26-11-2015 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Рада и Терновник – один из самых таинственных, необычных и вдохновенных российских музыкальных коллективов. Но это не всё. Группа не просто создаёт своими звуками настроение и атмосферу, а действительно творит особый мир, в который хочется уйти, в котором хочется остаться. Фолк, этника, метал, трип-хоп, психоделика, индастриал – только малая часть того удивительного многообразия, которое встречает слушателя на альбомах этой удивительной группы, с фронтвумен которой мы сегодня поговорим. Коллектив начал свой путь в начале 90-х, и с тех далёких пор не только утекло много воды, но даже сама вода стала другой. Небо стало ближе. А Рада как будто совсем не изменилась и осталась всё такой же прекрасной, юной и недосягаемой. “Рада, поющая в терновнике” – называлась одна из статей, посвящённых этой группе чуть более десятилетия назад. Настало время говорить о Раде, поющей бытие. (как это делали валары в “Сильмариллионе” Толкиена).
- Давайте начнём с того, что представим группу. Как бы Вы описали группу Рада и Терновник с помощью трёх слов?
Мощь. Земля. Архетип.
- Рада, Вы филолог и очень внимательно относитесь к созданию своих текстов. Если вспомнить Толкиена, который говорил, что мир был сотворён песней, и Библию, где мир творится словом, то насколько это применимо к Вашей группе? Насколько будет оправданно и справедливо говорить о "вселенной Рады и Терновник"? А если так говорить можно, то идёт речь об одной большой вселенной или о нескольких, существующих на нескольких альбомах?
Моя вселенная, под названием “Рада и Терновник”, сотворена звуком. Все же, звуком, а не словом. Слово - это ориентиры, ключевые точки, указатели на том пути, который проторила песня. Песня - это звук голоса, мелодия, энергия, заложенная в песне, неделимое сочетание музыки и текста. Можно говорить об одушевленном слове, в котором заключена некая сила, зависящая не только от конкретного смысла слова, но и от звука. Как пример – мы пели свои песни для не русскоговорящей аудитории – нас понимали. Люди рассказывали, что они просто считывают энергию, поэтому им понятно о чем песня. У меня же крайне редко в песне есть некая история – в основном, песня передает состояние, картинку. Можно ее передавать словом, эту картинку, можно звуком. Вселенная – да, наверное. Мы создали за много лет свой мир, со своими ориентирами и своими ощущениями. Есть люди, которым в этом мире очень комфортно и они счастливы, когда находят нашу музыку = попадают в этот мир. Есть люди, для которых наша вселенная – это чужбина. Ну… тут нет советов – можно послушать попозже, а может быть это просто чужая вселенная. Ничего страшного. Я бы сказала, что вселенная Рада и Терновник – одна, а разные альбомы – это просто разные уголки этой вселенной, со своими особенностями, разными ландшафтами и может даже разными обитателями.
- Мир какого альбома ближе и комфортнее лично для Вас в настоящее время?
В последнее время часто переслушиваю альбом “ЗАГОВОРЫ”, с восхитительным сочетанием музыки Сергея Летова, Сергея Старостина, Анастасии Паписовой, тибетскими трубами Дмитрия Глобы-Михайленко и прочими красотами. Тот случай, когда множество приглашенных музыкантов очень сильно обогатили нашу вселенную и оказались в ней не просто гостями, а частью этой вселенной 🙂 Но, на самом деле, ближе всего мне наши концерты – именно на концертах максимально мощно выражает себя наша музыка. В записи мы, увы, немного теряем в энергии. На записи музыки, как таковой, больше, она может быть интереснее и разнообразней, но максимальная концентрация нашей музыки – на концертах.
- В том, что касается любого творчества всегда возникает проблема лирического героя и дистанции между автором и героем. Насколько велик этот разрыв между Вами как автором текстов и образов и самими текстами и образами? Насколько Ваши тексты отражают Ваш собственный опыт?
А в чем эта самая проблема? В некоем обывательском сознании главенствует тупая идея, что песни – они о том, как бедная девушка кого-то полюбила, потом разлюбила, а он не разлюбил, а она уехала, а он помер и прочая такая же несносная тупая лабуда в стиле женских романов в мягкой обложке. Ну или социальный русский рок – песни на злободневную тему. Я же не пишу песен на злободневные темы и не пишу про то, как Маша любит Петю, а Петя любит Аню. Лирический герой, в моем случае, не ходит по улицам Москвы, не курит в подворотне и не тусуется по кабакам или тюрьмам. Мои стихи ближе к философской и визионерской лирике и они отображают то, что я вижу и знаю. Случается, что это знания книжные, ставшие моими, принятые мной. У меня нет лирического героя, как такового, некоего персонажа, который действует от моего имени. В моем случае, можно говорить вот о таком - "Лирический герой, как правило, досоздаётся аудиторией, особым складом читательского восприятия, тоже возникшим в рамках романтического движения <…>. Для читательского сознания лирический герой — это легендарная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру" - цитата из родной нашей Википедии, которая цитирует литературоведа Роднянскую.
Ну а что там аудитория досоздает, я не могу знать 🙂
- Хотелось бы вкратце коснуться дискографии команды. Первым альбомом, который я услышал, был “Любовь моя печаль”. Альбом совершенно невероятный, атмосферный и глубокий. Расскажите об истории создания этого диска. Что было источником вдохновения, как рождались тексты? Почему в качестве музыкального ориентира был избран именно трип-хоп?
Ну я об этом тысячу раз писала 🙂 Нам позвонили некие ребята и сказали, что они открывают музыкальное издательство и выпускать будут исключительно трип-хоп альбомы и предложили контракт на полторы тысячи (вроде бы) долларов, в 1997 году. С условием, что альбом будет записан в этом жанре. Я, разумеется, тут же согласилась. Повесила трубку и перезвонила нашему тогдашнему звукорежиссеру Даниле Коротаеву, чтобы узнать что такое трип-хоп. Данила объяснил, что это такая смурная музыка для отходняка после наркотического трипа с обязательным использованием эффекта шкряба по пластинке. Ну он дольше и интересней объяснял, Данила вообще неплохо в музыке разбирался, но основное меня вполне устроило. Мы с Анчевским и Данилой набрали музыки трип-хоповой, послушали и сели писать альбом. Пока записали фирма уже развалилась, но нашелся математик Михаил Вербицкий, который выпустил альбом "Любовь моя Печаль", открыв свой лейбл Ур-Реалист. И тут же мы весь тираж продали во Францию на лейбл Prikosnovenie, потом пришлось допечатывать для России еще тираж.
- Второй по значимости альбом для меня это “Всё любимое просто”, который я всегда воспринимал как самый колдовской, мистичный и таинственный. Расскажите о нём. Что связывает группу с миром элементалов и персонажей русского фольклора?
Да? А я его воспринимаю как наиболее простецкий и внятный акустический альбом. Проще только "Где-то сказки были", который без группы - я там просто песни под гитару пою. Да мы все как персонажи русского или еще какого-то фольклора. Как можно спрашивать о том, что нас связывает с миром русского фольклора? Ну ладно бы перуанского… Но мы вообще-то живем на русской земле, она нам помогает и нас питает, наш язык, наши сказки, наши предания и мифы. Как можно быть НЕ связанным с этим миром, вот что по-настоящему странно. Я, в свое время, с колоссальным удовольствием позанималась в группе Дмитрия Фокина (15 лет проработавшего у великого Дмитрия Покровского) – группа была не только и не столько про пение, сколько про сам мир русского фольклора и называлась "Психотерапия русского фольклора". Сейчас у Дмитрия великолепный детский ансамбль КЛАДЕЦ – можно посмотреть на ютьюбе. А элементали (духи стихий) – это то, что вокруг нас постоянно – олицетворение воды, огня, воздуха… Как можно не быть с ними связанными? Вы стоите под душем и в это время вы взаимодействуете с водой, смотрите на огонь – видите пляшущие огоньки, ветер вам что-то шепчет, в облаках видятся лица и мифические звери.
- Альбом “Укок” получился очень тяжёлым и массивным по звучанию, почти металлическим. Почему так получилось? Это было сделано сознательно?
Плато Укок алтайское – само по себе не легкая и не воздушная вещь. Это место силы и место захоронений у алтайцев. Было бы глупо писать альбом “Укок” легким и акустическим. Но вообще нам сейчас близко "тяжелое" звучание. Мы понемногу двигаемся именно в эту сторону и сейчас группа звучит как скандинавская тяжелая музыка - и мне это нравится. Это особый вид энергии, очень крутой для концертов. Особенно прекрасно звучим на открытых площадках 🙂
- Что Вы думаете о близости Вашей группы к метал-музыке, в частности к ethno-metal?
Я не думаю об этом. Сейчас мы играем хард-психоделик-индастриал-прог-фолк-металл 🙂 Ну можно еще туда что-то впихнуть, но уже понятно направление и движение музыки.
- Альбомы группы Рада и Терновник очень отличаются друг от друга, как стилистически, музыкально, так и концептуально. С чем связано такое непостоянство?
См. выше. Это одна вселенная. Нельзя мыслить стилями – это глупо. Наш стиль называется "Рада и Терновник". Я не шучу – мне уже друзья журналисты присылали релизы команд, в которых было написано "играем в стиле Рада и Терновник". Скажем так, я у них особого сходства с нами не увидела, что жаль, но сами мы уже можем с полным правом говорить о нашем собственном стиле. Есть песни и они сами выбирают как они будут записаны – каждая песня требует своего звучания. От этого и отталкиваемся, поэтому часто переписываем песню из альбома в альбом – пока не найдем ее истинное лицо.
- Какие коллективы можно назвать близкими и дружественными Вашей группе?
Наши друзья – ВОЛГА (Анжела Манукян – этноэлектроника), ОЧЕЛЬЕ СОРОКИ (фолк, песни на неизвестных и известных языках, прекрасная Ульяна Шулепина), фолк-певица Мила Кикина, Theodor Bastard (ну их все знают 🙂 - эти команды мне и близки по музыке и с ними мы дружим. Сейчас наша виолончелистка Таис сотрудничает с группой "Оргия Праведников" - с ними мы тоже давно знакомы и дружим. Я очень уважаю потрясающего метафизического барда Бранимира – слежу за его творчеством. Мне интересны Moon Far Away, Шесть мертвых болгар, ну и то, что я не запоминая слушаю вконтакте 🙂
- Красной нитью сквозь всё творчество Вашей команды проходит тоска и состояние потерянности, покинутости "всеми богами". Как Вы сами оцениваете, насколько меняется и изменилось Ваше внутреннее состояние за годы прошедшие с выхода первой записи группы? От чего, к чему и как происходит эволюция коллектива?
Да ну? Есть несколько песен про это, правда, в основном альбом "Печальные звуки" (1995), но про красную нить сильно преувеличено. Эволюция это когда мы меняемся во временных координатах и можно вычислить что было, что стало, что будет.
Эволюции никакой нет – есть музыка, она сама по себе, вне времени. Есть песни, есть стихи – откуда они пришли и куда идут? Они вне времени.
- Насколько сильно меняются Ваши идеалы и приоритеты? Что для Вас означает такая дефиниция как “верность”? Если говорить о верности себе, что Вы понимаете под этим словом? В чём человек должен быть верен себе?
Я не веду дневник, как в детстве по Природоведению по отслеживанию видоизменений своих идеалов и приоритетов – это все замечательно для милых. Я просто занимаюсь своим делом. Просто делать то, что должен. Не тратить свою жизнь и свой талант впустую. Этого достаточно. Помнить, что жизнь закончится и она может закончиться внезапно – нужно не тратить ее бездарно. По возможности.
- Давайте поговорим о новом альбоме. Каким он будет?
В основном, громким, очень. Будут сочетаться несочетаемые вещи – прог-рок и нео-фолк, практически танцевальный фолковый хит "Ладная" и тяжелый скандинавский рок, впервые мы записали дудук (Виталий Погосян) и колесную лиру (Павел Боев), впервые запела на альбоме наша виолончелитска Таис, впервые у нас записаны вокалы Ульяны Шулепиной (Очелье Сороки) и Лены Мушниковой (фолк-ансамбль ДРЕВА), впервые одна из песен запсиана полностью в аранжировке нашего бас-гитариста Владимира Кислякова, впервые мы исполнили и записали русскую народную песню. То есть, как всегда, мы сделали то, что раньше никогда не делали. Довольно суровая музыка ожидается, очень разнообразная, очень много будет изящнейших сочетаний – скрипка-виолончель-гитара, будут симфо-роковые и прог-роковые композиции и, в то же время, будет славянский фолк-рок во всей красе. Много сложной музыки, много неожиданных музыкальных решений, одна из наиболее сложных музыкально студийных работ в нашей дискографии…
- Какова концепция этого грядущего альбома?
Если УКОК был музыкальным воплощением алтайского сакрального плато, ЗАГОВОРЫ были воплощением той точки алеф, в которой соединяются разные мифические архаичные миры, то наш новый альбом во многом был навеян книгой Клариссы Пинколы Эстес "Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях" Например, песня "Ладная" была написана под сильным впечатлением от этой книги и несет в себе рецепт исцеления, подсказку, взятую из "Бегущей…", впрочем, подсказка эта годится не только для женщин, а для всех, кого поломали, сломали крылья в чужой стае. В новом альбоме много о женском архетипе. Для того, чтобы "считать" эти намеки, хорошо прочитать и "Бегущую…" и "Белую Богиню" Грейвса и работы Элиаде и книгу о женском принципе в тибетском буддизме ("Знаменитые йогини"). Но это все не нужно, если у вас есть уши и вы можете послушать новый альбом. Все передается напрямую, без предварительных изучений литературы. Просто есть музыка и ее можно слушать и все понимать. Ну или не понимать, если вы из другой вселенной. НАШИ поймут.
- На какой стадии находится подготовка альбома, когда можно ждать выхода?
Сейчас записаны все инструменты, вокалы. Впереди – сведение, оформление, выпуск диска.
- Расскажите о краудфандинге, который стартовал в преддверии выхода нового диска. Каким образом могут поучаствовать фэны в создании этой работы?
Краудфандинг – это не только материальная помощь в создании нового альбома, это магазинчик с возможностями. Можно приобрести то, что в обычной жизни за деньги не купить. И это самое интересное! У нас уже выкуплен лот – объявить группу на презентации альбома (это же уникальное впечатление!), есть лот "Поговорить с Радой о смысле жизни и музыке за чашкой кофе" (и он тоже раскупается), есть возможность побывать на репетиции. Но есть и нормальные музыкальные лоты, впрочем, которые тоже обычно не купишь – самый простой – это цифровая версия, которая будет выслана тут же, как только альбом будет сведен и сделан полностью, еще до выхода компакт-диска, есть приглашения на презентацию, диск с автографами, цифровая коллекция (все альбомы группы, включая limited и новый альбом, с обложками и трек-листами в цифровом виде). Будет еще небольшая серия новогодних лотов – от открытки, которую я каждому напишу и отправлю перед Новым Годом, до настоящих новогодних подарков. Мне сейчас очень интересно обсуждать эти лоты с нашими слушателями, общаться, знакомиться с ними в процессе этого обсуждения. Это возможность для всех нас найти что-то новое в своей жизни. Всем рекомендую зайти на страничку нашего проекта и написать в комментариях что нравится, а что нет.
- Как идёт процесс сбора средств на альбом? Какие лоты пользуются наибольшей популярностью?
"Любая сумма" и, конечно же, то, ради чего затеян краудфандинг – новый альбом во всех разновидностях – от цифровой копии до диска с автографами, включая пересылку.
-Расскажите какую-нибудь интересную историю из концертной жизни группы.
Да у нас все поездки интересные и неожиданные. Я бы предложила всем интересующимся просто подписаться на наше сообщество вконтакте – там все время и истории и фотографии с концертов и любимая музыка наших музыкантов. Короче, полное погружение в нашу вселенную.
- Какие планы у Рады и Терновника помимо выпуска нового альбома?
Будем снимать клип. Будем делать презентацию альбома – большой концерт с приглашенными музыкантами. Будем писать новые песни, конечно же! Возможно, я буду возобновлять электроакустику – RADA – те песни, которые не вписываются в концепцию рок-звучания. Думаю об альбоме ремиксов – уже есть несколько достойнейших работ – "Саламандра" (Алексей Вишня), "Потемнело" (DUB TV), "Кукушка" (Роман Лебедев, ВОЛГА).
- Что бы Вы хотели сказать или пожелать тем, кто любит творчество Вашего коллектива?
Ходите на наши концерты!
Алексей "Astarte Eel" Иринеев