30-12-2015 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Second To Sun – занимательная и категорически интересная российская группа, в состав которой входят гитарист/бас-гитарист Владимир Климов-Лехтинен и барабанщик Фёдор Боровский. Дуэт исполняет инструментальную тяжелую музыку, стиль которой довольно сложно определить однозначно, так как здесь друг с другом граничат и друг на друга наслаиваются black (и post-black), progressive, avant-garde и ethno (что в совокупности даёт эдакий tribal metal). Но точное и исчерпывающее определение нам сейчас и не нужно, так как сегодня наше внимание будет сконцентрировано не на стилях и шаблонах, а на самобытном музыкальном самовыражении, которое отражает не много не мало саму реальность, а создатели этой глубокой и нестандартной звуковой формы, не смотря на кажущуюся ироничность, подводят к своей музыке весьма серьёзный философский базис. Обо всем этом, а также о многом другом нам расскажет сам лидер группы Владимир Климов-Лехтинен.
- Здравствуйте, Владимир, представьте пожалуйста свою группу читателям.
Привет всем! Мы Second To Sun и мы самая молчаливая метал-группа на свете.
- Что означает название Second To Sun?
Достаточно банально, на самом деле. На нашем лого можно легко обнаружить октограмму (она еще называется аусеклисом, восьмиконечная звезда). В геральдике октаграмму называют карельской звездой либо финской звездой, так как она используется в народных орнаментах у финно-угорских народов как знак возрождения и путеводности, символ славы и света. Очевидно, наши предки рисовали прообраз этой этой звезды с планеты Венера, с утренней звезды. А Венера вторая планета от Солнца, так что всё достаточно банально, на лого у нас название группы, а название означает аусеклис в несколько завуалированном виде.
- Параллели к 30 Seconds To Mars прослеживаются случайно или это было задумано намеренно?
Вообще не слушал никогда творчество этой группы и мне в целом не очень-то приятны сравнения с этим коллективом. Насколько я знаю, кто-то из наших фанов даже удостоил за эти сравнения своего приятеля просветляющим ударом по светлой головушке. В принципе, неудивительно, наша музыка так же далека от 30STM, как мы от них.
- Как бы Вы могли охарактеризовать музыку Second To Sun? Что она несет слушателям? Для каких людей ваша музыка?
Мы делаем музыку о реальности и для того, чтоб люди знали, что эта реальность, да, она иногда очень страшная, но она рядом. Люди постоянно обращают внимание на риторику западной культуры: вот Фредди Крюгер, вот Граф Дракула, а вот Интерстеллар. Безусловно, это круто, но в России есть всё свое и для легенд о вампирах достаточно посетить республику Марий Эл, а не ехать в Румынию. Хотите трагедию? Вот вам Мултанское дело. У нас есть свои мрачные истории, есть свои герои, особенно их много у финно-угорских народов, которые по сути являются своеобразным аналогом американских индейцев в нашей стране и именно эти темы берутся в музыке STS за основу. Мне они близки и родные, поэтому делать треки на такую тематику вполне логично. Британцы используют кельтов как символизацию мрачности и красивой первобытности, так что нам тоже можно попробовать. Кроме того, наша музыка не субкультурная, я считаю, что тема музыкальная должна быть первичней визуальной: татуировки рукавами, пирсинг, это все замечательно, но музыка важнее. Короче говоря, темы, которые затрагиваются в музыке и сам её тренд, это, не хотелось бы пафоса, но думаю, достаточно его нагнал… наша музыка это импортозамещение, и с учетом двух недель в топе российского Google Play и ITunes по тегу “метал” рядом с такими огромными командами как Amatory и Эпидемия, порой кажется, что оно удалось. То же самое с экспортом, наша музыка ещё и экспорт: в США нас слушают, нас слушают в Норвегии, в Швеции, в Финляндии и они понимают, что в России тоже есть целый мир, пусть даже скрытый от всей планеты Земля, в силу ряда определенных причин. Для финнов это вообще шок, судя по всему, узнать, что в России есть метал.
- Что вы думаете о таком музыкальном определении, как tribal metal? Как вам кажется, применимо ли это понятие к вашей группе?
Это очень круто. Мне очень нравился в детстве, да и сейчас нравится, Sepultura и Soulfly. Это понятие к нам абсолютно применимо.
- Почему вы решили в своей музыке использовать именно инструменты финно-угорских народов? Почему именно финно-угры?
Потому что я сам финно-угр, карел, если точнее. А музыку просто делаю про то, что близко, как сказал ранее. Всё достаточно банально, как и в случае с логотипом.
- А что за инструмент, похожий на балалайку у вас используется?
Это она и есть. Кроме того, на альбоме звучит кантеле, крезь, сангвылтап, кюсле и много чего еще. Очень много народных инструментов. Обратите внимание, как они появляются в треках: это совсем не то же самое, как в фолк-метале. К слову говоря, критически не переношу этот стиль.
- По вашей группе ощущается, что для вас это нечто большее, чем просто музыка. Расскажите, что для вас есть музыка.
Самореализация и изобразительное искусство одновременно. Музыкальное художество. Конечно, оно не всем обязано нравиться, оно отдаёт нездоровой поехавшестью, у нас много элементов взаимоисключающих, например брейкдауны а-ля Attila рядом с Immortal-овским классическим бласт битом, но мне нравится так делать.
- В настоящее время Second To Sun – это дуэт. Планируете ли вы в будущем расширять состав группы или вам достаточно двух участников? С какими людьми вы можете работать? Что должно объединять участников группы?
У нас еще есть художник из Белоруссии, Олег Зеленкевич, мой друг и нереально талантливый человек. Двух участников сейчас вполне достаточно. Что касаемо работы и моей стези звукорежиссера/продюсера: работать с теми, кто любит работать, а не спрашивает “что делать?”. Опыт Дмитрия Демьяненко из Shokran, Антона Рогова, Кирилла Тейлора, латвийцев из Stagnant Project демонстрирует, что это вполне возможно. Хотя с молодыми, только что вылупившимися исполнителями сотрудничать тяжеловато, честно скажу.
Общение, только оно может объединять.
- В 2015 году Second To Sun выпустили новый альбом, расскажите, в чем особенность и отличие этого альбома? Какова его концепция? Оправдал ли результат ваши ожидания и ожидания ваших фанатов?
“The First Chapter“ это семь самостоятельных композиций, у каждой свой арт и своя сложная история, с которой каждый может ознакомиться у нас в сообществе. Концепция построена исключительно на реальности, что нас окружает и на богатой истории. Хотя, местами есть что-то из области городских легенд, например композиция Virgo Mitt, о эстонском фермере, что вырыл у себя в колодце НЛО. Очень забавный трек, кстати, после Red Snow самый прослушиваемый.
Судя по реакции фанов на альбом, оправдал ожидания на все сто. С моей точки зрения – я уже работаю над следующим релизом, назад не смотрю. Хорошее там или плохое.
- Как вы оцениваете выход на первую позицию в метал-чарте Google Play? Каково с такой сложной музыкой оказаться на первом месте?
Мне сложно сказать. Часто музыканты у нас ноют, мол “музыка не продается”. Это достаточно странное утверждение, может стоит начать музыку играть, а не для друзей пилить два-три упражения? У нас вот продается. Да, у каких-то чуваков, живуших в хрущевках, продаётся, а у великих музыкантов с ламповыми усилками почему-то нет. И оценивать тут даже не нужно, с учетом того, как пополняется фан-база, мне кажется, что всё идет само собой. Как уже говорил, наша группа не субкультурная и мы избавились от самого тяжелого для восприятия элемента, то есть вокала. Так что с попаданием на первое место благодаря фанам, которым спасибо и которых нас нереально активно поддерживают, к нам еще и присоединилась огромная аудитория фанатов тяжелой музыки по всей России и даже обычных людей, которые, скорее всего, в первый раз вообще послушали тяжелую музыку. Мне не раз писали такие темы в личные сообщения, мол “раньше не мог слушать, там стоит какой-то ор, а у вас все так красиво и мрачно”. По-моему вот такие мнения куда ценнее, чем тысяча продаж в GP.
- Сейчас у многих медведь ассоциируется с современным патриотизмом и неонацизмом, есть ли связь между обложкой альбома и этим явлением? Что вы в целом думаете о патриотизме?
Нет, мы не лезем в патриотические дела, патриотизм это политика, наша музыка это искусство и она идёт из головы, а не из плаката “Путин – наш президент!” или криков в Сети о том, как всё в России плохо. К сожалению для многих, медведь на обложке это всего лишь параллель с хозяином леса и самым могучим животным России. Этот элемент понятен всем во всем мире и именно поэтому он у нас на обложке. И в нашей стране душу греет, и в Австралии сразу людям ясно: “О, медведь на облоге! Да это же сто процентов из России!”. Никаких шапок-ушанок с балалайкой и водки на велосипеде, только реальность. Или медведя с водкой на велосипеде. Короче, надеюсь, что ясно выразился.
- А что насчет религии? Вы религиозный человек? И как ваши взгляды находят отражение в музыке?
Нет, я абсолютно не религиозен, хотя крещеный, увы. С моей точки зрения религия это интимные вопросы и вообще, открыто о ней говорить нельзя. Это слишком глубоко, слишком серьезно… Однако, между логикой, законом и религией выбор в моей случае падает на первые два пункта.
- Шаманизм – это религия для Вас?
Нет. Но элементы традиционных верований у нас присутствуют, как и христианские элементы на первом альбоме. Нужно правдиво атмосферу передавать. Марийцы – последние язычники Европы, только представьте! Зачем возводить их в абсурд Ра, ариев, Задорнова и прочего сумасшествия? Мы показали все как есть: вот есть рощи Кюсото, вот традиционная мелодия “Солнце восходит” в начале "Spirit Of Kusoto". Но при этом никаких оскорбительных тематик, рассказов про “истинную веру предков”, призывов к жестокости. Финно-угры мирные, терпеливые и творческие народы и смысла обращать это в религиозный уклон, как в классическом блэке, не вижу, что бы они там (блэкстеры) не преподносили под музыкой.
- У Second To Sun на подходе новый сингл, и группа анонсировала, что он будет посвящен инциденту, произошедшему в Карелии. Почему именно такая тема была выбрана, быть может, есть какие-то параллели?
Фанаты давно требуют от меня абсурда, как на первом альбоме. Полеты к звездам в холодильнике, Ариадра “посланница небес”. Решил все-таки эту тему углубить в сторону современной концепции творчества. Новый трек будет очень абсурдным, поверьте. Передать атмосферу алкогольного опьянения и мнимый героизм музыкально мы старались два месяца. Надеюсь, у нас получилось и скоро вы это услышите.
- Расскажите пожалуйста, как происходит написание песен, может быть, это заранее заготовленные планы на будущее, или, напротив, только что пришедшее вдохновение?
Совершенно спонтанно, но после этой спонтанности начинается кропотливая работа. Другой методики пока что не выработалось.
- За каждой песней у вас стоят определённые исторические факты, определённая история. Что для вас история?
История, это то, что было. При углублении в неё, мы получаем опыт и что-то еще. Для меня это “что-то еще” вдохновение.
- Что думаете об историческом и современном язычестве, историческом и современном христианстве?
Если это язычество настоящее, как у марийцев или мордвы-эрзи или мордвы-мокши – это нормально. Эти народы тысячи лет так жили. Нас, карелов, рано крестили, но опять же – с тех времен многое сохранилось. Но если язычество это повод для ненависти, рассказов о “истинном”, оскорблений, ругательств и разбирательств, насилия, ничего хорошего в этом не вижу. Так же и с христианством. Религия нужна для того, чтоб человек был духовно подкован и мыслил, а не запрещал, насиловал, принуждал и указывал.
- Крещение Руси было фатальной исторической ошибкой?
Каверзный вопрос. Вот мои приятели, блэк-металлисты из Польши, сами знаете, что ответили бы, да? Ладно, если без клоунады – это огромное количество смертей и уничтожение массы народов. Но с другой стороны, цивилизационный прогресс. Так что однозначную оценку дать тяжело.
- Насколько вы отождествляете себя со своей музыкой?
На все сто процентов. Наверное поэтому отвечаю на ваши каверзные и хитрые вопросы, хахах
- Second To Sun – это просто хорошая музыка для удовольствия или что-то ещё?
Ни то и ни то. Это музыкальные картины или книги. Для удовольствия можно в спортзал сходить, а хорошей музыки полно везде и без нас.
- Удается ли вам полностью реализоваться в музыке? Занимаетесь ли вы еще каким-нибудь творчеством?
Нет, я только музыкант, звукорежиссер и продюсер. Но если честно, порой хочется устроиться в какой-нибудь музей работать. Да, чтоб посмотреть на экспонаты и еще десяток песен написать, абсолютно верно.
- Какие группы вам нравятся? Какие стили? Какой сцене отдаете предпочтение – отечественной или зарубежной? Что думаете о таких коллективах, как Ajattara, Montes Insania, Ethir Anduin, Shiva In Exile, Betray My Secrets?
Мне нравится блэк-метал и… сейчас открою Itunes… вот что сейчас слушаю: Malvery, Ludovico Einaudi, Blaine Rohmer, Sectorial, Elderwind, это последние пять исполнителей. Ajattara… кажется общался с Паси Коскиненом, очень жаль что группа распалась, звучало интересно. Montes Insania это круто, Ethir Anduin кажется нереально что-то олдскульное и явно не мое. Shive In Exile это боги, Betray My Secrets это вроде бы какое-то отношение имеет к Darkseed, но так и не послушал эту банду.
- А как насчёт Dead Can Dance?
Отцы.
- Фолк в чистом виде влияет на Вас? Может быть Tenhi и Hedningarna?
Ни первое ни второе это не фолк в чистом виде, а очень интерпретированная музыка. Мне нравится Кантеле, Nest и всякие этнические записи прямо из деревень, даже советские. Это куда аутентичнеее.
- Не ожидается ли в будущем усиление фолковых мотивов в Вашей музыке?
Нет, мне хватает этнического.
- Как бы Вы могли определить различие этно и фолк-музыки?
Этническая музыка – это музыка, которая адаптирована под стандарт мировой культуры, которая использует элементы тех или иных народов как почву для творчества. Фолк это уже геронтофилия, в некотором смысле. То есть попытка в 21-м веке спародировать то, что было в 19-м, и довольно часто не имеющая отношения к настоящей фолк-музыке.
Городской человек не сможет передать атмосферу поселения индейцев, верно? Но заимствовать их темы и передать их с упором на мировую культуру может. Не стоит клоуничать и наряжаться в индейца, если не индеец. Это лишь вызовет смех у вождя племени.
- Second To Sun скорее стоит отнести к агрессивной и мрачной музыке. А что насчет вас в обычной жизни? Какой Вы человек?
Оу… я интроверт и люблю свою семью. Увы, но моя музыка это лишь частичное отражение меня, как у Копполы и есть искусство, в первую очередь. К сожалению я не агрессивный человек, а вот насчет мрачности, это вполне вероятно.
- Чем группа планирует в дальнейшем радовать своих поклонников? Какие ожидаются сюрпризы?
Просто следите за новостями. Будут кавера на отцов и новые вещи. Нас окончательно унесет в две крайности – блэк-метала и мелодичного хардкора.
- Спасибо за интервью!
И Вам спасибо!
Алексей "Astarte Eel" Иринеев