14-02-2025 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Мы уже как-то писали о музыкальном проекте, экспериментирующем с нейросетями и искусственным интеллектом, и сегодня продолжаем это делать. Каждый день мы видим, что энтузиастов, считающих, что ИИ-музыка это не просто нечто искусственное, а самое настоящее искусство, становится всё больше, как среди музыкантов, так и среди слушателей, а их доводы в пользу своей точки зрения становятся всё более убедительными. Что самое интересное, эти доводы имеют определённую резонность, и порой нейросеть действительно лишь подспорье, но… Давайте сами попробуем посмотреть, как нейросеть проявляет себя в умелых руках таких энтузиастов на примере двухчастного альбома проекта ПолурAIспад “Время для мёртвых идей”.
Сам автор называет свою работу странной историей с музыкой, текстами и продолжением, а учитывая то, что завершить эту эпопею ему помог наш замечательный классик Игорь Северянин, всё становится ещё интереснее. Идеям некоторых из вошедших на альбом песен по девять, десять и даже по двадцать лет, и изначально они совсем не задумывались как части единого целого, однако получилось так, как получилось, и в данный момент альбом выглядит вполне целостно и концептуально, а две его части интересно дополняют друг друга, в то же время придерживаясь единого почерка и стиля. Ну что ж, пойдём по порядку и не будем забегать вперёд раньше времени.
Первая часть дилогии называется “Перед потопом”, и начинается в духе очень ритмичного и драйвового рока с нежными, вкрадчивыми мелодиями и таким же склонным к эмпатии вокалом. Открывающая альбом “Маски” это действительно самый настоящий рок-хит в духе Станционного Смотрителя с их “Рисовать”, и когда слушаешь эту вещь, меньше всего задумываешься о том, что эти риффы мог бы создать компьютер. Бодро чеканящая ритм-секция, вдохновенные соло, драматичные переходы – всего этого становится ещё больше в титульной вещи, поставленной вторым номером, а начинается всё с эмоциональных лав-металлических клавишных в лучших традициях Entwine, To/Die/For и HIM.
Очень красива и хорошая балладная “Истина”, отличный рифф и идеально заходящий в сознание текст мгновенно завладевают вниманием, и вот я уже ловлю себя на том, что подпеваю вслед за треком, кричащим из динамиков «у каждого есть своя правда, но Истина только одна!». Очаровательным послесловием к этой вещи звучит инструментал “Звёзды и пляжи”, а затем нас ждёт ещё одно нежное балладное откровение – замечательная и являющаяся, на мой взгляд, эмоционально-хитовым апофеозом альбома “Т.с.м.к”, которую ПолурAIспад когда-то даже играли вживую. Ну а затем ещё одна сочная и бодрая стадионная зажигалочка “От эдема до ада”, а отличная баллада “Новые слова” завершает альбом на очень нежной, чуткой, глубокомысленной и почти исповедальной ноте, зовущей нас всех всерьёз поразмышлять.
Переходим ко второй части дилогии с подназванием “Я пытаюсь плыть” и сразу же натыкаемся на большой сюрприз – открывающая вторую частить диптиха “Клоуны возвращаются” записана в виртуозном фолк-рок или даже фолк-метал-ключе с обилием солирующих народных инструментов. Это красиво, виртуозно и напоминает по стилю Линдси Штирлинг, а на фоне сменяющей её контрастной и среднетемповой титульной вещи со всё той же солирующей и словно позаимствованной у Sky Clad скрипкой, всё это выглядит ещё бодрее и интереснее, особенно учитывая ещё более резкие, тяжёлые и рваные ритмы “Вам!” и “Зови друзей!” которые уже спешат следом и в которых самый провокационный хард-н-хэви a la Van Halen и Vixen запросто сочетается с разудалым панк-роком.
Что ж, это действительно очень интересное продолжение всего начатого в первой части и значительное развитие всех тех идей. Основной стиль ПолурAIспад узнаётся совершенно без проблем, но их чёткий и ритмичный хард-рок теперь как будто получил бодрящую прививку фолк-металла. Вышло здорово и задорно, в риффах и ритмах местами даже проскакивает что-то от забугорных фолк-менестрелей вроде In Extremo, Subway To Sally и Saltatio Mortis, а вокал всё так же грациозно балансирует на первом плане, радуя своей превосходной артикуляцией, мужественными интонациями и подспудным фольклорным духом в традициях наших рокеров наподобие Калинова Моста и Возвращения, которы й сам автор называет гаражным нейропанком.
Вокальные мелодии в этой части как будто ещё прилипчивее и сочнее, но их точно не назвать попсовыми или слишком простецкими, в чём однозначно убеждают нас трек “Матрица” со своими тёмными, неспешными, почти готическими интонациями в духе среднетемповых эпиков Кукрыниксов, ещё одна очень фолковая и изящно отороченная партиями флейты инструментальная вещица под названием “Шкала Рихтера” или балладные “Паранойя” и “Северная колыбельная”. У них там на западе подобное играют, например, Viikate и Mago De Oz, ну а у нас на русском и с нашим особым отечественным колоритом всё это зазвучало просто замечательно и шикарно – драйвово, по-рокерски, зажигательно и даже танцевально.
Абсолютно у всех композиций, которые вошли в итоге на эти два, ставшие в итоге двумя сторонами одной монеты, альбома, своя долгая и интересная история, о чём автор достаточно подробно рассказывал у себя в сообществе в соответствующих пресс-релизах, ну а я не буду останавливаться здесь подробно на всех этих межпредметных связях и экзистенциальных подоплёках, а просто скажу, что работа действительно была проделана огромная, а чувств, эмоций и переживаний сюда вложено очень много. Сам автор характеризует своё сотрудничество с нейросетями в категориях от панк-рока до шугейза и гранжа, но лично я услышал тут всё-таки околофольклорный Van Halen, хулиганский Ugly Kid Joe и Viikate. Наверное, каждый слышит то, что уже есть в нём самом.
ПолурAIспад – интересный и плодотворный эксперимент по взаимодействию человека с искусственным интеллектом. Две девятитрековые части со стильными чёрно-белыми обложками, две разные грани одного большого и глубокого явления под названием «поиск взаимопонимания между человеком и искусственным интеллектом», и этот опыт стоит признать не только интересным, но и впечатляющим. Слушать такие песни приятно, их отчасти нечеловеческое происхождение совершенно не приходит на ум по ходу прослушивания, а вот труд автора и его талант совершенно очевидны. Релизы представляют его идеи в завершённом и впечатляющем варианте, а их концептуальность вызывает уважение своей стройностью и красотой.
Хотя не стройностью и красотой едиными. Этот альбом в двух своих частях, которые в итоге так категорически не похожи друг на друга, но в то же время ведут себя как братья-близнецы, отличается потрясающей осмысленностью и человечностью. Похоже, с нейросетями теперь действительно предстоит считаться, и даже такому закоренелому скептику, как я, стоит поумерить свой скепсис. Мне понравилось, и в этой связи я почему-то вспомнил, с каким жаром и энтузиазмом в конце 80-х и в начале 90-х некий Чак Шульдинер отстаивал право дэт-металла считаться и называться искусством, как много сил и своей души он вложил в это горячее и пламенное желание… Похоже, история повторяется, и если кто-то так рьяно защищает ИИ-музыку, она скоро прочно и бесповоротно войдёт в нашу с вами жизнь, начав на постоянной основе появляться даже у нас на ASTARTA.
И тут вполне можно было бы поставить жирную точку или даже восклицательный знак, с удовольствием закончив данный разговор, но на один вопрос всё-таки нет ответа – как AI-группам быть с концертами, которые для большинства групп являются зачастую практически самым важным или даже просто самым важным безо всякого «практически»? И если у таких интернет-проектов, созданных при активном и непосредственном участии нейросетей, появится "живой" состав, будет ли это развитием эксперимента или всё-таки превратит их творческий опыт во что-то уже совершенно другое? Я не могу сходу ответить на данный вопрос, да и вряд ли кто-то сможет, а потому в ближайшее время, я думаю, стоит ждать выхода у нас на ASTARTA большого интервью с лидером ПолурAIспад Юрием Собакиным.
Рецензия опубликована в журнале Rockcor N2 (2025). Заказать журнал:
https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz