звукозаписывающей аппаратуры.

Естественно, кардинальные изменения коснулись вокальных линий. Сергей поёт хрипло, низко, с чувством, но достаточно однотонно, словно стесняясь столь ответственной должности и ещё только нащупывая свой собственный стиль. Думаю, именно по этой причине его вокальные упражнения то и дело поддерживают хоровые рулады остальных музыкантов. Техника исполнения, естественно, на высоте, да и могло ли быть иначе, когда в группу пришёл экс-участник  Succubus Владимир Блеснов и драммер Алексей Маторин, известный по работе в другой культовой отечественной трэш-формации Мафия (ныне Лир, Scaffold). Да и сами Сергей и Алексей, понятное дело, не лыком шиты.

Не знаю, как там у вас, а у меня первый трек пролетел над ухом, как сверхзвуковой истребитель, задев, взбудоражив, но не оставив особо никаких конкретных впечатлений кроме своей техничности, чуть ли не грувововой объёмности, прогрессивности и удивления от слышания поющего Сергея Охрименко. Вторая вещь “Демоны” смогла-таки вызвать меня из объятий летаргических размышлений, и, вслушиваясь в риффы второго трека, уже немного абстрагировавшись от когнитивного диссонанса по поводу нового вокалиста, я слышу всё тот же классический Железный Поток, который продолжает своё стальное дело, так неожиданно прервавшееся двадцать один год назад. Даже в вокале Сергея нет-нет, да и проскочит нечто от “Асмодея”. И даже в открывающей альбом вещи есть эти характерные для него взвизгивания: “растопчи ногой”, “заразись мечтой…” и т.д.

А вот тексты современного ЖП иначе, как скользким моментом не назовёшь. Во времена Куликова вербальная составляющая творчества Железного Потока меня просто восхищала своей пронзительной, адски-истерической еретичностью (альбом “Бесконечная боль”), а до того, как Куликов начал сам писать тексты, они явно отличались какой-то лирической напевностью и проникновенностью (Альбом “Чёрная Сила”). Сейчас ничего этого нет и близко. Конечно, Сергей указывает и будет указывать на то, что все элементарные символы, присутствующие в текстовой канве альбома, это глубокие остросоциальные метафоры, но на слух слышится что-то наподобие “Выпьем, брат, за мастеров тату”.

С другой стороны, если взглянуть на лирику “Перезагрузки” иным, немного более подготовленным взглядом, то становится очевидно, что это предельно честное и “без обиняков” отражение современной реальности человеком, который многое повидал, многое понял, но привык выражать свои мысли предельно прямо и остро, порой не чураясь крепкого словца, и вообще безо всех этих метафизических витиеватостей, и…разве не такими должны быть тексты трэш-метал-группы? Да, они могут быть и бывают другими, но в то время, когда трэш вдруг оказался на “задворках мироздания”, а некоторые не особо сознательные товарищи стремятся загнать его ещё дальше, о чём же ещё и петь-то, как не об этих “восставших из ада” политических марионетках!?.

Чётвёртый трек “Война” звучит, на мой взгляд, гораздо выигрышнее, чем первые три композиции вместе взятые. Интересное военное вступление и мощное гитарное “рубилово” в духе поздних Exodus и Over Kill меня не только однозначно порадовали и вдохновили, но и сделали обновлённый состав Железного Потока своим и понятным в доску. Я как будто настроился на ту же волну, на которой находились сами музыканты при работе над “Перезагрузкой”. Навязчивый призрак грув-объёмности рассеялся в алкогольных испарениях, откуда ни возьмись, образовавшихся возле стереосистемы, а вокал стал звучать как-то чуть более высоко и как будто слегка нетрезво и ехидно. Вот этого как раз мне и не хватало в первых трёх номерах на пластинке – чего-то отчаянно своего, сильного и меткого, бьющего прямо в цель и не дающего времени на размышления…..

Но как тут не размышлять: вот песня закончилась, а из колонок звучит нечто балладно-философское с гитарным перебором и разговорно-кричащими, словно выплёвываемыми выбитыми зубами на асфальт, строчками. Хотя это всего лишь интро, и уже спустя минуту ЖП возвращаются на то высокогорное риффовое шоссе, на которое они неожиданно для меня выехали в четвёртом треке. И им это, определённо, идёт. “Включай! - Перезагрузка началась. Останься с нами!” – вот это по-нашему. Это уже настоящий трэш! “Если понял нас – пусть моргнёт твой правый глаз, а если нет, то всё пошло во вред!”. Дальше – больше. Раскочегарившийся ни на шутку “восставший из ада” Железный Поток в треке “Стоп” стал цеплять меня даже своими “неоднозначными” текстами (не говоря уже о музыке):

“Бей, бей — бей в грудь,
Наводи на других страх, жуть!
Соплями плюй, коси бля*ей,
Ты же так любишь ненавидеть людей!

Ты носишь в кармане лезвие,
Вечно что-то хочешь отрезать им.
Может, думаешь, ты — парикмахер?
Да пошел ты, парикмахер, на хер!

Стоп, гоп-стоп!

Возьми свой нож, воткни в глаз,
А вдруг у тебя в башке алмаз?
Достанешь — продашь подороже,
Ведь ты же, я знаю, можешь.

Не умеешь жить — сиди в квартире,
Покушай, подрочи, позанимайся с гирей,
Только нас оставь поскорей!
Ты же так любишь ненавидеть людей!

Все это такое, бля***ь, говно,
Все фальшиво, смешно, пошло...
Вы так любите ненавидеть и ненавидеть...
Вы как какой-то адский злодей...
Может, хватит ненавидеть людей?!”

(с) “Стоп”

Кто-то может сказать, что в плане лирики не обошлось без влияний той же Мафии и некоторых других отечественных трэш-эскадронов начала 90-х, но как бы там ни было, музыка скрашивает все возможные текстовые неурядицы, и если вам не по душе именно вышеприведённый фрагмент, есть на альбоме и кардинально другие вещи. Взять хоть прямо идущий следующим номером трек “Сны”. Это уже настоящая трэш-металлическая баллада, исполненная как слегка облегчённый среднетемповый эпик:

“Эй, он иной - не обманет,
Растуманит и расскажет,
Как изнутри можем мы взлетать
И не падать вникуда.

Вдаль умчимся волнами
За края холмов мечты.
Мы подскажем тем, кому теперь
Так важно видеть сны.

Пусть, ты уснёшь и поймешь всё,
Он откроет в тебе волшебство,
Мглу прикроет своею спиной,
Грусть кидай назад и пой.

Будут птицы удачу шептать,
Забывая, помни - я могу взлетать,
И ты со мной.
Пой и лети стрелой!”

(c) “Сны”

А завершает диск композиция с немного странным названием “Доб” – самая брутальная, жёсткая, объёмная и “хриплая” вещь на всей пластинке, вновь слегка отдающая чем-то хаотично-прог-трэшевым. Басовые прогоны, истошные вокальные взрыкивания – эта песня идеально заканчивает новый релиз новоиспечённого Железного Потока. Она определённо одна из самых яростных, злых, эмоциональных и харизматичных на альбоме. А виртуозные соло на фоне “переговоров” ритм-секции и ритм-гитары напомнили мне даже современный Slayer, хотя по степени интенсивности подачи материала и по скорости Железный Поток всегда стоял особняком от этой команды, не желая играть в сверхзвуковые трэш-гонки в духе скоростей формулы-1.

Ну а итог….Я действительно очень рад, что теперь на метал-сцене активны и продуктивны у нас не только Чёрный Обелиск, но и не менее значимый, значительный и культовый для отечественного трэш-community Железный Поток. Просто отлично, что в воссоздании этой команды приняли участие столь маститые профи, а главное - актуальный лайн-ап ЖП на 50% состоит из оригинальных участников, которые непосредственно участвовали в сочинении классических песен этой капеллы. Однозначно, Железному Потоку быть!

Великие музыканты прошлого снова вернулись на сцену, с чем я их искренне и поздравляю! А их возвращение, благодаря лейблу Metal Race, получилось воистину триумфальным. Я уже отмечал великолепный артворк альбома, а сейчас просто вскользь упомяну, что буклет напечатан на толстенной матовой бумаге, где, естественно, присутствуют, все тексты, фото музыкантов и прочая сопутствующая информация. Ну а что касается подрастающего поколения – не знать эту группу не просто стыдно, это неприемлемо. Поверьте, это то же самое, что не знать Testament или Death Angel, Slayer или Exodus. Приятного прослушивания. И не забудьте про то, что я говорил о “подготовлённом взгляде”. Именно так (и только так) и нужно воспринимать этот альбом!