03-02-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Хорошего человека не может быть много точно так же, как адекватности или честности быть много или “слишком” не бывает по определению, и именно в этом нас убедит наше сегодняшнее интервью с человеком, чей альбом стал у нас на ASTARTA лучшим по итогам 2019 года. Кстати, если вы из числа тех, кто с таким исходом голосования не согласен или думает, что этот диск не заслуживает такой высокой чести, вам обязательно нужно прочитать это интервью и послушать то, что Павел имеет нам сегодня сказать, и как он это всё аргументирует. Стихи Павла остры, колючи и беспристрастны, но как оратор и интервьюируемый этот человек даже ещё более интересен и примечателен. Апофеоз мизантропии, социофобии и интеллектуальной критики в новейшем интервью Павла выглядит как стройная философская система, и вид этого величественного нигилистического сооружения впечатляет. Впечатляет в том числе своей честностью и непредвзятостью. И именно по этой причине данное интервью ни в коем случае нельзя читать человеку, которому дороги его иллюзии.
Алексей: Здравствуйте, Павел! Поздравляем Вас с победой в нашем опросе и с получением звания лучший релиз 2019 года! Как Вы сами оцениваете прошедший год, что было для Вас в нём хорошего, что наоборот было не очень хорошо?
Здравствуйте, Алексей! Очень приятно снова разговаривать с Вами! И я, разумеется, очень рад и горд победой в конкурсе.
А год прошедший в целом, был так себе. Это не касается творческой деятельности – скорее, общие трудности, к стихосложению не относящиеся. Но трудности эти вполне решаемы и, полагаю, грядущий год в этом смысле окажется годом перемен. Что касается творческой деятельности, то в первую очередь хочется отметить появление альбома «Призраки». Этот материал для меня очень важен и я очень рад, что получилось его записать именно так, как я хотел. Алина и Александр создали Великолепнейшие (я не ошибся - с заглавной буквы) музыкальные обработки. Труд этих людей неоценим и я бесконечно им признателен. Стихов же написалось мало – всего три штуки. Хотя, как мне кажется, они получились очень интересными.
Виктория: Здравствуйте, Павел! Хочу тоже от себя поздравить Вас с очередной победой в нашем сообществе ASTARTA, но теперь более глобальной! И как Вы сам считаете, так ли это, и были ли среди участвовавших в этом голосовании релизы, которые, на Ваш взгляд, были не менее "сильными" и порадовали лично Вас?
Здравствуйте, Виктория! Спасибо! Я полагаю, что все без исключения релизы заслуживают самого пристального внимания. Мне сложно судить… Часть из них была на иностранном языке, которого я не знаю. А ведь в оценке того или иного творчества я полагаюсь, в основном, на текстовую составляющую. Но прослушал я все с удовольствием. В конце концов, релизы, рассматриваемые в номинации «Альбом года», не могут являться халтурой в принципе.
Алексей: Вы как человек живущий по концепции, наверняка замечаете некоторую эволюцию своих взглядов и убеждений, как Вы могли бы определить, в чём и каким образом изменились Ваши концептуальные установки и воззрения за время, прошедшее со времени нашего с Вами прошлого интервью?
Да ничего особенно не изменилось… Для изменения концепций и взглядов требуется какое-то историческое событие: в социуме, в личной жизни – не важно. А ничего не произошло. Полгода пролетели, как один день…
Виктория: Какие выводы вы сделали по итогам ушедшего года и целого десятилетия? С какими мыслями и с каким настроением смотрите в сторону грядущей декады?
Ничего воодушевляющего я в ближайшем будущем не вижу, да и в отдаленном тоже. Вектор, по которому движется общество, направлен в Бездну. В сторону сознательного оглупления под воздействием пропаганды, переоценки ценностей, поступков и событий, к которым мы не имеем никакого отношения и т.д., и т.п. Лучше не станет – это совершенно точно. Нет выхода из кризиса. Просто, если существовать в условиях кризиса достаточно долго, то привыкаешь и начинает казаться, что обстановка улучшилась. Но она не улучшилась – это ты приспособился…
Алексей: 10 лет это много или мало, как считаете? И как в целом оцениваете лично для себя и для нашего общества в целом десятые годы XXI века?
10 лет – это очень много! Мне, как и любому, наверное, человеку, свойственно оценивать время с позиции продолжительности собственной жизни. Любой, кто эмоционально глаголет о том, что ждет страну или человечество в целом, скажем, через 100 лет – просто лжец. Да, подобные мысли могут пробуждать определенное любопытство, но по большому счету: «После нас – хоть потоп». Мне смешно слышать, когда взрослые, в общем-то, люди серьезно рассуждают: «20 лет – ничтожный для истории срок». Сколько же тебе нужно? 50 лет? 80, как заявил однажды наш – теперь уже бывший – премьер? Не все ли тебе равно, что произойдет через 80 лет? Ни ты, никто из тех, кто тебе дорог или просто знаком, до этого срока не доживет…
А общество… Что общество? Общество наигралось в независимость, осознало свою ущербность в деле собственного выбора и даже просто способности формулировки желаний и постепенно возвращается к привычному состоянию – крепостничеству, сиречь рабовладельчеству. В этом состоянии оно пребывало тысячи лет… «Проще и приятней под рожок пастуший ковылять по кем-то выбранной стезе…» - это с нового альбома.
Виктория: Как думаете, что изменится за наступившую декаду, и с какими мыслями Вы будете встречать 2030 год? Что изменится в жизни нашего общества, в Вашей личной и творческой жизни? И каких изменений Вам хотелось бы и желалось?
Ну, понятно, каких: чтобы все люди вдруг стали умными, сознательными, добросовестными… Хотя бы качественно исполняли те обязанности, за которые взялись. Я сознательно не употребляю слово «честными» потому, что честность – обязательное следствие добросовестности. И, если все начнут выполнять свои обязанности качественно, то поймут, что честным человеком быть проще и выгоднее. Так же обстоит дело и с добротой: злоба – лишь защитная реакция организма. Агрессия всегда порождает агрессию, что бы там ни утверждали религиозные догматы.
Но таковых изменений не предвидится. Поэтому, полагаю, 2030 год я встречу в своем обычном состоянии – раздражении, утешаясь мыслью, дескать: «Вот и еще 10 лет псу под хвост – осталось недолго».
В творческой же жизни, полагаю, будет так. После десятилетнего молчания я испытывал творческий голод и за последующие несколько лет написал без малого сотню стихов. Теперь этот голод потихоньку утоляется и, в итоге, исчезнет совсем. Стихи мои сюжетны, а сюжеты имеют свойство повторяться и заканчиваться вовсе. В этой связи предполагаю, что количество вновь перейдет в качество и я вернусь к нормальному для себя ритму: одно-два произведения в год. Относительно сценической деятельности – у меня пока еще хватает материала на три диска, помимо того, что находится в работе в данный момент. Так что будет, чем заняться… пока.
Алексей: А утоление творческого голода и снятие симптомов обострения Вас радует или не очень? Лучше быть продуктивным или жить в комфортном для себя неспешном ритме?
Неспешный ритм лучше тем, что стихи получаются глубже. А при обострении все-таки пишутся более злободневные вещи, которые, по-хорошему, нужно бы немедленно пускать в работу, а то через два-три года будет уже непонятно: к чему это? Наверное, все-таки лучше размеренно и не спеша.
Алексей: А как встретили Новый год и новогодние праздники? Интересное совпадение: на обложке Вашего альбома ставшего победителем в голосовании, изображено некое животное, символизирующее человека и праздничный ТВ-ящик с салютами (сразу же в голову приходят ассоциации с Новым годом), а Вы совсем не смотрите ТВ, на Новый год тоже?
Расхожая фраза: сравнивать животное с человеком – серьезное оскорбление. Для животного. Но так уж сложилось, что именно этому животному не повезло. Может быть потому, что, по утверждению умных ученых людей, генотип свиньи максимально приближен к человеческому?.. Символично то, что на обложке, все-таки, изображено теплое время года – вспаханное поле. А, учитывая, какая погода стояла в течение новогодней недели…
Телевизор, в классическом его проявлении, я не смотрю совсем. Лет 10-12 назад я не пропускал ни одной социальной программы, ни одного выпуска новостей. До исторических событий в Украине. С этого момента новости превратились в бесконечное муссирование украинской проблемы. Через время еще сирийская добавилась. Мне не интересно… Я полагаю, что прямо вокруг нас происходит столько всего важного, поучительного и невероятного, что озадачиваться проблемами незнакомых людей, проживающих в чужом государстве, просто глупо. Однажды, года три назад, я-таки включил новости… Ну и что? Первая новость, понятно, Путин. Вторая – Украина, потом Сирия, потом взрыв химзавода в Нигерии, потом десятикилометровый затор, вызванный снегопадом, в Англии, потом католическое рождество. И все кончилось – начался прогноз погоды… И зачем мне все это знать? Для кого это показывается? Или в нашей стране настолько все замечательно, что и показать нечего? С социально-политическими программами – то же самое. Поэтому не смотрю – скучно. Новостей мне хватает в Яндексе, погода приходит по СМС. Из двух с половиной сотен имеющихся у меня каналов смотрю пять или шесть – где транслируют исключительно художественные фильмы. Но и их проще с торрентов скачать – и рекламы нет, и качество получше.
Алексей: А какие фильмы Вас порадовали и запомнились за последнее время? Можете что-то порекомендовать к просмотру?
Да я в последнее время только блокбастеры и смотрю — они, думаю, в своей рекламе не нуждаются. Ну, или уже старые фильмы, которые иногда появляются в постах, вроде «10 триллеров, которые могли пройти мимо вас». Жду, когда же, наконец, «Терминатор» на торренты в нормальном качестве выложат. Совсем пираты мышей не ловят… Авторское кино не особенно люблю. Я согласен с высказыванием Гордона: “Не все, что нудно, скучно и непонятно — непременно гениально”. В конце концов, режиссер — такой же человек и разбираться в метаниях его темной души мне не особенно хочется. А фильмом на все времена я считаю старый фильм «Падение» с Майклом Дугласом. По телевизору его почему-то перевели, как «С меня хватит». Я отлично понимаю состояние главного героя. Но этот фильм, наверное, все смотрели уже… Хотя и еще разок пересмотреть — лишним не будет. А вот недавно полностью пересмотрел сериал «Секретные Материалы» - нашел, наконец-то, в HD качестве.
Виктория: Кто поздравил Вас с новогодними праздниками самым необычным и приятным образом? Чьё поздравление больше всего понравилось?
Ха-ха-ха! Как понять: «Чье?» Президента России, конечно. Обожаю смотреть его поздравления потому, что могу предсказать их практически дословно. «Страна пережила трудный период, вступила в еще более трудный. Деды воевали. Суровые годы уходят в борьбе за свободу страны, за ними другие приходят – они будут тоже трудны».
На самом деле, мой день рождения приходится практически на Новый год – 27 декабря. Поэтому все друзья, как правило, непосредственно к Новому году меня уже поздравили.
Алексей: Есть достаточно многочисленная категория людей, которые испытывают наибольшую грусть и депрессию именно в новогодне-рождественские дни. Вы к ним относитесь хоть в какой-то степени? И как обычно чувствует себя Ваша мизантропия в декабре-январе?
Это не обо мне. Новогодние праздники (как и майские) для меня – редкий случай посидеть неделю дома. На работе выходные, в творческой жизни затишье. Можно спать до обеда, а потом до ночи валяться в кровати, уставившись в блокбастер или компьютерную игру. Прекрасное времяпрепровождение! Будь моя воля, я бы так лет 20 еще погрустил при условии, что кто-то изъявит желание меня содержать. И мизантропия, кстати, отступает – в эти дни я практически не выхожу из дома и количество раздражающих факторов резко снижается.
Виктория: Умеете ли вы наслаждаться жизнью просто, безропотно, видеть её красоту и гармонию? И что в жизни (в мире) вас наиболее вдохновляет и приносит эстетическое удовольствие?
Скорее, нет. Я постоянно нахожусь в состоянии настороженной готовности. Все хорошо быть не может никогда – всегда есть подвох. И, если я не могу определить этого подвоха из-за красоты и гармонии – тем хуже. Это значит, что беда случится в самый неподходящий момент в самом безобразном качестве. А эстетическое удовольствие приносят книги. Кино, при всей моей любви к нему – просто приятное убийство времени. А хорошая книга остается в памяти навсегда…
Алексей: И снова не могу не спросить: какие книги Вы считаете наиболее важными, значительными и ценными для себя? Что порекомендовали бы почитать?
Бесконечно могу перечитывать «100 лет одиночества» Маркеса - знаю ее почти наизусть, но при каждом прочтении открываю для себя что-то новое. То же самое с «Раковым Корпусом» Солженицына. «Долгая Прогулка» Кинга. Лет пять назад открыл для себя Пелевина — и как он мне раньше не попадался… Запоем перечел всю библиографию. «Дом В Котором» Мариам Петросян произвел огромное впечатление — прочел 4 раза подряд. Однажды в книжном магазине я увидел книгу Пелевина «Калинова Яма» - очень удивился: в библиографии ее не было. Только купив и начав читать, я разобрался, что это другой Пелевин — Александр. Но роман очень мощный! Всячески рекомендую. Еще люблю старые, прошедшие проверку временем детективы — Чейза, Стаута, Спиллейна...
Алексей: А если выбирать между этикой и эстетикой, то что (какие события, аргументы, мировые катаклизмы и тд) могли бы склонить ваши симпатии в сторону последней?
Наверное, все-таки, эстетику. Этика – слишком субъективное и сиюминутное понятие. Нет такого события, поступка или сущности, которая не рассматривалась бы диаметрально противоположно с этической точки зрения в течение времени. Красота более объективна.
Мы живем в эпоху технологического прогресса, и любые события волей-неволей приходится рассматривать с этой позиции. Мои симпатии вызвало бы какое-нибудь открытие, направленное на сближение человека с мирозданием, природой, не нарушающее при этом общего положения вещей. Например, революционный метод очистки океана от выбросов. Или переработки пластика. Из последних изобретений мне нравится метод синтеза мяса. Пусть снобы кривятся, но подобную методику отличает гуманизм, а именно гуманизма не хватает в современном обществе. Не только в России – во всем мире.
Виктория: Как известно, все люди многогранны, исходя из этого, не могу не спросить, бывало ли так, что написав своё очередное произведение, другая Ваша сторона заявляла о своём недовольстве написанным и требовала всё переделать? Бывали ли у вас "светлые" моменты, когда хотелось написать более красивым, эстетичным языком и более позитивные тексты?
Желания писать позитивные тексты у меня не возникало никогда. Позитив в окружающей жизни настолько редок, что этими краткими моментами следует наслаждаться, а не тратить их на марание бумаги. А недовольство постоянное. Всегда хочется сделать лучше – объемнее, понятнее, оригинальнее. Может быть, поэтому сейчас я и испытываю кризис жанра: только придет что-то в голову, только начнешь писать – бац… кажется, такое я уже писал. А здесь сюжет слабоват. А здесь размер стиха избитый… И так далее.
Алексей: А бывало ли вообще такое, что Вы что-то переделывали в своих стихах? По каким причинам и исходя из каких соображений это происходило или могло бы происходить?
Переделываю постоянно. Время от времени пересчитываю старые стихи и исправляю. Самая частая причина – моральное старение. Даже в таких, казалось бы, краеугольных стихах, как «Проданный Смех»: «за пачку «Дымка»…» Кто теперь вспомнит «Дымок»? Есть у меня такой стих «Двадцать Первый», написанный в период 2008-2010 гг. Там слова: «Десять лет, как откинул копыта Двадцатый-старик». Но на сцену я вынес его только в 2016 г. и поэтому изменил на «Полтора десятилетья, как сгинул…» В последнем же варианте звучит «Одряхлел и откинул копыта…»
Еще довольно часто обнаруживаются ляпы, которые, в принципе, можно было бы исправить при помощи профессионального корректора. Повторения одних и тех же слов в сопряженных четверостишиях, например. Когда пишешь объемный стих, этого можно и не заметить. Бросается в глаза со временем. Или вот еще. Есть такое произведение «Круг», а в нем слова: «Ничтожеств здравница». На бумаге – чудо, как красиво. А начал читать со сцены – невозможно этого выговорить. Бился-бился, да так и поменял на «Плебеев здравница».
Так что коррекция – абсолютно обыденное явление. Но только когда речь идет о форме. Желания изменить содержание, настроение или посыл стиха не возникало никогда.
Виктория: В вашем прежнем интервью Вы обмолвились, что нельзя быть счастливым, проживая в таком государстве... Не кажется ли Вам, что люди сами создают себе государство, то есть мы заслуживаем то, что у нас есть, и если бы наши помыслы были чисты и мы дарили миру и друг другу только добрые чувства, у нас было бы совсем другое государство? К тому же постоянно жалуясь, мы ничего не меняем и становится только хуже.
Нет, не кажется. Потому, что не существует людей с кристально чистыми помыслами, дарящих друг другу только добрые чувства. Ни в России, нигде в мире. И не было никогда – человек по природе своей жаден, завистлив, обидчив и эгоистичен. И неважно о ком говорить – о жителях современной Европы или кроманьонцах. Просто кроманьонцы не умели пользоваться смартфоном так же, как европеец – палкой-копалкой. Беда конкретно России заключается в том, что мы все время пытаемся апеллировать к «совести». А никакой «совести» нет! Точнее, она есть, но у каждого своя. А мы пытаемся придумать универсальную: «Да, он пришел пьяный на работу, но его можно понять – у его дочери вчера была свадьба». «Да, он украл, но его можно понять – у него четверо детей». Все время пытаемся войти в чье-то положение, надеясь, что, в свою очередь, кто-то войдет в наше. А не нужно никуда входить: он в своем положении – ты в своем. И каждое положение имеет свои плюсы и минусы. Есть законы, которые следует исполнять – для того они и писаны. Но законы эти должны быть одинаковы для всех. Вор не должен руководствоваться «совестью» - он должен бояться наказания. Жестокого и неотвратимого. Страх – лучший мотиватор. И, опираясь поначалу на страх, люди постепенно поймут, что честная жизнь, честный труд имеет огромные преимущества перед мошенничеством, двурушничанием и прочими непотребствами.
Алексей: Как считаете, исчезновение государства как такового это решение проблемы или “лучше как-нибудь, чем никак”?
Государство исчезнуть не может. Оно может перестать называть себя государством и назваться племенем, общиной, стаей – как угодно. Но суть не изменится: наверху вожак, некоторая территория под контролем и жизнь по определенным правилам, придуманным внутри этого формирования. Можно изменить лишь сущность вожака: старик, не обладающий ни силой, ни особой мудростью, возлежащий на камне и пожирающий почти всю добычу вожаком быть не может. И механизм принятия правил внутреннего распорядка тоже можно изменить. Нужно желание. И в данный момент мы наблюдаем, что основная деятельность старого вожака сводится именно к тому, чтоб это желание подавить.
Виктория: Один современный психолог и коуч по имени Валерий Синельников говорит, что нет хороших и плохих ситуаций. Есть ситуации приятные, а есть полезные. Приятные - это те, которые нам нравятся, желательные для нас. А полезные - те, на которых мы можем чему-то научиться, извлечь какой-то урок, сделать вывод. Получается, что то, что происходит сейчас в мире - это результат наших совместных действий и мыслей, который заставляет нас начать реагировать по-другому, измениться самим, сделав правильный вывод из сложившейся ситуации. Можете ли Вы согласиться с данным утверждением?
Так это же вода! Сформулировано давным-давно куда более кратко и четко: «То, что нас не убивает – делает сильнее». Но ведь в том и полезность, весь смысл любых знаний или умений, чтобы их использовать. Без практики весь этот опыт превращается в мертвый груз и моментально забывается. Опять возвращаемся к вопросу: когда же уже приобретенный багаж нам пригодится? Через 100 лет? Такие временные рамки, понятно, очень удобны потому, что результат невозможно проверить. Даже если опыт окажется ненужным – мы об этом не узнаем. В качестве плацебо, возможно, подобные рассуждения и хороши, но чем они отличаются от обещаний вечного наслаждения в загробной жизни. Поэтому я не могу сказать, что согласен с коучем. И не могу сказать, что не согласен. Слова коуча ничего в себе не несут – это умная фраза без содержания. Есть такая книга «Основание» Айзека Азимова – там описывается случай, когда видный политик прибыл на переговоры и непрерывно говорил двое суток. Впоследствии его речь прогнали через компьютер дабы вычленить из нее суть, компьютер распечатал чистый лист. Коуч, Господи Святый… «И когда они перестанут петь хором, а займутся чисткой сараев – прямым своим делом – разруха исчезнет сама собой!» (с) М. Булгаков «Собачье Сердце».
Виктория: Но почему же: про приятные ситуации всё понятно (Вы сами описали немного выше как Вам приятны новогодние праздники, когда даже застарелая мизантропия стихает), а все остальные случаи можно отнести к полезным: смотреть на сограждан как в зеркало, и искоренять в себе самом те пороки, которые видишь и которые расстраивают и огорчают в них. Разве это не логично?
Это логично, но неосуществимо. С волками жить — по-волчьи выть. Но Вы правы: умный учится на чужих ошибках, а дурак — на своих. Поэтому стоит присматриваться к окружающим, запоминать структуру их ошибок и следствия, которые за этими ошибками грядут. Нельзя считать себя ни умнее, ни хитрее, ни удачливее прочих. Если 10 человек спрыгнули с крыши и разбились, то, вероятно, при попытке повторить их действия с тобой произойдет то же самое. Даже если кто-то вдруг и выжил — всегда верен результат большинства. Поэтому, безусловно, отрицательный опыт — тоже хорошо. Особенно, если этот опыт не твой. Беда в том, что люди не хотят учиться не то, что на чужих, а даже на собственных ошибках. «С нами такого не может быть потому, что не может быть никогда». «В прошлый раз просто не повезло». Как таких назвать?..
А применимо к коучу… Я же не спорю, что есть полезные ситуации — тут он Америку-то не открыл. В конце концов все условные рефлексы берут начало из подобных ситуаций, в том числе и негативных. Если мы ни разу не обожжемся и не порежемся, то как мы поймем значение слов «горячий» и «острый». Но нормальному человеку достаточно обжечься на одну секунду один раз — и рефлекс готов, чугунок он уже голыми руками хватать не будет. А опыт нашего социума — держаться за раскаленный котел изо всех сил, сжигать руки до кости, орать, но не выпускать, называя этот акт мазохизма то «духовностью», то «особым путем развития».
Алексей: Как думаете, а сколько процентов из ста набрали бы Ваши стихи по шкале приятности и полезности, если их беспристрастно оценить с этой точки зрения? Вы сами насколько процентов оцениваете их полезность и эстетическую приятность?
Полезность вообще близка к нулю. Я же не раскрываю тайны возникновения Вселенной, не лечу рифмами рак и не вырабатываю электричество. Любое искусство направлено исключительно на приятность. Но одним нравится попадья, а другим свиной хрящик. Мне, например, нравятся некоторые авторы, по сравнению с которыми я – просто воплощенный оптимизм. В этой связи не стану себя принижать: мои стихи довольно сильные, и любителям подобного жанра должны быть приятны. Но и особенно завышать не с руки – так что пятерка: средненько. «На Второй Мировой поэзии призван годным и рядовым» (с) А. Башлачев
Виктория: Представьте, что люди задумались о своей жизни, изменили её к лучшему. Нет больше в мире голода, холода, безденежья и других проблем. О чём Вы тогда будете писать?
Если не останется раздражающих факторов – ни о чем писать не буду, наверное… Буду есть кокосы и жевать бананы. В мире есть столько интересного, помимо стихосложения: столько всего можно увидеть, услышать, прочесть, узнать – времени не хватит. Это настоящие поэты «не могут не писать», а я не поэт – я складской работник, поэтому не писать вполне могу. Я и не писал 10 лет ничего. Более того, даже сейчас мне иной раз лень оторваться от какого-нибудь занятия и сесть за сочинительство. Написание стихов для меня – труд. Несколько часов, а то и дней переписывания, перечеркивания, сверки со словарями в поисках синонимов – так рождается стих. Часто не хватает времени, а иной раз просто лень. Поэтому, если все вдруг изменится к лучшему, я буду только рад. А если совсем невмоготу станет – никто ведь не запрещает придумать свой мир – сказки у меня вроде бы тоже неплохо получаются. Они, конечно, мрачноваты, как и все прочие стихи, но ведь все сказки мрачноватые. Взять хоть русские народные, хоть братьев Гримм. Кстати, если одновременно с общим улучшением людям не отшибет память, то я вполне могу писать то же самое, что и сейчас. И моя популярность поднимется до небес по сравнению с сегодняшней – люди гораздо благосклоннее к обличению, если полагают, что сказанное относится не к ним, а к предкам, соседям или абстрактным персонажам. В целом, лучше бы мои стихи оказались реликтом, памятником тому времени, о котором лучше и не вспоминать.
Виктория: А Вам хотелось бы чтобы тем для острых и критических, обличающих стихов не осталось? Хотелось бы чтобы мир (и люди в нём) стал таким чистым, идеальным, порядочным и честным?
Темы останутся всегда. Даже если искоренить подчистую все пороки разом, то люди очень быстро возведут в ранг пороков часть добродетелей для сохранения равновесия. Это как погода. Зимой холодно — плохо, наступило лето, жарко — плохо, стоит комфортная температура — плохо: ни жарко, ни холодно — ни искупаться, ни в снежки поиграть, скучно. Недостатки постоянно находятся в любой ситуации, пороки — в любой сущности. Даже если искоренить вражду, преступность, войны, болезни, нищету — опять будет плохо! Мы расслабимся, останемся беззащитными, и тогда прилетят злобные марсиане и легко нас поработят. Люди способны искусственно создавать критические ситуации — просто для развлечения. Или, как вариант, устроить состязание в добродетельности: кто добрее, честнее и самоотверженнее по десятибалльной шкале. Набравший 7 баллов против 8 — готовый мерзавец.
Но это не значит, что с безусловными пороками, имеющимися на данный момент, не следует бороться. Да, разумеется, хотелось бы.
Алексей: Немного продолжая предыдущий вопрос, хочется спросить вот о чём: у меня иногда возникает ощущение, что в Вашем творчестве присутствует некий оттенок долженствования, кажется, что Вы чувствуете, что Вы чувствуете, что обличить то зло и те пороки, которые Вы видите и воспринимаете, это Ваш долг (если не я, то кто?), так ли это? Бывают у Вас подобные мысли?
Разумеется. Жанр социального черного реализма отмирает. Да он, в общем-то, на пике популярности и не был никогда. Но я люблю этот жанр и хочу, чтобы он жил хотя бы в камерном варианте. Мне доводится очень много общаться с различными авторами и могу сказать с уверенностью: поэтов, пишущих то, что пишу я, очень мало. И это интересно. Какой смысл делать то, что делают все? Потонешь во многомиллионном болоте… А ведь любой автор, любой творческий человек, вне зависимости от специализации, мечтает прославиться. Да, гордыня – ну и что? Вот смотрите: рокеры 80-х не избегали острых, неприятных, опасных тем. Наоборот, они делали на эти темы акцент. И поэтому они «Кто». Любому так или иначе знакомы Егор Летов, Юрий Шевчук, Константин Кинчев. А ведь и в СССР существовало огромное количество ансамблей, тупо исполняющих нейтральную и политкорректную «Малиновку» в ресторанах. Им даже какие-то деньги за это перепадали… Ну и где теперь эти люди? Кто их помнит, кто их знает? Были – как не было. Та же судьба ждет и нынешних каверщиков, попсовиков и прочих конформистов. Вот представьте себе: умрет сейчас Киркоров (не дай Бог – долгих лет ему!). Кто вообще через полгода вспомнит, что был такой артист? Мало того, тот огромный конвейер шоу-бизнеса, который сегодня делает из Киркорова звезду первой величины, постарается как можно быстрее найти замену и прокачивать новый персонаж. А Филипп Бедросович канет в небытие, как кануло море попсы 90-х, как канули многочисленные советские ВИА. И это ведь я говорю о мегазвезде – что уж сказать о каких-нибудь каверщиках из ресторана? А песни Башлачева живут уже 30 лет и проживут еще столько же, как минимум.
Виктория: Обнажая человеческие пороки в своих текстах, в жизни вам сложно сближаться с людьми? Какие качества вам нравятся в людях и каким должен быть человек, чтобы вы могли назвать его другом и просто хорошим человеком?
Я вполне лоялен к человеческим порокам: нет ни плохих, ни хороших людей – все одинаковые, если не брать в расчет совсем уже одиозные личности, вроде Пичушкина, например. Самый распоследний негодяй может в критической ситуации оказаться героем, самый рьяный филантроп и нравственник при случае предаст, продаст, сподличает – вопрос цены. Хорошим человеком я считаю того, кто не причинил зла лично мне. С другой стороны, я абсолютно лишен способности прощать – не вижу смысла. Если человек совершил гадость в мой адрес, то зачем он нужен? Все же одинаковые и на месте одного через час появится такой же, а то и двое. Вы ошибаетесь – я достаточно легко сближаюсь с людьми и так же легко с ними расстаюсь. Не терплю тех, кто ни одного даже самого простого дела не может сделать самостоятельно, в одиночку, собирающих вокруг себя «цыганский хор» по любому поводу. А другом я могу назвать кого угодно – это просто слово. Но вот доверять – таких людей по пальцам одной руки пересчитать можно.
Алексей: Про “вопрос цены” очень интересный момент. То есть Вы и к себе всё это относите и не исключаете, что в определённых условиях можете предать, продать, продаться и т.д.?
Безусловно. Я же не святой. Ха-ха-ха! Я даже цену могу назвать: два миллиона долларов. На эти деньги я куплю себе бунгало в не самой развитой, но комфортной стране и до конца жизни буду плевать в потолок. Мне не нужны ни яхта, ни самолет, ни мировое влияние, ни пятиэтажный замок с поместьем. Ни самолетом, ни яхтой я управлять не умею, самостоятельно содержать в порядке замок не смогу — понадобится обслуживающий персонал, а я не хочу жить в окружении абсолютно чужих людей, которые к тому же меня ненавидят. Ведь слуги всегда ненавидят своих хозяев. Бунгало в самый раз. И еще немаловажный момент: подобную сумму можно рассовать по сундучкам, зарыть в разных местах и пользоваться по мере необходимости. А десятки нулей в компьютере удаляются одним нажатием кнопки. Так что предлагаю по-дешевке! Репутацию я при необходимости новую себе создам, а с совестью договорюсь. Это если о творческой стороне говорить, а творчество в моей жизни далеко не главное. Главное — работа, а там вообще все проще: если предложат зарплату в два раза выше — перескочу на следующий день.
Дорогие мои! Я ведь призываю не к честности, праведности, героизму и самопожертвованию во имя ближнего! С подобными призывами прекрасно справляется официальная пропаганда вкупе с религиозными организациями. Я предлагаю лишь руководствоваться здравым смыслом. Думать головой, а не сердцем или другими органами, для этой цели явно не предназначенными. Если рассудок и здравый смысл подсказывают тебе совершить определенный поступок — совершай! И совершенно неважно, как этот поступок будет выглядеть в глазах окружающих: общественное мнение — лишь зубовный скрежет сотен тысяч дураков и злопыхателей. Одно время на концертах постоянно находились поклонники, озвучивающие мысль поставить меня во главе государства… Однажды я не выдержал. Говорю: «Знаете, как я поступлю, став президентом? Я одним днем уволоку больше, чем все предшественники за 30 лет, покажу вам на Новый год у Кремлевской стены голый зад и отвалю в тропическую страну, откуда нет экстрадиции. А вы останетесь — вы это заслужили потому, что не хотите ни думать, ни работать, ни даже вот меня слушать! Вам нужен Данко, который, вырвав сердце, поведет вас к Счастью и Процветанию. А такой Данко поведет только к очередному самолету с корги — никуда больше. А когда придете — захлопнет перед вами дверь!» Многие обиделись тогда, разочаровались… Кстати, потом я написал на эту тему «Лабиринт» - поэму, которая должна была войти в новый альбом, но не вошла по причине длительности — два двадцатиминутных стиха в альбоме все-таки перебор.
Я слышу иногда мнение: «Не думаешь же ты, что человек, занимающий очень важный пост, способен просто за деньги продать тех, кто ему доверяет?» Господа! 150 миллиардов долларов — сумма, за которую стоит врать, предавать, убивать. Люди делают все вышеперечисленное гораздо дешевле… Конкретизировать, что я имею ввиду, не буду — кто поймет, тот поймет.
Виктория: В наше время стало модно говорить о продажности, а как Вы понимаете этот термин, что означает “продаться” лично для Вас?
Совсем просто: поступиться некоторыми принципами и правилами (которые ты сам для себя и придумал) ради получения или сохранения определенных выгод и/или преимуществ. Любой из нас делает это постоянно. Никто не скажет начальнику: «Твой галстук к костюму-то не подходит. И анекдот твой дурацкий, и жена страшна, как смерть». Будут изображать щенячий восторг. Тот, кто принципиально отпихивает мешающих ему на дороге людей, никогда не отпихнет полицейского — посторонится и не рассыплется. Выгода ведь — не только деньги. Если брать конкретно меня, то свою цену в денежном эквиваленте я уже назвал. А вот, допустим, мне сейчас предложат выступить номинантом престижной литературной награды, но не с тем произведением, которое выберу я, а с тем, на какое укажет комиссия… Неужели я откажусь? Да я на всех четверых поспешу. Потому, что «...за престиж разве черта не простишь...» (с) Л. Филатов. Я бы даже согласился отдельное произведение для конкурса написать на ту тему, какую укажут, да не смогу — не умею…
Это просто слово такое грубое - «Продажность». А ведь есть еще «гибкость взглядов», «соблюдение этических норм», «выполнение социальных обязательств», «переосмысление», «воздействие новых аргументов», «свежий взгляд»… Эти качества высоко ценятся в современных людях. Изучайте словарь синонимов — и будет вам счастье!
Алексей: В детстве я, помнится, зачитывался “Повестью о настоящем человеке” Бориса Полевого, а как бы Вы изобразили сейчас портрет настоящего человека?
Того, кто не клянчит, не заискивает перед более сильным, не дает обещаний, которые не собирается выполнять и обладает способностью решать свои проблемы самостоятельно. Ну и в качестве бонуса – не обязательного, но очень приятного – пунктуальность. Развитие средств коммуникации убивает в людях это качество. В отсутствие мобильников, когда оговоренное время ожидания на встрече ограничивалось десятью минутами, было лучше.
Виктория: Технический вопрос: Вы делаете какие-то упражнения для развития дикции и как-то пробуете совершенствовать свой поэтический стиль?
Я не знаю, что такое «поэтический стиль». Я вообще слабо знаком с теорией стихосложения: слово «катрен» я узнал год назад, примерно тогда же – «женская и мужская рифма». Узнал и сразу забыл – ненужная информация. Но в любом случае, с опытом приходит качество. Это ведь не только в творчестве – везде, в абсолютно любой сфере деятельности. Я хохочу в голос, когда мальчик 23 лет называет себя «специалистом». Ты институт год назад закончил – какой ты специалист?! Ты, дружище, даже еще не стажер, ты – эмбрион. Думаю, что мои стихи на сегодняшний день качественно превосходят написанные 30 лет назад… Хотя, конечно, могу и ошибаться.
То же и с дикцией: никаких специальных упражнений я не делаю – только бесконечные повторения на репетициях, чтобы заставить язык работать отдельно от головы. В процессе репетиций происходит поиск интонаций, тембра и т.д. И обязательная «обкатка» на публике – годы репетиций ничего не дадут, если не выступать перед живыми людьми. На сцене все совершенно по-другому, чем на репбазе. Кстати, выступления в кабаках – бесценный опыт: учишься не обращать внимания на шум, хождения перед глазами, выкрики. И просто не принимать близко к сердцу то, что тебя не хотят или не могут понять.
Алексей: На какой стадии сейчас находится работа над Вашим новым альбомом и каким он будет по своей эмоциональной окраске?
Альбом записан наполовину, готовим вторую. Диск предполагается двойным: на альбоме присутствует монументальная композиция длительностью в 19 минут – это несколько выбивает из регламента, но речи о том, чтобы резать материал в угоду экономии не идет. Эмоциональная окраска обычная, для дискотеки или свадьбы этот альбом вряд ли сгодится. Это будет антиутопия. Предполагается, что первая часть альбома будет посвящена глобальным темам, а вторая – нашей многострадальной российской действительности.
Виктория: Сейчас всё популярнее становятся синглы в преддверии новых альбомов. Что-то подобное будет когда-нибудь у Вас или в жанре мелодекламации всё обстоит иначе и действуют законы?
Если законы и действуют, то я с ними незнаком. Синглы будут, наверное, но не сейчас. Я упомянул о стихе в 19 минут, который войдет в новый альбом, но это исключение. А вообще у меня есть порядка десяти стихов такого размера. Это скорее поэмы и включать их в альбомы как-то странно. Поэтому, когда отработаем основную массу материала, годящегося для альбомов, возможно, перейдем к этим поэмам и будем выпускать их в виде синглов.
Алексей: Когда можно ждать Ваш новый альбом, и в чём будут состоять его основные отличия от других Ваших релизов?
Очень надеюсь успеть к концу апреля – хотелось бы еще в этом сезоне презентовать. Альбом будет называться «Вавилон». Основное отличие от предыдущих – минимальное количество ненормативной лексики. Это не конъюнктура, просто не пришлись там некоторые слова. А в остальном – как обычно.
Виктория: Будут ли на альбоме какие-то нетипичные и нехарактерные для Вас произведения, какие-то сюрпризы и неожиданности, что-то особенное?
Двадцатиминутной композицией я уже вряд ли кого удивлю – подобного размера стих присутствует на альбоме «Волчья яма»… Наверное, только тематика. Я все альбомы стараюсь компоновать в соответствии с некой основной идеей. Так «Волчья Яма» - только политика, «Проданный смех» - социальная чернуха, «Никто» - альбом-оскорбление, «Призраки» - ближе к готике. А здесь – антиутопия.
Алексей: Когда в ближайшее время можно ждать Вашего появления на публике со своими произведениями?
Совершенно точно – 14 марта. В этот день Ник Рок-н-Ролл и свердловская группа «Трите Души» дают юбилейный концерт в Москве, где мы будем участвовать в качестве приглашенных гостей. Остальное будущее пока туманно, но мы рассматриваем любые предложения.
Виктория: Что у Вас в самых ближайших планах и не опасаетесь ли Вы из суеверных соображений рассказывать о своих планах?
Нет, не опасаюсь, конечно – я боюсь только черных кошек с пустыми ведрами. В этом году исполняется 30 лет с момента написания моего первого стиха и по этому поводу я планирую выпустить книгу, куда войдут все стихи, которые я написал на сегодняшний день. Так же в этом году 25 лет моему первому акустическому альбому и я хочу переписать стихи 30-летней давности и выпустить юбилейный альбом. Вот и посмотрим заодно, что слушателю больше понравится: старое или новое. Не уверен, правда, что мы успеем в 2020-м, но у меня есть некоторый люфт: в следующем году 25 лет второму альбому, так что не запишем в этом году – запишем в следующем. Еще мы с московскими авторами планируем выпустить совместный сборник стихов. Помимо меня там будут опубликованы Джон Кудрявцев, Владимир Колосов, Ольга Земляника и Оксана Чушь. Материал уже есть – осталось только сверстать. Сборник тоже обещает быть очень интересным.
Алексей: Какими словами, напутствиями и пожеланиями Вам хотелось бы завершить это интервью?
Как всегда: «ДАМЫ И ГОСПОДА! ГРАЖДАНЕ И ГРАЖДАНКИ! ТОВАРИЩИ! БУДЬТЕ ЛЮДЬМИ И НЕ СТАНОВИТЕСЬ ГЕРОЯМИ МОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ!»
Кстати, пользуясь случаем, хотел бы обратиться и к недоброжелателям: «Любезные, займитесь чисткой сараев! Если сараи будут чистыми – у меня станет на одну тему меньше. А если вы, наконец, прекратите уподобляться персонажу с обложки диска «Никто» - я вообще останусь без тем. Это куда более эффективный способ заткнуть мне рот, нежели брань, упреки и угрозы в соцсетях!»
Виктория: А что бы Вы пожелали самому себе в наступившем десятилетии и как бы поздравили себя и альбом “Никто” с получением звания лучшего релиза года?
Терпения. А отметить… Напиться я не могу, так что все, что мне остается – записать новый альбом лучше прежнего и попытать счастья в новом году. Движение – жизнь!
Алексей, Виктория: Спасибо за интервью!
И вам огромное спасибо! Удачи вам и ASTARTA! Доброй охоты всем нам…
Алексей: Спасибо, Павел! Удача и немного везения никогда не будут лишними!
Алексей “Astarte Eel” Иринеев, Виктория “Caracal” Озёрная