ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Огнелёт "Жолч"

23-04-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ОГНЕЛЁТ
Релиз
“ЖОЛЧ”
Год
2021 (2019)
Стиль
Hard rock / alternative metal
Лейбл
WINGS OF DESTRUCTION
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Середина 90-х запомнилась мне, помимо жарких металлических баталий, раздольем альтернативного рока с метафизической или просто осмысленной и умной лирикой. Tequilajazzz, Ва-Банкъ, Машнин Бэнд, Достоевский, Оле Лукойе, Бахыт Компот, Crocodile TX и ещё целый ряд самых разнокалиберных групп пробовали тогда творить и мыслить кто во что горазд, некоторые из этих авторов даже печатали свои вирши в профильной или не слишком профильной прессе (вспомнить хотя бы стихи Степанцова в журнале “Давай-Давай”), а параллельно издавались всякие кассетные сборники типа “Учитесь плавать”, шумели фестивали вроде “Наполним небо добротой”, и всё это цвело, пахло и заражало окружающих атмосферой альтернативно-интеллектуального поиска и кайфа.

И Огнелёт в этом смысле на сто и триста процентов группа 90-х и воплощает в себе все эти тенденции. Свою преемственность к Tequilajazzz и определённую признательность этой команде они даже не пытаются скрывать, а в плане вкуса и культуры стихосложения у них определённо присутствует что-то от Машнин Бэнд. Резко и слегка иронично о важном – наверное, у главного скинхеда российской эстрады Александра Скляра ещё не было такого харизматичного и яркого последователя, как Дима Огнелёт со своим яростным вокалом и блестящими в лучах концертных софитов бицепсами. Даже простые парни со стройки без очков и университетских корочек могут шевелить извилинами и выдавать интеллектуальный месседж – как будто говорит всем Дмитрий своими текстами, и в этом есть определённый резон и своя радость.

И ведь действительно, несмотря на то, что я совершенно не могу сказать, что Огнелёт хоть в чём-то оригинален или уникален в плане музыки (по-моему, это всё те же Misfits, Danzig, Black Flag, Генри Роллинз и иже с ними, но на русском) или текстов (см.выше), но у лидера и вокалиста команды Дмитрия есть своя харизма, есть накал, присутствует нужная доля уверенности в себе и умение порой достаточно грубо и прямолинейно отстаивать свою точку зрения и тянуть одеяло на себя, что для группы в целом и идей автора в частности определённо хорошо. Иногда его тексты очень прицельно метят не в бровь, а в нос, иногда, заворачиваясь в его треки, практически невозможно сдержать улыбку, порой всё это звучит как ржавый броненосец времён ВОВ, но в совокупности всё равно получается складно, интересно и симпатично, а на концертах драйв шурует со сцены сплошной рекой, рискуя превратиться в цунами.

Дмитрий скандален и провокационен, он поёт с чувством, упоительно, громко, а потому нет совершенно ничего удивительного в том, что это заражает и заряжает его кипучей энергетикой слушателей. Его специфический юмор, лёгкие интеллектуальные вкрапления определённых смыслов и умелое обращение к имеющемуся у слушателей опыту делают Огнелёт не просто очередной альтернативной музыкальной группой, а целостным культурным явлением, почти что социально-историческим трендом, и в этом смысле это тоже прекрасно и интересно. Звук, конечно, у команды специфичный, 90-е в их саунде не просто вспоминаются, а браво маршируют строем, переворачивая всё вверх дном, а порой вообще скатываясь в какой-то сумасшедший дисторшновый ералаш грязного и подвального панка, но обо всём об этом забываешь, когда Дмитрий начинает петь и скандировать свои вирши.

Я думаю, что уважать Огнелёт и Дмитрия можно уже хотя бы за то, что их порой действительно слушают хорошие и думающие люди, находя во всём этом определённую радость и своеобразное вдохновение. И группа действительно способна вдохновлять и выступать в роли интеллектуальной отдушины для тех, кому по какой-то причине не удаётся читать хорошие бумажные книги. Ну а что касается лично меня, то мне Огнелёт парадоксально не близок по атмосфере и энергетике. Я понимаю и отдаю себе отчёт, что, скажем, панк-кабаре Натальи Медведевой или, скажем, Agenda это всё тот же “Жолч”, но по подаче и какой-то своей внутренней окраске Медведева и Agenda мне всё-таки ближе и роднее. У Огнелёта мне катастрофически не хватает глубины, а его провокации и эпатаж слишком напоминают интеллектуальные спекуляции хитрых средневековых компиляторов.

Огнелёт – это надрыв, ярость, напор и провокация, и как любая провокация он давит на яркие и однозначные рычаги, вскрывает самые беспроигрышные и универсальные нарывы, что, может быть, и не сильно оригинально, зато работает и вставляет так, что искры летят. И всё это прекрасно. Особенно если не знаешь или не помнишь, что бывает тоньше, чище и лучше. Однако нужно отдать должное Wings Of Destruction, ведь они действительно издали “Жолч” в самом лучшем из возможных вариантов, всё устроили и скомпоновали в виде потрясающего стильного дигипака, и теперь диск наверняка станет отличным пополнением домашней фонотеки любителей хорошего и осмысленного русскоязычного рока с претензией на самобытность и оригинальность. А потому я рекомендую и констатирую: надо брать. Это - гут.