ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл FEF и Мистера Кто! "Ветер перемен"

23-07-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Когда-то голосом эпохи был Виктор Цой с его “Мы ждём перемен” и Scorpions с их “Wind Of Change”, но с тех пор так много воды утекло, что про это уже мало кто помнит, а даже те, кто помнят, вынуждены признать, что перемены это далеко не всегда хорошо. Сумрачный андеграундный рэпер Fef, тюменский рокер Мистер Кто и аранжировщик Стив, отвечающий за звукорежиссуру тюменской студии 114 объединились, чтобы немного пофилософствовать на заданную тему и изложить собственное мнение по поводу вечности, изменений и векторов эволюции. Fef написал текст, Мистер Кто! придумал мелодию, Стив помог с припевом и поколдовал над аранжировками, и вот получился такой тройственный “Ветер перемен”.

Хотя всё было даже не так. Fef, давно обосновавшийся в стенах студии 114, очень проникся треком Мистер Кто! “Оставь меня” и предложил спеть его речитативом, но тут появился Стив и выдвинул тезис о том, что написать совершенно новую вещь было бы круче и интереснее. Все вместе обмозговали идею, Мистер Кто! придумал мелодию и припев, из припева Стив сделал бит (да-да, тот самый тюменский бит, которым так знаменит Мистер Кто!, но в стиле речитативных экспериментов, за которые отвечает уже Fef), а на этот бит Fef написал полный текст песни. И петь “Ветер перемен” было решено вдвоём, поделив вокальные партии между Мистером Кто! и Фефом, позволив Стиву сконцентрироваться за звукорежиссёрским пультом.

Насколько я знаю, рокеры перестали бояться речитатива и рэпа где-то году в 1990, когда Anthrax удивили всех своей колаборацией с Public Enemy, а в рок-журналах стали писать про Body Count, Faith No More и Rage Against The Machine, а уж сейчас, когда даже романтичные фолкеры и готик-металлисты переходят на рэп, а на альбоме самого Оззи присутствует фит с речитативом, этим и подавно никого не удивить, но Fef и Мистер Кто! своих слушателей удивлять и не думают. Они просто выбрали речитатив в качестве способа выражения своих мыслей по поводу перемен и переменчивости, а в инструментале смешали рэп, хип-хоп и рок. И получился эпатажный трек с претензией на хитовость, звучит который действительно характерно и в духе времени.

Вряд ли Fef или Мистер Кто! когда-нибудь станут Цоем двадцатых годов двадцать первого столетия, но они очень стараются вписаться в реальность оксиморонов, скриптонитов, моргенштернов и всё дальше уходящих по речитативным дорожкам именитых рокеров-металлистов, да ещё и выделяются на их фоне. Как ни запасайся скепсисом против их “Ветра перемен”, а в тексте трека всё равно содержится пара очень неплохих попаданий, которые действительно сделали бы честь даже Цою со скорпами. Когда за переменами в буквальном смысле не угнаться, а каждый день просыпаешься как будто в каком-то новом и непривычном мире, даже самый терпеливый уже готов сорваться на крик: “эй, Земля, давай чуть-чуть помедленнее… слишком много перемен!”

И музыканты мастерски поймали эту тенденцию и сумели очень неплохо выразить её в своей новейшей композиции. Нагловатый голос (почти как если бы Цой согласился стать новым Моргенштерном), простые аранжировки, минимум лишних и нелишних движений, стопроцентная концентрация на вокале и тексте, ритм, ритм, ритм… и получился отличный саундтрек для 2021 с его амбивалентными перепадами. Для общей показательности можно было бы добавить в самом конце на манер цоевской классики “Мы не хотим перемен!”, но и так всё здорово, доходчиво и ярко. Если верить ребятам из Муз.разборок, которые параллельно играют в VooDoo, сейчас стало новым трендом, что даже тру-металлисты втихаря слушают поп и рэп, а в таком случае можно попробовать рекомендовать им и новейшее произведение этих тюменских шок-провокаторов. Ну а в самом деле, почему бы и нет.

Рецензия на сингл и клип группы Existentia "Cool Summer Rain"

22-07-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Отечественные музыканты продолжают снимать художественные клипы мирового уровня на свои песни, и вот после красивого и зрелищного клипа RabieS перед нами дебютная видео-работа курских прогрессивщиков из Existentia, которая тоже не отстаёт по уровню материала и качеству. Трек “Cool Summer Rain” стал третьим синглом с их недавнего полноформатника “The Planet In The Universe”, а сами музыканты композицию характеризуют достаточно туманно: “Когда мы выбираем новую реальность для себя, старая реальность разрушается! Через обрывки воспоминаний от растерянности к решимости!”. Казалось бы, кто бы спорил, всё очень очевидно и закономерно, но что конкретно авторы имели в виду в данном случае?

Включаем клип и попадаем в мир болезненных видений, сумрачных настроений и первоклассного прог-металла. И я не случайно сравнил видеоряд “Cool Summer Rain” с недавним роликом RabieS - отличные кинематографические кадры данного клипа в той же мере напоминают хороший триллер, что и “Оборотень”, а развитие сюжета стремительно, словно сорвавшийся с обрыва локомотив. Группе удалось снять очень зрелищный и интригующий видеоклип, вписаться в некий негласный кодекс прог-команд, который прослеживается в клипах большинства прогрессивщиков, будь то Dream Theater или Fates Warning, и при этом остаться самобытными и полностью избежать какой-то скучности и тривиальности.

И один из главных секретов притягательности видео-варианта “Cool Summer Rain” – его неоднозначность. Можно очень по-разному понимать и интерпретировать происходящее на экране во время воспроизведения данного клипа, спорить, не соглашаться, ничего не понимать, но отрицать тот простой факт, что перед нами действительно очень качественное и интересное видео практически невозможно. Ролик уверенно заражает зрителя своей специфической атмосферой, чётко диктует свой собственный ритм восприятия, а первоклассные риффы и задумчивые соло Existentia дополняют видео-идиллию убедительным и чётким аудио-сопровождением. И получается некий музыкально-визуальный ребус с оттенками театрального перформанса.

Если говорить о недостатках, то их практически нет или даже совсем нет – в клипе всё воспринимается очень естественно и органично, я бы даже сказал, плавно и в то же время как будто сонно. Как в самых реалистичных и болезненных снах все образы сплетаются в единую канву, и практически нереально вычленить какой-то один из общего ряда и воспринимать его автономно, так и в сегодняшнем клипе Existentia - всё очень слаженно, целостно и взаимоувязано. Возможно, было бы лучше, если бы оператор чуть больше внимания уделил богатой мимике участников команды, но это уже пожелания из ряда “если бы, да кабы (во рту выросли грибы)” и на общее впечатление они никак не влияют.

“Несмотря ни на что нужно идти к цели, так как всегда после жары и зноя придет прохладный летний дождь! И каждый получит порцию долгожданного наслаждения от достижения своей цели!” – замечает лидер группы гитарист Александр Сиделин в комментарии к переводу текста “Cool Summer Rain”, и, наверное, именно в этих словах кроется универсальный ключ к пониманию актуальной работы курского квинтета. Мы мечтаем, потом наши мечты меняются или даже оборачиваются сущим кошмаром, мы депрессируем, грустим, радуемся и тоскуем, но за всей этой чередой разных и противоречивых состояний нельзя забывать о том, кто мы есть и куда мы движемся. Бывают плохие и хорошие времена, но есть и то, что остаётся вечным и неизменным.

И надо понимать, в качестве таких перманентных констант участники Existentia позиционируют наряду с традиционными любовь-добро-красота ещё и музыку. Их творчество действительно заметно выделяется на фоне многих современных прогрессивных коллективов, и в каком-то смысле может служить эталоном современного отечественного прогрессивного металла, устанавливая для него новые стандарты и каноны. Их осмысленная эзотеричность, музыкальная слаженность и иллюстративная образность создают определённое триединство из идей, звука и изображений, и их первый официальный видеоклип очень наглядно демонстрирует всё это на своём примере. Отличное начало, посмотрим, что же будет дальше и удастся ли им превзойти себя или остаться на той же впечатляющей высоте в дальнейшем!

Russian musicians continue to shoot world-class art clips for their songs, and after the beautiful and spectacular RabieS clip, we have the debut video work from Kursk progressive band Existentia, which also does not lag behind in terms of material and quality. The track "Cool Summer Rain" became the third single from their recent full-length album "The Planet In The Universe", and the musicians characterize the composition rather vaguely: "When we choose a new reality for ourselves, the old reality is being destroyed! Through fragments of memories from confusion to determination!". It would seem, who would argue, everything is very obvious and natural, but what exactly did the authors mean in this case?

We watch the clip and get into the world of painful visions, gloomy moods and excellent prog metal. And it wasn’t a mistake that I compared the video for "Cool Summer Rain“ with the recent RabieS video - the excellent cinematic frames of this clip resemble a good thriller to the same extent as ”Werewolf", and the plot development is rapid, like a locomotive that is falling off a cliff. The band managed to shoot a very spectacular and intriguing video clip, fit into a certain unspoken code of prog teams, which can be traced in the clips of most progressives, whether it's Dream Theater or Fates Warning, and at the same time remain original and completely avoid some boredom and triviality.

And one of the main secrets of the attractiveness of the video version of "Cool Summer Rain" is its ambiguity. You can understand and interpret what is happening on the screen during the playback of this clip in very different ways, argue, disagree, do not understand anything, but it is almost impossible to deny the simple fact that we are really looking at a very high-quality and interesting video. The video confidently infects the viewer with its specific atmosphere, clearly dictates its own rhythm of perception, and brilliant riffs and thoughtful solos of Existentia complement the video idyll with convincing and clear audio accompaniment. And it turns out a kind of musical and visual rebus with shades of theatrical performance.

If we talk about the shortcomings, there are practically no or even none at all – in the clip everything is perceived very naturally and organically, I would even say, smoothly and at the same time, as if sleepy. As in the most realistic and painful dreams, all the images are woven into the same canvas, and it is almost impossible to isolate any one from the general series and perceive it autonomously, so in this debut Existentia clip everything is very coherent, holistic and interconnected. Perhaps it would be better if the operator paid a little more attention to the rich facial expressions of the band members, but these are the wishes from the series "if ifs and ans were pots and pans” and they do not affect the overall impression in any way.

"You need to go to your goals, no matter how much pain and troubles you have because after the heat and scorching sun there’s always a cool summer rain will! And everyone will get a portion of the long-awaited pleasure from achieving their goal!"- the leader of the band, guitarist Alexander Sidelin, notes in the commentary to the translation of the “Cool Summer Rain" text, and, probably, in these words there is a universal key to understand the current work of the Kursk quintet. We dream, then our dreams change or even turn into a real nightmare, we are depressed, sad, happy and longing, but behind all this series of different and contradictory states, we must not forget who we are and where we are going. There are bad and good times, but there are also things that remain eternal and unchangeable.

And I think that the musicians from Existentia reclaim music along with the traditional love-good -beauty values as the same permanent and unquestionable constants. Their work really stands out noticeably against the background of many modern progressive bands, and at the same time can serve as a standard of modern Russian progressive metal, setting new standards and canons for it. Their meaningful esotericism, musical coherence and illustrative imagery create a certain trinity of ideas, sound and images, and their first official video clip very clearly demonstrates all this by its example. A great start, let's wait and see what will happen next and whether they will be able to surpass themselves or stay at the same impressive level in the future!

Alexey “Astarte Eel” Irineev

Рецензия на альбом группы Vistery "Doomfall"

21-07-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В последнее время всё больше лейблов сосредотачивают свои усилия на возвращении к жизни записей культовых отечественных дэтстеров 90-х, и именно благодаря им у нас с вами в фонотеке появились не так давно блестящие CD-артефакты с логотипами Phantasm, Necrocannibal, Grave Side, Succubus, Sieged Mind, Nosferatu, Death Vomit и многих других, но есть во всём этом и ещё одна интересная сторона. Герои прошлого – это замечательно и прекрасно, но нельзя забывать и о том, что прямо сейчас рядом с нами творят и действуют настоящие живые классики жанра, материал которых не уступает тем же Phantasm и Death Vomit, а быть может даже и превосходит их. И я чувствую, что вы уже с азартом загибаете пальцы и начинаете перечислять: Bestial Deform, Burtul, Verminious Mind, Warder… Всё верно, но не забудьте и про белорусских дэт-конкистадоров из Vistery, ведь без них любой подобный список не будет полным и завершённым!

Так вышло, что об этой команде я узнал всего шесть лет назад, когда достаточно молодой в то время питерский лейбл Satanath Records прислал мне на ревью с очередной порцией железных новинок и их “Sinister Prophecy”, но их материал сразу же покорил меня. Первые же звуки того лаконичного CD-артефакта начисто избавили меня от сомнений в том, что я имею дело с эпохальной командой, о чём буквально кричало и ревело всё на том историческом теперь уже диске. Странное существо без лица, простирающаяся от него тьма, глаза, глаза и глаза везде и повсюду: на обложке, на самом CD и в недрах стеклянного джевела с прозрачным треем – мне сразу же стало очевидно, что ребята серьёзны и не на шутку мрачны, но в то же время не чужды самоиронии и чёрного дьявольского сарказма. А ведь это очень важный и даже, пожалуй, непременный атрибут всего по-настоящему стоящего и тру-инфернального.

Риффовые забеги группы не отличались хоть каким-то разнообразием, но напоминали о давней и слегка подзабытой истине, что “смак” – это не только название старой передачи Андрея Макаревича, но и непременное свойство по-настоящему цепляющего дэт-металла. И что же теперь? А теперь после вышедшего в июне 2018 года “Death Is Dead” белорусские дэтовые олдскуллеры выпускают свой очередной полновесный компакт, и он снова летит в мою сторону. Сами участники Vistery без лишней скромности утверждают, что в этот раз смогли записать настоящий дэт-металлический ураган, и сейчас мы попытаемся разобраться с тем, почему это так. А вот, кстати, и разгадка: их особый “смак” никуда не пропал, а наоборот разросся и зацвёл пышным цветом, а особого олдскульного шарма как будто кто-то сыпанул в альбом щедрой и размашистой дланью, перевернув в итоге в компот всю солонку.

И компот получился насыщенный. Звонкий бас (как будто некто длинным железным прутом бьёт по крыше и дразнит своим импровизированным громоотводом молнию), взвизгивающие время от времени гитары - композиции на “Doomfall” достаточно короткие, часто (даже не часто, а очень часто и чаще всего!) они обходятся без соло, но это обстоятельство совершенно не даёт их музыке никакого привкуса панка. Новый Vistery - это стопроцентный сталелитейный олдскул-дэт с жирными трэшевыми риффами, воинственными танковыми гусеницами ритм-секции и атмосферой a la содомский “Tapping The Vain”. И да, я чуть не забыл про вокал, а ведь гроул здесь злой, утробный, мистичный и при минимуме вариаций и разнообразия всё-таки достаточно вдохновенный, сочный и “смачный” (это явно карма: снова никуда мне не деться от вылезшего чуть выше Макаревича со своими рецептами, и он по-прежнему настойчиво преследует меня даже под звуки “Doomfall”).

Возможно, обложка альбома авторства Mosa Eye получилась немного неоднозначной (то, что называется, “на любителя”), но музыка четвёртого диска белорусов с лёгкостью расставляет все точки над “ё”. С первых же нот звучания диска становится понятно, что костяк команды остался неизменным, но чувствует себя сейчас уверенно и вдохновенно, как никогда, а спецы из Sound Studio 9 сделали всё возможное, чтобы адекватно зафиксировать для вечности все актуальные идеи состава. Несмотря на уход драммера и замену его драм-машиной, оставшиеся музыканты смогли великолепно выстроить баланс всех элементов и записали очень живой и напористый диск. Соло-партий в треках по-прежнему не так много, но три композиции с соло – это определённо рекорд для Vistery, который можно расценивать как знак растущих амбиций инструменталистов этого коллектива и их заявку на повышение технической и профессиональной мощи команды.

Всегда приятно и интересно наблюдать за рождением живой классики, и сегодня у нас именно такой случай. Актуальный лонгплей Vistery завораживает, пленяет и не желает отпускать, а это уже не просто смак и набор выгодных музыкально-гастрономических характеристик, а почти магия. При всей своей простоте и временами нарочитой неоригинальности композиции с данного альбома совершенно не надоедают, а возвращаешься к ним с непременным удовольствием и внутренним предвкушением неземного восторга. “Doomfall” напоминает захватывающее танковое сражение и даже в тех местах, где он случайно пробуксовывает, это кажется частью общего действа и не воспринимается как нечто из ряд вон выходящее. Довольно сложно предугадать, что будет в следующем треке, куда покатят ребят их железобетонные риффы и случится ли там лирическая пробежка по нижним гитарным струнам, но именно в этом тут и соль.

И, кстати, если сравнивать данный опус с выпущенными недавно архивными работами Abyss, Phantasm, Succubus и иже с ними, мои симпатии однозначно окажутся на стороне белорусов. Они круче, злее и интереснее, у них шикарный саунд и практически безукоризненное сведение, а что важнее – за многослойными наслоениями техничных битов, скрежета и рыка прячется что-то намного большее – то, что не выразить словами и не уместить в пробирку, а именно свирепая, мстительная и жестокая душа. На такой грозовой и враждебный кусок тьмы не жалко потратить два года упорной работы и три месяца таких же упорных и кропотливых сессий по записи и мастерингу. Пожалуй, я не скажу, что “Doomfall” лучше, чем тот же “Sinister Prophecy” или его предшественник (все эти диски по-своему хороши), но это определённо эволюция Vistery, и движение вперёд, а это значит, что белорусский дэт-метал жив, здоров и готов всем дать жару!

Рецензия на сингл Фелиссы Белиол "Поцелуи"

15-07-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

От любви до ненависти – один шаг – гласит известная поговорка, а на своём новейшем сингле прояпонски настроенная волгоградская исполнительница, выступающая под псевдонимом Фелисса Белиол, пробует навести мосты между такими феноменами современной музыкальной культуры, как вижуал-кей и арт-поп. И даже в визуальном плане её имидж начинает всё более сближаться с законодательницей арт-поп-мод, известной как Lady Gaga, а уж если присмотреться внимательнее, то одним только стикером “parental advisory” дело в данном случае точно не ограничится. Кстати, это первое творение Фелиссы с таким ограничением, а это явно что-то да значит – певица ищет новые способы воплощения своих идей, и они лежат в сфере арт-эротики.

Сама Фелисса раз за разом всё с большей убеждённостью утверждает, что на самом деле всё эротическое и сексуальное в её творчестве – это метафоры и иносказания, за которыми кроются указания на глубокие экзистенциальные проблемы, но даже если это и так, сам факт присутствия в её творчестве определённых средств выразительности делает её материал эротическим и сексуализированным. И можно сколько угодно говорить про то, что каждый видит в меру своей испорченности и “что у кого болит, тот о том и говорит”, но средства и способы самовыражения в данном случае явно имеют определённое влияние на содержание и даже в некотором смысле определяют его. Я бы сказал, в значительной мере определяют.

“Трек горячий и лишён скромности”, как характеризует “Поцелуи” певица, и провокации начинаются уже на стадии визуального знакомства с песней, а именно с обложки. “Истекая кровью от душевных ран и рыдая от горьких воспоминаний, я собирала себя по крупицам, находясь в уединении... И вот настало время родиться заново, почувствовать вкус новой любви, принять ошибки прошлого и целовать того человека, который понимает меня полностью. С сияющей короной на голове, с любовью и мудростью в сердце я вновь бросаюсь в бушующий поток творчества” – говорит об арте к своему новому синглу Фелисса, и это только начало провокаций или, выражаясь столь любимым Фелиссой языком метафор, вершина айсберга.

Богатая визуальная составляющая и упор на неё являются главными характерными особенностями вижуал-кея, с которыми с самого начала ассоциировала себя Фелисса Белиол, и эти же самые характеристики можно назвать основополагающими, если мы начнём разговор о представителях современной поп-культуры и той же Lady Gaga, а Фелисса на своём новейшем сингле решила по-своему обыграть данную параллель и показать своё собственное видение возможности сближения двух музыкальных континентов. Просто, легко, незатейливо, доходчиво, максимально эпатажно и столь же максимально хитово, да ещё и с восточными мотивами в качестве вишенки на торте и особой пикантной перчинки – именно так звучит её новейший трек, и именно в этом в данном случае вся суть эксперимента волгоградской исполнительницы.

Так Lady Gaga сближается с In This Moment, искусство выходит на высокоскоростное шоссе социальных экспериментов и околорелигиозных профанаций, и получается кричащее межкультурное взаимодействие, эдакий фьюжн эротики, свободы, прекрасного и безобразного, морали и аморальности и вообще всего, что вписывается в категорию самовыражения без границ. Кто-то из комментаторов усмотрел в обложке сингла аллюзии к Мэрилин Монро, но я скажу, что копать тут можно намного глубже. Идеи Раскольникова, Базарова и Ницше с его сверхчеловеком и моралью за гранью добра и зла получили интересное и неистовое воплощение в эстетических и лирических поисках “Поцелуев”, и результатом стал настоящий перформанс живого действия.

Перенять и использовать вирусоподобные мелодии поп-артистов, от которых невозможно избавиться, и заставить их лить воду на твою мельницу – смелое решение, и наверняка многие осудят такой ход Фелиссы, но что-то подсказывает мне, ей до этого не особо есть дело. Я даже боюсь представить и предположить, о каких же за глубоких смыслах и глобальных проблемах современности идёт речь в “Поцелуях”, но на поверхности всё это напоминает нечто настолько же простое и настолько же однозначное, как пресловутый квадрат Малевича. Очень элементарно, очень супремативно и, наверное, настолько же универсально и ровно настолько же революционно, но вот только как найти ключ для правильного решения данного ребуса?

Рецензия на сингл группы Art Of Violet "No One's There"

14-07-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Если смешать в одно время и в одном месте жёсткие гитары, индустриальную ритм-секцию, дискотечный рейв-отжиг и хулиганский женский вокал, может получиться практически всё, что угодно, и сейчас в 2021 году на наших российских широтах московская группа Art Of Violet собирается продемонстрировать один из возможных вариантов подобного развития событий. Собственно, демонстрируют всё это они уже почти десять лет, но каждый раз что-то немного меняют и попутно повышают уровень качества, а сегодня у нас самая современная на сегодняшний день версия их экспериментов, которая больше всего похожа на идеал.

А ведь Art Of Violet действительно никуда не делись, не пропали и все семь лет своего существования были где-то поблизости, а что важнее – продолжают активную творческую деятельность и представляют своим почитателям совершенно новый сингловый релиз, таинственно названный “Здесь никого нет”. Хм, в самом деле совсем никого? Но ведь если что-то так здорово и убедительно звучит, то кто-то весь этот звук должен был сочинить, записать и реализовать, и если даже речь идёт о потусторонних гостях, то “No One’s There” всё равно ещё интереснее слушать ночью, когда все чувства обострены, а адреналин в крови готов закипеть!

Мощно, дико, танцевально, убедительно, провокационно – новейший сингл москвичей наполняет атмосферу в ключе всех самых лучших и приятных традиций тяжёлой электроники, с удовольствием созывая под одни и те же знамёна любителей самых разных музыкальных жанров, эпох и традиций. Похоже ли всё это на дискотеку и весёлую ночную электро-пати? О да, но это дискотека для тех, кто только что вернулся из Зазеркалья, релаксирует перед сном под нью-эйдж, просыпается под Blind Guardian, а пьёт чай с сушками и печеньками в компании с Kirlian Camera. Здесь и драйв, и релакс, и мечтательность, и чувственность – всего много и всего через край.

И кое-что ещё. Быть одинаково фиолетовым и зимой, и летом – это в определённой степени художественный подвиг и вообще искусство, а Art Of Violet на своём новейшем сингле продемонстрировали всем интересующимся и просто случайно оказавшимся поблизости, каким многогранным, хитовым и убедительным способен быть современный индастриал и до каких высот поп-радиоформатности он способен дотягиваться, ни капельки не изменяя своим тёмным и эстетическим корням и безудержной поп-мелодичности, которую так ценят и котируют знаменитые шведские группы. Мы цветём вечнозелёными мелодиями и нам всё фиолетово – как будто говорят своим актуальным треком музыканты, и это действительно похоже на правду.

Можно под шумок подгрести Art Of Violet к набирающему популярность edm, понимаемому как electro dance metal, можно сравнивать их с питерскими экспериментальщиками из N-616 или с группами вроде Amortem, но слова и параллели в данном случае не так уж важны. Важнее звук, настроение и то невероятное чувство стиля, с которым эти столичные экспериментаторы делают своё дело, а также те эмоции, настроения и сны, которые будут ещё долго преследовать вас после того, как последние электромагнитные вибрации “No One’s There” отбарабанят и оттанцуют в звонкой полночной тишине.

Эту музыку можно было бы назвать ghosting electro dance metal за её удивительную способность следовать за слушателем даже много спустя после того, как отведённое этим самым слушателем время для знакомства с треком давно закончится, но у Art Of Violet и их новейшего произведения совершенно нет ничего гнетущего, давящего, пугающего или могильного. Если в этих звуках живут призраки, то это очень симпатичные, приятные и привлекательные создания, при встрече с которыми скорее впадаешь в восторг и восхищение, нежели трепещешь в цепких когтях кошмара, но вот экстравагантности и напористой харизмы этим существам явно не занимать.

По сравнению с IX Reflection, где с недавнего времени поёт их вокалистка, звуковые эксперименты Art Of Violet выглядят тяжелее, напористее и грязнее, их живые ударные и тяжёлые гитары вносят ощутимый вклад в общий саунд, а потому на выходе мы получаем экспрессию, ярость и колючие искры сходящей с ума электроники. Они более прямолинейны и танцевальны, а меланхоличным грустинкам оглушительно выстрелившего недавно “Fragile Border” они готовы с удовольствием противопоставить бескрайние океаны веселья, слегка нецензурных шалостей и эпатажа. У них много изломанных ритмов и гротескных решений, но вокальная чувственность Йоханны всё равно всё перекрашивает в свои цвета.

Хорошие аранжировки, серьёзная концентрация драйва и огня, приятный голос и немного таинственности в концепции и в текстах – вот, собственно, и всё, чтобы обеспечить себе прекрасный вечер и отличный повод для тематической хэллоуиновской вечеринки даже в разгар июля. По-металлически забористо, по-дискотечному отвязно и с лёгкой отстранённостью дарквейва – веселье в стиле “No One’s There”, кажется, содержит в себе все ингредиенты для того, чтобы стать настоящим хитом, и было бы странно, если бы этот трек не стал таковым. Надо понимать, на подходе у москвичей долгожданный полноформатник с пачкой таких же ядрёных чартбрейкеров, и он станет отличным дополнением к недавнему лонгплею IX Reflection.

Рецензия на альбом группы Asphodelus "Stygian Dreams"

14-07-2021 Дмитрий Фомин

"Мимо Левкада скалы и стремительных вод Океана,

Мимо ворот Гелиосовых, мимо пределов, где боги

Сна обитают, провеяли тени на асфодилонский

Луг, где воздушными стаями души усопших летают'"

Гомер, "Одиссея", песнь 24 (пер. В. Жуковского)

Древние греки верили, что в подземном царстве Аида простираются луга асфоделей, по которым блуждают тени умерших, не отягощенные злостными преступлениями, но и не достойные вечной весны Элизиума. Асфодель или асфоделус издавна считался атрибутом траура и скорби. Недаром он тесно связан с мифом о похищении Аидом прекрасной дочери богини Деметры, Персефоны. В народе асфодель многие века почитался как полезное растение, помогающее от недугов и дурного глаза. Люди культуры и искусства избрали этот цветок своим символом, т.к. в какой-то степени уподоблялись тем самым неприкаянным душам, обреченным на вечные поиски.

Под очарование асфоделей и античной мифологии попала и молодая финская метал-формация Cemetery Fog, действующая с 2012 г., и которая в 2016 г. сменила свое название на Asphodelus. Под этим именем музыкантами было выпущено два EP в 2016-м и 2017-м гг, которые послужили прочным фундаментом для создания дебютного студийного полноформата ''Stygian Dreams", о котором и пойдет речь.

Еще в своем самом первом воплощении это трио не скрывало и всячески подчеркивало, что находится под сильным влиянием ранних Katatonia, Tiamat, Anathema, My Dying Bride и иже с ними. Кто-то из этих мэтров по-прежнему придерживаются своего оригинального облика, кто-то же изменился до неузнаваемости, кто-то фактически залег на дно. Так или иначе, но творчество Asphodelus возвращает нас к самым корням классического дум/дэта с приставкой "готик" начала 90-х гг. с тщательно воссозданным аутентичным звучанием 90-х гг. прошлого века и неповторимой атмосферой первых нетленок вышеперечисленных мастеров.

На своем первом полноценном альбоме финны предстают такими же погруженными в плотный сумрак романтиками скорби и мрачной поэзии давно ушедших времен. Взяв за основу тексты бессмертных произведений Данте Алигьери, Джона Мильтона, Фридриха Ницше, Иоганна Гёте и Михаила Булгакова, они размышляют о двойственности добра и зла, о божественном и человеческом, и о вечном противоборстве этих начал, и все глубже погружаются в античные мифы и легенды, что нашли отражение в древних эпических поэмах и трагедиях Гомера и Эсхила.

В музыкальном плане все предельно канонично, традиционно, но для тех, кто особо ценит андерграундную сырость демо-лент и таких полнометражных работ, как ''Sumerian Cry", "Dance Of December Souls", "Serenades" и пр., колдовское очарование ''Стигийских грез'' только возрастает. Может быть, потому, что Asphodelus подошли к своему делу со всей любовью и ответственностью, создав целостное, затягивающее, мрачное, но по-своему красивое фаталистическое полотно.

В качестве пролога здесь выступает инструментальное оркестровое интро – вполне самостоятельное произведение, достигающее практически кинематографического размаха, волнительное, захватывающее, полное таинственности и эпической возвышенности. Достоверное и красочное произведение, которое языком музыки описывает полное опасностей плавание держащего путь к родным берегам Одиссея и его спутников: преодоление пролива между Сциллой и Харибдой и столкновение с прекрасноголосыми сиренами, что ''неизбежною чарой/Ловят они подходящих к ним близко людей мореходных'' (пер. В. Жуковского).

Последующие семь композиций только подчеркивают сильнейшее сходство с материалом классиков жанра и, хоть звучат чрезвычайно однородно, превращают прослушивание альбома в волнительный и умопомрачительный вояж по подземной реке Стикс в окружении сонма бесплотных душ античных героев, поэтов, философов, влюбленных, могущественных и проклятых царей и простых людей.

Гулкий шероховатый харш, в отдельных моментах усиленный дополнительными дорожками, велеречив и полон драматического гнева, пласты риффов вариативны, гармоничны и упорядоченны, тягучий и завораживающий мелодизм соло-гитары тягуч и красив, ритм-секция рельефна и обращает на себя внимание ровно в той степени, сколько это необходимо. Аутентичные клавишные в особом олдовом строе добавлены крайне осторожно, но за счет своей полузабытой тональности буквально парой незатейливых пассажей создают совершенно уникальные "мифологические" декорации мира теней.

Asphodelus соблюдают уверенный баланс между дэт-металлической агрессией, вязкой думовой поступью и мистическим звучанием синтезаторов. Здесь хватает и бессильной ярости, и отчаяния, и утонченной затяжной печали. Отдельного упоминания заслуживает саунд альбома – он максимально приближен к манере сведения начала 90-х гг. и сохранил металлическую сырость, шероховатость и грубость при детальной и максимально живой передаче партий всех инструментов. Появись ''Stygian Dreams” на тридцать лет раньше, он вполне мог бы войти в историю культовых пластинок, определивших лицо стиля на долгие годы вперед.

Возможно, поэтому дебютный релиз финнов несколько страдает от дефицита индивидуальности и оригинальных решений, но при этом способен вызвать приступ светлой ностальгии по тем временам, когда дум/дэт еще только явил миру свою мрачную изможденную сущность. Вместе с тем нельзя отрицать, что Asphodelus продемонстрировали недюжинные композиторские навыки, благодаря чему их детище звучит на порядок убедительнее и осмысленнее, чем первые пробы пера некоторых их вдохновителей.

Принимая во внимание их концепцию, которой они, уверен, будут придерживаться и в дальнейшем, неудивительно, что их альбом станет приятным открытием для тонких ценителей классической литературы и классических направлений андерграундного металла. Просто как и первопроходцы жанра, Asphodelus с их глубокой приверженностью к основам и архетипам в очередной раз возвели мифологию, философию и красоту драмы в ранг чистого искусства.

Показать ещё