ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом Мистера Кто! "Скрепь 42"

13-03-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Тюменский рок-н-ролльщик Мистер Кто! записал и выпустил три полноформатных альбома за четыре года и сегодня перед нами самый свежий и самый последний на данный момент из них, где под красочной и даже романтичной обложкой уютно расположились двенадцать разноплановых композиций, простирающихся от классического рока, такого же классического рок-н-ролла и блюз-рока к хард-року и поп-року. Разные темы, разные фишки и аранжировки, а объединяет всё это воедино узнаваемый голос Мистера Кто!, а также его удивительная любовь к своему делу, которая очень легко и быстро передаётся при воспроизведении диска и слушателю.

Альбом начинается с очень бодрого, хриплого и качающего хард-рока “Рок жив!”, и такой моторхэд первым пунктом хронометража свежей пластинки действительно звучит очень зажигательно и настраивает на самые лучшие и воодушевляющие вещи. Трудно отделаться от ассоциаций с Крюгер времён их классического опуса “Дети вражды”, когда звучит эта вещь, но все данные ассоциации и аллюзии ничуть ничего не портят, а только подливают масла в огонь жаркой и грубоватой рок-н-ролльной вечеринки, в которой, впрочем, помимо яростного буги-отжига время от времени будут вырисовываться поводы для светлой ностальгии и медленных танцев с вашими возлюбленными.

Нежная и даже как будто слегка инфантильная баллада “Юность” бросает альбом в другую крайность, а далее нас ждёт развязная и разухабистая, почти фолковая по сути, но аранжироваками причёсанная под некое подобие электронно-современного варианта группы Ленинград “Пятница” (с неизменной «пасхалкой» в виде бонусного исполнения «Ой, мороз-мороз» пьяными голосами невпопад в середине трека), а затем альбом вновь возвращается на мощные и уверенные хардроковые рельсы в треках “Первый” и “Мой город”, и в этих песнях мне эпизодически даже послышалось что-то от Скляра и классического Чёрного Обелиска с Крупновым.

Стопроцентный, очень взвешенный и взрослый, по-настоящему выстраданный и продирающий до корней сознания блюз слышим мы в “Красной таблетке”, но он очень скоро сменяется очередным крепким эпиком в стиле Лемми под названием “Бизнес”. Чёткие риффы, уверенный, жёстко шредирующий рок-квадрат, великолепно вписывающиеся в этот темп слова, форсированный хрип Мистера – всё тут на своих местах и невероятно складно, а мне с трудом удалось удержаться, чтобы не пуститься под эту вещь в пляс, хотя я уже и слышал её в сингловом варианте, а значит, особого эффекта новизны для меня тут не было.

И кстати, об эффекте новизны. Большинство композиций с “Скрепь 42” я действительно уже слышал в сингловом варианте, но это ничуть не повредило моему восторгу от альбома! Треки объективно хороши и этого не отнять, а не проникнуться ими на самом деле просто невозможно. Разнузданный “Корпоратив” сменяется гимном всех тех, кому уже «за», но не всё ещё «по» “За сорокет” (если вам действительно уже за 40, не полюбить эту вещь вы не сможете!), переходит в бодрый хард “Памяти” и в пронзительную балладность “Мамы” (сразу же добавил себе в плейлист), а затем всё заканчивается ещё одним сочным хитом – англоязычным блюзом “Summer”, от которого вы гарантированно окажетесь где-то высоко-высоко или глубоко-глубоко.

Мистер Кто! остаётся собой, но при этом активно расширяет сферы своего влияния, с одной стороны, осваивая тяжёлый рок, а с другой – осваиваясь на более компромиссных, коммерческих и эпатажных территориях. На данный момент этот человек может очень органично чувствовать себя и на разухабистом корпоративе, и на профильном фестивале байкеров, и в эфире у Маргулиса, и всё это будет качественно, естественно и аутентично. Хорошие тексты, профессиональные аранжировки, а что самое важное и интересное – на альбоме много-много естественности и неподдельного куража. Всё сделано в кайф и с огромным кайфом, а потому – по кайфу. Спасибо, Мистер Кто!, за такой сочный и правильный альбом! Надеюсь, на виниле это дело тоже планируется и ожидается.

Рецензия на мини-альбом проекта Mumblegore "Enter The Mumble"

12-03-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Самый ламповый, безбашенный и смелый сауд-проект отечественной дэтовой подземки возвращается со своим свежим EP, и это снова аудио-восторг. После пары демо-тейпов, об одной из которых мы писали пару лет назад, перед нами вполне официальный мини-альбом от автономного проекта Руслана Павлова из Splatterums, и это отменное продолжение всех самых впечатляющих тенденций, которыми славился его основной коллектив и отпочковавшийся от него некоторое время назад Mumblegore.

Я думаю, все уже привыкли к тому, что эти два кимрских коллектива под предводительством Руслана Павлова играют массированно, жёстко и мощно, в определённых кругах ребята уже давно стали культом, а заслуженное уважение со стороны самых крутых и легендарных групп отечественного тяжеляка лишь подчёркивает их статус и заставляет с ещё большим пиететом ждать их новых релизов, но под вывеской Mumblegore всё становится ещё более смело, яростно и откровенно, а фонтанирующий креатив Руслана просто не знает никаких границ.

Очень грубый, предельно низкий строй гитар, такой же грубый и жёсткий гроул, совершенно отвязное исполнение, масса идей и находок, катастрофическая влюблённость в своё дело – всё это всегда отличало творчество Splatterums, и сегодня у нас вновь путешествие в мир такого же крафтового дэт-металла, которое воспринимается как падение в чан с бодрящим лесным отваром, в который некогда упал знаменитый галл Обеликс. Руслан знает, за какие ниточки тянуть, чтобы олдскул не переставал быть олдскульным, но вставлял именно здесь и сейчас, и ведь как тянет!

Всё это похоже на отвязный дэтовый рок-н-ролл, но вот Entombed или кого-то из именитых дэтстеров, увлекавшихся такими вещами, практически не напоминает. У Mumblegore намного злее и тяжелее звук, они грузны и массивны как свалившийся на голову балкон, а в довершение ко всему это ещё и очень харизматично, смачно и сочно. Шесть новых треков, среди которых одно коротенькое интро, фит с Acid Spit третьим номером и один фит с Hematogen на сладкое в самом конце, а в итоге мы получаем четыре очень крутые и забористые вещи в узнаваемым стиле этих энтузиастов первородного брутал-дэта.

“Upper Abdominal Stab Wound”, при создании которого Mumblegore водили хороводы с Acid Spit, отличается повышенными скоростями и ещё более иезуитским верещанием, оттеняющим основные гроул-партии, а ещё это очень быстрый и лаконичный трек, который пролетает сквозь сознание со стремительностью неудачно упавшего с крыши кирпича. Впрочем, лаконичность вообще характерна для “Enter The Mumble”, и слишком длительных композиций тут вы не найдёте. Всё укладывается в рамки трёх минут и никогда не выходит за их пределы.

У Mumblegore нет оснований придерживаться тенденций к средневековому и утончённо-аристократическому оформлению релизов, как это взяли себе за правило не так давно Splatterums, а потому на “Enter The Mumble” вместо утончённых графов и сброшенных с лестницы дам перед нами старая добрая VHS-кассета, что ещё более подчёркивает крафтовый и аналоговый характер содержимого релиза. Mumblegore грубы и ироничны в своих лучших традициях, а сочетание разных мелких элементов по отношению друг к другу в их треках всё ближе и ближе подкрадывается к идеальному.

Я никогда не любил пигвойсы и прочие вскрики-всхрюки в дэт-металле, но даже они не портят музыкальную солянку этой команды, а пожалуй, даже делают её лучше, что становится особенно очевидно в треке ”Reek Mortician”. Ох, как рельефно и с каким огоньком они зажигают в этой вещи, и это на самом деле самый настоящий огонь! Композиция воспринимается как маленький шедевр поп-брутал-дэта и как ошеломляющий эпик в ключе такого шреда. Как некогда Finntroll скрестили блэк-метал и хумпу, так сейчас Mumblegore сплавляют воедино жаркий дэт и хэви-задор.

А когда дело дошло до заключительной, шестой по счёту вещи, записанной совместно с уже как-то рецензированной нами группой Hematogen, я понял, почему авторы назвали свой EP в пресс-релизе “всратым калом”. Нет, это не про качество звучания, это про тематику этого самого звучания. Лучше саундтрека для наступления «туалетов» в ставшей в последней время мега-популярной эпопее “Skibidi toilet”, чем “Chainsaw Toilet”, просто не придумать, и Mumblegore со своими коллегами из Hematogen действительно сработали просто отлично, выдав самый настоящий хит ироничного грайдкор-дэта с великолепным саундтрековым вступлением.

А итог в данном случае предсказуем – перед нами шикарнейший релиз и один из лучших дисков в своём жанре. Да от маэстро другого и не ждёшь – Руслан Павлов и его коллеги настолько завязли в перфекционизме и в погружении в нюансы своей любимой музыки, что давно стали королями всех самых впечатляющих и грандиозных дэт-метал-локаций. Они играют жёсткий дэт так, как будто это хиты Judas Priest и Iron Maiden, и сегодня в очередной раз доказали всем нам, что терпение, труд и настойчивость могут приносить порой просто фантастические плоды.

Рецензия на 7'' сингл группы Район на Район "Музыка улиц"

12-03-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Из Великих Лук продолжают приходить новые релизы, и у нас на этот раз маленькая семидюймовая пластинка, выпущенная не так давно организованным саблейблом Wings Of Destruction под названием High Spiders Records. Два трека, дебют никому не ведомого великолукского хардкор-коллектива, минималистичная чёрно-белая обложка и кристально-девственный прозрачный винил, так полюбившийся в последнее время Тирану – со скепсисом я отнёсся к этому релизу, но, как оказалось, сомневался и готовился к худшему заранее я зря.

В данном случае у нас не треугольник, как было в случае со сплитом Тиран и Blood Pollution, просто стандартный семидюймовый кругляш, но звучит он всё равно очень мощно и заковыристо. Круглые края пластинки, вращаясь на шпиле винилового проигрывателя, приглашают слушателя в мир суровых баталий и уличных разборок, которые реализуются музыкантами в духе очень плотного и трэшевого хардкора. И грохочут Район на Район как Napalm, Cro-Mags и чуть ли не Carnivore, а скепсис по поводу их творчества улетучивается на самом деле просто моментально.

Жёсткий, бескомпромиссный материал, никаких лишних сентиментальностей и усложнений, но в то же время упрекнуть группу в примитивизме вряд ли получится. Они увлечённо и концентрировано делают своё дело, играют ту музыку, которую больше всего любят, и получается у них это красиво и профессионально. И пусть они совсем не стремятся ни к какой красоте даже на уровне элементарной слаженности и сыгранности, выходит всё у них в итоге очень даже слаженно и сыгранно, хоть сведение и мастеринг ребят имеют пока ещё немало огрех и бугристостей.

Пластинка даже напомнила мне металликовский “Garage Days” и вдохновлявших их в тот далёкий 1987 год панков, настолько всё тут резво и сочно. При прослушивании на виниле появляется объём, песок, воздух, чарующая сила трения и вообще – чудеса на виражах олдскульных и снова модных сегодня носителей. В качестве же B-сайда на виниле присутствует концертный трек, и тут ещё намного больше куража, драйва и живой, необузданной энергии первозданного хардкора. Точнее, тут всё из этой концертной сырости целиком и состоит, в ней тонет и ею сочится.

Минимум лишних буковок на пластинке, стильная и эмоциональная обложка, несломленный дух андеграунда в каждой ноте и искренность, искренность, искренность. Не сказать, что мне очень уж по душе имидж музыкантов или их тексты, но проникнуться ими просто невозможно, а упрекнуть практически не в чем. Кисло улыбаться и иронизировать как над лирикой Схоластики тут не возникает желания, а жирный бас и жёсткие, то и дело смачно меняющие ритм гитары запросто перекрывают все недостатки и сырость вокальной составляющей.

И, кстати, никакого оправдания насилия ни в каком виде. Авторы сопроводили свой сингл у себя в сообществе очень разумным и здравым комментарием, и он просто не оставил мне шансов, заставив накинуть релизу лишний и не очень заслуженный балл. Что ж, хардкор с мозгами дело действительно редкое и интересное, и наши сегодняшние герои, судя по всему, на самом деле решили попробовать себя именно в данной практически несуществующей категории, от чего их дебют автоматически обрастает культурной значимостью и объективными достоинствами.

Информации про ребят не очень много, но известно, что музицировать они начали в 2020 году, а сейчас у них практически готов уже десятитрековый диск. Можно предположить, что им доводилось не раз пересекаться с местными великолукскими группами вроде Тиран и Школа Рока на одной сцене, что и привело к выпуску данного сингла в винтажно-ламповом виниловом формате. Не думаю, что ценителей на сие чудо найдётся много, но те редкие и знающие толк в подобном андеграунде романтики, которые всё-таки доберутся до сего издания, будут вознаграждены сполна. Материал качает и при всей своей несобранности звучит великолепно.

Рецензия на 12'' сплит Blood Pollution/Тиран "Fist Of The Bees"

10-03-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Как часто всякие снобы твердят, что не надо изобретать колесо, но почему бы его, и в самом деле, не изобрести заново?! В конце концов, изобретено у нас на данный момент только стандартное круглое колесо, но кто запретил вам изобрести, к примеру, треугольное? Похоже, именно так размышляли участники великолукской группы Тиран и их давние приятели из Blood Pollution, когда задумали испечь совместными усилиями свой горячий и дружеский сплит. Дело в том, что пластинка у них получилась именно треугольная. Нет, там не совсем правильный треугольник, скорее, нечто, напоминающее бумеранг (острые края у треугольника обрезаны, чтобы нерадивый слушатель не ровен час не порезался, а то, знаете ли, дай нетрезвому металлисту стеклянную пластинку в руки….), но ближе всего эта геометрическая фигура всё-таки к треугольнику.

Прозрачный большой такой треугольник с обрезанными слегка краями. Естественно, проигрывается только та 7-мидюймовая сердцевина, что расположена в самой середине, остальной же EP-треугольник просто вращается «за компанию», но выглядит это дело всё равно очень эффектно. И мускулистая пчела на конверте как будто разделяет и ещё усиливает восторг и удивление слушателя. Словно ухмыляется: а мы, в общем-то говоря, ещё и не так можем! И они ведь действительно могут. Странно слышать у группы Тиран треки с названиями “Bees And Flowers”, но суть не в этом. Мигрировавшие в формат трио Тиран всё больше углубляются в панк, не забывая, впрочем, и про свой излюбленный хаотичный трэш-дэт. Они звучат сейчас как Sodom, переигрывающий “Don’t Walk Away”, и это им очень идёт.

Но самое интересное и удивительное в данном случае даже не это. Когда звучал первый трек “To Hell And Back”, я поймал себя на мысли, что Тирану кто-то подвывает на заднем фоне, и очень несправедливо было с его стороны не указать этого таинственного бэк-вокалиста, но когда дело дошло до “Пчёл”, всё встало на свои места. Похоже, что маэстро тайно посещал всё это время педагога по вокалу, и теперь действительно научился весьма неплохо вокалировать чистым голосом, что и демонстрирует теперь всем нам в новой серии своего творчества. Это похоже на Тони Долана времён его балладных экспериментов с Venom, отчасти это даже отдаёт чистоголосыми размышлениями Питера Стила в Carnivore, и обновлённым Тиран с их ретро-прото-хэви-панк-трэшем такие чистоголосые вставки реально подходят очень неплохо.

Неспешный, раскатистый хард-рок с раздолбайским отношением ко всему на свете (и к себе в том числе) и с лёгким привкусом трэша, а сделано всё так неспешно, расслабленно и кайфово, что это просто идиллия и релакс в стиле хэви-метал. Сплит явно сделан с кайфом и для кайфа, он до краёв заряжен тёплым и всепроникающим ощущением в духе «хорошо гремим», и направлять его под иглу вам наверняка будет очень сладостно и приятно. Всё угловатое, несобранное, неправильное (даже пластинка странной и хулиганской формы и обложка не по канону и без характерной хэви-эстетики!), но вставляет и проникает в сознание только так, вызывая почти органический восторг где-то в том районе, где у нормальных людей обитают бабочки влюблённости. А ведь по ходу прослушивания “Fist Of The Bees” у вас там заведутся пчёлы, и жалить они будут от души!

Тиран представили для сингла два трека (“Bees And Flowers” и “To Hell And Back”), Blood Pollution ограничились одним номером, который назвали “Raise Your Fist”, и вот мы скрещиваем одно и другое, да и получаем кулачных пчёл, пчелиные кулаки и кулак пчёл. Как бы там ни было, несобранность группы Тиран поражает воображение своей исполнительской и жанровой пофигистичностью, Blood Pollution нарезают свой панк-метал почти как Motorhead, всячески поддерживая и укрепляя разнузданные тенденции Тирана, а всё вместе это складывается в треугольный кусок чистого восхищения старой, немодной, угловатой, но дико забористой и будоражащей сознание музыки. Слушать такое действительно лучше на виниле, а предварительно желательно как-то подготовить своё восприятие к такому ламповому путешествию.

В виниловых недрах этой необычной треугольной пластинки можно раствориться и потеряться словно в бермудском треугольнике, а единственный недостаток релиза, на мой крайне субъективный вкус, это его простоватая и блекловатая обложка. Понятно, что задумка была максимально приблизиться к треугольнику Малевича и не забыть про своих пчёл и тараканов, но я слишком люблю красочные арты классических релизов Тиран и Blood Pollution и просто не могу сейчас по-стариковски не посетовать на это. Скорее сингл, чем EP, хотя размер конверта как у самого настоящего полноформата. Что ж, показать себя с оригинальной стороны и вновь удивить собирателей своих релизов у этих олдскуллеров снова получилось, а это значит, что андеграунд жив, здоров, прекрасно себя чувствует и преподнесёт нам с вами ещё много сюрпризов. Ждём.

Рецензия на альбом проекта Emerald Woods "Distant Stars"

09-03-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Этот таинственный one-man-проект исполняет шквальный и буквально штормоподобный материал, который стилистически простирается от атмосферного и мелодичного блэк-дэта к варварскому викинг-металлу, фэнтези-блэку и даже симфо-блэку и просто симфо-металлу. Красивое название, поэтичные заголовки треков, создающая настроение космическая обложка – все габаритные очертания в данном случае указывают на то, что нас ждёт большое и захватывающее путешествие сквозь галактики, туманности и чёрные дыры нашей бескрайней вселенной, но на деле всё ещё чуть-чуть лучше и приятнее с неизменной ориентацией на классику своего жанра и на его героические эталоны, что я привык находить на альбомах новосибирского Astarium.

Но нет, тут не будет никакого аскетизма и вороньего грая вместо вокала, что так любит СиН, а вместо этого нас ждут величественные, мощные и по-настоящему размашистые дэтово-блэковые всполохи, по ходу прослушивания которых словно воочию видишь и чуть ли не кожей ощущаешь, как лидер проекта VenXor отчаянно дирижирует духам ночи и призрачным ангелам в чернильной черноте мироздания. Альбом экстатичен и харизматичен. В его мелодиях и риффах много силы и дерзновения, но в то же время он ещё и очень непредсказуем, а длинные, эпичные композиции тут легко сочетаются с совсем коротенькими трёхминутными скетчками-зарисовками.

Невозможно остаться равнодушным, когда звучит этот диск, а ещё один дополнительный бонус и особенно сильная черта Emerald Woods это честность и сырая андеграундность проекта. Настоящий тру-олдскул-атмосферик блэк-дэт с эпизодическими вольностями и самобытностями в плане записи, звучания и мастеринга, но от этого ещё более живой, настоящий и аутентичный. Всё как в незабвенные былые времена первых дисков Bathory и Venom, а затем и пластинок Ancient Rites с Bal-Sagoth, когда всё это чёрное волшебство казалось таким удивительным и наделённым особым смыслом, а чёрные города обречённых ощущались в их треках так близко и реалистично.

Очень многообещающе и размашисто звучит интро “Colonists”, а дальше альбом как будто переходит на сверхсветовые скорости и уже не даст вам опомниться, опрометью унеся за собой в бездонные бездны космоса. Всё тут в целом в духе классических Covenant, Ancient Rites, Bal-Sagoth и Ancient, но в сияющей дэт-метал-броне и с массой неожиданных вставок, переходов, симфонических отсылок и глубокомысленных переборов, из-за чего музыка воспринимается как объёмный кинематический саундтрек, где время от времени будут встречаться почти повествовательные куски чистого эпоса, как это происходит, например, в головокружительной “Fallen Empires”.

Мне трудно удержаться от сравнений Emerald Woods с Drunemeton, но у этих двух проектов действительно не так уж и много общего, разве что их убеждённая приверженность правдивости, андеграунду и олдскулу, да влюблённость в первородный блэк грёз и странствий. А вот ещё одна ненужная и лишняя ассоциация, которую мне всё-таки хотелось бы озвучить – параллель к обложке классического диска Nocturnus “Thresholds”, с которыми Emerald Woods, конечно же, мало общего, однако по размаху и по глубине проработки космической тематики перед нами сейчас нечто именно такого плана, что вполне можно назвать cosmic metal.

Emerald Woods очень буквально поняли известную латинскую поговорку «сквозь тернии к звёздам», и их материал звучит сейчас именно так – звёздно и тернисто. Много мечтательности и восхищения вечной красотой далёких звёзд, много сырости и слегка какофоничной патетики первородного мелодик-дэта a la At The Gates, Dark Tranquillity и Myrkgand, много жёстких риффов, атмосферы и чувств, а всё вместе это выглядит как очень вдохновенный и зачарованный гимн восторгам вечной космической ночи, что особенно отчётливо ощущается в бесподобной бессловесной балладе “The Gates” и в сменяющей её литании низверженному величию под названием “Fallen Empires”.

Убедительный, почти трэшевый звук гитар, угловатые переходы вроде тех, что так впечатляли меня на “Dom Carcosa” у Ancient Rites, и промозглые рисунки вокальных линий запросто переходят на альбоме в чистый и просто чистейший симфонизм на грани с неоклассикой, как это происходит, например, в первой части “End Of The Cycle” и “Monoliths”, что с последующим возвращением к шумному и порывистому блэку работает просто феерично. “Distant Stars” опасен и непредсказуем, здесь очень много воздуха, помпезности, хоров и намёков на настоящий симфо-метал терионовского розлива, но звучат Emerald Woods всё равно иначе, радуя органичными отсылками к Limbonic Art и Profanum.

Стоит упомянуть, что девятый трек “Space And Stars” является авторской переработкой трека “Космических рейнджеров”, музыку для которых в оригинале написал Василий Шестовец, и эта не особо-то и спрятанная на пластинке «пасхалка» вносит очень ощутимое разнообразие в альбом и повышает его общий удельный вес. Гимн всем тем, кто воспринимает творчество и музыку как возможность побега от реальности и ценит их именно за это. Ещё более глубокое проникновение в толщи космической эстетики и в инспирированный космосом ритуальный оккультизм, ещё более всестороннее переплетение симфо-дэта, неоклассики и эмбиента, и вообще – мистерия и алхимический эксперимент со звуком, от которого мороз идёт по коже.

VenXor постарался на славу, и действительно смог создать свою маленькую вселенную в рамках музыкального альбома. Для любителей Ancient, Ancient Rites, Covenant, Bal-Sagoth, Borknagar и Vintersorg его “Distant Stars” просто находка и подарок. Это альбом, который можно слушать и переслушивать бесконечно, а эти интеллигентные, слегка отстранённые риффы и строгий хрип отвергнутого тёмного демиурга сразу же запоминаются и надолго застревают в памяти. Проект нашёл собственную стилистическую нишу, очень неплохо смог проработать выбранную тему, и даже недостатки альбома в конечном итоге являются его плюсом и сильной стороной, добавляя диску аутентичности и правдивости. Это просто космос. Сырой и хтонический космос космо-металла.

Рецензия на мини-альбом проекта Мянд/Минеев "Фантасмагория"

04-03-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Изначально этот дуэт назывался Rose In Chaos, но затем всё на какое-то время замерло, а в итоге музыканты решили произвести ребрендинг, и проект обрёл современные очертания. Дмитрий Мянд (вокал, тексты, музыка) и Тимофей Минеев (гитары, музыка) уже в названии своей обновившей вывеску группы решили отразить профессиональный подход и максимальную честность, которая заключается в том числе и в том, что авторы любят качественную тяжёлую музыку, ценят мелодии и профессионализм, но не хотят иметь ничего общего с ненужным пафосом и громкими эпитетами. Они делают всё просто и по-взрослому, а потому и песни пишут именно такие – взвешенные, настоявшиеся и серьёзные. Без патетики в названиях и громких заголовков, но с полной ответственностью во всём, что касается самого материала и его звучания.

Дмитрий и Тимофей начали работать вместе 2007 году, и результатом их совместных сейшнов очень скоро стала весьма неплохая рок-опера “Arbitrium” (2008), вдохновлённая группами вроде Эпидемии и Avantasia. Это и был их первый альбом и первое совместное творчество, а теперь настал черёд продолжения и второй главы, о которой мы и поговорим. Перед нами всё тот же прогрессив, но наши авторы совсем не чураются хулиганства, и разнообразные музыкальные предпочтения участников проекта (от классики и джаза до пауэр-металла и скандинавского блэка) просто не могли не найти своего отражения в их собственных музыкально-лирических поисках, что становится очевидно с самых первых секунд звучания их свежего диска. Хорошо поставленный голос Дмитрия сразу же располагает к себе и напоминает о рок-оперном прошлом музыкантов (что делает, кстати, и масштабная “Исповедь Иуды”), но это только вершина айсберга.

Необычный звук, непредсказуемые смены темпа, изломанные ритмы, каждый раз меняющие направление вокальные линии – всё вроде бы и следует в русле Dream Theater, Fates Warning и Factory Of Dreams, и следует не совсем. Музыкантов привлекает идея играть прогрессивный метал без каких-либо рамок и ограничений, и на их втором диске всё именно так и происходит. Перед нами как будто облегчённый вариант Sadist времён “Tribe”, много профессиональных и заковыристых гитар, нелинейных клавишных и порой почти атональных перехлёстов в аранжировках – словом, аудио-составляющая данного релиза вполне адекватно отражена в его обложке и в названии, и это действительно самая настоящая фантасмагория в звуке, от которой у вас наверняка закружится голова, а земля станет уходить из-под ног.

Пространный перебор открывает титульную вещь, помещённую на альбоме вторым номером, и тяжеловесных размышлений тут очень много. Лирическим лейтмотивом, проходящим красной нитью через все песни мини-альбома, стала библейская тематика и философские вопросы нашего существования. “У каждой жизни есть свой срок. И страшно думать, что за ней” – слышим мы в треке “Фантасмагория”, и эта проблема посмертной участи нашей души на самом деле тревожит авторов и получает глубокую и всестороннюю проработку на альбоме. Я бы даже сказал, что серьёзность проработки концепции в данном случае даже глубже, чем то требуется в рамках музыкального EP, и авторы отнеслись к лирической составляющей диска с повышенным пиететом.

Впрочем, серьёзность в данном случае абсолютно не предполагает занудность и занудство, а находчивость и искристая харизма наших сегодняшних героев на самом деле сообщает их диску какое-то парадоксальное и ни на что не похожее очарование. Я называю их прогом и прогрессивным металлом, но, строго говоря, это не совсем традиционный и классический прог-метал. Точнее, совсем не та его инкарнация, к которой мы все привыкли. Тут что-то в духе Savatage времён “Dead Winter Dead” и “Poets and Madmen”, но с ещё большей свободой, с ещё большим количеством смачных гитарных пируэтов и с совершенно балдёжным растворением во всей этой музыкальной вакханалии, которой совершенно невозможно не проникнуться.

Работа над материалом велась в общей сложности более десяти лет, но результат поистине стоит того. Авторы серьёзно подошли к реализации своих задумок и неспроста обратились к Mayhem Project Design за красивым и стильным оформлением – слушатели, имеющие склонность встречать новые релизы по обложке, явно останутся довольны и не пройдут мимо их релиза. Ну а я могу добавить, что моё эстетическое чувство просто ликует и вовсю радуется такому громкому и осмысленному диску. Всё то, за что я люблю AcatoniA и Dream Theater, тут у нас в ещё более смелом и импозантном воплощении, ну а лирика на пластинке просто выше всяких похвал, и на самом деле заставляет задуматься и проникнуться теми месседжами, которыми музыканты наполнили свой диск.

А тем временем мы продвигаемся по хронометражу “Фантасмагории” и продолжает альбом самая изломанная и даже чуть ли не панковская по энергетике “Ячменное зерно”. Рванные риффы, традиционная хэви-метал-патетика в духе ранних Арии/Легиона и плакатные воззвания a la Чёрный Обелиск тут отлично сочетаются с прогрессивными лезвиями гитар и неожиданными переходами. Инструментальная эквилибристика доходит до своего апофеоза, когда звучит соло, и это действительно почти авангард. Гитары ревут, визжат и пересекаются друг с другом в неистовом танце с саблями, и есть в этом действительно нечто от тех времён, когда хэви-метал-музыканты почитали за особую честь для себя переигрывать «Полёт шмеля», «К Элизе» и «Картинки с выставки», а уровень владения инструментами позволял им это делать.

Ну и заканчивается всё нежной и пространной балладой “Замкнутый круг”. Здесь в ход идёт электроника, подход к аранжировкам кардинально меняется, и мы слышим фантазию на тему, как могла бы звучать классическая вещь Мастера “Ещё раз ночь” сейчас в 2024 году. Да, хэви-метал тоже может отказываться от гитар и ниспадать в бездны синтетических коллизий, но в то же время не переставать быть собой. Шесть треков, ставшие в итоге альбомом “Фантасмагория” максимально разнообразны и контрастны, но в каждом из них неизменно присутствует безупречная прог-составляющая, бьющая навылет правдивость и невероятная душевность. Как Чёрный Обелиск, Ария и End Zone, но по-своему и в своём собственном стиле Мянд/Минеев.

Свежий EP этой группы можно с уверенностью рекомендовать всем, кто интересуется хорошей и правильной музыкой, не желающей увязать в трендах и PR-играх масс-медиа. Здесь всё честно, искренне, от души и с хорошим академическим базисом, а это значит, что “Фантасмагория” вас точно не разочарует, а возвращаться к ней вы будете часто и с большим удовольствием. Искорка безумия в голосе a la Мефистофель и такая же пламенная харизматичность в плане подачи, скорее всего, привлекут сюда поклонников Девина Таунсенда, Obanash и Hagat, но этими отсылками дело здесь не ограничивается, а порой мне даже слышалось на их актуальном EP что-то от Nightingale. Честный и качественный метал с претензией на театральность и серьёзность.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N3 (2024). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Показать ещё