ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл группы Ikiaqqivik "Зима"

27-02-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

«Тревожный рок» столичных шаманов из Ikiaqqivik, который я всегда воспринимал как «рефлексирующий», продолжает расти и развиваться, и перед нами их очередной сингл, хотя после выхода их недавнего EP, посвящённого прозе и парадоксам токсичных отношений, прошло далеко не так много времени. О чём петь, когда у тебя за окном всё белым-бело и вообще зимняя сказка? Участники группы долго думать не стали и записали трек с простым и однозначным названием – “Зима”. И на что же это похоже? Всё на тех же Ikiaqqivik и их прежнее творчество, а также на лёгкий, слегка игривый инуитский рэп на фоне такого же лёгкого и слегка игривого инуитского альтернативного рока.

Шагающая, будто подпрыгивающая на каждом нечётном шаге, вокальная линия в исполнении их вокалистки сразу же наводит на определённое, немного легкомысленное настроение, и все остальные составляющие данной композиции лишь усиливают данное ощущение идущего кататься на санках и лепить снеговиков жизнерадостного и хулиганского тебя в возрасте 11-12 лет. Привычные риффы Ikiaqqivik, их характерный атмосферно-рокерский саунд и яркий женский вокал без особых претензий – всё это лишь взлётная полоса для подлинных поисков, креатива и экспериментов со звучанием. И то, что изначально было просто пустотой, а затем стало стихотворением, действительно превратилось в песню и обрело в итоге жизнь в виде сингла.

Но нет, этот трек не назвать поверхностным, легковесным и пустотелым. Он достаточно основателен и в определённой степени серьёзен, как серьёзно абсолютно всё, что делали Ikiaqqivik раньше, а за простотой и незатейливыми мелодиями угадываются серьёзные размышления, недетская грусть и вековечная задумчивость седых английских холмов. Они пытаются осмыслить окружающую действительность, ищут и размышляют, а их творческое отражение нашей реальности в итоге оказывается намного более приятным, чем то, о чём говорят в новостях и напишут затем в учебниках истории. Это называется художественный вымысел, но он в данном случае таков, что это почти психоанализ и философия, а тема тут – поиск любви.

И я уже сравнивал их и с The Cranberries, и с Fleur, и с целым рядом других групп и исполнителей, ну а сейчас… да, всё те же The Cranberries и Fleur, только в чуть более ускоренном темпе и с очень ускорившимся вокалом, напрямую граничащим с речитативом, а это значит, что к моему прежнему списку ассоциаций теперь можно добавить Гвен Стефани, Linkin Park, Guano Apes и… кого там ещё из альтернативного рока с быстрым и спотыкающимся вокалом вы ещё слушаете? Наверное, тут в кассу будет практически всё, если только там есть атмосфера, рок-гитары и не самые линейные риффовые хитросплетения. Добавляем сверху немного особого инуитского пафоса и – вуаля! Тревожность?.. Хм, даже не знаю. Наверное, есть и она немного.

Много текста, ещё больше текста, чем когда-либо, размышления, хождения по кругу мыслей и навязчивые идеи, но без явной грусти, а скорее с подростковым желанием победить всю вселенную и всем своим огромным сердцем любить этот мир. Можно воспринимать «Зиму» в интерпретации этой группы как прививку от взрослости и их собственный, очень авторский трибьют Питеру Пэну, а можно никак не воспринимать и не теряться в сетях подобных метафор, а просто жить, радоваться и таким образом отгонять от себя подальше всю ту порождаемую окружающим социумом тревогу, от которой, конечно же, не свободен абсолютно никто из нас. И естественно, Ikiaqqivik со своими фантазиями намного приятнее, чем таблетки и психотерапевты.

И меня на самом деле очень радует тот факт, что ребята продолжают искать себя и пробовать что-то новое, и те два месяца, что они готовились к релизу, не прошли даром. Теперь кусочек шаманской московской зимы может быть круглосуточно у вас в плейере, а при нужде в мотивации вы всегда сможете обратиться к нему и таким образом воодушевить себя на хорошее, импульсивное, творческое и немного дерзкое. Ikiaqqivik всё больше входят в роль рока для художников, мечтателей, звездочётов и любителей прогулок по крышам, и их нынешнее сингловое творение – это очень убедительный и фундаментальный, хоть и действительно достаточно сезонный (а как может быть иначе, если ты поёшь зимой о зиме?) шаг в данном направлении.

Рецензия на сингл Мистера Кто! и Стива "За всё хорошее"

24-02-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Почти год от Мистера Кто! практически не было новостей, я не писал рецензий на его новые релизы, не слышалось громких анонсов, и не выходили интервью с ним, но ничего фатального в этой тишине не было. Музыкант всего лишь сосредоточился на работе над своим вот уже третьим полноформатником, а пока суть да дело, решил всё-таки ненадолго прервать затянувшуюся тишину и представил свой совместный трек с наверняка отлично уже знакомым вам Стивом со студии 114, где, как известно, уже давно обитает Мистер Кто!, записавший там и свой дебютный диск, вышедший на виниле, и последовавший за ним вдогонку второй полноформатник.

Не в первый раз Мистер Кто и Стив что-то делают вместе, не в первый раз я пишу об этом, но кое-что особенное в треке «Всё хорошее» всё-таки есть. Стив сочиняет фолк-оперу «Тьма тараканья» по мотивам древних народно-языческих преданий, а Мистер Кто! вдохновился этим делом, впечатлился тематикой и, не в силах совладать с переполняющими его чувствами, выплеснул их в итоге в виде вот такого специфического трека. Музыка и слова Мистера Кто!, аранжировки Стива, и вот перед нами буги-фолк в русле исконного русского рок-н-ролла, который благополучно существовал себе у нас на болотах задолго до прихода Элвиса и Чака Берри.

У музыканта на самом деле получился отвязный рок-н-ролльный фолк в лучших традициях собственного творчества. Просто, расслабленно, очень лампово, дружески и вообще без каких-либо условностей ребята сделали интересный трек, и он один имеет вес целого вечера на кухне в компании с нужными, понимающими и вообще с теми, с кем время имеет тенденцию сокращаться и менять свои привычные свойства. Просторечная поговорка «за всё хорошее» как правило, имеет саркастический оттенок и предполагает нечто не столько на самом деле хорошее, сколько чуть меньшее, чем сильно плохое, и этот ироничный подтекст очень интересно обыгрывается в треке.

Чувствуется, что последние драматические события в стране и во всём мире оказали своё влияние на наших музыкантов, но авторы не печалятся и не депрессируют, а если и делают это, очень быстро и действенно сублимируют весь негатив, который, превращаясь в ноты и слова, буквально на глазах обращается в свою противоположность. Многие знаменитые люди замечали, что юмор очень часто становится последним средством исправить ситуацию, когда всё плохо, порочно, безнадёжно и катастрофически, и эта удивительная способность посмеяться над собой и улыбнуться даже собственным промахам, всегда очень выгодно отличала треки Мистера Кто!

Облегчённый русскоязычно-славянофильский вариант Finntroll и Asmegin, танцевально-хулиганский вариант группы Калинов Мост, «Rock around the clock» в стиле мухоморов, избушек, полётов на метле и безумных ночных вечеринок у костра с отплясывающей вокруг него доброй нечистью – вот что такое «За всё хорошее». Или просто современные рок-н-ролльные частушки на злободневные темы. Трек оставляет ощущение недосказанности и заставляет ждать продолжения, и что-то мне подсказывает, что это самое продолжение в том или ином виде мы очень скоро услышим.

И сдаётся мне, в этот раз нас ждёт что-то ещё покруче прежних опусов исполнителя, а его готовящийся альбом будет по-настоящему жарким, горячим и ядрёным. «Тьма тараканья» в стиле Мистера Кто!, где эпиграфом служит выпущенный 23 февраля трек “За всё хорошее”… Вы уже чувствуете это особое предвкушение больших и удивительных свершений? Благодаря таким музыкантам старый добрый рок-н-ролл словно обретает второе дыхание и расправляет крылья с новой силой, и это действительно могучий жанр. Тот самый первозданный катящийся ритм, который раскачивал вселенную ещё на заре её появления.

Ссылки на телеграм-каналы:

Тьма тараканья: https://t.me/stevenberkovec
Канал Мистера Кто!: https://t.me/ualeksa

Рецензия на сингл группы Existenter "Comeback"

23-02-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

То, что начиналось как вполне себе академический прогрессив и выходило под названием Existentia, очень быстро превратилось в невероятный пример смелости и творческого дерзновения без границ и ограничений. Existenter растут, развиваются, оттачивают своё мастерство и постепенно начинают выдавать на самом деле очень крутые и сильные вещи. И в данном случае уже совершенно не важно, к какому стилю всё это отнести и как назвать – модерн-метал, альтернатив, грув, прогрессив, эклектик-метал или элит-метал – перед нами просто очень риффовая и забористая солянка, которая наверняка зайдёт как непримиримым олдскульщикам, так и тем, кому совершенно нет никакого дела до пыльных исторических томов, а хочется только яркого, стильного, вставляющего и огнедышащего. Собственно, именно на таких модных, но всё-таки очень рокерских и по-настоящему металлических вещах эти ребята и специализируются.

И их новейший трек стал ещё одним шагом прочь от шаблонов в сторону жёсткого и ревущего, но в то же время невероятно чувственного металла вне условностей и предрассудков. Очень многообещающее начало с нотками фолка, великолепный вокал их фронтвумен, тонны соблазнительной чувственности, и тут же и практически безо всякого предупреждения – кач, ярость, мощь и техническая безупречность, за которой мы привыкли ходить к Dream Theater и Fates Warning. Каждый раз, когда я начинаю слушать их свежевыпущенный сингл, мне тут же хочется сказать, что это их самая крутая, обворожительная и безупречная вещь, и “Comeback” тоже не стала исключением. Вроде бы, все те же самые приёмы, что и чуть ранее, но всё звучит всё-таки совсем иначе и по-другому, а впечатление в итоге такое же очумевшее и восторженное, как будто на тебя с утра опрокинули ведёрко с мороженым (бодрит и радует, хотя и радикально).

И про вступительную часть “Comeback” я уже сейчас готов говорить в категориях особого искусства, а то, как изящно ребята перевели эту мелодию, словно позаимствованную у музыкальной шкатулки на язык мелодично-грувового экстрим-металла безо всяких преувеличении является искусством. От Cadaveria до The Birthday Massacre и от Flyleaf до In This Moment – вот то пространство, где существует данная вещь, но на деле всё намного интереснее и глубже. Лично я услышал в чарующей мелодии данной вещи чуть ли не Мэри Хопкин (а песни для неё, как известно, писал сам Маккартни!), Fairport Convention и кельтов-друидов. И это действительно что-то новое для Existenter. Ребята уже давно стали хороши и круты, но настолько мелодичного, архетипического и волшебного у них всё-таки ещё не было. Здесь харизма и чары уровня самых крутых небожителей метал-олимпа, и это реально почти как Eluveitie и Silver Lake.

И я не знаю, стоит ли искать в “Comeback” какие-то двойные смыслы и подтягивать сюда за уши какие-либо аналогии с камбеками и возвращениями чего-то куда-то, но мне всё это здорово напомнило весьма впечатлявшую меня в бытность группу Moray Eel и шикарный вокал их вокалистки Екатерины. Возможно, Existenter сейчас чуть более альтернативны, но при этом ничуть не менее изобретательны и смелы. Ребята всё ещё в поиске себя и не перестают меняться буквально каждый день, но уже сейчас стало совершенно очевидно, что, балансируя между «стать никем» и «стать кем-то», они уверенно укоренились на второй позиции, а знаменитый кризис третьего альбома, когда становится очевидно, является ли он для группы началом конца или концом начала, «экзистентерами» даже не будет замечен. Никаких кризисов, никаких заминок – мощное, безжалостное и непрекращающееся извержение чистого креатива.

Рецензия на мини-альбом группы Merdok "Prologue"

22-02-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Никому не ведомая пермская команда вынырнула со своим дебютным EP в конце 2022 года словно из ниоткуда, но уже этот дебютник оставляет очень приятное послевкусие и подогревает аппетит к большему. Казалось бы, ничего нового – ретроспективный трэш-дэт с атмосферным вокалом, всё как у Hatecrime или у сонма других подобных групп, но их фишки застревают в сознании, цепляют и вызывают интерес, а в риффах ощущается живая пульсация креатива.

Ребята не стараются дотянуться до звёзд и выдумать что-то невиданное, а просто нарезают горячий дэт-метал в традициях начала девяностых с лёгким привкусом трэшевой ритмики, однако выходит у них всё это очень жарко и интересно. Нельзя не упомянуть очень злой и апокалиптический звук гитар, яростный рёв вокалиста с массой вариаций на заданную тему и ритмичный чёс риффинга, но самое интересное в данном случае даже не это.

Обычно когда я начинаю слушать какую-то новую группу, у меня уже в первые секунды прослушивания выскакивает в голове несколько групп-аналогий: ага, это то-то и то-то и похоже на тех-то и тех-то. Но не в случае с Merdok. Я, конечно, могу привести и здесь множество правильных и правдивых ориентиров, но все они будут притянуты за уши, а к реальности будут иметь лишь весьма опосредованное и шапочное отношение.

Ранний Dismember? Grave? Caducity? Вроде как да, но как будто и не совсем. Пермские брутальщики нарулили очень живой и непредсказуемый диск, который уже во втором треке начинает показывать свой норов. Изломанные ритмы, рок-н-ролл пополам с техно-дэтом, едва заметные аллюзии к панку и грайндкору, а где-то на фоне никуда даже не думает исчезать беснующаяся трэшевая гитара, в сторону которой сыплет своими проклятиями вокалист.

Сумасшедший паровоз дымит и скрипит своими ржавыми железяками, разгоняясь во весь опор в “On Our Graves”, и это реально впечатляет. Авторы взяли непосредственность нелюбимого мной панка, приправили её трэшевым задором, завернули в доспехи старорежимного дэт-металла, вокалист спел от души на разные голоса, и вот перед нами шумный и тонизирующий экспонат, словно выпрыгнувший с адской сковородки самой зари 90-х, когда всё было таким мощным и злым.

“Prologue” наверняка понравится как олдскуллерам, так и ценителям современного дэт-металла, и даже некоторая примесь репетиционной сырости не смогла испортить мне впечатление от прослушивания, а напротив, подогрела и подперчила его. Я задумался, слышал ли я вообще от кого-то из российских дэт-команд настолько крутой материал в последнее время, и тут же сам себе ответил: да. Нечто похожее по крутости (но не по стилю!) было у Mumblegore.

Splatterums, а затем демки Mumblegore представляли нам такой же отчаянный raw death metal, и сыгран он был с такой же страстью и любовью к своему делу. Нужно очень сильно любить всю эту хоррор-дэт-метал-тематику, бредить и болеть ею, не спать ночами, а лишь очнувшись от забытья, бежать, сломя голову, чтобы поскорее послушать, сыграть, записать, прорычать любимые до боли и безумия смертометал-зарисовки – только тогда человек сможет записать нечто подобное.

Насколько я знаю, в данный момент Merdok вовсю работают над полноформатником, и там готовы размахнуться по полной (уже готовы интро и аутро с виолончелью и диковинным инструментом под названием калкамыз), продемонстрировав заинтересованной общественности всю мощь своего дремавшего до поры потенциала. И, знаете, лично я не сомневаюсь, что это действительно будет круто и здорово - ребята могут.

Уже доступные для прослушивания на данный момент четыре трека с EP воспринимаются как четыре пламенные оды в честь вечного и нержавеющего дэт-металла, и хотя “Prologue” не лишён некоторых огрех и скрипа костей невпопад, даже этот скрип (или это нижние гитарные струны у них так себя проявляют?) звучит в унисон с их музыкальной верой и амбициями. Замечательный ретро-данс-макабр, который свеж и сочен как напичканный ядохимикатами апельсин с рынка.

Рецензия на концертное видео группы Osovets "Alive At Industrial Christmas”

18-02-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Мы не так часто пишем рецензии на живые выступления и концертные видео-релизы, но иногда это всё-таки случается, и тем ценнее эти редкие и диковинные экспонаты наших эпистолярных экспериментов. Нынешний 2023 год едва успел начаться, многие из нас ещё вовсю его праздновали, а горячие адепты самобытного Russian Neue Harte из Osovets уже вовсю зажигали реальность своей жёсткой, но не лишённой изящества музыкой. Они долго шли к тому, чтобы поднять знамя своего творчества на впечатляющую и вызывающую уважение высоту, и мало-помалу это стало у них получаться, а рождественский гиг, о котором мы сейчас и предлагаем вам поговорить, стал окончательным и вполне себе зримым свидетельством в пользу того, что усилия, время и нервы были потрачены музыкантами данного неоднозначного музыкального формирования не зря.

Их выступление 7 января в клубе Mezzo Forte хоть и отличалось свойственным московским клубам минимализмом, а какой-то шоу-зрелищностью не отличалось, тем не менее, дышало настоящей страстью, зажигая сердца и воодушевляя на большое и высокое. Энергетика со сцены качает не хуже, чем у самих Rammstein, а фронтмен Osovets сделал всё возможное, чтобы вложить в свой перформанс максимум энергии, силы и внутреннего накала. Эффектное интро, не менее эффектная игра со светом и цветом (чёрно-белые кадры первых минут перформанса выглядят невероятно стильно и впечатляюще), отменный звук, в «живости» которого не возникает никаких сомнений с самых первых секунд звучания, а когда вступает вокал, все возможные сомнения развеиваются окончательно - Osovets показали, как их хиты могут звучать в «дышащем» и аутентичном концертном варианте, и это получилось чётко и мощно.

И пусть специфический грим вокалиста выглядит несколько наивно, а движения порой нескладны, ощущение в зале во время их выступления царило поистине феерическое, а немногочисленная клубная публика отлично чувствовала материал группы, резонирую в такт с музыкантами, что прекрасно видно на рецензируемом видео. Сумрачные парни, милые девушки, неподдельный интерес к происходящему на сцене и полная вовлечённость во все нюансы происходящего там действа практически каждого из присутствующих в зале, а в итоге перед нами без малого пятьдесят минут отменного индастриала с особым российским колоритом и очень неплохими русскоязычными текстами. Долгое время я считал непревзойдённым в этом плане концерт Mordor 2011 года “32 дюйма”, но Osovets смогли вплотную приблизиться к этому высокому стандарту и стать рядом с ним, ни в чём не уступив своим старшим коллегам.

На выходе музыканты изобразили сюжет своего клипа “Эпилог”, и данная идея была воспринята зрителями на «ура». И в данном случае дело совсем не в элементах театрализации и даже не в визуальной составляющей. На самом деле намного важнее именно в данном конкретном случае жар, энергия, концентрация творческого напряжения и магия взаимодействия группы со зрителями, что видно практически невооружённым глазом. Когда смотришь данное видео, вспоминаешь опыты на уроках химии в школе, и тут действительно происходит нечто таинственное и чуть ли не сакральное. Грубая мощь транслируется со сцены, зрители воспринимают и принимают её, а далее она трансформируется и возвращается в атмосферу энергией креатива, взаимопонимания и единства.

К сожалению, времена концертов на dvd безвозвратно уходят в прошлое, а blu-ray так и не стал достоянием масс, но даже без физического носителя, буклета и картонно-пластикового бокса данный гиг воспринимается сейчас очень выигрышно и основательно, действуя на своего зрителя как машина времени. Не знаю как вас, а меня этот официальный лайв Osovets реально перенёс во времена концертов на dvd и даже на vhs (выключаешь свет, устраиваешься поближе и поудобнее перед телевизором, запихиваешь диск/кассету в воспроизводящее устройство и – добро пожаловать в мир энергии, экспрессии и внеочередного свидания со своими любимыми музыкантами), а атмосфера концерта наверняка надолго останется в памяти. Индустриальное Рождество в стиле Osovets прошло на славу, и я думаю, посетители того гига думают так же. Перед нами клубный концерт как особый вид искусства живого лампового минимализма и обмена психическими флюидами, и, кстати, на ютуб канале "Osovets Official" видео доступно в максимально адекватном и комфортном для просмотре качестве. а на всех платформах a la Spotify, iTunes, вк, Яндекс музыка и т. п. доступна аудио-версия концерта.

Рецензия на сингл группы Existenter "From The Inside. Linkin Park Cover"

17-02-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Ребята из таинственной и амбициозной группы Existenter умеют не только писать очень крутые собственные песни, но и делают отменные каверы. В этот раз их жертвой стали Linkin Park со своей “From The Inside”, и по данному поводу экзистентеры даже сняли замечательное концертное видео, где показали себя и все свои умения в полной красе. Чувствуется, что одна из самых меланхоличных тяжёлых баллад Linkin Park имеет для наших сегодняшних героев какое-то особое значение, ведь как иначе объяснить, что по такому случаю даже их вокалистка слегка обновила имидж и гардероб, представ на сцене в легкомысленных белых гольфах, в белой майке и в красной юбке a la Тату и Эврил Лавин, а драммер, дабы усилить контраст, окончательно скрылся за суровым водопадом из волос, напомнив олдовым фанатам дэт-металла про ранние выступления шведов из Unleashed.

Песня же была заботливо переработана под собственный стиль Existenter, гитары утяжелились, аранжировки налились свинцом, вокал привычно балансирует на грани нежности и не щадящей никого брутальности, и вот перед нами жёсткий и форсированный остаток, который ныне жив и гремуч как никогда. На сцене во время гига ребят творится настоящий музыкальный беспредел, звук их инструментов вот-вот готов превратиться в скалы и сталь, а вокалистка вызывает в уме аналогии с воздушной сиреной и белугой, которые полюбили друг друга, объединились и стали чувственны и нежны как никогда. Много параллелей с оригиналом, вполне узнаваемые исходники, но всё это справедливо лишь до тех пор, пока Existenter не срываются в отчаянную мясорубку металла, грува и прога в жёстком и бескомпромиссном рубилове ближе к финальной части трека – вот уж где действительно раки не зимуют и не пасёт своих телят Макар!

И как всегда прав Кирилл Немоляев: «хорошая песня всегда остаётся хорошей песней, а если то, как она хороша, для кого-то неочевидно, всего-то и нужно, лишь немного поменять аранжировку». И сегодня перед нами как раз именно такой случай. Речитативные фрагменты оригинала были заботливо облагорожены и смягчены, всё слишком уличное, альтернативное и неоднозначное для тру-металхэда облачилось в суровую броню бронебойных риффов и вокальных аллюзий к Arch Enemy, а на выходе перед нами как раз то, что нам и обещали – Linkin Park metal cover. И я думаю, всё это можно было сделать и ещё круче, но когда смотришь “From The Inside” в концертном исполнении Existenter, критиковать и искать добра от добра уже не хочется. Ребята работают над имиджем, осваивают искусство сценического выражения эмоций, ищут наилучший баланс используемых стилистических элементов, и всё это прекрасно.

На данный момент собственный материал Existenter нравится мне всё-таки больше, чем их кавер-эксперименты, но повторюсь, хорошая песня – это всегда хорошая песня, и “From The Inside”, которая была хороша сама по себе, в исполнении этих маньяков перфекционизма, техники и бешено качающей энергетики как будто обрела вторую жизнь, зазвучав как их собственное творение. Уверен, данный кавер отлично впишется в любое выступление рецензируемой сейчас команды (а они ведь действительно стали всё более и более нажимать на концерты) и в случае вхождения в треклист их будущего альбома тоже почувствует себя там очень уместно и комфортно. А имидж и внешний вид… Existenter в очередной раз показали всем, что могут быть разными, неожиданными и непредсказуемыми, и этим в очередной раз подтвердили свои амбиции хамелеонов современного альт-грув-мелодик-экстрим-металла. Хороши!

Показать ещё