ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Sirenia "Arcane Astral Aeons"

Sirenia Arcane Astral Aeons

27-12-2018 Дмитрий Фомин

Исполнитель
SIRENIA
Релиз
"ARCANE ASTRAL AEONS"
Год
2018
Стиль
Gothic metal / symphonic metal
Лейбл
NAPALM RECORDS
Страна, город
Норвегия, Ставангер

Казалось бы, все мы хорошо знаем, чего ждать от проекта Sirenia и его бессменного лидера и композитора Мортена Веланда. Давным-давно он определил стилистические рамки своей формации и с упорством истинного норвежца шел своим путем, мало отклоняясь от курса. Его творчество отличается неизменным качеством и стабильностью (частые смены вокалисток здесь не в счет) и, хоть отдельные периоды творчества Sirenia частенько критиковалось за шаблонность и попсовость, такая выгодная стратегия не могла не найти восторженных откликов среди фанатов. Но время не стоит на месте и для каждого наступает время что-то менять.

"Arcane Astral Aeons" (название почему-то напомнило мне о Dimmu Borgir) стал девятым полноформатным релизом Sirenia и уже вторым по счету с французской оперной певицей, ранее участницей Sirenian Choir, Эммануэль Зольдан в составе. В частности, для нее эта запись должна была стать полноценным дебютом и одновременно проверкой на прочность. Как известно, предыдущий альбом изначально был предназначен для вокала Айлин Хименес, и, при всех его достоинствах, Эммануэль не смогла как следует раскрыть свой потенциал. Новая работа должна была исправить этот недостаток и, забегая вперед, скажу, что у Мортена это получилось.

Начнем с того, что "Arcane Astral Aeons" плавно и изящно, без резких движений открыл перед группой новые музыкальные горизонты. Не так давно группа обрела нового участника в лице энергичного гитариста Нильса Курбарона, который составил отличную компанию Яну Эрику Солтведту, что в свою очередь сподвигло Мортена переключиться на бас-гитару и таким образом закрыть давно пустующую вакансию концертного басиста. Не то чтобы у мастермайнда Sirenia появились равноправные соавторы, однако приход новых участников привнес свежий взгляд на звучание группы и ощущается это вполне отчетливо.

Новый альбом хоть и уступает "Dim Days Of Dolor" в монументальности, но в то же время он куда как более экспериментален и способен предложить достаточно нетривиальные и смелые идеи. С одной стороны "Arcane Astral Aeons" получился тяжелым и драйвовым, с другой – чувственным, элегантным и мелодичным, олицетворяя противостояние двух стихий, мужского и женского начала. Далеко не последнюю роль в этом плане сыграли впечатляющие вокальные данные мадам Зольдан. Эммануэль получила возможность, так сказать, распрямиться во весь рост, а мы – в полной мере оценить ее манеру и профессионализм.

Двойственность и гармоничность стали непременными атрибутами практически каждой композиции нового альбома. Вступительный трек ''In Styx Embrace'' отчетливо дает понять, чего ожидать от новой работы. Неотъемлемые элементы звучания  Sirenia – мощная метал-основа, женский лид-вокал, скрим-гроул Мортена, громоподобные хоры и пафосно-грациозные оркестровки – остались в неприкосновенности, но на сей раз они поданы более дозированно и ненавязчиво. Есть в этом что-то от первых альбомов проекта, но звучит не столь брутально и мрачно, а более ярко и глянцево. Изящные акустические инкрустации и партии виолончели разбавили тяжелые риффы, гитарная работа стала в разы техничнее, электронные сэмплы и гитарные соло обрели больший размах и выразительность, а мрачные пассажи и чарующий женский вокал весьма органично дополнили друг друга.

Не меньшее уважение вызывает попытка (между прочим, очень удачная) столкнуть вместе сладострастный симфо-готик-метал, винтажный французский романс и блэк-металлические фрагменты в композиции ''Desire''. В свою очередь таинственная и атмосферная ''Asphyxia'' с вкраплениями синтетических сэмплов, тягучей атмосферой и выразительной вокальной линией не дает раскусить себя с первого раза, но после прочно завладевает разумом.

Как и все альбомы Sirenia последнего десятилетия, данный лонгплей так же ориентирован на широкую публику, и посему нам никак не обойтись без хитов, благо, опыта в этом деле Мортену не занимать. И взрывная, глубоко въедливая ''Into The Night'' с эффектными хорами, и более непредсказуемая "Love Like Cyanide", блестяще совместившая три вида вокала (в том числе и гостевой в лице Янниса Пападополуса из Beast In Black), элементы симфонизма, готики и того же блэка, мало кого могут оставить равнодушными и вполне справедливо были выбраны в качестве синглов.

Синтетическая, тяготеющая к евро-дэнсу ''Queen Of Lies'' вполне оправданно обращает на себя внимание своей раскованностью и стилевой актуальностью. Названием своим и в особенности лирикой она напомнила мне ''Bye Bye Beautiful'' c альбома Nightwish 2007 г., содержащую плохо завуалированное и не особо лестное посвящение Тарье. Похоже, в случае с Sirenia история повторяется. Учитывая подробности увольнения Айлин и достаточно противоречивые версии обеих сторон конфликта, можно предположить, что Веланд не удержался и напоследок высказал экс-подопечной "пару ласковых". Видимо, поэтому здесь вокальные партии Мортена и Эммануэль поделены примерно поровну, причем, Веланд не скрывает желчи, а в пении Зольдан проскальзывают ледяные нотки…

Возвращаясь к этой привлекательной француженке, стоит отметить, что она более чем достойно справилась со своими обязанностями, ничуть не уступая ни Тарье Турунен, ни Симоне Симмонс, ни Шарон дель Адель. Ее бархатистый меццо-сопрано очень гибок и приятно ложится на слух. Можно сказать,  голос оказался подстать внешности хозяйки – харизматичный, притягательный, предельно откровенный и одновременно таинственный.

Конечно, можно бесконечно брюзжать о том, что-де пение Айлин больше подходило для образа Сирены, в то время как Эммануэль приравнивает группу к типичным представителям типичного европейского симфо-пауэра. Однако после внимательного ознакомления с альбомом стоит отдать Веланду должное: он ничуть не прогадал в выборе вокалистки и, более того, наконец-то осуществил свою мечту работать с настоящей оперной певицей. Зольдан обладает вполне узнаваемым тембром и, уверен, в дальнейшем ей суждено стать одной из самых ярких фронтвумен проекта.

Об этом как нельзя лучше говорит и франкоязычная, одухотворенная ''Nos Heurus Sombres'', и динамичная ''The Voyage'', и мелодичная, неоклассическая ''Aerodyne''. Наверное потому, что здесь вокал Эммануэль звучит максимально "обнаженно", будучи не перегруженным инструментальными наворотами. А вот заключительные темы ''The Twilight Hour'' и ''Glowing Embers'' возвращают нас к более помпезным и гимноподобным формам высококачественного симфо-метала, возбуждая подозрения, что Мортен всерьез настроен потеснить и звездных финнов, обуреваемых ночным желанием, и эпичных голландцев. Впрочем, при активном содействии такого профессионала своего дела как Эммануэль, такие амбиции могут быть вполне осуществимы.

В целом же "Arcane Astral Aeons" отличается великолепной сбалансированностью и эмоциональностью. Его содержимое приятно удивляет своей изысканностью и деликатностью, что делает прослушивания альбома увлекательным и эстетически приятным путешествием по сакральным водам и временным измерениям. На этот раз Мортен Веланд четко дал понять, что намерен как можно дальше уйти от созданных собой же клише и в то же время в полной мере сохранить оригинальное звучание Sirenia. И, как ни странно, эта попытка вполне оправдала затраченные усилия.