ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл проекта Consuelo "Заблудившийся трамвай"

12-09-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
CONSUELO
Релиз
“ЗАБЛУДИВШИЙСЯ ТРАМВАЙ” (Single)
Год
2021
Стиль
sympho-rock/ metal/ ethno/ neoclassical/ crossover
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Одна из причин, по которой я бесконечно уважаю творчество питерского проекта Consuelo - это его глубокая историчность и литературность. Впрочем, уже здесь я не сумел выделить одну-единственную причину и сразу же указал две. Предводительница коллектива Каэтана Альба действительно на неизменной и постоянной основе сочетает в своём творчестве глубокую, свойственную настоящим филологам по призванию, любовь к наследию великих поэтов прошлого с внимательнейшим отношением к значимым и значительным для них датам, стараясь напомнить, подчеркнуть, осветить, указать, отпраздновать, почтить молчанием и вообще всячески привлечь внимание заинтересованной и незаинтересованной общественности к делам большим и великим, пусть и припорошенным в последнее время песками времени и от того кажущимися чуть менее грандиозными и кричащими.

Не знаю, могут ли вообще даты из жизни поэтов Серебряного века быть громкими и кричащими сейчас в 2021 году, когда тик-ток и новые модели смартфонов вызывают куда больший ажиотаж, чем издания редких произведений и неопубликованных дневников мэтров эпохи символизма, но если говорить объективно и апеллировать к подлинной культурной значимости тех или иных явлений, времена и нравы не должны и не могут затемнять подлинный масштаб по-настоящему масштабных событий. Если для большинства современников и их ближайших родственников Моргенштерн и Скриптонит кажутся более интересными и гениальными авторами, чем Николай Гумилёв и Анна Ахматова, это исключительно их беда и проблема, а человек думающий, чувствующий и наделённый эстетическим чувством уж точно не станет обкрадывать себя, лишая радости знать, помнить и свободно обращаться с наследием классиков и гениев поэтического Олимпа.

И “Заблудившийся трамвай”, продолжая недавние традиции Consuelo, вновь посвящён Серебряному веку и в частности Николаю Гумилёву, а если ещё более конкретно, столетию со дня его трагической гибели. Название релизу дало стихотворение, в котором сам поэт предсказал свою кончину, а на “второй стороне” сингла разместился контрастно противолежащий титульной композиции номер, выполненный в неожиданном восточном стиле и вообще имеющий совершенно иное звучание и настроение. Каэтана явно задумала сделать печальную годовщину из жизни поэта не только яркой и привлекающей к себе внимание авторской претенциозностью своего воплощения, но и прочувствованной, по-настоящему выстраданной, а значит, личной и душевной, и лично мне кажется, что именно эта самобытность и повышенная заинтересованность исполнительницы в предмете освещения и являются в данном случае корневыми и основополагающими.

Не эпатаж и не игра на контрастах ради игры на контрастах характеризуют “Заблудившийся трамвай” первоочередным и предельным образом, а незримая мистическая связь, протянувшаяся сквозь века и культурные слои, напоминающая нам о том, что великое, подлинное и святое не умирает и не может умереть. Можно распаляться, увязая в нюансах и особенностях звучания актуального сингла питерского проекта, можно указывать на его нестандартное и диковинное по рамкам дня сегодняшнего звучание, однако всё это частности, которые не имеют практически никакого отношения к тому, что, зачем и почему записано на представленном нашему с вами вниманию сейчас релизе, и как это всё звучит. А звучит “Заблудившийся трамвай”, кстати, удивительно и диковинно даже по стандартам склонной к экспериментам и издавна симпатизирующей непредсказуемым ветрам перемен Каэтаны.

По своим жанрово-стилистическим очертаниям титульная композиция с сингла следует в русле симфонического эпик-викинг-металла с явными характерными отголосками таких групп, как Leaves’ Eyes, Turisas и даже Amberian Dawn, Xandria, Penumbra и Madder Mortem. Тяжёлая металлическая основа, обильные симфонические аранжировки, эпизодические намёки на авангард в отдельных фрагментах и общее сочетание отдельных элементов воедино - всё в данном случае создаёт очень эклектичное, насыщенное и противоречивое единство, и такого инструментала у Consuelo действительно ещё не было никогда. Ну а восточный би-сайд “У камина” со своей балладно-атональной барокко-изысканностью достаточно органично дополняет синкретичный арт-метал актуального релиза и демонстрирует его более сдержанную, электронную и ещё более экспериментальную сторону, погружая взгляд в которую, как будто тонешь в бездне.

Я ничуть не сомневаюсь в том, что далеко не каждый сможет понять, принять и сходу проникнуться такой сложной и многослойной работой, но ведь это вполне и явствует уже из определения её составных частей, не правда ли? Лично у меня “Заблудившийся трамвай” оставил ощущение какого-то грандиозного эксперимента и чуть ли не спиритического сеанса, которыми так увлекалась интеллигенция во времена Николая Степановича. Музыкальные инструменты в этом треке гудят и фонят словно трубы Апокалипсиса, призывая явиться на зов не только самого Гумилёва, но и всю его эпоху с её противоречиями, диссонансами, смутными предчувствиями, изломами и терзаниями, а голос Каэтаны в итоге звучит как глас медиума или пророчествующего шамана, воплощая в себе и выражая собой целую гамму самых удивительных, противоречивых и неожиданных чувств и настроений, от которых в буквальном смысле закипает всё вокруг.

Я всегда с повышенным уважением и вниманием относился ко всему, что делала и выпускала Каэтана, воспринимая её Consuelo словно мирный литературный оазис подлинной культуры и хорошего вкуса в мире подделок, фальши и погони за хайпом, и теперь могу в очередной раз констатировать, что певица осталась верна себе, и по-прежнему транслирует материал самого высочайшего качества в том что касается идей, культурных месседжей и смыслового наполнения. “Заблудившийся трамвай” - это действительно пища для ума и для души, это богатая, прочувствованная и великолепно срежиссированная музыкальная пьеса, где арт-рок, передовые жанры современного тяжёлого металла и классический кроссовер сливаются воедино, даже если по стандартам своего звучания, мастеринга и реализации рецензируемый сингл и не дотягивает пока ещё до знаковых работ Кейт Буш, Сары Брайтман или Тарьи Турунен. Перед нами тот случай, когда замысел и идея определяют всё, а размах задумки с лихвой окупает и перекрывает частности технического плана. Сильная и нужная работа, пусть и несколько неоднозначная.