ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы А.П. "Потребность в эволюции"

30-05-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
А.П.
Релиз
“ПОТРЕБНОСТЬ В ЭВОЛЮЦИИ"
Год
2021
Стиль
Thrash metal / groove metal / hardcore
Лейбл
IROND / MOLOT
Страна, город
Россия, Пермь

Концепцию новейшего альбома этой пермской группы лучше всего характеризует его название, и в нём же содержится краткая история приключений коллектива за 10 лет его существования. Прошли те времена, когда их диски присылали мне Satanath Records и Symbol Of Domination, минули смутные деньки selfreleased-странствий со сплитами 2019 года, и вот перед нами возвращение блудных могикан со своим новейшим полноформатником, за издание которого взялся самый громкий и неоднозначный из отечественных лейблов, а именно Irond.

Впрочем, без многострадальности и казусов всё равно не обошлось. Изначально альбом “Потребность в эволюции” вышел в 2020 году, его второе пришествие под эгидой Айронда состоялось лишь год спустя, и только сейчас он добрался, наконец, до меня, пробившись, наконец, через сумасшедшую мясорубку горячих новинок и требующих внимания релизов. Что это если не хождение по мукам и не семь кругов сами знаете чего, но нет – уже первые аккорды данного лонгплея убеждают меня, что всё было не зря, и эволюция А.П. таки совершилась.

«Всё по андеграунду» – любят повторять участники группы, и к их музыке данное утверждение тоже очень даже относится, однако в данном случае всё-таки обошлось без лютого подвала, а описать то, что они делают, можно было бы как рваный, неопрятный, норовистый и достаточно сырой трэш-грув с предельно грозным, утробным и… российским вокалом. Подобные песни мы привыкли слушать у Схоластики, Гробовой Доски и Кроноса, и можно было бы, не долго думая, засунуть и А.П. на ту же самую полку, но мне этого не даёт сделать их отношение к инструменталу.

Их материал действительно достаточно техничен, нелинеен и интересен, а то и дело в сплошном крошеве риффов проскакивают весьма неплохие мелодии, бриджы, басовые соло и даже новаторские идеи. За их инструментальной работой интересно следить, их гитарная агрессия приковывает к себе слух и гипнотизирует ухо, ну а хрип и рёв, которые они пытаются выдать за вокал, можно воспринимать просто как забавную претензию на оригинальность, вроде фишек и курьёзов французов из Asshole или намёк на свою автономность по отношению к другим жанрам.

Обложка альбома, конечно, настораживает (мне в первые секунды на автомате вспомнилась детская пионерская песенка про солнечный круг и небо вокруг), но это ещё одно свидетельство креатива и особого подход апэшников к своему нелёгкому делу. Нет клише и шаблоном – как бы заявляют они уже своим артом. А я никогда не любил Гробовую Доску, отчаянно плевался ядом и копотью в адрес Схоластики и со скепсисом смотрел в сторону групп вроде Огненного Шторма, но А.П. мне нравятся и действительно кажутся интересными и достойными видами на нашей сцене. Они другие. Да и играют в общем-то совсем другое, по-другому и с другими целями.

И я бы говорил о них всё-таки не в ряду Кроноса, Измены, Crazer или Кувалды, а в категориях Acid Reign (вспомните, как иронизировали критики по поводу «неприглядно фальшивящего» Эйча), Nuclear Assault (не ругал их концерты, кажется, только слепой и глухой), Cro-Mags, Agnostic Front и всё тех же Asshole. Перед нами старый добрый трэш классического фирменного розлива, но подаётся он с изрядной долей хулиганства, небрежности, панка и стёба. Как Macabre, но не так радикально, как D.R.I., но не настолько суетливо и разнузданно... Металкор? Его здесь совсем чуть-чуть, и он не портит кашу маслом, а всем правит на диске мощный среднетемповый грув-трэш с изобретательным риффингом и новаторскими задумками в плане средств и содержания.

Из-за особенностей вокала можно было бы назвать музыку группы сумрачной, угрюмой и военизированный, и кое-кто из рецензентов даже причисляет современных А.П. к трэш-дэту. Ну что ж, нечто схожее с долбёжкой Asphyx и Loudblast у них, определённо, присутствует, однако любовь музыкантов к теории хаоса в плане гармоний и композиции ведёт А.П. ещё дальше и порой выводит группу далеко за пределы просто панка и просто раздолбайства, куда-то туда, где обитают шаманы, звёзды и чуть ли не трайбл-мотивы (“Пробуждение”, “Реинкарнация в червей”).

Хороший, в меру классически-ностальгический звук, интересные тексты, креатив и продуманность буквально во всём и практически “от” и “до” и до мельчайших мелочей, а на сладкое кавер на “Войну” Общественного Раздражителя. Вкусно, разнообразно и со взрослой уверенностью в себе и в своих силах - участники этого трио смогли окинуть аналитическим взором все свои самые удачные фишки, суммировать их и снабдить интересными соло, чтобы выдать в итоге настоящего музыкального хамелеона на стыке трэша, грува, хардкора, панка и чистой экспериментальщины.

“Потребность в эволюции” – смелый и экспериментальный альбом, и в каком-то смысле он даже сравним с классикой OLD и Crowbar. Здесь и речитатив-привет Biohazard в “Держать ответ”, и переложение в грув стихотворения Маяковского в “Нате!”, и начало альбома с инструментала, и поющая чаша-караталы-варган, воспринимающиеся почти как электроника в “Пути одиночки”, и упоминавшиеся уже выше шаманские мотивы в “Пробуждении” и в “Реинкарнации в червей”, а итог закономерен – техничный и продуманный тяжеляк в духе “no trends” для гурманов, уставших от проторенных дорог и предсказуемых риффов.

Наверное, лучшего подарка самим себе на десятилетие творческой активности, чем этот альбом и последовавший за ним размашистый тур по всей российской географии трудно себе представить, и, похоже, сами А.П. тоже считают именно так. Пусть их материал очень даже на любителя и слабые духом вряд ли смогут и захотят слушать подобное (а понять и распробовать до оснований всё это смогут лишь единицы), олдовые приверженцы чада, копоти и угара в традициях экспериментаторов вроде OLD и Crowbar, тем не менее, будут, похоже, на седьмом небе от счастья от такого прямого, искреннего и интересного релиза. Что ж, пусть будет пять из пяти, но с оговоркой: нужно слушать внимательно и не единожды.