РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Stilgar "Живым или мёртвым"
Сколько стоит этот свет, столько будут выходить альбомы, подобные тому, что попал к нам сегодня на обзор. Честная, простая, бесхитростная и добротная музыка в стиле эпохальных релизов Motorhead, раннего Крюгера и классики Чёрного Обелиска устареть не может по определению, и орловское трио Stilgar решило нам всем лишний раз об этом напомнить. Бешеный рёв колёс, скорость, свобода, предельно простые манеры, стройные ряды клёпок на куртках и прочие прелести дорожной романтики, которые так превозносят байкеры, – всё это в итоге смешалось в единый клубок и стало главным вдохновляющим фактором у наших сегодняшних земляков S.C.A.L.P., и именно на такие вещи они все ориентировались, когда задумали сотворить свой новейший полноформатник с набором жёстких дифирамбов во имя тяжести, мощи и своей любимой музыкальной идеологии.
Хриплый вокал, прямолинейные риффы, жёсткий звук и много-много драйва – вот те самые четыре кита, на которых зиждется творческое кредо данного коллектива, и выглядит это очень даже достойно. Нет, конечно же, Америку эти ребята не открыли и колесо заново не изобрели, но слушать вокальный бронхит их вокалиста приятно, а музыкальное сопровождение знай себе нарабатывает километраж вдогонку и отставать совершенно не намеревается. Здесь нет такой текстовой глубины и соответствующих литературных изысков как у Анатолия Крупнова, всё чуть проще и прямолинейнее, но и это я бы не стал называть недостатком Stilgar. Порой нам хочется просто сочного дисторшна без какой-то дополнительной философии, и как раз в этот момент выходят на сцену E.S.T. со своим “не читали мы ни Маркса, ни Бакунина, не вникали в сущность их идей”, а сразу же за ними гордо шествуют и Stilgar со своим новым альбомом.
И по данному поводу я вспомнил немного подзабытую ныне группу Mortus. Ребята никогда не хватали звёзд с неба и не крутились в чартах, но исполняли свой грубоватый готик-метал на «ура», делая всё настолько честно и искренне, насколько только возможно. Честность и стремление всё делать в соответствии с движениями своей души – вот что отличает Stilgar, и именно благодаря этой своей истовой прямолинейности они смогли нарулить материал, который сейчас не только не страшно отправить на воспроизведение, но и по-настоящему приятно слушать. Игорь впервые в своей жизни оказался у микрофона, но справился с задачей очень неплохо. Утяжелённый вариант Высоцкого получился у Stilgar так же огненно и ядерно, как и всегда, и в данном случае стабильность - это не просто одно из тех слов, что мой доктор использует для описания адекватной работы кишечника, а синоним слаженной и плодотворной работы.
И, кстати, знаете, почему я только что упомянул нашего легендарного Владимира Семёновича? Его песни отличала очень характерная комбинация специфической способности западать в душу (которую с некоторой натяжкой и оговорками можно было бы даже назвать хитовостью), простоты, поэтического таланта и прямоты, и подобный же микс характеристик имеется сейчас у раскочегарившихся вовсю Stilgar. Их минимализм зачастую граничит с примитивом, а риффы настолько элементарны, что дальше уже кажется некуда, но всё это всё равно вставляет, тонизирует и заряжает, и мне снова вспоминается Высоцкий с его главными гитарными шлягерами и простенькие казачьи эпики Жана Сагадеева. Будь то грохочущая “Падение в ад”, локомотивоподобная “Рок”, меланхоличная “119”, полубаллада “Когда падёт тьма” перед нами жёсткий и качающий драйв, от которого при воспроизведении на правильной аппаратуре в буквальном смысле сносит крышу.
В рецензии на Stilgar обязательно стоит упомянуть такие имена как Tank, Raven, Atomkraft, но в то же время нельзя не отметить, что в данном конкретном случае не обошлось без примесей горячего южного блюз-рока (неслучайно лидер, вокалист и главный идейный вдохновитель Stilgar Игорь Дорофеев так любит Dire Straits) и даже в какой-то степени стоунера . У нас же в стране подобное в последнее время играли Группа Хороших, Portfire, Парабеллум и ещё целый вагон подобных коллективов, но даже на фоне такого впечатляющего количества единоверцев Stilgar всё равно выглядят как уверенный и опасный зверь, а спасает их как раз та самая искренность, о которой я уже упомянул чуть выше. Ребята занимаются своим любимым делом, играют свой Э.С.Т.оподобный рок-н-ролл с совершеннейшим самозабвением, а итог в данном случае вполне закономерен – они делают всё это хорошо и убедительно, а я с удовольствием ставлю им твёрдые 4 из 5, к которым я с не меньшим удовольствием пририсовываю плюсик за самобытный вокал Игоря, который напомнил мне горячо любимую группу Герда.
Рецензия опубликована в журнале Rockcor N7 (2023). Заказать журнал:
https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на альбом проекта Всё-таки Любовь "Горы здесь для меня"
Про этот интересный сольный проект, который основала вокалистка Любовь Васичкова, достаточно давно не было ничего слышно, но, как оказалось, творческий процесс этой самобытной певицы был лишь временно поставлен на паузу, хотя всё бы, вероятно, так и продолжалось, если бы горы не вывели её из сладостного оцепенения и не вернули дар самовыражения посредством творчества. Как говорится, лучше гор могут быть только горы…..
На альбоме десять треков, и далеко не все они посвящены возвышенностям и особенностям рельефа местности, но абсолютно каждая из попавших на альбом композиций до краёв заряжена вдохновением и искристым восхищением жизнью в стиле атмосферно-поэтичного и философски глубокомысленного рока с женским вокалом. Чёткие ритмы, такие же чёткие рифмы и риффы, всё очень конкретно и органично и в то же время с изрядной мечтательной глубиной и с повсеместной возможностью ухода в сумасшедший сёрфинг по лабиринтам воображения.
Здесь всё так звонко и так упоительно насыщенно звенящей горной разреженностью, что по ходу прослушивания порой просто перехватывает дыхание. И тяжёлая, почти хардроковая “Нападающий” запросто переходит здесь в нежнейшую меланхолию “Чужие среди своих”, а затем сменяется потоком сознания на фоне нью-эйдж-медитации “В электрической будке”. Уже почти не рок и далеко не всегда рок, но неизменно сильные и очень личные песни на пределе концентрации, подвластной только таким повелительницам вайба как Dido и Бет Гиббонс.
И, наверное, лучшей инкарнации классических времён Ночных Снайперов и Земфиры просто не придумать. Очень свежо и насыщенно, очень вдохновенно, просто и честно. Как холодная родниковая вода и умывание на заре где-нибудь далеко-далеко в горах, где нет ни на намёка на наши суетные и буднично-поверхностные заботы. “Горы здесь для меня” – это музыка как будто сотканная из кусочков восхищения красотой мироздания, и на этом альбоме всё так просто и в то же время очаровательно, что поневоле вспоминаешь лучшие и любимые места из Эльчина Сафарли. И да, вряд ли можно было как-то изящнее напомнить всем нам про то, что лучше гор могут быть только горы. Но попавший к нам по воле случая альбом напомнил и всё смог.

Рецензия на альбом группы КутХ "Ремастер"
В первый момент, когда я увидел в сети дебютный полноформатник новороссийской группы КутХ, меня поразило сходство их логотипа с очертаниями литер немцев из Rage, но что самое интересное, даже когда стало очевидно, что ни на трэш, ни на спид-метал КутХ совершенно непохожи и с творчеством команды Пиви Вагнера не имеют ничего общего, никакого разочарования в этой связи у меня не было, а их микс из пост-гранжа и хард-рока показался мне интересным совершенно безотносительно и уже сам по себе.
Играют КутХ сыро и атмосферно, чётким контрастам предпочитают нечёткие очертания и приглушённые оттенки, и всё это в целом вполне укладывается в меланхолично-отстранённую концепцию пост-гранжа, но со своими социально-психологическими нюансами. Их музыкальные идеи доносятся в треках, попавших на “Ремастер”, как будто бы из-под толщи воды, и всё это выглядит небрежно, рассредоточено и достаточно хаотично, но в то же время с изрядной долей искренности и человечности, которые сообщают их песням свою долю тепла и эмпатии-участия.
Хм, хард-рок? Да, что-то от утяжелённого рока у них определённо есть, но мне их “Звёзды” всё-таки больше напомнили поздних Sentenced. Такая же холодная и как будто подёрнутая поволокой горькой утраты музыка с протяжным и словно зовущим за собой по Млечному пути вокалом. Конечно, такие треки как “Вечер” легче и расслабленнее, но и в них не обошлось без стилизованной депрессии приговорённых финнов, и я бы всё-таки отнёс творческие поиски КутХ времён “Ремастера” скорее к меланхолик-року или атмосферик-року a la Antimatter (обратите внимание хотя бы на “Чёрные розы”) и Anathema.
А в целом этот альбом, а по сути компиляция их самых удачных и заслуженных треков в новом прочтении, получился и единонаправленным, и достаточно разнообразным. С одной стороны, он весь выдержан в едином стиле непреходящей осенней апатии, а с другой – чуть более рок-н-ролльная вещь “Моя борьба” достаточно сильно отличается от расслабленной баллады “Начать сначала”, от совсем уж атмосферной и медитативной релаксации “Нити судеб” или от жёсткой и форсированной “Под ливнем пуль". На альбоме целых четырнадцать треков, и здесь более чем достаточно пространства для маневров и творческого простора.
И “Ремастер” – это действительно первый полноформатник КутХ, однако помимо него, у команды имеется достаточно солидная дискография из мини-альбомов и синглов, и буквально на днях, спустя месяц после релиза рецензируемого сейчас лонгплея, КутХ разродились очередной пластинкой, которой стал четырёхтрековый демо-EP “Три дня гнева”. И пусть там всего две новые вещи, дополненные инструментальными версиями, обратить внимание на этот диск всё-таки стоит обязательно, а причина тому – радикальный поворот в музыкальном мировоззрении КутХ.
Музыканты не просто так выпустили “Три дня гнева”, а решили заявить этим релизом о смене своей музыкальной веры. «Теперь мы играем метал!» - громогласно возглашают КутХ, и их саунд действительно как будто наелся гвоздей. Жёсткий, ершистый и непричёсанный дисторшн рвёт у них атмосферу всё так же неприкаянно как и раньше (любовь к гранжу всё-таки из себя так просто не вытравить), но оставляет теперь ощущение ржавой и громоздкой конструкции, которая в случае своего обрушения уж точно не пощадит никого, а травматолога без работы не оставит.
И вот так отчасти напоминающий металлические группы логотип сыграл с ребятами из КутХ достаточно интересную шутку – пришло время, и они действительно мигрировали в стан любителей напульсников и форсированного металлического звучания. Теперь они увесисты и конкретны, а репетиционный стиль записи их последнего на данный момент релиза не кажется недостатком, а лишь напоминает об особенностях звучания наших знаменитых «уралов» и записей таких групп как Холостой Выстрел, Фронт или ульяновский коллектив Кратер.
В таком духе действительно очень любили музицировать олдовые отечественные металлисты вроде Тяжёлого Дня, Э.В.М., Мафии и Скорой Помощи, и для фанатов этого специфического жанра “Три дня гнева” определённо станет приятной находкой. Ну а из наших современных групп в похожем стиле очень неплохо проявляют себя философствующие умельцы из What For? или, скажем, правдорубы из Урсус, и КутХ сейчас очень убедительно вписались в ту же самую интеллектуально-металлическую плеяду фанатов олдскула, старорежимного саунда и осмысленных текстов.
И пусть общие габаритные очертания того, как сейчас звучат КутХ, это всё ещё самый настоящий андеграунд и капитальный подвал, занятные идеи и вызывающие интерес находки у них действительно присутствуют. Трудно предсказать, как они зазвучат через месяц или два, и уж тем более, каким будет их следующий релиз, но в данном случае эти ребята ведут себя как самые настоящие самураи, у которых нет цели, а только путь. Не так важно, что и где будет завтра, намного важнее, что сейчас они ищут, находят и пробуют себя в разных стилях и жанрах.
Вышедшие с интервалом в один-единственный месяц “Ремастер” и “Три дня гнева” практически не имеют в себе ничего общего, а по настрою отличаются как инь и ян. Нежный и романтично-обходительный “Ремастер” совсем не сравнить с агрессивно-бунтующим “Три дня гнева”, который как будто соткан из Nirvana времён “Bleach”, андеграунда 80-х a la Brainfever, классики Тяжёлого Дня и прочих противоречиво-взаимоисключающих влияний, да ещё и в плане лирики занимает совершенно противоположный «металлический» полюс, повествуя об Апокалипсисе в трактовке Откровения Иоанна Богослова.
Полноформатник напомнил мне Sentenced пополам с Anathema, заставив погрузиться в размышления и мечты, а “Три дня гнева” зажёг, взбудоражил и пропитал ностальгией по временам клёпок, напульсников, косух и надписей “HMR” в лифтах и подъездах. И первое, и второе по-своему прекрасно, и вряд ли в данном случае есть хоть малейшая возможность сравнить красное и солёное, и я заканчиваю эту рецензию просто сухой констатацией: хорошо быть разносторонним и уметь сочетать в себе разные грани личности.
Когда-то подобное казалось мне скорее недостатком, но время, как это водится, по-своему расставляет все акценты, сбивает компасы и радикально форматирует все самые жёсткие диски, и КутХ в очередной раз продемонстрировали всем нам, что пробовать разные решения и подходы можно не только в математике. Ребята смотрят по сторонам, ищут себя, и, сдаётся мне, в итоге они найдут ту самую единственную формулу своего собственного авторского стиля, в которой найдётся место и для тяжёлой печали “Ремастера”, и для железной прямолинейности “Трёх дней гнева”.
И возможно тогда они назовут это кутх-метал или кутх-рок, ну а пока авторы упомянутых полярностей лишь сравнивают одно и другое и балансируют между двумя ипостасями своих музыкально-лирических интересов, смещаясь попеременно то в одну, то в другую сторону, и тем напоминая старика-алхимика из тёмного и жестокого Средневековья, ночами напролёт ищущего свой вожделенный философский камень. Что ж, я думаю, кто ищет, тот обязательно найдёт, а пока можно насладиться историчностью момента и посмотреть в процессе как закалялась сталь.

Рецензия на мини-альбом группы Адвизор "Тихо сказал"
Я уже как-то писал про этот интересный проект, который очень любит приписывать к своим трекам “feat.Андрей Лобов”, несмотря на то, что Адвизор по сути это и есть Андрей Лобов, и во всех треках коллектива поёт именно он, и сейчас с удовольствием отмечаю, что творческий поток у музыканта не иссяк, и он подготовил для своих слушателей очередной пятитрековый мини-альбом . Что ж, отнесём странность с feat-припиской к причинам, по которым стоит послушать эту работу и попробуем обратиться в слух, чтобы оценить, что же там такого записал для нас Адвизор на своём новейшем EP с такой масштабной и даже как будто довлеющей обложкой. Но нет, никакой гигантомании здесь вы не найдёте. Только просто и тихо о большом, личном и важном.
Есть что-то до безумия цепляющее в искреннем и расслабленно-пофигистичном тембре Андрея, который сходу напомнил мне Вадима Степанцова, проект Метеорит и отчасти Время Альбиносов, и эта милая лёгкая картавость Владимира Ильича на самом деле цепляет практически сразу, а затем совершенно не желает опускать, заставляя всё внимательнее и внимательнее вслушиваться в оттенки голоса и в лирику, которую этот самый голос желает нам с вами предонести в своих новых песнях. «Что вижу, то и пою» - можно сказать про многих рэперов, ну а у Адвизор немного иная ситуация – «что у трезвого на уме, то у творческого человека на языке». И копает он в самую глубь, рассказывая свои философские присказки и экзистенциальные сказки под музыку, подобно тому как это некогда делали ребята из группы Наутилус Помпилиус.
И нет совершенно ничего принципиального в том, что сервисы ВК решили позиционировать творчество Адвизор как поп-музыку, ведь данный стилистический маркер, приклеенный к плейлисту Адвизор ВКонтакте, вряд ли помешает ему найти своего слушателя. Инди-поп? Инди-рок? Старый регги-кантри-фолк-арт-рок-н-ролл? Да какая на самом деле разница – даже если вы знать не знаете, кто такие Кэт Стивенс, Джонни Кэш, Донован и Боб Дилан, вам всё равно, скорее всего, понравится этот пятитрековый мини-альбом, а попавшие на него песни найдут отклик в душе и запомнятся, ведь этот музыкант поёт о том, что так или иначе касается каждого из нас, и делает это с простотой Башлачёва и с искристой искренностью Бутусова с Чистяковым.
Попавший к нам сегодня на рецензию альбом “Тихо сказал” очень атмосферен и лиричен, а ещё он просто сногсшибательно справляется с задачей продлить ощущение летней размеренной неги, когда за окном уже начало сентября, а июльская жара так и не думает спадать. Медленные песни, расслабленные аранжировки, лениво-небрежный голос Андрея, такие же лениво-небрежные тексты, и вот ты уже развалился на диване, почёсываешь то, что попадает под руку, а на лице у тебя блуждает блаженная улыбка. Когда слушаешь такую музыку, приходит понимание, что всё не так уж и важно, жизнь хороша, когда живёшь не спеша, а перед лицом вселенских парадоксов и сумасшедших загадок бытия нам, людям, только и остаётся что смиряться и не задирать нос.
А ещё “Тихо сказал”, как и упоминавшиеся уже сегодня Бахыт Компот, Метеорит и Время Альбиносов, парадоксальным образом напомнил мне множество прекрасных образцов отечественной рок-музыки середины и конца 80-х. Вряд ли кто-то когда-либо отнесёт “Тихо сказал” к классике русского рока, но тут на самом деле очень много жизни, самобытности и самых живых и непосредственных эмоций, а на такую самобытную неформатность на нашей современной сцене становятся способны всё меньшее и меньшее количество музыкантов. И да, Адвизор растут в плане аранжировок, звучания и общего профессионализма своих творений, но в то же время всё-таки остаются собой, не забывая про душу и вечные человеческие ценности.
И если вы до сих пор ещё никогда не слышали Адвизор, то прослушивание рецензируемого релиза у вас, скорее всего, будет протекать в несколько стадий: удивился подаче и вокалу, привык к вокалу, вслушался в текст, удивился тексту, отметил для себя нестандартные вокальные и аранжировочные решения, вязко и бесповоротно попал в плен этой звенящей, словно пронизывающей всё собой искренности и сумасшедшего обаяния Андрея Лобова. И я не случайно вспомнил выше Кэта Стивенса и Джонни Кэша (надо бы тут ещё вспомнить Окуджаву и Кормильцева – поэтических сходств с ними немало) – такая простая и в то же время действенная харизма это действительно редкий и удивительный дар, мимо которого очень трудно пройти.
Есть на этом альбоме и более бодрые, иронично-смешливые треки вроде “Рафинированной” и “Я рад, что ты рад”, но даже эти вещи в итоге воспринимается как размеренный, буквально переполненный солнцем и летом, пляжный ретро-рок. В наших широтах исполнять подобное очень любили группы вроде Нау и Манго-Манго, ну а на загнивающем западе всегда было полным-полно старых рокеров, регги-реликтов и околофолк-экспериментаторов, которые то и дело выдавали нечто подобное. А что всё это значит? Да ровным счётом ничего. Но послушать “Тихо сказал” всё равно интересно и познавательно. Интересная подача и не менее интересные тексты, яркий и запоминающийся вокальный почёрк и что-то неуловимое из времён Чистякова и Дилана.

Рецензия на сингл группы HORNИ "Страсть"
В переводе с английского “хорни” означает “возбуждённый” или “рогатый”, а в разговорной речи это слово используется в смысле “похотливый” или “распущенный” и очень забавно, что именно такой была фамилия тётеньки, которая очень активно развивала идеи Фрейда и рассказывала общественности о неврозах современного человека, а также о том, как с ними бороться. Карен Хорни и её книга “Невротическая личность нашего времени” наделали немало шума, а сейчас суеты и сплетен в связи с её фамилией станет ещё немного больше, ведь на сцену выходят амбициозные и провокационные HORNИ – молодые рокеры из столицы нашей родины, что заручившись поддержкой лейбла Fort Rock Music, решили штурмовать чарты и симпатии юных и падких на мальчишей-плохишей представительниц прекрасного пола. Смотришь на них и видишь амбициозных глэм-бунтарей, слушаешь и… А вот тут уже не всё так однозначно.
По крайней мере, если мы говорим об их последнем на данный момент сингле. Ведь исполняют в треке “Страсть” наши сегодняшние герои очень мощный и в то же время мелодичный хард-рок в самом хорошем и даже прекрасном значении этого слова. Почему «прекрасном»? Да хотя бы потому, что звучат они уверенно, жёстко и прямолинейно, но в то же время не кажутся пересыпанными нафталином, не ударяются в какие-то неоправданные крайности, а также не ограничивают себя какими-то искусственными и надуманными рамками. Вспомните, как вдруг зазвучали Deep Purple, когда к ним только присоединился Стив Морс, и какими разными могли быть, скажем, Extreme, а теперь представьте, что всё это происходит не в 1998 году и не в туманной Англии, а здесь и сейчас, в раздольной и хлебосольной России образца 2023 года. Что ж, даже Cinderella в свои лучшие годы не чурались подобных экзерсисов, и это очень мудрый ход.
И да, понятно, что такую группу как HORNИ (с их-то неформатностью уже на уровне написания собственного названия, где в английское слово запросто затесалась русскоязычная литера “И”) аршином общим мерить уж точно не стоит, а условности и предрассудки вряд ли смогут к ним хоть как-нибудь прилепиться. Эти ребята действительно могут быть разными и очень разными, порой они не чураются ненормативной лексики и заигрываний с модными ныне молодёжными жанрами, в отдельных своих моментах используя даже речитатив, но их нынешний сингл именно таков, как я только что описал, и это в самом деле очень хороший и качественный хард-рок образца XXI века, сделанный с оглядкой на классику жанра. Можно по-разному оценивать их имидж, можно скептически хмыкать по поводу их отдельных текстовых решений, но это частности и нюансы, а в целом перед нами очень осмысленный и выдержанный рок без ухода в крайности.
Впрочем, по поводу отсутствия крайностей даже в данном случае я бы не спешил с выводами. Не случайно ребята называются именно так, как называются, а их символом стал кролик из «Алисы в стране чудес», с которого, собственно, всё и началось ещё в те времена, когда участники группы музицировали под названием Just Band. Их Хорни Кролик с лёгкой руки слушателей коллектива стал настоящим медиа-героем, и музыкантам уже просто ничего не оставалось, как довести начатое до логического финала и создать группу имени своего ушедшего в свободное плавание символа-маскота. Их вокалист Хиро надел длинные кроличьи уши, и на концертах началась настоящая вакханалия, в которой временами даже проскальзывали электронные эффекты на манер The Birthday Massacre и Слайд Шоу. Но нет, свой первый официальный релиз коллектив имени Хорни Кролика решил сделать серьёзным и основательным, и именно такова “Страсть”.
Кто бы мог подумать, что смесь поздне-бунтующей русской песенности a la Ундервуд и западного глэм-рока (именно к такой смеси склонялись HORNИ в своих прежних треках, о чём так же говорит и их имидж) даст такой удивительный и выдержанный результат. Что ж, похоже, музыканты решили показать всем скептикам, что могут быть серьёзны, профессиональны и выдержанны…. Показали, доказали, ну а теперь хоть трава не расти - можно дальше пускаться во все тяжкие и вовсю хулиганить, поражая своими белоснежно-белыми и полосатыми штанами зануд-снобов. И, конечно же, рок уже по своему определению как раз и должен быть именно таким: громким, провоцирующим, хулиганским, но при необходимости – серьёзным, красивым и профессиональным. Соблазнять юных красоток и приводить в ужас их родителей, но при случае без проблем сыграться даже с симфоническим оркестром в филармонии. Похоже, HORNИ задумали что-то большее и серьёзное, и эта «неподвластная химия» неспроста.

Рецензия на сингл и лирик-видео группы Septory "Gehängter"
Я всегда с особым пиететом отзывался о питерской дэт-метал сцене, хвалил Bestial Deform, восхищался ребятами из Burtul, пел дифирамбы Deflection, и сегодня мы с вами поговорим ещё об одном заслуженном питерском составе, а именно про Septory, которые выпустили в 2008 году ставший уже практически классическим полноформатник “World War Chaos”, а теперь вновь выходят на тропу войны спустя десять лет молчания. Конечно же, любой меломан прекрасно осведомлён о том, что «иногда они возвращаются», но у меня почему-то данная новость вызвала какой-то необычайный прилив эмоций: Septory? Да не может быть! Новый альбом? Новый состав и концерты? Вот уж, ёлки-метёлки, вот же дают!
Однако факт реюниона команды на самом деле нужно признать уже состоявшимся: они действительно вернулись. Не обошлось, правда, без перемен в составе, и теперь коллектив приобрёл следующие очертания: Deiron – гитара, бэк-вокал (Jassa, ex- Bestial Deform, ex-Khashm, ex-Blasphererion, ex-Fimbulvinter), Devourer - вокал (Warder, Sudden Rage, Rotten Coffin, Apostate, ex- Tacit Fury), VK - бас (Fangorn), Haelkar- гитара (Fangorn), Sammael- барабаны (Bjarm, Harley McQuinn), из чего мы делаем вывод, что прежний вокалист Septory уже не так часто появляется у микрофона, сконцентрировавшись на бэк-вокале, а за основной напор рычания и хрипа отныне в этом коллективе отвечает бывший вокалист Tacit Fury, продолжающий действовать в целой куче других отличных дэт-составов.
Можно долго размышлять и рассуждать о том, хорошо это или плохо, но на слух сокрушительный молотобойный дэт Septory всё так же жаждет возмездия, и неспроста музыканты команды так рьяно взялись праздновать свой реюнион, напечатав тираж футболок и даже выпустив по этому случаю специальное фирменное пиво имени себя любимых. Шквальные барабаны, штормоподобный гроул – слушаешь их свежий сингл и понимаешь, что здесь всё сделано в сдержанном среднем темпе, но мощь и напор “Gehängter”, тем не менее, впечатляют и заставляют проникнуться к себе особым уважением. В своём первом «программном» треке музыканты устроили что-то вроде демо-показа актуального положения дел в своей команде и не спеша демонстрируют слушателям все свои умения и навыки вкупе с актуальной концепцией.
“Gehängter” в переводе с немецкого означает “повешенный” или “висевший и снятый с виселицы”, и уже по названию можно догадаться, о чём у нас тут с вами пойдёт речь, даже если вы ещё не смотрели лирик-видео или не собираетесь его смотреть. Жертвы жестокой инквизиции, замученные, измождённые, изнурённые пытками – вот какие картины предлагают зрителям визуального варианта своего нынешнего сингла Septory, и выглядит это мрачно и устрашающе. Как раз под стать музыке коллектива, от которой вовсю веет жестокой неотвратимостью, а вместо заоблачной техники или сумасшедших скоростей в данном случае правят бал отменное качество звучания и планомерное, я бы даже сказал, катку подобное, использование всех основных фишек и наработок данного музыкального коллектива.
Когда я слышал нечто подобное в исполнение турков из Cenotaph или на сольных релизах их прославленного участника Бату Четина Drain Of Imputiry и Grotesque Ceremonium, мне в голову приходили ассоциации с джазом. Есть люди, которые могут исполнять злой и кровожадный дэт-метал с таким упоением, как будто это джазовый нуар и самозабвенные клубные импровизации в окружении контрабасов, саксофонов и ненавязчиво поблёскивающих ламп-софитов, когда второй коктейль уже давным-давно выпит, третий уже ждёт своего часа, а конца и края разгорающейся неге этого лампового вечера не видать даже в самой отдалённой перспективе.
Хорошо слушать “Gehängter” на профессиональной аппаратуре, наслаждаться звуковыми перекатами из колонки в колонку и таять от несокрушимой, но словно обречённой на неминуемое поражение в этом своём громком и триумфальном шествии мощи их гитар и ритм-секции. Мне не хотелось бы сейчас с кем-то сравнивать по стилю и звучанию эту вещь, но, пожалуй, вспомнить посетившую меня по ходу прослушивания аналогию с Runemagick всё-таки стоит. Я никогда не понимал, когда группы подобные Asphyx и Morgoth журналисты причисляли к дэт-думу за эксплуатируемые этими музыкантами средние скорости исполнения, но в случае с новейшим произведением Septory вдруг проникся и понял. А ведь случай тут тот же самый – дэт медленный как дум.
Можно назвать это дэт-думом, можно - просто дэтом или олдскульным дэтом, можно окрестить хоть джазом и вспоминать Drain Of Impurity, звучит это всё волнующе и монументально. Вероятно, кто-то найдёт здесь даже какие-то отсылки к группам вроде Amon Amarth, но перед нами в случае с “Gehängter” в первую очередь всё-таки чистый дэт, и дэт очень высокого и впечатляющего качества, ни на йоту не растерявший в нашу цифровую эпоху своего первобытно-железного очарования. И при всём при этом, шквал олдскула в исполнении Septory всё-таки получился атмосферным и в какой-то степени даже меланхоличным. Есть что-то в завывающей буре вокального напора здесь от настоящей бури и от её страшного и пугающего самозабвения. Помните как у классика - «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»…