ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на 12'' сплит Blood Pollution/Тиран "Fist Of The Bees"

10-03-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Как часто всякие снобы твердят, что не надо изобретать колесо, но почему бы его, и в самом деле, не изобрести заново?! В конце концов, изобретено у нас на данный момент только стандартное круглое колесо, но кто запретил вам изобрести, к примеру, треугольное? Похоже, именно так размышляли участники великолукской группы Тиран и их давние приятели из Blood Pollution, когда задумали испечь совместными усилиями свой горячий и дружеский сплит. Дело в том, что пластинка у них получилась именно треугольная. Нет, там не совсем правильный треугольник, скорее, нечто, напоминающее бумеранг (острые края у треугольника обрезаны, чтобы нерадивый слушатель не ровен час не порезался, а то, знаете ли, дай нетрезвому металлисту стеклянную пластинку в руки….), но ближе всего эта геометрическая фигура всё-таки к треугольнику.

Прозрачный большой такой треугольник с обрезанными слегка краями. Естественно, проигрывается только та 7-мидюймовая сердцевина, что расположена в самой середине, остальной же EP-треугольник просто вращается «за компанию», но выглядит это дело всё равно очень эффектно. И мускулистая пчела на конверте как будто разделяет и ещё усиливает восторг и удивление слушателя. Словно ухмыляется: а мы, в общем-то говоря, ещё и не так можем! И они ведь действительно могут. Странно слышать у группы Тиран треки с названиями “Bees And Flowers”, но суть не в этом. Мигрировавшие в формат трио Тиран всё больше углубляются в панк, не забывая, впрочем, и про свой излюбленный хаотичный трэш-дэт. Они звучат сейчас как Sodom, переигрывающий “Don’t Walk Away”, и это им очень идёт.

Но самое интересное и удивительное в данном случае даже не это. Когда звучал первый трек “To Hell And Back”, я поймал себя на мысли, что Тирану кто-то подвывает на заднем фоне, и очень несправедливо было с его стороны не указать этого таинственного бэк-вокалиста, но когда дело дошло до “Пчёл”, всё встало на свои места. Похоже, что маэстро тайно посещал всё это время педагога по вокалу, и теперь действительно научился весьма неплохо вокалировать чистым голосом, что и демонстрирует теперь всем нам в новой серии своего творчества. Это похоже на Тони Долана времён его балладных экспериментов с Venom, отчасти это даже отдаёт чистоголосыми размышлениями Питера Стила в Carnivore, и обновлённым Тиран с их ретро-прото-хэви-панк-трэшем такие чистоголосые вставки реально подходят очень неплохо.

Неспешный, раскатистый хард-рок с раздолбайским отношением ко всему на свете (и к себе в том числе) и с лёгким привкусом трэша, а сделано всё так неспешно, расслабленно и кайфово, что это просто идиллия и релакс в стиле хэви-метал. Сплит явно сделан с кайфом и для кайфа, он до краёв заряжен тёплым и всепроникающим ощущением в духе «хорошо гремим», и направлять его под иглу вам наверняка будет очень сладостно и приятно. Всё угловатое, несобранное, неправильное (даже пластинка странной и хулиганской формы и обложка не по канону и без характерной хэви-эстетики!), но вставляет и проникает в сознание только так, вызывая почти органический восторг где-то в том районе, где у нормальных людей обитают бабочки влюблённости. А ведь по ходу прослушивания “Fist Of The Bees” у вас там заведутся пчёлы, и жалить они будут от души!

Тиран представили для сингла два трека (“Bees And Flowers” и “To Hell And Back”), Blood Pollution ограничились одним номером, который назвали “Raise Your Fist”, и вот мы скрещиваем одно и другое, да и получаем кулачных пчёл, пчелиные кулаки и кулак пчёл. Как бы там ни было, несобранность группы Тиран поражает воображение своей исполнительской и жанровой пофигистичностью, Blood Pollution нарезают свой панк-метал почти как Motorhead, всячески поддерживая и укрепляя разнузданные тенденции Тирана, а всё вместе это складывается в треугольный кусок чистого восхищения старой, немодной, угловатой, но дико забористой и будоражащей сознание музыки. Слушать такое действительно лучше на виниле, а предварительно желательно как-то подготовить своё восприятие к такому ламповому путешествию.

В виниловых недрах этой необычной треугольной пластинки можно раствориться и потеряться словно в бермудском треугольнике, а единственный недостаток релиза, на мой крайне субъективный вкус, это его простоватая и блекловатая обложка. Понятно, что задумка была максимально приблизиться к треугольнику Малевича и не забыть про своих пчёл и тараканов, но я слишком люблю красочные арты классических релизов Тиран и Blood Pollution и просто не могу сейчас по-стариковски не посетовать на это. Скорее сингл, чем EP, хотя размер конверта как у самого настоящего полноформата. Что ж, показать себя с оригинальной стороны и вновь удивить собирателей своих релизов у этих олдскуллеров снова получилось, а это значит, что андеграунд жив, здоров, прекрасно себя чувствует и преподнесёт нам с вами ещё много сюрпризов. Ждём.

Рецензия на альбом проекта Emerald Woods "Distant Stars"

09-03-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Этот таинственный one-man-проект исполняет шквальный и буквально штормоподобный материал, который стилистически простирается от атмосферного и мелодичного блэк-дэта к варварскому викинг-металлу, фэнтези-блэку и даже симфо-блэку и просто симфо-металлу. Красивое название, поэтичные заголовки треков, создающая настроение космическая обложка – все габаритные очертания в данном случае указывают на то, что нас ждёт большое и захватывающее путешествие сквозь галактики, туманности и чёрные дыры нашей бескрайней вселенной, но на деле всё ещё чуть-чуть лучше и приятнее с неизменной ориентацией на классику своего жанра и на его героические эталоны, что я привык находить на альбомах новосибирского Astarium.

Но нет, тут не будет никакого аскетизма и вороньего грая вместо вокала, что так любит СиН, а вместо этого нас ждут величественные, мощные и по-настоящему размашистые дэтово-блэковые всполохи, по ходу прослушивания которых словно воочию видишь и чуть ли не кожей ощущаешь, как лидер проекта VenXor отчаянно дирижирует духам ночи и призрачным ангелам в чернильной черноте мироздания. Альбом экстатичен и харизматичен. В его мелодиях и риффах много силы и дерзновения, но в то же время он ещё и очень непредсказуем, а длинные, эпичные композиции тут легко сочетаются с совсем коротенькими трёхминутными скетчками-зарисовками.

Невозможно остаться равнодушным, когда звучит этот диск, а ещё один дополнительный бонус и особенно сильная черта Emerald Woods это честность и сырая андеграундность проекта. Настоящий тру-олдскул-атмосферик блэк-дэт с эпизодическими вольностями и самобытностями в плане записи, звучания и мастеринга, но от этого ещё более живой, настоящий и аутентичный. Всё как в незабвенные былые времена первых дисков Bathory и Venom, а затем и пластинок Ancient Rites с Bal-Sagoth, когда всё это чёрное волшебство казалось таким удивительным и наделённым особым смыслом, а чёрные города обречённых ощущались в их треках так близко и реалистично.

Очень многообещающе и размашисто звучит интро “Colonists”, а дальше альбом как будто переходит на сверхсветовые скорости и уже не даст вам опомниться, опрометью унеся за собой в бездонные бездны космоса. Всё тут в целом в духе классических Covenant, Ancient Rites, Bal-Sagoth и Ancient, но в сияющей дэт-метал-броне и с массой неожиданных вставок, переходов, симфонических отсылок и глубокомысленных переборов, из-за чего музыка воспринимается как объёмный кинематический саундтрек, где время от времени будут встречаться почти повествовательные куски чистого эпоса, как это происходит, например, в головокружительной “Fallen Empires”.

Мне трудно удержаться от сравнений Emerald Woods с Drunemeton, но у этих двух проектов действительно не так уж и много общего, разве что их убеждённая приверженность правдивости, андеграунду и олдскулу, да влюблённость в первородный блэк грёз и странствий. А вот ещё одна ненужная и лишняя ассоциация, которую мне всё-таки хотелось бы озвучить – параллель к обложке классического диска Nocturnus “Thresholds”, с которыми Emerald Woods, конечно же, мало общего, однако по размаху и по глубине проработки космической тематики перед нами сейчас нечто именно такого плана, что вполне можно назвать cosmic metal.

Emerald Woods очень буквально поняли известную латинскую поговорку «сквозь тернии к звёздам», и их материал звучит сейчас именно так – звёздно и тернисто. Много мечтательности и восхищения вечной красотой далёких звёзд, много сырости и слегка какофоничной патетики первородного мелодик-дэта a la At The Gates, Dark Tranquillity и Myrkgand, много жёстких риффов, атмосферы и чувств, а всё вместе это выглядит как очень вдохновенный и зачарованный гимн восторгам вечной космической ночи, что особенно отчётливо ощущается в бесподобной бессловесной балладе “The Gates” и в сменяющей её литании низверженному величию под названием “Fallen Empires”.

Убедительный, почти трэшевый звук гитар, угловатые переходы вроде тех, что так впечатляли меня на “Dom Carcosa” у Ancient Rites, и промозглые рисунки вокальных линий запросто переходят на альбоме в чистый и просто чистейший симфонизм на грани с неоклассикой, как это происходит, например, в первой части “End Of The Cycle” и “Monoliths”, что с последующим возвращением к шумному и порывистому блэку работает просто феерично. “Distant Stars” опасен и непредсказуем, здесь очень много воздуха, помпезности, хоров и намёков на настоящий симфо-метал терионовского розлива, но звучат Emerald Woods всё равно иначе, радуя органичными отсылками к Limbonic Art и Profanum.

Стоит упомянуть, что девятый трек “Space And Stars” является авторской переработкой трека “Космических рейнджеров”, музыку для которых в оригинале написал Василий Шестовец, и эта не особо-то и спрятанная на пластинке «пасхалка» вносит очень ощутимое разнообразие в альбом и повышает его общий удельный вес. Гимн всем тем, кто воспринимает творчество и музыку как возможность побега от реальности и ценит их именно за это. Ещё более глубокое проникновение в толщи космической эстетики и в инспирированный космосом ритуальный оккультизм, ещё более всестороннее переплетение симфо-дэта, неоклассики и эмбиента, и вообще – мистерия и алхимический эксперимент со звуком, от которого мороз идёт по коже.

VenXor постарался на славу, и действительно смог создать свою маленькую вселенную в рамках музыкального альбома. Для любителей Ancient, Ancient Rites, Covenant, Bal-Sagoth, Borknagar и Vintersorg его “Distant Stars” просто находка и подарок. Это альбом, который можно слушать и переслушивать бесконечно, а эти интеллигентные, слегка отстранённые риффы и строгий хрип отвергнутого тёмного демиурга сразу же запоминаются и надолго застревают в памяти. Проект нашёл собственную стилистическую нишу, очень неплохо смог проработать выбранную тему, и даже недостатки альбома в конечном итоге являются его плюсом и сильной стороной, добавляя диску аутентичности и правдивости. Это просто космос. Сырой и хтонический космос космо-металла.

Рецензия на мини-альбом проекта Мянд/Минеев "Фантасмагория"

04-03-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Изначально этот дуэт назывался Rose In Chaos, но затем всё на какое-то время замерло, а в итоге музыканты решили произвести ребрендинг, и проект обрёл современные очертания. Дмитрий Мянд (вокал, тексты, музыка) и Тимофей Минеев (гитары, музыка) уже в названии своей обновившей вывеску группы решили отразить профессиональный подход и максимальную честность, которая заключается в том числе и в том, что авторы любят качественную тяжёлую музыку, ценят мелодии и профессионализм, но не хотят иметь ничего общего с ненужным пафосом и громкими эпитетами. Они делают всё просто и по-взрослому, а потому и песни пишут именно такие – взвешенные, настоявшиеся и серьёзные. Без патетики в названиях и громких заголовков, но с полной ответственностью во всём, что касается самого материала и его звучания.

Дмитрий и Тимофей начали работать вместе 2007 году, и результатом их совместных сейшнов очень скоро стала весьма неплохая рок-опера “Arbitrium” (2008), вдохновлённая группами вроде Эпидемии и Avantasia. Это и был их первый альбом и первое совместное творчество, а теперь настал черёд продолжения и второй главы, о которой мы и поговорим. Перед нами всё тот же прогрессив, но наши авторы совсем не чураются хулиганства, и разнообразные музыкальные предпочтения участников проекта (от классики и джаза до пауэр-металла и скандинавского блэка) просто не могли не найти своего отражения в их собственных музыкально-лирических поисках, что становится очевидно с самых первых секунд звучания их свежего диска. Хорошо поставленный голос Дмитрия сразу же располагает к себе и напоминает о рок-оперном прошлом музыкантов (что делает, кстати, и масштабная “Исповедь Иуды”), но это только вершина айсберга.

Необычный звук, непредсказуемые смены темпа, изломанные ритмы, каждый раз меняющие направление вокальные линии – всё вроде бы и следует в русле Dream Theater, Fates Warning и Factory Of Dreams, и следует не совсем. Музыкантов привлекает идея играть прогрессивный метал без каких-либо рамок и ограничений, и на их втором диске всё именно так и происходит. Перед нами как будто облегчённый вариант Sadist времён “Tribe”, много профессиональных и заковыристых гитар, нелинейных клавишных и порой почти атональных перехлёстов в аранжировках – словом, аудио-составляющая данного релиза вполне адекватно отражена в его обложке и в названии, и это действительно самая настоящая фантасмагория в звуке, от которой у вас наверняка закружится голова, а земля станет уходить из-под ног.

Пространный перебор открывает титульную вещь, помещённую на альбоме вторым номером, и тяжеловесных размышлений тут очень много. Лирическим лейтмотивом, проходящим красной нитью через все песни мини-альбома, стала библейская тематика и философские вопросы нашего существования. “У каждой жизни есть свой срок. И страшно думать, что за ней” – слышим мы в треке “Фантасмагория”, и эта проблема посмертной участи нашей души на самом деле тревожит авторов и получает глубокую и всестороннюю проработку на альбоме. Я бы даже сказал, что серьёзность проработки концепции в данном случае даже глубже, чем то требуется в рамках музыкального EP, и авторы отнеслись к лирической составляющей диска с повышенным пиететом.

Впрочем, серьёзность в данном случае абсолютно не предполагает занудность и занудство, а находчивость и искристая харизма наших сегодняшних героев на самом деле сообщает их диску какое-то парадоксальное и ни на что не похожее очарование. Я называю их прогом и прогрессивным металлом, но, строго говоря, это не совсем традиционный и классический прог-метал. Точнее, совсем не та его инкарнация, к которой мы все привыкли. Тут что-то в духе Savatage времён “Dead Winter Dead” и “Poets and Madmen”, но с ещё большей свободой, с ещё большим количеством смачных гитарных пируэтов и с совершенно балдёжным растворением во всей этой музыкальной вакханалии, которой совершенно невозможно не проникнуться.

Работа над материалом велась в общей сложности более десяти лет, но результат поистине стоит того. Авторы серьёзно подошли к реализации своих задумок и неспроста обратились к Mayhem Project Design за красивым и стильным оформлением – слушатели, имеющие склонность встречать новые релизы по обложке, явно останутся довольны и не пройдут мимо их релиза. Ну а я могу добавить, что моё эстетическое чувство просто ликует и вовсю радуется такому громкому и осмысленному диску. Всё то, за что я люблю AcatoniA и Dream Theater, тут у нас в ещё более смелом и импозантном воплощении, ну а лирика на пластинке просто выше всяких похвал, и на самом деле заставляет задуматься и проникнуться теми месседжами, которыми музыканты наполнили свой диск.

А тем временем мы продвигаемся по хронометражу “Фантасмагории” и продолжает альбом самая изломанная и даже чуть ли не панковская по энергетике “Ячменное зерно”. Рванные риффы, традиционная хэви-метал-патетика в духе ранних Арии/Легиона и плакатные воззвания a la Чёрный Обелиск тут отлично сочетаются с прогрессивными лезвиями гитар и неожиданными переходами. Инструментальная эквилибристика доходит до своего апофеоза, когда звучит соло, и это действительно почти авангард. Гитары ревут, визжат и пересекаются друг с другом в неистовом танце с саблями, и есть в этом действительно нечто от тех времён, когда хэви-метал-музыканты почитали за особую честь для себя переигрывать «Полёт шмеля», «К Элизе» и «Картинки с выставки», а уровень владения инструментами позволял им это делать.

Ну и заканчивается всё нежной и пространной балладой “Замкнутый круг”. Здесь в ход идёт электроника, подход к аранжировкам кардинально меняется, и мы слышим фантазию на тему, как могла бы звучать классическая вещь Мастера “Ещё раз ночь” сейчас в 2024 году. Да, хэви-метал тоже может отказываться от гитар и ниспадать в бездны синтетических коллизий, но в то же время не переставать быть собой. Шесть треков, ставшие в итоге альбомом “Фантасмагория” максимально разнообразны и контрастны, но в каждом из них неизменно присутствует безупречная прог-составляющая, бьющая навылет правдивость и невероятная душевность. Как Чёрный Обелиск, Ария и End Zone, но по-своему и в своём собственном стиле Мянд/Минеев.

Свежий EP этой группы можно с уверенностью рекомендовать всем, кто интересуется хорошей и правильной музыкой, не желающей увязать в трендах и PR-играх масс-медиа. Здесь всё честно, искренне, от души и с хорошим академическим базисом, а это значит, что “Фантасмагория” вас точно не разочарует, а возвращаться к ней вы будете часто и с большим удовольствием. Искорка безумия в голосе a la Мефистофель и такая же пламенная харизматичность в плане подачи, скорее всего, привлекут сюда поклонников Девина Таунсенда, Obanash и Hagat, но этими отсылками дело здесь не ограничивается, а порой мне даже слышалось на их актуальном EP что-то от Nightingale. Честный и качественный метал с претензией на театральность и серьёзность.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N3 (2024). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на сингл проекта Deepwater Lifeforms "Mesopelagica"

03-03-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Таинственный проект, название которого переводится как Глубоководные Формы Жизни, вынырнул со своим дебютным синглом как будто из ниоткуда и тут же начал делать всё, чтобы прочно приковать к себе внимание слушателей. По звучанию всё в данном случае получилось на самом деле очень глубоководно и утробно: басы мега-шершавы, фортепиано разит холодом вечности и обречённой оставленностью склепа, акустика и атмосфера во всём этом такая, что просто продирает насквозь, а восторг бежит по спине юрким и быстрым угрём, пробуждая в тебе одновременно печаль, радость, тревогу и восхищение.

И всё это длится семь долгих минут бесконечных блужданий во тьме потерянности. Никакого вокала, ничего отвлекающего или хоть сколько-нибудь человеческого, но в то же время очень сконцентрировано, величественно и осмысленно. В “Mesopelagica” нет перебарщиваний с холодом и хаосом, нет каких-то радикальных ниспаданий в нечеловеческое, но в то же время всё очень концептуально и собрано. Настоящая печальная красота и притягательность гнетущей обречённости, которая далеко не всегда бывает столь же прекрасна и величественна, как это вышло на дебютном сингле у мастермайнда Deepwater Lifeforms.

Третьего марта в три часа ночи из глубин хаоса показалась “Mesopelagica”, и руководит всеми этими музыкальными переливами на самом деле всего один человек, настоящее имя которого звучит как Mark Morgan. Как повествуют официальные источники, Deepwater Lifeforms – это one-man-проект из Санкт-Петербурга, создан он в начале 2020 года и использует в своём саунде фортепиано и две бас-гитары с целью продолжения концепции таких проектов, как Mohraang и Morphugoria. Ну а что до концепции, то здесь всё вполне понятно уже по названию и по обложке – толщи морских стихий, океаны атараксии, водопады забвения и бесконечные озёра самокопаний.

Хочется вспомнить в связи со всем этим Aesma Daeva, и эти аллюзии действительно помогут вам понять, чего же ждать от музыки проекта. С одной стороны, тут будет много чистой мистики ушедших под воду обитателей суши, а с другой – не меньше мистики в духе загадочных и неизвестных существ, обитающих на глубине, недоступной человеку. Гигантские кальмары, спруты, акулы и медузы водят зловещие хороводы на арте, ставшем в итоге обложкой дебютного сингла Deepwater Lifeforms, и не случайно вам почудилось во всём этом нечто ритуальное – музыкальный материал “Mesopelagica” действительно кажется саундтреком к какому-то обряду.

Если вы любите глубоководный дрон-дум скрывшихся под водой цивилизаций, то “Mesopelagica” должна как нельзя лучше прийтись ко двору и порадовать на все сто. Нечто отдалённо похожее нам присылал на днях новосибирский маэстро СиН со своими Four Gates Of Sin, Sleep Overdose и Y’Ha Nthlei, но у Deepwater Lifeforms резче контрасты и больше музыкальности, хотя это вовсе не означает, что проект собирается играть поп-вариант drone-упадка. Наш сегодняшний герой всего лишь старается найти в безжизненной обречённости максимум красоты и романтики, и мне эти попытки даже напомнили в какой-то момент неоклассическую группу Ophelia’s Dream.

Все мы помним, что такое beauty in darkness, ну а Deepwater Lifeforms – это beauty in drone melancholic pessimism и тотальное растворение в покинутых всеми богами коридорах ушедших под воду цивилизаций. Музыка неумолимого погружения в глубины изоляционизма, рай для интроверта и всё то, что З.Н.Гиппиус в своё время так хорошо выразила в стихах своими замечательными рифмами: «и неподвижен тихий пруд, но тишине не доверяю, и вновь душа трепещет, — знаю, они меня и здесь найдут. И слышу, кто-то шепчет мне: "Скорей, скорей! Уединенье, забвение, освобожденье — лишь там… внизу… на дне… на дне…".

Рецензия на альбом группы Existenter "Existenter"

29-02-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

После внушительной череды синглов курские экспериментаторы из Existenter со своим новоприобретённым вокалистом Андреем Тереховым возвращаются с полноформатником, и это снова вызов и испытание для всех. Они не устают исследовать возможности собственного разума и его потенциал в преломлении привычных музыкальных путей и троп, и сегодня у нас именно тот случай, когда на вас снизойдёт настоящая лавина звука, и от неё будет абсолютно негде укрыться.

И в итоге у них действительно получилась самая настоящая саунд-глыба. Шквал, фонтан искрящего экзистенциальными парадоксами сознания. Тут чувствуется и опыт музыкантов, и их невероятная сыгранность, и смелость их идей, но ничто из перечисленного не кажется нарочитым, надуманным или слишком выпирающим. Напротив, всё очень органично и целостно. Группа решила как бы начать всё с чистого листа, и именно об этом намекает своим слушателям названием нового лонгплея.

И это очень мощное и концентрированное начало. Пять треков с этого альбома внимательные слушатели, и я в том числе, уже слышали в виде синглов, но теперь перед нами целых пятнадцать композиций, и тут будет чему удивиться, чем проникнуться и где заблудиться словно в джунглях. Как говорят сами музыканты, “Existenter” – это альбом, который призван продемонстрировать текущий стиль и новое лицо группы, он дает мощную отсылку к самой сути существования человека, и на поверку всё именно так и оказывается. Музыкальный челлендж в виде альбома.

Я начинаю слушать диск с открывающей его “Street Walk Pt.1” и погружаюсь в совершеннейший шок. Да, тут есть гитары и намёк на метал-прошлое группы, но электроники и поп-гармоний в данном случае столько, что их можно носить вёдрами, и останется ещё пара цистерн. “Street Walk Pt.2” со своим речитативом и пружинящим хип-хоп-саундом даёт понять слушателю, что никаких границ у фантазии и экспериментов тут не будет, а нас ждёт самый настоящий взрыв сознания и вынос мозга (в хорошем смысле, конечно же), но и это ещё не предел.

Если обратить внимание на тексты этих двух треков, на которые Existenter, кстати, планируют снять клипы, становится ещё интереснее. Перед нами своеобразное переложение классической рок-оперы Savatage “Streets” на язык современной культуры и цифровых реалий 2024 года. У треков англоязычный текст, но понять сюжетные перипетии, раскрывающиеся там огненными цветами, не составляет большого труда, и я уже заранее предвкушаю, как это всё будет на видео: мальчик-идеалист, благородный бандит, словно из диккенсовских “Больших надежд”...

Немного разгружаем сознание под уже знакомый нам по синглу трек “Оставь былое” и снова ныряем в бездны пружинящей и почти дискотечной электроники “Nightmare”, которая лишь некоторое время спустя обрастает поддержкой рок-инструментария и наращивает мускулы гитарного драйва. И, кстати, кроме гитар и рокерской ритм-секции в данной вещи практически и нет ничего от традиционного рока. Разве что прозрачные аллюзии к Korn и Linkin Park, которые органичнейшим образом перекликаются с намёками на Morcheeba и Massive Attack.

Я слушал альбом и вспоминал, как впервые познакомился с творчеством финнов из Waltari на их дэт-метал-симфонии 1996 года. Тогда у меня был очень похожий когнитивный диссонанс, и я тоже очень удивлялся смелости и головокружительной безрассудности тех фриковатых саунд-гурманов. Ну а Existenter в пучины дэт-металла не бросаются, а просто скрещивают рок, альтернативный метал, поп, r’n’b, нью-эйдж и разные оттенки медитативной клубной электроники, вспоминая по ходу дела все свои любимые группы из самых разных жанров, но не копируя их дословно.

Красивая и контрастно-обжигающая то огнём, то холодом “Время пришло” доводит контрасты, присутствующие на альбоме практически до максимума, и местами там даже наличествуют отсылки к уже упоминавшемуся мной только что совсем в другом контексте дэт-металлу. Что ж, играть тяжело и агрессивно наши сегодняшние герои совершенно точно не разучились, но делать однозначный упор на одни лишь гитары они теперь не хотят, выискивая менее проторенные пути и менее однозначные решения.

Большая часть песен на альбоме – это призывы, манифесты и напоминание людям о том, что несмотря на все трудности всегда есть надежда на добро, любовь и какой-то чудесный и благополучный исход. На диске зашиты также пасхалки и отсылки к разным произведениям кино и к писателям, к разным группам и жанрам, и трек с фолковым названием “Река Смородина” очень эффектно всё это демонстрирует, играя гипнотическими вокальными линиями и почти восточными мелодиями, а в тексте размышляя о людях, подверженных опасной зависимости.

Авторы попытались вложить в свой альбом максимум искренности, экзистенциальности и это действительно частичка их души, их опыта и их мировоззрения. На диске много парадоксальных, не вполне типичных и от того ещё более жизненных историй, и рассказываются они таким образом, что поверить в то, что всё это было просто придумано, абсолютно невозможно. “Existenter” густо инспирирован реальностью, и это очень явно ощущается. Как будто музыканты решили разом вывернуть душу наизнанку, рассказать всё о себе и чуть ли не исповедаться.

Седьмой трек “Moriarty” удивил меня совершенно нетипичной для Existenter вокальной работой, а вообще сюрпризы на этом альбоме будут сопутствовать вам до самого финального аккорда, и вам придётся ещё не раз удивлённо вскинуть бровь, прежде чем мы дойдём до конца этого повествования. И именно такова, кстати, не имеющая с роком практически ничего общего “The Voice Of Your Soul”, только в своей финальной части выводящая на авансцену тяжёлые гитары, но даже там остающаяся какой-то удивительной вещью в себе, ничуть не теряя своей таинственности.

Есть во всём этом нечто от Orphaned Land, Bring Me The Horizon, Amorphis и даже от Blind Guardian, Paradise Lost и HOST, но все эти отсылки и аллюзии настолько прозрачны и легки, что не потревожат вас всерьёз, а лишь очень отдалённо будут ласкать ваши интеллектуальные и слуховые анализаторы своими призрачными вкраплениями, густо и основательно перемешанными саундом в духе Amaranthe-Waltari-Linkin Park-5 Seconds To Mars-Limp Bizkit-Billie Eilish.

“True Friends” напоминает о ценности настоящей дружбы, “Dance Party” стремглав бросает в самую гущу дискотечных вайбов и сумасшедших разборок на современных дискотеках и в ночных клубах, “Autumn Wind” надрывна и драматична (пожалуй, именно эту вещь стоит назвать эмоциональной кульминацией и хитовым апогеем альбома), а “Легенда” точно так же экспрессивна и характерна, но уже в медленном балладном регистре, где мы будет только рефлексировать, нежиться в гамаках ностальгии и раздумывать о минувшем.

Ну а финишную прямую альбома музыканты всё-таки сделали более привычной и умиротворяющей для слушателя, поместив туда как раз те вещи, которые мы с вами уже слышали в формате синглов (“Аму Хаджи”, “Новый день”, “Царь”). Есть возможность ещё раз вспомнить все эти треки, повспоминать год минувший и то как мы слушали их в 2023 году в сингловом формате (только “Герой” остался за бортом и не вошёл на альбом) и ещё раз поразмыслить о том, куда же зашли в своих жанровых исканиях Existenter и что там в итоге обрели.

Наши сегодняшние герои не идут за трендами и не следуют моде, они сами создают тренды, и их актуальный полноформатник тому живое и зримое подтверждение. Музыканты предлагают своим слушателям взглянуть на мир и на самих себя с несколько непривычного угла зрения, попытаться увидеть красоту там, куда до сей поры вы даже и не думали смотреть, и это у них очень даже получается. Диск стал для меня великолепным саундтреком для книг Эльчина Сафарли, Митча Элбома и Пауло Коэльо, и это действительно органичный и глубокий альбом.

В лазерных недрах “Existenter” экспериментов и новаторства так же много, как и просто хороших и запоминающихся песен, а восторг от поиска и нахождения зашифрованных музыкантами пасхалок наверняка заставит вас возвращаться к этому альбому снова и снова на протяжении очень долгого времени. Авторам удалось вместить в этот пятнадцатитрековый альбом все оттенки всех самых узловых экзистенциальных парадоксов, и в этом плане перед нами сейчас настоящая энциклопедия нашей жизни. Книга жизни. Книга для живых. Книга для тех, кто любит жизнь.

Рецензия на сингл группы The Fall Of Creation "Philosophy Of Being"

27-02-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Истории о сотворении мира нам всем рассказывали ещё отцы дума из Candlemass на своём “Tales of Creation”, но, как известно, повторение – мать учения, и сегодня калининградские умельцы предлагают нам окунуться во всё тот же креационизм, но с привкусом гностической элитарности. The Fall of Creation долго блуждали незнамо где, подобно Гендальфу Серому, готовящемуся стать Гендальфом Белым после фатальной встречи с Барлогом, и вот они действительно возвращаются во всеоружии и с новой, обновлённой концепцией.

Почти четыре года минуло с момента выхода их альбома ”Killer Inside”, и они явно не сидели сложа руки эти четыре долгих года. Визуальные отсылки к SepticFlesh приятны и радостны, стилизованный Платон с гностическим нимбом a la гравюры Гюстава Доре убедителен и серьёзен, а название трека “Философия бытия” обещает много и разного, ну а я тем временем уже окунаюсь в бурлящие воды композиции, и это очень приятный околодэтовый гротеск с готичными инсинуациями. Много грува, хриплые гитары и такой же простуженный вокал, шершавая ритм-секция…

Да, они максимально лаконичны в своих описаниях себя, и на их ресурсах самый минимум информации, но всё это ещё больше раззадоривает аппетит и пробуждает жажду познаний и открытий. И собственно, все эти открытия встретят вас сейчас с распростёртыми объятьями в “Philosophy of Being”, в звучании которой намного больше, чем в нигилистичном и всё отрицающем тексте композиции. Чистая магия звука, первозданный шаманский ритм, настоящий рок-н-ролльный кач, ну а текст… зачем вообще вслушиваться в текст, если есть драйв, объём и вайб, который качает?!

На концертах авторы “Philosophy of Being” гремят в антураже полуразрушенного готического собора и в свете, напоминающем блики лампад. Видимо, группе действительно очень хочется погрузить своих слушателей в атмосферу старых алхимиков, безумных некромантов и богословствующих еретиков, а мне как человеку, давно питающему страсть ко всей этой тематике, данное тематическое направление, безусловно, кажется перспективным и интригующим. Оккультный At The Gates с адским лаем на авансцене получился у The Fall of Creation ярким и мелодичным.

Стоит отдельно упомянуть заковыристое и многоплановое соло на гитаре, где всполохи хаоса органично дополняют традиционную мдм-мелодичность, и в данном случае именно этот гитарный манифест стал вишенкой на торте и самым лакомым кусочком во всей нашей актуальной алхимической вакханалии. Хронометраж композиции доходит до соло, и всё тут же преображается, расцветает чёрными цветами изысканности и многократно усиливает все свои грани, давая понять слушателю, что штампами и проверенными решениями дело тут не ограничится.

А они тем временем обещают ещё и клип на “Philosophy Of Being”, и я думаю, что это будет ярко и философично – художественный арт обязывает, да и вообще громкое и размашистое начало обещает такое же громкое продолжение, и мне, привыкшему воспринимать музыку в альбомном варианте, уже не терпится поскорее приобщиться к полноформатнику этих современных нигилистов. Пачка вот таких увесистых и крепко сбитых треков, подобных “Философии бытия”, наверняка будет очень колоритно смотреться на диске с эффектным артом. Ну а в том, что он будет эффектным, я не сомневаюсь. Тут размах классицизма, тут амбиции седых учений далёких эпох, и авторы последовательно стараются соответствовать всей этой эстетике.

Показать ещё