ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл группы Firiath "Damaged Soul"

15-04-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В мелодик-дэте не так-то просто наваять что-то свежее или оригинальное, да адепты данного жанра по большей части и не слишком к тому стремятся, и, тем не менее, временами проблески свежести в мдм всё равно проскакивают и попадают в поле зрения радаров внимательных меломанов. Вернувшиеся к активной деятельности после долгого, почти десятилетнего сна столичные корсары из Firiath сразу же наметили себе цель выпустить полноформатник на Soundage Prod, и чтобы подтвердить серьёзность своих намерений, предлагают нашему с вами вниманию свой первый сингл с готовящегося релиза. Мне не очень понравился арт, но, забегая немного вперёд, скажу, что это единственный гипотетический недостаток их творчества.

Трудно не заметить, что звучит “Повреждённая душа” на редкость энергично и разнообразно, однако, хорошие предчувствия появились у меня уже на стадии визуального знакомства с релизом, а их размашистый логотип в духе Falconer сразу же привлёк моё внимание и настроил на оптимистичный и боевой лад. Сам же трек не только укрепил уже разросшиеся ассоциации, но и дополнил их новыми, уже собственно музыкальными впечатлениями. Смесь мдм, пауэра, традиционного хэви, чего-то очень шведского и толика чего-то финского, бодрый ритм, крякающий вокал, отголоски ранних Mithotyn и подобного им батального викинг-металла делают собственный стиль Фириата самобытным и узнаваемым, а их болотный мистицизм вкупе с грозовой воинственностью выглядят по-настоящему очаровательно.

Музыканты явно не из тех, кто ограничивает свои амбиции стремлением записать стотысячную копию Тёмного Спокойствия или Галльской Ночи, вот и получается у них что-то новое и весьма приближающееся к канонам узаконенного Turisas баттл-металла, но с прочным базисом в виде мдм-мелодики и пауэр-энеричности. У Firiath ещё не было альбомов, только два трека в 2010 году и два трека в 2012 году, однако эти ребята явно из тех, кто долго запрягает, а потом быстро едет. Всё та же самая батальность, которая так порадовала меня сейчас в “Damaged Soul”, ощущалась у них уже одиннадцать лет назад, клавишных в те времена было ещё больше, а временами проскакивал даже чистый вокал (“Bloody Sand”, “Hunter’s Song”), что было почти прекрасно.

Ну а сейчас всё указывает на то, что Firiath стоит сравнивать с Amon Amarth (шустрый темп, боевая тематика, любовь к эстетике викингов, сложная полифоничность используемых ингредиентов, не чуждость экспериментам и т.д.), но мне этого делать не хочется. Атмосферу у треков Фириата более скрытная, ехидная и не такая прямолинейная как у Йоханна Хегга и его команды. Под такие звуки не идут очертя голову в лобовую атаку, всё сметая на своём пути дубовым щитом и неподъемной палицей, а измышляют иезуитские коварства, прячутся, выжидают, плетут сети и ставят капканы, а когда неприятель умерит свою бдительность, выскакивают из-за угла и разят копьями, стрелами и клинками, попутно вытанцовывая дьявольскую джигу и поплёвывая ядом.

Мне понравилось то, что делают эти ребята, понравилось их раннее творчество, посты у них в сообществе ВКонтакте, настрой их новейшего сингла, их интеллигентная рассудительность и свобода в обращении с канонами мдм-жанра, а потому по поводу их грядущего лонгплея я настроен более чем оптимистично. Конечно, далеко не так просто соблюсти нужный и правильный баланс между “бодомовскими” клавишными, марширующей ритм-секцией, шредирующими риффами и норовящими то и дело затянуть свои соло-размышления лид-гитарами, но хочется верить, что у команды всё получится, и арт у полноформатника тоже будет поярче и попредставительнее.

Рецензия на сингл проекта Nora "Чёрной птицей"

14-04-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В наше время разные музыкальные группы всё чаще начинают придумывать для описания своей музыки какие-то новые термины и невиданные жанры, и если следовать данному тренду, то творчество калужской вокалистки Анны Малолетневой, известной под творческим псевдонимом Nora, можно описать как эмоциональный потоп, наводнение. У неё в арсенале не так много композиций, они достаточно сильно различаются по эмоциональному посылу и общему настроению, но каждую из них и все эти треки в совокупности можно описать как тотальное буйство эмоций, настроений и глубоких душевных порывов.

И новейшая работа Норы “Чёрной птицей” очень легко и уверенно вписывается в данную тенденцию и дополняет её. Насколько я понимаю, отныне Nora не студийный тандем Анны и Дениса, являющегося основным композитором и саунд-продюсером, а полноценный творческий союз разных музыкантов, и данное обстоятельство не могло не сказаться на звучании их актуального трека. По сравнению с предыдущими композициями Анны “Чёрной птицей” мощнее, увереннее и объёмнее, в каком-то смысле даже злее, если это слово вообще применимо в данном случае. Здесь больше рока, драйва и чёткой ревущей конкретности, а вот вокал Анны всё так же эмоционален и душевен.

Впечатления, переживания, глубокие размышления и интимные тайны из глубин души Анна каждый раз подаёт почти как откровение, и нет абсолютно никаких сомнений, что для неё самой каждый новый собственный трек сродни новой главе в её личном дневнике, в её жизни, в её собственной эволюции и экзистенциальном становлении. И ведь “Чёрной птицей” – это действительно новый этап в развитии проекта Nora. Больше уверенности, больше опыта, обновлённый саунд, совершенно новый подход к построению песни и повысившийся уровень точности воплощения своих задумок характеризуют их новейший сингл, и это трудно не заметить.

Хорошая идея пришла к Хелене Михаэльсон из Imperia и Trail Of Tears, когда она решила записать и выпустить альбом “A Woman’s Diary”, а Анна Малолетнева следует по тому же пути и делает то же самое, но по-своему и на русском. Нет ничего сложного в тех темах и в той музыке, которые предлагает своим слушателям Анна со своим коллективом, но своей особой глубины здесь по-настоящему выше крыши или, лучше сказать, настоящая бездна. Погружаясь в эти риффы и строчки, как будто опускаешься в Мариинскую впадину в батискафе и почти физически ощущаешь груз смыслов и настроений, словно толщи вод морских, готовых поглотить тебя с головой.

Камерное вступление, чувственный запев, тягучий припев – это тоже баллада, но баллада тяжёлая, жёсткая и почти по-металлически атмосферная. В плане атмосферы “Чёрной птицей” легко даст фору всем другим трекам Норы, то же самое можно сказать и про мечтательное соло, а также про все остальные аранжировочные и саунд-моменты, в то время как вокальная мелодия при всей своей стереотипности всё равно кажется живой и пульсирующей, словно обнажённый нерв больной весенней меланхолии. Анна не изменяет себе и вновь предлагает нам окунуться в игру на контрастах, но в данном случае всё выполнено на голову выше, чем раньше: чище, ярче, пронзительнее.

Анна с Денисом уверенно обосновались в русле эмоционального рока, и их творчество с выходом сингла “Чёрной птицей” убедительно заявило всем вокруг, что его невозможно отныне редуцировать к одной только музыке или к одному только звуку. Здесь литература, эмпатия, психология, притчи, мифы, дневниковые записи и сама жизнь тесно сплетаются в единое целое и лишь для удобства формы и презентации обретают вид музыкального трека, который можно прослушать, скачать или сохранить себе в плейлист. Музыканты хорошо справились с воплощением задумок Nora, интересно, какой вклад они привнесут в будущие песни проекта, но инструментал как таковой в нынешнем случае это едва ли главный и первостепенный ингредиент.

Nora – это песенное творчество как вид самопознания и в этом смысле актуальный трек на данный момент является самым сильным и концентрированным примером их особого музыкально-экзистенциального микса. Как сообщает сама Анна, “Чёрной птицей” является первым синглом с готовящегося полноформатника её проекта, и если этот грядущий диск будет весь звучать в подобном же ключе, то нас ждут водопады рефлексии, околометаллические саунд-квесты и призрачная романтика рок-атмосферности. Хотя романтика в данном случае это не совсем то слово. Тут скорее поток сознания и рефлексия, рефлексия, рефлексия… Много рефлексии, но ещё больше эмоций, чувств, настроений и впечатлений.

Рецензия на альбом проекта Дом Вдовы "Кожа мёртвой матери"

12-04-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Отечественный андеграундный дарк-хоррор-эмбиент-проект Дом Вдовы известен своей идейностью и концептуальностью, однако этих двух слов будет явно недостаточно, если вы хотите понять и точно охарактеризовать, чем же на самом деле занимается и на что тратит своё время единственный участник данного one-man-акта Константин Вдоветский. Его концептуальное кредо – это максимальная чернуха, но не просто чернуха, а такая потусторонняя, инфернальная и некротическая жуть, которую всегда любили на Руси в отдалённых деревнях и селениях, а Н.В.Гоголь даже попытался систематизировать это дело и литературно обработать в своих книгах.

Но Гоголь это light-version и литература, а Константин поставил себе целью в рамках Дома Вдовы представить всё в максимально правдивом и аутентичном ключе без каких-либо стилизаций, обработок и эвфемизмов. Показать весь ужас и колдовской морок потусторонних кошмаров как они есть, нигде не сглаживать углы и не заботиться о чувствах и психическом здоровье своих слушателей. У меня даже сложилось ощущение, что Константин нарочно старается от альбома к альбому делать свой материал всё более адским и радикальным, чтобы дойти до какого-то исторического максимума, достичь некоей точки предельного горения тьмы и показать её.

И концентрация мрака, некротического безумия и колдовской черноты действительно углубляется у Дома Вдовы от альбома к альбому, и новейший релиз не изменяет данной тенденции. Уже в названии актуального диска столько леденящего холода, что на каком-то подсознательном, интуитивном уровне понимаешь: будет страшно, ужасающе и опасно, будет мрачно, безнадёжно и тяжело, а реалистичности окажется выше крыши. На альбоме есть и мелодии, и почти фолковые вставки, и даже настоящее пение, и в этом смысле баланс хаоса и гармонии, нойзового эмбиента и околоэмбиентного фолка-дарквейва в случае с рецензируемым диском близок к идеалу.

Кстати, в этот раз Константин не ограничился одним лишь аудио-рядом и представил на суд интересующихся его могильным творчеством официальные видео на два трека с актуального лонгплея. Назвать полноценными клипами эти работы по стандартам дня сегодняшнего, конечно, особо нельзя, однако если вспомнить ранние ролики Sopor Aeternus или даже Anathema, сделав поправку на специфику декларируемого исполнителем жанра, то всё предстанет под чуть иным углом. Ну а к числу несомненных достоинств данных видео я могу отнести тот факт, что они ни в чём не умаляют изначальный потусторонний посыл треков и действительно углубляют его.

Кстати про посыл. Мне очень сложно представить себе и даже просто теоретически допустить, что такую музыку можно делать в плане какого-то творческого эксперимента. Кажется невозможным и даже чуть ли не противоестественным относиться к темам и повествованиям “Кожи мёртвой матери” как к литературе, фольклору и художественному вымыслу, а страшные потусторонние реалии древнего мракобесия буквально сочатся из новейших треков проекта и, видоизменяя атомы и молекулы окружающего нас пространства, очень действенно и ощутимо пропитывают собой абсолютно всё вокруг. Мне показалось, что даже свет и воздух у меня в комнате после прослушивания альбома как будто стали тусклее и злее, а мир за окном померк и оглушительно сорвался куда-то в пропасть.

Necro drone metal – назвал свой стиль французский проект Sombre Présage, и Дом Вдовы мог бы именоваться подобным же образом, за вычетом разве что категории “metal”. Приятно видеть, как Константин прогрессирует в плане саунда и используемых для исполнения и записи своей музыки дивайсов, как эффектнее и объёмнее начинают звучать его релизы, насколько больше в них становится реального и аутентичного, и это действительно прогресс, который затрагивает не только техническую сторону дела, но и метафизическую, концептуальную. Идеи автора растут, взрослеют и крепнут, в них всё больше зрелости и какой-то непередаваемой основательности, уверенности в себе и в своём деле. Как будто сама тьма помогает автору на его чёрном пути.

И если Дом Вдовы желает стать саундтреком для разгула тьмы и беснования злых духов, принявших человеческий облик, то он уже практически прибыл к месту своего назначения. Альбомы проекта действительно страшны, а те истории, которые предлагает нам Константин в своих треках, леденят кровь и заставляют волосы на голове предательски шевелиться. И пугает в данном случае, как мне кажется, в первую очередь иррациональость, ачеловечность и воинствующее мракобесие происходящего. Понять и логически объяснить мир Дома Вдовы невозможно, здесь действуют дикие, варварские и совершенно враждебные человеку силы, а собственно человеческого в этих измерениях ровно ноль или даже того меньше.

Страшно и удивительно подумать, насколько пуста и неуютна должна быть наша повседневная эмпирическая реальность, чтобы человек захотел сбежать от неё в мир Дома Вдовы и, окунувшись в это угрюмое болото иррациональной скорби и дикого, непроходимого зла, испугаться, вздрогнуть, замереть от страха, лишь бы только на миг отвлечься от хоррора своей каждодневной действительности и вырваться хотя бы на секунду из бессмысленной круговерти дня сурка в виде ипотеки, работы, родственников, бессмысленных разговоров ни о чём и фальшивой радости таких же фальшивых праздников. И от такого понимания становится ещё более жутко. Supreme audio horror.

Рецензия на мини-альбом проекта Wendigo "Ересь"

06-04-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Когда Питеру Тагтгрену захотелось большого признания, он организовал Pain, а затем примкнул к Lindemann, когда такого же большого признания попросила душа Шаграта, он запустил Chrome Division, и лидер и единственный участник новосибирского блэкового one-man-проекта Astarium СиН не стал оригинальничать и тоже организовал сайд-коллектив, исповедующий более компромиссный жанр. Кхм, гранж?... Древний разухабистый американский гранж? Именно так я реагировал, когда узнал о выходе первого альбома Wendigo, и тогда, помнится, ещё искренне надеялся, что дело ограничится единственной ипишкой и поскорее заглохнет от греха подальше, но нет – СиН оказался серьёзен и взялся продвигать своё новоиспечённое музыкальное детище по полной. И греха стало больше. Не каких-нибудь мелких и невольных грешков, а настоящей твёрдолобой средневековой ереси с соответствующим звуком и с ещё более соответствующими текстами.

И он снова выпустил мини-альбом. Уже не стильный тоненький дигипак, а стандартное джевелкейсовое стекло, зато в качестве арта и иллюстраций буклета здесь гравюры Дюрера и Пикарта. Наверное, это тоже гранж, но я просто теряюсь, когда дело доходит до жанровой классификации данного релиза. Психоделичные мелодии, расслабленный шалтай-болтай бас-гитары, то протяжное как у Alice In Chains (“Откровение”), то хриплое и ревущее как у беснующегося на сцене Курта Кобейна (“По лезвию судьбы”) пение - возможно, я просто не привык видеть гранж в сочетании с иронично-босховской a la Cathedral тематикой в текстах, и это он самый, но я бы всё-таки предпочёл называть деятельность Wendigo гаражным психодел-роком и не приплетать сюда растянутые свитера Сиэтла. А вот если вы любите андеграундный сибирский рок, который исполняют местные поехавшие от грибов и просроченного кефира барды, вам “Ересь” вполне может и понравиться, ведь здесь всё будет грязно, поэтично и от души.

Стоит ли ругать и поливать помоями Wendigo? Ещё как стоит! (что ещё можно делать с гранжем?) И уже за один вокал из серии “как я орал под окнами дурниной” “Ересь” заслуживает самых склизких и нелицеприятных эпитетов, но в защиту нового проекта СиНа всё-таки можно сказать, что делается всё это не корысти ради и не покорения чартов для, а скорее всего для радости и самовыражения себя любимого. Когда мне было лет 13, и я только записался в муз.школу, робко привыкая держать гитару в руках и попутно подражая любимым трэшевым группам, то результат моих шумных “творческих”, как мне тогда казалось, экспериментов, звучал очень похоже на “Ересь”. Однако самое интересное во всём этом было даже не это. В ходе таких импровизированных сеансов сочинительства, я гарантированно бывал на седьмом небе от того, что получалось, а собственные глупости-рифмовки вкупе с нескладным дёрганьем струн мне казались настоящими шедеврами. Но играть и петь такое очень даже в кайф, и я могу понять СиНа.

“Как упоительны в России вечера” – поёт кто-то из классиков, а если ты в это время сидишь на самоизоляции и уже не знаешь, чем себя занять, они становятся упоительнее раз в двадцать. Ну а как это всё может выглядеть и звучать нам всем показал только что СиН со своим альбомом “Ересь”, который как раз и был записан зимой-летом 2020 года. Можно ли всё это назвать мусором, лажей, недотворчеством и выкинуть в мусорку с глаз долой и из сердца вон? Можно и ещё как. Но где-то с третьего прослушивания я вдруг стал замечать, что меня на удивление всё это зацепило, и я хожу и подпеваю “Яме твоих кошмаров” и “Снизошедшему”. При всей общей специфичности материала, исполняемого этой группой, актуальный миник всё-таки на голову выше и интереснее дебюта Wendigo, и степень хитовости его треков тоже выросла если не в два раза, то в полтора точно. Хм, а ведь он так ещё чего доброго и правда в чарты пролезет… Вот до чего доводит искренность! А когда душа поёт, это может работать не хуже отбойного молотка и бабочек в животе. По леееезвиюююю судьбыыыы, иииийаааа, иииийааа!

Рецензия на альбом Sветы-KYлик (S-KY) "После тепла..."

05-04-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Самобытная “курская Доро Пеш” Света Кулик давно не выпускала новых альбомов. Последние три года она довольствовалась синглами и единичными каверами. И вот, наконец, концептуальный круг замкнулся, очередной цикл завершился, а в сети появился её новый полноформатный релиз с тёплым и привлекательным оформлением, в котором угадывается намёк на такие же тёплые и привлекательные песни. Света всегда была известна своим бунтарским характером, эпатажными высказываниями и дикой, необузданной энергетикой, которая легко скрашивала все недостатки записи, сведения и продюсирования её песен, неужели в этот раз мы услышим что-то другое?

Она всегда была настоящей и по-настоящему рокерской, но после выхода её предыдущего диска этот рок-н-ролльный запал, кажется, слегка перегорел, как бы исчерпал себя и в некоторой степени потерял для Светы свою актуальность. В её новых песнях стало больше лиричности, в качестве жертвы для кавер-интерпретации отметилась даже Мадонна, порой Свету заносило в чистейший и совершенно не отягощённый никаким роком попс, и я уже окончательно смирился с мыслью, что рок-н-ролл остался для неё в прошлом, а слушателям и появившимся почитателям её творчества стоит привыкать к новому, облегчённому и компромиссному варианту S-KY.

Собственно, и не S-KY уже, а сольного проекта Светы. Уже в плане названия певица сделала однозначный и красноречивый ход, который практически не оставлял нам пространства для сомнений и манёвра. С группой покончено, с роком покончено, теперь всё будет мягче, взрослее и спокойнее – как будто говорил всем её ребрендинг, но нет, три заветные буквы S-KY снова оказались вынесены на обложку её нового альбома, а это значит, что всё далеко не так просто и однозначно. Это по-прежнему тот S-KY, который многие полюбили за “Свой менталитет”, но звучать он будет по-новому и с новым настроением.

Крафтовая авторская обложка, которую нарисовала сама Света, как будто подчёркивает и в очередной раз напоминает, что исполнительница не ставит перед собой цель соответствовать какому-то одному жанру, и это действительно так. “Абсолютно разношёрстные композиции, объединённые общим смыслом” – пресс-релиз звучит очень в стиле Светы. Курская вокалистка всегда была известна своим повышенным вниманием к смыслам, идеям, концепциям и глубоко продуманным темам композиций, которые порой по глубине содержания могли посостязаться с настоящими философскими трактатами, не стал исключением и её новейший лонгплей.

Ну что ж, а теперь по содержанию. Даже если вы не самый прилежный поклонник Светы Кулик, некоторые из вошедших на этот альбом песен вам наверняка уже знакомы. Грустную и протяжную “Дельфины плывут умирать в Кронштадт” или “Балладу о Питере” просто невозможно было пропустить и не заметить в сингловом варианте или в составе каких-нибудь сборников/ компиляций. И таких приветов из недалёкого прошлого на диске довольно много, однако только ими новейший альбом S-KY не ограничивается, и своих сюрпризов здесь будет очень даже немало. Кроме того, все песни были заново перезаписаны, и звучат теперь уже немного иначе.

Характерные цоевские интонации в открывающей альбом “Правда или ложь” звучат свежо и непривычно в сопровождении со смелыми и энергичными аранжировками, где рок, поп и диско сливаются в единое целое, и этот баланс меланхолии и драйва будет сопутствовать слушателю на всём протяжении звучания релиза. Здесь не будет каверов, не будет слишком явных и однозначных заигрываний с поп-тематикой, “После тепла…” – это всё-таки рок, и рок по большей части энергичный и жёсткий, но настроение альбома уже не кажется таким злым и протестующим, как это было у Светы раньше.

Здесь много баллад, много лирики и простых жизненных радостей. Радости от бытия. Пусть эта радость обильно перемежается рефлексией и на поверку оказывается слегка горьковатой от пройденных дорог и пережитых невзгод, но “После тепла…” - это всё-таки жизнеутверждающий гимн во славу жизни, и его характерный привкус вдохновения ни с чем не спутать. С такими песнями заново учатся жить после долгих сомнений, тяжёлых депрессий и ожесточённого бунта, и пусть со стороны это может напоминать робкие шаги по тонкому льду того, кто не раз на этом самом льду проваливался, но это радость, свет, позитив, настоящий креатив и движение вперёд.

Надрывный, словно наэлектризованный и бьющий по обнаженным нервам голос Светы – первое, на что обращаешь внимание, когда начинаешь знакомство с альбомом “После тепла…”, второе – её искренние и глубокие тексты, третье – мелодии и аранжировки. Перед нами ностальгический рок в духе Маркизы, позднего Чёрного Кофе и Робин Бэк, и в этом его главное достоинство и несомненная сила. Исполнительница по максимуму использует все фишки тяжёлого советского рока, его искренность и порой наивность, и звучит это очень впечатляюще, хотя, конечно, совсем не по канонам современных рок-гигантов и завсегдатаев тяжёлого мейнстрима.

По поводу этого альбома можно высказывать разные мнения и диаметрально противоположные суждения, но я всё-таки буду настаивать на своём. Не так важно, что, как и в каком жанре поёт Света, она была, есть и будет яркой, умной, интересной и просто шикарной женщиной, которая вдохновляет и дарит настроение. Её песням может не хватать какого-то продюсерского лоска и профессионализма, но это определённо крутые и качественные вещи, в которых всё отлично и на уровне. В её треках живёт душа, в её голосе присутствует настоящая страсть и настоящие, не выдуманные эмоции, и это действительно чувствуется, это привлекает и подкупает.

“После тепла…” – это не громкий продюсерский проект и не очередной безликий продукт шоубизнеса, это просто искренние песни в режиме diy, которые идут от самого сердца и сделаны на максимально качественном уровне, какой только в состоянии позволить себе исполнитель-одиночка из российской провинции. На диске присутствуют недостатки в плане звука и продакшна, но не в них здесь дело. Если целиком сконцентрироваться на самих песнях, на том внутреннем месседже, который заложила в них Света и на её энергетике, все недостатки разом отойдут на задний план.

Про этот релиз можно было бы говорить ещё много и долго, можно было бы проследить эволюцию взглядов и настроений исполнительницы, вспомнить её предыдущие релизы, но я скажу просто и кратко. Спасибо за вдохновение, спасибо за качественные и хорошие песни, спасибо за интеллектуальный импульс, за ностальгию, за стиль и за искренние эмоции. Всё это в совокупности получилось очень здорово, даже если по уровню качества и реализации это не Доро, а Маркиза. Мне понравилось. Про эти песни не стоит много писать, их нужно просто слушать и жить в их ритме, даже если ностальжи-рок Светы Кулик кажется вам слишком авторским, слишком обнажённым или слишком рефлексирующим.

Рецензия на альбом группы My Dying Bride "The Ghost Of Orion"

05-04-2021 Дмитрий Фомин

Вероятно, еще ни один из альбомов My Dying Bride последних лет не создавался столь сложно, как ''The Ghost Of Orion''. Этот релиз вполне мог не увидеть свет, или, по крайней мере, мог звучать совсем по-иному. Как и в случае предыдущего лонгплея ''Feel Of Misery'', семейное горе в каком-то роде послужило вдохновением для создания музыки. Тогда, в 2015-м г., фронтмен коллектива Аарон Стейнторп оплакивал смерть отца, посвятив ему целую композицию на альбоме. В данном случае главной темой его лирической исповеди стала борьба его маленькой дочери с раковым заболеванием. К счастью, девочка вышла победительницей из схватки со смертью, но эта трагедия оставила неизгладимый отпечаток на MDB.

На протяжении долгого времени члены группы были в некотором роде разобщены творчески. В 2018-м состав в очередной раз покинул гитарист Кэлвин Робертшоу, так что написание нового материала в очередной раз целиком и полностью легло на плечи Эндрю Крейгана. Басистка Лена Абе, клавишник/скрипач Шон МакГоуэн и новый драммер Джефф Сингер (ex-Paradise Lost) терпеливо ждали своего часа, чтобы приступить к записи. Аарон по понятным причинам ментально и физически был вне группы, поднимался вопрос о его замене как вокалиста на новом альбоме, причем, инициатором выступал сам Стейнторп. К счастью, он нашел в себе силы вернуться в творческое русло, дабы тринадцатый студийный альбом британских эстетов печали был явлен миру.

С первого взгляда можно резюмировать, что ''The Ghost Of Orion'' продолжает более мелодичную и бескомпромиссную линию предшественника, но это только одна сторона медали. Этот альбом следует воспринимать как единое музыкальное полотно. Печальная, полная вязкой меланхолии пьеса в двух актах с ремарками и интермедиями, пропитанная застарелой скорбью и звенящей тишиной истерзанной души, вдохновленная старомодной театральной драматургией. Пьеса, где есть главное действующее лицо, его монолог, а также лица второго плана и аккомпанирующий состав.

Первая часть встречает нас тремя композициями, выполненными в классической для группы стилистике. И вступительная ''You Broken Shore'', и ''To Outlive The Gods'', и "Tired Of Tears", чьи названия словно говорят за себя, вполне подходят под формат хитов и сотканы из характерных для MDB минорных тягучих риффов, певучей мелодики, размеренных ударных и неизменных партий "плачущей" скрипки. В неспешном и несколько отрешенном пении Аарона проскальзывает эмоциональная изможденность, однако эмоции его живо передаются слушателю, будучи подкреплены фрагментами агрессивного гроула, в которых явственно чувствуется злоба бессильного отчаяния. "Я так устал от слез// Устал от слез// Не возлагай руки своей//Не поднимай руку на мою дочь'' - яростно взывает он к небесам. Привычная скорбная велеречивость, описывающая приближение неумолимого рока, постепенно сводит накал страстей к более спокойной и плавной манере повествования, даруя спасительное забвение.

Композиция ''The Solace'' выступает в качестве пограничного трека, ее можно назвать по-настоящему авангардным и нестандартным творением группы на данном этапе. По сути это полифоничные солирующие пассажи Крейгана с эффектом многократного наложения, которые дополнили партии удивительного женского вокала в исполнении Линды Фей Хеллы (Wardruna). В виду своей исключительности номер обладает гипнотическим воздействием, его импровизационно-медитативная структура производит ощущение невесомости, очищения, возможности вдохнуть полной грудью.

Второй акт получился куда более мрачным и вместе с тем насыщенным и непредсказуемым. В ''The Long Black Land" партии скрипки и виолончели обвивают грозные гитарные тритоны, в вокале Аарона все больше превалирует прежнее вкрадчивое интонирование, а меланхолическая дымка все больше сгущается под давлением агрессии монолитных дум/дэтовых пластов в духе первой половины 90-х. Настоящее торжество печали и давящей скорби, усиленное неожиданными переходами и беспокойными, дерганными композиционными фигурами.

Казалось бы, признанные аристократы декаданса вернулись в своем истинном облике, но в дальнейшем альбом вновь удивляет неожиданным отступлением. Заглавный трек пластинки оборачивается сюрреалистической "сновидческой" зарисовкой, сотканной из минималистичных аккордов, партий струнных и пианино, сквозь которые прорывается еле слышимый шепот, но… нет, не Аарона, а Яна Торе Несса, звукоинженера из Норвегии, который принял деятельное участие в записи альбома. Как и ''The Solace'', данная тема относится к наиболее неожиданным, экспериментальным вещам, которые до этого вряд ли можно было услышать на альбомах "брайдов".

Эпическое повествование ''The Old Earth'' живо напоминает об умопомрачительных монументальных произведениях прошлого, которых не доставало на "Feеl The Mysery". Многообразие форм, размеренная поступь гитарных риффов, утонченность солирующих гармоний, а также сдвоенные вокальные партии, сочетание гнетущей агрессии и поэтичности – все это выводит эту композицию в разряд лучших тем альбома. Но, как и в любой пьесе, не менее важен эпилог. Здесь в этой роли выступает зефирный и одухотворенный инструментал ''You Woven Shore'', чьи кафедральные вокализы и неоклассическая воздушность несут ощущение умиротворенности, надежды и постепенного возвращения к жизни…

Одним из достоинств альбома является его предельно аккуратный, идеально сбалансированный ламповый саунд, возможно, лучший и наиболее амбициозный за всю тридцатилетнюю историю коллектива. Вероятно, старые фанаты Моей Умирающей Невесты предпочтут более грубый и резонирующий звук первых лент, но, согласитесь, лидеры жанра это заслужили. Современный мастеринг идеально подошел материалу ''The Ghost Of Orion''. Вокал Аарона звучит здесь потрясающе объемно, не в последнюю очередь благодаря многократным наложениям, причем, все дорожки были записаны вживую, а не просто скопированы. Тоже самое можно сказать и о гитарных партиях Эндрю – в отдельных моментах было использовано тринадцать уровней. Работа над аранжировками проведена со вкусом и очень тонко, классические струнные, звучащие с викторианской изысканностью, и клавишные добавлены строго по необходимости, как легчайшие, но весьма важные для общего полотна штрихи.

В целом "Призрак Ориона" оказывается намного глубже, чем он есть. При некоторой нескладности пластинка индивидуальна, хотя назвать ее по-настоящему совершенным произведением нельзя в силу описанных выше событий и эмоций, которыми он наделен. Она значительно проигрывает в динамике своим предшественникам, а построение композиций зачастую лишено эмоционального нарастания, производя впечатление лихорадочных метаний, нежели гармоничной последовательности. Слушая этот альбом, все чаще склоняешься к мысли, что Крейгану просто необходим соавтор. Обыгрывание схожих цикличных риффов без какого-либо последующего развития производит эффект дезориентации и вторичности, и говорить о какой-либо концепции не приходится.

Так или иначе, ''The Ghost Of Orion'' остается качественной и органичной работой, не только сохранившей фирменный стиль My Dying Bride, но и осмелившейся на достаточно чуждые, пусть и несколько неудобоваримые новшества. Альбом проводит слушателя через тесные лабиринты страданий, бессильного гнева и душевного опустошения. Это откровение эмоционально измученных и сбитых с толку личностей, которые испытали настоящий катарсис и вышли из него с крепкой надеждой на светлое будущее. Когда-нибудь, лет через двадцать-тридцать это произведение будет выглядеть по-особенному в глазах тех, кто решит вернуться к наследию My Dying Bride и вникнуть в детали его создания. Пока же его можно считать началом новой эпохи в истории этой, безусловно, культовой британской формации.

Показать ещё