ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на мини-альбом группы N-616 "Egregore"

28-01-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Таинственные ребята из N-616 давным-давно достигли уровня настоящих магов и волшебников утончённой электронной романтики, а творить в данном направлении у них действительно получается не просто хорошо, а нереально хорошо. Знойный электронный нуар, релаксирующий аккомпанемент, гипнотический женский вокал, и вот результат - любой, даже самый суровый и прожжённый скептик сходу тает и растворяется в их звуковых провокациях, забывая обо всём на свете, а качество их релизов и уровень их звучания уверенно приближаются к самым впечатляющим рубежам классиков и основоположников жанра.

Не так давно у N-616 вышел шикарный полноформатник “Heartbreaker”, о котором я уже высказал миллион всех возможных восторгов, но на достигнутом они останавливаться не пожелали и практически нон-стоп выдали на гора свой очередной трёхтрековый мини-альбом. Казалось бы, ничего особенного тут нас, скорее всего, не ждёт, а ребята, вероятно, решили просто докинуть вдогонку к лонгплею пару-тройку не вошедших в основную программу эксклюзивов, но нет – в данном случае всё не просто не так, а абсолютно не так, а перед нами масса экспериментов, неожиданностей и обновлений.

И спешить действительно было можно, а возможно даже и нужно. Теперь у N-616 новая вокалистка, а при том удельном весе, который всегда имел в их творчестве женский вокал, это в самом деле важная и радикальная перемена. Но и это ещё не всё. Не знаю, как и зачем, но они вновь пересмотрели свою музыкальную концепцию и решили переосмыслить расстановку акцентов в своём синтетическом готик-метал-воображариуме. Много электроники, точно так же много гитар и дисторшна, и вот перед нами очередной оттенок печальной готики в том варианте, в котором она явила себя аудио-эстетам в благословенных и золотых для неё 90-х.

Профессионализма и чувственности в голосе стало больше, музыка теперь кажется ещё более синтетической и мечтательной, а гармонии сладостны и воздушны настолько, что это практически сахарная вата в звуке, однако всё это не в ущерб тяжести и металлическому скрежету, который теперь настолько выведен на первый план, что должен стать очевиден даже для глухих. Да, перед нами практически все те же самые эфирные candy-floss-настроения, которыми отличался столь полюбившийся мне “Heartbreaker”, но вот микс и соотношение частей тут уже совершенно другие, а вместо мягкой и обходительной податливости голоса прошлой вокалистки нас встречает более резкий, уверенный и даже слегка форсированный вокал их новой фронтвумен.

И всё то же самое можно сказать и про доведённый до максимальной контрастности саунд команды. Резко, предельно, жёстко и на самом максимуме всех своих составных частей они продолжают экспериментировать с полярными стихиями готик-металла и электронного синт-рока, а выходит у них настоящая звуковая алхимия с фейерверком пьянящих и сводящих с ума мелодий. Строго говоря, на альбоме всего два трека, а третьим номером следует синтетический вариант заглавной композиции, однако и этих двух вещей в данном случае достаточно для того чтобы понять – ребята не стоят на месте и не играют в самоплагиат, но отходить при этом от своей музыкальной веры не намерены и изменять идеалам не станут.

Тут нужно ещё добавить, что градус танцевальности у нынешних N-616 повысился неимоверно, и хотя гитары угрюмы, шершавы и ревут словно бульдозеры, перед нами всё-таки очень нежный, мечтательный и женский перформанс в традициях моих любимых The Gallery, The Dreamside и Dreams Of Sanity, что собственно и стало решающим фактором, обеспечившим такую высокую оценку данному EP. Да, тут есть и электроника, и почти техно, но в то же время это очень жёсткий и чеканящий материал, и я нисколько не сомневаюсь, что три трека с “Egregore” многим металлистам зайдут просто на “ура”. В чём тут секрет? Всё просто: перед нами просто очень крутые треки с серьёзными аранжировками, и сделаны они с невероятной харизмой.

А ещё посыл у всего у этого тот же самый, коим руководствовались Therion на “Vovin”, Tiamat на “Judas Christ” и Theatre Of Tragedy на “Aegis”. N-616 в очередной раз подтвердили свою славу готичных хамелеонов и записали совсем другой, совсем не такой как на “Hearbreaker”, но всё равно очень крутой и замечательный материал, который наверняка придётся по душе очень многим любителям самых разных направлений и жанров. Можно назвать это новой эпохой в эволюции коллектива, и наверняка это она и есть, но лично для меня “Egregore” – это всё те же самые старые и добрые N-616, хотя и немного под другим соусом.

“Heartbreaker” был органичным и целостным, вполне себе вписывался в традиции среднестатистического готик-металла a la The Lust, но всё равно подкупал своей искренностью, эмоциональностью и романтичной открытостью, а вот “Egregore” – это уже нечто совсем с другой грядки, грубое, жёсткое, ритмичное и контрастное, но всё равно столь же мелодичное, романтичное и эмоциональное. Другой тембр голоса задаёт другую эмоциональную окраску, другой микс послушно вторит ей, и вот мы имеем совсем другую атмосферу и совсем другой альбом, но записанный с той же самой лёгкостью и утончённостью, которой всегда славились N-616.

А ещё “Egregore” – это, наверное, самый мощный и убедительный аргумент в пользу того простого факта, что рок, метал и синтетика-электроника не такие уж и антагонисты, а при оказии вполне способны отлично уживаться друг с другом. Как бы там ни было, вывод тут будет только один: печальные призраки N-616 вновь живее всех живых, и мне очень приятно, что ребята уже столь долгое время настолько эффективно фонтанируют креативом, развиваются и не думают сдавать обороты. И за таким отличным EP в каком-то скором и обозримом будущем обязательно должен последовать очередной полноформатник. Сама логика и законы жанра обязывают.

И это будет хорошо, логично и правильно. А мы сможем в полной мере насладиться двумя разными гранями их фантазий, как следует распробовать их и сравнить. Единственное, что мне на данный момент не очень нравится, это какие-то слишком тёмные и гнетущие (в случае с “Heartbreaker” – серые и безликие) арты современных релизов N-616. Хотелось бы, чтобы времена “sad girls on covers” всё-таки вернулись, а там, глядишь, кто-нибудь из больших и серьёзных лейблов заинтересуется, проникнется, да и выпустит это великолепие на физических носителях. Дело нужное и хорошее, а я надеюсь, что всё к тому и идёт. Твёрдые и заслуженные 5 из 5.

Рецензия на альбом проекта Lucifer's Dungeon "Storm"

25-01-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Этот одиозный ростовский коллектив уже давно получил вес и статус культа, и дело здесь абсолютно не в том, что коллектив пытается «косить» под какие-то культовые западные группы или взял их для себя в качестве ориентира. Команда исполняет музыку на уровне, сравнимом с высшими достижениями западных патриархов жанра, и делает всё это настолько плотно, уверенно и качественно, что сомнений в их амбициях и навыках не возникает совершенно никаких. А что самое важное – они по духу именно таковы как западные патриархи жанра в свои лучшие годы, они уверенны и неприступны словно чёрные скалы, а вдохновение черпают в точности там, где набирались инспираций в своё время зачинатели и первопроходцы блэк метал-культа.

У Lucifer’s Dungeon на данный момент уже имеется солидный бэк-каталог, в котором нет ни одного слабого релиза, все они имеют потрясающее серийное оформление, а прямо сейчас проект представляет свой очередной полноформатник, амбициозно названный “Шторм”, и это действительно самый настоящий шторм олдскула и первозданных блэк-метал-риффов. Ничего лишнего, никаких вставок между песнями, интерлюдий или пафоса, всё очень сыро, правдиво, натурально и минималистично, но в то же время перед нами невероятно одухотворённый и харизматичный материал, в котором сразу же чувствуется тот самый чёрный огонь блэк-металла, который сделал данный жанр таким притягательным и востребованным.

Прошедшие в начале года кадровые перестановки, новый концертный басист Азраэль и новый драммер освежили звучание команды, «люциферы» приосанились, подобрались и принялись с ещё большим жаром нарезать свой простой и практически доведённый до хэви-метал-прямоты прото-блэк. И нет, у них не появилось какой-то особой новизны, они отнюдь не пытаются заново изобретать велосипед, а просто играют от души ту самую музыку, которую больше всего любят, но делают это со всей возможной страстью и просто с сумасшедшим энтузиазмом. И я бы назвал всё это supreme black metal или pure black metal, ведь по своему звучанию “Storm” сейчас не сильно отличается от ранних Mercyful Fate, запустивших всю эту блэк-метал-карусель.

Буквально пара риффов на каждый трек, полное отсутствие соло, достаточно однообразный, хотя без сомнений эффектный скрежет скрима, минимальная длительность треков в среднем от 2:30 до 3:30, но в то же время перед нами невероятно дикий, сильный и неистовый альбом, который буквально сбивает с ног. И самое интересное здесь в том, что этот звуковой напор выглядит невероятно мелодично. Как “Massive Killing Capacity” и “Death metal” у Dismember, только на рельсах блэк-металла. Очень естественные и ненавязчивые мелодии, которые сразу же застревают в сознании и будят в воображении целую гамму самых разнообразных чувств и переживаний.

Именно так создаётся классика, и у меня совершенно нет никаких сомнений, что сейчас передо мной именно такой классический альбом, который спустя время войдёт в золотой фонд жанра и будет котироваться у слушателей наравне с признанными сейчас топ-релизами жанра. Всё очень резко, правдиво, трушно и без единого намёка на коммерцию или плагиат. Никаких дополнительных концепций, просто ледяной риффовый шторм, в котором на удивление много осмысленного, продуманного и стратегического. Как будто Куортоновский “The Return Of The Darkness And Evil” играют Megadeth времён “Countdown to Extinction”. И, кстати, такой подход и соответствующая расстановка сил звучат очень даже привлекательно и во многом оригинально!

“Storm” – это альбом, на котором нет абсолютно ничего лишнего, а все попадания и удары идут точно в цель. Ничего нарочито современного, ни единой сомнительной ноты и абсолютно никакого пафоса – только старый, злобный и закалённый в боях блэк-метал, от прослушивания которого получаешь невероятное наслаждение, вспоминая про лучшие опусы Bathory, Hellhammer и Darkthrone. И ведь, кстати, в отдельных фрагментах звучания “Storm” Lucifer’s Dungeon даже как будто ещё более концентрированны, точны и филигранны, чем самые заслуженные и прославленные из отцов. Это кажется невероятным, но это так. Группа, которая не нуждается ни в каком дополнительном пиаре для того, чтобы гордо и громко нести знамя своей музыкальной веры.

Рецензия на альбом группы Dark Hunt "Sapere Aude"

24-01-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эти хабаровские мелодичные дэтстеры впечатлили меня уже своим дебютным лонгплеем 2016 года, а дальше впечатляли стойко и по нарастающей: больше, сильнее, обильнее и увереннее. И это на самом деле ничуть не удивительно, ведь играть они умеют, идей у них всегда было более чем достаточно, и уже их дебютный лонгплей “Our Souls Are Tired” записывался в именитой Slaughtered Studio, которая славится отменным качеством всех релизов, к которым прикасается. И увидев на просторах мировой паутины их очередное полноформатное творение, я тоже ни на секунду не сомневался, что это будет мощно и интересно. И в итоге всё именно так и вышло - их новейший восьмитрековый лонгплей вполне себе тянет на лучший релиз года в мдм жанре.

Вычитаем инструментальное интро, и остаётся всего семь треков, но это будет самый что ни на есть ультимативный мелодэт в лучших традициях самых культовых и золотых деньков Dark Tranquillity, At The Gates и In Flames. Никаких особых модерн-фишек вы тут не найдёте (эволюционируют ребята очень органично), желания продаться лишь бы каким боком – тоже, а на первом плане в “Sapere Aude” гордо демонстрируют себя скоростные дэтовые красивости гётеборгского разлива, к которым очень скоро начинает примешиваться специфический аромат финских болот (взять хоть гитарное соло и клавишные в “Who Am I?”), и вот перед нами вожделенная музыкальная Скандинавия по даркхантовски, которую они представляют со свойственной им горячей харизмой.

И любители Kalmah, Wintersun, Norther, Throne Of Chaos с сонмом других подобных групп действительно должны насторожиться и срочно взять Dark Hunt себе на заметку. Ребята играют в лучших традициях самых шикарных и романтичных мдм-команд мира, и временами как будто даже мягче и таинственнее самих Eternal Tears Of Sorrow (ах, этот таинственный шёпот и многозначительная природная акустика в “To Be Yourself”, “Make Your Choice” и в “I Need My Space”!), и всё это совершенно не в ущерб общей тяжести, мдм-ортодоксальности и верности идеалам тяжёлого, но мелодичного металла. Настоящий мелодик-дэт с массой удивительнейших музыкальных красот, который практически ни в чём не погрешил против корней своего направления.

Арт, конечно, немного специфический, вероятно, многие упрекнут обложку “Sapere Aude” в модерновости и скажут, что персонаж оттуда навевает именно такие ассоциации, но мне она понравилась. Всё выглядит стильно, красиво, профессионально, и, наверное, в данном случае это главное. Надо отметить, что чистоголосые распевки очень уместно вклиниваются в общую звуковую канву пластинки лишь в фит-дуэте с Абреем “A New Beginning”, который благоразумно помещён в самую середину хронометража данного полноформатника, а дальше подобные вольности появляться на диске уже не будут, и вы сможете вновь насладиться чистопородным дэт-мелодизмом, скроенным в полном соответствии с шедеврами вроде “Colony”.

И если бы я был музыкальным издателем, то налепил бы на этот CD с пару-тройку стикеров в духе “в лучших традициях”, “верни мне мой 1999-й”, “обоюдоострая элегантность мелодичного дэт-металла” и “настоятельно рекомендовано безвозвратно застрявшим на озере Бодом”. И ведь самое интересное тут в том, что всё перечисленное это чистейшая правда! Музыка на “Sapere Aude” практически безупречна, идеи Dark Hunt великолепны, а упрекнуть их если за что-то и можно, то, может быть, только за второй угрюмый вокал и особенности его звучания (он как будто чуть не дотягивает до основного и чуть бледнеет на фоне амбициозной масштабности идей команды), но это дело исключительно на любителя, и я не буду скандировать и навязывать свою точку зрения.

И да, даже все вокальные нюансы (в том случае, если они вам вдруг не понравились) организованно отойдут в сторону и ничуть не станут мешать вам наслаждаться альбомом, ведь мелодии и риффы здесь настолько хороши, что с лёгкостью затмят любые гипотетические огрехи и промахи. Лично для меня “Sapere Aude” стал отличным авторским компромиссом между Children Of Bodom времён “Hatebreeder”, Eternal Tears Of Sorrow эпохи “Chaotic Beauty”, In Flames образца “Colony” и классики Wintersun. И, конечно, тут есть много чего ещё, и вы без труда найдёте массу параллелей к другим хорошим группам, а также собственных идей и наработок Dark Hunt, но я бы описал данный альбом именно так.

Концептуально, красиво, зрело, но не без внимания к своим юношеским мечтам и лучшим моментам вечнопритягательного детства, из которого с полным на то основанием так и не захотел выходить Питер Пэн, – вот что такое “Sapere Aude”. И я даже не буду выделять здесь какие-то особо запомнившиеся или требующие особого внимания вещи – на данном семитрековом опусе каждая из композиций – стопроцентный хит и заслуживает самого непосредственного внимания. Никаких исключений. Альбом пролетает на одном дыхании, и это будет ярко, образно, вдохновенно и наверняка без каких-либо проблем перенесёт вас назад во времени в те годы, когда мы все были так счастливы, открывая для себя перечисленные выше работы классиков жанра.

Рецензия на альбом группы Ультравасилий "Грани"

20-01-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Очень интересное название у этой столичной группы (я так и не понял, насколько тождественны вокалист команды Василий Карпов и тот самый Ультравасилий, коему коллектив обязан своим названием), и музыка у них не менее интересна. Она экспериментальна и обращается к самым разным жанрам, начиная от стандартного и в общем-то совершенно безобидного поп-панка, и заканчивая ядрёным фанком, мшистым фолком, заводным рок-н-роллом с привкусом босса-новы и чуть ли не альтернативным металлом. Как всё это возможно объединить воедино, не сойти при этом с ума и не утонуть в фатальных диссонансах? Ответ очень прост, и имя ему – креатив. Василий и его музыканты просто ни на секунду не забывают о том, что ангелы летают потому что легко к себе относятся, и с удовольствием поступают точно так же на своём дебютном лонгплее.

И ребята действительно ведут себя практически точно так же, как во времена расцвета своего творчества практиковали сие Faith No More и Red Hot Chilli Peppers, умудрявшиеся светиться одновременно в самых попсовых чартах и в настолько же ультимативно металлических изданиях. Но добавьте сюда и ещё один интересный факт – у Ультравасилия присутствует дополнительное измерение в лице уже набившего всем оскомину русского рока вроде Ундервуд, Ляписа Трубецкого, Смысловых Галлюцинаций и чуть ли не Чайфа, и данное обстоятельство на самом деле вносит существенную коррективу в то, как воспринимается теперь их материал и какие ассоциации он вызывает. И кстати об ассоциациях. Кому-то тут вспомнятся The Offspring, кто-то помянет Nofx, Bad Religion или даже Flogging Molly, но нет, в данном случае всё куда интереснее!

Их креатив горюч, горяч и непредсказуем, местами его шатает то в ска (“T.R.T.L.”), то куда-то в Tequilajazzz, а эпизодически в треках появляется даже гроул или некое его подобие, но музыкальной самоидентичности команды это ничуть не вредит: кто лучше всех играет рок-н-ролл? Конечно, Вася!…. Василий… Ультравасилий! И психиатры лишь понимающе кивнут и буркнут что-то про буйство подкорки и синдром дефицита внимания, проявляющийся во взрослом возрасте вот таким огненным и безбашенным образом, а я замечу, что звучит всё это у Ультравасилия действительно жарко и заразительно. И эти люди на самом деле получают очень явное и большое удовольствие от того, что делают, и это слышно в любом из их треков даже самым невооружённым ухом, а уж если вслушиваться в то, о чём они поют, то и подавно.

Тексты у Ультравасилия образные, литературные и про парадоксы серьёзных отношений и занятных метафизических ситуаций. Сказочные персонажи и знаменитые юнговские архетипы водят хороводы в их песнях, а рифмы жонглируют софизмами, вспоминая битников и обериутов. И, конечно же, всё это просто старый, добрый и нестареющий рок-н-ролл. Подобные музыкальные чудачества исполнялись в клубах на танцах ещё в 50-е годы прошлого столетия, и за всё это время ничуть не потеряли своей актуальности. И совершенно нет никакой разницы, с кем вы станете сравнивать Ультравасилия, - с Bad Religion, Blondie, стариной Элвисом или с Валерием Сюткиным – всё это тот же самый слон, но чуть с другого ракурса. Музыканты веселятся как могут и заражают своим жизнелюбием окружающих, а помогает им в этом всесильная сила музыки.

Шахрин спорит с Васильевым в плане вокала, музыка удивляет, а затем удивляет ещё сильнее, когда в “Мотыльке” мы слышим чуть ли не готик-метал, а в “Королевстве кривых рук” встречаем ядрёную фьюжн-экспериментальщину на грани с Diablo Swing Orchestra, Stolen Babies, Waltari и The Kovenant (да-да, самый настоящий метал полуавангардного толка с совершенно неожиданными и местами чуть ли не апокалиптическими аранжировками, которые наверняка бы пришлись по душе героям «Хромой судьбы», а может и самим Стругацким). И упор на изобилующий метафорами русскоязычный текст, без которого не мыслит себя русский рок, конечно же, никто не отменял, но эти поэтические откровения оказываются завёрнуты у Ультравасилия в удивительную, причудливую и весьма богатую аранжировочную упаковку.

И словарный запас у автора не хуже, чем у Стругацких,а всем правят и делают погоду в данном случае всё-таки тексты. Ультравасилий остроумен, его рефлексия про «необещанный секс и вербально обещанный чай», которые вновь не успеют случиться, то и дело вызывает по ходу прослушивания добрую улыбку и способна здорово поднимать настроение, а искренность автора и намекающие на своё автобиографическое происхождение подробности располагают к себе и делают атмосферу прослушивания ещё более тёплой, дружеской и ламповой. Ультравасилий интеллектуал, но его занятные словесные шарады и непереводимая игра слов вроде той, что происходит в открывающей пластинку “Молод и красив”, не кажутся высокомерными или пропитанными снобизмом, а сходу заводят потенциального слушателя на такие же лингвистические шалости-скороговорки.

И я мог бы ещё очень долго разбирать грани их “Граней” по винтикам, но в этом нет особо смысла – нужно слушать. И, кстати, я всё-таки склоняюсь к мысли, что фронтмен это и есть в данном случае Ультравасилий (видимо, прокол с Васей Бабаевым, который на поверку оказался совсем не Васей, ничему меня не научил), но дружба и командный дух в данной группе по-настоящему высоки и ничуть не уменьшаются из-за такого отождествления вокалиста с именем коллектива. Настоящие люди искусства, знатоки юмора и хулиганствующие эстеты, не желающие сковывать себя условностями кем-то придуманных жанровых границ – вот, что такое Ультравасилий, и их новейший альбом очень доходчиво всё это демонстрирует. И, кстати, я бы ничуть не удивился, если бы наткнулся на “Грани” в плеере у какого-нибудь прожжённого металхэда. Очень занятный музыкальный экземпляр.

Рецензия на альбом проекта Aether "Aether"

17-01-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Никогда бы не подумал, что настолько крутой, крафтовый и аутентичный коллектив творит и произрастает где-то в калужской провинции и исполняется одним человеком. Даже при самом первом, визуальном знакомстве с дебютным самоназванным полноформатником Aether ощущения возникают всё сплошь забористые, фирменные и зубастые, ну а когда приобщаешься собственно к музыке, тебя словно накрывает медным тазом, и это реально похоже одновременно на контузию, сумасшествие и сладкий новогодний сон, когда ёлки, мандарины и призраки всеобщего торжества водят невообразимые хороводы в голове, а всё самое невозможное возможно.

Очень необычный крафтовый звук, потусторонний вокал, неожиданные мелодии, и вот результат - Aether впечатлили меня не меньше, чем горячо любимые Spiritual Beggars, Lucifer и Avatarium, а их альбом - это действительно самый настоящи аудио-шик с массой интереснейших пасхалок на грани возможного и допустимого. “Strange In Stereo” – назвали свой культовый альбом норвежские экспериментаторы из In The Woods…, а сегодня благодаря Aether у нас “Strange In Stereo” в стиле сладж-н-стоунер. И это будет точно так же горячо, эмоционально и концентрировано, а старые аудиофилы, вероятно, даже вспомнят в этой связи кого-нибудь вроде Grateful Dead.

Aether и их (всё делает и сводит один человек, но на лайвах откуда ни возьмись появляются аккомпанирующие музыканты) крошащийся наэлектризовано-фосфорецирующий дисторшн творят настоящую магию, и путешествуя по волнам их фантазий, вы рискуете не только безвозвратно влюбиться в их сумасшедший саунд, но и безвозвратно потеряться на его просторах. Впечатляющее начало, не менее амбициозное продолжение, а вот и удивительный размах чистых экспериментов и ни чем не детерминированных поисков себя, что ждёт нас в треке “From Gods To Nothing”, а дальше индейской мистики Джима Моррисона на альбоме будет ещё больше, о чём и спешит сообщить нам с вами инструментал “Only One!”.

Оставим на совести музыканта его “психоделические” сэмплы-цитаты, вроде той, что предваряет как-раз-таки упомянутый только что инструментал, однако даже если абстрагироваться от них или не воспринимать их слишком всерьёз, мы всё равно окажемся в мире философствующих гусениц и улыбок без котов. Специфический звук команды добавляет их материалу гурманской элитарности и густо напускает дыма в их и без того фантасмагорические прерии звука, а жара, колорита и жирных трипов прямиком в самые глубины парадоксов подсознания здесь будет на самом деле очень и очень много – да что там говорить, по сути, только они тут и будут.

Мне понравилось время, проведенное в компании с электро-волшебниками из Aether, и это действительно очень яркий и показательный пример, свидетельствующий о том, что страсть и харизма способны превратить даже самый скучный и замшелый музыкальный стиль в настоящее аудио-лакомство. Насколько скучны и безыдейны на мой вкус альбомы Heavy Lord, ровно настолько же свежи и горячи на данный момент треки Aether, а их баланс между чистым хаосом и железно-думовыми истоками сладжа и стоунера по-настоящему обворожителен. И ведь именно к такому разноцветному калейдоскопу смыслов и стремились большинство адептов данного жанра!

От самых первых, культовых и металлизированных истоков жанра в лице Cathedral и Pentagram до самых амбициозных и смелых экспериментов дня сегодняшнего, и всё это с невероятной изобретательностью и с потрясающей любовью к своему делу, а что самое интересное – с настоящим думовым колоритом, которого у современного стоунера как правило всё меньше и меньше. Не знаю, как воспримет “Aether” среднестатистический слушатель стоунера и сладжа, но в том, что этот диск в принципе не предназначен для среднестатистических слушателей у меня никаких сомнений нет. Здесь не шаблоны и штампы, здесь живой фонтан чистого психодела.

И мне невероятно приятно наблюдать, как современные отечественные коллективы вроде Arcaneblaze, Panzergoat, Lucifer’s Dungeon и Aether исполняют музыку в лучших традициях западных патриархов жанра и порой даже в чём-то их превосходят. Разноликое жанровое великолепие тяжёлого рока продолжает жить, здравствовать и даже развиваться, и сегодня у нас с вами одно из потрясающих свидетельств с пользу правоты данного утверждения! Перед нами альбом, в котором очень мало однозначного, разжёванного и поданного в готовом виде на тарелочке, но именно этим он и хорош. Умопомрачительный “Caravan Beyond Redemption” с размахом Босха и Дюрера.

Рецензия на мини-альбом группы Existenter "Symbols"

16-01-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Элегантные хамелеоны мелодичного экстрим-металла из Existenter продолжают свои эксперименты и после серии успешных синглов представляют новейший трёхтрековый EP с универсально-интернациональным названием “Symbols”. Вот уж действительно символы – тут точнее и не скажешь – эти ребята всё ближе к чистым музыкальным архетипам Юнга в плане сонграйтинга, вокал их фронтвумен всё разнообразнее и чувственнее (тут и шёпот, и истошные вопли-скримы, и вкрадчивое интонирование на связках, и совсем чистые фрагменты и обворожительная хрипотца), музыкальные решения всё прицельнее (никаких растеканий мыслью по древу, только сочные и конкретные попадания в цель), а свободы и креатива у них теперь целые моря и океаны, о чём, собственно и сигнализирует данный релиз.

Открывающая альбом “Dune” удивляет своим повествовательным русскоязычным вступлением, а уже в следующую минуту удивляет не меньше своими атмосферными и мечтательными напевами на фоне ультимативной техничности инструментала, и всё для того, чтобы в финале удивить ещё раз неожиданной, словно обрывающейся на полуслове концовкой. Вероятно, именно так звучали бы “Souvenirs” The Gathering, если бы их исполнили Opeth и Tool. И всё это по мотивам одноименного фильма, снятого на основе научно-фантастического романа американского писателя Фрэнка Герберта, в котором зрителям предлагается драматическая и одновременно фантастическая история о выборе сильного человека, который наперекор всему стремится установить мир на вверенной ему планете Арракис.

Экзистенторы копают вглубь смыслов и интеллектуальных месседжей в стиле Стругацких и Лема, но делают это с присущей им грациозностью, превращающей даже самые сложные и серьёзные темы в безусловные хиты. И композиция с таким же техногенным названием, а именно “Iron Mind” на поверку оказывается бодрым и энергичным метал-гимном с массой переходов и изломанных структур, а строится она на контрасте динамичных частей и прозрачной меланхолии в духе единственного альбома Alas “Absolute Purity”, ближе к середине срываясь в зловещий мистический дарк-метал-кач a la Cadaveria. Трудно поверить, но эта вещь… про совместные занятия участников Existenter фитнесом, но она на самом деле демонстрирует идеальную слаженность музыкантов и их способность понимать друг друга с полуслова или даже вовсе без слов.

Титульная вещь, на которую экзистенторы планируют снять клип, стартует как индустриальный трайбл-метал, но затем разворачивается в плотную и чеканящую альтернативу с броскими вставками в духе симфо-металла и чуть ли не с речитативом под качающий гитарный риффинг. Смелость – их второе имя, а находчивость – третье. Музыканты не сковывают себя никакими обязательствами перед любым из реализуемых в своих треках жанров, а в результате становятся чуть ли не единственной командой, которая не служит прогрессив-металлу, а заставляет его служить себе, работать в направлении воплощения собственных целей и лить воду на свою мельницу. На первом месте у Existenter сама музыка, мелодия и целостный замысел, а техничность и впечатляющий инструментал лишь способствуют созданию такой музыкальной картины, которую они, подобно гениям живописи, методично оттачивают шаг за шагом, доводя до совершенства.

Existenter – тот самый случай, когда стилистические ярлыки ничего не значат, а творческий запал группы настолько велик, что его никак не втиснуть ни в какие рамки. И всё это абсолютно органично и без каких-либо экспериментальных корявостей, которыми чаще всего чреваты подобные жанровые хитросплетения. А всё дело в том, что творчество на стыке жанров и с заездом в пограничные стилистические территории в данном случае не является самоцелью, а аутентично вытекает из амбициозности задумок участников команды, которые временами приводят к совершенно непредсказуемым сочетаниям. Будь то “Dunes”, “Iron Mind” или “Symbols”, перед нами чёткий и осмысленный мелодик-экстрим метал, для которого нет ничего невозможного.

Эти ребята могут быть разными, они способны заходить в своём творчестве с совершенно непредсказуемых сторон и при этом оставаться собой, а “Symbols” в очередной раз демонстрирует справедливость данного утверждения. Они снова немного изменились, но все три трека с “Symbols” записаны в схожем ключе, изящно переплетаются друг с другом и великолепно дополняют один другой. Часто критики и слушатели сталкиваются с проблемой, с кем же их сравнить и какие параллели провести в связи с их музыкой, а я могу сейчас сказать так: Existenter – это группа, которая с честью заменит необоснованно зазвездившихся Jinjer и ни в чём не уступит ни In This Moment, ни Arch Enemy, ни Halestorm. Коллектив, про который было бы намного интереснее читать на Blabbermouth и Metal Storm, чем про тех же Jinjer, и который действительно можно с чистой совестью отправлять на экспорт в англоговорящие страны.

Показать ещё