Рецензия на мини-альбом проекта Мянд/Минеев "Фантасмагория"
04-03-2024
Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Изначально этот дуэт назывался Rose In Chaos, но затем всё на какое-то время замерло, а в итоге музыканты решили произвести ребрендинг, и проект обрёл современные очертания. Дмитрий Мянд (вокал, тексты, музыка) и Тимофей Минеев (гитары, музыка) уже в названии своей обновившей вывеску группы решили отразить профессиональный подход и максимальную честность, которая заключается в том числе и в том, что авторы любят качественную тяжёлую музыку, ценят мелодии и профессионализм, но не хотят иметь ничего общего с ненужным пафосом и громкими эпитетами. Они делают всё просто и по-взрослому, а потому и песни пишут именно такие – взвешенные, настоявшиеся и серьёзные. Без патетики в названиях и громких заголовков, но с полной ответственностью во всём, что касается самого материала и его звучания.
Дмитрий и Тимофей начали работать вместе 2007 году, и результатом их совместных сейшнов очень скоро стала весьма неплохая рок-опера “Arbitrium” (2008), вдохновлённая группами вроде Эпидемии и Avantasia. Это и был их первый альбом и первое совместное творчество, а теперь настал черёд продолжения и второй главы, о которой мы и поговорим. Перед нами всё тот же прогрессив, но наши авторы совсем не чураются хулиганства, и разнообразные музыкальные предпочтения участников проекта (от классики и джаза до пауэр-металла и скандинавского блэка) просто не могли не найти своего отражения в их собственных музыкально-лирических поисках, что становится очевидно с самых первых секунд звучания их свежего диска. Хорошо поставленный голос Дмитрия сразу же располагает к себе и напоминает о рок-оперном прошлом музыкантов (что делает, кстати, и масштабная “Исповедь Иуды”), но это только вершина айсберга.
Необычный звук, непредсказуемые смены темпа, изломанные ритмы, каждый раз меняющие направление вокальные линии – всё вроде бы и следует в русле Dream Theater, Fates Warning и Factory Of Dreams, и следует не совсем. Музыкантов привлекает идея играть прогрессивный метал без каких-либо рамок и ограничений, и на их втором диске всё именно так и происходит. Перед нами как будто облегчённый вариант Sadist времён “Tribe”, много профессиональных и заковыристых гитар, нелинейных клавишных и порой почти атональных перехлёстов в аранжировках – словом, аудио-составляющая данного релиза вполне адекватно отражена в его обложке и в названии, и это действительно самая настоящая фантасмагория в звуке, от которой у вас наверняка закружится голова, а земля станет уходить из-под ног.
Пространный перебор открывает титульную вещь, помещённую на альбоме вторым номером, и тяжеловесных размышлений тут очень много. Лирическим лейтмотивом, проходящим красной нитью через все песни мини-альбома, стала библейская тематика и философские вопросы нашего существования. “У каждой жизни есть свой срок. И страшно думать, что за ней” – слышим мы в треке “Фантасмагория”, и эта проблема посмертной участи нашей души на самом деле тревожит авторов и получает глубокую и всестороннюю проработку на альбоме. Я бы даже сказал, что серьёзность проработки концепции в данном случае даже глубже, чем то требуется в рамках музыкального EP, и авторы отнеслись к лирической составляющей диска с повышенным пиететом.
Впрочем, серьёзность в данном случае абсолютно не предполагает занудность и занудство, а находчивость и искристая харизма наших сегодняшних героев на самом деле сообщает их диску какое-то парадоксальное и ни на что не похожее очарование. Я называю их прогом и прогрессивным металлом, но, строго говоря, это не совсем традиционный и классический прог-метал. Точнее, совсем не та его инкарнация, к которой мы все привыкли. Тут что-то в духе Savatage времён “Dead Winter Dead” и “Poets and Madmen”, но с ещё большей свободой, с ещё большим количеством смачных гитарных пируэтов и с совершенно балдёжным растворением во всей этой музыкальной вакханалии, которой совершенно невозможно не проникнуться.
Работа над материалом велась в общей сложности более десяти лет, но результат поистине стоит того. Авторы серьёзно подошли к реализации своих задумок и неспроста обратились к Mayhem Project Design за красивым и стильным оформлением – слушатели, имеющие склонность встречать новые релизы по обложке, явно останутся довольны и не пройдут мимо их релиза. Ну а я могу добавить, что моё эстетическое чувство просто ликует и вовсю радуется такому громкому и осмысленному диску. Всё то, за что я люблю AcatoniA и Dream Theater, тут у нас в ещё более смелом и импозантном воплощении, ну а лирика на пластинке просто выше всяких похвал, и на самом деле заставляет задуматься и проникнуться теми месседжами, которыми музыканты наполнили свой диск.
А тем временем мы продвигаемся по хронометражу “Фантасмагории” и продолжает альбом самая изломанная и даже чуть ли не панковская по энергетике “Ячменное зерно”. Рванные риффы, традиционная хэви-метал-патетика в духе ранних Арии/Легиона и плакатные воззвания a la Чёрный Обелиск тут отлично сочетаются с прогрессивными лезвиями гитар и неожиданными переходами. Инструментальная эквилибристика доходит до своего апофеоза, когда звучит соло, и это действительно почти авангард. Гитары ревут, визжат и пересекаются друг с другом в неистовом танце с саблями, и есть в этом действительно нечто от тех времён, когда хэви-метал-музыканты почитали за особую честь для себя переигрывать «Полёт шмеля», «К Элизе» и «Картинки с выставки», а уровень владения инструментами позволял им это делать.
Ну и заканчивается всё нежной и пространной балладой “Замкнутый круг”. Здесь в ход идёт электроника, подход к аранжировкам кардинально меняется, и мы слышим фантазию на тему, как могла бы звучать классическая вещь Мастера “Ещё раз ночь” сейчас в 2024 году. Да, хэви-метал тоже может отказываться от гитар и ниспадать в бездны синтетических коллизий, но в то же время не переставать быть собой. Шесть треков, ставшие в итоге альбомом “Фантасмагория” максимально разнообразны и контрастны, но в каждом из них неизменно присутствует безупречная прог-составляющая, бьющая навылет правдивость и невероятная душевность. Как Чёрный Обелиск, Ария и End Zone, но по-своему и в своём собственном стиле Мянд/Минеев.
Свежий EP этой группы можно с уверенностью рекомендовать всем, кто интересуется хорошей и правильной музыкой, не желающей увязать в трендах и PR-играх масс-медиа. Здесь всё честно, искренне, от души и с хорошим академическим базисом, а это значит, что “Фантасмагория” вас точно не разочарует, а возвращаться к ней вы будете часто и с большим удовольствием. Искорка безумия в голосе a la Мефистофель и такая же пламенная харизматичность в плане подачи, скорее всего, привлекут сюда поклонников Девина Таунсенда, Obanash и Hagat, но этими отсылками дело здесь не ограничивается, а порой мне даже слышалось на их актуальном EP что-то от Nightingale. Честный и качественный метал с претензией на театральность и серьёзность.
Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Рецензия опубликована в журнале Rockcor N3 (2024). Заказать журнал:
https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz