РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Тропы Не Врут "Голоден и пьян"
Как раз в тот самый волшебный и отчасти даже сакраментальный момент, когда мы все готовились праздновать Новый год, заслуженная и самобытная группа Тропы Не Врут представила нам свой пятый полноформатный альбом. В самый последний день года, аккурат 31 декабря они выложили его в сеть, ничуть не побоявшись пройти незамеченными в разгар праздничных увеселений, и вновь их специфический стиль «хард-бард» с примесью фолка и с раздольной русской поэтичностью развернулся во всей красе, подарив ценителям подобных интеллектуально-рокерских откровений целую россыпь ярких треков, а кое-кто из слушателей уже поспешил назвать актуальный полноформатник лучшей работой коллектива за всю его историю.
Открывает альбом уже известная нашим читателям “Мой андеграунд”, и этот бронебойный хит действительно задаёт тон всему альбому, а определить этот характерный фолк-бит можно было бы как смесь творческого куража, северной этники, рок-н-ролльного бунтарства и исконно русского желания во всём дойти до сути и рубить всегда только правду-матку. Вот, собственно, Тропы Не Врут сейчас и рубят. И надо сказать, рубят жёстко, прямо и конкретно. На альбоме десять треков, а закрывает экспозицию бонусный одиннадцатый трек, и этого в данном случае более чем достаточно для того, чтобы понять и прочувствовать, что такое быть голодным, талантливым, слегка пьяным и очень вдохновенным.
Открывающая альбом и уже выходившая синглом композиция действительно не имеет ни малейшего недостатка в сочных и цепляющих мелодиях, а потому заходит в преддверии альбома просто на «ура», настраивая слушателя на такое же продолжение, и поставленная вторым номером в треклисте титульная вещь как будто продолжает “Мой андеграунд”, в действительности имея явные отсылки к ней как в плане инструментала, так и в том, что касается вокальных линий. И вообще в целом альбом разворачивается легко и естественно – как «по маслу». Не смотря на то, что на диск вошли очень разные по звучанию песни, все они совершенно без проблем укладываются в единую канву “Голоден и пьян”, демонстрируя единство глубины и хитовости.
Ну и, конечно же, как это водится в русском роке, на первом месте в данном случае у нас всё-таки находятся тексты, а вместе с ними – особая подача фронтмена «троп» и его харизматичный вокал. Местами Алексей не столько поёт, сколько рассказывает, и это характерная фишка «тропушек», как группу ласково называют слушатели. Эти композиции действительно воспринимаются как доверительный разговор по душам, а мне по ходу прослушивания диска даже местами вспоминалась классика любимого мной Високосного Года (“Внутри меня море”), Калинов Мост и Возвращение. «Тропы» афористичнее и чётче, чем вторые и третьи, а вот их ирония и умение выражать свои мысли в стиле крылатых выражений реально близки почерку Ильи Калинникова.
В третьем треке “Петь там” в саунде активно разворчивается домра, отдалённо напоминающая своим звучанием балалайку, и тут специфическая народность действительно доходит до своего апогея, при том, что в голосе Алексея местами как будто появляются какие-то отголоски Гарика Сукачёва и Петра Мамонова. Ой, как жарко и неистово он поёт, при этом практически нигде не выпрыгивает из штанов, не переходя на какие-то запредельные и крайние крайности, а действует исключительно посредством вербального усиления смыслового накала тех месседжей, которые вкладывает в свои тексты на уровне слова и следующих за ними ассоциаций. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…» – это точно про Тропы Не Врут и про их свежий альбом.
Изысканные вкрапления скрипки, виолончели, домры и клавишных добавляют альбому ненавязчивой этничности, и он действительно мягок и нежен в самой максимальной концентрации. Объёмный звук акустических инструментов, уверенные басы ритм-секции, виртуозные переходы одного в другое и от одного к другому – вот что такое “Голоден и пьян”, а лично я увидел дополнительный смысл как раз в дате релиза пластинки – кому Новый год и праздники, а кому вечный драйв рок-н-ролла и вот такое специфическое ощущение на грани сардонической неудовлетворённости повседневным и желания проткнуть, наконец, этот картонный очаг обыденности или, по крайней мере, хоть немного его поддеть и повредить.
«Если нет берегов – ни к чему паруса, дрейфовать по надземным орбитам, и в свободном паденьи замкнуть полюса, чтоб остаться с планетою квитым…» – строчки из этих песен можно сходу раздёргать на цитаты, ставить себе в статус и вообще вешать в золотой рамке где-нибудь на стене, и всё это будет уместно, красиво, мудро и с особым прищуром умудрённой жизнью иронии. Почти джаз и блюз в “Хорошо”, жёсткий рок-н-ролл “У убийцы родные глаза”, камерная расслабленность и фолковая раздольность – всё это переплетается на альбоме органичными и живыми нитями, а в итоге перед нами предстаёт очень аутентичный и упругий диск со своим характером, с хитрой, грустновато-ироничой улыбкой и с той самой правдой, которую знают обычно бывалые и битые судьбой, но не утратившие вкус к жизни старики.
Тексты альбома “Голоден и пьян” искренни до максимума, и всё это с занятными вербальными каламбурами вроде тех, что так ярко проявляют себя в треке “Часы не сдаются без боя” и с потрясающей афористичностью формата Козьмы Пруткова в песне, которая называется “Хорошо”. Что тут сказать, жить в пространстве этого альбома действительно хорошо – в нём хочется жить и находиться там приятно. Этот диск не хочется ни с кем сравнивать, а фирменный стиль «тропушек» протаптывает тут новые для себя пути нежно и обходительно как никогда, хотя и не думая оставлять свой кураж современных рок-скоморохов. Красиво, нежно, литературно, зрело, убедительно. Реально хард-бард и художественный рок очень забористого розлива.

Рецензия на альбом проекта Sagarah "Carpati"
Год едва успел начаться, а у нас уже наплыв новых релизов, и сегодня речь пойдёт именно о такой работе, вышедшей в самые первые числа января, когда большинство из нас вовсю предавались жаркому новогоднему отдыху и тостам под ёлочкой в компании с традиционными для данного праздника закусками. Свежий полноформатник смоленского блэк-думового проекта Sagarah имеет многообещающую обложку и нетривиальное название (попечалиться и поразмышлять об эстетике суровых чащоб карпатских лесов нам ещё не доводилось), а самое важное в данном случае в том, что этот изысканный пятитрековый диск вас точно не разочарует, а проведённое в его компании время вы уж точно никогда не назовёте потерянным и потраченным всуе.
Ну а в плане музыки перед нами в этот раз красивый и печальный материал с грубоватым каркающим скримом и многослойной меланхолией инструментала, которая оказалась безупречно записана под руководством Андрея Бродского в небезызвестной Slaughtered Studio. И неслучайно этот проект с самого начала делал ставку на инструментальную музыку – в исполнительской составляющей он действительно настолько хорош, что порой совершенно не нуждается в вокальных линиях, но, понятное дело, с вокалом всё становится краше и живее, а потому большинство композиций с его актуального лонгплея всё-таки не являются уже инструменталами, умело вплетая в переклички рок-инструментов вокальные дорожки.
Немного от The Black League, чуть-чуть от Taiga и вообще очень красивый, романтичный и даже чувственный меланхолик-блэк с необычными для данного жанра темами песен и названиями треков вроде “Annet”. Собственно, от блэка в данном случае уже практически один только скрим, а в остальном перед нами просто очень печальный, прекрасный и холодный материал в духе нордической рефлексии суровых викингов, которые переехали в Смоленск и вкушают там все прелести легендарных российских зим. Я не знаю, насколько это чистокровный дум и примут ли подобное поборники чистоты жанра, но те, кому по душе Elderwind, Lauxnos, Funeral Oppression и другие варианты чистой и болезненной красоты, явно найдут здесь для себя немало интересного.
А заканчивается всё на альбоме очень эпичной и воодушевляющей тяжёлой балладой “Vnov”, где Sagarah порадует нас чистым вокалом и мечтательной лирикой. Этот почти десятиминутный эпик воспринимается как настоящий саундтрек, и там действительно в середине присутствуют, а местами угадываются кинематографичные сэмплы. Много сдержанной драматургии и настоящих чувств, и всё это размашисто, органично и с адекватным развитием выбранной темы. Никакой спешки и неуместных попыток что-то форсировать, только чистые и прозрачные финские озёра и такое же чистое и бездонное зимнее небо, а я даже вспомнил по ходу прослушивания данной композиции очень порадовавший и впечатливший меня Silver Lake Эсы Холопайнена.
Так вышло, что в поле моего зрения Sagarah не попадал почти десять лет, а в последний раз мы писали про творчество проекта аж летом далёкого 2017 года, но сейчас я очень рад видеть, что за прошедшие годы коллектив не только не растерял своей первоначальной эстетичности, но и сумел оформить её в более презентабельном и художественном ключе. На альбоме “Carpati” нас ждёт всё ещё достаточно тяжёлая и жёсткая музыка, но записана она в очень грациозном и нежном, порой как будто граничащем с неоклассикой духе. Красиво, эфирно, романтично, вдохновенно, но при этом всё очень по-мужски, с прекрасным звучанием и вообще без лишних сантиментов. Карпаты для тех, кто уже немного устал от Carpathian Forest, но до Ричарда Клайдермана ещё не дошёл.
Ставлю 5 из 5 за грамотно выдержанный баланс и за зрелость аранжировок. Всё очень фирменно, по-взрослому и реально не хуже, чем у Silver Lake, хотя чуть андеграунднее, тяжелее и злее. Именно последнее обстоятельство и может стать в итоге главным аргументом, который заставит многих принять и полюбить “Carpati”. Все те, кто презрительно фыркал в сторону сайд-проекта аморфисовского гитариста, упрекая его в фоновости, мейнстримовой конъюнктурности, продажности и прочих смертных грехах, вполне могут распробовать и проникнуться новейшим релизом Sagarah, который формально никуда не уходит с экстремальных звуковых территорий, но как бы обогащает жанр атмосферного блэка изнутри.
Рецензия опубликована в журнале Rockcor N2 (2025). Заказать журнал:
https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на альбом группы Cryptic Conversion "From The Oblivion"
Мрачные пермско-ставоропольско-питерские инквизиторы из Cryptic Conversion возвращаются со своим вторым полноформатным альбомом и, похоже, сами расценивают это диск как камбек из забвения, не зря ведь альбом называется именно так! Впрочем, забыть их вряд ли кто-то успел. Дебютный лонгплей команды вышел в прошлом году на SoundAge Prod. и зарекомендовал группу с самой лучшей стороны, показав, что участники состава не просто питают большие симпатии к старорежимному дэту, но и знают, как реанимировать его дух с учётом современных реалий самым лучшим образом. Всё то, за что вы полюбили “Eldritch Echoes”, Cryptic Conversion принесли нам с вами и сегодня и сделали это в своём собственном фирменном ключе.
“From The Oblivion” – это чудесный атакующий дэт старой школы с оттенками Cannibal Corpse, Grave, Hypocrisy и Morbid Angel. Отличные, порой достаточно изобретательные риффы, красивые соло, приятный шершаво-меланхоличный звук – словом, всё как в лучшие времена классических для дэт-металла 90-х, но без явных корявостей и каких-то очевидных огрех в звучании и исполнении. Группа ориентируется на брутал-дэт с эпизодическими заездами в грайнд и действительно исполняет свой материал очень горячо и на повышенном панковском кураже (“Divide And Conquer”), однако делает это весьма внушительно и свирепо, отнюдь не скатываясь в какой-то кроссовер, а наоборот всячески подчёркивая всю свою ретроспективную серьёзность.
На альбоме хватает и забойных фрагментов, и более меланхолично-расслабленных, почти думовых виражей, и как раз это сочетание впечатлило меня в итоге больше всего. Когда прямолинейная долбёжка и штампы из арсенала шведских кудесников вроде Grave запросто переходят в глубокомысленные пассажи в духе Runemagick, Asphyx и Morgoth, на сознание это действует очень мощно и эффектно, а больший процент умеренных скоростей по сравнению с материалом “Eldritch Echoes”, на мой взгляд, пошел альбому только на пользу, изрядно добавив ему увесистой фундаментальности, но не погрешив при этом против изначального стиля группы, представленного на дебюте коллектива, где Cryptic Conversion так старательно и на разные лады конвертировали дэт-метал-брутальность в техничность и драйв.
Особого упоминания заслуживает стильная олдскульная обложка и целых три фита, приготовленные авторами для гурманов и знатоков отечественных героев своего жанра. Совместные композиции с Bestial Sight, Dethcrusher и Datura стали украшением альбома и внедрили на и без того совсем не скучный диск ещё больше разнообразия. “Sinister Sign”, записанный с Bestial Sight, привносит на альбом элементы мелодичного блэка пополам с хаотичным трэшем, симбиоз со ставропольцами Dethcrusher добавляет релизу жаркой южной ярости и адских обертонов, а совместный эпик с ветеранами из Datura ещё сильнее даёт олдскула, как будто сбрасывая альбом в подземную шахту ностальгического дэт-метал-минимализма.
Но на альбоме и без этих фит-вкусностей хватает интересных решений и запоминающихся прогонов. Меня очень порадовала техничная “Damnation’s Embrace” с необычными пробежками по грифу на скорости небольшого, но стремительного болида, а “Cleaving Thy Entity” мастерски внушает страх и ужас своей эпичной поступательностью. Эти треки звучат почти как гимны, и в них действительно столько же страсти, жара и пафоса, что, несомненно, очень идёт Cryptic Conversion, продолжающим исследовать свои исполнительские возможности не только на высоких, но и на сдержанных, а также на откровенно замедленных скоростях, что и стало в итоге для меня главным отличием “From The Oblivion” от “Eldritch Echoes”.
В остальном же перед нами всё та же воинствующая адская арматура, которая великолепно себя чувствует и ничуть не утратила боевого настроя со времён своего рождения в конце 80-х-начале 90-х. Гремучая смесь из дэта, трэша, грайнда и даже прото-блэка, которую в те времена запросто транслировали очень многие группы, у некоторых из которых даже на уровне названий была отражена эта специфическая жанровая полигамность (вспомнить хоть наш отечественный NecroK.I.L.L.Dozer), но исполненная чуть техничнее, чище и разнообразнее, чем у многих других творивших и рвавшихся к звёздам в те далёкие годы команд. Тут есть и чистый дэтовый брутал, и тяжёлая красота атмосферного дэт-металла, и разухабистый напалмдэт грайндкоровой безудержности, но всё это с умом, с чувством, с толком, с расстановкой и без прог-занудствований.
И в целом “From The Oblivion” выглядит как очень состоятельный, законченный и внушительный релиз – практически как монумент своего жанра и своей эпохи. Не стремясь к излишней вылизанности и сглаживанию углов, он в то же время достаточно гармоничен, совершенно не испытывая, впрочем, недостатка в первобытной мощи и варварской напористости. Музыкантам удалось первоклассно выдержать баланс между техничностью и импульсивной порывистостью, а в итоге на выходе мы имеем настоящий дэт-метал-праздник с элементами грайнда, трэша, дума и со смачными россыпями гуттурала. Ставлю 5 из 5 за разнообразие и способность вдохнуть нечто новое в очень даже старое и даже нарочито ретроспективное, не сломав ему при этом хребет.
Рецензия опубликована в журнале Rockcor N 1 (2025). Заказать журнал:
https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на сингл группы Песня Бурь "Табити"
Замечательная саратовская группа Песня Бурь известна тем, что совмещает напевный хэви-метал с жёстким фолком, а затем всё делает наоборот – берётся за жёсткий хэви-метал и напевный фолк. Жёсткость, драйв, напор, чарующая флейта и напевность переплетаются в их композициях как инь и ян в известном эзотерическом символе, дополняя одно другое, а мы пристально следим за деятельностью этой команды с 2017 года и уже несколько раз писали про их релизы, которые традиционно оставляли у нас очень приятные и вдохновляющие впечатления.
Особняком в дискографии Песни Бурь стоят тематические песенные циклы и так называемые «долгострои», работа над которыми длится на протяжении многих лет, и сегодня мы как раз поговорим об одном из них. В 2018 году Песня Бурь начала большую историю о фениксах, птицах огня, а сегодня представила большое и внушительное продолжение той увлекательной давней эпопеи. Первые кирпичики сегодняшнего трека “Табити” были заложены ими уже в том далёком теперь уже 2018-м, однако звёзды всё никак не хотели сходиться правильным образом, и всё это время трек ждал своего часа.
И я не случайно ввернул сейчас слово “внушительный”! Масштабное шаманское вступление с профессиональным горловым пением с первых секунд звучания, а затем в ход идёт женский вокал с восточным оттенком, чувственные перестуки тамтамов и инструментал в лучших традициях Dead Can Dance… Кхм, это ли та Песня Бурь, к которой мы все привыкли и которую любили и слушали все эти годы? Да они здесь даже отказались от своей фирменной флейты, а подходящую вокалистку для данного трека искали целых шесть лет!
Ассоциации с Dead Can Dance сильны и органичны, что напрямую связано с тематикой трека, посвящённого главной богине скифского пантеона по имени Табити, а тот факт, что композиция вышла в самую длинную ночь в году, когда вокруг так много мистики и так мало света, ещё более усиливает её специфическое, тёмное и почти заклинательное очарование. В этой вещи сама богиня напрямую обращается к слушателю, и музыканты постарались ни в чём не погрешить против требующейся в данном случае аутентичности, всё сделав на самом впечатляющем уровне.
До Dead Can Dance, Hagalaz’ Runedance и ещё более хтонического шаманизма тут на самом деле уже рукой подать, а вот металла и риффов в данном номере самый минимум. Авторы как будто решили на миг превратиться в шаманов и жрецов, да и записали очень серьёзный и не совсем характерный для себя номер, в котором возвели всю свою мистику и всю свою ритуальность в абсолют, на время задвинув на второй план все риффовые фантазии и дисторшновые атаки. Даже самые суровые воины молятся перед боем, ну а тут у нас ответ на их молитвы от великой Табити.
С лёгкой подачи данного трека огненные, воскресающие из огня фениксы перестают быть картонными легендами из далёкого детства и обретают плоть и кровь, словно сливаясь с голосом фит-фронтвумен Песни Бурь Ксении Ламаш, филигранно перепевающей Офру Хазу и прочую иранскую фолк-аутентичность. И да, флейты в данном случае действительно нет, однако домбра, бубен и цимбалы в исполнении ритм-гитариста Песни Бурь Николая Жалмашева в этот раз ещё сильнее вышли на первый план и развернулись на все сто процентов, ни в чём себя не ограничивая.
Признаюсь, не ждал от Песни Бурь такого, и до сих пор немного в шоке от услышанного, но это приятный сюрприз, и в конце года услышать подобное было действительно очень интересно. Я нисколько не сомневаюсь, что к металлу они вернутся уже очень и очень скоро, а я люблю их классический фолк-метал-стиль и люблю такие треки. Совсем недавно я восхищался подобными вещами у The Star Of Istar, Ada Sargatis и ILMU, и Песня Бурь сейчас с честью встали в данный ряд, продолжив сильную и вдохновляющую традицию мистического этно-фолка. Праздновать самую долгую ночь под такую музыку бесценно.

Рецензия на лирик-видео группы The Fall of Creation "Martyrdom"
Калининградские эстеты мрачного фундаментализма, именующие себя The Fall of Creation, выпустили в октябре шикарный альбом “Enlightenment”, а затем принялись иллюстрировать композиции с него красочными и концептуальными видео-зарисовками. Сначала было видео в поддержку трека “Dance Of Death”, теперь вот и сменяющая её на альбоме “Martyrdom” обрела впечатляющее видео отображение, и, кстати, я уверен, вы не будете разочарованы, хотя в этот раз они ещё более минималистичны и просты!
Очевидно, что музыка этой команды такова, что на самом деле буквально требует себе визуального дополнения, что, собственно, и предлагают нам в очередной раз сейчас наши мдм-герои. Они выбрали свой стиль, и каждый раз, немного видоизменяя частности и варьируя подходы к работе, всё-таки придерживаются выбранной атмосферы стародавней мучительной алхимии и кровосмесительных парадоксов замутнённого предрассудками сознания древних магов-еретиков, которые в их клипах водят дикие хороводы со своими страхами и страстями.
И вот я включаю лирик-видео, и снова передо мной мрачные средневековые гравюры, таинственная атмосфера такой жуткой, но в то же время привлекательной эпохи, рельефные литеры поверх искажённых гримасами лиц и гротескных фигур, и всё это под аккомпанемент плотного, уверенного и безжалостного, но всё равно очень мелодичного и харизматичного дэт-металла, который формально можно отнести к мдм-категории, а на самом деле стоит воспринимать в контексте SepticFlesh, Nightfall и прочих экзотик-эзотериков.
В нынешнем треке The Fall of Creation помимо уже почти традиционных отсылок к Dark Tranquillity и At The Gates мне послышалось даже что-то от классики Morbid Angel, и это было просто невероятно. Тот фирменный инфернальный напор времён “Rapture” и “Covenant” великолепно вписался в их и без того достаточно основательный декоративный железобетон и теперь сдержанно полыхает своими обжигающими бликами сквозь риффы и грохот ритм-секции.
Неспешный темп размашисто рисует упаднические картины мракобесного, но всё равно по-своему колоритного и даже привлекательного декаданса, и делается всё с таким чувством и с таким погружением в материал, что звучит это местами даже триумфально, чему в немалой степени способствует и знающий толк в своём деле фирменный вокал The Fall of Creation с надсадной, как будто простуженной хрипотцой.
А вообще актуальное лирик-видео можно было бы охарактеризовать всего четырьмя дефинициями – сдержанно, стильно, красиво и ничего лишнего. Это действительно восторг для глаз и ушей (особенно, если вы смотрите это на большом экране, с хорошими колонками и с адекватным усилителем), и в данном случае этого более чем достаточно, а лучшее здесь действительно – враг хорошего.
The Fall of Creation уверенно укоренились на выбранном пути и теперь умело маневрируют на нём, оттачивая свои умения и навыки до филигранности, граничащей с искусством. “Martyrdom” – это тот самый минимализм, за который мы когда-то полюбили The Beatles, Black Sabbath и Venom, а до стопроцентных спринтерских попаданий точно в яблочко этой группе осталось уже всего ничего. Ещё совсем немного, и будут как Dark Tranquillity и SepticFlesh в свои лучшие годы.
Ну а я уже сейчас наслаждаюсь их творчеством, ни с кем его не сравнивая и не ища в нём никаких изъянов и подвохов, а причина тому – интригующая и близкая моему сердцу концепция, представляют которую The Fall of Creation очень фирменно и яростно. Их треки воспринимаются как захватывающие истории из мира жгучих средневековых фантазмов, из которых авторы смогли сделать маленькие шедевры большого и могучего хаоса. Ещё есть куда расти, но уже впечатляет. Пополняем видео-подборку команды и с удовольствием смотрим их видео друг за другом.

Рецензия на альбом группы Splatterums "Main Course"
Заслуженные монстры отечественного брутал-дэта наконец представили свой полноформатный долгодистрой, над которым работали очень долгое последнее время. Аж три года назад – в ноябре 2021 года вышел предыдущий альбом Splaterrums, а если точнее, мини-альбом “Splatter Metal”, и все эти три года они перебивались синглами и готовили общественность к большому и грандиозному лонгплею в новом для группы викторианском дэтовом ключе, суть которого было очень легко и просто почувствовать, даже просто бросив самый беглый взгляд на оформление их последних релизов.
Говоря про оформление и арты Splatterums последних лет, я имею ввиду сингл “Killing Nocturne” и макси-синглы “Book Of Blood” и “Ghost. Church. Suicide”, благодаря которым мы уже приобщились к вошедшим сейчас на полноформатный альбом отличным трекам “Dying moon”, “Ghost. Church. Suicide”, “Book Of Blood” и “Killing Nocturne”. И, кстати, раз уж я завёл разговор об обложках, нужно сказать, что оформление их нынешнего диска – это просто шик и восторг. Художнику удалось выбрать чёткий ракурс, великолепно обыграть название релиза и в итоге перед нами отменный викторианский аналог классических артов Death в собственном сплаттер-стиле наших сегодняшних героев.
Случайно увидев этот арт в сети, я любовался им минут двадцать и реально не мог оторваться, рассматривая этот атмосферный, изобилующий деталями рисунок. Он хорош, реально хорош, и содержимое “Main Course” под стать оформлению – выдержанное, монолитное, жёсткое и очень вкусное. Можно вслушиваться в детали бесконечно и каждый раз находить что-то новое, но даже и это ещё не всё – расположение персонажей на обложке и сам их вид имеют настолько величественный вид, что смотреть на них как-то иначе, нежели со всепоглощающим восторгом, сложно – авторы явно всерьёз решили возвести сплаттер-комиксы в ранг настоящего искусства!
И, похоже, четыре – особое число для “Main Course”: на борту данного релиза присутствуют четыре старые вещи и четыре ещё более старых трека, которые были блистательно обкатаны в ходе многочисленных концертов состава и не менее блистательно задокументированы для истории на концертниках 2017 и 2020 годов. Замечательные, многократно проверенные временем и пылевыми условиями сейшнов “Black Pastor”, “On Hook”, “Labyrinth Of Emptiness” и записанная впервые “Hand Of God” были аккуратно извлечены из анналов истории, слегка подретушированы под общий микс новейшего лонгплей и засияли как совершенно новые номера.
И начинается всё на альбоме именно с них. Таинственное и пространное вступление “Black Pastor” нагоняет максимум мрака и интриги, и всё это с одной лишь целью – как следует вдарить и ввергнуть слушателя в самый эпицентр жесточайшего дэт-металла с мясистыми риффами, утробным вокалом и вкусно лязгающими ударными. Такой среднетемповый эпик в духе Benediction идеально подошёл на роль «открывашки», и под его жёсткую основательность рассматривать арт ещё интереснее и аутентичнее – в голове сами собой рождаются всякие разные ассоциации, персонажи с обложки как будто оживают и временами чуть ли не двигаются.
Вокальные переклички и басовые фантазии звучат в каком-то смысле даже медитативно, и чем дальше пробираешься по хронометражу альбома, тем больше погружаешься в эту упоительную атмосферу филигранных соло и сокрушительных гитарных атак. Всё сыграно и записано так реалистично и достоверно, что временами ты не только слышишь, как перемещаются по грифу пальцы гитариста, но и почти ощущаешь его дыхание. Я писал эту рецензию почти две недели, зависая и то и дело почти впадая в ступор, и каждый раз по ходу всё новых и новых прослушиваний “Main Course” я думал одно и тоже: «как же это круто!»
Они всё делают исключительно по-своему (казалось бы, зачем записывать и перезаписывать то, что уже покрылось не то что пылью, а даже грибами и мхами, но нет – эти брутальные реликтоманы как раз и славятся тем, что могут переиграть и записать одну и ту же вещь много раз), с сокрушительным задором идут вразрез всем правилам, и в итоге находят потрясающие решения там, где, казалось бы, всё давным-давно пахано-перепахано. Актуальный лонгплей Splatterums стал потрясающей ретроспективной прогулкой по истории данного славного ансамбля, и его звучание принесло мне потрясающее эстетическое удовольствие.
Отметим, что в CD-варианте релиза присутствуют два бонуса – кавер на Kataklysm “In Shadows And Dust” и кавер на Entombed “Wolverine Blues”, и данное обстоятельство делает ещё более желательным приобретение данного опуса именно на физическом носителе. Именно в таком варианте для вас станет ещё более очевидным, почему так примечателен и хорош “Main Course”, и почему я постоянно повторяю вам сейчас про то, что Splatterums громыхнули своим полноформатником так, что я аж раскрыл рот от удивления и сполз с дивана. Ну и такой замечательный арт, понятное дело, тоже будет нелишним иметь у себя в коллекции на CD.
Это олдскульный материал и слушать его желательно в олдскульном формате физического носителя, разворачивая буклет и попутно наслаждаясь полноценным звучанием со всеми каналами и частотами. Это всё важно, но ещё более важно, что Splatterums любят всё доводить до кипения, быть непохожими на других и даже в чём-то неправильными, а на первом, втором, третьем и даже десятом месте у них упоительный драйв, искрящиеся эмоции, безумная увлечённость своим делом и жаркий накал первородного дэт-металла, который ещё знать не знал, каким он должен и обязан быть, а просто был и радовался тому, как всё происходит здесь и сейчас, весь погружённый в свой триумф.
Релиз для тру-ценителей олдскульного трэш-дэта с изюминкой, шипами и своей собственной уникальной харизмой. Жирнейший саунд, очень убедительные гитары, техничная ритм-секция, неторопливые, местами почти дэт-думовые ритмы, неожиданности вроде чистого вокала в начале “Hand Of God” (думом там пахнуло ещё сильнее), невообразимая рельефность исполнения и умопомрачительное сочетание вокалов – на этом диске есть всё, за что вы любите музыку на виниле (слушал в цифре, но было стопроцентное ощущение, что играет пластинка) и цените бессмертную классику 80-х от ещё сердитых, юных и полных задора мастодонтов жанра. 5 из 5.