ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

“Нужно всегда идти до конца. Нельзя предавать мечты!” Интервью с группой Stonehand

28-03-2021 Дмитрий Фомин

За свои пятнадцать лет существования воронежская банда Stonehand под предводительством плодовитого композитора, гитариста и вокалиста Александра Горбунова успела застолбить на отечественной тяжелой сцене собственную нишу предельно качественного и столь же неукротимого southern-metal. К этому направлению Stonehand пришли не сразу, но, благодаря упорству и искренней любви лидера коллектива к своему делу, сформировали собственное звучание, базирующееся на бессмертном наследии монстров рока и металла. При этом Stonehand ничуть не уступают своим великим вдохновителям ни в убедительности, ни в профессионализме, ни в харизматичности, которой пропитана их музыка.

Они завораживают своего слушателя мужественно-хриплым, но мелодичным вокалом, полновесной вязкостью классических риффов, бурлящей экспрессией соло-партий, отточенной слаженностью ритм-секции и нахрапистым драйвом. Они делили сцену с выдающимися исполнителями зарубежного рока и металла. Они без каких-либо усилий завоевали расположение байкер-сообщества, подарив родственные их душам песни на все случаи жизни. Но по странному недоразумению, являются одной из самых недооцененных команд России. Как бы там ни было, это никоим образом не влияет на решимость Александра Горбунова и его соратников творить исключительно сильный материал, коего уже насчитывается восемь полноформатных альбомов, и это если не считать трёх трибьют-релизов и целого вороха синглов.

Нынешней весной Stonehand возобновили концертную деятельность в отчасти обновленном составе: компанию Александру и барабанщику Алексею Руденко составил вернувшийся в группу после длительного перерыва басист Антон Губа. В таком виде команда отправилась в мини-тур, специальной гостьей которого стала знаменитая рок-дива Джина (ex-Kruger, Stigmatic Chorus, Rose Of Steel). Первое выступление состоялось в Брянске, в уютных стенах местного Club House, антураж  которого идеально подходит для стилистики группы.

После акустического разогрева в лице Tуркова Band Stonehand не заставили себя долго ждать и на протяжении почти полутора часов сотрясали стены клуба отборной русскоязычной “южатиной”, круто замешанной на наследии старого-доброго харда и олдового металла. В числе прочего прогремели вещи с недавно вышедшего полноформата “Вендетта”, перемежаемые уже полюбившимися хитами в духе “От винта!”, “В паутине лжи”, “Тот, кто играл с огнем”, “Вечный бунтарь”, “Дом на холме” и, конечно же, “Red & White Army” - официального гимна одноименного мотоклуба.

Эффектная Джина присоединялась к трио, чтобы украсить своим пением исполнение таких лирических вещей, как потрясающая “У времени нет времени”, зажигательная “Легенды не уходят никогда” и ностальгическая “Долгий путь домой”, которые еще долго бередили сознание публики. Не обошлось и без каверов, а именно - бессмертного творения великих Deep Purple, которое, наверное, не знает разве что глухой. Однако в исполнении Stonehand эта композиция лишний раз заставила автора этих строк преисполниться безграничным уважением к бессмертной классике, которая оставила столь достойное потомство.

Мощный, грубый, но отлично читаемый саунд, безукоризненная и упоенная техника исполнения, раскованная и в меру артистичная манера держаться на сцене – в этом плане трио несколько напомнило задорных ZZ Top – все это заставило позабыть о времени и, несмотря на мельчайшие технические неурядицы, раствориться в суровом, но столь притягательном мире Stonehand, где правят “старые ковбои” и “гладиаторы темных дорог”, где “ветер, как лучший друг” и где месть это вопрос чести.

После выступления Александр и Джина в присутствии остальных музыкантов Stonehand любезно согласились ответить на несколько наших вопросов, которые вылились в непродолжительную, но при этом достаточно непринужденную и познавательную беседу. Итак, поздний вечер пятницы 12 марта, брянский Club House, наполненный возгласами посетителей, звоном пивных бутылок и стаканов, фоновой музыки, и еще не совсем остывшие после зажигательного перформанса Stonehand собственной персоной.

Ребята, заранее хочу извиниться, если вопросы буду задавать, так сказать, на повышенных тонах. Звук у вас сегодня поистине убойный. Я немного оглох. Переходя к сути, мы очень рады, что группа Stonehand в очередной раз приехала в Брянск.

Александр: Мы часто приезжаем в Брянск.

Разумеется, но это первый раз, когда лично мне посчастливилось застать вас в нашем городе. Начну, пожалуй, с немного набившей оскомину темы пандемии коронавируса, которая долгое время не давала вырваться и вам, и многим другим исполнителям. Я знаю, что даже в период самоизоляции вы не теряли времени даром: писали новую музыку, участвовали в сторонних проектах. Ну, а помимо творчества занимались ли чем-то еще?

Александр: Я занимаюсь только музыкой. Работаю в студии, записываю вокал, гитары, пишу музыку на заказ, в том числе и для блогеров, потому что в YouTube сейчас очень тяжело стало с копирайтом. Музыка занимает 99% моей жизни и 1% от этого составляют ретро-компьютеры, которые я собираю.

Такое небольшое хобби для души?

Александр: Да. Всякие там «ZX SPECTRUM» и пр.

Вы играете довольно специфичную для наших российских широт музыку, в которой смешался традиционный хэви, дум, хард-рок, и все вместе это составляет такое весьма оригинальное направление как southern-metal. На ваш взгляд, данный жанр вообще актуален для российской сцены?

Александр: Ну, мы не сразу начали такую музыку играть. Мы долго к ней шли. Вначале играли каверы, потом начали писать собственные англоязычные песни. А потом, когда от нас ушел вокалист (Андрей Бондарев – прим. автора), мы начали играть именно такую музыку. Актуально? Нет, конечно. У нас в России большей популярностью пользуется эстрадная музыка, или рок-эстрада. Команды называть не буду, все их и так хорошо знают. Все это можно обозначать, как эстрадный рок.

Тяжело ли найти единомышленников в этом непростом деле? Тем более, что в Stonehand очень часто менялся состав.

Александр: Очень тяжело. Особенно если учесть, что музыка и личная жизнь вещи несовместимые. Только самые стойкие и те, кому это действительно дорого и нужно, остаются в строю.

Как вы считаете, чтобы играть такую музыку, ее нужно впитать с самого раннего детства, или же можно прийти к ней в любом возрасте?

Александр: Не обязательно. Играть можно в любом возрасте, главное, искренне любить ее. Желательно, конечно,  втянуться во все это в раннем возрасте, чем быстрее, тем лучше, но особой роли это не играет.

Вы упомянули, что сотрудничаете с блогерами в профессиональном плане. А есть ли у вас время, чтобы следить за тем, что происходит в соцсетях? Каково ваше мнение относительно поклонников, ну или «поклонников» тяжелой музыки к творчеству артистов? Ведь оно носит как вполне положительный, так и резко негативный и даже попустительский оттенок.

Александр: Интернет в последнее время вообще взбесился. Человек, который поставил дома компьютер и провел интернет-провод, подчас чувствует себя повелителем Вселенной. В основном встречаются люди-хамы. Не все. Но очень большая часть людей… Это и критикой-то не назовешь, это просто хамство, с пожеланиями… очень негативными. Я отношусь к этому плохо. Но люди попадаются самые разные. Вот мы с Антоном недавно ощутили все прелесть «критики» с переходом на личности. Звучали и оскорбления. Что-то хорошее сказать об интернете я не могу по большей части. На мой взгляд, процентов 25 там сидит нормальных людей и 75 процентов идиотов.

Все это выражается в комментариях?

Александр: Именно в комментариях. Причем, о музыке разговор не идет, по большей части переход на личности, а уже потом о творчестве. Подчеркиваю, это мое субъективное мнение, я его никому не навязываю. Но считаю, что интернет очень плохо влияет на реальную жизнь музыкантов.

Или кто-то просто не умеет им правильно пользоваться.

Александр: Скажем так, и пользоваться не умеет, и плохо влияет.

Stonehand не раз делили сцену, а также сотрудничали со многими западными рок-исполнителями. На ваш взгляд, есть определенная разница между отношением зарубежных артистов и российских музыкантов к своему делу? И в чем это выражается?

Александр: Конечно. На западе люди намного больше уделяют внимание музыке, а у нас больше внимания уделяется aфте-пати. Людей больше интересует, кто в каких гостиницах селится, кто-то и вовсе занимается пустозвонством. На западе люди прежде всего занимаются делом, а уже потом имеют право на какие-то развлечения. У меня был положительный опыт общения с зарубежными музыкантами. Тот же Винни Эпписи, барабанщик Black Sabbath и Dio, с которым мы записали песню ''When The Devil Come”. Это, наверное, один из самых позитивных музыкантов, с которыми мне довелось общаться. Что называется, без понтов.

Легко пошел на контакт?

Александр: Он послушал наши песни и прямо сказал «о, круто».

Подозреваю, он услышал в них что-то знакомое?

Александр: Он сказал, что не ожидал, что в России есть такая музыка. В общем, наше сотрудничество состоялась, песня была записана. Это был один из самых серьезных опытов сотрудничества.

Безусловно, Эпписи великий музыкант. А вот Вы, Александр, как давний и преданный поклонник Black Sabbath , разграничиваете ли для себя их творчество на какие-то отдельные эпохи: период с Оззи, Дио, Гилланом, Мартином?

Александр: Моя любимая эпоха – это весь Black Sabbath. Я не хочу делить историю  группы на эпохи, да и глупо это. Black Sabbath многогранен, нельзя говорить о том, что тогда-то или тогда-то было лучше. Оззи по-своему прекрасен, Дио бесподобен, Тони Мартин и бесподобен, и прекрасен… Также как и Глен Хьюз, и Йен Гиллан. И даже Рэй Гиллан, который пел в составе очень недолго, тоже прекрасный вокалист. Я также не могу сказать, что у «саббат» есть слабые альбомы… Ну, может, «Forbidden». В юности он мне казался таковым, но потом  я его «раскушал» – прекрасный альбом. Спродюсирован он, конечно, дичайше, но он круто звучит. Все альбомы Black Sabbath прекрасны.

Не могу с этим не согласиться. У меня была похожая история с альбомом «Tyr», который не сразу удалось раскусить, но позднее он раскрылся для меня с совершенно иной стороны.

Здесь к беседе присоединяется Джина.

Джина, мы рады в очередной раз видеть Вас в Брянске! Огромное спасибо за замечательный перформанс. Насколько я знаю, сегодня днем Вы побывали в нашем рок-бутике Freak Shop (старейший брянский магазин рок-атрибутики, функционирующий с 1997 г. – прим. автора). Для брянских неформалов это по-настоящему культовое место.  Какие впечатления остались у вас после этой экскурсии?

Джина: Впечатления самые потрясающие. Мне это напомнило очень-очень далекие 90-е г., когда в Москве открылся самый первый рок-магазин «Давай! Давай!». Он располагался на станции метро «Проспект Мира» и, насколько я знаю, туда съезжались люди чуть ли не со всего бывшего Советского Союза. Потом он часто переезжал, ведь как и всегда в Москве что-то открывается, что-то закрывается… Но частичка этого первозданного духа все равно сохраняется. Можно сказать, [Freak Shop] это прямо намоленное место (смеется). Атмосфера там, конечно, наша… наша… (тепло улыбается).

А вот у Вас, Александр, в юности было подобное место в Воронеже? Такой магазинчик, где вы черпали информацию о любимых исполнителях, приобретали кассеты, диски, книги и пр. мерч?

Александр: Черпал информацию я в основном в магазинчике «Пока молодой», но я там редко бывал.  А так для меня настоящим культовым местом остается Castle Rock. Я в Питере жил очень долго, можно сказать, это моя вторая родина. И в «Кастле», как его называют, проводил много времени, мог зависать часами.

Вы сами коллекционируете музыку на физических носителях?

Александр: Да, я много лет коллекционирую диски и аудиокассеты, а также винил.

Предпочитаете олдовый винил или новодел?

Александр: Без разницы. Абсолютно.

Можно ли сказать, что винил для Вас это своего рода фетиш?

Александр: Это даже не то что фетиш, скорее вдохновение. Фетиш – это когда ты молишься на что-то, а эта штука вроде просто стоит, крутиться на проигрывателе и порождает особый шарм.

Безусловно, винил и ему подобные артефакты формируют совершенно иное, антипотребительское отношение к музыке. Это настоящая культура прослушивания, которой очень не хватает в современном мире. Вопрос к Джине. Вы широко известны по таким метал-командам, как Kruger, Stigmatic Chorus, разумеется, Stonehand и как участник авторского проекта Margenta. Как это многообразие стилей и направлений так органично сочетается у Вас? И что вам на самом деле ближе: суровый напор “дизель-металла”, демонизм симфо-блэка или все та же дорожная романтика?

Джина: На самом деле все это вполне естественно сочетается. Такая вот адская смесь. Ближе я, конечно, к “темной” сцене экстремального метала. Мне это нравилось с давних лет, и я не перестаю открывать для себя что-то новое в этом направлении.  Сейчас вот очень нравится такое новое направление как oriental-metal. В своем собственном проекте Rose Of Steel я стала потихоньку продвигать этот стиль. Если брать аналоги, то это будет тунисская группа Myrath, которая произвела на меня неизгладимое впечатление.

Можно ли утверждать, что Ваш проект Rose Of Steel вполне удачно сочетает элементы все вышеозначенных имен?

Джина: Да, безусловно. Я добавлю сюда еще влияние индастриал-дэнс-метал в духе Turmion Katilot. Именно в темной сцене я ищу вдохновения, она придает мне силы. Ощущаешь желание расправить крылья, как огнедышащий дракон (мило улыбается). На самом же деле, она же приносит мне счастье.  Что самое главное для человека? Быть счастливым! А для музыканта быть счастливым – это реализовывать себя, чувствовать творческую свободу, находить отклик в первую очередь в своей душе. А когда это идет из души, люди начинают приобщаться к твоему творчеству, находя что-то близкое и для себя тоже.

Вопрос к Александру. Почему, имея в своем творческом багаже множество каверов на тех же Black Sabbath, Deep Purple, Rainbow, Вы так редко играете, или вообще не играете их вживую? Не хотите притеснять собственное, достаточно объемное творчество?

Александр: Потому что хватит с нас каверов. Мы действительно выпустили несколько трибьют-альбомов, два из которых единственные в России в своем роде. Но сделали это не для галочки, а чтобы воздать дань уважения классикам жанра. На сегодняшний день существует множество альбомов-каверов на тех же  Deep Purple, в которых принимали участие исполнители в духе Любэ, Григория Лепса. Но это можно назвать скорее самодеятельностью. Мы сделали аутентичный альбом с бережным отношением к оригинальному звучанию и подаче материала. Это наш принцип.

Возвращаясь к корням Stonehand, который занял свое коронное место в жанре «южного металла», возникает вопрос: есть ли подобные вам исполнители на российской территории?

Александр: Похожих нет. Лично я не видел ни одной группы, которая играла бы саутерн на русском языке. Существуют группы, которые начинают играться в фирмачей и пишут тексты на английском. Мы же делаем все наоборот.

Должен сказать, что такой подход придает группе еще большей оригинальности. К тому же, ваши русскоязычные тексты весьма выразительные и емкие.

Александр: Это потому что текст сначала сочиняется на английском, а потом уже переводится на русский. Иногда удачно, иногда менее удачно.

Вопрос к Джине. В своих выступлениях Вы мастерски сочетаете сразу несколько вокальных техник: оперный сопрано, расщепленный рок-вокал и даже экстрим-войс. Как вы сохраняете голос в такой изумительной форме, особенно, когда впереди много выступлений?

Джина: Опыт. Опыт и тренировки. Безусловно, вокал это тот же самый спорт, голосовые связки это те же самые мышцы, которые нужно держать в тонусе. Постоянная практика, постоянна работа и, естественно, бережное отношение к голосу.

Какое отношение у участников Stonehand и у Вас, Джина, к классической музыке? Подчеркиваете ли Вы связь классики и тяжелого рока, металла?

Джина: Это наши прародители.

Александр: Это просто ответвления одного и того же. По сути, какая разница между Ингви Мальстином и Никколо Паганини? Рок-музыка это прямой последователь классической музыки. Просто во времена Паганини еще не существовало электрогитар.

И Stonehand, и Вы, Джина, принимаете активное участие в деятельности проекта Margenta наряду с изрядным количеством приглашенных музыкантов и певцов. Согласны ли вы с тем, что этот проект Маргариты Пушкиной в какой-то степени сплачивает нашу рок-сцену?

Александр: Я не согласен. Суть этого сольного проекта Маргариты Пушкиной в реализации определенного багажа текстов, которые она не может реализовать в рамках Арии, Кипелов и пр. Объединяет? Нет, я так не думаю, объединением там и не пахнет. Там в приоритете утверждение собственных четких музыкальных вкусов с определенными вариациями. Таким образом, происходит вовлечение отдельных музыкантов, композиторов, которые пишут музыку. После чего Маргаритой, как основным генератором концепции, выносится окончательное решение, нравится ей та или иная песня или нет. А какой-то особой сплоченности я не заметил.

Мы приближаемся к финалу нашей беседы, и хотелось бы завершить ее вопросом, который, возможно, прозвучит несколько пафосно, но, тем не менее, очень важен. Мы все живем в такое время, когда нам приходится наблюдать постепенный уход легендарных музыкантов. Из последних таких потерь – Эдди Ван Хален, Ли Керслейк, Кен Хенсли. Как кажется вам, выросшим на лучших образцах тяжелой музыки и имеющим собственный солидный опыт, сиротеет ли постепенно классический рок? Или есть еще те, на кого можно рассчитывать?

Александр: Равноценной замены этим людям нет.

Джина: Если только какие-то единичные случаи. Как, например, Дино Елусич из Хорватии (одаренный певец, победитель самого первого «Детского Евровидения» 2003 г., гастрольный участник американской рок-группы Trans-Siberian Orchestra – прим. автора). Когда его слушаешь, то чувствуется нечто действительно великое. Но их пока очень мало, таких звездочек, но из них может вырасти что-то действительно значимое.

Александр: Если говорить о музыкальных миссиях, то их, наверное, уже больше не будет. Или должно пройти очень-очень много времени, чтобы они появились. Но сейчас кого-то выделить я не могу. Как сказал Лемми Килмистер, мы вступаем в эру великих похорон. И сказал он это накануне похорон Ронни Джеймса Дио, добавив, что, ничего, друг, мы скоро встретимся с тобой.

Да, лучшей компании, которая собралась ТАМ, и пожелать нельзя. Возвращаясь к теме молодых дарований в мировом масштабе, нельзя не упомянуть о востребованности Ронни Ромеро (Lords Of Black, Vandenberg, Rainbow), которого называют наиболее сильным последователем того же Дио, Гиллана и иже с ними? Не кажется ли он вам больше ремесленником, чем творцом?

Александр: Ну без этого сейчас никуда. Если ты не будешь заниматься музыкой на таком уровне, то тебя просто сметут. Либо ты принимаешь условия игры и начинаешь пахать, либо ты предаешься забвению. Винни Эпписи говорил, что их совместный проект с басистом Pantera (группа Kill Devil Hill, куда также входили гитарист RATT и W.A.S.P. Марк Зэвон и вокалист Pissing Razors Дьюи Брэгг – прим. автора) собирал от силы человек тридцать  в Техасе и Калифорнии. Начинать с нуля всегда тяжело, даже если ты обладатель громкого имени.

Stonehand в деле уже пятнадцать лет и, смею заметить, зарекомендовали себя с лучшей стороны. Вы играете очень качественную музыку практически мирового уровня и не собираетесь останавливаться на достигнутом. Но при этом заполняемость концертных залов на ваших выступлениях, по крайней мере, в регионах оставляет желать лучшего. Как вы думаете, может, люди просто пресытились всякого рода музыкой?

Александр: Я отвечу цитатой Кирилла Немоляева: хорошая музыка в России не востребована, она не собирает залы. И по нашим временам это абсолютная норма. Сейчас концерты это жалкое зрелище в сравнении с тем, что было двадцать-тридцать лет назад. Сейчас же необязательно играть хорошую музыку и собирать большие залы. Выхода из этого пока не видно. Конечно, для нас это неприятно, но факт остается фактом.

Продолжая тему современных тенденций, хочется затронуть начинающих исполнителей. Многие из них еще в самом начале своего творческого пути мечтают о мгновенной отдаче. Попросту говоря, они хотят всего и сразу. Если этого не происходит, то они быстро теряют интерес к своей музыке. Стоит ли вообще рассчитывать на успех, играя рок-музыку?

Александр: Нет, сразу ничего не бывает.  Но и забывать о музыке не стоит. Если ты, даже спустя годы игры понял, что это твое, что у тебя получается, ты делаешь это грамотно, нельзя ничего бросать!  Нужно всегда идти до конца!

Джина: Нельзя предавать мечты!

Александр: Нужно давить, давить, как в спортзале. Жать и жать до последнего.

Это очень уважаемая позиция. Многим из наших исполнителей стоит взять ее в качестве жизненного кредо.

Александр: Мы все живем в очень сложном мире. Та же бытовуха она всех кушает.

И последний вопрос. Представляете ли вы себе, как сложится ваша судьба в будущем? Возможно ли такое, что лет через двадцать-тридцать мы снова увидим старых-добрых Stonehand в каком-нибудь видавшим виды придорожном заведении, изрядно заросших бородами и все также зажигательно исполняющих теперь уже полностью акустический корневой блюз?

Александр: Я не хочу об этом думать, просто потому, что живу здесь и сейчас. Будь как будет. Получится – хорошо, не получится – тоже замечательно. Сейчас мы здесь, играем музыку, сидим, общаемся. Чего еще можно пожелать?

Джина:  Можно я дополню словами из композиции авторства Маргариты Пушкиной, которую мы сегодня исполнили? “Мы посидим, помолчим обо всем//Ветер нам песню споет//Но не о будущем, но о былом//Лучше не знать, что нас ждет”. Все будет так, как должно быть.

Замечательный эпилог, лучше и не скажешь. Огромное спасибо группе Stonehand и обворожительной Джине за то, что уделили время, а также за теплую и содержательную беседу. Удачи вам и до новых встреч!

 Следующим пунктом в весеннем туре группы стал Новомосковск, где Stonehand запечатлели свое выступление на видео для нового, уже пятого по счету DVD. И все это в преддверии новейшего EP «Под прицелом», обещающего новую порцию забойной и одновременно романтичной “южатины”, которая уж точно пришлась бы по вкусу Закку Уайлду. Новые дороги ждут!

Отдельную благодарность в организации интервью автор выражает Олегу «Элу» Коненкину.