ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Схоластика "Солнце на ладони"

17-08-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
СХОЛАСТИКА
Релиз
“СОЛНЦЕ НА ЛАДОНИ”
Год
2020 (2016)
Стиль
Thrash metal / groove metal
Лейбл
WINGS OF DESTRUCTION
Страна, город
Россия, Брянск

Брянская группа Схоластика играет в точности тот вариант трэша, который я совершенно не люблю: ни капельки не олдскульный, совершенно не интеллектуальный и абсолютно прямолинейный и топорный. Добавьте сюда тексты, которые написаны так, что не знаешь, то ли смеяться, то ли плакать, и у вас не останется сомнений, что эта рецензия будет тотально разгромной. Но нет, четыре из пяти звёзд чуть выше это не ошибка и не опечатка. Я рецензирую релизы этой команды уже второй раз, и уже во второй раз ловлю себя на мысли, что просто физически не могу поставить Схоластике что-то ниже четырёх. А ведь я даже ни разу не был на их концертах! (Если верить очевидцам, добравшись до аппаратуры, ребята ведут себя не как Nuclear Assault, по поводу гигов которых критики только плевались, а с точностью наоборот).

Своё начало команда берёт в самом начале 90-х и по идее вполне могла бы играть хороший олдовый стафф 80-х, но делает всё совсем иначе, стараясь быть моднее, современнее, энергичнее и следовать в русле того трэш-грува, который так впечатлял в 90-х группы вроде Overkill. После переиздания альбома 2013 года “На Абордаж!” эстафетную палочку у More Hate Productions перехватил великолукский Wings Of Destruction и представляет нам сейчас ещё один поздний раритет “схоластов” – альбом 2016 года “Солнце на ладони”, который получил новую обложку и материализовался в виде серебристого лазерного кругляша. Трек-лист альбома никаких изменений не получил, и перед нами всё те же двенадцать треков с кавером на сепультуровский “Against”, но с переводом названий песен на международный английский, правда без бонусной секции, которая присутствовала у оригинального самиздатовского релиза 2016 года.

Материал Схоластики – это грубоватый и довольно неповоротливый русскоязычный трэш для металхэдов в возрасте, которые любят поздних Мастер, Дай, Железный Поток и поздних же Exodus, Pantera и Sacred Reich. Лично я считаю данный жанр по определению мёртворождённым, бесперспективным и тупиковым (если ты не Pantera и не Overkill, сделать что-то по-настоящему впечатляющее в данном направлении будет не так просто, а российский грув-трэш на меня всегда нагонял особое уныние), однако тот энтузиазм, с которым Схоластика играют свой материал волей-неволей заставляет обратить на него внимание. Точнее, когда слышишь, как настойчиво и убеждённо они дёргают струны и колотят по барабанам, начинаешь думать, что лучше пойти по пути наименьшего сопротивления и честно постараться вникнуть во весь этот аудио-беспредел.

Называть такое олдскулом у меня язык не поворачивается (для меня олдскул – это исключительно 80-е, а то, что было в 90-х и те стандарты, на которые ориентируются Схоластика, это просто шумный, какофоничный и не особо прицельный российский трэш 90-х), но сейчас в 2020 году это уже действительно почти олдскул. Относительный олдскул для тех, кто с теплом и ностальгией вспоминает времена “Maniac Party” и “Виновен тем, что жив”, а вот тексты группы заслуживают особого разговора. Как заявил на страницах 29-го HELLZ ZINE уважаемый Тиран, лирика Схоластики незамысловата, но не глупа, и я с этим согласен. В каждом треке действительно есть своя жизненная история, свой смысл и своя фабула (а кое-где даже мораль как в баснях И.А. Крылова), но написаны эти сюжеты на языке слесарей-сантехников, и в этом специфика.

Научившись плохому у Pantera, “схоласты” не стесняются ввернуть в свои песни крепкое матерное словцо, жёстко и “по чесноку” высказаться по всем интересующим их темам, а в качестве бесплатного бонуса никогда не прочь запустить вдогонку мощным риффом и грубоватым соло. Мужская музыка для настоящих мужчин или лучше так – для настоящих адовых мужиков. Слушать и котировать такое наверняка без вопросов будут те, кто не привык к сантиментам, любят всё делать быстро, чётко и основательно, а телячьи нежности не приемлет ни в каком виде. Авторы явно воспринимают трэш как музыку заводов, столярных мастерских и настоящих мужских дел, а в любой непонятной ситуации поступают как герой фильма “Мастер” (вариант: как персонаж с обложки пантеровского “Vulgar Display Of Power”): минимум фантазии, максимум – напора.

“Солнце на ладони” – это далеко не Pantera и не Exhorder, и уж точно не Overkill. Хотя по задору и по энергетике Схоластика всеми силами стараются дотянуться до своих кумиров, специфичность и приземлённость их идей тяжкими свинцовыми каплями прибивает их треки к земле, а тексты падают сверху обрушившимся балконом. Кому-то только этого и надо, но сравнивая диск хотя бы с бразильским MX и их последним лонгплеем “A Circus Called Brazil”, я могу сказать только одно: “схоласты” топорны и беззастенчивы как… Адовый Мужик. Пожалуй, название группы – это действительно самое неудачное, что есть у этой группы, поскольку оно ни капли не отражает содержание их композиций, а вот если бы команда называлась каким-нибудь Адовым Мужиком, Суровым Пьяницей или Гордым Слесарем, это было бы куда лучше и правдивее. Аутентичнее.

Я действительно думаю, что Схоластика – это не предел мечтаний даже в конкретно-взятом жанре ностальгического трэш-грува 90-х, где старички-бразильцы из MX легко дают им фору и обходят на повороте, да и тексты у ребят действительно очень на любителя, но в своём роде “Солнце на ладони” тоже неплох. На любителя. Поскольку я такую музыку и такие тексты никогда не любил, критиковать и оценивать как-то творчество брянских злыдней сейчас тоже не могу, а ставлю 4 из 5 исключительно за их слаженность, задор, драйв и энергетику. При всём моём недовольством почти отсутствующим разнообразием и неприятием лирического подхода команды, отрицать то, что рубят участники команды мощно, слаженно и энергично не представляется возможным, а в данной жанровой категории это обстоятельство по определению является одним из ключевых.