ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Сумеречная Депрессия "Молитвы"

СУМЕРЕЧНАЯ ДЕПРЕССИЯ "МОЛИТВЫ"

28-10-2015 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

СУМЕРЕЧНАЯ ДЕПРЕССИЯ – 2011 * * * * *
Psychedelic Metal
"МОЛИТВЫ"
SELFRELEASED

Второй полноформатный альбом Сумеречной Депрессии "Молитвы" вышел в 2011 году и стал своеобразным итогом работы, которая велась тандемом Дениса Ядрова и Руслана Валитова после выхода дебютного диска "Поэзия стеклянных городов". Альбом "Молитвы" стал самым сумеречным и пограничным, а процесс его создания занял пять долгих лет. В состав проекта вошёл новый гитарист Андрей Кривоклубов, группа начала сотрудничество с талантливым художником Иваном Бойко, который стал создателем потрясающей визуальной концепции, дополнившей лирическую и музыкальную основу коллектива.

Пластинка включает в себя песни мини-альбома "Не убивай мою мечту" (2008). Музыканты опробовали себя в ходе концертных выступлений, и чувствуется, что Сумеречная Депрессия стала увереннее и массивнее, продолжая двигаться в том же направлении, которое было избрано на дебютнике. По музыке это всё тот же депрессивный саундтрек в стиле psychedelic metal, не лишённый влияния электроники, на фоне которого Денис читает пронзительные экзистенциальные стихи.

Музыка коллектива имеет нечто общее с doom metal, но это определённо не doom. Музыканты используют отдельные приёмы дум-металлистов, готик-рокеров, и индустриальщиков, разбавляя их своим тяжёлым эмбиентом, что приводит к созданию впечатляющих звуковых ландшафтов. Предельно депрессивный тягучий психоделик-готик-рок Сумеречной Депрессии напоминает Агату Кристи, Tiamat и Green Carnation ("Влюблённый покойник"), но на самом деле находится на тысячи световых лет от любых сравнений и аналогий. Музыка группы уникальна и неповторима. Аналогов тому, что исполняет Сумеречная Депрессия, не найти ни на российской, ни на зарубежной сцене. Экзальтированный седуктивный вокал Дениса, переходящий то на дьявольский шёпот, то на крик-скрим задаёт тон всем творениям Сумеречной Депрессии и вкупе с его самобытной поэзией является источником своеобразия и уникальности проекта. Денис уверенно, последовательно и с напором рассказывает страшные истории нашего умирания и деградации, бесчеловечности нашего бытия. Чувствуется, что тексты выстраданы и много раз были разбираемы по винтикам и вновь собираемы воедино, словно некий античеловечный и безысходный пазл.

"На руки бритва просится печально,
И вены плачут, умоляя их открыть.
На остром лезвии мистическая тайна.
По рекам крови в лодке сна я буду плыть.

Немые лики под водой смеются,
Гнилые зубы обнажает смех.
По венам в кровь мою они вольются.
Завянет, как цветок, мой непорочный гнев.

И суицид, и мизантропия – слиянье
Двух безобразных распалённых тел.
Любовь, как кость, мне брошена на подаянье.
И ту уже я обглодать успел".
(с) Стигматы ненависти

Такое чувство, что Денис сознательно исследует самые предельные и нелицеприятные аспекты человеческого вырождения и падения, максимально обнажая и подчёркивая весь ужас и безблагодатность мира людей и каждого отдельно взятого человека. Стихи Дениса – вывернутая наизнанку душа, расцвеченная язвами, нарывами и струпьями, безбожное покаяние, когда вместо встречи с Богом человек выходит навстречу самому себе, и, раскрывая раны, соприкасается с ранами же. Своими ранами. Не только отражёнными, но и усиленными гиперболой равнодушного стекла. Это мучительная страшная медитация на тему "Какая я сволочь" перед зеркалом, которое не в силах ни ответить, ни понять, ни услышать. Это молитва, знающая своё бессилие, но не знающая надежды. Подобное состояние было описано Салтыковым-Щедриным в его романе "Господа Головлёвы". Много подобных экзистенциальных ситуаций знают книги Достоевского с их надрывно-истерической, карнавализованной абсурдностью. Нечто подобное можно найти и в книге Дениса "Разговоры с мёртвыми", что ещё больше усиливает ощущение от альбома как от саундтрека к миру.

"Вместо моей тени на стене скелет.
Он молится, сложив покорно руки.
И одиночество моё не пропускает свет.
И замкнутость моя все поглощает звуки.

Подари мне чувства, подари мне боль,
Дай мне видеть что-нибудь глазами.
Дай сыграть мне в жизни хоть какую роль.
Или роли боги разобрали сами?"
(с) Молитва

Атмосферная, мрачная и мистическая музыка, глубокие, полные затаённой боли тексты, вокал, словно пропитанный неземной, нездешней болью. Альбом "Молитвы" действительно оправдывает своё название. Песни-молитвы обрамляет тьма, словно зеркало из отполированного до блеска обсидиана обрамляет тяжёлая филигранная оправа чернёного серебра.

Что же мы видим в этом таинственном зеркале? Монаха-инквизитора, читающего вслух свои заклинания в глубокой, сырой темнице, в которую он был заточён. Мрачного аристократа-отшельника в высоком цилиндре и с угрюмо-мизантропическим выражением лица, который сидит в своём кресле и сумрачно взирает на проходящую мимо жизнь.

Альбом погружает в почти медитативное состояние, в котором господствует человеческое бессознательное, вырвавшееся наружу и получившее неограниченную власть, помогает увидеть своё истинное "я", фрагмент за фрагментом воссоздавая из разрозненных частиц единую картину. Но для того чтобы вполне проникнуться атмосферой Сумеречной Депрессии и архитектоникой её молитв нужно погружаться в подвалы "Молитв" снова и снова раз за разом. После прослушивания музыки остаётся глубокая задумчивость и удивительное холодное спокойствие.

"Века мелькают, повторяясь вновь и вновь,
Рекой пустынь перетекая вверх и вниз.
Паром на сторону обратную готовь,
Ища попутчиков средь незнакомых лиц.

Покой один на всех, и нет времён.
Мы неподвижны в нитях пустоты,
Похожей на спокойный долгий сон,
Который в грунт впечатали кресты".
(c) Стеклянный взгляд

По мере прослушивания альбома в сознании всплывают такие определения: "экспериментальный", "не канонический", "экзальтированный", "поэтичный". И альбом "Молитвы" действительно именно такой. Вы когда-нибудь слышали музыкальные альбомы, основой которых является поэзия и чтение стихов? На данный момент существует немало таких релизов, вспомнить хоть прекрасный диск Ирины Миклошич "Туше", но в жанре тяжёлой музыки запись таких пластинок почти не практиковалась. В связи с этим Сумеречную Депрессию можно назвать и первопроходцами, и флагманами заdoomчивой психоделической поэтизации.

В музыкальной палитре альбома "Молитвы" присутствуют не только стандартный рок-инструментарий с привлечением звуков из арсенала электронной музыки, но и такие инструменты, как банджо, фортепиано и губная гармошка, которые делают звучание альбома ещё более объёмным и рельефным. И всё-таки центр и основа притягательности и своеобразия Сумеречной Депрессии – это тексты:

"Не убивай мою мечту.
Оставь прозрачность облаков.
Оставь хотя бы пустоту
И преданность моих грехов.

И невесомо белый снег,
И пудру вьюги за стеклом,
И от реальности побег,
И смерть оставь мне на потом.

Театр боли, суицид,
Паденье с крыши в небеса
И из окна нейтральный вид,
Мне нанесённый на глаза".
(с) Не убивай мою мечту

Повышение градуса концептуальности по сравнению с дебютной работой коллектива "Поэзией стеклянных городов" заметно невооружённым глазом: все треки имеют подназвание "молитва" и номера, отсчёт которых идёт в обратном порядке. Такой обратный отсчёт, сквозные темы, объединяющие все тексты, и стильные изображения в буклете в совокупности оставляют ощущение свинцовой монолитности и ещё большей грозовой беспросветности, не только усилившейся со времён дебютной пластинки, но и ставшей направленной. Но я хотел бы сделать важную оговорку: то, что делает Сумеречная Депрессия – это не стилизация и не игра. Это реальность. Подумайте, прежде чем переступить порог этого сумрачного депрессивного дома, ведь назад пути у вас уже не будет. Депрессия нанесёт на ваши зрачки свои пейзажи, которые уже не стереть и не забыть.

Алексей "Astarte Eel" Иринеев