ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл Ally Moon "I Wanna Fly"

17-03-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

У этой романтичной певицы со звучным псевдонимом на данный момент ещё не так много треков в багаже, но их качество и настрой говорят сами за себя. Если Ally Moon поёт “Я хочу летать”, это по определению должно быть интересно, и в итоге именно так и получается. Её лёгкий, незатейливый поп-рок в традициях Эврил Лавин, Эланис Морисcетт, The Pretty Reckless и The Cranberries поднимает настроение и тонизирует не хуже апельсинового сока по утрам. Мечты, восторг, звучный симбиоз рок-инструментария и взрывной электроники, нежный и такой уязвимый голос Ally, искренние тексты на русском и на английском, масса саунд-сюрпризов, и каждый раз её песни звучат чуть-чуть иначе, но всё равно в её узнаваемом стиле.

Можно проводить параллели между творчеством Ally и целым рядом самых разных групп и исполнительниц от Лили Аллен до Дженнифер Пейдж или Ванессы Карлтон, но то, что она делает, всё равно имеет очень явный и характерный привкус индивидуальности. Будь то прозрачная балладность “Легенды”, акустические переборы “Целого мира” или piano-минимализм “Bound To Survive”,перед нами в случае с этой певицей неизменно оказывается нечто очень глубокое, вдохновенное и прочувствованное, и её новейший сингл тоже не стал исключением. Как я уже отметил чуть выше, в этот раз она решила попробовать себя в рок-амплуа, и такая рокерская дерзость в сочетании с её сентиметальным имиджем привели к очень интересному результату.

Я слушал “I Wanna Fly” и “Never Give Up”, вслушивался в эти гармонии и с удивлением ловил себя на мысли, что слышу тут очень много родственного поздним Within Temptation, проекту их вокалистки Шэрон ден Адель My Indigo и имеющим с ней тембральное сходство Volturian. И ведь Ally Moon в данный момент действительно делает ставку на современный рок, напрямую граничащий с поп-музыкой, хип-хопом и тому подобным мейнстримом (вспомните смелые фиты Within Temptation позднего периода), а в итоге перед нами очень интересная полифония на стыке этих разных и даже полярно противоположных музыкальных стихий, взаимодействие которых приводит к рождению нового и интересного звучания.

Временами Ally Moon записывает каверы на Майли Сайрус и не брезгует акустическими перфорсансами или явными лаунж-аранжировками, но всё это лишь в очередной раз подтверждает, что её творчество имеет яркую индивидуальность и заслуживает внимания. Она может быть разной, даже, наверное, слишком разной, но никогда не забывает о том, чтобы выворачивать свою душу наизнанку, демонстрировать самый максимум искренности и безоглядно бросаться в туманы нью-эйдж-атмосферы Esmaye, X-Perience и Amethystium. У Ally великолепно получаются камерные саундтрековые баллады вроде “Take My Hand” или “Magic”, но как показывает нам её актуальный трек, она не намерена ограничивать себя в плане стиля и средств музыкальной выразительности.

Её яркий и жизнерадостный имидж напоминает Тейлор Свифт, в интонациях мириады весенних и легкомысленных ноток, а в тематике песен и в неординарной подаче даже как будто присутствует что-то от Сюзанны Веги. Серьёзные темы с точки зрения мечтателя для таких же мечтателей, коим не чужды серьёзные размышления – вот что такое Ally Moon и её новейший сингл “I Wanna Fly”. Романтичный рок с дерзким, немного хулиганским привкусом и игривым кокетством Натальи Орейро, а в припеве пронзительные и размашистые мазки, подобные тем, что так любит Селин Дион. Не надо сравнивать и пытаться понять всё это с точки зрения логики – лучше просто растворяться в этих звуках и наслаждаться ими.

Рецензия на сингл группы Tyler Durdenn "Птицы" (Nautilus Pompilius cover)

15-03-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Циники и реалисты из Tyler Durdenn продолжают свои циничные эксперименты и после очень специфического трека “Оленёнок” предлагают нам перепевку классической вещи Наутилуса Помпилиуса “Чёрные птицы”. Не знаю, как у вас, а у меня ещё свежи воспоминания, как звучала эта вещь в исполнении наших техно-дэтстеров из Монсальват, и потому к прослушиванию я подходил с осторожностью и с неким предубеждением (даже самую классическую классику исковеркать можно просто до неузнаваемости).

Но нет, красивая обложка в духе Mental Home с их “Mirrorland” в данном случае предполагает такие же красивые аранжировки, мистическую подоплёку, выразительную вокальную работу и даже ещё более богатую, чем в оригинале атмосферу. Как известно, данный трек входил в саундтрек фильма “Брат”, и вероятно, именно данное обстоятельство побудило Tyler Durdenn обратить на эту вещь свой заинтересованный и интерпретирующий взгляд, что становится очевидно уже в первые секунды звучания трека.

Слишком часто сегодня вспоминают данный фильм и цитируют его, ну а наши сегодняшние герои решили заняться тем же самым, однако подошли к данной задаче чуть с другого угла. Процитировали фильм в целом, вспомнили и переиграли одну из самых ярких песен из него, по-новому расставили акценты, чуть сгустили краски и вывели ещё сильнее на первый план вокальный драматизм вместе с впечатляющим текстом, и в итоге всё вышло действительно очень ярко и эффектно.

И на мой взгляд, композиция в новом прочтении только выиграла. Очень редко когда кавер в принципе может стать лучше оригинала, тем более, когда речь идёт о таких флагманах и столпах как Наутилус Помпилиус, однако Tyler Durdenn всё-таки смогли осовременить эту вещь, ничего у неё не забрав, а напротив, усилив и выгодно подчеркнув все самые характерные и заслуживающие внимания аспекты. Режиссура и архитектоника тут на самом деле даже интереснее, чем в оригинале, а особый горьковатый стиль «тайлеров» оказался очень кстати.

Эта вещь и должна быть как раз такой горькой, сумрачной и дымной. Тут нужны именно такая подача и ломающий, насквозь ломанный и переломный вокальный трепет, звенящая, временами словно уходящая из-под ног глубина аранжировок, а вот эти эпизодические вставки-диалоги делают финальный вариант ещё более ярким и реалистичным, лишний раз напоминая о его связи с нашумевшим в своё время фильмом. А тут ещё этот сопровождающий сингл слоган – “Все значительные сражения происходят внутри нас”.

Победить врага можно, только предварительно победив всё недостойное в самом себе, переосмыслив, вычистив, переболев все свои грехи и недостатки. И я не знаю, есть ли какой-то символизм в том, что данный кавер был выпущен как раз накануне женского дня 8 марта, но, наверное, и это тоже не случайно. Никакой иронии и неоднозначных стилизаций времён “Оленёнка” – здесь всё очень серьёзно, концептуально и по-настоящему надрывно. “Чёрные птицы” зазвучали как собственный трек «тайлеров», не перестав при этом быть треком наутилуса.

Рецензия на альбом группы Last Trial "Хронос"

12-03-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эта калужская группа существует уже десять лет, но только сейчас дошла и дозрела до выпуска своего первого полноформатного альбома. Конечно, из ничто ничего не получается (de nihilo nihil), и данному событию предшествовали сингловые релизы и даже EP, а также разнообразные фиты (С Under The Scythe они даже обменялись взаимными фитами!), далеко не на сто процентов попавший на альбом материал является новым и свежим, но любой серьёзный меломан понимает, что такое альбомное мышление, и выход полноформатника это действительно большое и значительное событие, к которому стоило идти все эти десять лет.

Итак – альбом. Здесь десять треков, уже своим названием он намекает на проблему времени, а наименования нескольких композиций наводят на мысли о том, что диск будет концептуальным. Титульная вещь тут действительно присутствует аж в трёх частях или, точнее, в актах, а там, где акты, как это водится, опера или большой концерт для группы с оркестром. Что ж, определённая симфоничность или лучше сказать, симфонический размах, действительно присутствует на альбоме Last Trial, но всё это отнюдь не в ущерб их верности традициям и канонам мелодэта. Участники группы очень деликатно пробуют усложнять и развивать свой любимый мдм.

И играют Last Trial действительно всё тот же мелодичный, немного сыроватый и невероятно энергичный мелодик-дэт с красивыми атмосферными кусками и мощным, порой брызжущим харизмой в два ствола, вокалом. На альбоме четыре фита, записанные совместно с Анной Малолетневой (Nora), Ириной Сиденко (Dehydrated, Blackpyres), Леонидом Ершовым (Under The Scythe) и Дмитрием Кокаревым (Sympuls-E, гостевое соло), и каждый из них органично вписывается в общее повествование, расширяя и углубляя тяжёлую симфонию калужских деятелей скорости, напора и мелодии.

Их соло не кажутся срывающими крышу и готовыми сокрушить небо, но всё-таки звучат очень профессионально и слаженно, риффы тяжелы и изобретательны, ритм-секция грамотно обрамляет все основные инструментальные рисунки, и пусть хардкористая разухабистость “Королей” кажется немного нетипичной для Last Trial, в целом “Хронос” это именно мдм, и мдм вполне себе классический. Я оценил их бодрые ритмические очертания a la Dark Tranquillity “The Mind’s I”, но всё-таки намного больше меня порадовали собственные нововведения калужских мдмщиков и их эксперименты, надстраиваемые над традиционным мдм-базисом.

Музыканты пробуют расширять привычные очертания любимого жанра, не ломая ему хребет, и это в итоге им очень неплохо удаётся. Накал, эпичность, атмосфера, попытки сделать всё это с симфоническим масштабом. И даже несмотря на то, что совместные треки с Ириной Сиденко и Анной Малолетневой уже выпускались в качестве синглов раньше, для актуального альбома они были переработаны и звучат сейчас немного иначе, ещё органичнее вписываясь в общую звуковую канву глобального повествования “Хроноса”. Никакой сингловой лоскутности, никакой фрагментарности – целое и неделимое монументальное полотно из восьми составляющих.

Нынешний 2023 год только начался, а у нас уже два таких великолепных мдм-альбома – сначала Dark Hunt сделали ход со своим “Sapere Aude”, а вот теперь ещё и Last Trial. И всё это после отличного EP Last Trial 2020 года “А время шло”, который очень убедительно настроил слушателей команды на тематику времени и подготовил почву для “Хроноса”. Пока мы ждём, что время придёт, оно только уходит, а потому не надо ждать, не надо звать, не надо грезить о «золотом веке», ведь можно просто взять и включить дебютный лонгплей калужских экспрессионистов и наслаждаться. Когда звучит этот диск, время замирает и останавливается, а откуда-то из-за звёзд на тебя смотрит вечность.

Рецензия на альбом Альберта Артамонова - "Праздник пустоты"

09-03-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Кто-то вдохновляется пустотой, кто-то прикуривает от пустоты, а Альберт Артамонов, известный по своему эзотерическому проекту ART-Plutonia, продолжает свои сольные песенные эксперименты и приглашает своих слушателей на праздник пустоты в рамках вот уже третьего альбома, записанного под своим именем, материал для которого готовился два долгих года. И пусть математики говорят, что на ноль делить нельзя, а люди прагматичные утверждают, что пустоту, так же как и «спасибо», например, в карман не положишь и в стакан не нальёшь, Альберт на фоне всего этого ещё с большим горением и энтузиазмом предаётся на своём альбоме рассуждениям о пустоте и о том, как она может проявлять себя в нашей эмпирической и повседневной реальности.

Есть песни о важном, есть грустные песни о нужном, а то, что поёт на своём новом сольном альбоме под гитару Альберт, больше напоминает разговоры с пустотой о пустоте, и воспринимается скорее как некий метафизический опыт или эксперимент. Автор двенадцати треков “Праздника пустоты” пытается осмыслить свои искания и происходящие на их фоне изменения под расслабленное бренчание акустической гитары, напоминая не столько Высоцкого, сколько Красную Плесень классического периода. И получается у него фриковатый панк-рок в стиле минималистичной авторской песни, а тексты хоть и просты, но метят в важные и серьёзные дали, о которых Альберт будет говорить хоть и просто, но со вкусом.

И да, в плане исполнения и аранжировок перед нами лютый diy-андеграунд, однако харизма Альберта делает эти простые песни, где на первом и на втором плане по значимости прочно обосновался текст, яркими и интересными. Автор делится со своими слушателями мыслями по поводу эзотерических парадоксов мироздания, о старости, об удивительном юморе Вселенной, и всё в это в итоге напоминает чуть более расширенный и серьёзный вариант эзотерических частушек вроде тех, что цитировал Сергей Калугин на своём знаменитом концерте “Несло”. То спокойно и отстранённо, то отчаянно и громко, как в открывающем альбом “Эгрегоре”, Альберт рассказывает истории своего пути от себя к себе, и выходит это отчаянно, размашисто и рефлексивно.

Другое дело, что выглядит его рефлексия то причудливо, то гротескно (“Глаза”), а то и вовсе даже как будто страшно и атонально (“Падение”). Какие-то хтонические бездны подсознания то и дело проглядывают сквозь лирические откровения Альберта и его гитарные перезвоны, и временами всё это действительно похоже на разговор с пустотой, где космический мрак небытия даже что-то то и дело отвечает. Как правило, за подобными вербально-атмосферными шалостями слушатели обращаются к группам вроде Рада и Терновник, Сруб или Necro Stellar, и Альберт вполне себе вписывается в этот ряд, разве что аранжировки у него более хаотические, а экспромтов, наития и раздолбайства намного больше, чем у всех перечисленных выше групп.

Но одного всё-таки отрицать нельзя - у песенного творчества Альберта есть своя особая привлекательность, тут имеются неплохие мелодии и запоминающиеся фрагменты, а при всей безыскусности вокальных данных исполнителя, слушать его песни может быть и легко, и приятно, и интересно. Не стану как-то комментировать текстовую составляющую вошедших на альбом произведений, но всё вместе это выглядит в итоге вполне концептуально и завершённо. Сам автор не отрицает, что забрёл на актуальном релизе достаточно далеко по тропинкам парадоксов и обещает следующий диск “попроще в плане текстового содержания", но лично мне кажется, что все усложнения идут ему только на пользу, а философия “Праздника пустоты” весьма неплоха.

И действительно, третий сольный диск музыканта стал самым концентрированным и философским в его дискографии, чувствуется, что Альберт пробует не совсем свойственные для себя приёмы и хочет развиваться как автор-исполнитель, ориентируясь на группы вроде уже упоминавшихся выше Сруб и Necro Stellar, и это по-своему хорошо и прекрасно. У эзотериков тоже должен быть свой фольклор, свои барды и свои посиделки на кухне с гитарой. И кстати в данный момент вовсю идёт работа над электрическим вариантом “Праздника пустоты”, и очень скоро у всех нас появится возможность услышать, как этот философствующий бард может звучать в компании с усилителями и эффектами.

Рецензия на мини-альбом группы Witch's'kill "Just Together"

09-03-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Воронежские любители мультяшек и вечеринок возвращаются со своим очередным мини-альбомом, и это снова ярко, позитивно и интересно. Как и всегда, когда ты уже вырос из возраста восторга перед телевизором за просмотра «Вуншпунша» и дозрел до книжек про любовь, но так и не забыл свои прежние увлечения, нас ждёт ядерная смесь кота и попугая, где много красок, эмоций, детской непосредственности и юношеского максимализма, и ни одного дня не проходит без весёлых розыгрышей и праздничных хулиганств.

Со времён сингла “Hunter And The Witch”, о котором мы писали два года назад, у них мало что изменилось, но, возможно, Witch’s’Kill стали чуть мягче и лиричнее. Мне сложновато воспринимать их материал просто как поп-рок, и к череде ассоциаций тут же вольно или невольно примешиваются группы вроде Pilori и Ignes Fatui, что во многом происходит, конечно же, в силу тембрального сходства ведущего женского вокала этих групп и их игривых, словно позаимствованных с утренника в музыкальной школе, аранжировок.

И не случайно я сравнивал их с французским арт-хаусом – отсылка к знаковой книге Анны Гавальды и снятому по ней фильму в данном случае как нельзя более кстати. Здесь вам не предложат никаких сложностей и усложнений, всё будет просто, легко, элементарно и беззастенчиво, а нарочито детская обложка лишь подчёркивает эту наивную инфантильность рецензируемого EP, в котором всё будет так же мило и лампово, как в доме вашего детства накануне Нового года, когда под ёлкой уже лежат подарки, а снежинки замерли в ожидании волшебства.

В мире “Just Together” все мечи картонные, а замки и пропасти нарисованы на шторах, но именно в такой нарочитой casio-детскости в данном случае и заключается весь шарм и очарование. Они не играют песни, а играют в песни – представляют себя музыкантами и ради смеха выходят на импровизированную сцену из стульев, чтобы подражать своим любимым группам, но это трогает в итоге не меньше, чем у самых крутых, раскрученных и признанных мастодонтов мирового рока, а игра в волшебство в итоге превращается в то самое волшебство, о котором так грезят титаны.

Я слушал и переслушивал “Just Together”, а потом вдруг понял, почему он мне так нравится и чем он так меня привлекает. Нечто очень похожее играли в свои ранние годы мои любимицы из Indica, и я до сих пор не перестаю восхищаться чистотой и непосредственностью их композиций, которая, как вы помните, покорила даже самого Туомаса Холопайнена. Всё очень нежно, волшебно и почти ирреально, но когда погружаешься в эту атмосферу снов и милых благоглупостей, вдруг понимаешь, что именно их-то тебе и не хватает в твоей взрослой жизни.

Их нынешний мини-альбом получился очень ровным, светлым, спокойным, расслабленным и почти балладным, но его не назвать сонным или скучным. Просто всё дело в том, что тут всё делается в ритме лампового квартирника, и в этой особой приглушённости звуков и красок как раз и заключается всё очарование. Хрупкий мостик в детство, который каким-то удивительным и непостижимом образом смог сохранить в себе всю наивность и свежесть восприятия тех далёких и благословенных лет. Никаких интриг и взрослых сложностей – всё легко и просто. Просто вместе.

Рецензия на сингл Consuelo "Куплеты тореадора". Ария из оперы Жоржа Бизе "Кармен"

07-03-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Питерский неоклассический проект Consuelo в своём оперном воплощении (так называемый Consuelo modern opera theater) продолжает заниматься переложением классических арий для современного слушателя, и представляет свою очередную сингловую фантазию, в качестве которой выбрал известнейший пассаж из оперы Жоржа Бизе “Кармен” под названием “Куплеты тореадора”. И переложения такие это дело, безусловно, нужное и благородное – вряд ли кто-то станет подвергать сомнению колоссальный энергетический заряд и сумасшедшую гениальность подобных арий, однако в своём классическом исполнении для уха современного слушателя они могут показаться чрезмерно ностальгическими, а потому чуть осовременить подобный винтаж действительно было бы совсем нелишне.

И Consuelo в лице своей бессменной предводительницы Каэтаны с её помощниками Матвеем Градовым (сведение, мастеринг), Олегом Кузьминым (гитара) и Петром Янссеном (аранжировка) как раз этим и занимаются. Иногда это выходит смело, иногда причудливо, иногда импозантно и колоритно, ну а сегодня у нас на повестке дня практически авангард. А самое интересное и удивительное в случае с “Куплетами тореадора” состоит в том, что авангард это не явный и кричащий, как чаще всего у нас случается, когда кто-то и где-то решается на эксперименты в подобном ключе, а перед нами очень даже сдержанный, серьёзный и интеллигентный вариант авангардных фантазий, который, подобно любой хорошей шутке, сначала вызывает лишь лёгкую улыбку, и лишь затем начинает дожимать и докручивать сознание по спирали оттенков и нюансов.

А по своему звучанию “Куплеты Тореадора” в исполнении Consuelo это действительно modern opera theater. Насыщенный, оперный, объёмный, глубокий, с волнующим и великолепно поставленным голосом Каэтаны, с её моментально передающейся слушателю страстью, от которой по спине сразу же ползут мурашки, с многослойными аранжировками и исполнительскими находками упомянутых выше товарищей и… с каким-то едва заметным подтормаживанием и соскальзыванием в диссонансы, которые собственно и напомнили мне об авангарде. Я не сомневаюсь, что сделана интерпретация “Куплетов тореадора” была с самыми лучшими и высокими побуждениями, не сомневаюсь в её серьёзности и полнейшем преклонении перед оригиналом, но воспринимаю её в итоге всё-таки как интеллектуальное хулиганство.

Так шутят филологи и выпускники консерваторий, когда устают от лекций, научных работ и показательных выступлений, а их тонкий и специфический юмор чаще всего понятен только их коллегам, да и ещё, может быть, паре-тройке близких и посвящённых. Чуть сместил акценты, заменил слабую долю на сильную, а вместо двух нот вставил три, и вот взору понимающего и съевшего собаку в своём деле профессионала предстаёт лёгкий и искрящийся шарж на тему вечного, классического и признанного. Так художники, делающие списки-копии с шедевров мировой живописи, оставляют для потомков едва заметный «автограф» на холсте, и Consuelo занимается в точности теми же самыми вещами, но с помощью нот и интервалов, а не с кистью и палитрой в руках, за чем я уже не единожды их замечал.

И вероятно, у меня сейчас слуховые галлюцинации, но я упорно слышу в этом треке аллюзии к фолк-неоклассике Sopor Aeternus и их характерные гармонии. Аранжировки расслаиваются, гармоническая линия раскалывается на два вектора, и они начинают кружить друг вокруг друга словно золотые рыбки в аквариуме у Б.Г. И над всем над этим парит то восторженный, то одухотворённый, то просто слегка игривый голос Каэтаны, а текст либретто прочно впечатывается в сознание вместе с характерной классической мелодией оригинала. Вот так вот, ребята. А ведь кто-то из нас в юности своей всерьёз полагал, что Кармэн – это Сергей Лемох и Богдан Титомир. Давайте всё-таки мыслить шире и знать нашу золотую оперную классику, не переставая при этом, конечно же, быть собой и всё так же радоваться жизни, удивляясь её сюрпризам и парадоксам.

И если после прослушивания новейшего сингла Consuelo вам захочется переслушать (или впервые услышать!) оригинал (мне захотелось!), это будет большой удачей и очевиднейшей победой Каэтаны. Всё-таки классика должна вести за собой и мотивировать. Не так важно, к чему (к большому, светлому и высокому, разумеется), не так важно, как, главное чтобы это были искренние и настоящие чувства, и чтобы у вас в душе что-то менялось и начинало кипеть от тех мелодий и нот, которыми наделяют ваши слуховые рецепторы исполнители, обращающие свой творческий интерес к классической оперной тематике. Каэтана и её Consuelo modern opera theater в очередной раз показали нам всем, что сила искусства не имеет границ, и это вновь получилось ярко, самобытно, немного неожиданно, но с характерным почерком Consuelo. Настоящие тореадоры.

Показать ещё