28-06-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
GRACE DISGRACED – 2016 * * * * *
Technical death metal
"LASTING AFTERDEATHS"
RAZED SOUL
Россия, Москва
Эта московская капелла ведёт свою историю ещё с далёкого 2004 года и имеет в своём активе один EP и вот уже три полноформатных альбома, последний из которых под названием “Lasting Afterdeaths” и представлен сейчас нашему вниманию. Grace Disgraced всегда отличалась максимально прогрессивным и концептуальным подходом к звукоизвлечению, а за вокал в этой конструктивно-разрушительной банде отвечает девушка по имени Полина Березко, чей мощный надрывный гроул реально сотрясает и землю, и воздух, и огонь, и медные трубы, и вообще всё, что попадается на пути её безжалостного рыка.
Именно Полина стояла у истока Grace Disgraced в момент старта этой команды и по-прежнему отвечает как за вокальные партии, так и за концептуальные вирши, сопутствующие этим самым партиям, а со-основатель коллектива Александр Клапцов, являющийся с 2005 года главным композитором и мюзикмейкером, обеспечивает целостность и преемственность музыкального материала Grace Disgraced ,который от альбома к альбому становится всё более извилистым, техничным и в то же время бронебойным и цепляющим. Редкое качество, которым не всегда могли похвастаться и бессмертные отцы technical death metal, но у Grace Disgraced с этим всё отлично.
Помимо тандема Полины и Александра в записи альбома приняли участие бас-гитарист Павел Сёмин (Dark Matter Secret, Cannibalistic Infancy, Arhideus), а барабаны для этого диска записал небезызвестный Андрей Ищенко (Аркона, Rossomahaar, Hieronymus Bosch и др.). По поводу концепции нового творения музыканты высказались так: “Альбом посвящен теме влияния смерти на всё живущее и существующее, как осознание её гнетёт или освобождает, как её присутствие влияет на наше прошлое, настоящее и будущее”.
Открывает этот лаконичный семитрековый альбом вещь с таинственным названием “Grave Among The Stars”, где дэтовые риффы и соло сочетаются с пространным русскоязычным повествованием, призванным ввести слушателя в курс дел, которые обстоят там, где меж звёзд и астероидов покоится не только межгалактическая пыль, но и чьи-то останки. “Это же в натуре Nocturnus!” – так и воскликнет бывалый хэдбэнгер, подпрыгнув на видавшем виды диване, под этот трек. “Крутейший Nocturnus времён крутейшего “Thresholds”, да ещё и с женским крутейшим гроулом!” Могли ли мы мечтать в середине 90-х или хоть когда-либо о явлении группы столь же прекрасной и прогрессивной, какой ныне является Grace Disgraced? Если только мечтать.
На своём третьем полноформатнике команда звучит как адская смесь Nocturnus времён “Thresholds”, Death образца “Individual Thought Patterns”и “Symbolic” (о да, тот незабываемый безладовый бас, который придаёт общему звучанию совершенно ни с чем не сравнимый колорит) и Atheist с их “Elements” вкупе с характерной для зрелого Holy Moses сквозной концептуальностью и глубокой, как музыкальной, так и лирической продуманностью.
Длинные сверхтехничные треки ничуть не утомляют и не напрягают своей прогрессивностью. Напротив. Я бы сказал, что звучание Grace Disgraced сейчас волнует и восхищает как никто и никогда. И именно такова злобная, безудержная, но всё такая же техничная “Childhood Of The Dead”, где вокал Полины играет всеми возможными красками и бликами, а в середине трека вырисовывается совершенно уже феерический полуджазовый фрагмент, напоминающий Cynic и Alchemist.
Если говорить о главном достоинстве этой команды, то мы обнаруживаем тот факт, что таковых достоинств (и это только на поверхности!) три: превосходный вокал, который может дать фору любой как malefronted, так и femalefronted дэт-группе, идеальное качество звука (эдакий радикальный олдскул по-новому) и невероятное владение музыкантов своими инструментами, что в итоге приводит к созданию крайне замысловатых, эпичных, почти симфонических и категорично впечатляющих дэтовых симфоний.
Напористая, изломанная, чуть более стремительная Obituary-подобная “Wheels Demonical Spin” радует отвязным сокрушительным соло, проявляющимся ближе к концу трека, а следующая за ней “The Mute” – это настоящий шедевр концентрированного космического зла, в одно и то же время и предельно авангардного, и беспредельно эпичного. В этом треке слышатся отголоски Celtic Frost “Into The Pandemonium”, классических работ Pan.Thy.Monium и даже что-то от безудержности Legion Of The Damned и Sodom с их сменами ритма и быстрых кусков, переходящих в среднетемповый кач. Но вот с кем бы я не стал сравнивать Grace Disgraced ни на каком этапе их развития, так это Arch Enemy. При всём колоссальном количестве, казалось бы, внешних сходств, музыка шведов совершенно иная – намного более простая, прямолинейная и безыскусная.
Но вот более брутально-ортодоксальные раскаты “Part Of The History” своим зверским гитарным скрежетом вновь напоминают классический Death, который теперь уже, вне всяких сомнений, является частью истории, к чему, впрочем, на всех парах стремятся сейчас и амбициозные прогрессив-дэт-ортодоксы из Grace Disgraced, но и в этом треке не обошлось без сюрпризов – ближе к завершению композиции слышится нечто подобное риффам Шульдинерского “Together As One” с приснопамятного “Human” – действительно часть истории, умело и филигранно встроенная в композиционную канву этого трека.
Завершает альбом шикарная полуинструментальная вещь “What Hide The Woods Of Gevaudan” со множеством разноплановых и разнотемповых кусков и снова вернувшимися “трубами апокалипсиса”, которые так удачно дополняют у Grace Disgraced традиционный дэтовый стафф и чистоголосые вставки, напоминающие Сабину Классен и её незабвенный Holy Moses, а задумчивые гитарные переборы как нельзя лучше подводят итог этому шедевральному релизу.
Grace Disgraced давно стали культом среди любителей техно-дэтовых дел, и если вы хоть немного в курсе того, что происходит на современной российской дэт-метал-сцене, то наверняка уже приняли и полюбили этот в высшей степени достойный коллектив, ибо любить его есть за что. Скажу даже больше: со времён Merlin и Hieronymus Bosch я не встречал столь прекрасной и убедительно техничной команды. И мне тем более радостно, что во главе Grace Disgraced и всей их мудрёной философской концепции стоит девушка, которая действительно способна думать и творить в стиле дэт, а не просто быть лицом и голосом брутальной группы.
Давно известно, что наши народные массы больше любят и предпочитают то, что попроще и полегче для восприятия. Техно-прог-дэт никогда не был фаворитом в российских глубинках и весях, и это жаль. Как бы там ни было, мне очень хочется надеяться на то, что глубокий месседж “Lasting Afterdeaths” не пропадёт и не сгинет всуе, а найдёт-таки своего благодарного слушателя и будет любим, чтим и востребован. Потому как совершенно заслуженно и адекватно.
Алексей "Astarte Eel" Иринеев