ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Phantom Days "Phantom Days"

18-02-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эта группа характеризует своё музыкальное кредо как punk / grunge decadence и именно такое декадентство представляет на своём дебютном восьмитрековом альбоме. И не случайно в более расширенном варианте этого самоопределения они вспоминают и про метал, ведь в их музыке нет какой-то особой саунд-грязи, совсем нет панковой инструментальной какофоничности, а звучат они порой почти как Sentenced, Poisonblack и чуть ли не Metallica. Что-то нереальное, розово-марганцовочное виднеется на обложке их альбома, и в первый момент я даже не знал, что и думать по поводу такого арта, однако когда из колонок послышался звук, всё вдруг встало на свои места. Вероятно, как раз так и должны выглядеть и звучать фантомные дни, которые ты помнишь с полной отчётливостью и даже скучаешь по ним, но которых нет ни в одном календаре.

Я по-прежнему не знаю, откуда эти цвета и что они делают на картинке, ставшей в итоге обложкой их альбома, но к эклектичной музыке этой команды они подходят очень аутентично! Вокал у Phantom Days разом и напоминает Хэтфилда, и не напоминает, в риффах чувствуется метал и готичная меланхолия, но в то же время очень много расслабленности и тусовочного огня – что ж, этот альбом действительно как будто соткан из разных музыкальных полюсов, но всё вместе это выглядит и звучит очень даже гармонично! Отстранённая “Spades” начинает свой рассказ издалека и как будто отсылает нас к The 69 Eyes, намёки на фанк, System Of A Down и речитатив в “Wave In The Dark” сменяются почти металликовскими риффами и отвязной дурашливостью в традициях NOFX в “Run On A Blade”, но всё это Phantom Days, и везде они моментально узнаются.

Первые признаки сознательной активности от Phantom Days стали проявляться в конце 2022 года, но уже сейчас коллектив звучит так, будто бы штурмовал сценические подмостки очень долго. Их не упрекнуть в несыгранности или отсутствии идей, они не кажутся третьесортной калькой с Nirvana или Soundgarden, и уже это огромное достижение, если мы говорим о команде, которая решила пробовать себя именно в направлении гранжа, панка и альтернативы. А завершается всё у них на альбоме пространным инструменталом в лучших психоделично-мистических традициях Alice In Chains, и это великолепное многоточие после такого преисполненного точек, запятых, восклицательных и вопросительных знаков релиза. Адекватнее спровоцировать желание продолжения у авторов вряд ли бы получилось. Хотя всё-таки получилось.

Ведь они ещё сняли красочный клип на второй трек с диска. Трек называется “Heroes”, и клип на него действительно оставляет очень приятное впечатление. Тут и девушка в белом платье a la Алиса Льюиса Кэролла, и карлик, и музыканты, играющие на какой-то заброшке, а всё вместе это складывается в красочный и обладающий достаточно нетривиальным сюжетом мини-фильм, от которого в итоге остаётся весьма симпатичное послевкусие. Драйвовый звукоряд, не менее драйвовый видеоряд, съёмки и режиссерская работа на высоте, игра задействованных в клипе актёров на уровне, вплотную приближающемся к профессиональному, а в конце ещё и своеобразное видео-послесловие, эдакий PS-бонус, и вот в итоге перед нами видеоролик, который хочется пересматривать снова и снова, а воспринимается он как музыкальный артхаус.

У этих ребят очень забавные, хаотично-рассредоточенные барабаны, одна музыкальная тема запросто сменяется на альбоме бриджем как будто совершенно из другого жанра (что, кстати говоря, очень характерно происходит в “Wave In The Dark” и в той же “Run On A Blade”, где цитаты из Red Hot Chilli Peppers совершенно естественно уживаются с катастрофическим панковым раздолбайством, в отдельных фрагментах практически дотягивающемся до территорий The Exploited). А в целом перед нами очень сочные, плотные, риффовые и кайфовые треки, плотный и адекватный звук, а такие вещи как “My Way” это настоящие хиты и вершины альбома, и я даже по ходу первого прослушивания не удержался от того, чтобы переслушать эту песню трижды – очень уж хороша! Всё звучит как олдовый вариант Metallica на минималках, но в этом очень много своей особой прелести.

Я никогда особо не любил панк и гранж, но дебютная работа Phantom Days мне понравилась, хорошо запомнилась и вызвала желание возвращаться к ней снова, что связано как раз с умением музыкантов капеллы быть ядерными, разными и непредсказуемыми. Не просто панк, не чистый гранж, но что-то между, рядом, около и двумя ногами увязшее в каждом из данных направлений. И, кстати, такие треки как “JoyRide” могли бы впечатлить даже Хэтфилда с Ульрихом, ведь по своему стилю и звучанию они имеют достаточно много общего с их легендарным “Garage Days Re-Visited” и с множеством вдохновлявших в те времена “металликовцев” панк-коллективов. Я в курсе, что никто не поверит тому, что какой-то безвестный коллектив из ниоткуда может честно получить 5 из 5 со своим дебютом, но по-другому просто не могу. Альбом крутой.

Рецензия на альбом проекта Mifious "Shadow Play"

16-02-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Участник этого таинственного неоклассического проекта Яков Босых очень любит музыку на виниле и с удовольствием издаёт свои собственные релизы в этом формате. Разговоры о звучании хорошей и правильной неоклассики на пластинках мы с ним вели ещё в 2016 году, когда, помнится, выходил его альбом “Phantasmagoria”, который был тогда доступен и на CD, и на виниле, но с немного отличающимися треклистами, а Mifious праздновал своё десятилетие. Яков никогда не скрывал своего особого пиетета по поводу виниловых пластинок и откровенно говорил, что гордится тем, как звучит его музыка на этих винтажных кругляшах, ну а сейчас у нас с вами есть замечательная возможность убедиться в том, что гордится он не зря.

Итак, я достаю с полки полученный пару дней назад на почте экземпляр “Shadow Play”, с удовольствием отмечаю, как удовлётворённо хмыкает моё эстетическое чувство при визуальном контакте с этой медно-красной пластинкой, зажигаю свечи в красивых средневековых канделябрах и готовлюсь внимать музыке. И я не случайно про свечи и канделябры. Воспринимать музыкальный материал Mifious на самом деле желательно в соответствующем антураже, и даже сам автор позирует на обратной стороне пластинки на фоне старинных книг и обретающихся в непосредственной близости от него черепов – обстановка при прослушивании в данном случае на самом деле имеет серьёзное значение и может очень поспособствовать адекватному восприятию музыки.

Но не ждите от “Shadow Play” чего-то слишком мрачного, зловещего или гнетущего. У меня первой ассоциацией по ходу прослушивания нового релиза музыканта и вовсе был Ричард Клайдерман и воспоминания о том, как я впервые знакомился с его творчеством в раннем детстве. Всё очень легко, мечтательно, светло и достаточно однозначно, но в этой простоте как раз и кроется в данном случае какая-то особая и чарующая сила. Просто набор музыкальных скетчей и этюдов, в которых отражены такие же фрагментарные мысли, переживания, эмоции, но всё вместе это складывается в очень впечатляющую работу, которая воспринимается целостно и монолитно, а при вдумчивом прослушивании в час ночной способна дать слушателю много глубины и восторга.

Композиции на “Shadow Play” отличаются друг от друга достаточно сильно, но все они всё-таки следуют примерно в одном ключе упоительной и честной рефлексии. Здесь нет каких-то особых усложнений, нет вокала и каких-то инфернальных диссонансов, только чистая печаль и такая же чистая романтичность без привязки к какому-то стилю или какой-то определённой эстетике. Почти чистая и даже академическая неоклассика, лишь с редкими и робкими проблесками эмбиента, электроники, да с призрачными намёками на дарквейв. Мне показалось, что музыканту на “Shadow Play” захотелось отойти от клише тяжёлой и мрачной музыки, максимально уйти от всего стандартного и стереотипного, с тем чтобы попытаться передать свои чувства на языке чистых архетипов.

Собственно, именно это он и предложил нам всем на своём новом альбоме – чистую и первозданную музыку таких же чистых чувств, которые даже не думали о том, чтобы стать словами или даже примерить на себя одежду слов. Трудно отделаться от аналогий с поздним творчеством Lacrimosa, и когда дело доходит до второй стороны пластинки, эти аллюзии усиливаются многократно (так и кажется, что вот-вот послышится знакомый голос Тило Вольффа), однако завершается всё очень авангардно, и мне по ходу звучания последнего трека даже вспомнились Шнитке и Скрябин. Что ж, вечер или ночь за роялем действительно могут быть очень даже увлекательными, и Mifious своим актуальным релизом всё это нам продемонстрировал.

Есть что-то от Queen и от их интеллигентной сдержанности в треках, в звучании и в построении композиций “Shadow Play”, но в случае с сегодняшним релизом перед нами всё-таки не рок и не арт-рок, а нечто вплотную примыкающее к классике и к готическим интерлюдиям Lacrimosa времён “Echoes”. Как если бы кто-то вдруг задумал переиграть швейцарских готов на одном только фортепиано, не прибегая ни к каким более дополнительным средствам выразительности и всё заключив в этом грандиозном минимализме, и, кстати говоря, именно в минимализме в данном случае вся соль и весь специфический колорит рецензируемого лонгплея. Ничего лишнего, всё очень камерно, сфокусировано, сконцентрировано и сосредоточено – предельное погружение в тему.

И я вновь могу согласиться, что Яков не зря так ратует за винил и так гордится своими релизами в данном формате – звучит его материал на пластинке действительно первоклассно, а впечатляющее оформление поблёскивающего через слюду упаковки арта, довершает большое и патетическое впечатление от альбома. Ну а лично мне очень импонирует как раз простота и прямолинейность “Shadow Play”, вот это отсутствие каких-то чрезмерных или надуманных пассажей, абсолютное нежелание автора мудрствовать лукаво и искать сложное в простом. Эта музыка чиста как лунный свет и прозрачна как печаль, и в этом смысле она прекрасна. Музыка, которая не нуждается в словах и пояснениях, а самодостаточна уже самим фактом своего бытия, словно музыкальная шкатулка из далёкого и прекрасного детства.

Рецензия на сингл Кати Барселоны "Эра Севера"

16-02-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эта московская певица и ныне независимая сольная исполнительница долгое время выступает в составе кавер-группы Barcelona Band и по-прежнему остаётся её вокалисткой, но в какой-то момент она решила попробовать себя в автономном творчестве. Уже в 2020 году у неё вышло несколько синглов, а затем всё развивалось и расцветало в том же самом направлении, и это было разнообразно, красиво, душевно и хорошо. На первый взгляд, просто самый обычный софт-рок, но он звучит так искренне и искристо, что не проникнуться этими песнями и не полюбить их просто невозможно. Сначала она творила и издавала свои творения под крылом лейбла Moscow City Records, но затем их пути разошлись, и теперь Катя Барселона делает первый шаг навстречу полному неожиданностей сольному плаванию, однако своему характерному стилю не изменяет.

“Эра Севера” – это тоже традиционный для Кати звонкий поп-рок, преисполненный позитивных вибраций и жизнеутверждающих вайбов, разве что в этот раз певица более резка и серьёзна. Всё начинается с пения птиц, и звучит поначалу трек как баллада, но очень скоро в ход идут тяжёлые гитары, появляется настоящий рокерский драйв, и мы окунаемся в материал в традициях Heart и даже Vixen. Композиция качает и зажигает, тут очень много плотных рокерских фишек, и звучит всё это по-настоящему забористо и убеждённо. Практически всегда в палитре её треков присутствовали какие-то лёгкие и неуловимые отсылки к фолку и этнике, и сейчас без них тоже не обошлось, и, напротив, их стало даже больше, однако в целом перед нами всё-таки достаточно жёсткий и традиционный рок.

Ну а самое важное, о чём тут стоило бы сказать, это лирическая составляющая композиции, те смыслы и те месседжи, которые исполнительница вложила в свою новую песню. «Мир меняется, и иногда кажется, что природа внутри и снаружи застывает или исчезает, а на смену приходит новая Эра Севера. Все циклично. Важно помнить одно - внутри каждого из нас есть сила, которую бережно хранит душа. Это внутренний огонь, способный зажечь свет, даже если солнце погасло, оживить природу и согреть в самый суровый холод» – говорит про трек сама Катя, а затем неожиданно добавляет: «Переходный период сейчас и в мире и нашей стране, и своей новой песней мне хотелось поддержать всех, кто служит, вдохновить их, чтобы они не забывали, что любовь - огромная сила! Она и есть тот свет внутри каждого!»

И после этих слов композиция сразу же начинает звучать как-то совсем иначе, серьёзнее, глубже, мудрее. Вот так поп-рок соприкасается с хард-роком, а простое, жизнерадостное и игривое обращается к суровому, воинственному и повседневному. И ассоциации с Guns N’Roses, которых у меня в случае с “Эрой севера” на самом деле было очень немало, очень запросто переходят тут в в сферу очень русской и очень патриотичной рок-музыки, вроде той, на которую так уверенно делала ставку Ольга Кормухина, которую Катя, кстати, даже как-то перепевала. Как будто The Runaways и Ранетки вдруг узнали о существовании Phantom Blue и Headpins, да и подумали: «ну а чем мы хуже?» А затем оглянулись вокруг и просто не смогли не сказать своего значительного слова по поводу происходящего вокруг. Сказано – сделано, и вот перед нами очень жёсткий и ревущий трек с этно-вкраплениями на актуальную и патриотичную тему, но без морализаторства.

И да простит меня не очень знакомый с историей рока читатель за упоминание не всем и не всегда безусловно известных сегодня коллективов, но мне новейшая вещь Кати Барселоны действительно напомнила не столько Эврил Лавин или Paramore, сколько заслуженный и настоявшийся за долгие годы хард-рок самого высокого качества. Единственный недостаток “Эры Севера”, на мой взгляд, состоит в том, что трек имеет достаточно скромную длительность и очень быстро заканчивается. Можно было бы больше, дольше, масштабнее и пространнее, но нюансы современного шоубизнеса и особенности восприятия людей в интернет-эпоху диктуют свои правила, и спустя три минуты и сорок секунд композиция всё-таки финиширует, намекая нам о том, что функция “repeat” предусмотрена у наших аудио-проигрывателей не просто так.

Рецензия на сингл группы Existenter "Оставь былое"

15-02-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

После отказа Existenter от затеи найти себе вокалистку и прихода в их группу Андрея Терехова в качестве фронтмена команду как будто бы прорвало. Сингл первого января, ещё один сингл седьмого января, а вот теперь перед нами ещё один трек и опять сюрприз. Всё больше электроники, всё больше нестандартных решений и разного рода модерновости – Existenter догнали и перегнали Amaranthe, а затем двинулись ещё дальше. Ещё больше смелости и эпатажных экспериментов с электронным звучанием, ещё больше разных ингредиентов. Слышишь начало трека и трудно отделаться от мысли, что перед тобой что-то из нового материала Димы Билана или Сергея Лазарева, но затем в ход идут вполне ещё рокерские гитары, и это ощущение немного притухает.

Что ж, даже Лазарев с Биланом это не так уж и ужасно. Если говорить откровенно и не мыслить шаблонами, то можно найти и у них в репертуаре нечто достойное заимствования. Как бы там ни было, нынешний Existenter себя ни в чём не сдерживает и не ограничивает. Музыканты даже не чувствуют себя обязанными оставаться в рамках рок-музыки как таковой, запросто экспроприируя приёмы и примеры из арсенала поп-гигантов, и в плане подачи это тоже очень ощущается. И пусть ещё несколько дней назад я сравнивал их с Арией и Кино, сейчас перед нами нечто совершенно иное – более современное, самобытное, авторское и ориентированное на мейнстрим. От былого прогрессива этой группы не осталось практически ни следа, а вместо него теперь чистый вайб.

У меня всегда были проблемы с тем, чтобы описать их стиль, а теперь с этим точно такие же проблемы, только выбор стоит уже не между прогрессивом, грувом, и тому подобными металлическими разновидностями, а между альтернативным роком, электроникой, современной поп-музыкой и альтернативой в самом широком и свободном понимании. Просто качающая, современная и стильная музыка, которую не стоит засовывать на какую-то одну стилистическую полку, а лучше слушать, впитывать и пританцовывать в такт – вот что такое “Оставь былое”, и этим своим синглом Existenter, кажется, вполне всерьёз готовы оставить все свои прошлые поиски, пробы и эксперименты далеко за бортом и начать всё с чистого листа электронно-гитарного восторга.

Отринув все стереотипы по поводу тяжёлой музыки и по поводу музыки вообще, они сосредоточились только на одном – играть качественно и качёво, и играть при этом так, чтобы это было экзистенциально, глубоко, по-настоящему и пронзало слушателя до самых глубин, напоминая о его самых заветных и серьёзных воспоминаниях, связанных с самой сутью человеческого в человеке. Не скажу, что именно на актуальном сингле это получилось самым идеальным и превосходным образом, но во многом получилось. Трек заставляет задуматься и вспомнить о важном, взвесить все «за» и «против» и вновь напомнить себе о каких-то важных и нужных, но давно откладываемых решениях.

Ну а идея песни “Оставь былое”, где двое молодых людей любили друг друга, но со временем их огонь утих и перерос в злость, и они решили расстаться и найти свою любовь с другими, очень явно отсылает нас к событиям, произошедшим не так давно в стане Existenter, и к их коллизиям с вокалистками (эдакий аналог найтвишевской “Bye Bye Beautiful”). Трудно не усмотреть тут определённые параллели, сложно удержаться, чтобы не озвучить эти параллели и не поделиться своим пониманием всех этих вещей, ну а в том, какое решение стоит принять, если вдруг вас гнетут сомнения, бросать ли опостылевшую привычку или продолжать жить по-прежнему, Existenter совершенно однозначны: “оставь былое”. Сами они поступили именно так, и всё указывает на то, что в этот раз всё у них действительно всерьёз и надолго.

В полном соответствии с известнейшей русской пословицей, музыканты долго запрягали, но зато потом наверняка будут быстро и хорошо ехать. Разминок и фальстартов у них было достаточно, теперь действительно пора бы уже обрести свою собственную нишу и как следует возделывать её. Чувствуется в этом и злость, о которой я уже упоминал, касаясь текстового содержания песни и чувств её лирических героев, и определённое раздражение, и хороший такой, спортивный кураж, но самое главное, что курские экспериментаторы даже не думают сдаваться и с огромным оптимизмом смотрят в своё будущее. Чувствуется, что в этот раз они уже совершенно чётко представляют, к каким фарватерам держат путь, и по этому поводу у них есть вполне определённый и детальный план. Что ж, как говорится, он сказал «поехали!» и махнул рукой!

Рецензия на мини-альбом проекта Lost Temple "Между тьмой и светом"

11-02-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

То, о чём мы так долго говорили и что так долго анонсировалось в формате EP, теперь анонсируется в последний раз. Самобытный проект Lost Temple обещает, что сейчас перед нами последний мини-альбом перед выходом долгожданного полноформатника, написанного по мотивам произведений Роджера Желязны и его фантастической Вселенной. Лидер проекта Евгений Некрасов, выступающий в проекте от лица Корвина, заручился поддержкой Галины Воронцовой, которой доверил роль Мойры, и представил нетерпеливым слушателям ещё пять треков с готовящейся к выходу полномасштабной концептуальной работы.

Включаем EP и тут же погружаемся в мир гитарных размышлений титульной вещи, которым вторит поэтичный и простой голос Корвина-Евгения, напомнивший мне в этой вещи Константина Никольского. Чуть позже в дело вступают тяжёлые гитары, и приходит понимание, что перед нами хороший хэви-метал родом из 80-х с изрядным влиянием прогрессива. Такие названия как Queensryche, Fates Warning, Royal Hunt и Manticora сами собой приходят на ум, когда звучит эта вещь, и перед нами действительно гитарная работа очень хорошего качества и достаточно нестандартные для данного жанра идеи.

То есть в идеях самих по себе, возможно, ничего слишком оригинального и нет, но в том сочетании и с той подачей, которые предлагает нам сейчас Евгений, всё это выглядит очень даже интересно и самобытно. Нельзя не отметить поэтические влияния на Lost Temple классиков русского рока и уже упоминавшегося сегодня Никольского, и текст в данном случае действительно имеет весьма солидный удельный вес в общем калейдоскопе составных частей. Клавишные своим звучанием напоминают Deep Purple и Uriah Heep, тематика и общий настрой авторов воскрешает в памяти рок- и метал-оперы, а серьёзность автора говорит сама за себя.

Композиции на альбоме, как и принято в жанре прогрессивного металла, отличаются довольно-таки внушительным хронометражем, и вероятно именно исходя из осознания данного факта автор пришёл в итоге к решению поместить на диск в качестве последнего, пятого по счёту и заключительного трека укороченный радио-вариант титульной вещи. И, кстати, даже в таком урезанном варианте композиция оказалась весьма и весьма продолжительной – как я понимаю, значимых и необходимых ингредиентов в данном случае слишком много, и оставить за бортом хотя бы какие-то их них порой просто не представляется возможным.

Но вот мы дослушали до конца открывающую альбом титульную композицию, сравнили её оригинальный вариант с радио-версией, и перед нами второй трек с EP под названием “Лица на картах”, который вновь исполнен одним Корвином и представляет собой практически ничем не прерываемый балладно-рефлексирующий монолог главного героя, а вот в сменяющем её третьем номере, что называется “Огненный лабиринт”, на авансцену, наконец, выходит Мойра, и вместе с её появлением проявляются и пространные тяжёлые проигрыши с лёгким привкусом ранних дум-метал-групп вроде Mercy, Candlemass и Solitude Aeturnus.

Альбом неспешен, повествователен, мечтателен и порывист, а недостатки вокальной техники Корвина вполне компенсируются его увлечённостью темой и буквально искрящей из колонок искренностью. Чувствуется, что книги, положенные в основу готовящегося альбома, и вообще творчество Желязны имеют для него какое-то очень глубокое и личное значение, все перипетии и нюансы повествования музыкант пропускает через себя, проживает и переживает по максимуму, а в итоге заражает своим горящим энтузиазмом и слушателя, который даже в таком меланхоличном и неспешном альбоме наверняка обретёт немало огня и страсти.

Замедленность и эпичность вообще характерны для “Между тьмой и светом”. Почти все композиции тут исполнены в сдержанном или даже откровенно замедленном темпе, и данное обстоятельство на самом деле наводит на мысли о первопроходцах задумчивого и эпичного металла, которых я уже упоминал выше и которым как раз всегда был очень по душе вот такой гнетущий и размышляющий темп. Есть во всём этом и нечто эльфийское, что напомнило мне творчество группы Nivaira, а техничные гитары и виртуозные соло как будто рисуют в памяти проекты вроде Beto Vasquez Infinity и напоминают о скрупулёзном отношении к своему делу вот таких гитаристов-одиночек.

Сами участники Lost Temple предпочитают теперь позиционировать себя просто как прогрессивный метал, но, на мой взгляд, это всё-таки в большей степени хард-н-хэви и хэви-метал. Да, тут много балладности, много клавишных, большой упор на текст и не имеется совершенно никакого недостатка в пространных проигрышах, но гитары у проекта всё-таки хэви-металлические, мощные, техничные и основательные, и это неоспоримый факт. Даже в прозрачной и романтичной “Вернусь однажды! Coda” очень много драйва и эмоционального напряжения, и воспринимаю я такие вещи всё-таки больше как хэви-метал-баллады, хотя в прогрессивности коллективу тоже, конечно же, не отказать.

Уже сейчас вполне очевидно, что готовящийся к выходу концептуальный полноформатник Lost Temple будет содержательным, горячим и увлекательным, а я жду его с особенным предвкушением по той причине, что всегда питал большую симпатию к рок-операм наших бардов-менестрелей вроде “Тампля” и “Финрод-Зонг”. В данном случае у нас, похоже, будет нечто очень тому подобное, только на более профессиональном уровне и с добавлением тяжёлых хэвиметаллических гитар. И пусть в плане вокала и саунда Lost Temple ещё есть куда расти, но их идеи и своеобразный прог-хард-н-хэви с фэнтезийным и эпичным привкусом уже сейчас очень даже хорош и с уверенностью цепляет сознание своими литературными реминисценциями.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N2 (2024). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на альбом проекта Дом Вдовы "Скотья смерть"

09-02-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Увлечённый до ужаса и мурашек древними суевериями и вытекающим из них народным мракобесием, Константин Вдоветский возвращается с новейшим шеститрековым полноформатником своего проекта Дом Вдовы, и это снова густо замешанный на некрофилическом фольклоре хоррор-эмбиент. Как видно из названия диска, в этот раз нам предлагается узнать, а затем и почувствовать на себе, что такое “скотья смерть”, и за основу концепции альбома взято именно связанное с этим поверье, которое, как мы понимаем, является попыткой суеверных и необразованных жителей отдалённых деревень объяснить массовые и беспричинные, по их мнению, случаи падёжа скота в сёлах. Вас смутило моё «почувствовать на себе»? Ну, не обессудьте, такова уж специфика данного проекта, и без этого у нас точно не обойдётся.

Ну а теперь немного конкретнее. Считалось, что появляется Коровья смерть чаще всего в день Агафьи Коровницы в виде коровы или кошки, чаще всего чёрной, или собаки, иногда в облике коровьего скелета или старой отвратительной женщины, имеющей руки граблями. С Коровьей смертью борются различными обрядами: опахиванием селения, умерщвлением коровы, кошки, собаки или иного небольшого животного и петуха (чаще всего путём закапывания живьём), зажиганием «живого огня», то есть добытого трением, перегоном скота через ров или тоннель, вырытый в земле, тканьем «обыденного» — вытканного за один день холста. Словом, на что только ни шли наши пращуры, желая обезопасить себя от невесть откуда взявшейся напасти.

Как повествует пресс-релиз альбома, для совершения обряда опахивания собирались ночью скрытно все женщины в одних рубахах, с распущенными волосами, брали в руки кто дубины или косы, на вдову надевали хомут без шлеи, запрягали её в соху и гурьбой обходили деревню. При опахивании иногда поют, призывая Коровью смерть выйти из села, так как в селе ходит святой Власий (Велес) — «скотий бог». Пропаханную борозду засевали песком. Это действо сопровождалось специальной обрядовой песней. Чтобы напугать Смерть, процессия поднимала неимоверный шум: гремели косами, сковородами, серпами, печными заслонками, поднимали крики и визг, а если встречали на пути какое-либо животное, немедленно убивали его.

На диске шесть треков, а начинается всё с титульной вещи. Далеко не всегда в треках Дома Вдовы присутствует вокал, и ещё реже он несёт какие-то месседжи, но исключения только подтверждают правило, и сегодня у нас как раз такой случай. Загробный голос декламирует такие же загробные стихи о мрачных и потусторонних вещах, а безжизненный перезвон колокольчиков отстранённо вторит стихам Ядвиги Розенпаулис: «Опричный шквал. Вертимое плясанье. В метельный рог гудит стоглавый змий. Дегтярный лапоть - сани по росстанной... Коровью Смерть под рученьки возьми. Заклятый кол вколочен в стынь загона — Он посох ей, и к выменам пустым протянут пасти биси заиконны. Конь Блед своей не спортит борозды».

Вторая вещь “Биси заиконны” чтения стихов нам уже не предлагает, а вместо этого активно и увлечённо смущает слух инфернальным бульканьем, могильными звонами и безумными напевами какого-то выжившего из ума старика, в то время как третья вещь “Лики” порадует почитателей подобной эстетики чавканьем чернозёма под ногами и всплесками болотной жижи пополам с утробными взрыками, угрожающими шорохами и жалобными стонами. Композиции на альбоме долгие, пространные, медитативные, в них много разных переходов и масса удивительных звуков, появление которых в эфире той или иной композиции зачастую происходит совершенно непредсказуемо и практически спонтанно.

Очень утробно и таинственно начинается четвёртый трек “Давится хохот вьюги”, а постукивания, переклички скрипов и уже знакомый нам замогильный голос словно водят конским волосом по напряжённым до предела нервам. Пятый трек “Месяц мякину месит” стремглав ввергает слушателя в пучину чистейшего аудио-сумасшествия без каких-либо проблесков и надежды на избавления от этой магии старой луны, ну а финальная “Смрад Скудельни” лишь обречённо сквозит своей пронзительной тоской и напоминает об ужасах потустороннего невнятным бормотанием какого-то спятившего лешего. Как и всегда у Дома Вдовы, на данном альбоме больше вопросов, чем ответов, и нет совершенно никаких готовых рецептов и решений.

Когда звучит этот альбом, мир потустороннего становится ближе, преданья старины глубокой и самые невероятные случаи из обрядовой практики славян вдруг сходят со страниц пыльных энциклопедий и обретают плоть и кровь. Это и пугает, и будоражит кровь, и встряхивает разум, и в то же время вводит в какой-то невероятный тонус от соприкосновения с незнакомым и удивительным миром непонятного и безумного. Сон разума воистину рождает чудовищ, и хоррор-эмбиент Дома Вдовы отличается как раз именно такой чудовищностью, которую можно понимать и трактовать предельно широко, ну а по сравнению с другими альбомами проекта
“Скотья смерть”, вероятно, отличается своей подчёркнутой повествовательностью и поэтичностью.

Константин с невероятным жаром выискивает все самые удивительные и парадоксальные примеры мракобесия в повседневной жизни наших предков, а затем превращает их в настоящее искусство, и я вновь констатирую, что на современной эмбиент-сцене у Николая Васильевича Гоголя и его дела есть свой очень талантливый и одарённый продолжатель. Даже не имея никаких симпатий к таким специфическим разновидностям народного творчества, можно, тем не менее, с огромным интересом и удовольствием бродить по таинственным тропинкам “Скотьей смерти”, и лично для меня этот альбом стал отличным аналогом мракобесия повседневного и прекрасной возможностью отвлечься от обыденности с её треволнениями и проблемами.

И я просто не могу вновь не отметить: действительно, лучше слушать вот такие треки, чем предаваться глупости и обскурантизму в обычной жизни. Творчество Константина учит нас разумному, доброму и вечному, следуя в этом деле давно всем известному методу «от противного», и звучит это, нужно отметить, очень профессионально. Константин не случайно проводит так много времени, выбирая себе самые лучшие девайсы для записи и обработки звука, и его дотошность в итоге окупается сторицей. Звучание альбома напоминает масштабный саундтрек к фильмам вроде “Ноября” и “Сэттээх”, но воспринимать его во всей полноте можно и безо всякого видеоряда – если у вас хорошие колонки, прослушивание данного опуса гарантированно станет для вас увлекательнейшим путешествием в мир хтонической тьмы.

Показать ещё