ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом Альберта Артамонова "Далеко 2"

01-10-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Наши читатели уже хорошо знают о том, чего ждать от эзотерического one-man-проекта ART-Plutonia, релизы которого у нас даже пару раз становились лучшими по итогам традиционных ежемесячных опросов, но мало кто до сих пор в курсе, что лидер и единственный участник коллектива Альберт Артамонов помимо глубокомысленных эзотерических инструменталов увлекается ещё и песенным творчеством. Как оказалось, подобные бард-зарисовки он действительно время от времени практикует в компании со своей акустической гитарой и находит в этом немало удовольствия, называя всё это экспрессивным бард-роком, однако для попавшего к нам сейчас на рецензию альбома он слегка пересмотрел свои привычки и попытался втиснуть свою привычную акустику в рамки героического хард-н-хэви.

На настоящий хард-рок и хэви-метал это сейчас, конечно, не очень похоже, тут у нас всё-таки процентов на восемьдесят пять комедийно-рефлексирующий бард-рок в духе Александра Щербины и Василия К, однако перегруженные дисторшном гитары на альбоме действительно используются очень активно и местами это звучит в том числе и серьёзно, а кое-где даже сурово (оцените, например, “Арию Плутона”). Ирония Альберта на данном альбоме граничит с сарказмом и не вызывает никаких сомнений (что, впрочем, ничуть не отменяет тот факт, что в этих песнях присутствуют вполне себе серьёзные и даже глобальные текстовые месседжи), и она стала как раз тем обстоятельством, которое позволило мне поставить второму сольному альбому Альберта (точнее, его электрической версии) твёрдую четвёрку и назвать его хорошим.

Когда слушаешь подобное с попытками выдать всё это на полном серьёзе за хэви-метал у групп вроде Стальных Нервов и Аристарха, становится грустно и тоскливо, ну а у Альберта выходит просто честная и естественная музыка с искренним и чистосердечным посылом. Без лишнего апломба. И ведь нечто подобное и по качеству и по направленности играли в своё время даже вполне серьёзные и котируемые профильными меломанами Fort Royal и Holy Dragons, и почему бы “Далеко-2” тоже сейчас не поставить в тот же самый ряд. Конечно, хэви-метал и хард-рок не делаются одним лишь дисторшном и ручкой громкости, а по своему посылу и настроению у Альберта в данном случае всё-таки авторская песня и утяжелённый бард-рок во всей своей ироничной и поэтической красе, но свои тяжёлые нотки во всём этом тоже присутствуют.

Если внимательно послушать этот диск от и до, становится очевидно, что в своём жанре альбом очень даже неплох и даже талантлив. Вот я дослушал тринадцать треков “Далеко 2” до конца, и мне захотелось достать с полки и переслушать Северные Врата (трудно не заметить, как “Ария Плутона” пересекается с их эпичными паган-метал-ариями) и любимый белгородский Шторм, а некоторые риффы и мелодии с текстовыми скетчами достаточно плотно засели в памяти, намекая на то, что так просто мне от них не отделаться. Альбом непростой, неровный, неоднозначный, но на нём есть несколько по-настоящему хороших песен, которые при соответствующей доработке могли бы появиться даже в репертуаре у Арии или Эпидемии (взять хоть “Искажённый сюжет” или “Мир между строк”), а это уже индикатор чего-то серьёзного.

Думаю, многим будет не так-то просто провести однозначную параллель между тем, что мы привыкли слышать на альбомах ART-Plutonia, и нестройными, несколько наивными, на всю голову андеграундными, а местами и откровенно панковскими как, например, в “Алтаре” и в “Риторическом вопросе” риффами сольного проекта Альберта, но в данном случае перед нами действительно разные грани одного целого и очередное свидетельство того, что человек – явление многомерное. В одних ситуациях он может быть мрачным и нелюдимым анахоретом-эзотериком, а немного в другом контексте и в другое время с лёгкостью способен оказаться задушевным рубаха-парнем, с рвущим на груди тельняшку воодушевлением орущим на кухне песни про свободу, правду и другие всем понятные и «народные» вещи.

И ведь вот что ещё интересно - в таких треках с рецензируемого диска, как “Далеко” и “Не мрачно” можно при желании рассмотреть некоторые очевидные отголоски ART-Plutonia! Да, по-другому, в другом стиле и с использованием других средств художественной выразительности, но о всё о той же самой высоте, бесконечности и величественной беспредельности мироздания ведёт здесь речь Альберт Артамонов, а холодная отстранённость истин бытия проглядывает даже в этих простых и элементарных гитарных аккордах. Неожиданный альбом, далеко не самые очевидные решения и порой просто обескураживающие варианты воплощения задуманного, но, наверное, именно этим он и интересен. Мне как любителю творчества толкиенистов-ролевиков и самобытного вдумчивого бард-рока было очень интересно увидеть и услышать подобное.

Рецензия на сингл Диди "Наследие"

26-09-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

У этого самарского романтика-одиночки очень необычный творческий псевдоним (вам же тоже сразу вспомнилось одноимённая служба такси?), но что-то в его облике и в оформлении его релизов всё-таки меня зацепило сходу, я нажал на “play” напротив одного из его треков, мысленно дав автору условные 15 секунд на то, чтобы впечатлить или разочаровать. Но вот этот интервал закончился, однако прерывать воспроизведение аудио я не стал, а значит, всё-таки был впечатлён, и в данном случае это не преувеличение. Действительно впечатлён и вполне по-настоящему, примерно как после первого просмотра фильма про британского лыжника, известного как Эдди “Орёл”.

Когда хорошему человеку плохо - это блюз. Когда хорошему человеку плохо в такси – это шансон. А когда хорошему человеку хорошо в такси – это Диди. В его разных треках есть влияния и отголоски разных жанров, есть разные приёмы и настроения, но всё это оказывается неизменно ламповым, приятным, релаксирующим и сделанным с душой. То, чем занимается в своих треках Диди, это одновременно музыка для отдыха и медитаций, фантазия, эклектика и эксперименты, а также нечто современное, стильное и почти рейвово-дискотечное (“Bill Of Exchange”, “Wingsuit”), что может придтись ко двору в самых ультра-современных и мега-кричащих контекстах.

И в то же самое время в каждой из композиций музыканта присутствует нечто удивительное, неотмирное и почти сверхъестественное. Пока я знакомился с его бэк-каталогом и пробирался по звуковым прериям доступных на данный момент для ознакомления его пятнадцати треков, мне невольно вспомнилось и увлечение юности элементалами, и любимые альбомы Amethystium, и волшебные X-Perience с Angelzoom, и книжки Луизы Хей, и много чего ещё. Красиво, нежно, вдохновенно – вот какие эпитеты приходят на ум, когда слышишь композиции этого человека, и их единственный недостаток на данный момент – категорический недостаток известности.

Диди – это целиком инструментальная музыка, и вокал здесь если и присутствует, то в качестве сэмплов и призрачных отголосков (исключений тут всего два – “С первого взгляда” и “Икебана”, однако каждый из этих треков это действительно особый случай и особый разговор), но это не покажется недостатком даже самому лютому противнику безголосых релизов, ведь здесь всё естественно, органично и строго на своих местах, а места для скуки не остаётся совершенно. Когда звучит подобное, начинаешь понимать, что такое пение валар, музыка вселенной и пульс мироздания, а также знаменитое лермонтовское «и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли».

Такая музыка помогает думать, способствует релаксу и расслаблению, но годится она не только для фона, а вполне может использоваться и в качестве основного блюда. Я бы даже сказал, эта музыка требует к себе повышенного внимания и полной сосредоточенности. Может быть, не в полном и не в подлинном смысле требует - не настаивает, не давит, не прессует, - но как-то мягко и настойчиво убеждает отложить на время суету и все свои «самые неотложные дела», на миг отвлечься, успокоиться, отрешиться и просто чуть-чуть побыть наедине с красотой и со своей душой как тот знаменитый паровозик, который постоянно всюду опаздывал, но замечал всё прекрасное.

Итак, сегодня у нас разговор пойдет про пятнадцатый трек проекта, и называется эта вещь “Наследие”. Сам исполнитель называет её миксом из deep house, futuresynth и chiptune, но я скажу больше: здесь есть всё, за что вы когда-то полюбили Enigma и даже немного больше: глубина, таинственность, атмосфера, эмоции, влекущее очарование чистоты и непознанной безмерности космоса, все самые свежие, немеркнущие и прекрасные отголоски самых прекрасных снов и даже что-то ещё, чего не выразить словами. За этим простым электронным битом и за расцветающими на его фоне синтетическими цветами кроется столько неуловимого эфирного очарования, что это действительно воспринимается почти как магия.

Из всех современных последователей глобальной заварушки, учинённой в своё время ребятами из Enigma, Диди мне показался чуть ли не самым интересным, самобытным и перспективным. Временами то, что делает этот человек, похоже на грандиозный саундтрек к какому-то очень хорошему, красивому и нужному кино, а его гармонии начинают напоминать Элтона Джона и чуть ли не джаз (“Облака”). В этом смысле “Наследие” – логичное и вполне закономерное продолжение с самого начала запущенной исполнителем традиции, и, наверное, в целом эта вещь не хуже и не лучше других его композиций, это просто очень хороший и качественный электронный материал с душой, который направлен прицельно в душу.

Обратившись к самому Диди или как величают его в миру, Дмитрию Доминову, я нашёл открытого и доброжелательного человека, который по-настоящему любит жизнь и старается увидеть как можно большее количество разных её граней. Блогер, меломан, пчеловод, фотограф, звукорежиссёр, просто креативный и жизнерадостный человек – всё это про него, а в ответ на мой интерес по поводу своего творчества Дмитрий отправил мне заранее подготовленный для подобных целей вордовский документ, озаглавленный «для прессы», и из него я узнал одну интересную и на самом деле весьма характерную в данном случае вещь, которая в очередной раз напомнила мне фильме про Эдди и его паряще-вдохновенный подход к любимому делу.

Ещё в юношеские годы Доминов с друзьями увлёкся видеосъёмкой и начал снимать фильм, который назвал «Найти себя». Написал сценарий, отснял много сцен и даже приступил к монтажу, но завершить начатое по техническим причинам тогда не смог. А столь важным в данный момент мне это показалось по той простой причине, что сейчас его музыкальное творчество – это как раз и есть именно такой онлайн-music-вариант того самого так и не реализованного в своё время фильма. Его разные треки напоминают о том, какой разной может быть сама жизнь, и всё это – увлекательный поиск себя и своего предназначения, в ходе которого автор не забывает любоваться рассветами, восхищаться закатам и радоваться маленьким повседневным чудесам.

Пока что перед нами всего лишь пятнадцатый сингл Диди, проект существует не так долго, но я уверен, наступит время, и можно будет праздновать пятнадцатилетие творческой активности этого one-man-коллектива и ещё массу отличных и заметных успехов, ведь единственный недостаток у этой музыки на данный момент - его андеграундный статус в плане раскрутки известности. “Наследие” и вообще всё творчество Диди – это лёгкая, светлая и ни к чему особо не обязывающая, но невероятно атмосферная и на раз-два создающая нужное настроение музыка, от которой остаётся очень приятное послевкусие, а это значит, что это музыка хорошая.

Рецензия на мини-альбом группы Existenter "Samurai"

21-09-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Курские прог-энтузиасты из Existenter развиваются просто с молниеносной скоростью, и у них практически каждый день большие и серьёзные новости: сначала они выпустили очень неплохой диск "The Planet In The Universe" ещё под названием Existentia, потом сменили имя, обновили состав, а заодно и концепцию и на этих новых дрожжах выпустили ещё два альбома, а пока я едва-едва успевал отслеживать и хоть как-то обзорно освещать все эти пертурбации, у них уже готов очередной диск и… опять не обошлось без кадровых перестановок, да ещё каких – у Existenter снова сменилась вокалистка! И даже это не полный список нововведений и перемен! Для записи своего актуального миника “Samurai” они не только сменили подход к продюсированию и микс-инженера, ввели в эксплуатацию эксклюзивные, сделанные специально для группы гитары, но и до неузнаваемости перекроили свой имидж.

Всего три трека, но этого более чем достаточно для того, чтобы составить представление об актуальном положении дел в лагере команды и попробовать на вкус их обновившийся с обновлением состава группы стиль. И ведь не случайно у них всё в этот раз сделано в таком японском стиле – восток в музыке коллектива действительно ощущается на все сто: саке, кимоно, Фудзиями, знаменитая восточная созерцательность, неизлечимая скорбь Хиросимы и Нагасаки, гейши, императоры и самураи – всё это читается в нынешнем EP группы, и всё это характерные особенности нынешнего обновлённого Экзистентера, который всё выше рвётся в облака и всё глубже лезет в воду, и всё это без каких-либо диссонансов и противоречий. Да, они всегда совмещали разное и достаточно разнородное, но именно сейчас все эти антиномии вышли на первый план и стали выглядеть так живо, реалистично и волнующе.

Existenter потяжелел, и это становится очевидно уже в самые первые секунды открывающей мини-альбом титульной вещи. Скрежет экстремального вокала здесь напоминает про The Agonist, In This Moment и Eths, а когда дело доходит до возвращения чистого голоса, это звучит ещё более авангардно и смело, чем раньше. Эти ребята настолько прогрессивны, что им тесно в рамках традиционного прог-металла a la Dream Theater и Fates Warning, и они сами того не замечая, забредают на владения авангарда, грув и мат-металла, металкора и альтернативы. Риффы тяжелеют, мускулы драйва набухают и твердеют, и вот результат – их свежий EP звучит ещё яростнее, жёстче, форсированнее, чем раньше, но в то же время ещё более мелодично и очаровательно. Работа над ошибками времён прошлого диска была с успехом проделана, и музыкальная идиллия Экзистентера теперь близится к идеальной или почти идеальной.

Никаких диссонирующих с общим настроем мужских бэков, никаких сомнительных переходов, всё очень нежно, мягко и в то же время воздушно, порывисто и свежо. В звуковых волнах “Samurai” много авангарда, много альтернативы, много непривычного и необычного, а намёками на речитатив в замыкающей шествие “I Wanna Know”, напомнившие мне классику Kittie, Eths и Otep вкупе с какой-то странной и живущей по совершенно удивительным и неотмирным законам логикой, можно начать список сюрпризов и пасхалок данного EP. Музыкальный стиль авторов “Samurai” не так-то просто однозначно охарактеризовать и ещё труднее засунуть на какую-то одну стилистическую полку, но то, что он вызывает сильные эмоции и запоминается надолго – это факт. Альбом получился красочный, масштабный и сильный, а его смелость и лёгкость изящно подчёркивают и усиливают друг друга.

Открывающая диск титульная вещь демонстрирует мощь обновлённого Existenter и его умение играть оттенками меланхолии и мощи (атмосферная часть в этой вещи почти воочию напомнила мне легендарный диск Aesma Daeva “Here Lies One Whose Name Was Written In Water”, что в сочетании с core-долбёжкой просто потрясающе бьёт по контрастам), сменяющая её “Мгновения Марса” заходит с принципиально другого края и фантазирует на тему классического хэви-металла a la Huntress и Kobra And The Lotus пополам с фишками Arch Enemy и поп-альтернативой вроде Evanescence и Amaranthe (да-да, они реально могут писать по-настоящему хитовые вещи, которые могут без труда застолбить себе место даже на MTV!), а завершающая пластинку “I Wanna Know” ещё сильнее дожимает до максимума хитовость и эксперименты с альтернативой. Много нюансов, много оттенков, много глубины – в эти три трека можно всматриваться почти бесконечно.

Знаю, что участники группы не очень жалуют мои аналогии и предпочитают им сравнения с Opeth, Halestorm, Haken, Soen, Vola и Pantera, но я слышу то, что слышу, и пусть перечисленные мной группы не так известны и титулованы, как только что проследовавшие строем в этом абзаце аналогии, данные аналогии намного более точно раскрывают суть концептуальных задумок курян, и это действительно более тонко и эстетично, нежели эпатажные провокации Halestorm, мощный, но всё-таки давно уже ставший чем-то привычным грув Pantera или скитания по оттенкам тьмы в исполнении Opeth. И ведь Existenter не просты – совсем не просты – в их музыке можно расслышать целый калейдоскоп самых разных оттенков и нюансов, и это на самом деле тяжёлый фьюжн самого ультимативного и презентабельного качества (подтянуть бы под это дело ещё визуальную составляющую как надо, вообще будет шикарно).

И мне очень радостно, что в Курске есть настолько сильные и интересные команды, и с каждым новым релизом я начинаю ждать от Existenter всё больше и больше, понимания, что этой команде на самом деле подвластно всё или почти всё. Такая умная и не испорченная мейнстримом версия Arch Enemy или того, чем могла бы быть эта группа с амбициями и умениями своих инструменталистов, лично мне очень по душе, и это действительно звучит мощно, вкусно и оригинально. Existenter совместили прог-выверенность с атональной глубиной и непредсказуемостью авангарда, тяжеловесностью грува и современной душевностью альтернативы и получился очень даже неплохой гибрид, а слушать такое могут и бунтари-подростки на скейтбордах, и умудрённые прослушанными тоннами музыкальных артефактов седые ветераны металлических сражений. Свежо, профессионально и с душой.

Рецензия на мини-альбом группы Ikiaqqivik "О скитаниях вечных"

17-09-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

У этой московской группы далеко не самое лёгкое для запоминания название, но их музыка стоит того, чтобы немного напрячься и всё-таки зафиксировать в памяти это причудливое инуитское сочетание латинских букв. Инуиты – этническая группа автохтонных народов Северной Америки, обитающая приблизительно на 1/3 северных территорий Канады – сообщает нам Интернет, а шаманский вариант прозрачной меланхолии Fleur в исполнении этих романтиков уже надёжно зацепил меня чуть более двух лет назад, когда группа представила свой дебютный сингл “Пустота”. Они не стояли на месте, сейчас у нас на повестке дня их свежий трёхтрековый EP, и перед нами снова аллюзии к The Cranberries, Сургановой, Пулатовой, Войнаровской и Mezzamo в стиле «путешествия сквозь слои пространства и времени» (именно это означает название коллектива).

И да не смутит вас название мини-альбома – никаких параллелей с нашумевшим в своё время диском Арды тут нет даже близко, зато в обилии присутствуют меланхоличные, задумчивые и разреженные тона глубокомысленных осенних вечеров, когда на улице слякоть и дождь, а ты в тёплом кресле под любимым пледом анализируешь пройденное и прослеживаешь причины произошедшего. Ikiaqqivik не станут грузить и донимать философскими вопросами, но это всё равно музыка из серии размышлений о важном и непонятном, а ориентирована она, в первую очередь, всё-таки на любителей интеллектуального русского рока и книжек хороших научно-фантастических авторов, про которых принято говорить теперь в категориях “классика жанра”.

Концепция их нынешнего альбома видоизменялась несколько раз, и в конце концов от первоначальной задумки не осталось ровным счётом ничего, однако релиз в итоге, как и планировалось, отражает общее эмоциональное состояние участников группы и то, что они чувствовали, когда корпели над ним, а затем, наконец, довели начатое до своего логического завершения. Как сказали сами музыканты накануне выхода рецензируемого EP, «его название отражает и наше прошлое, и текущее восприятие мира, и подходит под эти три песни» - словом, перед нами сейчас некая квинтэссенция непростого пути команды и тех многочисленных перемен, которые произошли в жизни состава в недавнем или чуть более отдалённом прошлом.

Три песни, три истории, а начинается всё треком, который называется “Спасибо”. Атмосферные гитары, словно витающий где-то на астральных тропинках вокал, тяжёлые риффы и форсированный дисторшн в припеве – контрасты современных Ikiaqqivik проявляются во всей своей силе и мощи уже в открывающей пластинку композиции, и это действительно убедительно и по-шамански, по-северному, стихийно. Холодом и отстранённостью веет от их песен, чем-то очень схожим по настроению с классикой Бьорк, Янки и Мари Бойне, но это вполне себе современный и альтернативный рок, который способен составить здоровую конкуренцию любой нынешней альт-рок/метал-группе, не исключая даже таких титанов как Lacuna Coil, Evanescence или Skillet.

Чукчи, эскимосы, эвелны, инуиты, саамы – всё это про крайний север и про особенности жизни там. Говорят, у этих народов есть около дюжины слов, обозначающих разные оттенки белого, и это тоже можно понять (станешь тут различать оттенки белого, когда круглый год живёшь в окружении снегов и вечной мерзлоты), а в итоге трёхтрековый “О скитаниях вечных” стал тем самым калейдоскопом пятидесяти оттенков белого, которого можно было бы от него ожидать. То прозрачнее и нежнее, то напористее, льдистее и вьюжнее, треки с этого альбома говорят по-разному об одном и том же, и это всё связано с желанием в простом видеть сложное, а каждодневным бытовым вещам сообщить статус больших космических событий.

Два с половиной года назад я назвал их рефлексирующим роком, и сейчас творческое кредо этой группы тоже находится примерно на той же самой отметке. Немного грустно, немного горько, не без надежды и не без толики истерично-взрывоопасных всплесков эти ребята продолжают свои творческие изыскания, и теперь это намного более наэлектризовано и непредсказуемо, нежели во времена их дебюта по имени “Пустота”. Самозабвенная считалочка-бормотолочка в лице трека “Ветер” звучит как маленький гимн интроверта, и мне так и не удалось отделаться от ощущения, что вокалистка говорит и спорит в этой вещи сама с собой, ведь её мысли так эффектно кружат хороводы по неровным окружностям, что это действительно похоже на маленький шедевр diary-рока.

А вот если вдумываться и вслушиваться в тексты, вас, наверняка, ждёт сюрприз. Там всё про отношения, про абьюзеров и про токсичных людей. И все три песни вращаются вокруг одного персонажа. Слишком часто альбомы, посвящённые “так себе отношениям” выходят скучными, менторскими и нудными, но только не этот. Я бы даже сказал, что про его тематику и про все заложенные в него сложные, экзистенциальные и психологические темы можно даже и вовсе не догадываться ровно до тех пор, пока не начинаешь вникать и анализировать. Даже сами авторы так устали от темы отношений и возникающих в этой связи коллизий, что в итоге категорически перекроили первоначальную концепцию альбома, оставив несколько песен за бортом, а в конце концов слушателю теперь предлагается самая-самая выжимка из того, что было и готовилось, а также невысказанная альтернатива: вникать и разбираться или не вникать и просто наслаждаться.

2,5 года, прошедшие с момента официального дебюта команды в виде сингла “Пустота”, не прошли для группы даром и не были потрачены всуе. Чувствуется, что ребята развивались, прогрессировали, углубляли выбранную концепцию и теперь я могу вновь за них порадоваться и констатировать, что всё снова получается хорошо и интересно. Я сравнивал их с Вольтой, с Поиграем и Уйдём, с Белой Гвардией и ещё с целым рядом разных групп, и сейчас всё это по-прежнему в силе, а в замыкающей шествие треков с рецензируемого EP вещи под названием “Заключение” разом присутствуют все эти надрывные, противоречивые, психованные и спешно перебивающие друг друга элементы, за которыми так явно прослеживается надрывное желание интроверта-эстета понять себя и быть собой.

Много эмоций и чувств, много труда, много переживаний, всё очень концентрированно, и три вещи в данном случае реально весят как тридцать три, хотя по длительности всё это в сумме выливается всего-навсего в каких-то девять минут. А я ведь предупреждал – шаманы. Без преломления пространства и времени тут явно не обошлось. И таких увлекательных прогулок по свежему, ещё не тронутому ни птицей, ни лесным непуганым зверем, белоснежному снегу со мной не случалось уже очень давно, а задиристый, всегда бьющий разом и наотмашь Tractor Bowling ещё никогда не казался настолько близким и родственным по самоощущению поэтичным романтикам из Белой Гвардии и апатичным меланхоликам из Fleur. Надрывно, контрастно, упоительно – это всё про Ikiaqqivik и всё это про “О скитаниях вечных”.

Рецензия на сингл группы Oops! I'm Dead "Дай мне тебя убить"

13-09-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Наверное, к каждому из нас время от времени приходит желание начать всё с чистого листа, и во многих случаях на то имеются весьма веские и серьёзные причины. Вот и у Oops! I’m Dead, которые раньше назывались Иннсмут, именно такой случай. Мурманские панки долго и активно играли, добились определённых успехов у себя в регионе, а когда почувствовали, что готовы сделать больше и круче, провели ребрендинг, заодно переосмыслив свою творческую и визуальную концепцию. Они не удовлетворились поверхностным иллюстративным подражанием рок-героям прошлого на уровне арта-обложки, но копнули намного глубже – в сферу идей, настроений, мировоззрений и атмосферы. Мрачный мир подростков 70-х, их мыслей, влиявших на них фильмов ужасов и начинавшего набирать обороты тяжёлого рока – всё это теперь вы сможете воочию увидеть в их первом сингле под обновлённым названием.

Сильный и напевный ведущий вокал a la Гленн Данциг, нестройные, но всё равно очень интересные и качающие риффы, разнузданные бэк-подпевки, весьма оригинальное соло и вот результат: мурманские любители хоррора и олдскула смогли слепить нечто вполне пристойное и приятное, а самое главное – звучит теперь всё это очень даже неплохо. Я бы даже сказал больше. Они сделали всё то, благодаря чему прославились в своё время Король и Шут, но сделали это круче, ярче, интереснее, оригинальнее и совершенно непопсово. Трудно отрицать какие-то объективные сильные стороны группы Князя и Горшка, но я всегда их недолюбливал за чрезмерную прямоту и беззастенчивый супрематизм, граничащий примитивизмом. Не было в них какой-то тайны, простора, глубины. Всё было топорно и элементарно как у Сектора Газа, но в своей фэнтезийной и слегка хоррорной тематике.

А вот Oops! I’m Dead смогли проделать всё то же самое изящнее и вкуснее, раскрасили всё новыми красками и вдохнули в классические риффы очарование жизни. Они похожи на многих, но в то же время остаются собой. В их риффах можно без труда услышать отголоски классики вроде Samhain, Misfits и Discharge, а в мелодиях нет такой тошнотворной безыскусности и прямоты, которых не чурались Юрий Хой и Князь с Горшком. И, кстати, всё то же самое можно сказать и про лежащую в основе данной вещи историю. Лидер Oops! I’m Dead Анатолий Шахов уже подробно рассказал о лирической подоплёке трека в своём эксклюзивном комментарии для ASTARTA, поэтому я не буду повторяться и просто отошлю всех интересующихся к той нашей новости, а здесь скажу предельно кратко: в рецензируемом треке есть о чём подумать, что проанализировать и что примерить на себя. Интересная задумка, неглупый и по-настоящему нетривиальный сюжет.

Особой похвалы заслуживает и вокал Анатолия. Он напевный, мелодичный, первоклассно передаёт нужные настроения, но в то же время остаётся в рамках панк-рока. Я достаточно хорошо в курсе того, что происходит у нас на современной панк-сцене, там есть масса отличных групп, но подобных Oops! I’m Dead ни одной. Есть много продолжателей дела КИШа, есть панк-сказители вроде Сказок Чёрного Города, но вот такого олдскульно-изобретательного панк-кабаре как у Opps! I’m Dead нет ни у кого. В последнее время Мурманск всё чаще всплывает в новостях в связке со словосочетанием “хорошая музыка”, и мне невероятно приятно, что коллектив Анатолия Шахова стал ещё одним примером из той же самой серии. Я рад похвалить хороший вкус этих ребят и очень надеюсь, что продолжение такого впечатляющего дебюта не заставит себя долго ждать и будет не менее ярким.

Рецензия на мини-альбом группы Код Дракона "Пески времени"

13-09-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Мы все взрослели понемногу, кто как умел и как хотел – так и хочется продекламировать нараспев, когда видишь свежий альбом группы Код Дракона. Эти ребята начинали с творчества в русле Сектора Газа и Красной Плесени, пели разухабистые панк-гимны и были этим вполне довольны, но уже на раннем этапе жизни коллектива было в их музыке и что-то ещё. Что-то своё, что-то более глубокое и серьёзное, что-то экспериментальное и авторское. И вот с течением времени необычного стало больше, а всё скрытое и дремавшее до поры до времени под толщей подражаний вдруг стало проситься наружу и настойчиво стремиться к выходу в свет.

Они уже не раз экспериментировали с серьёзными темами, с необычным оформлением, с несвойственной для себя лирикой и непривычными аранжировками, ну а теперь всё это в законченном, состоявшемся и максимально концентрированном виде представлено на ваш суд в виде пятитрекового мини-альбома “Пески времени”. Что тут сказать, зрелый и современный Код Дракона – это конечно всё тот же Код Дракона, который многие успели узнать, запомнить и полюбить, но с учётом пройденных дорог и приобретённого опыта, а это значит, что не Сектором Газа единым, а здесь вас ждёт сейчас разное, интересное и немного неожиданное.

Серьёзная обложка, совершенно нестандартные аранжировки и музыкальное сопровождение под стать, необычные текстовые решения – единственное, что напоминает о прежнем творчестве Сергея Потапова это его характерный вокал с узнаваемыми нотками Юрия Хоя. Этот альбом стал самым спокойным и неординарным релизом во всей дискографии Кода Дракона, и он же оказался самым смелым, искренним, откровенным, уязвимым и ранимым. Создаётся впечатление, что автор сделал, наконец, то, о чём давно мечтал, на что не решался, и что ему самому казалось слишком сложным и почти неприличным. В самом деле, отбросить все шаблоны, не думать о реакции слушателей, выйти из тени кумиров – всё это далеко не так просто.

Но лично меня альбом “Пески времени” убедил в том, что человек всё равно остаётся собой в любых жизненных ситуациях, и как ни меняй вокруг него обстоятельства-декорации, фишки и аранжировки, он всё равно будет похож на себя и больше ни на кого. Вспомните, как по-разному звучали Tiamat на “Clouds”, затем на “Wildhoney” и “A Deeper Kind Of Slumber” и, наконец, на альбоме Lucyfire – вот нечто подобное ждёт вас и на этом альбоме. Всё тот же Йохан Эдлунд, но вид сбоку и совершенно под другим соусом, а самое главное – всё с той же безудержной харизмой, бьющей навылет искренностью и сносящей всё на своём пути креативностью.

На “Песках времени” есть и треки в духе “A Deeper Kind Of Slumber” (“Время”, “Блики”), и более динамичные вещи в стиле Lucyfire (“Тонкая нить”), но объединяет их воедино личность гуляки, хулигана и романтика Сергея Потапова. Я предвижу, что найдутся те, кто станет критиковать “Пески времени” за не самый профессиональный и как будто не совсем подходящий такой музыке вокал, но именно в манере пения в данном случае заключается весь смысл выстраиваемых конструкций. Да, вокал специфичный и раздолбайский, да, он вносит даже в самые нежные треки с этого альбома толику дворовой несобранности, но именно в этом здесь весь шарм.

Мы разные и мы можем попадать в разные ситуации, иногда мы сами в недоумении от того, что с нами происходит, но все мы живём в этом мире, и ничто человеческое нам не чуждо – как будто говорит своей манерой пения и своим новым альбомом Сергей, а самое непривычное и радикальное из нововведений на данном диске – это, наверное, речитатив в “Вавилоне” и в некоторых других треках. Такого от Сергея я точно не ожидал (вы можете представить себе Хоя, читающего модный и глубокомысленный рэп? Вот и я нет), и звучит это смело, радикально и новаторски. Почти как нонсенс и очевидное невероятное.

Маски сброшены, все карты раскрыты и, кажется, Сергей действительно решил пойти ва-банк и сделать что-то такое, чего хотелось бы в первую очередь ему самому, не ориентируясь ни на что и ни на кого. Попробовать, оценить свои силы, взвесить свои возможности и поискать брод в мутных реках никогда до этого не используемых жанров и таким образом лучше узнать себя – почему бы, собственно, и нет. И, кстати, пока я пишу всё это, у группы вышел на площадках полноформатник 2012 года “Пока бьётся сердце”, он записан в более характерном для Кода Дракона ключе, но в нем можно уловить легкий намек на “Пески времени”, который не прошел бесследно и материализовался в этом шикарном EP.

И речитатив, и тоска-меланхолия, и нестандартные аранжировки, и прозрачные звёздные синтезаторы – всё это благополучно перекочевало из лонгплея 2012 года «Пока бьётся сердце» в EP “Пески времени" (послушайте, к примеру, “Сон” с альбома «Пока бьётся сердце» – там не только параллели к Tiamat прослушиваются, но и чуть ли не Lake Of Tears!), и EP «Пески времени» своей нестандартной и неожиданной спецификой как будто ещё подогрел и без того разгоревшуюся буйным цветом креативность Кода Дракона. У группы как будто открылось второе дыхание, смелые идеи у них сейчас растут и множатся как на дрожжах, а в итоге и прежним слушателям есть что послушать, и новых есть чем заинтриговать-зацепить.

“Пески времени” – это всё тот же панк, за который вы полюбили Сектор Газа, Код Дракона и Красную Плесень, но тут он атмосферен, расплывчат, меланхоличен и рассредоточен по такому максимуму, что узнать его и идентифицировать совсем не так просто. А ещё чтобы правильно воспринять всё это и понять, почему я поставил альбому 5 из 5, нужно обладать некоторой долей юмора, хорошим кругозором и любить все самые разные альбомы Йохана Эдлунда. Не знаю, почему, но ассоциация с Tiamat и Lucyfire по ходу прослушивания “Песков времени” действительно была невероятно сильна, и я так и не смог от неё избавиться. Мало кто мог сравниться с Йоханом в плане творческой свободы и дерзновения, но Сергей приближается к этим высоким показателям.

Такая же ирония, такая же глубина, пластичность, зрелость, мудрость, хулиганство и много-много печальной, рефлексирующей и непонятной красоты. Никогда бы не подумал, что лидер Кода Дракона когда-нибудь запишет такой диск, но вот это произошло и уже поздно утверждать, что такого быть не может или не должно. Это есть и это прекрасно. Самый лиричный, целостный и глубокомысленный релиз в дискографии этой группы и, как мне показалось, самый личный и искренний. Панк для любителей нью-эджа, лаунжа, джаза и просто хорошей, интеллигентной и сдержанной музыки с располагающей к размышлениям лирикой. Музыка для тихих и уединённых вечеров наедине с самим собой и со своей душой, для тех, кто повзрослел, но не изменил себе.

Показать ещё