ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Экспонаты Кунсткамеры "Опасная жизнь"

24-11-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Я всегда думал, что в любом музыкальном произведении в основе всего должна находиться мелодия, и нашёл сегодня очередное тому подтверждение. Молодой панк-коллектив из хабаровского края записал альбом, который в первые же секунды прослушивания воспламенил моё сознание, и это было действительно похоже на пожар, ураган, а в итоге даже на цунами. Ребята это простые, никому неведомые, по поводу своей музыки, аранжировок и имиджа особо не заморачиваются, но выходит всё у них в итоге очень достойно, и даже визуальная составляющая не задвинута куда-то на периферию, а вполне себе цветёт и пахнет. Их двое, они ассоциируют себя с брутальными монстрами и животными, но это не более чем маски и визуал.

Экспонаты Кунсткамеры – это как раз тот самый современный мело-поп-анархо-раздолбай-панк, который я так люблю и за который так котирую группы вроде Станционного Смотрителя, Азон и Волшебников Изумрудного Города. Всё просто и даже элементарно, с простецкими и нескладными местами текстами, но всё это цепляет и прочно застревает в сознании, а безыскусные, всеми нами сотни раз слышанные риффы в их исполнении кажутся не такими уж заезженными и не такими избитыми. За издание творческих откровений Экспонатов Кунсткамеры отвечает наверняка многим известный лейбл Circle Flame Records, что издаёт, к примеру, группу Zемля Королевы MOD, и это ещё один ориентир, который поможет понять, что же они такое.

Ну а я всегда с огромным скепсисом и недоверием относился к Курту Кобейну и его группе, но типичные нирвановские ходы в открывающем альбом треке “Болото” наших “кунсткамерщиков” оставили у меня совсем другое впечатление. Не знаю, что тому причиной, нужная ли доля стёба и самоиронии, жирный ли и уверенный звук хабаровских панков, а может их более правильные и слаженные рок-соло, но это в итоге воспринимается как-то совсем уже по-другому. Может быть, всё дело в их повышенной лиричности и во взрослой, как будто вытащенной откуда-то из старых советских мультфильмов тоске? Всё может быть, но в основе всего тут находятся именно они, и уже чуть выше обретаются и мелодии, и риффы, и гармонии, и все остальные музыкальные вещи.

В титульном треке мы слышим отборнейший хардкор в духе Cro-Mags и Дикого Океана, те же самые фишки правят бал в “Нет больше злости” и в “Диспансере”, но ершистый кроссовер здесь настолько мелодичен и причёсан, что практически и не воспринимается уже как таковой. Да, все эти треки вполне можно было бы назвать хорошим хард-роком и совсем не делать никаких отсылок к панку, лишь только в голосе вокалиста время от времени проскакивает нечто раздолбайское и хулиганское, а начиная с третьего трека… всё срывается куда-то в Ласковый Май и вызывает ощущение гибрида между Ю.Хоем и Ю.Шатуновым, но даже погружение в омут этих сладких и немного инфантильных мелодий не кажется чем-то плохим или противоестественным.

А вот повеяло слезливой, пафосной и абсолютно нелюбимой мной Агатой Кристи в “Воле”, но даже это мне понравилось и пошло на «ура» (разве можно чем-то испортить и без того запредельно знойный и ориентированный на мейнстрим альбом?), а когда в “Нет больше злости” в ход пошли более резкие, тяжёлые и хриплые интонации, я лишь удовлетворённо хмыкнул: да, такое я определённо люблю. Факт остаётся фактом: играть на вусмерть заезженных риффах этим ребятам удаётся, пожалуй, даже лучше, чем их прославленным финским коллегам из Lordi, а прослушав “Опасную жизнь” хотя бы с каким-то минимальным вниманием от начала до конца, вы гарантированно не останетесь равнодушными и безучастными.

А вот и ответ, почему это происходит – свою музыку эта группа исполняет с глубоким и человечным посылом, который музыканты очень прямо и конкретно выражают уже в четвёртом треке под названием “Адовлечение”: «Есть только одиночество и непостоянство, в этой суете, в этой бешеной гонке. Мы гонимся всегда за материальным, но забываем посмотреть назад». В этой вещи они действительно предельно конкретны и прямо-таки припечатывают, но те же самые мотивы вы без труда рассмотрите и во многих других треках с их актуального полноформатника, а в “Виртуозе” вас ждёт очередная грустная, поучительная и обличающая наш жестокий и чёрствый мир история. Наивно? Коряво? Очень даже, а местами откровенно мимо нот. Но трогает и заставляет задуматься.

“Опасная жизнь” – второй лонгплей хабаровских панков, и в целом он не сильно отличается по направленности и стилю от своего предшественника, но в плане исполнения и реализации идей нынешний релиз – это огромный шаг вперёд и внушительное достижение дуэта. Звук стал плотнее и объемнее, текстовые решения интереснее, общая сыгранность на порядок или даже на порядки выше, а самое главное – общий посыл релиза намного более стройный и сильный, а вокальные промахи мимо нот здесь уже не раздражают, что порой случалось-таки во времена их диска “Антрацитовые яблоки”. Они смогли остаться собой, не изменить своим музыкальным и лирическим симпатиям, но в то же время сделали инструментал и аранжировки раз в сто лучше.

Наверное, стоило бы сравнить Экспонатов Кунсткамеры с группами вроде Код Дракона и со всё той же Землёй Королевы MOD, и это действительно артефакт с той же самой полки и в точности в том же самом жанре, но у этих ребят всё равно есть что-то своё, что-то такое, что трогает, впечатляет и берёт за душу. Я никогда не был большим поклонником панка, но подобные альбомы мне традиционно очень нравятся и частенько захаживают на огонёк в мой CD-проигрыватель. Вероятно, дело в том, что Экспонаты Кунсткамеры это и не панк особо, а скорее утяжелённый поп-рок с панковскими интонациями в вокале. И да, всё это нюансы, а музыка и мелодии у ребят хороши, да и играют они для своего жанра очень даже неплохо.

Оценка? А, пусть будет 5 из 5. За “Адововлечение” и за то, что напомнили тот старый советский мультик про мальчика, горевавшего о своей умершей собаке, и о докторе, что, жалея его, залез во двор к алкоголику, выкрал у него щенка и заменил вывеску у ворот с “осторожно, злая собака” на “осторожно, злой хозяин”. Альбом лёгкий, поэтичный и словно подёрнутый какой-то лёгкой пеленой печали (и в “Воле”, и в “Виртуозе”, и в “Зеркалах” здесь всё те же самые сентиментальные и не очень модные ныне темы), но именно этим и своей смелой несовременностью он и хорош. В 80-х и в начале 90-х за подобные музыкальные находки мы любили Чёрный Кофе и Э.В.М., ну а сейчас перед нами аттракцион в духе «назад в прошлое», и это прекрасно. Душевный и осмысленный альбом. Рекомендую.

Рецензия на сингл проекта Время Альбиносов "Песнь козлов"

23-11-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

«Мои слова не слишком добры, но и не слишком злы, я констатирую факт - козлы» - пел в своё время Б.Г., и отечественный рок-арт-проект Время Альбиносов во главе с Дмитрием Романовым тоже решил пройтись по той же самой теме и выразить себя в схожих категориях. Как вы наверняка знаете, в данный момент «альбиносы» работают сразу над четырьмя полноформатными альбомами, о направленности и концепции которых Дмитрий достаточно подробно рассказал в нашем с ним недавнем интервью, ну а “Песнь козлов” – это бонус-сингл, материал которого не вписывался ни в один из упомянутых лонгплеев-гигантов и был в итоге выброшен в автономное плавание по сети. Интрига? Ещё какая, и не сомневайтесь, интригую я вас не напрасно!

Если вы ждёте в данном случае чего-то подобного процитированному мной в начале первого абзаца треку, то наверняка будете удовлетворены и в то же время очень сильно удивлены. Да, это всё тот же шарж в лучших традициях “Старика Козлодоева” (даже лексика вызывает именно такие ассоциации a la “Мочалкин блюз” и другие нетленные хиты времён «Ассы»), ну а музыкально перед нами всё-таки не совсем рок, а точнее, piano-балладный рок в духе Элтона Джона, Селин Дион и Коррозии Металла с их “Tell Me Why” на грани с Вертинским, Окуджавой и поп-кабаре больших и центральных каналов. Здесь много юмора и иронии, но они не выпячиваются на первый план и не скатываются в шапито, а от того разят ещё более метко и сильно, и… при ближайшем рассмотрении оказываются вовсе и не юмором. В каждой шутке, знаете ли, всегда лишь только доля шутки, а «козлиная песня» в дословном переводе с древнегреческого не случайно означает «трагедия».

Впечатляющая камерность и хорошая инструментальная работа в духе звонкого рок-минимализма незабвенных классиков времён зарождения жанра, прекрасная вокальная работа (Серов и Джордж Майкл где-то нервно курят в сторонке) и выразительный, звенящий на пределе возможностей лирической эквилибристики, текст делают эту вещь настоящей вершиной вдумчивого и серьёзного music-шаржа, и всё это действительно впечатляет. Если до сего дня у вас были вопросы, почему эта группа именует себя именно рок-арт-проектом, а не арт-рок-проектом, то сейчас все они, скорее всего, отпадут и уйдут в небытие. Перед нами рок-театр в традициях King Crimson и самых сильных и удачных треков классического периода Арефьевой.

Вокалист подаёт эту вещь так, будто поёт о чём-то очень важном, первостепенном и имеющим для него самое живое и непосредственное значение на грани жизни и смерти, и его искренность действительно заражает, а тонкие проблески игривой усмешки на уровне рифм и используемых образов довершают образ грустного арлекина Пьеро и вызывают дополнительное «ах, круто!». Я хотел обязательно процитировать какой-нибудь отрывок из этого трека в данной рецензии (поверьте, прочитать это и увидеть стоит обязательно!), но в итоге так и не смог выбрать какой-то один фрагмент и вырвать его из общего контекста. Нет, такое нужно воспринимать целиком и желательно всё-таки на фоне аккомпанемента.

Перед нами настоящая рок-пантомима, экзистенциальное вчувствование в тему и большая поэтическая удача. И я не случайно вспомнил Арефьеву. Сходство в плане стихосложения и рифм с её лучшими вещами вроде “Глюкоза”, “Мыловар” и “Ночь в октябре” в данном случае совершенно очевидны, а перенесение всей этой женской мистики и поэтической ассоциативности в мужской и исполняемый мужским вокалом рок лично для меня большая неожиданность и удивительный опыт. Кто мог писать и исполнять подобное из наших поэтов-мужчин? Разве что Пельш с Кортневым. И ведь это действительно очень сильно, а количество преднамеренных и не очень преднамеренных межпредметных отсылок в “Песне козлов” поистине впечатляет (в самой последней фразе на уровне интонаций мне даже как будто послышалось что-то Кипелова).

Чем больше я слушал эту вещь, тем больше влюблялся в неё, в точности так же, как некогда это происходило со мной с “Луной” Несчастного Случая и “Папоротником” Арефьевой, и чем больше я слушал её, тем больше глубин и нюансов в ней находил. Гениальный текст, шикарное исполнение, идеальный кандидат на вхождение в какой-нибудь крутой ностальгический сборник вроде столь любимых народом и активно тиражируемых издающими конторами 90-х “Rock Ballads”. Браво Дмитрию и его музыкантам – у них действительно удивительный праздник креатива, который приносит очень сочные и спелые плоды, от которых многим слушателям действительно очень немелко похорошеет. Мне похорошело. Не люблю синглы на физических носителях, но такое всё-таки стоило бы выпустить в одиночном варианте на каком-нибудь плёночном или лазерном артефакте – оно действительно того стоит. С удовольствием ставлю высший балл – 5 из 5.

Рецензия на сингл группы Rosa Infra "Мальчик-Омега"

18-11-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Кажется, главные проповедники и идеологи инфра-металла решили повторить успех Тату с их “Мальчиком-геем” и окончательно перешли к борьбе с культом потребления его же методами. В первые секунды звучания их новейшего сингла “Мальчик-Омега” ассоциации с поп-роком, треками-завсегдатаями дискотек и прочим мейнстримом современности действительно невероятно сильны, но уже спустя минуту в ход идут традиционные для Rosa Infra жирные риффы, саунд становится плотнее, и всё возвращается на круги своя. Нет, они не изменили себе, а всего лишь продолжают осваивать прилегающие к их основному жанру территории и пробовать себя в более компромиссных и не вполне предсказуемых амплуа.

В последнее время от Rosa Infra мало что было слышно, а в последний раз мы писали про них год назад, в начале ноября 2021 года, когда вышел их двухтрековый EP “Воспоминания о будущем”, однако ярость и страсть этой группы даже не думают ослабевать. Ощущение такое, что команда затаилась и копит силы перед мощным и чуть ли не решающим прыжком, и это действительно должно быть оглушительно и наповал. Тем не менее, мощь совсем не обязательно должна быть прямолинейной и железобетонно-безыскусной, а потому танцевальные мотивы “Ветерана забытой войны” (так назывался первый трек с их мини-альбома 2021 года) получили сейчас самое всестороннее развитие и были многократно умножены в новейшей вещи состава.

“Мальчик-омега” играет на контрастах, и в этом смысле это очень смелый и радикальный ход, который позволяет предполагать, что готовящийся диск инфра-метал-апологетов будет не только сумасшедшим и предельно жёстким, но и катастрофически экспериментальным. Те необычные саунд-решения, которые удивили многих в треке “Дети новой морали” не только не канули всуе, но и получили планомерное развитие в их нынешнем релизе, однако вместо авангарда и диссонансов на этот раз слушателей в музыке Rosa Infra ждут аллюзии к рейву и дискотекам 90-х, что в сочетании с их традиционной саунд-экспрессией воспринимается как какой-то гремучий и сумасшедший винегрет.

Они начали готовить общественность к своему очередному полноформатнику “Воспоминаниями о будущем”, продолжили сейчас “Мальчиком-омега”, и, судя по всему, процессы подготовки полноформатника будут не очень быстрыми. Однако скорость, как известно, нужна далеко не всегда и не во всём, а качество и финальный результат в данном деле определённо находятся в приоритете. На данный момент пока ещё очень сложно предсказать, каким именно получится их новейший релиз, однако в том, что он будет громким, провокационным, кричащим и эпатажным, нет совершенно никаких сомнений, о чём по-своему напоминает слушателям и выбор концепции для актуального сингла, в основе которого лежит анти-утопическая новелла Михаила Харитонова.

Их замысел в том, чтобы довести до логического абсурда стремление западной цивилизации окончательно и бесповоротно подчинить себе всё и вся – показать и максимально доходчиво проиллюстрировать тот элементарный факт, что потребление и духовная пустота могут порождать только духовную пустоту, а бескомпромиссная погоня за материальным приведёт лишь к деградации и самоликвидации цивилизации. Ритмичное тыц-пыц первых секунд композиции очень показательно переходит в клубок диссонансов середины трека, и в тексте речь идёт о том же самом: всё лёгкое, безответственное и бездумное неминуемо приводит к краху, а роскошь наплевательского отношения к себе и к окружающему миру для человечества давно уже стала непозволительной.

Намёки на речитатив, пружинящие электронные пульсации, сэмплы, простенький электронный бит в самой основе, а в итоге перед нами самый жёсткий и провокационный вариант совместного творчества Юли Волковой и Лены Катиной, который только можно себе представить. В этом треке при чуть более внимательном рассмотрении можно без труда заметить массу аллюзий к самым странным и неоднозначным достижениям современной поп-фрик-культуры, и Rosa Infra не только и не столько перечёркивают их, сколько по-своему переосмысливают и заставляют лить воду на собственную мельницу. Чем дальше уходит хронометраж композиции, тем больше она углубляется в чащи хаоса, однако хаос в данном случае не самоцель.

Они провоцируют и испытывают нервную систему обывателей на прочность, и именно данное обстоятельство стоит признать центральным в деятельности Rosa Infra как таковой. Их смесь Type O Negative, Crematory, The Kovenant и The Prodigy времён “Мальчика-Омега” не столь революционна и новаторски амбициозна сама по себе, однако в сочетании с философией группы и смысловым наполнением актуального трека всё это начинает выглядеть как красный флаг в глазах выпущенного на корриду испанского крупнорогатого млекопитающего. Не удивительно, что уже одно название этой группы вызывает у многих людей приступ необъяснимой ярости и непреодолимого отторжения, и сейчас, вероятно, все эти симптомы у тех, кто против Rosa Infra, будут ещё больше усиливаться и ужесточаться. Оно и не удивительно: ставки повышаются.

Рецензия на сингл группы Existenter "Dark Times Must Be a Light"

16-11-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Я не устаю удивляться курской группе Existenter и уже рассказывал об этом подробно в своей недавней рецензии на их предыдущий сингл “Liberty”, что вышел месяц тому назад, но вот сегодня ребята выпускают своё очередное творение, и это снова нечто удивительное, яркое и неожиданное. Они так увлечённо смешивают прогрессив и альтернативу, что напрочь забывают о любых ограничениях, а получается в итоге локальный ураган или мини-вулкан, а звучит это так доходчиво и хитово, будто имеешь дело с классикой The Pretty Reckless, Evanescence или The Birthday Massacre.

Но нет, они совершенно не думают заигрывать с коммерцией или вырваться в мейнстрим. Экзистентствующие экспериментаторы из Existenter всего лишь стараются сделать свои идеи как можно более понятными и слушабельными, и эта тенденция напоминает мне то, что происходило с Megadeth после 1990 года. “Countdown To Extinction” был конкретнее и проще, чем “Rust In Peace”, “Youthanasia” оказалась ещё и на порядок мелодичнее, а “Cryptic Writings” вдобавок обладал на редкость прозрачным и кристальным звучанием, что тоже совсем не было коммерцией, а у фэнов группы шло на «ура».

В “Dark Times” есть даже кое-что от традиционного хэви-металла, и при определённом раскладе подобное могли бы сыграть даже Judas Priest или Burning Witches, однако эта проверенная хэви-основа в исполнении наших героев оказывается изысканно обрамлена прогрессивным напором Nevermore и хаотичными фантазиями Madder Mortem, а по форме всё это оказывается похоже на Halestorm или Flyleaf. Диковинно? По описанию – возможно. Но на слух всё это ложится очень даже органично и хорошо, а моменты хаоса, классического хэви-металла и разнузданной поп-альтернативы чередуются тут так грамотно и ненавязчиво, что трудно не восхититься.

По большому счёту перед нами продолжение традиций “Liberty”, но хаоса и прогрессива в “Dark Times” больше, а простых и эффектных поп-рок-фишек меньше. Точнее, они аккуратно задекорированы инструментальным буреломом и экспресс-переменчивостью музыкальных идей данного трека. А ведь тут ещё и занятная концепция – композиция “Тёмные времена” с подзаголовком “должен быть свет” и с человеком, вырывающимся из чёрной мазутной черноты по зову своего пылающего неравнодушием сердца на обложке – это не только удачный образ и хорошая визуально-вербальная находка, но и достойная всяческого одобрения жизненная позиция.

«Мы не штампуем, а рожаем» - говорят сами музыканты об особенностях творческого процесса в Existenter, и это чувствуется в их новой вещи. Здесь есть и норов, и характер, и импульсивность – словом, всё, что и бывает в случае с непослушными и талантливыми детьми. Музыка этой группы может быть непредсказуемость и нелогична, а сейчас авторы попытались скрестить два своих основных творческих амплуа и соединить воедино мега-хитовость альтернативного рока с серьёзными идеями прогрессива и авангарда. Получилось интересно и по-прежнему достаточно мелодично, а фирменный стиль курских прог-соловьёв сейчас крепок и уверен как никогда.

Насколько я знаю, в скором времени Existenter представят материал своих последних синглов в Москве на одной сцене с The Korea, и могу лишь порадоваться за них и за их слушателей. Им очевидно давно уже тесно в столице соловьиного края, и такие вылазки в столицу коллективу не просто нужны и важны, а жизненно необходимы. Отличная группа, прекрасный сингл, а мне как любителю My Ruin, In This Moment, Eths, Otep, Kittie и вообще всего вот такого хриплого, прогрессивного, красивого и с женским вокалом, зашло просто великолепно. Не совсем “I Wanna Know”, “Samurai” или “Liberty”, но нечто с той же самой грядки и столь же крутое!

Рецензия на альбом группы Тропы Не Врут "Научи нас строить мосты"

14-11-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Всё в этой жизни связано, и в непростые времена, как правило, выходят непростые релизы с непростым содержанием, которые призывают задуматься о непростых вещах. Вот и сегодня у нас вышедший в самом начале ноября четвёртый полноформатник группы Тропы Не Врут “Научи нас строить мосты”. Без настойчивости и готовых решений лидер группы Алексей Илюшин и его музыканты рассказывают нам о том, что они думают, и это образно, красиво, художественно и в то же время правдиво и реалистично. По сравнению с предыдущим лонгплеем под названием “Готовы к рукопашной”, о котором мы тоже писали в своё время, “Научи нас строить” более лёгкий и балладный, спокойный, умиротворённый и даже гармоничный, а я в очередной раз удивился богатой образности их стихов и потрясающему умению быть разными и неожиданными.

Если их третий альбом напомнил мне рвущего на груди тельняшку Егора Летова (послушайте хотя бы открывающую альбом “Золотая рыбка”), то “Научи нас строить мосты” – это смесь Високосного года и Чайфа. Может быть, по поводу второй группы и аллюзий к ней я сейчас чуть и погорячился, однако после жёсткой и ядрёной наступательности времён “Готовы к рукопашной” софтовые мотивы нынешнего диска «троп» не просто удивляют, а почти обескураживают. Из всего альбома может быть совсем чуть-чуть выбивается разве что “Под маяком всегда темно”, но даже там нас ждут лиричные колокольчики как будто родом из “Сто лет одиночества” и миролюбивые гармонии поп-рока. На альбоме есть и баллады, и просто спокойные среднетемповые пьесы, и чуть более энергичные номера, но его основное настроение – это неспешное созерцание.

Без рваных хардроковых риффов и резкой, словно режущей по нервам скрипки времён прошлого диска, но с новой и ничуть не менее эффектной атараксией странников и пилигримов Тропы Не Врут неспешно ведут своё повествование на новом альбоме, и он действительно заставляет задуматься. Здесь нет простых решений и разжёванных выводов, но именно этим он и интересен. Художественно обработанный поток сознания на тему реального, повседневного и касающегося всех – вот что такое “Научи нас строить мосты”, и, вероятно, это действительно нужный и своевременный альбом, который способен научить строить и беречь адекватность. Собственно, его адекватность меня и покорила. Никаких форсированных истерик, никаких споров с пеной на губах – всё очень трезво, взвешенно и – это самое удивительное! - с ощущением счастья.

У этого альбома совершенно другое настроение, совсем другой посыл и по-другому расставленные акценты. И скрипка звучит на этом диске совсем по-другому: нежно, напевно, лирично, легко. Без тревоги, без ярости, без форс-мажоров и крика. На первый взгляд такая атмосфера релиза кажется странной, но и в этом есть свой смысл, а понимаешь это когда начинаешь вслушиваться в тексты и вдумываться в них. Проживать даже самые сложные времена с ощущением восхищения мирозданием и не забывать радоваться маленьким повседневным вещам – это огромное искусство, которому очень непросто научиться, но у Алексея и его коллектива всё получилось, и они записали светлый, гармоничный и дышащий доброжелательностью диск, который в этом смысле очень занятно сравнить с последним альбомом Б.Г.

А основной замысел и центральный месседж пластинки ждёт нас с вами уже в открывающей диск “Архитектор”: «Если сможешь построить мост, будь уверен: ты сможешь идти без моста». Помните как у древних мудрецов и у великих учителей-анахоретов, предпочитающих изъясняться притчами и афоризмами: «Если у тебя есть посох, я дам тебе посох; если у тебя нет посоха, я отниму у тебя посох» - в смутные и переломные времена мы все остаёмся собой, лишь наша душа начинает говорить громче и яснее, а на поверхность всплывает всё то, что до поры таилось в глубинах и было скрыто от внимания и глаз. Непростые времена – хорошая возможность пересмотреть свои убеждения и приоритеты, избавиться от ненужного и, наоборот, возвести более основательные мосты к достойному, человечному и вечному.

На этом альбоме нет пропаганды и какой-то единственно правильной позиции, и именно этим мне он понравился. Мы можем слушать разную музыку, по-разному понимать одни и те же явления, быть по разные стороны баррикад и считать верным и правильным совершенно несовместимые и удивительные вещи, но каждый из нас в любых условиях и в любой момент своей жизни обязан оставаться человеком и не терять свою человечность. Помимо сиюминутных, исторических и требующих непосредственного ответа здесь и сейчас событий, все мы в той или иной степени должны быть ещё и гражданами вечности, не забывающими о главном и первостепенном с точки зрения нашего человеческого бытия. И “Научи нас строить мосты” как раз об этом.

Нет смысла говорить о каждой из вошедших в этот альбом песне в отдельности или сравнивать их друг с другом – девять композиций данной пластинки нужно воспринимать целостно как некое органичное единство, и тогда разговор о большом и важном действительно состоится, и всё будет не зря. “Научи нас строить мосты” – альбом, который не столько учит думать и к чему-то призывает, сколько попытка поделиться своей внутренней гармонией и передать слушателям частичку своего умения не терять веру даже посреди разразившегося в ночи шторма. Мне не очень понравилась обложка, на мой взгляд, она не очень подходит атмосфере и настроению релиза, но это единственный момент, который я мог бы отнести к числу минусов данного опуса. В плане музыки, текстов и гармоний Тропы Не Врут в очередной раз превзошли сами себя.

Рецензия на альбом группы What For? "Vanitas Et Ventum Captura"

12-11-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эти питерские рокеры очень любят мини-альбомы, день порохового заговора и назидательно-философскую тематику, но сейчас, кажется, с первым пунктом из этого списка покончено, ведь ребята выпустили самый настоящий полноформатный лонгплей. Не знаю, насколько это станет у них традицией и будет ли часто практиковаться, но в данный момент они всё-таки доросли до официального полноразмерного альбома, и это определённо уровень, достижение и новая эпоха для группы. Да, они неизменно прогрессировали от релиза к релизу, немного менялись, чуть иначе расставляли смысловые акценты, но теперь перед нами их первый официальный полновесный релиз c восемью треками на борту, и на нём What For? продемонстрировали себя во всей красе, записав солидную пачку мощных и однозначных хитов с терпкой мужской харизмой.

Они всегда неровно дышали в сторону мудрых латинских афоризмов, интеллектуальной иронии и пыльных исторических томов, и сейчас тоже не изменили себе. Жёсткий, крошащийся дисторшном рок с текстами о глубоком и важном – это тот самый конёк What For?, на котором они съели немало собак и не раз зажигали свой Рим. Их можно называть огненными минималистами, раскольниковыми XXI века или пилигримами рока, и всё это будет адекватно и правильно, но лучше всё-таки не ходить вокруг да около, а просто взять и послушать их песни, ведь они действительно способны говорить за себя сами и свидетельствуют намного громче и яснее, чем любые описания и характеристики. Удачные гармонии, стопроцентная сыгранность, на редкость харизматичный саунд, а на фоне всего этого сконцентрированный поток зарифмованного сознания.

Глубокомысленное, заканчивающееся пространным многоточием вступление, бодрая “Революция”, не отстающая от неё “Масса”, эпичная “Суета”, расслабленная, меланхоличная, словно подёрнутая нирвановской поволокой отстранённости “CuO” – всё это разные формы, способы и варианты философского осмысления действительности в стиле What For?, и звучит это образно и интересно. Я бы даже сказал, что альбом в целом похож на концептуальный манифест в духе классических эпиков Гражданской Обороны вроде “Сто лет одиночества”. И хотя тут способна вызвать некоторое недоумение разухабистая, как будто даже чрезмерно залихватская расхристанность вокала и его явные аллюзии к группам вроде Ляпис Трубецкой, но и это не случайно. На такие темы петь и говорить всегда нужно с некоторой долей иронии и цинизма.

Ну а что же изменения, эволюция и прогресс? На данный момент ребята звучат жёстко и уверенно как никогда, а в голосе их вокалиста целые ворохи особого летовского надрыва и тревожного напряжения смутных времён. Я включил альбом, и уже на втором треке у меня появилось ощущение, что на меня из монитора дует сильный и пропахший дымом ветер странствий и перемен. Их материал по-прежнему тяжёл и жесток, всё так же мелодичен и на удивление гипнотически притягателен, а его отстранённо-дымная атмосфера кажется сейчас очень своевременной и аутентичной. Пожалуй, настолько напевными и мелодичными, как сейчас, What For? не были ещё никогда, но всё это совсем не в ущерб жёсткости и не в минус стальным риффам, а это значит, что сегодня нас с вами вновь ждёт огненная вечеринка Гая Фокса в стиле рок.

Я сравнивал их с разными группами, проводил параллели между их творчеством и разными музыкальными жанрами, но сейчас скажу проще и лаконичнее: они вдохновенны и прекрасны. Когда мы слыхом не слыхивали ни про какие интернеты, а на русскоязычной хэви-метал-сцене у нас были только Ария, Чёрный Кофе, Легион, Август и Тяжёлый День, в списке этих титанов и героев просто на «ура» пошли бы и What For? Я бы даже сказал, что там не хватало места именно для них, а внутренняя логика истории до сих пор ждёт и даже требует, чтобы в нашем хэви-роке были классики и титаны именно с такими габаритными очертаниями – блистательный и максимально доведённый до ума вариант некогда славной, но канувшей в безвременье группы 99% с прекрасным визуальным оформлением, с детально проработанной концепцией и с фантастическими текстами.

Наверное, такие туманные размышления не очень хорошо подойдут музыкантам для промо-целей, но я действительно воспринимаю их как живых классиков формата Толика Крупнова. Не знаю, как вас, а меня этот дисторшновый скрип на манер Cities и Maineeaxe просто сводит с ума и чуть ли не приводит в экстаз. Взять хоть, к примеру, трек “Суета” – ничего сложного, всё в духе минимализма с супрематизмом, но как стильно, уверенно и осмысленно это звучит, и ведь это реально похоже на культ. Акции What For? неуклонно идут вверх, ребята осваиваются в выбранном жанровом амплуа, и по данному поводу мне даже вспомнилась хорошая давняя традиция рок-журналов – объявлять каждый раз в конце очередного периода в 365 дней группу, которую можно было бы назвать открытием года. Ну а что, они вполне достойны такого громкого титула и соответствуют ему.

Музыка, конечно, на любителя, но, по-моему, она просто шикарна, и это не преувеличение. Когда классика Nirvana, ГО, Алисы, Крупнова с Кипеловым и Монина с Безуглым давным-давно выучена наизусть, очень кстати именно вот такой альбом именно вот с таким звучанием и вот с такими текстами. Восторг. Радость, упоение, удовольствие и восторг. Всё как я люблю и всё в лучших традициях тяжёлого, ржавого, олдскульного, честного и бьющего навылет. И, заметьте, в точности в тех же очертаниях и в той же самой настроенческой тональности, что и прежние релизы этих питерских геродотов и геростратов. Дым, искры, ночь, звёзды, ветер, романтика, свобода, много мелодий и жёсткого гитарного рока, и всё это на фоне славных подвигов и разорванных на груди тельняшек Егора Летова, футболки со светлым ликом которого до сих пор с таким упоением носят подростки нашей необъятной страны.

Показать ещё