ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл группы Tol Galen "The Beast Tale"

23-09-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Горячие фанаты и чуть ли не самые пламенные идеологи данжн-металла во всём мире в лице ребят из таинственного коллектива Tol Galen продолжают петь о замках, башнях, подземельях и казематах, представляя в связи с этим своё очередное сингловое творение. И на обложке снова замки, туманности, средневековая атмосфера и антураж всеобщей затерянности в пространстве и времени, что как раз очень соответствует их интересам и специфическому звучанию материала Tol Galen. Даже их самый скорострельный сингл представляет собой целостное полотно для симпатизирующих идеалам эскапизма, и “The Beast Tale” тоже не стал тут исключением.

Очередная инсинуация на вечную тему “Красавицы и чудовища”? Нет, в данном случае у нас только чудище, которое томится в башне и слышать не хочет ни о каких красавицах, оглашая окрестности безумным скрежетом своих стальных клыков. Авторы решили рассказать нам повесть об одиноком монстре, но вышло это у них очень даже романтично, атмосферно и мелодично, что, впрочем, совсем не исключает батального накала и отсылок к суровым блэковым демонам. Мелодичный фэнтези-блэк всегда славился своей изобретательностью, каждый раз предлагая своим слушателям что-нибудь новенькое, чтобы окончательно увести их за собой по туманным дорожкам странствий эскаписта, и “The Beast Tale” тоже не стал исключением.

Ядовитые фолк-вставки a la Summoning звучат в “The Beast Tale” ещё более ядерно, чем напоминают порой даже In Extremo, и в этом в данном случае тоже присутствует свой особый колорит. А сам трек настолько хорош, что тянет на самый настоящий хит и чартбрейкер в русле патетично-скоростного блэк-металла фэнтезийного розлива. Всё очень слаженно, гармонично, чётко, с нужным нажимом там, где нужно и с катастрофическим раздольем мелодий там, где этого самого раздолья так просит и требует душа. И всё это на уверенной и ничуть не желающей никуда прогибаться гитарной блэк-метал-основе, в которой узнаются и Bal-Sagoth, и Forlorn, и Summoning.

Нельзя не отметить душераздирающий блэковый скрим на грани с вороньим граем, и этот концентрированный скрип на правах вокала в их нынешнем треке и то, как качественно и эффектно он звучит, действительно во многом делает погоду в плане общего настроения “The Beast Tale”. Злой гоблин, который живёт где-то на болоте, очень любит свой родной край и ничуть не думает скрывать свои чувства, получился у создателей данного эпика просто превосходно, всестороннее демонстрируя, как объединившиеся участники N-616 и Crypt Jaintor преуспевают на пути развития своего горячо любимого металлического поджанра.

И чисто по саунду и по стилю всё это больше всего напоминает именно Summoning и явно следует в русле творчества австрийцев, но у меня язык не поворачивается проводить параллели между нашими сегодняшними героями и «саммонигами». Всё-таки идеи у Tol Galen совершенно другие, и результат их творческих изысканий тоже выглядит в итоге совсем иначе. Средневековые дуделки у них бодрее и динамичнее, риффы стремительнее и напоминают скорее Mithotyn, а общий композиторский облик живее, ярче и батальнее, уверенно смахивая в сторону Waylander и Rivendell с отчётливым устремлением в сторону бравых и мажорных интонаций в эмоциональном спектре.

По сравнению со своим дебютным лонгплеем сейчас наши сегодняшние герои капитально пересмотрели свои саунд-симпатии, радикально обновили звук и двинулись в сторону более современных и звонких стандартов, что как ни странно идёт им даже больше, чем их прежнее лампово-ностальгическое звучание. Отойдя от ориентации на стопроцентный олдскул, Tol Galen в итоге только выиграли, а их материал в то же время не перестаёт звучать как очень классический, проверенный и правильный метал в лучших традициях Bal-Sagoth и тому подобных заслуженных групп.

А фолка у Tol Galen так много и он настолько полифоничен, что ощущение в итоге складывается такое, будто коллективу подыгрывает настоящий оркестр друидов, притаившийся где-то в кустах и даже не скрывающий особо своего присутствия. Я давно заметил, что их музыка напоминает о лесах, полях, лугах и озерах, и в их нынешнем творении такого природного раздолья, пожалуй, даже ещё больше, чем обычно. Скрежет вокалиста старательно царапает оконное стекло сырой темницы, а пчёлы, шмели, шершни и прочие жуки-стрекозы знай себе нарезают круги по периметру, опыляя многообразную флору затейливых локаций богатого воображения авторов.

Здесь нет такого упора на воинственный дух побед и атак, как это происходит у Turisas, Ensiferum и Suidakra, нет и меланхоличной созерцательности Moonsorrow с Wintersun, а зависает всё где-то около и между, имея одновременно достаточно много сходств и с первыми, и со вторыми, и ещё с чем-то совсем другим и неведомым. Всё очень просто, порой минималистично и даже примитивно, но сумасшедшее воодушевление музыкантов выбранной темой делает своё дело, и в итоге звучит их нынешний сингл как самый настоящий лесной гимн. И всё это воспринимается как безусловный хит, даже не стараясь что-то делать для того, чтобы попасть в мейнстрим. Магия. Настоящая магия истового и первородного данжн-металла, что тут сказать.

Рецензия на альбом группы JINX "Cold Breath Of Death"

22-09-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Когда я делал интервью с Александром Ивановым, вокалистом заслуженной смоленской группы JINX, мне довольно сильно резануло слух пессимистичное отношение Саши к жизни и его серьёзные размышления о близости смерти и конечности человеческой жизни. И каково же было моё удивление, когда JINX выпустили новый полноформатник, и на его обложке, а также в буклете музыканты предстали в виде древних седобородых старцев. Да ещё ведь и название какое подыскали для диска – “Холодное дыхание смерти”, брррр… Но не случайно они имеют у себя в городе культовый статус, а по стране котируются в качестве одной из самых достойных и заслуживающих уважение старых групп классического трэша – послушать “Cold Breath Of Death” нужно обязательно.

Давно взаимодействующий с группой лейбл Wings Of Destruction вновь отвечает за издание релиза на CD, что автоматически становится гарантом отменного качества издания, ну а по музыке у нас тут некая разновидность пост-трэша или просто мелодичный трэш с некоторыми не совсем типичными для жанра фишками. Нечто подобное играют у нас в последнее время Dissector, любили экспериментировать с подобным ребята из Kreator, да и тот же Megadeth по сути исполняет у нас то же самое, и JINX тоже не отстают от коллег по цеху. Дело тут только в том, что JINX сейчас угрюмее и утробнее, и впечатление от их новых песен остаётся такое, как будто Entombed времён “Wolverine Blues” джемуют с командой Мастейна или как будто Лемми вдруг захотел попробовать себя в пессимистичной трэш-метал-мясорубке.

А вообще пытаться как-то определить и описать что такое JINX – дело пустое и неблагодарное. Ребята существуют уже столько лет, что их действительно впору называть дедушками смоленского трэша, а характеризовать только через себя же самих. JINX – это JINX, как Motorhead – это Motorhead, а Megadeth – это Megadeth, и любые дополнительные дефиниции тут будут лишними, надуманными и не сильно соответствующими реальности. Их среднетемповые вещи с сиплым, словно простуженным вокалом явно стремятся к тому, чтобы занять на карте музыкальных жанров свою собственную отдельную нишу, и на слух они заходят просто отлично. JINX никуда не спешат, всё делают без суеты, конструкции создают техничные и выверенные, а в итоге их колосс хоть и кажется порой марширующем на глиняных ногах, но выглядит всё равно солидно.

Надо отметить, что авторы на самом деле очень неплохо играют, практически в каждом треке нас ждёт весьма интересный, сразу же цепляющий рифф, а затем ещё и достаточно оригинальное вдумчивое соло, и хоть хитами их новые песни назвать вряд ли получится, звучат они всё-таки достаточно эффектно и мощно. Ну а в качестве приятного бонуса нас с вами ждут кавер-версии на классику Scorpions и Depeche Mode, а также русскоязычный трек “Дотла”, который в основной программе альбома значится под номером три и называется “Burn To The Ashes”. В общей сложности на альбом вошло одиннадцать треков общей длительностью аккурат на сторону 90-минутной кассеты, и материал тут тоже исключительно в лучших традициях тех самых кассетных времён и знаковых релизов золотой поры трэшевого жанра.

Как я уже упоминал выше, за издание альбома на CD отвечает заслуженный великолукский лейбл Wings Of Destruction, в этот раз он всё сделал самостоятельно и никого в соиздатели брать не стал, а потому выполнил всё авторски, самодеятельно и в самом хорошем смысле по андеграунду. Так, скажем, на задней части диска помимо треклиста размещён также состав группы, благодарности и все “credits”, что выглядит весьма внушительно. От нечего делать я полез читать список благодарностей, и каково же было моё удивление, когда среди «сэнксов» в адрес издателей и соавторов заметил и такое дорогое и греющее Astarta (Rock Public). Что ж, как и все старики JINX на старости лет научились быть благодарными, пить ноопепт не забывают, а потому хоть на память и жалуются, она их не подводит. А за спасибо и вам спасибо на добром слове.

«Если б я был один, я б всю жизнь искал где ты, если б нас было сто, мы бы пели за круглым столом» - пел один заслуженный бард, а я теперь точно знаю, что будет, если кто-то клонирует Гендальфа, их станет пять, и они решат записать трэшевый альбом. Результат такого гипотетически вполне реального в некотором будущем события уже сейчас перед вами, и звучит он очень стильно и молодёжно. Хочется верить, что тематика альбома это самоирония авторов, но даже если это и не так, задуматься о скоротечности нашей жизни диск всё-таки заставляет. Листаешь буклет, смотришь на фото музыкантов, рядом с которыми размещены их состарившиеся версии, и понимаешь, что и сам в некотором, не слишком отдалённом будущем пройдёшь всё тот же путь. Что ж, все мы смертны, но живой всё-таки должен думать о насущном, и музыка как раз всегда должна оставаться в списке таких важных и первостепенных вещей.

Рецензия на мини-альбом группы Цама Юдж "Долгожданное ничто"

20-09-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эти питерские меланхолики очень любят мини-альбомы, и вот после пятитрекового EP “Идёт волна” (2020) у нас пятитрековый EP “Долгожданное ничто”. Что ж, подождать их новый релиз действительно пришлось целых три года, а теперь у нас релиз с серой, но художественной обложкой, который недвусмысленно намекает на то, что он будет большим, громким и характерным. «Ничто» - это действительно звучит громко, и альбом, в названии которого фигурирует это слово, уж точно не захочет быть посредственностью, о чём в своё время замечал даже сам Сартр. Что ж, классики не ошибаются, и у нас сегодня выдался отличный повод об этом поговорить.

“Долгожданное ничто” – это ретро-ностальгия по временам, когда мы бродили долгими осенними вечерами по дворам, а сотовых телефонов ещё даже не было в проекте. А впечатления от прослушивания “Долгожданного ничто” напомнили мне моё первое знакомство с музыкой The Cure в 1995 году, когда мне, фанатевшему по тяжёлому металлическому скрежету, вдруг попала в руки кассета с записями этих первопроходцев готик-рока. Никакой информации о группе в первое время найти не удалось, и я просто удивлялся этим простым, прозрачным и нарочито хрупким музыкальным конструкциям с таким же нереалистичным вокалом. И Цама Юдж фрукт всё с той же самой ветки.

Они всё так же нежны, романтичны и меланхоличны, их минималистичный лоу-фай с каждым разом становится всё более стильным и симпатичным, и сейчас их уютная апатия-меланхолия снова вышла в своём развитии на новый уровень. У их нынешнего EP очень стильная, близящаяся к идеальности «Квадрата» Малевича обложка, и музыкальное содержание тоже отличается точно такой же собранной универсальностью. Всё вроде просто, элементарно, но есть в этом что-то цепляющее, чувствуется душа и живой нерв неравнодушия, и это трогает, запоминается, а затем напоминает о себе, то и дело непроизвольно всплывая в памяти.

«Всё живое стремится к покою» - утверждают физики, а Цама Юдж как будто хотят сказать всем своей музыкой: «Я устал, мне всё надоело, у меня нет сил даже на то, чтобы почесать за ухом, но я всё равно наслаждаюсь жизнью, верю в хорошее и мечтаю о красивом и приятном». Здесь нет и толики от бунтарства и героики Цоя, но, скажем, трек “Книга” всё равно напомнил мне те блаженные кассетные времена, когда долгими осенними ночами я открывал для себя “Последнего героя” и легендарную киношную “Ночь”. Особую ламповую крафтовость “Долгожданного ничто” невозможно не заметить, и в этот раз её действительно стало ещё на порядок больше.

А самая короткая песня на альбоме это “Диалоги”, она длится всего полторы минуты, и это просто маленький шедевр лаконичного скетч-рока. Кратко, спокойно, без лишних слов и в то же время с невероятной глубиной содержания и с ещё более впечатляющим простором для воображения, эти песни поражают своей ранимостью, какой-то нереальной беззащитностью, и после первого удивления вдруг ловишь себя на мысли, что тебе это нравится, а сладкая, светло-ностальгическая меланхолия Цама Юдж начинает расти и пульсировать в твоей собственной душе, наполняя тебя своей ленивой расслабленностью.

По сравнению с EP “Идёт волна” Цама Юдж теперь стали мягче и обходительнее, изменился вокал, став на порядок выше и прозрачнее, и эта характеристика повлияла в итоге на всё остальное. Звук гитар тоже стал менее резким и тяжёлым, общий микс и саунд были подкорректированы, и в итоге перед нами идеальное звуковое прибежище для интроверта-эскаписта, где его ничто не будет тревожить, а все звуки и слова будут только дополнять переклички струн его души и звучать с ними в унисон. Нынешний альбом Цама Юдж кажется настолько хрупким, что когда слушаешь его, даже как будто дышать начинаешь иначе, чтобы ненароком не разрушить этот карточный домик звуков и рифм.

Когда звучит “Долгожданное ничто”, хочется просто неподвижно смотреть в окно, нацепить куда-нибудь на джинсы блестящий пацифик, ничего не форсировать и ни к чему не стремиться, а просто плыть по течению и растворяться в текущем моменте. И это сладостно и приятно, а нынешний EP практически по всем показателям превзошёл своего предшественника. Музыка группы звучит теперь увереннее и интереснее, а их треки стали как будто ещё более личными, словно вдохновлёнными ещё более сокровенными переживаниями, найдя способы для того, чтобы адекватно выразить и показать глубину этих чувств и мыслей.

И я не случайно вспомнил выше про классику The Cure. Общего у “Долгожданного ничто” с их знаковыми треками действительно немало, а в чём-то свежие песни Цама Юдж мне даже понравились больше. У них свой собственный настрой, который не спутать ни с Molchat Doma, ни с Ploho, и они очень уверенно чувствуют себя в этом своеобразном авторском стиле, выдавая порой по-настоящему виртуозные вещи. И тем, кому пришёлся по душе их прошлый EP, нынешний тоже, скорее всего, понравится, а вообще свежий релиз – это однозначно шаг вперёд по сравнению с релизом трёхгодичной давности, и он наверняка принесёт группе новых слушателей.

Простая, наивная и очень милая в этой своей наивности “Не будет”, почти фоновая и повествовательная, а во второй своей части пружинящая в стиле лаунжа и поп-нью-эйджа “Недосказанности”, мега-короткая и тем самым напоминающая коротенькую дневниковую заметку “Диалоги”, нежная, ламповая и такая доверительно-интимная “Книга” и, наконец, открывающая альбом программная “Устал” притягивают ухо одинаково сильно, и в каждой из них есть какой-то собственный, только ей одной свойственный колорит. Что ж, таких песен действительно стоило подождать.

Рецензия на альбом группы Tuima Tuuli "I"

18-09-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Очень часто таинственность и успешность в металле идут рука об руку, и это во многом понятно. Многим из нас хочется от музыки не просто отличных риффов, сумасшедшей сыгранности и отменного звука, но и какой-то загадки, способной как следует разогреть кровь и разбудить воображение. Зачастую вокруг таинственных проектов очень скоро появляется аура культовости, и они действительно со временем превращаются в культ, и сегодня у нас в гостях именно такой коллектив, информации о котором в сети всего ничего, зато простора для воображения в связи с их артами и материалом хоть отбавляй. Погружаемся в бездонные интернет-просторы и снова убеждаемся: ни слова об участниках команды или хотя бы о месте их дислокации, минимум вообще хоть каких-то сведений о группе, и вот результат – их дебютный диск хочется послушать даже без красноречивых рекламных завлекалочек.

Если увидев название проекта, вы хотели услышать что-нибудь похожее на Ajattara, то скорее всего не будете разочарованы. Перед нами действительно блэк, и звучит он достаточно хточнично, что при определённом раскладе можно также отнести и к этнике. Primordial? Barathrum? Finntroll? Betray My Secrets? Second To Sun? Да, определённые отсылки ко всем этим коллективам тоже периодически проявляются в музыкальной палитре Tuima Tuuli, и звучит это очень даже неплохо, а порой по-настоящему впечатляюще. Таёжные истории в исполнении Tuima Tuuli и их пухлые саамы великолепно сочетаются с острыми блэк-метал-риффами, а качающий дарк-блэк-грув в данном случае очень и очень кстати. Они играют как будто камлают, а их звучание до краёв насыщено травами и наговорами полусумасшедших сибирских целителей и имеет точно такой же привкус чего-то дремучего, вековечного и природно-исконного.

Отдельно стоит отметить впечатляющее визуальное оформление “From The Inkerinmaa”, которое сходу напомнило мне столь же первоклассные арты Goatpsalm времён “Downstream”, и да, все эти шаманские штуки народов крайнего севера пополам с экологической тематикой сейчас, после успеха набирающих обороты Otyken кажутся ещё более в тему и вовремя. Я даже не удивлюсь, если спустя некоторое время эскимосы-бубны-шаманы вытеснят в ленте у фанатов осмысленного блэк-металла пингвиний раскрас, шипы, демонов и даже вездесущих и всепобеждающих своей милотой котиков. Быть стильным, таинственным, мрачным и в то же время в какой-то степени кавайным – это определённо дар свыше, и он у Tuima Tuuli наличествует в весьма серьёзной концентрации, благодаря чему мы с вами сейчас о них и говорим. Но нет, это не попса, и у наших сегодняшних героев нет ничего общего с Baby Metal – только тру-андеграунд и тру-кавайи.

Нужно похвалить их чистый вокал, который начинает свои распевки на альбоме уже во втором по счёту треке “Suvanto’s Daughter”, стоит отметить аскетичный, но в то же время очень даже действенный саунд и сдержанные, порой атмосферные, а порой какие-то очень по-фински раздолбайские мелодии, но данный список аудио-радостей всё равно будет далеко не полным и уж точно не исчерпывающим. Хрипловатый, как будто чуть простуженный дисторшн этой группы напомнил мне Barathrum, риффы воскресили в памяти классику Ajattara (слушаешь Tuima Tuuli, а сам так и ждёшь, что в следующую секунду начнётся это знаменитое “Verivalta!... Eri ihminen On veri ihmisen valta!”), однако у этих ребят вполне хватает своей собственной самобытности, которую ценишь уже саму по себе, даже несмотря на какие-то эпизодические нестыковки или откровенные корявости.

И вообще, на альбоме целая пропасть самых разных аудио-сюрпризов, среди которых и басовые соло, и чуть ли не панковские ритмы в “Suden Silmat”, и замечательный хэви-метал-рифф в начале “Beast's Essence”, и глубокомысленные арпеджио в “The Wisdom of the Seita”, и ещё много чего красивого и примечательного. Добавьте сюда раскидистый, словно сваренный в котлах зимней меланхолии скрим на правах основного вокала и названия треков, словно позаимствованные у Мэри Бойн, и вы поймёте, что чукотская яранга это совсем не индейская национальная хижина и вообще никакой не «фигвам». Tuima Tuuli атмосфернее и меланхоличнее всех упоминавшихся сегодня групп, и они не просто с успехом переносят эстетику финских болот на нашу российскую почву, а пробуют состыковать её с нашим собственным народным эпосом и дремучим саамским обскурантизмом, разбудив наших собственных северных демонов.

И повторюсь, в случае если фишка с таинственностью будет адекватно использоваться участниками этой группы и дальше, они имеют все шансы развить её в какую-то очень интересную и оригинальную сторону, а в итоге не просто повторить успех финской хумпы, положенной на тяжёлый метал, а дотянуться до ещё каких-нибудь новых горизонтов с того же самого тематического поля. Нет сомнений, что в случае с Tuima Tuuli у нас на первом плане находятся не риффы сами по себе и не новизна музыкальных гармоний, а всё-таки специфическое настроение диковатого лесника-анахорета, что водит весьма близкую дружбу с разной лесной нечистью, и мне это настроение очень даже пришлось по душе. Очень художественное напоминание о том, что лесные тролли могут быть не только злыми и жестокими, но и просто нелюдимыми и смурными. А мухоморы мы, знаете ли, просто для запаха едим – дури своей хватает.

Рецензия на сингл и лирик-видео проекта Back Me To The Zeros "Антибиотики"

12-09-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Выпорхнувший из знаменитого РАМ им.Гнесиных или, как её принято величать в народе, «Гнесинки», проект Back Me To The Zeros решил напомнить нам, что распространившиеся в последнее время лирик-видео тоже вполне себе могут быть и зрелищными, и интересными, и тонизирующими. Участники дуэта Марина (домра, мандолина) и Михаил (гитара) подошли к созданию своего ролика максимально творчески, и вот перед нами самый настоящий клип, который в плане атмосферности ничуть не уступает полноценным видеоработам законодателей мод в тяжёлом жанре. Проект не устаёт экспериментировать, и после ряда каверов и двух англоязычных авторских синглов, “Антибиотики” стал их первой русскоязычной работой, которая, как я надеюсь, станет началом большого и интересного путешествия по безграничным локациям тяжёлого металлического искусства, в ходе которого Back Me To The Zeros смогут предложить нам ещё очень много интересного. Ну а пока что у нас на повестке дня “Антибиотики”.

На данный момент Back Me To The Zeros играют нечто среднее между Fleur, Рада & Терновник и Cadaveria, то есть берут много-много меланхолии, умножают её на болезненное мироощущение с оттенком мистической тьмы и приправляют толикой характерного металлического цинизма с соответствующим вербально-эстетическим наполнением. Включаем “Антибиотики” и видим, что здесь присутствует не только гипнотическая печаль, много психоделических слоёв, но и щедрая инъекция достаточно тяжёлого металла, которая переносит всё это в плоскость серьёзных аудиосистем с большим и увесистым сабвуфером, из которых в ходе некоторого физического усилия напротив кнопки с надписью “play” начинают произрастать железные цветы и ядовитые побеги вековечной, всё перекрашивающей в чёрное мизантропии. Да-да, перед нами всё те же самые “Цветы зла”, которые так прославили некогда француза по имени Шарль, но с авторским и очень женским восприятием всех этих болезненных тем.

Всё начинается в “Антибиотиках” очень тягуче и по-русалочьи, а проступающие на экране буквы ещё усиливают эту глубоководную атмосферу. А затем в руках Марины появляется электрическая домра, и музыка ощутимо делает крен в сторону ориентал-метал в духе Baradj и Orphaned Land. И данный инструмент в данном случае действительно оказался очень даже кстати, но я бы всё-таки не стал говорить, что всё здесь сконцентрировано вокруг неё, как у Dark Reality вокруг флейты. Домра добавляет оттенков, изящно корректирует общий настрой композиции, но основной посыл в данном случае заключён в тексте, в вокале, в энергетике и в подаче, а охарактеризовать их можно было бы как раз как болезненные, экзальтированные, изломанные, а ближе к финалу трека даже и истеричные. Мимика и жесты дополняют вокально-музыкальную составляющую и получается почти что театр, который временами даже напомнил мне совместные выступления в формате дуэта Ольги Арефьевой и Петра Акимова.

Вчитываемся в буквы на экране, проникаем в тот смысл, который они нам несут и оказываемся в сумасшедшем калейдоскопе свободных ассоциаций, которые словно на сеансе у гипнотерапевта выскакивают из глубин подсознания на свет Божий, подобно кроликам из шляпы фокусника. И ведь всё это на самом деле напоминает сеанс гипноза. Свобода самовыражения и степень раскрепощения у авторов близятся к целевым значениям практикующих регрессологов, а лирика простирается в том же самом направлении ментального эксгибиционизма. И всё это, как вы помните, как раз и отличало Арефьеву, Войнаровскую, Пулатову, Дон Кросби, Кадаверию и многих-премногих и других-предругих, пробовавших себя в самых разных стилях и направлениях творческих дам. Так душа выворачивается наизнанку, а где-то глубоко-глубоко, в самых потайных подвалах подсознания оживают и начинают поднимать головы к свету древние архетипы и парадоксы мироздания, которые мы как правило называем проклятыми вопросами бытия.

Ребята продвигают в массы своё понимание музыки как силы, произрастающей из экзистенциального надлома и трагизма, и эти болезненные стенания получаются у них весьма реалистичными. Не случайно вокалистка Back Me To The Zeros Марина Карякина так любит творчество датского отшельника Серёна Кьеркегора, который считается предтечей или даже основателем экзистенциализма – музыка её совместного проекта с гитаристом Михаилом тоже получается экзистенциальной, а реальность в их интерпретации предстаёт столь же жестокой и болезненной, как и у столпов данного философского направления. “Во всём хочу дойти до самой сути” – писал в свое время классик, и Марина с Михаилом смотрят именно в эту сторону, предпочитая использовать свои мозговые извилины по самому прямому назначению и как следует вникать в историю философской и музыкальной мысли.

От “Тошноты” к “Бытию и ничто” и обратно, и всё это с русалочьими воплями в припевах, с угрюмыми прокламациями в куплетах и то с болотными, то с кровавыми кляксами букв на экране. Нечто подобное в последнее время у нас пробуют исполнять ArtFaina, а в история мировой художественной культуры в свою очередь напоминает нам про Трибунал Натальи Медведевой, Temple Of The Absurd, Fear Of God, Détente и ряд других проектов, в которых транслировалась специфически женская неудовлетворённость существующим в этом мире положением вещей. И я бы назвал всё это очень чётко и просто – morbid metal. Я убеждён, что данный музыкальный сплав совершенно не стоит сводить к прогрессиву, атмосферик-металлу или меланхолик-металлу – здесь другое. На основе традиционного дарка в традициях Bethlehem и всё тех же Dark Reality музыканты в данном случае ищут способы для того чтобы выразить антиномии своего мировоззрения, и выходит в итоге нечто на стыке болезненного арт-металла и мелодекламации.

Участники Back Me To The Zeros с удовольствием декларируют свою любовь к Паулю Хиндемиту и другим классическим композиторам вплоть до Рахманинова и Свиридова, и этот особый академизм классической музыки очень ярко отображается в их музыкальных творениях. Можно сказать, что сам подход к созданию треков в данном случае глубоко прогрессивен и академичен (как это происходит, скажем у Iliastrum или Caprice), и это совершенно не связано с тем, насколько сложные или технически совершенные партии исполняют участники данного коллектива – они ориентируются на те же высокие художественные стандарты, которыми подпитывались Бодлер, Верлен, Шнитке и Скрябин, воплощая их в более современной и оснащённой дисторшном форме. Получается интересно и нетривиально, а я бы от себя добавил, что интерпретировать посыл трека можно как категоричное предупреждение против бесконтрольного приёма антибиотиков. Шутить с такими вещами действительно не стоит, а всего лучше слушать музыку и читать умные книги.

Рецензия на альбом группы Stilgar "Живым или мёртвым"

11-09-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Сколько стоит этот свет, столько будут выходить альбомы, подобные тому, что попал к нам сегодня на обзор. Честная, простая, бесхитростная и добротная музыка в стиле эпохальных релизов Motorhead, раннего Крюгера и классики Чёрного Обелиска устареть не может по определению, и орловское трио Stilgar решило нам всем лишний раз об этом напомнить. Бешеный рёв колёс, скорость, свобода, предельно простые манеры, стройные ряды клёпок на куртках и прочие прелести дорожной романтики, которые так превозносят байкеры, – всё это в итоге смешалось в единый клубок и стало главным вдохновляющим фактором у наших сегодняшних земляков S.C.A.L.P., и именно на такие вещи они все ориентировались, когда задумали сотворить свой новейший полноформатник с набором жёстких дифирамбов во имя тяжести, мощи и своей любимой музыкальной идеологии.

Хриплый вокал, прямолинейные риффы, жёсткий звук и много-много драйва – вот те самые четыре кита, на которых зиждется творческое кредо данного коллектива, и выглядит это очень даже достойно. Нет, конечно же, Америку эти ребята не открыли и колесо заново не изобрели, но слушать вокальный бронхит их вокалиста приятно, а музыкальное сопровождение знай себе нарабатывает километраж вдогонку и отставать совершенно не намеревается. Здесь нет такой текстовой глубины и соответствующих литературных изысков как у Анатолия Крупнова, всё чуть проще и прямолинейнее, но и это я бы не стал называть недостатком Stilgar. Порой нам хочется просто сочного дисторшна без какой-то дополнительной философии, и как раз в этот момент выходят на сцену E.S.T. со своим “не читали мы ни Маркса, ни Бакунина, не вникали в сущность их идей”, а сразу же за ними гордо шествуют и Stilgar со своим новым альбомом.

И по данному поводу я вспомнил немного подзабытую ныне группу Mortus. Ребята никогда не хватали звёзд с неба и не крутились в чартах, но исполняли свой грубоватый готик-метал на «ура», делая всё настолько честно и искренне, насколько только возможно. Честность и стремление всё делать в соответствии с движениями своей души – вот что отличает Stilgar, и именно благодаря этой своей истовой прямолинейности они смогли нарулить материал, который сейчас не только не страшно отправить на воспроизведение, но и по-настоящему приятно слушать. Игорь впервые в своей жизни оказался у микрофона, но справился с задачей очень неплохо. Утяжелённый вариант Высоцкого получился у Stilgar так же огненно и ядерно, как и всегда, и в данном случае стабильность - это не просто одно из тех слов, что мой доктор использует для описания адекватной работы кишечника, а синоним слаженной и плодотворной работы.

И, кстати, знаете, почему я только что упомянул нашего легендарного Владимира Семёновича? Его песни отличала очень характерная комбинация специфической способности западать в душу (которую с некоторой натяжкой и оговорками можно было бы даже назвать хитовостью), простоты, поэтического таланта и прямоты, и подобный же микс характеристик имеется сейчас у раскочегарившихся вовсю Stilgar. Их минимализм зачастую граничит с примитивом, а риффы настолько элементарны, что дальше уже кажется некуда, но всё это всё равно вставляет, тонизирует и заряжает, и мне снова вспоминается Высоцкий с его главными гитарными шлягерами и простенькие казачьи эпики Жана Сагадеева. Будь то грохочущая “Падение в ад”, локомотивоподобная “Рок”, меланхоличная “119”, полубаллада “Когда падёт тьма” перед нами жёсткий и качающий драйв, от которого при воспроизведении на правильной аппаратуре в буквальном смысле сносит крышу.

В рецензии на Stilgar обязательно стоит упомянуть такие имена как Tank, Raven, Atomkraft, но в то же время нельзя не отметить, что в данном конкретном случае не обошлось без примесей горячего южного блюз-рока (неслучайно лидер, вокалист и главный идейный вдохновитель Stilgar Игорь Дорофеев так любит Dire Straits) и даже в какой-то степени стоунера . У нас же в стране подобное в последнее время играли Группа Хороших, Portfire, Парабеллум и ещё целый вагон подобных коллективов, но даже на фоне такого впечатляющего количества единоверцев Stilgar всё равно выглядят как уверенный и опасный зверь, а спасает их как раз та самая искренность, о которой я уже упомянул чуть выше. Ребята занимаются своим любимым делом, играют свой Э.С.Т.оподобный рок-н-ролл с совершеннейшим самозабвением, а итог в данном случае вполне закономерен – они делают всё это хорошо и убедительно, а я с удовольствием ставлю им твёрдые 4 из 5, к которым я с не меньшим удовольствием пририсовываю плюсик за самобытный вокал Игоря, который напомнил мне горячо любимую группу Герда.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N7 (2023). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Показать ещё