ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на EP-сплит групп Тиран и Panzergoat "Hail To The Morbid Underground"

27-09-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Очень страшный и ультимативный винил выпустили великолукские трэшеры Тиран со своими новыми единомышленниками из Panzergoat. И нужно отметить, что ультимативно в данном случае практически всё от названия до материала и издания. У решивших объединиться групп получился даже не сингл, не EP, а настоящий манифест, в который они вложили всю свою страсть, любовь, безумие и сумасшедшую похоть по отношению к грязной, ржавой, нелогичной подвальной метал-музыке из самых глубин подпольных 80-х, а Тиран даже так расщедрился, что поместил на данный сплит близкую и дорогую его сердцу песню имени самого себя – “Witchfukker” (по крайней мере, именно так к нему обращаются те, кто в теме, и знает толк в по-настоящему больной музыке, и именно таков адрес его профиля в социальной сети ВКонтакте).

«Не покупай это!!!», «не слушай это!!!» - читаем мы надписи на обратной стороне конверта, извлекая семидюймовый пласт из недр укрывающей его картонки, видим, как стильно выглядит белый винил с рогатым черепом вроде того, что мы с вами уже как-то замечали на обложке другого проекта Тирана Sibireal, а тем временем вкладочка от производителя рассказывает нам о том, что пластинка изготовлена по технологии прямой аналоговой записи дорожек на диск, что и сложно, и дорого, и вообще отличается от «штамповки» - от пластинок, произведённых методом промышленного прессования или «прямого реза – поскольку производится вручную. Что ж, понятно, что авторы решили изощриться и записать свои художества самым лучшим из возможных способом, но что же там за материал на этом маленьком виниле?

Ставим пластинку на вертак и слышим болезненный винегрет с элементами трэша, хардкора и блэка, в которой временами просматриваются элементы Sarcofago, Macabre и Discharge. Отличий в музыке Тиран и Panzergoat хватает, но они действительно звучат сейчас как две стороны одной и той же монеты: громко, спонтанно, агрессивно и хаотично. И как раз именно слово «хаос», пожалуй, лучше всего описывает их музыкальный стиль. Стараясь играть максимально напористо, грязно и несобранно, Тиран и Panzergoat таким образом как будто стараются ещё сильнее отмежеваться от всех снобов, узколобых критиков, псевдо-эстетов, напыщенных аудиофилов и прочих «знатоков», которые думают, что поняли в этом мире хоть что-то и поймали старика Хоттабыча за бороду, а сами при этом оказываются на поверку намного хуже самых ограниченных обывателей.

Выпуская такие пластинки, андеграундщики как будто подчёркивают и в очередной раз провозглашают: мы плюём на ваши стандарты, на ваше самомнение, на ваши стереотипы и на ваш напыщенный снобизм, и пусть мы сами, может быть, не лучше вас, но мы понимаем, что сделать из говна конфетку, а затем пытаться сделать вид, что это священная корова – занятие глупое и бессмысленное. Нужно быть честным, нужно быть искренним и настоящим, и это намного важнее любых самых стильных понтов…. Ну а если вы до сих пор так и не поняли, зачем вообще играть, записывать и выпускать такое, я могу попытаться объяснить это по-другому и предоставить возможность сделать это нашему замечательному поэту, историку и писателю Дмитрию Сергеевичу Мережковскому, который в 1893 году написал буквально следующее:

«Есть радость в том, чтоб люди ненавидели,
Добро считали злом,
И мимо шли, и слез твоих не видели,
Назвав тебя врагом.
Есть радость в том, чтоб вечно быть изгнанником,
И, как волна морей,
Как туча в небе, одиноким странником
И не иметь друзей.
Прекрасна только жертва неизвестная:
Как тень хочу пройти,
И сладостна да будет ноша крестная
Мне на земном пути».

И ведь крестов в логотипе Тирана целых два, а нечто подобное по замыслу мы встречаем на рецензируемом EP-сплите. И заметьте, Тиран может очень круто и убедительно играть, с лёгкостью снимает классические шульдинеровские риффы и воссоздаёт похожую атмосферу, у него есть по-настоящему крутые трэшевые релизы, но в последнее время коллективу больше в радость падать и проваливаться в кромешную тьму болезненного андеграунда, пробовать на прочность этот мир и выражать своё громогласное презрительное «фи» по поводу и без повода. Ну а для нынешнего сплита Тиран и Panzergoat обратились к самой древней, сырой, мрачной и андеграундной разновидности болезненного трэша, чтобы показать всем скептикам, что настоящий метал по-прежнему живее всех живых, и отнюдь не нуждается ни в каких промо-инструментах для того, чтобы здравствовать.

Впрочем, тотальной кашей и подвалом тут и не пахнет, и я бы не стал называть всё это панком, хотя и Тиран, и Panzergoat на данном EP-виниле всеми силами выказывают свои симпатии носителям шипов и ирокезов. Тиран тут тяготеют скорее к раннему Sodom, Venom и Motorhead времён “Orgasmatron” (чем дальше, тем больше мне начинает казаться, что большинство трэшеров сейчас возвращаются к этому истоку своих творческих изысканий), но с великолепным риффом, который сделал бы честь даже Helloween времён “Walls Of Jericho“. Тульские же пряники из Panzergoat смешивают блэк, спид-метал и хардкор в традициях Impaled Nazarene, Enthroned и Destroyer 666 и делают это с полнейшим погружением в материал и с капитальной отдачей. Скорость, задор, эмоциональный накал и примитивно-олдскульная манера исполнения ставятся здесь во главу угла и действительно решают всё или почти всё.

И получается очень хороший олдскульный метал с лёгким привкусом раздолбайства. И смысловой акцент в данном случае нужно сделать на слово «с лёгким». Бывало такое, что Тиран пускался во вся тяжкие, экспериментировал по самое «куда уж дальше» и гнул тотальный андеграунд, но нет, не сейчас. Отличнейший рифф, раздолбайский вокал в своём фирменном стиле, очень неплохой саунд и жаркая атмосфера олдскульного металлического угара делают “Witchfukker” настоящим гимном любителей тёмной инфернальной эротики. Ну а Panzergoat показывают нам всё то же самое, но в чуть более чёрном, зверском и адском варианте. Не знаю, понравилось ли бы всё это Мережковскому, но атмосфера реликт-метал-аутсайдерства тут передана просто на «ура». Всё как было в 80-х и по всё тем же самым железным стандартам. Жар, копоть, угар, лязгающие риффы и первозданный металлический драйв, только-только появившийся из печей на этот свет.

Болезненная сырость премиум класса – вот что такое “Hail To The Morbid Underground”, и этот винил действительно выглядит именно так. Роскошная белоснежная пластинка, редкая технология печати, глянцевая полиграфия конверта и бонусная круглая вставка с рогатой кракозяброй – всё здесь выглядит как очень крутой и делюксовый продукт, но в то же время является «от и до» явлением глубочайшего андеграунда. Ребята сработали на контрастах, великолепно оторвались и, наверняка, отлично провели время, продумывая детали данного сплита, а я думаю, что фанаты такой тёмной сырости, до сих пор не разлюбившие демки Sepultura, Sarcofago и Dark Angel, наверняка оценят “Hail To The Morbid Underground” по достоинству, рассмотрев в нём для себя немало важных и приятных моментов.

Рецензия на мини-альбом группы Panzergoat "Nuclear Angels"

26-09-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Великолукский лейбл Wings Of Destruction не слишком часто издаёт свои релизы на кассетах, я даже не могу сходу вспомнить, случались ли у них кассетные релизы когда-нибудь до этого, но сейчас у нас именно кассета, и она идёт с каталожным номером WOD 077, а значит, является самым настоящим собственным релизом великолукских андеграундщиков под предводительством Тирана (Тиран, Sibireal, High Spiders, Necropus, Hellz Zine) и может стать гарантом стопроцентной олдскульной профпригодности представленного на ней материала.

Итак – зачем же Тирану вдруг издавать что-то на кассете? Самый первый и очевидный ответ на этот вопрос обретается нами практически в ту же секунду, как мы его задаём: кассеты – это новый тренд андеграунда, и ценители аналогового звука недаром так их ценят и любят. Даже в случае если мы что-то записываем на кассету с диска, музыка начинает звучать уже совсем по-другому, появляется объём, «дыхание», «воздух», «песок» и ламповый антураж аналогового носителя, а вашим ушам предлагается дополнительный пакет неожиданных нюансов крафтового звучания.

Я знаю немало людей, которые принципиально слушают музыку на кассетах и предпочитают их другим носителям, и я реально могу это понять. Загружаешь кассету в аппарат с адекватными колонками, и тут остаётся только открыть рот и внимать, словно кролик перед удавом, тому шквалу лязгов, скрипов, драйва и куража, которые на тебя оттуда обваливаются. И я, кстати, частенько именно так и делаю, и это реально похоже и на медитацию, и на релаксацию, и на сеанс гипноза, а эмоциональный всплеск даёт такой, что волосы на руках и ногах встают дыбом.

Актуальный EP является вторым релизом этого тульского блэк-трэшевого ансамбля, и если вы помните, их дебютный полноформатник тоже издавали Wings Of Destruction, а я уже немало похвалил его в своей рецензии. Ну а за что же стоит похвалить сейчас пятитрековый EP “Nuklear Angels”? На мой взгляд, всё очевидно: тут вновь на первом плане скорость, драйв, хаос, крутые риффы и хардкор-забористость. Команда играет очень фирменно, делает это строго по олдскулу, а их имидж напоминает великолепные андеграундные коллективы конца 80-х-начала 90-х.

Мерзкий скрим и качёвый спид-трэш-блэк, как оказалось, очень неплохо сочетаются, и одна из основных причин тому – отличный звук. Гитары здесь сыплют дисторшновой крошкой, барабаны гулко и жёстко наяривают следом, а между делом в ход идёт великолепный трэшевый кач в лучших традициях Legion Of The Damned, Raise Hell и Invocator с иезуитскими воплями a la Enthroned. И всё это действительно сделано с непосредственностью хардкора, а потому в высшей степени непредсказуемо и интересно, словно добавляя в общий котёл толику Cro-Mags и Napalm.

Вычитаем интро, и вот у нас остаётся всего четыре трека, но зато каких! Скоростная титульная вещь бодрит словно содомовский “Agent Orange”, переведённый в блэк-регистр (всё те же убийственные чередования скоростных и медленных кач-фрагментов), “Katharsis” продолжает всё то же самое, но более хаотично и рассредоточено, а также как будто на ещё повысившихся скоростях, “Taste The Bullet” чуть сильнее раскочегаривается в сторону панка, но не забывает о верности идеалам Venom и Bathory, ну а “Redemption” это просто квинтэссенция скорости и зла.

Сама же кассета сделана очень качественно и добротно, буклет с тремя разворотами отличается отличной полиграфией и содержит стильные фото участников Panzergoat, а вообще “Ядерные ангелы” – это тот самый случай, когда кто-то категорически не хочет, чтобы его рисовали красным на чёрном, а потому предпочитает… быть нарисованным золотом по чёрному. Именно в такой колористике выполнен рецензируемый кассетный релиз, и выглядит это стильно и оригинально, не забывая в то же время про нужную долю стилистических извращений aka провокаций.

Ну а если у вас нет техники для воспроизведения кассет, самое время ею обзавестись, и вообще музыку всё-таки нужно слушать на физических носителях (есть в этом всё-таки и своя магия, и своя ритуальность), а Wings Of Destruction в этом плане принципиальнее очень и очень многих. Они всеми руками и ногами за олдскул, за андеграунд и за носители, и дело своё знают на все 777 процентов. И, кстати, трек “Katharsis” с данного EP был недавно издан на виниле, а потому у самых истовых фанатов аналогового звука есть супер-возможность сравнить её на виниле и на плёнке.

И хотя, насколько я вижу, мне досталась последняя копия “Nuklear Angels” (тираж кассеты теперь числится у лейбла с пометкой “sold out”) фанаты и маньяки жанра, конечно же, найдут способ отыскать себе экземплярчик “Ядерных ангелов” и всё-таки послушать их в крафтовом кассетном формате. Оно того стоит. Ну а те, кому уже посчастливилось побывать на их концертах или услышать их дебютное полноформатное творение, наверняка и так уже слушают, сравнивают, анализируют и вообще пребывают в сладкой прострации от болезненного андеграунд-металла.

Рецензия на альбом группы Stormland "Obsession"

25-09-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Не так много времени прошло с момента основания Тираном из одноимённой трэш-метал группы саблейбла High Spiders Records, который по замыслу должен издавать всякий неканоничный, не вписывающийся в формат его основного значка Wings Of Destruction тяжеляк, а я уже с удовольствием ставлю его релизы рядом с любимыми изданиями легендарного Mals, и восторга от них испытываю ничуть не меньше. Но давайте пойдём по порядку. Перед нами всего лишь второй релиз High Spiders, и это очень диковинный в плане оформления диджипак, где длинноволосый металлер в очках (в первый момент я подумал, что музыканты зачем-то нарисовали на обложке меня, а затем понял, что это их издатель Тиран (или всё-таки не он?), хотя вопрос «как так вышло и зачем было сделано?» так никуда и не делся) скачет на железном коне с крыльями, чтобы поразить двухголовое чудище со змеёй вместо хвоста.

Открываем картоночку, а там он же, но уже за столом, в каком-то психоделическом баре, а на столе перед ним бутылка с надписью «Вхискей» и погрызенный стакан с какой-то мутной жидкостью. Что ж, всё очень лаконично и занятно, но что же музыка? Ну а что до музыки Stormland, то она реально неплоха и говорить про неё можно очень много и весьма красочно, однако я скажу про их нынешний диск пока что просто и кратко: “Obsession” – это как смесь Sky Clad, Stolen Babies, Diablo Swing Orchestra и чего-то ещё, очень красивого, мечтательного и по-настоящему кайфового. Иными словами, перед нами достаточно плотный олдскульный метал отменного качества, плюс ядерная порция дьявольского свинга, которые очень неплохо гармонируют друг с другом, а аккурат в середине толстым слоем намазаны жирные, влекущие и порой даже почти обворожительные вокальные мелодии их чистоголосого вокалиста, которым вторит злой и рассерженный бронхит.

Временами Stormland тяжелы и даже брутальны, напоминая своим драйвом и басовыми прогонами поздний Mortification, как это происходит, например, в титульном треке, временами очень расслабленны и даже сентиментальны (“Perfect Lover”), но всё это очень сочная и хорошо исполненная музыка, от которой вы получите настоящее удовольствие. На альбоме всего восемь не очень продолжительных треков, никаких искусственных усложнений и непомерных амбиций здесь вы не найдёте, но слушается их материал просто на ура. И я снова вспоминаю Skyclad и как радовался их “Jonah’s Ark” сразу после его выхода, однако у Stormland даже ещё больше свободы, колорита, фантазий и творческого дерзновения. Музыканты совершенно не ограничивают себя ни в чём, а просто нарезают свой ядерный, прифольклоренный рок-н-ролл с точки зрения выверенного хэви/трэш-металла 80-х, не заморачиваясь трендами и стереотипами направлений.

А тем временем корни Storm Land уходят в далёкий 2005 год, там переиграла целая уйма народа (одно время с ребятами пела даже Мария Наумова, в адрес творчества новой группы которой под названием Донэра я сказал уже как-то немало лестных слов), а в багаже у команды уже достаточно увесистая стопка релизов. Как бы там ни было, на данный момент в Stormland имеется штатный саксофонист и штатный скрипач, а также чистый и экстремальный виды вокала, а их подача напомнила мне белорусов из Hok-Key и австрийцев из Raventhrone. Эксперименты и свобода самовыражения на стыке разного, обычно несочетаемого и неожиданного – вот что такое Stormland, но сделано это всё-таки для металлистов и на соответствующем игровом поле, где правят бал тяжёлые гитары и серьёзная интенсивность звучания. И для уставших от линейности металла, но не желающих уходить в прогрессив ушей, это реально будет очень и очень круто.

И итог у данной рецензии более чем предсказуем: Тиран раскопал и издал великолепный релиз в лучших традициях Mals, а искушённые меломаны наверняка заметят и полюбят “Obsession”, по достоинству оценив все его разнообразные нюансы. Мне понравилось то, как издан этот диск (минимум информации, только название группы, альбома, треклист и логотип лейбла), как он записан и какими картинками снабжён, и я с удовольствием ставлю сейчас Штормовой Земле 5 из 5. Возможно, кто-то скажет, что альбому не хватает глубины, он слишком панковский, разношёрстный и дурашливый, и я с этим соглашусь (действительно панковский, они почти как Pogues и Flogging Molly в металле), но в этом-то тут и весь кайф. Если вы послушаете первый релиз High Spiders Records, то поймёте, на какую музыку настроен этот лейбл, и в чём тут замысел. Это как Faith No More, Fantomas, Trial Of The Bow и Pogues на самом острие звуковых извращений, но очень и очень приятно звучащих извращений. А уж Тиран в этом точно знает толк, что зря не предложит.

Рецензия на альбом группы Код Судьбы "Навстречу новым берегам"

25-09-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Для кого-то первое сентября – день знаний и поход на учёбу, для кого-то – начало нового жизненного периода или даже новой эпохи, а кто-то весь год только и делает, что ждёт осень и мечтает о том, как бы деревья снова окрасили свои кроны ало-золотистым багрянцем, а в воздухе запахло кострами и ностальгией, а для наших сегодняшних героев из группы Код Судьбы в этом дне слилось одновременно и первое, и второе, и третье, и именно первого сентября сего года вышел новый, и надо заметить, достаточно необычный, а также значительный для них альбом, а по настроению он получился очень рефлексирующим и осенним. И дело здесь даже не в том, как называется их свежий полноформатник, не в том, что ждать его пришлось целый год, а в том, как выросли в своём мастерстве за это время музыканты и какие песни смогли написать, чтобы затем обнародовать их в священный для каждого педагога День знаний (а лидеры группы Руслан и Ирина как раз педагоги).

Напомню, что первый официальный альбом Кода Судьбы “Всё пройдёт” вышел в конце 2020 года, затем они выпустили ещё один лонгплей “Полёт души”, где стало больше рока и бас-гитары, затем в 2022 году появился третий лонгплей “Ещё вчера”, но всё это время и на всём протяжении своего существования они ориентировались на эмоциональный, искренний, но в тоже время художественный гитарный рок, записывая под внимательным руководством своего бессменного директора, дизайнера, а заодно автора текстов и вообще уже практически отца родного Александра Гортовина очень личные и экзистенциальные песни, которые затем выходили на лейбле Circle Flame Records, который вы можете знать по релизам таких групп как Zемля Королевы MOD и Код-Дракона. Их песни были просты и даже безыскусны, но в то же время отличались невероятной честностью и прямотой, а в их текстах всё было так же просто и непосредственно, как это чаще всего и бывает в жизни.

Их первый и второй альбомы вышли с интервалом всего в полгода, прогресс между ними был более чем очевидный, группа росла и эволюционировала. Третий диск лишь упрочил эту тенденцию, а Руслан и Ирина не прекращали творческий процесс в рамках Кода Судьбы даже с рождением дочери, записывая в своей домашней студии новые песни и продумывая разные необходимые детали по поводу настоящего и будущего своего коллектива. Так в какую же сторону теперь движутся Код Судьбы, и о чём пишут песни? И вот тут-то и начинается самое интересное. На первый взгляд, отличия у их третьего и четвёртого альбома не столько радикальны (всё тот же гитарный рок, всё та же ритм-секция времён “Полёта души”), а изменения в данном случае уже не в форме, а в подаче, саунде, глубине и качестве звучания, но в данном случае именно эти качественные перемены стали основой своеобразия и притягательности их новейшего, осеннего альбома, что музыканты выпустили в день календарного начала осени.

Для создания своего актуального, четвёртого уже по счёту лонгплея участники Кода Судьбы обратились к мастер-классу Колки Алфимова, лидера группы Zемля Королевы MOD, с которым познакомились впервые за свою историю, и в итоге сами заметили, насколько улучшилось в итоге их звучание, чему были в немалой степени рады. Ну а если авторы рады, то и слушателям будет хорошо, и все будут довольны. И как раз именно так и получилось у нас в случае с альбомом “Навстречу новым берегам”. Я уже и раньше использовал в адрес творчества Кода Судьбы словосочетание «шикарный альбом», а сейчас они как будто продвинулись ещё чуть дальше по лестнице прогресса, и всё стало ещё лучше, не утратив при этом связи с классическим звучанием команды и их характерным авторским исполнением. Александр Гортовин написал текст для песни “Мечтай”, Константин Широков поделился текстами “Сонаты о Забайкалье” и “Счастья”, четыре песни предложил новый автор Владимир Плехов, а все остальные тексты написали сами Ирина и Руслан.

Мечтательная обложка с большим простором для глаза и зовущее название диска предполагают такую же свободолюбивую музыку, и участники Кода Судьбы не станут обманывать ваших ожиданий. Их чуть утяжелённый дисторшном рок звучит очень легко и полётно, а голос Руслана хоть и не отличается какой-то выдающейся техничностью, ухом воспринимается весьма благообразно. Кстати, первый трек на альбоме исполнен Ириной, и это очень приятное, по-настоящему атмосферное начало релиза (мне сразу вспомнилась подзабытая сейчас группа 33 со своим альбомом “Весь этот мир” и западные группы вроде Wishing Tree и The Mostly Autumn), вслед за которым следует уже по большей части материал, где ведущую роль уже исполняет Руслан, которому то и дело подпевает супруга.

А в общей сложности песен с ведущим женским вокалом в этот раз у Кода Судьбы три. Только что упоминавшаяся “Мечтай”, проникновенная, почти симфоническая и отличающаяся поистине кинематографичным размахом баллада “Соната о Забайкальи” (тут можно сделать предположение по поводу того, куда же всё-таки ездили в поход музыканты и куда они зовут своих слушателей) и чуть более лёгкая, повседневная и отчасти даже панковская “Лебединая верность” (в вокальных интонациях мне тут даже послышалось что-то от Юрия Хоя и от Кода Дракона, в трибьюте которому не так давно участвовал Код Судьбы), а воспринимаются они на фоне остальных, более традиционных композиций релиза как голос самой Осени, как та самая ожившая ностальгия, когда мы так романтичны, задумчивы и погружены в себя, а всё вокруг как будто обретает какой-то особый и потайной смысл.

Все песни на альбоме “Навстречу новым берегам” очень простые, светлые, неспешные и доверительные, и я бы даже сказал, что это всё бард-рок, но аранжировочно обогащённый до более плотных и жёстких рок-очертаний. Под такую музыку приятно шелестеть ногами по выпавшим листьям, радоваться осенней красоте и думать о большом и прекрасном. Музыка успокоения, тишины и рефлексии, и медитативная ритм-секция вкупе с вкрадчивым голосом тут как нельзя более кстати, и всё это настраивает слушателя на нечто тихое, взрослое и спокойное. «Мечтай, цени ночь и ветер, не бойся отправляться навстречу новым берегам даже в самую ненастную и осеннюю пору, общайся с людьми, старайся их понимать и будь верен своему выбору и своим словам, и будет тебе счастье» - как будто хочет сказать своим слушателям этот альбом, и всё это есть в нём.

Как вы уже, наверняка, поняли, это всё названия новых песен Кода Судьбы, и я не упомянул выше только одну из отработанных на альбоме тем – тему возвращения. Именно об этом нам рассказывают треки “Я вернусь” и “Возвращение” с рецензируемого сейчас диска. И рок-н-ролльная, почти танцевальная “Я вернусь”, и “Возвращение” напоминают нам о необходимости возвращаться к самым ценным и лучшим моментам своего прошлого, к родным и близким людям, к лучшим друзьям. А любое путешествие, как известно, рано или поздно должно закончиться, и друзья-путешественники возвращаются домой, каким бы увлекательным и головокружительным ни был их вояж. И, конечно же, об этом в том числе расскажет нам этот диск.

И, кстати, гитарная работа на альбоме напомнила мне даже Dire Straits и Криса Ри, что тоже было очень приятной и подходящей ассоциацией. Блюзовая атмосфера, ритмичный дисторшн, осенняя романтика и лёгкая грусть о прошедшем – вот, собственно, все основные составные части настоящего ритм-н-блюза, и все они присутствуют на рецензируемом лонгплее в очень выверенных и адекватных пропорциях. Даже в голосе вокалиста Кода Судьбы как будто присутствует что-то от Марка Нопфлера, а его ненавязчивая манера исполнения просто идеально подходит той лирике, которая присутствует на альбоме. Всё так просто, доходчиво, по-народному, с массой бытовых подробностей, и от этого ещё теплее, роднее и уютнее от этих текстов и песен.

Приятно видеть, как директор Александр Гортовин, уже давно ставший совершенно полноправным членом семьи Код Судьбы, всё так же принимает самое живое и всестороннее участие в их деятельности и творчестве, приятно замечать, как совершенствуется его поэтический стиль и эволюционируют лирические темы. Чем дальше, тем больше Код Судьбы превращается в настоящее семейное предприятие, где всё делается с душой и для души. Ну а я прослушал “Навстречу новым берегам” и на самом деле как будто сходил в большое и познавательное путешествие, после которого на душе стало светлее, чище и спокойнее, и это сладостное, слегка терпкое послевкусие было очень естественным и непротиворечивым.

Очень мудрые, жизненные и приятные песни, отличная подача о очень грамотные аранжировки. Альбом обязательно нужно добавить в закладки и иметь под рукой, а лучше приобрести на диске, чтобы при появлении соответствующего настроения тут же окунаться в этот релакс-водоём и залечивать раны в таком оазисе взаимопонимания и тепла. И неслучайно релиз заканчивается на такой светлой, жизнеутверждающей и даже немного легкомысленной ноте трека “Попробуй пойми” – возвращаться домой после долгой прогулки всегда приятно и радостно, а разговорный фрагмент в этом треке лишь в очередной раз подчёркивает всё то, что я написал выше про альбом: здесь всё действительно очень тепло, приятно, непосредственно и по-семейному.

Рецензия на мини-альбом группы Imšar "Klič Minułych Časoŭ"

24-09-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В середине нулевых фэнтези-блэк и фолк-блэк были редким зверем и заходили просто на «ура», однако преданные поклонники этого специфического смешения жанров до сих пор не забыли своего любимого стилистического микса, и у нас то и дело появляются новые отличные группы вроде Tol Galen и Imsar. Впрочем, белорусский one-man-проект Imsar назвать «новым» всё-таки вряд ли возможно, ведь он ведёт свою историю ещё с 2012 года и с воодушевлением сообщает об этом в недрах полиграфических вкладышей к своему нынешнему EP: “Paleski corny mietal 2012” и щит с логотипом группы и подписью родного города Даркуса – Homiel.

Что ж, музыка на альбоме хоть и сыра, словно сама земля, но Imsar с таким воодушевлением пробует себя в стилистике ранних Cruachan и Waylander, то добавляя в свою музыкальную палитру флейту, то обращаясь к волынке, что не проникнуться его нестройными завываниями во славу природы просто невозможно. Гитары тут преимущественно с блэковым тремоло, темп как правило средний и умеренный, временами в ход повествования вклиниваются глубокомысленные арпеджио, синтезаторная меланхолия и чистоголосые напевы, но в целом перед нами всё-таки Cruachan и Waylander своего самого раннего и бескомпромиссного розлива.

Никаких намёков на попсу или нежных баллад, только острый, андеграундный, сырой и весь какой-то нестройный мелодик-блэк предлагает своим слушателям рулевой Imsar Даркус, но на этот раз его идеи всё-таки максимально конкретны и очерчены, а мазать мимо цели он не собирается, очень концентрированно рассказывая своим слушателям о том, как много на самом деле потеряли все те, кто провёл это лето дома за гаджетами, проигнорировав свежие ветры и багряные рассветы отдалённых природных локаций. А ведь музыка проекта действительно напоминает ночёвку в походе: здесь всё так же непредсказуемо, опасно и самодеятельно, а предугадать, что будет в следующий момент, просто не представляется возможным.

Стоит упомянуть художественный буклет с красивыми фото, рисунками и даже репродукциями картин, похвалить атмосферную обложку и стремление проекта петь на аутентичных языках, затем переводя их для общественности на инглиш (переводы тоже присутствуют в буклете), и хотя всё это уже практически стало каноном в выбранном для себя Даркусом стиле, передать частичку своего воодушевления эпичным фолк-блэк-нагромождениям музыкант всё-таки смог. Уединение, тайные культы, долгие беседы с луговыми васильками и очумевшими от вида человека ежами-ужами – всё это следует бонусом к данному изданию и даже, я бы сказал, одно другое предполагает, а перемещаются они словно подружки у Агнии Барто («мы с Тамарой ходим парой…»).

Всего пять треков на полчаса, никаких лишних слов и ненужных усложнений, Imsar отбарабанил свою музыкальную программу и наверняка принялся за сочинение очередного опуса. Кстати записывался альбом аж с 2020 по 2022 годы, а вошли на EP треки с рекорд-сессий недавнего полноформатника Imsar “Clemra Pierad Zolkam”, что можно расценивать как приглашение послушать, собственно, и сам лонгплей, чтобы сложить пазл и увидеть картину целиком. Я попробовал и словно в сказку попал. «Там чудеса, там леший бродит, русалки на ветвях сидят» и всякое такое по тексту А.С.Пушкина, как мы все учили в школе, но в стиле блэк-метал-фолка и с невероятной экспрессией подвального белорусского андеграунда.

По какой-то неведомой мне причине подобного рода стилистический сплав подпольного варианта очень любят в замечательном нашем муз.издании под названием Hellz Zine. Совсем недавно они много и восторженно (аж в трёх рецензиях!) писали про Imsar, между делом там выходили ревью на испанских фолкеров из UR, Nakkiga, Gaua и Helde, а рекомендации и восхищение Тирана творчеством Даркуса были так горячи, что я поневоле стал вслушиваться в лазерные пробежки “Klic Minuyich Casou” с особым тщанием. Ну что ж, это действительно андеграундная и честная музыка, спонтанность и сырость тут находятся на серьёзной отметке, а воодушевление своим делом способно воспламенять уставших и заплутавших во мраке бытия.

С чувством выполненного долга ставлю “Klic Minulych Casou” на полку рядом с Дрыгвой и Hok-Key, попутно рекомендуя его всем ценителям Drunemeton, Voloh, Rivendell, Primordial, Mithotyn и всё тех же Waylander и Cruachan. Если вы любите сырой и первозданный друид-метал, обожаете костры и посиделки где-нибудь в лесной чаще на шишках и корягах, то этот диск точно для вас. У меня же подобного целый шкаф (от Lutowrat до Ildverden и от Nordland до Veliar и какого-нибудь Темнолесья), но послушать свежее творение Imsar всё равно было любопытно. Всё-таки лучше гор могут быть только горы, а андеграундный фолк-блэк до сих пор хранит в себе тот же пряный аромат кореньев, от которых так фанатели и в самом хорошем смысле дурели друиды.

Рецензия на альбом проекта ART-Plutonia "Спектр отрицательных процессов"

23-09-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Подходя к своему 13-летию, ушедший от эзотерической тематики совсем в другое русло, проект ART-Plutonia решил ещё чуть дальше продвинуться по пути экспериментов и вывел своё сотрудничество с белорусской поэтессой Виолеттой Гапоновой на новый уровень. Точнее говоря, лидер и единственный участник проекта ART-Plutonia - Альберт Артамонов задумал записать совместный альбом-коллаборацию с Виолеттой, а основой для концепции релиза послужили её стихи, посвящённые Апокалипсису. Отбрасываем всё слишком человеческое, отходим в сторону от всех чувств и прочих сентиментальностей, и вот на горизонте уже маячит близящийся Армагеддон, а всё что нам остаётся - это ждать неминуемого конца и наслаждаться красотой этой грандиозной эсхатологической феерии, поскольку противостоять неизбежному бессмысленно, а суета и бесплодные усилия в такой момент будут лишь отвлекать от историчности момента.

И как явствует из названия, перед нами мрачный и медитативный материал в стиле ритуального эмбиента, где на фоне гипнотических музыкальных вибраций Альберта искажённый, ставший потусторонним и почти демоническим, голос Виолетты читает такие же потусторонние и демонические стихи. В музыкальном плане, ART-Plutonia предлагает соответствующий саунд, рисующий картины всеобщего развоплощения. Холодный звук, таинственные всполохи, тревожные шумы и максимально выхолощенный, словно доносящийся из бездны голос, который транслирует слова скорби и холодной рефлексии. Альберт блестяще научился обращаться с такими музыкальными формами и теперь жонглирует ими так лихо, что это действительно начинает восприниматься как какое-то мрачное субкультурное квази-искусство и даже, пожалуй, как культ и философская система, ставящая во главу угла глобальный пессимизм.

На альбоме пять композиций, а начинается всё с холодной прокламации “Тень всепоглощающего мгновения”. Голос Виолетты здесь доносится словно из глубин космического войда, а вторят ей голоса призраков и заблудившиеся в радиоэфире сообщения давно погибших операторов потерпевших крушение ракет. Мороз по коже идёт, когда слушаешь этот аудиальный мрак, а дальше тьмы и обречённости будет ещё больше. Второй трек “Путь к горизонту самоуничтожения” отличается резкой, распиливающей закольцованностью и эпичными хорами, и эта помпезность очень хорошо подходит картинам расползающегося по Вселенной упадка, которые рисует голос Виолетты. Кстати, именно эта вещь понравилась мне на альбоме больше всего, и покорила меня она как раз своей величественной торжественностью. Здесь на самом деле получился очень стильный минимализм.

Тяжёлые металлические гитары появляются в ближе к завершению этой вещи, и ещё более усиливают ощущение гнетущей черноты космического масштаба, а в сменяющей трек композиции “Пропасть ускоренной бесконечности” всех этих тяжёлых и ревущих саунд-вибраций становится ещё больше, что очень скоро выливается в настоящий индустриальный марш, в то время как “Фатальная кульминация сингулярности” проливается на сознание слушателя холодным душем кислотной влаги и освежает его своей колючей и разреженной медитативностью. А тем временем мы подходим к финалу данного релиза, и нас встречает завершающий, почти двенадцатиминутный трек “Рассвет дикой огненной лилии”, который является во всех смыслах кульминацией и квинтэссенцией альбома, стартуя с загробных звуковых вибраций, а затем усиливая и углубляя их в ту же самую сторону инфернальных и зловеще-пугающих, почти некротических гармоний.

Взаимодополнение творческих векторов Альберта и Виолетты получилось очень интересным и знаменательным, и я ничуть не удивлюсь, если они решат продолжить свои совместные творческие поиски в дальнейшем. Проект представил интересный альбом в жанре болезненной мелодекламации, и любителей данного жанра, а также таких проектов как Дом Вдовы и ArtFaina, “Спектр отрицательных процессов” наверняка порадует и впечатлит, как, впрочем, и просто ценителей такой болезненной меланхолии, а разнообразие аранжировок Альберта станет гарантом того, что вы будете возвращаться к прослушиванию этого альбома достаточно часто. Ничего лишнего, всё очень концентрированно, ярко, конкретно и с красивыми интеллектуальными оборотами, делающими альбом похожим на изящный философский труд.

Материал у проекта, конечно, специфический, но с задачей раскрытия выбранной темы авторы справились очень достойно. Все без исключения треки звучат профессионально и по-настоящему монументально, в структуре композиций достаточно аудио-нюансов и деталей, чтобы сделать прослушивание максимально комфортным и увлекательным, а в случае наличия у вас хорошей аудио-аппаратуры, “Спектр отрицательных процессов” зазвучит как масштабный саундтрек к поражающему своей масштабностью киноблокбастеру. В отличие от многих других эмбиентных релизов, новейшее творение ART-Plutonia абсолютно не страдает фоновостью и не станет наводить на вас скуку, а грамотное вплетение элементов дума, дроуна и дарквейва делает этот аудио-рассказ ещё увлекательнее и непредсказуемее. Не разделяю восхищения видом планетарных катастроф, но нужно признать, что альбом у ребят действительно вышел красивый.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N7 (2023). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Показать ещё