ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Existenter "Lonely Artist"

26-08-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Мне очень понравился дебют курской группы Existentia, я не сомневался, что они далеко пойдут, но такого от них не ожидал даже я. Они сменили название, перетасовали состав и теперь творят под маской Existenter, а попавший к нам сейчас на обзор релиз – это уже их второй полноформатник под новым именем. Можно было бы огорчиться из-за ушедших из коллектива профи-музыкантов, но на их место пришли такие же профи, а уровень технических притязаний, размах амбиций и дерзновение креатива у Existenter не только не снизились, но даже, пожалуй, ещё и подросли. Главнокомандующие группы долго запрягали и оттачивали свои гитарные умения, но зато теперь быстро едут и прогрессируют прямо-таки семимильными шагами, а я почти воочию вижу сейчас, как у случайных слушателей “Lonely Artist”, рандомно наткнувшихся на альбома на просторах интернета, изумлённо выгибаются брови.

Какая обложка, какое название альбома, какой дизайн – смотришь на всё на это и понимаешь, что на таком диске будет нечто отличное, необычное и крайне специфичное, и ведь в итоге, собственно, так и оказывается. Туманный прог-метал с женским вокалом и с явными очертаниями Soen, Vola, Madder Mortem, Atrox, Echoes Of Eternity, Aesma Daeva и Left Hand Solution выходит у Existenter весьма недурственным, крепким и многослойным, а чем дольше слушаешь его, тем больше погружаешься куда-то в туманные воды, сокрывшие в своё время Атлантиду, и в итоге просто тонешь в этих звуковых перекличках. Подход к сочинению и построению композиций у ребят таков, что сходу вызывает ассоциации с крутейшими европейскими грандами жанра, а уровень реализации их полноформатника действительно оказывается жарким и претенциозным в самом точном смысле слова. И отнюдь не скучным.

Конечно, “Lonely Artist” – это не совсем то, к чему привык среднестатистический слушатель прог-металла, и многие, вероятно, будут разочарованы или напуганы его претензией на авангардность и заигрываниями с космосом атональностей, но искателей нового и свежего в металле, скорее всего, зацепит и привлечёт именно эта авангардная крезанутость “Единственного артиста”. Я бы даже сказал, что эстетичность этого альбома и его свободолюбие и есть его главная характеристика и главная изюминка. Он широк, безоглядно смел и самобытен, его профессиональная состоятельность не вызывает совершенно никаких сомнений, вплоть до того, что в одной из композиций с актуального лонгплея даже решил засветиться испанский прог-маэстро Диего Teksuo из одноимённой группы, имя которого вам может быть известно по целому ряду разных составов.

И пусть у этого альбома, на мой взгляд, всё-таки есть свои недостатки и неоднозначные места, они не играют большой роли. Не всегда уместными мне казались мужские бэк-вокалы, не всегда техничность и мелодичность у Existenter на все сто удачно находят общий язык между собой и не все мелодии и атмосферные мелодии одинаково эффектны и интересны, но всё это легко можно вынести за скобки, ведь у них присутствует главное и основанное – осмысленность и душа. На диске более чем достаточно сочных моментов, от которых по-настоящему приходишь в восторг (оцените хотя бы “Find Yourself” и эти атональные эксперименты в духе Diablo Swing Orchestra и Stolen Babies в середине), а помимо всего прочего, сейчас Existenter ещё и всерьёз взялись за свой имидж и творческую концепцию, а потому активно растут и крепнут во всех своих начинаниях, с горячим ажиотажем захватывая всё новые стилистические территории.

И, кстати, о концепции “Lonely Artist” действительно можно говорить часами, сутками и неделями. Ребята мудрили, копали, усложняли, изощрялись и в итоге один из треков у них представляет собой трёхчастную мини-оперу, а в другом они постарались представить и озвучить все четыре типа темпераментов. Ну и что тут такого – вероятно, спросит кто-то – прог-металлисты всегда любили закрутить, углубиться и помудрствовать лукаво. И всё это так, но у Existenter во всём этом чуть иной подход. По факту они играют метал, но при этом они скорее созерцательны, чем действенны и напористы подобно Fates Warning, Dream Theater или кому-то ещё. На “Lonely Artist” есть и хороший прог-метал, и современная мтв-альтернатива a la Evanescence, но где-то глубоко-глубоко, в самом основании всей этой свистопляски присутствует просто сумасшедшая меланхолия, которая возможна только в трип-хопе или в нью-эйдже рангом не ниже Enigma.

Мне понравились ритмичные, почти грувовые “Revolution against evolution” и “Other Way”, атмосферная титульная вещь и ещё более атмосферная “Y.T.Y.F.”, а в итоге осталось впечатление, что передо мной металлическая фантазия на тему The Gathering времён “Souvenirs”. Такое же наплевательское отношение к металлическим шаблонам и клише, такая же психоделическая свобода в плане вокала и образы-образы-образы, которые рождает уверенно уводящая за собой музыка. “Lonely Artist” теплее и разнообразнее Alas, но порой мне казалось, что ему не хватает конкретности и отрывистой однозначности позднего Death, а также поп-экспрессии и собранности Arch Enemy. Понятно, что они это могут, и умеют, очевидно, что на “Lonely Artist” достаточно примеров и из первой, и из второй серии, понятно, что пока это не было самоцелью, но точно так же понятно, что именно в этом направлении, двинутся Existenter в дальнейшем.

Они отстранённы и интеллигентно-холодны, они до сих пор интересуются эзотерикой, космосом и планетами (не случайно последним треком в хронометраже “Lonely Artist” стала переработанная и получившая, наконец, текст и вокальное сопровождение, инструментальная титульная вещь с их самого первого альбома, выпущенного ещё под старым названием), но в то же время эти ребята могут быть не менее хитовыми, чем братья Эммоты, радикальными, чем Чак Шульдинер, атмосферными чем Opeth и дерзкими как Halestorm. Их медитативная лиричность в “You Will Understand” и раздольная задумчивость в “Y.T.Y.F” ничуть не противоречат пауэр-помпезности в “Dark Times”, прямолинейным риффам в “Other Way” и общим реверансам в сторону отцов-первопроходцев жанра в лице Dream Theater, а это уже новый и интересный компот, который многим захочется попробовать, а кое кому и отложить себе в избранное и любимое.

Они делают метал академическим подобно неоклассике и атмосферным как нью-эйдж, и, на мой взгляд, это главное достижение Экзистентера. Многие мечтали о таких “Сувенирах” с гитарами ещё со времён Mekong Delta и Amorphis, и сейчас благодаря нашим сегодняшним героям у нас очень эффектный и убедительный эпик именно в таком стиле. Красивая, изысканная и в меру тяжёлая музыка для тех, кому наскучила прямолинейность и предсказуемость металла, но по-прежнему хочется гитар, дисторшна, резкости и форсированных аранжировок. Музыка для астральных путешествий без границ, которая может понравиться самым разным слушателям с совершенно разными и даже взаимоисключающими музыкальными вкусами. Для мечтателей, странников и вообще для всех открытых новому, прекрасному, непостижимому и немного печальному. Альбому вполне можно ставить все пять звёзд, но я поставлю 4,5, ведь дальше у них точно будет ещё лучше, а это тоже нужно будет как-то отразить в оценке. Насколько я знаю, сейчас у группы новая фронтвумен, которая владеет целым арсеналом самых разнообразных вокальных техник, и уже сейчас Existenter вовсю репетируют и готовят с ней новый материал.

Рецензия на альбом группы Герда "Бессмысленно и в никуда"

24-08-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Герда – это не только героиня моей любимой сказки, теперь это ещё музыка в стиле советских реалий, ожившая ностальгия и всё самое лучшее от вдумчивого русского рока и от серьёзного западного хэви-металла, сплавленное воедино, органично сросшееся в одно и ставшее каким-то новым гибридным организмом. Первый альбом Герды привёл меня просто в восторг, я долго болел им, снова и снова переслушивал эти песни, с головой ныряя в их риффы и рифмы, и до сих пор считаю его очень крутой и заслуживающей внимания записью. И ведь в том альбоме действительно был целый вагон искренних чувств и переживаний, потрясающее воссоздание бьющего наповал максимализма 80-х и внушительный ворох потрясающих мелодий и стихов, от которых на душе становилось тепло, а в голове приятно шевелились порастающие мхом извилины!

Мне казалось, что “Дурака на войне” (так назывался дебют Герды) просто невозможно не полюбить, настолько всё там было навылет, с надрывом, сочно, искренне и по-настоящему, и тем удивительнее мне было встречать нейтральные или негативные комментарии по поводу релиза от своих знакомых. «Какой-то русский рок, барды, свитера, тексты, тексты и бла-бла-бла» - сказал мне кто-то, и я задумался. Да, у Герды есть много от бардов, от ночных посиделок на кухне и даже в голосе у лидера и вокалиста команды Романа Сергеева после этих слов мне стало чудиться как будто что-то схожее с тембром Шевчука. И хоть фанатом ДДТ или просто слишком большим ценителем русского поэтического рока я никогда не был и отношусь к нему по большей части с прохладцей, данное обстоятельство ничуть не отвратило меня от музыки самарской команды.

Герда – это не больше русский рок, чем «Ещё один день» Чёрного Обелиска или «В полёт» Тяжёлого Дня. Да, то, что делает эта группа и то, что пишет её идейный лидер Роман, не вписывается в какую-то однотипную долбёжку и плакатные бессмысленные прокламации – здесь нужно думать, чувствовать, вникать, переживать – но всё это не перечёркивает металлическую основу композиций этой группы и ничуть не вредит им. Даже наоборот. Я никогда не воспринимал метал как стиль, где смысл песни должен быть понятен в первые же пять секунд даже самому заядлому школьному прогульщику, и Герда показательно следует в русле думающего тяжёлого рока. По крайней мере, так было год назад, когда вышел “Дурак на войне”, ну а что же сейчас, когда в сети появился второй полноформатный релиз самарских правдорубов.

“Бессмысленно и в никуда” – более жёсткий, риффовый, шумный и трэшевый альбом, здесь больше металла и тяжести, но и характерные мелодии и идеи всё равно выдают в авторе всего этого замечательного и старомодного шума знакомого нам Романа Сергеева. Тем не менее, я должен сказать и предупредить сразу, что “Бессмысленно и в никуда” меня в первые моменты прослушивания скорее удивлял и обескураживал, и эти самые «первые моменты» в итоге растянулись на три недели. Перед нами уже не меланхолия ностальгического хэви-металла, а настоящий прогрессивный трэш не хуже Anacrusis, Last Descendants и Wrath, массивный, извилистый, непредсказуемый и немного диковатый. И важно всё-таки отметить, что перед нами не калька и не подражание западным титанам, а реально самобытная и авторская конструкция.

Второй альбом действительно получился у Романа по-настоящему жёстким, мрачным, навороченным и довлеющим. Слушать его тяжелее, чем «Дурака на войне», здесь ниже строй и злее риффы, меньше мелодий и запоминающихся куплетов, той самой кухонной бардовости и поэтичности, которой было так много у них ещё год назад. Меньше очевидного и рокерского, но ничуть не меньше смыслов и слов. У меня осталось ощущение, что альбом буквально распирает от выстраданного, наболевшего и невысказанного, и дело здесь даже не в «говорящих» названиях треков. Будь то жесточайшая “С высоты креста”, ритмичная “Я ненавижу выживать” или исповедальная “Однажды случится так”, это сухое и бескомпромиссное трэш-чистилище, в котором всё до предела экзистенциально, жизненно и реалистично, а строки являются документальным выражением каждодневных трагедий.

А ещё этот альбом как будто получился более сырым. Ещё очевиднее стали вокальные недоработки, ещё рельефнее выдвинулись вперёд грубоватые музыкальные спайки и алогичные переходы, сильнее напоминает об андеграунде 80-х хаотичный и рассредоточенный звук, но это всё та же Герда, которая так впечатлила меня своим дебютом, и всё тот же философствующий прото-трэш с думовым колоритом и техно-трэшевой эквилибристикой. Слушаешь альбом и как будто листаешь поцарапанные когтями времени страницы дневника юного, но уже изрядно хлебнувшего житейской горечи металхэда, а чем дальше продвигаешься, тем сильнее затягивается петля событий, а обречённости и раскаляющегося напряжения всё больше и больше. Альбом до мозга костей концептуален и экзистенциален, и это реально ощущаешь, это есть.

Эта дневниковость присутствовала уже у дебютного лонгплея Герды (там даже буклет был оформлен в виде рукописных тетрадных листочков), а сейчас Роман освоился на музыкальной стезе, освободился от годами копившегося и ждавшего своего часа материала, воплотив его в виде официального и даже выпушенного на физическом CD артефакта, да и взялся резать и рубить, уже не считаясь ни с какими условностями. И получился у него жёсткий и бескомпромиссный бурелом техно-трэша, в котором можно блуждать неделями, словно в лабиринте Минотавра, но так и не найти ни выхода, ни входа, ни себя самого. И хотя баллады на нынешнем альбоме ещё более душевны и душещипательны, воспринимается альбом исключительно как бетонная глыба и невероятный массив поисков и борений духа.

Слушать “Бессмысленно и в никуда” всё равно что читать Розанова, Достоевского или записные книжки Ницше, и беспросветность здесь делается не ручкой громкости и не тумблерами на микшерском пульте. Пусть по меркам сегодняшнего дня у этого альбома масса недостатков и он звучит как жуткий и дико взрывоопасный склад с допотопным оружием, где ржавчина и коррозия давным-давно всё подчинили себе, в этом тоже здесь своя особая фишка. Не плевались же мы от скрипучего звука Maineeaxe и Cities, не станем плеваться и сейчас, а лучше, не заморачиваясь потраченным временем, постараемся распробовать, расслушать и въехать в эти искренние, рваные и пропитанные годами отчуждения риффы. У альбома своя собственная атмосфера и даже почти целый мир, а потому чтобы понять его и проникнуться им, нужно не слушать эти песни, а проживать их – жить ими.

“Бессмысленно и в никуда” – очень честный, правдивый и натуралистичный релиз, который наводит на очень честные и глубокие размышления. Не просто ностальгия и ретро, а вечно живое и вечно актуальное «жить не по лжи». В этом смысле этот альбом можно назвать удивительным, уникальным и совершенно невиданным для сегодняшнего музыкального рынка, и я уже записал его себе в претенденты на вхождение в топ релизов по итогам года. В плане техники, звучания и исполнения здесь можно искать и находить изъяны, но если посмотреть на диск как на целое, всё предстанет уже в совершенно ином свете, и задумка пластинки станет по-настоящему понятной. От дневников прошлого, от лохматой юности рваных джинсов и от горячих битв и мучительных дилемм юности к дневникам сегодняшним, повседневным и до безумия реальным – вот вам и взаимосвязь “Дурака на войне” с нынешним диском, вот вам генеалогия Герды и философия альбома. Реально бьёт наповал и впечатляет не по-детски. До мурашек. Хотя въехать в это непросто.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N6 (2022). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на альбом проекта Нейробластома "Трансценденция"

20-08-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Есть музыка приятная, а есть не очень, есть музыка, которая желает быть приятной, а есть та, что стремится обнажать язвы и рассматривать нагноения обыденности. Думаю, вы уже догадались, что белорусский one-man-проект Нейробластома относится ко второй категории, и именно об этом достаточно громко кричит название состава (нейробластома - злокачественная опухоль симпатической нервной системы), однако не спешите делать поспешных выводов и причислять коллектив к музыкальной достоевщине. Нет вокала, много экспериментов, ревущие гитары и атональная электроника, а за всё за это отвечает один человек, которого зовут Роман, но то, что получается у него, не так-то просто уложить в какие-то однозначные рамки.

Несмотря на сквозную экспериментальность, проходящую красной нитью через всё творчество Нейробластомы и присутствующую практически на любом отрезке рецензируемого сейчас альбома атональность, “Трансценденция” получилась достаточно слушабельной, мелодичной и местами даже чуть ли не танцевальной. Здесь есть свой привкус элитарности, особый лоу-фай-оттенок мега-подвального андеграунда и авангардное неприятие проторенных путей, но это не авангард ради авангарда и не эксперименты ради экспериментов. В первую очередь, перед нами всё-таки музыка, а тяжеловесные философские идеи и горькие размышления о сущности мироздания автор умудряется подавать с лёгкой непринуждённостью мирного весеннего вечера.

“Трансценденция” – это декаданс и упадок, не заметить этого практически невозможно, и звучит альбом достаточно угрожающе и апокалиптически (когда слушаешь его, перед мысленным взором стройными рядами проходят разрушенные города, вымирающие представители рода человеческого и вообще всё самое бесславное, гибельное и ведущее к вырождению и краху цивилизации), но это достаточно осмысленный, музыкальный и мелодичный упадок, а декаданс в прочтении Нейробластомы образца 2022 года оказывается хоть и холодным, но вполне себе уютным и человечным. Он не пугает, не мучает парадоксами и не старается поразить воображение, скорее, он наводит на мысли и приглашает прогуляться по облакам серьёзных тем.

Так эмбиент смешивается с индастриалом, а затем захаживает мимоходом на территории нойза и дарквейва, искоса поглядывает на Ministry, Meshuggah, Alien Vampires и Hocico, а затем начинает делать что-то своё, по-своему и без учёта каких-либо правил или трендов. «Всё хорошо в преисподней» - этой фразой можно точно описать поздние предсмертные годы Оскара Уайльда, и эта же фраза хорошо подходит для того, чтобы описать “Трансценденцию”. Этот релиз – попытка прорыва сквозь картонный очаг обыденности, и в нём действительно много остроты и категоричности, но в то же время есть какая-то укоренённость и чуть ли не идиллия уединения и свободы от повседневной суеты.

Техногенная “Колокольный звон великого Отрешения” с этими перезвякиваниями, напоминающими столь дорогие моему сердцу закольцованные перезвоны Astarium и Sopor Aeternus, тревожная и припечатывающая, почти шаманская “Тоннель, усеянный маленькими трясущимися головами”, вьюжная, заметающая ветрами-снегами и пульсирующая позывными из безвозвратности “В широких распятиях”, таинственная “Спокойный и развеянный после смерти”, непредсказуемая “Связывающий себя на пути к высшему развитию”, атмосферная и пронзительная “Пантеон” – всё это “Трансценденция” и её разные аспекты. Нечто подобное уже восхищало меня совсем недавно у Necro Stellar на их “Music For Your Ritual”, но у Нейробластомы всё насыщеннее, гитарнее и массированнее.

Это жёсткая и чеканящая музыка с такими же жёсткими и чеканящими ритмами, но в то же время она не лишёна спокойствия, рефлексии и восхищения красотой мироздания. Здесь присутствует леденящий холод старых подземелий и склепов, космическое одиночество и ницшеанская оставленность всеми богами и демонами, но в то же время в солирующих мелодиях синтезаторов и гитар угадывается какая-то запредельная гармония и парадоксальный покой. Музыка созерцания и умиротворения на фоне всеобщего хаоса, умирания и разрушения, но для мятежных и взыскующих предельной правды душ только того и надо. Успокоение и тишину им приносят именно такие альбомы, а не сладкие и приглаженные нафталином рок-баллады.

“Трансценденция” – пятый альбом Нейробластомы, на данный момент это самый качественный, концентрированный и разнообразный релиз в дискографии этого one-man-коллектива, а ещё у него очень примечательная обложка и близкое лично моему сердцу название. Собственно, название-то меня в данном случае больше всего и привлекло. Я не знаю, что именно вкладывал автор в эти треки и что хотел показать и рассказать (судя по записям в сообществе коллектива ВКонтакте, всё это как-то связано с мизантропией), но мне, в первую очередь, хотелось услышать здесь бердяевское дерзновение свободы и полёт. Полёт к звёздам, к мечте, к бесконечному, выход за пределы привычного, эмпирического и доступного – словом, всё, что традиционно понимали под данным термином классические философы.

А ведь для них трансцендирование было, в первую, очередь, выходом за пределы, а трансценденция понималась как запредельное, недостижимое и неведомое, либо как определённое состояние сознание, характеризующееся преодолением ограничений (вспомните яркую обложку альбома Crimson Glory “Transcendence” – вот вам и отличная графическая иллюстрация на ту же самую тему). И нужно заметить, что всё это на альбоме действительно есть. Всего шесть треков, но это совсем не мало, и даже не по той простой математической причине, что длительность у композиций превышает восемь, девять, а то и одиннадцать минут, а в силу того, что концентрация идей, переходов, напряжения и интеллектуального здесь действительно впечатляющая.

Альбом не угрюм и не беспросветен, не заунывен и не монотонен, здесь много музыкальных тем и смен ритмов-настроений, а как итог в музыке, представленной на диске, по-настоящему много воздуха, пространства и космоса-простора. “Трансценденция” своим звучанием как будто призывает не замыкаться в пределах искусственных ограничений, не прятать своё «Я» за бесполезными стенами надуманных пределов, а расти, искать, пробовать новое и развиваться. Даже если этот рост сопряжён с риском, с болью, с неприятными открытиями и разочарованиями. Диссонансы обыденности и её неприятные сюрпризы красноречиво присутствуют на диске в виде особенностей звучания гитар и сведения, но здесь нет каких-то слишком сырых и подвальных ходов, а стремится релиз всё-таки к прекрасному и совершенному.

Есть что-то очень космическое в этом альбоме, и насколько я вижу и воспринимаю его посыл, он лучше всего подошёл бы какой-то классической научной фантастике из 80-х, когда авторы были по большей части талантливые, писали хорошо, дерзновенно и образно, а в их произведениях гениальные прозрения и догадки часто граничили с мудрыми философскими размышлениями. Слушаешь такое и чувствуешь себя космонавтом, высаживающемся на далёкой планете или готовящемся вступить на борт заброшенной, дрейфующей где-нибудь на орбите станции. Альбом для покинутых, отверженных и одиноких, для тех, кого не удовлетворяют поверхностные объяснения и сомнительные жизненные алгоритмы современности. Альбом для зрящих в корень.

Я знаю достаточное количество проектов со схожими и родственными музыкально-идеологическими интересами (Техногенетика, например), но белорусские музыканты недаром всегда отличались своим особым подходом и повышенной самобытностью творческих изысканий, не стала исключением и Нейробластома. Интересный проект, нетривиальный альбом, занятные сочетания и интригующие ходы. Можно расценивать “Трансценденцию” как рекламу осмысленного отношения к жизни и пропаганду чтения-саморазвития, и я думаю, в этом плане альбом можно назвать вполне удачным. Желание читать и развиваться он пробуждать способен, а это самое главное. Особенности стилистических сочетаний и звучания – уже нюансы, ведь “Трансценденция” ведёт за собой и уводит по тропинкам познания и самопознания.

Рецензия на альбом проекта ART-Plutonia "Войд"

16-08-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

У двадцатого альбома эзотерического проекта ART-Plutonia интересная история. Изначально планировалось назвать альбом “Обитель”, концепция вращалась вокруг особых мест силы, однако что-то пошло не так и на стадии предпродакшна Обитель превратилась в Многоликую тьму, а затем и в пустоту в английском варианте – в “Войд”. «Мне кажется, мой дом уже не дом» - пел в бытность свою Б.Г., а ART-Plutonia, кажется, прошли тот же самый логический и экзистенциальный путь, осознав, что все места уединения и убежища по сути своей условны, а единственным настоящим пристанищем утомлённого и взыскующего истины духа является лишь чёрная, бесконечная и беззвёздная вакуумная Пустота. «Под небом голубым есть город золотой» - выводит своим характерным вибратто Гребенщиков, а ART-Plutonia воспринимают всё исключительно как тьму во тьме и удовлетворяются одним инструменталом.

Собственно, этому самому великому тёмному ничто и посвящён сегодняшний альбом, и это чувствуется уже с первых секунд его звучания. Щедрые россыпи пыльных и вьюжных парадоксов космического небытия слышим мы в открывающей релиз “Трансформации”, а дальше такого раскатистого эмбиента на альбоме будет ещё больше, однако уже в следующей вещи под названием “Омуты тёмных тайн” к ним присоединятся угрюмые гитары, и станет понятно, почему в наборе тегов, характеризующих релиз, значится drone doom metal. У того, что и как делает сейчас лидер и единственный участник этого one-man-коллектива Альберт Артамонов, действительно достаточно много общего с думом и с такими группами, как Shape Of Despair и Skepticism, и гитары будут присутствовать на всём протяжении звучания “Войд”.

Полное отсутствие вокала или каких-либо намёков на голос, запись в режиме “live in studio”, портативный, самобытный и андеграундный подход ко всему, что касается сочинения, микса и продакшна, и вот итог – перед нами авторский diy-эксперимент на тему эзотерических откровений и блужданий во тьме, которые мы склонны называть жизнью и существованием. По сравнению с предыдущим альбомом, где у ART-Plutonia впервые появилась гитарная составляющая, сейчас шестиструнные агрегаты звучат у проекта на порядок внушительнее, а в отдельных фрагментах “Войд” мне действительно послышалось нечто металлическое и даже как будто родственное классике Samael и их эпикам-нетленкам времён “Passage”. Лязгающий, крошащийся дисторшн, отстранённые клавишные, таинственные мелодии – видимо, именно так и звучат тьма и космос.

На альбоме есть достаточно пространные композиции с хронометражем шести, семи, девяти и даже одиннадцати минут, однако длительность треков как таковая в данном случае не так уж важна. Разделение на треки у данного альбома носит скорее маркетинговый характер и служит облегчению восприятия слушателями релиза, на деле же перед нами единое, монолитное и неделимое полотно, призванное проиллюстрировать прикосновение к предельному и запредельному. Как бы там ни было, на данный момент “Войд” – самый совершенный, интересный, разнообразный и богатый на идеи полноформатник во внушительной дискографии ART-Plutionia, и я могу лишь констатировать, что прогресс предводителя проекта Альберта Артамонова на самом деле очевиден и внушителен.

Несмотря на специфику заявленных стилей и на не слишком радужную и способствующую мирному релаксу тематику, “Войд” действительно интересно слушать. Альбом уверенно создаёт необходимое настроение, он изобретателен и музыкален, на нём присутствуют достаточно нетривиальные ходы, а идейность и симфоническая многослойность релиза даже напомнила мне инструментальные опусы соотечественников из Faith и Rebirth и их неоклассический размах. Мои фавориты на пластинке “Преломление”, “Холодное величие”, “Тень во тьме”, “Энтропия” с этими серебристыми солирующими колокольчиками и медитативная “Игры бессознательного”, но на самом деле в абсолютно каждом из попавших на пластинку треков есть что-то особенное и заслуживающее внимания. Скучать по ходу прослушивания “Войд” вам точно не придётся - вот он, тот самый “dance in silence In the naked halls of emptiness”, о котором пели Beyond Belief в “Lust”.

Рецензия на альбом группы Return Of The Soul "Digital Dream"

08-08-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

О задумке и масштабе вышедшего сейчас полноформатника некоторые внимательные слушатели имели возможность узнать ещё чуть меньше двух лет назад, когда в октябре 2020 екатеринбургский модерн-метал коллектив Return Of The Soul выпустил шестирековый EP “Digital Dream Part 1 Echoes Of Thunder”. Это было началом и затравкой, а также преддверием большого путешествия, и вот сейчас этот путь, наконец, окончен и перед нами полнометражный концептуальный эпик, где задуманное, наконец, завершилось и приняло свой окончательный вид.

В общей сложности работа над альбомом велась долгих три с половиной года, были периоды спада и блужданий во тьме, но лидер коллектива всё-таки нашёл в себе силы и довёл свой фэнтези-блокбастер до логического финала. По крайней мере, его аудио-составляющую. Насколько я знаю, по мотивам “Digital Dream” один волгоградский автор пишет литературный труд, который будет выпущен в виде отдельной книги, ну а сейчас, собственно, пару слов по поводу сюжета и фабулы повествования.

Недалёкое будущее, всеобщая чипизация и вовлечённость в цифровую реальность, но у главного героя вдруг возникают какие-то неполадки с выходом в сеть. Он выходит на повстанцев-изгоев, что живут лагерем где-то на задворках цивилизации, а тут ещё и влюбляется в странную особу, встречи с которой пробуждают в нём какие-то смутные воспоминания из детства. Вдвоём они прорываются к ренегатам, находят там мать героини в лице одной из старейшин, а затем все вдруг видят взрывы в виднеющемся на горизонте городе, а мы имеем толстый намёк на тонкое продолжение истории.

В общем и целом, перед нами классическая антиутопия в духе «Терминатора», но чуть более приближенная к нашей непосредственной эмпирической реальности, бонусом к которой идут философские рассуждения главного героя о том, что все в сети носят маски, и только в короткие мгновения отключения от сети и полного возвращения в реальность могут быть теми, кем они на самом деле являются. Авторы ведут свой рассказ неспешно, с толком, с чувством, с расстановкой и с удивительным разнообразием, которое касается как инструментальной составляющей, так и вокала.

Ну а по музыке перед нами всё тот же кинематографический модерн-метал, к которому вы уже имели возможность прикоснуться чуть ранее на упоминавшемся сегодня EP 2020 года, но с более детальным и иезуитским продакшном, в бо́льших концентрациях и с достроенным, наконец, до своего логического завершения повествованием. Менялся состав, история обрастала новыми нюансами и подробностями, гитары переписывались, а последние штрихи вносились чуть ли не на коленке и в последний момент перед отправкой под заводской пресс, но всё в итоге состоялось.

И о модерн-металле как таковом в данном случае напоминает нам по большей части лишь вокал (он свободолюбивый, хриплый, местами порывисто-ревущий, местами чистый и тянуче-душевный, кое-где эстремально-рычащий, но непременно с этой характерной альтернативной подачей, которая так часто используется в данном жанре), в то время как инструментал на “Digital Dream” по большей части атмосферный и кинематографичный, с лёгкими отголосками готики a la Lacuna Coil и концептуальных прогрессив-сюит Dream Theater.

Музыканты действительно представили объединённую единой тематикой прог-метал-оперу, лишь стилистически зачёсанная под модерн-метал, и ощущение от данного релиза остаётся эпическое и монументальное. Впрочем, всё это не говорит о тяжеловесности и довлеющей грузности “Цифрового сна”, даже напротив. Любой из треков с “Digital Dream” без проблем может существовать отдельно, и в каждом из них достаточно хитовости и синглового потенциала, чтобы распространяться вне связи с целым и восприниматься при этом совершенно автономно.

Композиции с “Digital Dream” не склонны чрезмерно затягивать свою длительность или перебарщивать со сложными вставками и переходами, а прогрессивность в них сочетается с лёгкостью и чуть ли не с поп-доступностью. И не случайно чуть выше в плане аналогии мне пришли на ум итальянские экспериментаторы из Lacuna Coil – у “Digital Dream” действительно довольно много от этой группы, хотя ничего похожего на женский вокал или на тематику релизов команды Кристины Скаббиа на этом альбоме вы, конечно же, не найдёте.

После вводной интерлюдии интро нас встречает грозный среднетемповый эпик “Реальный мир” с лирической вставкой в середине, сменяет его такая же неспешная и припечатывающая, но чуть более упирающая на клавишную мечтательность и чистоголосые напевы “Нейронет”, ну а дальше альбом уверенно пойдёт по нарастающей, и меланхолия “Старого маятника”, записанного совместно с Vices Abyss, здесь будет легко и изящно перемежаться вкрадчивой балладностью “Дисконнекта”, танцевальным отжигом “No Pain” и авангардным хаосом “Перезагрузки”.

Стоит упомянуть отдельно восьмой трек, записанный с вокалистом Neuropolis, скрывающимся под псевдонимом V, и сделать это стоит по причине особой фундаментальность и тяжеловесной основательности “Одиночества”. Сочетание мощного экстрим-вокала и напевного чистого здесь оказалось особенно удачным, и я бы даже назвал эту вещь с её глубокомысленным проигрышем в середине кульминационным пиком альбома и его эмоциональным апофеозом. Сравниться с ней может, пожалуй, только “Душу запрячь – сердце открой”, но это уже повод для отдельных сопоставлений и дискуссий.

И, кстати, очень большое достижение “Цифрового сна”, помимо всего прочего, состоит в том, что он не стал идеальным перепродюсированным релизом, в котором всё рафинировано и выхолощено до бездушной и искусственной стерильности. В этих песнях чувствуется дыхание и жизнь, и это действительно очень живой и экзистенциальный альбом, сюжет которого ведёт за собой и захватывает воображение. Казалось бы, масса избитых клише и давно растиражированных шаблонов жанра, но авторы всё-таки смогли вдохнуть в них свою искру и наделить душой.

Инструментальные вещи органично переплетаются с хитовыми чартбрейкерами и чуть менее очевидно удачными композициями, но именно эта неровность и непредсказуемость и делают прослушивание “Digital Dream” таким интересным и реалистичным. Перед нами как будто попытка объединить два разных и диаметрально противоположных полюса: модерн и классику-олдскул, поп-мейнстрим и арт-элитарность, простоту и прогрессивность, мтв-готику и серьёзную литературную кинематографичность, но Return Of The Soul смогли усидеть на двух стульях и сблизить-таки упомянутые антагонистические начала.

Ну а главное, что меня привлекло на этом альбоме, это лёгкость и простота. Когда слушаешь треки с рецензируемого компакта, складывается ощущение, что музыканты были серьёзны и ко всему подошли с линейками перфекционизма, но при этом всё-таки не растеряли безудержного рок-н-ролльного задора, и в первую очередь сами наслаждались процессом создания и записи диска. Их драйв и этот особый кураж очень ощущаются в звуковых дорожках “Digital Dream”, и именно благодаря им то, что могло быть таким скучным, стало таким хулиганским и экзистенциальным.

Рецензия на альбом группы Funeral Oppression "The Eternal Revival"

02-08-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Очень интересный альбом выпустил в 2015 году сумрачный озёрский коллектив Funeral Oppression. Не случайно тогда за издание “The Prisoner Of Life” взялись волгоградцы из More Hate Productions и известные своими симпатиями к хорошей атмосферной музыке москвичи Deleting Soul (саблейбл Nihil Art Music), ведь тот диск отличался не только депрессивной глубиной и густой вечерней меланхолией, но и красивыми, по-настоящему трогающими душу мелодиями. Несмотря на достаточно частое использование не очень любимых мной, но весьма характерных для dsbm вскриков-воплей, этот альбом прочно засел мне в память и покорил меня своей конкретностью вкупе с уверенной, категоричной, максимальной и совершенно осмысленной неслучайностью всех своих пространных и глубокомысленных увертюр страдания и упадка.

Даже сейчас, спустя семь лет, переслушивая тот диск, я не могу отделаться от мысли, что он по-настоящему хорош и чуть ли не гениален. На “The Prisoner Of Life” встречаются пассажи, которые сделали бы честь даже классическим Katatonia, Pan.Thy.Monium и In The Woods…., а обречённость альбома до сих пор кажется поистине бездонной, звенящей и почти невероятной. Безнадёжные гитарные переборы добавляют тоски, гитары таинственны и мистичны как в лучших треках Forlorn, а я ведь даже ещё не сказал про хоры и чистый голос в “Away From Chains Of Mind”! Что и говорить, тот альбом был по-настоящему красив и даже прекрасен, пять его треков по-прежнему приковывают к себе внимание и поражают воображение, и, что самое главное, в его искренности, неподдельности и тотальной, насквозь прожжённой натуральности, не возникает никаких сомнений – он действительно правдив и реалистичен.

Изначально Funeral Oppression позиционировался как дуэт (Void – лирика, вокал, Ravenblack – гитары, бас и драммашина), именно в таком составе был записан их дебют 2015 года, и именно в такой конфигурации вестники траурного угнетения вернулись сейчас после семи лет анабиоза и спустя пять лет полной тишины. В 98% случаев из ста, увидев пафосные цитаты, пространные размышления и стихи-эпиграфы, предваряющие блэк-метал-альбом, я бы только иронично ухмыльнулся, но нет, только не сейчас. «Мы даём вам карту. Отправляйтесь по нашим следам. Вы найдёте таинственную реку. Отправляйтесь по её течению в посмертный путь и медленно плывите под светом незнакомых звёзд… […] И в конце вы найдёте ответ на вопрос «что может быть хуже смерти?». А что, мало ли, кто его знает, надо бы послушать – подумалось мне, и я нажал на “play”.

Следуя в русле своих кумиров из Taake, Forgotten Tomb, Dark Funeral, Shining и Woods Of Desolation, Funeral Oppression вновь возвращаются к нам с неким симбиозом духовного упадка и блэк-металла, и это вновь в большей степени печаль и меланхолия, нежели привычный и традиционный блэк. Всего пять треков, если не считать интро, длительность композиций по восемь, девять и шесть с лишним минут, сумасшедшие вопли в первые же секунды звучания альбома – нет, они не изменились, и семь прожитых лет для них, видимо, словно пыль для моряка – так же несущественны и незаметны. И да, они начали в точности там, где замолчали и прервались семь лет назад, но останавливаться на имеющемся и уже знакомом не стали, а добавили конкретности, дума, печальных мелодий и… хитовых чистоголосых припевов.

И стало только лучше. В этот раз за барабанами отметились приглашённые драммеры Александр Ищенко и Александр Капустин, а Ти Тункель помог с басом, что тоже внесло свой особый вклад в инструментальную составляющую релиза – он стал ещё увереннее и убедительнее. И да, мне совершенно не хочется сравнивать и сопоставлять “The Eternal Revival” и “Prisoner Of Life”. Они похожи как близнецы-братья, но всё-таки разные. У каждого из них свой собственный почерк и свой особый колорит, но кого из них предпочесть и по каким причинам, слушателю нужно будет решить для себя самостоятельно. На мой взгляд, в категориях «лучше» и «хуже» в данном случае говорить вообще не имеет смысла, и каждый релиз по-своему хорош и прекрасен, имея как свои безусловно сильные стороны, так и несколько неоднозначные аспекты.

Все фирменные фишки и отличительные особенности Funeral Oppression, за которые я полюбил в 2015 году “Prisoner Of Life”, сохранены и на “The Eternal Revival”, и это вновь некий, чуть утоптанный в dsbm-чернозём, вариант ранних Opera IX с их нестандартными структурами треков, внушительным хронометражем, непредсказуемыми переходами и вставками-сюрпризами, однако теперь озёрские печальники звучат ещё жирнее, объёмнее и колоритнее, чем раньше, уверенно закрепившись на взятых некогда высотах. В их риффах сейчас больше силы и напора, но всё так же много сырости, первозданного хаоса и жгучей, голодной тоски, отличающей все по-настоящему удачные релизы данного жанра, а это значит, что перед нами вновь выстраданный и реалистичный релиз, где всё будет неистово, на пределе и по-настоящему.

Funeral Oppression – это блэковый дум (или думовый блэк – как вам больше нравится) для думающих, читающих и чувствующих людей, и для меня это его главное достоинство. Я склоняюсь к тому, что в плане стилистической идентификации самым правильным в данном случае будет термин “прогрессивный блэк-метал” и отсылка к ранним In The Woods…, Forlorn, Borknagar и всё тем же Katatonia и Pan.Thy.Monium, однако в случае с Funeral Oppression у нас всё ещё абстрактнее, грустнее и атмосфернее. Такие альбомы я воспринимаю как порталы в другие измерения, и они действительно способны переносить душу внимательного слушателя далеко в неизведанное и небывалое. У этой группы есть своя особая магия, и если вы дадите ей шанс, за ней уж точно не заржавеет. Тот случай, когда за отечественный коллектив не стыдно, и современная команда способна играть не хуже, чем патриархи жанра на заре 90-х.

Показать ещё