02-10-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Пост-панк из Беларуси – само по себе дело довольно интересное, хотя особо многого я от релиза не ждал. Дебютный альбом от никому неведомой группы, правда, изданный в ограниченном тираже на кассетах даже немецким лейблом Detriti Records – что это может быть? Давайте лучше не будем гадать, а обратимся собственно к самому релизу. Хотя пару слов всё-таки было бы нелишним. Они не делают ставку на имидж и подведённые глаза, но ценят винтаж и стиль, они любят здоровый diy-минимализм и базируются в Минске, а количество восторженных “ах” по поводу их диска и концертов близко к тому, чтобы дойти до критической отметки. Пожалуй, всё.
Одноимённый с группой трек радует стильным звуком. Я от неожиданности даже не сразу сообразил, кого именно мне напоминает такое звучание. Многих. От Alphaville и Кино до The Cure и The Siouxsie And The Banshees. Умеренная ритм-секция, танцевально-романтичные синтезаторы как раз в духе новой волны a la Duran Duran, угрюмый, но не утробный вокал. Тут есть и что-то от классического готик-рока, и элементы шугейза, и характерные дарк-рововые клише вплоть до более современных Garden Of Delight и The Underground Youth (помнится, именно в таком духе музыку мне прислал как-то лондонский лейбл Fuzz Club – целую пачку лаконичных дигипаков).
Медитативный бас в треке “Крыши” удачно переплетается с минималистичными ударными и настолько же сдержанными партиями остальных инструментов. Возможно, к недостаткам можно отнести чуть более, чем это было бы в меру, задвинутый на задний план голос, из-за чего не все слова хорошо различимы и понятны на слух, но можно расценить этот нюанс сведения и как особую фишку, выделяющую команду из той самой пачки дигипаков, где было немало вполне себе проходных релизов. Они не хотят быть проходными, их песни заканчиваются намного раньше, чем успевают надоесть, а в каждой строке и в каждом риффе остаётся место многоточию.
Чуть более искристая и заводная “Машина Работает” снова напомнит вам ранних Кино и даже Алису времён их дебютника, но такое чувство, что звучит чуть более “западный” и аутентичный вариант этих групп, не старающийся разжёвывать идеи The Sisters Of Mercy и Joy Division до крайнего края и предоставляя проделать эту процедуру самому слушателю. Что же, выходит очень миленько и симпатично, этого не отнять. А разнообразие – безусловно, одна из самых сильных сторон группы, что превосходно продемонстрирует один из самых сильных и безусловных хитов с плаcтинки “Люди Надоели”, объединяющий готический декаданс и синти-энергичность в зажигательно-отвязном ритме, напоминающем “Танец маленьких утят”.
Атмосферная вещица “Прятки” продолжает альбом на той же патетично-грустноватой ноте, а вокалист как будто старается петь чуть более эмоционально, местами искренне и наивно попадая мимо нот, что, однако, очень идёт группе и совсем не воспринимается как минус или недочёт. Ощущения, эмоции, чувства – вот что здесь главное. И для достижения этой цели вполне можно пожертвовать канонами классической музыкальной теории. Прозрачная и воздушная “Тишина” плавно перетекает в стёбно-прямолинейную “Я Не Коммунист” с интересным сэмплом в качестве интро и чуть техногенной изломанной структурой.
Если вам показалось из моего описания, что Молчат Дома – это что-то навроде белорусской Технологии, мне не хотелось бы вас разочаровывать. Общее, конечно, есть, но его не так уж много. Белорусы звучат намного более архаично и олдово, гаражно и праисторически, эффекты синтезаторов у них немного иные, хотя в треке, который так и называется “Технология” что-то общее с легендарными технарями действительно есть. Если сделать поправки на характерные особенности звучания, то можно разглядеть общее с коллективом Романа Рябцева и в финальной “Необычный Человек”, завершающей альбом на очень патетичной ноте.
Всё больше и чаще замечаю, что проведение досуга на крыше стало общепринятым трендом не только для продвинутых эстетствующих снобов типа меня, но и для вполне себе обычных школьников, подростков, чайлдов пубертатного периода и иже с ними. Что же, вполне предсказуемо и понимаемо: на крышах здорово. Смотришь себе из своего уединения на мир, попиваешь винишко или что у вас там, а мысли всё о высоком и о возвышенном. Минские неоромантики решили сыграть на этой повсеместной любви народных масс к времяпрепровождению на жилищных возвышенностях и записали вот такой альбом.
Они не стали халтурить и сочинили великолепные искренние тексты, строчки из которых можно вырывать из контекста как угодно и почти наугад, но они будут в тему, интересны, запоминаемы и прекрасно цитируемы; они записали впечатляющую музыку в духе флагманов и легенд жанра вплоть до Joy Division, Bauhaus и The Cure; наконец, они каким-то неведомым образом поднапряглись, где-то подкрутили какие-то рычажки, сыграли концерт где надо, и таким образом нашли заинтересованных в своей музыке людей – ту самую специфическую целевую аудиторию, которая так нужна любому творцу. И, наконец, вы сейчас читаете эту рецензию.
Остаётся только включить альбом и убедиться в том, что всё именно так, как я описал. Можно на крыше. Для дебютника – это однозначно прорыв и находка. Посмотрим, что будет дальше, ну а пока твёрдое “хорошо”. Признаюсь, не смог устоять перед очарованием таких хитов, как “Люди Надоели” и “Необычный Человек”, и подсел на них уже после первого прослушивания. Зацените-ка хотя бы это: “И я не буду тебе лгать, и я не буду больше ждать. Я лучше перестану ждать и буду тихо умирать” или “Ведь я необычный человек, люблю обижаться на всех, на всех”. Разве это не гениально? По-своему и в каком-то особом смысле, разумеется, однако, каюсь, пристрастен – не выдержал и поставил высший балл: это не “хорошо”, это изумительно, хоть и старо как мир.