ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Astarium "Necrocosmo: Nocturnal Kali Yuga"

ASTARIUM "NECROCOSMO: NOCTURNAL KALI YUGA"

21-10-2015 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ASTARIUM – 2015 * * * * *
Symphonic Black Metal
"NECROCOSMO: NOCTURNAL KALI YUGA"
METALLIC MEDIA/SYMBOL OF DOMINATION
 

Симфо-блэковый акт, именующийся Astarium, был явлен этому миру из сибирских глубин в 2005-м году и вот уже 10 лет освещает ночную тьму сиянием своих звёзд, воспевая величие северной природы и постулируя серьёзное отношение к оккультизму. За жизнеспособность проекта отвечает человек по имени SiN, и его целеустремлённости, как и концептуальности проекта, трудно не позавидовать: за 10 лет своей творческой активности SiN засветился в общей сложности на более чем двадцати релизах, среди которых пять полноформатных альбомов Astarium, выдержанных либо в стилистике симфонического блэка, либо, как это давно уже повелось у блэкеров, меланхоличного и кристально- прозрачного dark ambient.

Сейчас мы имеем дело с новейшей блэковой пластинкой Asrarium, которая получила название "Necrocosmo: Nocturnal Kali Yuga". Альбом представляет собой вторую часть эпического повествования, посвящённого величию вечного космоса, начало которому было положено в прошлом году мини-альбомом "Necrocosmo: Demiurge" и предполагаемого к выпуску в качестве трилогии. За абстрактным техногенным изображением на обложке и пентаграммой в логотипе скрыты 8 треков, на которых, присутствует по сути традиционный олдовый симфо-блэк, но симфо-блэк не простой: SiN действительно использует при создании своих треков самый традиционный рок-инструментарий, но выходит у него в итоге нечто совершенно особенное и уникальное, а причина тому – глубокое внутреннее содержание музыкальных произведений Astarium, нестандартный (и нешаблонный) подход к построению композиций и удивительная внутренняя красота и напевность треков. Так, на мой взгляд, ярчайшая вещь на “Necrocosmo: Nocturnal Kali Yuga” это "Dance of the Agony", где на традиционный блэковый рифф накладывается прекрасная мелодия клавишных, которая воскрешает в сознании чуть ли не "Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко….", за счёт чего блэк-металл в исполнении Astarium начинает играть такими красками, которых не было ешё ни у кого. Тонкие, изящные, словно хрустальные, клавишные звёздным светом льются на точный блэковый риффинг, добавляя неожиданную глубину и своеобразную авангардность нынешнему Astarium, а над всем этим гордо парит скорбно-горестный угрюмый чёрный скрим. Именно клавиши привносят в музыкальную палитру Astarium то необычайное очарование, которое выделяет проект из сонма похожих – смелые, яркие, запоминающиеся, отчётливые, немного мечтательные и запредельные клавишные.

Astarium аристократичен, и в этом аристократизме много печали и затаённой глубокой грусти. Треки СиНа обладают удивительным качеством: они воспринимаются то как торжественные, то как печальные, то как депрессивные и безысходные, то как злые и едкие, в зависимости от того, в каком состоянии вы их слушаете. Но если присмотреться, далеко за празднично-холодным, величественно-траурным сиянием звёзд всегда и везде неким перманентным архэ проглядывает светлая грусть и тоска. Да простит меня SiN за такое не концептуальное сравнение, лично мне такая амбивалентность его творений напоминает очень любимый и уважаемый мной Sopor Aeternus – в лучших и поистине шедевральных творениях Анны Варни часто параллельно идут две мелодические линии: мажорная и минорная, а композиции своей закольцованностью напоминают ход мыслей человека, одержимого навязчивой идеей (обсессивный психоз). Нечто подобное присутствует и у Astarium, и такая прекрасная находка, по моему мнению, является основой и источником музыкального своеобразия Astarium, что в свою очередь является предпосылкой для ещё одной особенности альбомов SiNа – даже его эмбиентные творения можно слушать всегда и везде – дома, на улице, в машине, при свечах, просто попутно и между делом – и всегда они будут звучать уместно и аутентично, при этом не скатываясь в попсовость и коммерцию и продолжая звучать очень трушно и стильно. А это далеко не само собой разумеющееся качество для произведений в стиле ambient.

В текстах Astarium мы находим глубокую поэзию, вдохновлённую предвечным величием мироздания. Все тексты очень личные и искренние, простые, но в то же время подкупающие отсутствием какой-либо вычурности и надуманности, а за этой кажущейся простотой стихотворной формы кроется обилие удивительных лексических построений, идеальных рифм и удивительная глубина собственно содержания и смысла, имеющего поистине философское измерение:

"Oh, Great was the Sin of my Spirit,
And Great is the Reach of its Doom;
Not the Pity of Heaven can Cheer it,
Nor can Respite be Found in the Tomb:
Down the Infinite Aeons come Healing
The Wings of Unmerciful Gloom"

В самом стихосложении и стихопостроении, как мне кажется, присутствует опять-таки нечто от Sopor Aeternus, чего стоит хотя бы это "The wings of unmerciful gloom" (Тут же непроизвольно всплывает в сознании " ..from the Strange kind of sadness…some unknown disease" из "Tales from the Inverted Womb" проекта Анны Варни – настолько же нестандартное и поэтичное сочетание фраз). Или вот заключительные строки из моей любимой композиции "Dance of the Agony":

"Through Astral Light I’m Greeting Downfall
Hypnotic Symphony of Lunacy and Pain
I Close my Eyes and Trying to Find Calm
No Life! No Future! No Salvation! Just Insane!"

- пожалуй, самый простой текстовый фрагмент на альбоме, но как он трогает и цепляет! – особенно в сочетание с нереально красивой музыкой.

Подведём итог. Astarium записал альбом, который находится в русле творений Limbonic Art, Arcturus, Summoning и Abigor, но на деле стоит далеко как от вышеперечисленных коллективов, так и ото всех иных собратьев по цеху, имея колоссальный потенциал и множество свежих и поистине вдохновляющих идей. "Necrocosmo: Nocturnal Kali Yuga" - прекрасная работа яркого и необычного проекта, которая доступна не только в стекле, но и в формате digipack, а также в кассетном варианте и на виниле для любителей тёплого аналогового звучания. Если вы ждёте от black metal релиза не просто оголтелого рубилова и напыщенных оркестровок, то этот альбом несомненно для вас.

Алексей "Astarte Eel" Иринеев