ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Волны "Арифметика"

16-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ВОЛНЫ
Релиз
"АРИФМЕТИКА"
Год
2019
Стиль
Rock / pop-rock / indie-rock
Лейбл
БОМБА-ПИТЕР
Страна, город
Россия, Барнаул

Народные приметы редко ошибаются, и одна из них гласит, что если на холодильнике появился коллаж желаний, а где-нибудь в углу была замечена мандала, то это явный признак того, что хозяину данного жилища очень скоро здорово подфортит и вообще всё сложится самым лучшим образом. Барнаульские инди-рокеры заручились поддержкой космических сил ещё во времена своего клипа “Книжный червь”, а уж их прошлый альбом “Тиферет” был уже тотально отлажен по фэн-шую, что с полной достоверностью позволяло полагать, что дальше будет больше и лучше, а в детство впадать ребята явно не намерены.

Гм… Разноцветные кубики с буквами, арифметика.… Нет, это не маразм и не попытки впасть в детство, просто авторы очень захотели сделать свой новый диск доступным и понятным для людей всех возрастов и вероисповеданий, музыканты не стали углубляться в концептуальные дебри и глубины, и, не мудрствуя лукаво, ограничились просто соединением воедино разных хороших песен.

Как говорят сами музыканты, треки с их актуального CD датируются временными отрезками с 2005 по 2019 годы, а для того чтобы заполнить все необходимые саунд-пустоты, Артём Сабельников и его сотоварищи задействовали тромбон, виолончель, женский вокал и детский хор, спев про “любовь, экзистенциализм и немного политики”. Кстати, о годах и датах. В структуре альбома можно заметить несколько интересных нюансов, которые позволяют косвенно подозревать авторов в попытке создания машины времени. На одну из песен с диска под названием “Этим утром” был снят клип, а произошло это задолго до релиза, а именно в 2015 году.

А начинается всё с “Бабочки”. Ребята явно знают ту старую буддистскую притчу о том, как Будда приснился бабочке (или бабочка приснилась Будде – не важно), и их тяжёлая, электронно-меланхоличная “Бабочка” тоже воспринимается как неспешный назидательный нарратив. Что-то былинно-сказочное проскальзывает в голосе Артёма, а обилие разномастных синтезаторных вкраплений уравновешивается таким же впечатляющим обилием плотных, монолитно-величественных дисторшновых гитар. “Тишина” грустна и задумчива, но ритмичный гитарный чёс никто не отменял, и гитары знай себе шлифуют свою железную нарезку.

Титульная вещь стартует с расслабленных акустических побрякиваний и сонных синтезаторных рисунков, и в данном случае первое впечатление оказывается верным, ведь голос вокалиста и атмосфера композиции на самом деле намерены предоставить нам вариацию на тему тиаматовского “A Deeper Kind Of Slumber”. Чуть более активна и шустра “Пропаганда”, но в целом остаётся в русле всё того же меланхолично-флегматичного готик/лав-металла, исследовать который продолжает и сменяющая её “В Метро”, в которой даже текст недвусмысленно указывает на симпатии главного автора к тёмным бёртоновским темам.

Я давно заметил, что у меня очень специфическое и личностно-окрашенное восприятие творчества этой группы: умом понимаю, что музыканты ориентируются на Muse, Placebo, Travis, The Killers, Coldplay, Сплин, Торбу-на-круче и тому подобный современный альтернативно-прогрессивный рок, а сам упорно слышу Tiamat, Antimatter и The Gathering. Конечно, талантливый и с душой исполненный атмосферный рок он и есть талантливый атмосферный рок, как его ни назови и с кем ни сравнивай, но проводить параллели между Волнами и творчеством Александра Васильева или какими-нибудь Смысловыми Галлюцинациями мне категорически не хочется, а по мере прослушивания возникают совершенно другие образы.

Нежная баллада “Я помню всё” приносит на альбом дуэт женского и мужского вокала, который звучит на удивление уместно и аутентично; “Только там” продолжает экспериментировать с вязкими дремотными мелодиями и упруго-ритмичными гитарами; “Равноденствие” неожиданно светла, наивна и радушна, опьяняя сознание полётным весенним мотивом, а когда разум достаточно расслабится - вдруг сбрасывает на него тот самый обещанный детский хор, который, впрочем, почти не напоминает “пинков” и их “Another Brick In The Wall”, а всего-навсего добавляет в общую звуковую канву пару ёмких и важных фраз.

“Этот день самый добрый, самый светлый,
Где ты и я затерялись на проспектах
Города, отогретого весною,
Фонари нас уводят за собою”
(с) Волны – “Равноденствие”

В первый момент мне показалось, что “Телефон” звучит почти как минималистический прото-хип-хоп пополам с арт-роком, но на деле данный трек просто максимально подчёркивает обнажённость чувств, следуя в русле эдлундовского “Sixshooter”; “Этим утром” воспринимается как вырванный из личного дневника длинный утренний монолог на грани сна и яви, когда все тени длиннее, море кажется по колено, а до неба вот-вот дотянешься рукой. Ну а подводящая черту “Прощальная песня” проста и торжественна как воскресная литургия где-нибудь в Земле Санникова, где в заповедном тихом тайнике слышен каждый скрип и каждый вздох.

А что касается клипов на “Этим Утром” и на “Прощальную Песню”, то их на самом деле очень интересно сравнить друг с другом, а соотносятся они почти как инь и ян: первый, снятый в 2015 году, представляет собой простенький diy-ролик, посвящённый городской суете и вечно куда-нибудь спешащим автобусам с трамваями, а второй сделан на очень высоком профессиональном уровне, впечатляет качеством картинки, отменной режиссурой и качественным подходом к съёмкам, а по факту являет зрителю потрясающие алтайские локации и зовёт не ограничивать свой дух в его безоглядном стремлении следовать за своей мечтой и выбраться погулять на Алтай.

Если вы до сих пор до конца не понимаете, что такое серьёзный экзистенциальный рок, то можно попытаться прояснить для себя смысл данного определения, обратившись к современному творчеству Волн и в частности к их новейшему лонгплею, на котором вам наверняка будет вдоволь всего: и смыслов, и серьёзности, и межпредметных связей, и религиозно-философских параллелей, и обычного рокерского драйва. Не нудно, не скучно и отнюдь не с менторским тоном, хотя и с непременной долей психоделики Волны покажут вам свой вариант того, куда и как могут тянуться художественные рок-поросли в 2019 году и какие плоды могут на них созревать.

Альбом получился очень цельным и ненавязчивым, а формальное отсутствие сквозной концепции даже оказалось кстати – любой трек можно в любой момент вырвать из контекста, перемешать песни как кубики с буквами, всё разломать, разбросать (пожалуй, это уже лишнее, но если уж очень хочется…), а потом собрать в новом, только лишь вам подходящем и вас радующем порядке. Мне понравилось, как потяжелели гитары и как массированно и властно стала звучать электроника, но вся соль здесь, конечно же, совсем не в этом, а в той особой рассветной магии, которая рождается от смешения гитар, ритм-секции, голоса и стихов Артёма Сабельникова.