23-08-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Этот легендарный коллектив, стартовавший в Магадане ещё в начале 1990-х и предводительствуемый по сей день своим бессменным лидером и основателем Яном Федяевым (The Lust, GOOT, Tartharia, etc.), исполняет весьма интересную музыку, которую очень сложно описать, да и вообще вряд ли стоит описывать словами. Подобно нынешним Megadeth, “диссекторы” играют нечто очень самодеятельное и авторское, о чём легче и правильнее всего было бы сказать “Dissector – это Dissector”, а распробовать лучше под хорошее крафтовое пиво.
Альбом 2017 года стал особым и переломным для группы. В разгар работы над пластинкой безвременно покинул наш мир давний друг Яна и Олега Андрей Глухов, в связи с чем название релиза, да и сам диск приобрели глубокий экзистенциальный смысл, пропитавшись почти физически ощущаемым чувством потери. Диск имеет впечатляющий чёрно-белый арт и предельно претенциозно смотрелся в виде дигипака, тираж которого на данный момент полностью распродан, а ему на смену давно вышел вариант в стекле с дополнительным бонусом.
Англичане из Metal Mag отметили присутствие на альбоме элементов энергетики (“power”) таких групп как Sabaton, и Dissector не преминули указать в описании своего сообщества ВКонтакте о влияниях трэш-пауэра на свою музыку, однако не спешите принимать данное утверждение как указание на трэш-пауэр таких групп как Metal Church, Meliah Rage и Morgana Lefay – Dissector куда более основательны, сумрачны и меланхоличны; если с кем-то их и сравнивать сейчас, то скорее с Rage или с экспериментальной эрой Kreator времён “Cause For Conflict” и “Endorama”.
Мелодии, атмосферность, плотный трэшевый риффинг и окологотическая мечтательность навроде той, что отличала Paradise Lost времён “One Second” присутствуют практически в каждом треке с “Loss”, однако их процентное соотношение друг с другом заметно варьируется от композиции к композиции, и если открывающий пластинку номер “We Are The Voice” предельно мягок и эпичен, спешащая ему на смену “The Architect” в плане инструментала намного более напориста, ребриста и шероховата, вызывая ассоциации с апокалиптическим трэшем.
Вокал Яна на альбоме кажется каким-то разреженным и почти призрачным. Все те же самые знакомые поклонникам Dissector интонации без толики сомнения узнаются и угадываются даже когда вокала ещё и нет в помине, а звучат одни только инструменты, но когда он всё-таки выходит на сцену, кажется, будто Ян вещает из какой-то забаррикадированной горной пещеры, где попутно ведут оживлённую беседу друг с другом обитатели этой самой пещеры – свирепые лесные тролли.
Вокальные партии диссекторов эпохи “Loss” действительно сложны, полифоничны и многогранны: Ян то стенает и жалуется, то с жаром убеждает и гневается, то зовёт куда-то и сулит несметные кары и беды незримым супостатам-неприятелям, и всё это в рамках одного трека (взять хоть “The End”) и с такой драматической страстью и жизненной натуральностью, что остаться в стороне на самом деле непросто. Даже такие простые считалочки-рифмовки, как припев “Pay” Ян исполняет с такой многострадальной глубиной, что в ней реально тонешь.
Как я уже говорил, описывать музыку Dissector с помощью слов – тухлое дело, однако у меня по мере прослушивания рецензируемого компакта родилась ещё одна вербальная ассоциация. Dissector – это готик-дум в духе Paradise Lost, Cemetary, Tiamat, Sentenced, Theatre Of Tragedy и т.д, но исполненный холериками, исполненный на предельных скоростях, с пылом, с жаром и вообще так, что гвозди отлетают от стен, а штукатурка сыплется на буйные головы будто густой январский снег. “Loss” – это почти что сентенседовский “Crimson”, но утяжелённый и затрэшёванный до дэта.
Как когда-то Slayer сыграли свой “Seasons In The Abyss” на записи в три раза быстрее, чем то было задумано, так и по ходу прослушивания меня всё время неотступно преследовало чувство, что вокалиста и композитора буквально разрывают на части противоречивые стремления, боль, грусть, тоска, вина, желание что-то делать (и делать побыстрее, сию минуту, сию секунду, делать отчаянно, спешно и энергично), что его состояние и внутренний эмоциональный градус практически соответствуют адским мукам грешников со средневековых гравюр.
Диск так раскочегаривается к середине, что “Pieces Of Heart” и “Spark” буквально сочатся энергией и огнём, и всё это на фоне меланхоличных, а порой и почти флегматичных, словно медитативно обращённых внутрь себя риффов и какой-то злобной созерцательности. Именитые гости из Rage и Angelcrypt подбавили в этот жаркий котёл по красивой соло-партии, но кипящее варево “Loss” ничего не потеряло бы и без них. Подобные настроения действительно можно найти в пауэре, но не у Sabaton и не у Metal Church, а у групп вроде Helstar, Sanctuary и Nevermore.
Современный метал (да и не современный тоже) – это по большей части музыка личностей. По-настоящему интересно слушать, как правило, не столько набор удачных риффов и соло, сколько целостный концептуальный метал-ураган, за создание которого отвечает человек, который чувствует, думает, понимает, за словом в карман не лезет и обладает такой харизмой, что в его присутствии вянут цветы, а крышки с пивных бутылок взлетают как пробки шампанского. Ян Федяев именно такой человек, за это я ручаюсь, и его музыка сильна и самобытна – за это я ручаюсь тоже. Отличный альбом, преисполненный боли, настоящих эмоций и откровений.