РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ
Рецензия на сингл группы Ладушка "На распутье трёх дорог"
Каждый новый релиз Ладушки это что-то особенное и интересное, хотя фолк-метал-стиль этой группы, вроде бы, и не предполагает никаких экспериментов и карнавала ингредиентов. Как бы там ни было, каждый раз встречая в сети очередной трек коллектива, я тут же внутренне ликую и жду ещё один небольшой праздник звука, эмоций, впечатлений. Получилось так и сегодня, а точнее, в октябре, когда на просторах мировой паутины появился очередной сингл козельских фолк-энтузиастов. Вам хотелось немного взбодриться и не утонуть в октябрьско-ноябрьской серости? Сейчас всё точно получится, ведь мы с вами нашли просто превосходный саундтрек для этого и сейчас будем слушать эту вещь и читать про неё.
Трек стартует с традиционного фолкового пения акапелла, тут же вокруг начинают носиться не самые привлекательные призраки Татьяны Куртуковой, а в голову даже может полезть мысль выключить всё это дело поскорее от греха подальше и не испытывать судьбу, но вот вступают очень интересные, тяжёлые и в то же время авангардные гитары, и ситуация тут же выправляется. Более того, я слушаю и удивляюсь, ведь подобного строя и вот такого саунда у Ладушки раньше никогда не было! Индастриал? Ещё какой!.. Очень ядовитый, специфический, сочный, колоритный, авторский и самобытный, и всё это с обворожительным переплетением двух очаровательных голосов Влады и Алёны, на тандем которых уже давно делает ставку Ладушка.
Собственно на контрасте этих околоиндустриальных гитар и раздольного пения и строится “На распутье трёх дорог”, но не случайно в названии композиции фигурируют именно три дороги – помимо индустриального буйства и поп-фолк-лубка, в песне присутствует ещё и третья сторона – давно полюбившаяся мне Ладушкина мелодичность пополам с виртуозным баяном. Давно запавшая мне в душу своей песенностью, харизмой и живым задором козельская команда и в этот раз ничуть не изменила себе, позволив своей жаркой и кипучей душе на время увлечься чем-то совершенно для себя нехарактерным и в этой связи очень славно похулиганить. По-моему, получилось очень здорово, интересно, огненно и горячо, а я в итоге просто влюбился в их песню.
Эта группа давно уже стала семейным предприятием, в том числе этим она и хороша, но их нынешний трек выглядит как-то ещё более семейно, радушно и сплочённо. Данному обстоятельству не вредит даже экспериментальность звучания и гитар, не очень-то в общем характерный для команды почерк исполнения и какая-то очень уж обновлённая и посвежевшая эмоциональная окраска всего этого. Даже несмотря на это всё, в песне чувствуется и любовь, и радушность, и славянская широта души, и чувственность, и искренность, и чистое восхищение жизнью – да вообще очень много чего разного и интересного. У Ладушки получился мощный и яркий трек, который, несомненно, является одним из их самых впечатляющих достижений.
И всё это как раз та самая свежесть, которой так хочется, когда на фоне сезонного авитаминоза тебе уже не хочется абсолютно ничего, и Ладушка сумела вернуть мне интерес к жизни просто виртуозно. Более того, данный трек убедительно показывает нам, что от этого коллектива можно ждать абсолютно чего угодно, и в самом ближайшем будущем тут возможны самые неожиданные открытия и сюрпризы. Ну а в свете уже заявленного к выходу в ближайшее время полноформатника команды всё это интригует с ещё большей силой. Я уверен, готовящийся лонгплей удивит и приведёт в тонус очень и очень многих, и это действительно будет жарко и горячо в самом лучшем смысле этого слова.
Рецензия на мини-альбом проекта ART-Plutonia "Элегия"
Если альбом назван “Элегия”, понятно, что заявленный уже в названии жанр обязывает создать нечто настолько же «элегическое», проникнутое задумчивой грустью, и космический проект Альберта Артамонова не стал здесь исключением. С другой стороны, “Элегия” ART-Plutonia звучит в первую очередь космически, гнетуще, эпохально и масштабно, а уже затем элегически. Этот небольшой четырёхтрековый EP-альбом поражает своей концентрацией и силой, а также глубиной и холодом. Когда слушаешь четыре композиции с него, по спине реально бежит холодок ощущения разверзшейся вдруг под ногами бездны, а Вечность будто смотрит на тебя своими огромными ледяными глазами, приглашая туда, где уже ни горя, ни воздыхания, а только вечный и безмерный космический покой.
Всё начинается неоклассически и отстранённо в титульном треке, робкие переливы клавишных звуков кажутся отголосками «Лунной сонаты», а действуют даже ещё более чарующе и гипнотически. Только в финале трека появляются тяжёлые гитары, но это всего лишь пара единичных всполохов и не более того, и вот уже следом идёт угрюмая и бездонная вещь “Белый дьявол”, где так много пространства, пустоты и звенящих провалов в беспредельное. Призрачные хоралы ещё усиливают чувство абсолютной потерянности, веющее от этого трека, и по-настоящему тяжёлых и даже безжалостных гитар тут уже будет много. Гитары рвут и припечатывают, действуют очень уверенно и угрожающе, и у них реально очень хороший звук.
“Белый дьявол” даже отдалённо напомнил мне своими дисторшном прекрасный и любимейший альбом In The Woods… “Strange In Stereo”, воскресив в сознании его потрясающую психоделическую атмосферу головокружительного падения в зияющую в небесах бездну, а вот клавишные тут как у классических Samael, и в совокупности это звучит очень ярко, оригинально и интересно. Когда некро-спейс-эмбиент вдруг разворачивается и превращается вот в такое, а где-то на заднем фоне слышатся бестелесно-инфернальные завывания, воспринимается это очень интересно, да ещё и композиционно данный трек обладает целым рядом почти неоклассических поворотов, не исключая, впрочем, и типичную для рока и эмбиента закольцованность.
Третья вещь “Монолит” своими первыми звуками напомнила мне любимейшие эмбиентные альбомы Astarium и в частности горячо любимый мной их трек “Aura Of A Crystal Night”, но тут же вступают тяжёлые гитары, и снова начинается смесь Samael, In The Woods…, раннего Therion, The Kovenant и ещё чего-то подобного…. Это тяжело, красиво, интересно и в то же время напоминает про золотые деньки классики экстремального металла, что выглядит сейчас очень даже уместно, эстетично и привлекательно. Много драйва, но в то же время много фантазии и изобретательности, а во главе всего практически неоклассический подход к музыке в духе Therion конца 90-х-начала 00-х пополам с их достаточно тяжёлой “The Wings Of The Hydra”.
А завершается всё ещё одним тяжёлым и в то же время почти неоклассическим треком “Тропа хрустальных миражей”, где чистому эмбиенту уже уделяется несколько больше места и внимания, но в тоже время основной упор делается всё-таки на напористый дисторшн с атмосферными клавишными и вкрадчивыми синтезаторными размышлениями. Вероятно, это самый затейливый и таинственный трек на EP, и его постепенное затухание-замолкание оставляет в итоге слушателя с совершеннейшим желанием ещё раз окунуться во всю эту мраморную и хтоническую красоту. Финальная вещь самая неоднозначная со всего EP, и именно этим она в итоге привлекает, пленяет и очаровывает, как бы вновь приглашая вспомнить, воссоздать и получше распробовать альбом.
И во всём этом совершенно нет никакого вокала. “Элегия” однозначно стала моим самым любимым релизом ART-Plutonia, и я думаю, сам автор тоже очень гордится этим релизом. Он реально хорош, и я даже сохраню себе эти треки, чтобы затем при случае добавлять их к разным тематическим постам. В качестве саундтрека для серьёзных размышлений это всё очень даже уместная и подходящая музыка. И здесь на самом деле совершенно не нужно никаких слов и пояснений. Всё настолько гармонично, величественно и насыщенно, что все ответы уже содержатся в этих звуках, которые, как кажется, существуют вне человека и живут какой-то своей, совершенно особенной жизнью космических пульсаций, которым тоже известно, что такое печаль.
Рецензия на сингл проекта ВыплачьНочь "На Севере"
Группа ВыплачьНочь уже давно радует меня своими смелыми экспериментами на стыке фолка и электроники, и сегодняшний день не стал исключением. Новаторский коллектив музыкальных единомышленников представляет свой новейший сингл “На севере”, и, ещё ничего не слушав, я уже был совершенно уверен, что это совсем не “На север!” Мельницы, не “To The North” моей любимой Кари Руэслоттен и уж, конечно, не какие-нибудь “мишки на севере”… Нет, ВыплачьНочь это совсем о другом и по-другому – они вполне могут заигрывать с мейнстримом и вплетать в свои треки хитовые мотивы, но им это попросту не нужно. Развлекательная и легковесная музыка никогда не была коньком данной группы, и сейчас тоже ничего не изменилось. Здесь будет мега-драйв самого бескомпромиссного и северного розлива.
И да, это всё тот же медитативно-электронно-всесторонне шаманский фолк, на который с самого начала делали ставку ВыплачьНочь, и сейчас он звучит не менее свежо и уверенно, всё с той же особой шаманской отстранённостью и намёком на глубокое и потаённое, но в то же время совершенно без поволоки снобизма и без попыток удариться в радикальные непонятности предельной эзотерики. ВыплачьНочь в современном фолке словно Эмили Дикинсон в поэзии, и у них достаточно ёмких фраз, мгновенно западающих в душу мотивов и шикарного электронного драйва. Когда мне хочется подобного, я обычно обращаюсь к ночным цветам Qntal, но у ВыплачьНочь всё совершенно иначе, хотя ингредиенты, вроде бы, практически те же самые. Они не менее атмосферны и медитативны, но зато намного более виртуозны и разнообразны.
Их креативность буквально бьёт ключом. Хоть ключ это достаточно сдержанный, интенсивность звучания и внутренняя энергетика группы совершенно не вызывает никаких сомнений – она просто колоссальная. Когда звучит “На севере”, вокруг тебя реально практически бьют молнии, настолько искрит статическим электричеством их электронный драйв. Оставаясь по большому счёту в том же самом ритмическом рисунке, что уже был представлен нам не так давно в треке “За седые берега”, ВыплачьНочь как будто взрывают и расширяют его изнутри, внося в достаточно простую ритмику удивительное разнообразие. И в самом деле – самых разных аудио-нюансов и музыкальных красот в данной композиции очень и очень много, а их количеству в итоге просто поражаешься.
В нынешнем треке чувствуются определённые отсылки к таким прежним трекам ВыплачьНочь, как “За седые берега”, “Поймай меня” и “Далеко” – это всё тот же прозрачный, предельно чистый и воздушный электронный фолк с сильной доминантой первозданной природности в своём звучании, но сейчас электронная составляющая выражена у ВыплачьНочь ещё более смело и ярко, что совершенно не повредило хрупкой изысканности их гармоний, которые всегда так радовали меня. Когда слушаешь “На севере”, такое ощущение, будто касаешься тончайшей хрустальной паутины, на которой дрожат капельки утренней росы, а бодрые и влекущие лучи рассветного солнца бликуют на них, напоминая о радости бытия в гармонии с миром природы.
Всё как будто в духе трека “Напрасны слёзы”, но уже не так эпатажно, прямолинейно и напористо, а намного мягче, обходительнее и медитативнее. “На севере” это тоже очень жёсткая и качающая электроника, почти электроклэш и дарк-электро, но благодаря гипнотическим и отстранённым вокальным линиям он воспринимается в итоге очень мягко и деликатно. По ходу прослушивания мне даже вспомнилась Dido, которая тоже очень эффектно смешивает достаточно массированное электронное звучание с очень нежными и меланхоличными интонациями, но у ВыплачьНочь всё ещё тоньше и интеллигентнее. Это невероятно редкий и ценный случай, когда фолк не кажется сельским лубком и не вызывает ассоциаций с деревенскими хороводами.
И всё это становится особенно интересно, когда в звучании появляются переливы волынок, сближающие ВыплачьНочь с такими группами, как In Extremo. Совершенно другая эмоциональная окраска, другая подача, но всё равно с отголосками In Extremo, Faun, Qntal, Wardruna и прочих мастеров современного мирового фолка, но в то же время на русском и с очень сочными звуковыми фантазиями, от которых твоя душа тут же входит в транс и замирает подобно загипнотизированному удавом кролику… Есть что-то магическое и невероятно ёмкое в этом фолково-электронном минимализме, и лично мне это настолько по душе, что я готов назвать “На севере” той самой гениальной простотой, к которой издревле стремились все художники. Это просто, но в то же время интеллигентно и изысканно как у Killing Ophelia и Ophelia’s Dream.
Понятно, что всё это вышло из экспериментов Инны Желанной с Farlanders и Malerija, но когда слушаешь “На севере”, об этом уже совершенно не думаешь. Этот вайб пронизывает тебя насквозь, и ты живёшь в его ритме, растворяешься в нём, и как будто напрямую считываешь первозданные творческие вибрации у самой Матери-Земли. Если всё пойдёт и дальше в том же ключе, у ВыплачьНочь есть все шансы стать флагманами отечественного прогрессивно-экспериментального фолка, ведь амбиций и умений у данного коллектива для этого более чем достаточно. Не случайно я выше вспоминал Dido – звучит всё у группы очень и очень уверенно, стильно, по-европейски и презентабельно, но в то же время очень по-русски.
Рецензия на сингл и клип группы Нити Сна "Портрет Дориана Грея"
У многих моих знакомых и друзей до сих пор стоят дома старые телевизоры и кассетные видеомагнитофоны рядом с ними – по-прежнему есть ценители лампового VHS-очарования и непередаваемой атмосферы тех лет. И вот мелодик-дэтстеры Нити Сна, базирующиеся уже 15 лет в подмосковной Коломне, сняли клип как будто в точности из той же самой серии. Их красочное и динамичное видео не кажется таким уж ретроспективным, но однозначно отсылает к лучшим образцам дэтовых видеоклипов начала и середины 90-х, которые мы смотрели тогда на своих голубых экранах, предварительно раздобыв где-нибудь на видеокассетах.
Клип претендует на некоторую сюжетность, и, я так понимаю, на экране появляется даже сам Дориан Грей, придуманный прославленным Оскаром Уайльдом, но в целом и общем тут всё-таки делается упор на драйв, играющих на своих инструментах музыкантов и мощную энергетику исполняемой ими музыки. Чувствуется, конечно, что участникам группы хотелось всё сделать «по красоте», подобрать эффектные ракурсы, выставить выигрышное освещение, немного поиграть в кинематографичность и представить себя экранизаторами классики – и всё это у них получилось, а я бы описал всё это одним простым и однозначным словом «качество».
Клип, несомненно, выглядит качественно и на уровне, драйв тут стоит очень впечатляющий, а фронтмен дерёт глотку медведем и выглядит практически так же мощно и устрашающе. И в 90-х нам, собственно, ничего больше от клипов любимых дэтовых музыкантов было и не нужно. Посмотреть на эти лица и на хэдбенгинг, увидеть воочию концертную энергетику, почувствовать качающий драйв, а если повезёт, поживиться ещё парой-тройкой зрелищных постановочно-кинематографичных сцен. Так было раньше, но разве стоит желать чего-то нового и особенного сейчас, когда жанр мелодэта как таковой сам остался на тех же рубежах своей классической эры?
Нити Сна с самого начала своего существования заявляли о желании воплотить в своём творчестве наши сны и образы, обитающие у нас в подсознании, и вот теперь, спустя 10 лет после выхода своего первого клипа “О докторе Фаусте”, где они впервые пробовали дополнить свой звук видеорядом, музыканты вновь берутся за то же самое, и в этот раз всё происходит на куда более впечатляющем уровне. Всё тот же минималистичный трэш-мдм с лёгкими аллюзиями к блэку, всё тот же ревущий и клокочущий вокал, но качество картинки, задумки, реализации и продакшна заметно подросло, и клип в целом намного более похож на наши с вами фобии и кошмары.
Я смотрел “Портрет Дориана Грея” в исполнении Нитей Сна, вспоминал книгу и фильм, а попутно и те релизы данного коллектива, на которые я уже писал раньше рецензии, между делом отмечая, как хороши и колоритны съёмки в сумрачном лесу, не менее колоритны играющие и отрывающиеся на сцене в сфере прожекторов участники команды, а перемежающие их странствия-приключения Дориана в исполнении вокалиста Нитей Сна вносят нужную долю художественности во весь этот антураж. И видеоряд в целом очень хорошо дополняет отдающие классическим In Flames гитары и невероятно мощный гроул фронтмена. Гармония видео и аудио состоялась и случилась.
И в голосе вокалиста мне вновь слышатся отсылки к The Black League и к Sentenced времён “Amok”, а с такой мелодично-дэтовой музыкальной основой это звучит ещё интереснее и лучше. Вокал сотрясает атмосферу, а если сделать погромче, тебя самого как будто подбрасывает и распирает изнутри от этой звериной утробности голоса, и всё это на русском и про достаточно серьёзные вещи – про живущие глубоко внутри каждого из нас грехи, которые могут до времени никак не проявляться вовне, но рано или поздно всё равно выйдут наружу и проявятся, отравив и перечеркнув собой в нашей душе всё и вся. Куда уж серьёзнее и мрачнее!
Трудно назвать клип “Портрет Дориана Грея” каким-то шедевром, но трек очень хорош, видеоряд неплох, а мне всё это очень даже попало под настроение. Смотреть такое на экране старого телевизора на видеокассете в темноте как-нибудь вечерком на самом деле было бы очень хорошо и здорово. А уж если всё это будет происходить осенней ночью где-нибудь на даче, да на чердаке, эх!…. Видео, собственно, и так бодрит и воодушевляет, энтузиазм музыкантов виден невооружённым глазом, а учитывая тот факт, что “Дориан Грей” всего-навсего второй клип группы, ставший преемником вышедшего ещё в 2015 году “О докторе Фаусте”, повод посмотреть данное видео нужно признать ещё более серьёзным и обязательным. Давайте же так и сделаем!
Рецензия на сингл проекта LifeStream "Ключи от счастья"
Мы уже писали про новую группу знаменитого и самобытного бас-гитариста Антона Гинзбурга, и я уже с удовольствием отмечал сильные стороны его сольного коллектива, и вот сейчас после достаточно продолжительного перерыва LifeStream, по сути, превратившийся в one-man band, возвращается со своим новейшим синглом и вновь приковывают к себе наше внимание. Антон снова смог остаться собой и в то же время реализоваться с совершенно новой и незнакомой нам стороны, и это снова оказалось сильно и интересно. LifeStream представляет ещё один очень техничный и энергетически заряженный трек в своём фирменном стиле, но вновь делает это немного иначе. Хотя нет, не «немного», очень даже иначе!
“Ключи от счастья” – не просто трек и песня, а целый эпос и почти Вселенная в духе больших книжных эпопей и культовых произведений классической литературы, что отчасти начинаешь понимать, когда композиция только начинает своё звучание. Тут такой размах и такой задел, что только держись…Только слушай внимательнее и следи за текстом, да за тем, как это всё обыгрывается, раскрывается инструментально и вокально. Это не просто развлекательный трек и тем более не попытка влиться в мейнстрим и взять чарты штурмом, а что-то намного более глубокое, основательное и художественное. Композиция как раз и звучит именно так – основательно, припечатывающе, «с чувством, с толком, с расстановкой».
Партию соло-гитары для нового трека LifeStream записал друг Антона – Alex Volt, гитарист групп Your Lust и Off Road, за барабанами вновь Максим Олейник из Чёрного Обелиска. А вот вокал, ритм-гитара, бас-гитара, клавиши, сведение, мастеринг – всё от «а» до «я» сделал непосредственно Антон. И сейчас мы слышим вот такую творческую квинтэссенцию и выжимку его творческих амбиций и настроений. Это глубоко выстраданный и очень личный трек, в котором Антон показывает нам изнанку «красивой жизни артиста». Я бы даже сказал, что с некоторыми оговорками “Ключи от счастья” можно назвать первым настоящим и собственным треком LifeStream или, как минимум, началом новой эпохи в жизни данного проекта.
И мне хочется вспомнить в этой связи, как некоторое время назад Антон под эгидой LifeStream записал кавер-версию на один из эпохальных треков классического Чёрного Обелиска “Аве, Цезарь”, и сделал это просто виртуозно. Композиция была органично переработана и глубоко переосмыслена, получила совершенно новое, намного более тяжёлое звучание и изрядно обновлённое прочтение. Трек остался собой, но получил совершенно новый посыл, ничего при этом не потеряв, а даже как будто подпитав свою изначальную энергетику от страсти и воодушевления Антона. Это случай, когда получилось войти в одну реку вдохновения с автором “Аве, Цезарь”, и взять из потока даже немножечко больше.
В нынешнем треке LifeStream тоже как будто прослеживаются отголоски недавно звучавшего в их исполнении и ставшего таким безжалостно-демоничным “Аве, Цезарь”. Всё тот же чеканящий медленный темп, литературная эпичность, вдумчивая и заставляющая вдумываться подача, а затем интересный и весьма эффектный проигрыш на басу в середине. Ну, а по стилистике перед нами трек где-то на стыке E.S.T., классического крупновского Чёрного Обелиска, Mordor, Type O Negative с их готичной упадочностью и несравненным голосом Питера Стила, а также и собственных наработок LifeStream со всё набирающей силу харизмой её основателя, который не стесняется учиться у своих великих предшественников и брать у них всё самое лучшее.
И в том, что касается этих собственных наработок как раз и находится всё самое интересное и заслуживающее упоминания! Что и говорить, переиграть на басу песню такой группы, как Чёрный Обелиск, по сути сменив у четырёхструнного (в случае с Антоном – пятиструнного) станка самого Анатолия Крупнова, лидера и основателя данного коллектива, это величайшая ответственность и тяжёлый крест, однако Антон с честью справлялся с данной ролью, о чём и свидетельствовала его переработка “Цезаря”. А нынешний авторский трек “Ключи от счастья” – это уже целиком собственное и автономное творчество, которое успешно следует по стопам вот таких эпохальных и ставших уже классикой композиций. Оттолкнувшись от известного и переосмыслив его, Антон сейчас попробовал себя в том же.
«Километры ожиданий
Рок-н-ролл, огонь в глазах
Разбиваются и тают
На седеющих висках
Годы пролетают
На уме лишь мысль
Может, развернуться?
Уйти в другую жизнь...»
(с) LifeStream – “Ключи от счастья”
Много здесь в лирическом плане от того же Крупнова, от его традиций и литературных симпатий в лице Ремарка, а также от отправившегося вслед за ним по млечному пути Жана Сагадеева, с тоской и грустью вспоминавшего в поздние годы свою безбашенную жизнь. (“Я делал такое, что вряд ли поверил бы сам”). Но это не просто рефлексия на прошедшее и пережитое. Если мы посмотрим на эту вещь с точки зрения прошлых синглов LifeStream и его недавнего переосмысления обелисковской классики, даже в этих простых строках, приведённых мною чуть выше, проявятся намного большие горизонты и намного более впечатляющие глубины. Станет понятно, что здесь не только размышления, а каких-то готовых ответов и единого, раз и навсегда детерминированного сюжета здесь просто нет.
Забавно, что ещё по звучанию и стилистике “Ключи от счастья” напомнили мне ранний Cathedral, которые на “Ethereal Mirror” так и вовсе обходились без баса, а вокал Антона своими богатыми басами и сдержанными, проявляющимися в самые драматичные фрагменты взрыкивания, вновь напомнил мне The Black League и Sentenced времён “Amok”. И получился очень богатый с эмоциональной, инструментальной и исполнительской точки зрения трек, в тексте которого многое необходимо читать и чувствовать между строк. Эту вещь нужно не только слушать и слышать, но и чувствовать. Многое здесь сыграно и сделано как будто целясь прямиком в подсознание, а в итоге бьёт именно туда и бьёт очень прицельно.
Рецензия на сингл проекта Mifious "Sense Of Catharsis"
Лидер и единственный участник Mifious Яков Босых очень любит качественную и возвышенную инструментальную музыку, и в последнее время его этюды удивляют меня всё сильнее и сильнее. Да, они всё так же инструментальны и совсем не предполагают присутствие вокала, но далеко не всегда уже в них слышится тот изначальный эзотерический Mifious, который я открыл для себя десять лет назад, а порой даже сами темы, которым он посвящает свои сингловые треки, удивляют своей нестандартностью и как будто не слишком большой органичностью для своей концепции. Пираты, весенний ветер, а вот теперь ещё и чувство катарсиса… Хотя чувство катарсиса (или смысл катарсиса?), “Sense Of Catharsis”, как я понимаю, как раз больше подходит Mifious.
Нынешний трек Якова Босых, стоящего у руля данного коллектива, называется “Sense Of Catharsis” и буквально весь соткан из противоречий. Это действительно самый громкий, самый алогичный, самый непредсказуемый, самый удивительный и самый искромётный номер проекта, и это совсем не преувеличение. Здесь всё начинается в духе фантазий Клайдермана с лёгким и ненавязчивым саксофоном, а вот потом музыкальную мысль будет лихорадить и бросать из стороны в сторону словно в девятибалльный шторм, где даже самые отважные пираты испугались до зелёных чёртиков и не могу понять, что же такое происходит у них сейчас вокруг.
Здесь будет и тяжёлый метал, доходящий в своём градусе кипения практически до дэтовых глубин, и даже какой-то намёк на гроулинг, и очень жёсткие гитары, и фламенко с элементами босанова, и жаркие латинские ритмы… И всё это звучит, прекрасно гармонирует одно с другим и тонизирует на все сто. …И в этот раз обошлось практически совсем без отсылок к любимым группам Якова. Может быть, только совсем-совсем чуть-чуть и слегка в общем подходе прослеживается что-то от квиновской “Богемской рапсодии”, но настолько прозрачно, деликатно и ненавязчиво, что можно даже сказать, что и вовсе нет.
Чувствуется, что Яков окончательно перестал стесняться и ограничивать себя хоть в чём-то, а в итоге разошёлся просто не на шутку. Я не думаю, что он хотел целенаправленно и осознанно «записать нечто эдакое», «затмить Моцарта с Бахом» и т.д., а просто отдался вайбам вдохновения, окунулся в сияющие озёра креатива, в котором в этот момент как раз плескались музы, да и записал ненароком вот такой искромётный и обжигающе-охлаждающий эпик. Всё очень академично, легко, виртуозно и филигранно, и в то же время невероятно живо и на пересечении самых разных, порой абсолютно диаметрально противоположных жанров.
По своей структуре “Sense Of Catharsis” это многочастная, очень интересно и грамотно срежиссированная симфония. Сходство с классической музыкой в построении в данном случае прослеживается колоссальное, и это действительно по сути всё та же классика без каких-либо купюр и упрощений, призванных сделать её более понятной и удобоваримой для массового слушателя. Тут самая настоящая и «ядрёная» классика, когда великие творцы прошлого писали ради вечности, но я бы не сказал, что этот трек звучит столь уж сухо и метафизично. Тут есть и шелест волн, и прибой, и нега ласкающих солнечных лучей, и ярость океана в шторм – много вполне земного и понятного, но сделано и реализовано это всё в очень высоком и сильном штиле.
“Sense Of Catharis” это практически всё тот же самый классицизм Баха, Моцарта, Верде, Глинки и Стравинского, но на языке современных музыкальных инструментов и с учётом современных стилистических реалий. Получилось очень хорошо и оригинально, а мне вспомнился альбом Waltari 1996 года, где они пытались написать симфонию в стиле дэт-метал. В отличие от финнов, Яков себя одним жанром не ограничивает, и в этом тоже его плюс. Уже не мрачность алхимиков и не инспирированный Тило Вольффом материал, а нечто совершенно своё, очень авторское, полётное и вдохновенное.
И понравиться “Sense Of Catharsis” может самому широкому кругу слушателей, которые в принципе понимают и знают, что такое восхищение красотой. Здесь красоты природы, музыки, гармоний, смешения противоположностей и сближения контрастов показаны очень эффектно и ярко, и в плане звучания, сведения и записи тоже всё находится на адекватном и хорошем уровне, не мешающем воссозданию целостной и впечатляющей картины эстетического буйства. И именно словосочетанием «эстетическое буйство», наверное, лучше всего охарактеризовать то, что представляет собой трек “Sense Of Catharsis”. Сильный, хороший, впечатляющий и даже грандиозный номер, в котором Яков вновь превзошёл самого себя.
