РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл Ally Moon "I Wanna Fly"
У этой романтичной певицы со звучным псевдонимом на данный момент ещё не так много треков в багаже, но их качество и настрой говорят сами за себя. Если Ally Moon поёт “Я хочу летать”, это по определению должно быть интересно, и в итоге именно так и получается. Её лёгкий, незатейливый поп-рок в традициях Эврил Лавин, Эланис Морисcетт, The Pretty Reckless и The Cranberries поднимает настроение и тонизирует не хуже апельсинового сока по утрам. Мечты, восторг, звучный симбиоз рок-инструментария и взрывной электроники, нежный и такой уязвимый голос Ally, искренние тексты на русском и на английском, масса саунд-сюрпризов, и каждый раз её песни звучат чуть-чуть иначе, но всё равно в её узнаваемом стиле.
Можно проводить параллели между творчеством Ally и целым рядом самых разных групп и исполнительниц от Лили Аллен до Дженнифер Пейдж или Ванессы Карлтон, но то, что она делает, всё равно имеет очень явный и характерный привкус индивидуальности. Будь то прозрачная балладность “Легенды”, акустические переборы “Целого мира” или piano-минимализм “Bound To Survive”,перед нами в случае с этой певицей неизменно оказывается нечто очень глубокое, вдохновенное и прочувствованное, и её новейший сингл тоже не стал исключением. Как я уже отметил чуть выше, в этот раз она решила попробовать себя в рок-амплуа, и такая рокерская дерзость в сочетании с её сентиметальным имиджем привели к очень интересному результату.
Я слушал “I Wanna Fly” и “Never Give Up”, вслушивался в эти гармонии и с удивлением ловил себя на мысли, что слышу тут очень много родственного поздним Within Temptation, проекту их вокалистки Шэрон ден Адель My Indigo и имеющим с ней тембральное сходство Volturian. И ведь Ally Moon в данный момент действительно делает ставку на современный рок, напрямую граничащий с поп-музыкой, хип-хопом и тому подобным мейнстримом (вспомните смелые фиты Within Temptation позднего периода), а в итоге перед нами очень интересная полифония на стыке этих разных и даже полярно противоположных музыкальных стихий, взаимодействие которых приводит к рождению нового и интересного звучания.
Временами Ally Moon записывает каверы на Майли Сайрус и не брезгует акустическими перфорсансами или явными лаунж-аранжировками, но всё это лишь в очередной раз подтверждает, что её творчество имеет яркую индивидуальность и заслуживает внимания. Она может быть разной, даже, наверное, слишком разной, но никогда не забывает о том, чтобы выворачивать свою душу наизнанку, демонстрировать самый максимум искренности и безоглядно бросаться в туманы нью-эйдж-атмосферы Esmaye, X-Perience и Amethystium. У Ally великолепно получаются камерные саундтрековые баллады вроде “Take My Hand” или “Magic”, но как показывает нам её актуальный трек, она не намерена ограничивать себя в плане стиля и средств музыкальной выразительности.
Её яркий и жизнерадостный имидж напоминает Тейлор Свифт, в интонациях мириады весенних и легкомысленных ноток, а в тематике песен и в неординарной подаче даже как будто присутствует что-то от Сюзанны Веги. Серьёзные темы с точки зрения мечтателя для таких же мечтателей, коим не чужды серьёзные размышления – вот что такое Ally Moon и её новейший сингл “I Wanna Fly”. Романтичный рок с дерзким, немного хулиганским привкусом и игривым кокетством Натальи Орейро, а в припеве пронзительные и размашистые мазки, подобные тем, что так любит Селин Дион. Не надо сравнивать и пытаться понять всё это с точки зрения логики – лучше просто растворяться в этих звуках и наслаждаться ими.

Рецензия на сингл группы Tyler Durdenn "Птицы" (Nautilus Pompilius cover)
Циники и реалисты из Tyler Durdenn продолжают свои циничные эксперименты и после очень специфического трека “Оленёнок” предлагают нам перепевку классической вещи Наутилуса Помпилиуса “Чёрные птицы”. Не знаю, как у вас, а у меня ещё свежи воспоминания, как звучала эта вещь в исполнении наших техно-дэтстеров из Монсальват, и потому к прослушиванию я подходил с осторожностью и с неким предубеждением (даже самую классическую классику исковеркать можно просто до неузнаваемости).
Но нет, красивая обложка в духе Mental Home с их “Mirrorland” в данном случае предполагает такие же красивые аранжировки, мистическую подоплёку, выразительную вокальную работу и даже ещё более богатую, чем в оригинале атмосферу. Как известно, данный трек входил в саундтрек фильма “Брат”, и вероятно, именно данное обстоятельство побудило Tyler Durdenn обратить на эту вещь свой заинтересованный и интерпретирующий взгляд, что становится очевидно уже в первые секунды звучания трека.
Слишком часто сегодня вспоминают данный фильм и цитируют его, ну а наши сегодняшние герои решили заняться тем же самым, однако подошли к данной задаче чуть с другого угла. Процитировали фильм в целом, вспомнили и переиграли одну из самых ярких песен из него, по-новому расставили акценты, чуть сгустили краски и вывели ещё сильнее на первый план вокальный драматизм вместе с впечатляющим текстом, и в итоге всё вышло действительно очень ярко и эффектно.
И на мой взгляд, композиция в новом прочтении только выиграла. Очень редко когда кавер в принципе может стать лучше оригинала, тем более, когда речь идёт о таких флагманах и столпах как Наутилус Помпилиус, однако Tyler Durdenn всё-таки смогли осовременить эту вещь, ничего у неё не забрав, а напротив, усилив и выгодно подчеркнув все самые характерные и заслуживающие внимания аспекты. Режиссура и архитектоника тут на самом деле даже интереснее, чем в оригинале, а особый горьковатый стиль «тайлеров» оказался очень кстати.
Эта вещь и должна быть как раз такой горькой, сумрачной и дымной. Тут нужны именно такая подача и ломающий, насквозь ломанный и переломный вокальный трепет, звенящая, временами словно уходящая из-под ног глубина аранжировок, а вот эти эпизодические вставки-диалоги делают финальный вариант ещё более ярким и реалистичным, лишний раз напоминая о его связи с нашумевшим в своё время фильмом. А тут ещё этот сопровождающий сингл слоган – “Все значительные сражения происходят внутри нас”.
Победить врага можно, только предварительно победив всё недостойное в самом себе, переосмыслив, вычистив, переболев все свои грехи и недостатки. И я не знаю, есть ли какой-то символизм в том, что данный кавер был выпущен как раз накануне женского дня 8 марта, но, наверное, и это тоже не случайно. Никакой иронии и неоднозначных стилизаций времён “Оленёнка” – здесь всё очень серьёзно, концептуально и по-настоящему надрывно. “Чёрные птицы” зазвучали как собственный трек «тайлеров», не перестав при этом быть треком наутилуса.

Рецензия на альбом группы Last Trial "Хронос"
Эта калужская группа существует уже десять лет, но только сейчас дошла и дозрела до выпуска своего первого полноформатного альбома. Конечно, из ничто ничего не получается (de nihilo nihil), и данному событию предшествовали сингловые релизы и даже EP, а также разнообразные фиты (С Under The Scythe они даже обменялись взаимными фитами!), далеко не на сто процентов попавший на альбом материал является новым и свежим, но любой серьёзный меломан понимает, что такое альбомное мышление, и выход полноформатника это действительно большое и значительное событие, к которому стоило идти все эти десять лет.
Итак – альбом. Здесь десять треков, уже своим названием он намекает на проблему времени, а наименования нескольких композиций наводят на мысли о том, что диск будет концептуальным. Титульная вещь тут действительно присутствует аж в трёх частях или, точнее, в актах, а там, где акты, как это водится, опера или большой концерт для группы с оркестром. Что ж, определённая симфоничность или лучше сказать, симфонический размах, действительно присутствует на альбоме Last Trial, но всё это отнюдь не в ущерб их верности традициям и канонам мелодэта. Участники группы очень деликатно пробуют усложнять и развивать свой любимый мдм.
И играют Last Trial действительно всё тот же мелодичный, немного сыроватый и невероятно энергичный мелодик-дэт с красивыми атмосферными кусками и мощным, порой брызжущим харизмой в два ствола, вокалом. На альбоме четыре фита, записанные совместно с Анной Малолетневой (Nora), Ириной Сиденко (Dehydrated, Blackpyres), Леонидом Ершовым (Under The Scythe) и Дмитрием Кокаревым (Sympuls-E, гостевое соло), и каждый из них органично вписывается в общее повествование, расширяя и углубляя тяжёлую симфонию калужских деятелей скорости, напора и мелодии.
Их соло не кажутся срывающими крышу и готовыми сокрушить небо, но всё-таки звучат очень профессионально и слаженно, риффы тяжелы и изобретательны, ритм-секция грамотно обрамляет все основные инструментальные рисунки, и пусть хардкористая разухабистость “Королей” кажется немного нетипичной для Last Trial, в целом “Хронос” это именно мдм, и мдм вполне себе классический. Я оценил их бодрые ритмические очертания a la Dark Tranquillity “The Mind’s I”, но всё-таки намного больше меня порадовали собственные нововведения калужских мдмщиков и их эксперименты, надстраиваемые над традиционным мдм-базисом.
Музыканты пробуют расширять привычные очертания любимого жанра, не ломая ему хребет, и это в итоге им очень неплохо удаётся. Накал, эпичность, атмосфера, попытки сделать всё это с симфоническим масштабом. И даже несмотря на то, что совместные треки с Ириной Сиденко и Анной Малолетневой уже выпускались в качестве синглов раньше, для актуального альбома они были переработаны и звучат сейчас немного иначе, ещё органичнее вписываясь в общую звуковую канву глобального повествования “Хроноса”. Никакой сингловой лоскутности, никакой фрагментарности – целое и неделимое монументальное полотно из восьми составляющих.
Нынешний 2023 год только начался, а у нас уже два таких великолепных мдм-альбома – сначала Dark Hunt сделали ход со своим “Sapere Aude”, а вот теперь ещё и Last Trial. И всё это после отличного EP Last Trial 2020 года “А время шло”, который очень убедительно настроил слушателей команды на тематику времени и подготовил почву для “Хроноса”. Пока мы ждём, что время придёт, оно только уходит, а потому не надо ждать, не надо звать, не надо грезить о «золотом веке», ведь можно просто взять и включить дебютный лонгплей калужских экспрессионистов и наслаждаться. Когда звучит этот диск, время замирает и останавливается, а откуда-то из-за звёзд на тебя смотрит вечность.

Рецензия на альбом Альберта Артамонова - "Праздник пустоты"
Кто-то вдохновляется пустотой, кто-то прикуривает от пустоты, а Альберт Артамонов, известный по своему эзотерическому проекту ART-Plutonia, продолжает свои сольные песенные эксперименты и приглашает своих слушателей на праздник пустоты в рамках вот уже третьего альбома, записанного под своим именем, материал для которого готовился два долгих года. И пусть математики говорят, что на ноль делить нельзя, а люди прагматичные утверждают, что пустоту, так же как и «спасибо», например, в карман не положишь и в стакан не нальёшь, Альберт на фоне всего этого ещё с большим горением и энтузиазмом предаётся на своём альбоме рассуждениям о пустоте и о том, как она может проявлять себя в нашей эмпирической и повседневной реальности.
Есть песни о важном, есть грустные песни о нужном, а то, что поёт на своём новом сольном альбоме под гитару Альберт, больше напоминает разговоры с пустотой о пустоте, и воспринимается скорее как некий метафизический опыт или эксперимент. Автор двенадцати треков “Праздника пустоты” пытается осмыслить свои искания и происходящие на их фоне изменения под расслабленное бренчание акустической гитары, напоминая не столько Высоцкого, сколько Красную Плесень классического периода. И получается у него фриковатый панк-рок в стиле минималистичной авторской песни, а тексты хоть и просты, но метят в важные и серьёзные дали, о которых Альберт будет говорить хоть и просто, но со вкусом.
И да, в плане исполнения и аранжировок перед нами лютый diy-андеграунд, однако харизма Альберта делает эти простые песни, где на первом и на втором плане по значимости прочно обосновался текст, яркими и интересными. Автор делится со своими слушателями мыслями по поводу эзотерических парадоксов мироздания, о старости, об удивительном юморе Вселенной, и всё в это в итоге напоминает чуть более расширенный и серьёзный вариант эзотерических частушек вроде тех, что цитировал Сергей Калугин на своём знаменитом концерте “Несло”. То спокойно и отстранённо, то отчаянно и громко, как в открывающем альбом “Эгрегоре”, Альберт рассказывает истории своего пути от себя к себе, и выходит это отчаянно, размашисто и рефлексивно.
Другое дело, что выглядит его рефлексия то причудливо, то гротескно (“Глаза”), а то и вовсе даже как будто страшно и атонально (“Падение”). Какие-то хтонические бездны подсознания то и дело проглядывают сквозь лирические откровения Альберта и его гитарные перезвоны, и временами всё это действительно похоже на разговор с пустотой, где космический мрак небытия даже что-то то и дело отвечает. Как правило, за подобными вербально-атмосферными шалостями слушатели обращаются к группам вроде Рада и Терновник, Сруб или Necro Stellar, и Альберт вполне себе вписывается в этот ряд, разве что аранжировки у него более хаотические, а экспромтов, наития и раздолбайства намного больше, чем у всех перечисленных выше групп.
Но одного всё-таки отрицать нельзя - у песенного творчества Альберта есть своя особая привлекательность, тут имеются неплохие мелодии и запоминающиеся фрагменты, а при всей безыскусности вокальных данных исполнителя, слушать его песни может быть и легко, и приятно, и интересно. Не стану как-то комментировать текстовую составляющую вошедших на альбом произведений, но всё вместе это выглядит в итоге вполне концептуально и завершённо. Сам автор не отрицает, что забрёл на актуальном релизе достаточно далеко по тропинкам парадоксов и обещает следующий диск “попроще в плане текстового содержания", но лично мне кажется, что все усложнения идут ему только на пользу, а философия “Праздника пустоты” весьма неплоха.
И действительно, третий сольный диск музыканта стал самым концентрированным и философским в его дискографии, чувствуется, что Альберт пробует не совсем свойственные для себя приёмы и хочет развиваться как автор-исполнитель, ориентируясь на группы вроде уже упоминавшихся выше Сруб и Necro Stellar, и это по-своему хорошо и прекрасно. У эзотериков тоже должен быть свой фольклор, свои барды и свои посиделки на кухне с гитарой. И кстати в данный момент вовсю идёт работа над электрическим вариантом “Праздника пустоты”, и очень скоро у всех нас появится возможность услышать, как этот философствующий бард может звучать в компании с усилителями и эффектами.

Рецензия на мини-альбом группы Witch's'kill "Just Together"
Воронежские любители мультяшек и вечеринок возвращаются со своим очередным мини-альбомом, и это снова ярко, позитивно и интересно. Как и всегда, когда ты уже вырос из возраста восторга перед телевизором за просмотра «Вуншпунша» и дозрел до книжек про любовь, но так и не забыл свои прежние увлечения, нас ждёт ядерная смесь кота и попугая, где много красок, эмоций, детской непосредственности и юношеского максимализма, и ни одного дня не проходит без весёлых розыгрышей и праздничных хулиганств.
Со времён сингла “Hunter And The Witch”, о котором мы писали два года назад, у них мало что изменилось, но, возможно, Witch’s’Kill стали чуть мягче и лиричнее. Мне сложновато воспринимать их материал просто как поп-рок, и к череде ассоциаций тут же вольно или невольно примешиваются группы вроде Pilori и Ignes Fatui, что во многом происходит, конечно же, в силу тембрального сходства ведущего женского вокала этих групп и их игривых, словно позаимствованных с утренника в музыкальной школе, аранжировок.
И не случайно я сравнивал их с французским арт-хаусом – отсылка к знаковой книге Анны Гавальды и снятому по ней фильму в данном случае как нельзя более кстати. Здесь вам не предложат никаких сложностей и усложнений, всё будет просто, легко, элементарно и беззастенчиво, а нарочито детская обложка лишь подчёркивает эту наивную инфантильность рецензируемого EP, в котором всё будет так же мило и лампово, как в доме вашего детства накануне Нового года, когда под ёлкой уже лежат подарки, а снежинки замерли в ожидании волшебства.
В мире “Just Together” все мечи картонные, а замки и пропасти нарисованы на шторах, но именно в такой нарочитой casio-детскости в данном случае и заключается весь шарм и очарование. Они не играют песни, а играют в песни – представляют себя музыкантами и ради смеха выходят на импровизированную сцену из стульев, чтобы подражать своим любимым группам, но это трогает в итоге не меньше, чем у самых крутых, раскрученных и признанных мастодонтов мирового рока, а игра в волшебство в итоге превращается в то самое волшебство, о котором так грезят титаны.
Я слушал и переслушивал “Just Together”, а потом вдруг понял, почему он мне так нравится и чем он так меня привлекает. Нечто очень похожее играли в свои ранние годы мои любимицы из Indica, и я до сих пор не перестаю восхищаться чистотой и непосредственностью их композиций, которая, как вы помните, покорила даже самого Туомаса Холопайнена. Всё очень нежно, волшебно и почти ирреально, но когда погружаешься в эту атмосферу снов и милых благоглупостей, вдруг понимаешь, что именно их-то тебе и не хватает в твоей взрослой жизни.
Их нынешний мини-альбом получился очень ровным, светлым, спокойным, расслабленным и почти балладным, но его не назвать сонным или скучным. Просто всё дело в том, что тут всё делается в ритме лампового квартирника, и в этой особой приглушённости звуков и красок как раз и заключается всё очарование. Хрупкий мостик в детство, который каким-то удивительным и непостижимом образом смог сохранить в себе всю наивность и свежесть восприятия тех далёких и благословенных лет. Никаких интриг и взрослых сложностей – всё легко и просто. Просто вместе.

Рецензия на сингл Consuelo "Куплеты тореадора". Ария из оперы Жоржа Бизе "Кармен"
Питерский неоклассический проект Consuelo в своём оперном воплощении (так называемый Consuelo modern opera theater) продолжает заниматься переложением классических арий для современного слушателя, и представляет свою очередную сингловую фантазию, в качестве которой выбрал известнейший пассаж из оперы Жоржа Бизе “Кармен” под названием “Куплеты тореадора”. И переложения такие это дело, безусловно, нужное и благородное – вряд ли кто-то станет подвергать сомнению колоссальный энергетический заряд и сумасшедшую гениальность подобных арий, однако в своём классическом исполнении для уха современного слушателя они могут показаться чрезмерно ностальгическими, а потому чуть осовременить подобный винтаж действительно было бы совсем нелишне.
И Consuelo в лице своей бессменной предводительницы Каэтаны с её помощниками Матвеем Градовым (сведение, мастеринг), Олегом Кузьминым (гитара) и Петром Янссеном (аранжировка) как раз этим и занимаются. Иногда это выходит смело, иногда причудливо, иногда импозантно и колоритно, ну а сегодня у нас на повестке дня практически авангард. А самое интересное и удивительное в случае с “Куплетами тореадора” состоит в том, что авангард это не явный и кричащий, как чаще всего у нас случается, когда кто-то и где-то решается на эксперименты в подобном ключе, а перед нами очень даже сдержанный, серьёзный и интеллигентный вариант авангардных фантазий, который, подобно любой хорошей шутке, сначала вызывает лишь лёгкую улыбку, и лишь затем начинает дожимать и докручивать сознание по спирали оттенков и нюансов.
А по своему звучанию “Куплеты Тореадора” в исполнении Consuelo это действительно modern opera theater. Насыщенный, оперный, объёмный, глубокий, с волнующим и великолепно поставленным голосом Каэтаны, с её моментально передающейся слушателю страстью, от которой по спине сразу же ползут мурашки, с многослойными аранжировками и исполнительскими находками упомянутых выше товарищей и… с каким-то едва заметным подтормаживанием и соскальзыванием в диссонансы, которые собственно и напомнили мне об авангарде. Я не сомневаюсь, что сделана интерпретация “Куплетов тореадора” была с самыми лучшими и высокими побуждениями, не сомневаюсь в её серьёзности и полнейшем преклонении перед оригиналом, но воспринимаю её в итоге всё-таки как интеллектуальное хулиганство.
Так шутят филологи и выпускники консерваторий, когда устают от лекций, научных работ и показательных выступлений, а их тонкий и специфический юмор чаще всего понятен только их коллегам, да и ещё, может быть, паре-тройке близких и посвящённых. Чуть сместил акценты, заменил слабую долю на сильную, а вместо двух нот вставил три, и вот взору понимающего и съевшего собаку в своём деле профессионала предстаёт лёгкий и искрящийся шарж на тему вечного, классического и признанного. Так художники, делающие списки-копии с шедевров мировой живописи, оставляют для потомков едва заметный «автограф» на холсте, и Consuelo занимается в точности теми же самыми вещами, но с помощью нот и интервалов, а не с кистью и палитрой в руках, за чем я уже не единожды их замечал.
И вероятно, у меня сейчас слуховые галлюцинации, но я упорно слышу в этом треке аллюзии к фолк-неоклассике Sopor Aeternus и их характерные гармонии. Аранжировки расслаиваются, гармоническая линия раскалывается на два вектора, и они начинают кружить друг вокруг друга словно золотые рыбки в аквариуме у Б.Г. И над всем над этим парит то восторженный, то одухотворённый, то просто слегка игривый голос Каэтаны, а текст либретто прочно впечатывается в сознание вместе с характерной классической мелодией оригинала. Вот так вот, ребята. А ведь кто-то из нас в юности своей всерьёз полагал, что Кармэн – это Сергей Лемох и Богдан Титомир. Давайте всё-таки мыслить шире и знать нашу золотую оперную классику, не переставая при этом, конечно же, быть собой и всё так же радоваться жизни, удивляясь её сюрпризам и парадоксам.
И если после прослушивания новейшего сингла Consuelo вам захочется переслушать (или впервые услышать!) оригинал (мне захотелось!), это будет большой удачей и очевиднейшей победой Каэтаны. Всё-таки классика должна вести за собой и мотивировать. Не так важно, к чему (к большому, светлому и высокому, разумеется), не так важно, как, главное чтобы это были искренние и настоящие чувства, и чтобы у вас в душе что-то менялось и начинало кипеть от тех мелодий и нот, которыми наделяют ваши слуховые рецепторы исполнители, обращающие свой творческий интерес к классической оперной тематике. Каэтана и её Consuelo modern opera theater в очередной раз показали нам всем, что сила искусства не имеет границ, и это вновь получилось ярко, самобытно, немного неожиданно, но с характерным почерком Consuelo. Настоящие тореадоры.