ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Evilnox "When Old Legends Come To Life"

02-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
EVILNOX
Релиз
"WHEN OLD LEGENDS COME TO LIFE"
Год
2019
Стиль
Ambient / dungeon synth / epic folk / medieval
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Краснодар

Наверняка у каждого по поводу словосочетания “злая ночь” будут свои особые и возможно даже интимные ассоциации, но сдаётся мне, объективно самая злая ночь в году случается аккурат 22 июня – именно в этот день солнце маячит на небосклоне дольше всего и старается пробыть там как только можно дольше, а появиться поутру рекордно рано, и ночи-владычице не остаётся ничего другого, как тихо шипеть у себя за холмами, злобствовать и скалиться из сумрака на распоясавшееся светило. Вот, кстати, и пишу я эту рецензию на очередной релиз замечательного отечественного one-man-проекта Evilnox как раз в эту самую “злую ночь” 22 июня, когда на всё про всё у меня ночного времени суток где-то около пяти часов (с десяти вечера до трёх утра).

И слушать материал Злой Ночи и её новейшего полноформатника (который, кстати говоря, стал уже двадцать девятым по счёту релизом в обширной дискографии проекта!) “Когда оживают старые легенды” определённо лучше ночью – аутентичнее, и впечатления будут куда ярче и живее. Средневековый эпик-фолк Evilnox на своём актуальном диске звучит ещё эпичнее и торжественнее чем раньше, а едкие народные инструменты с такими же едкими народными мелодиями, будто взятыми прямиком из времён Шпренгера и Инститориуса, напоминают не только In Extremo, Dargaard и Summoning, но и аутентичный средневековый фолк, который пробовали и пробуют исполнять такие коллективы, как Avis Dei, Aurora Borealis и Clan Lir.

Хотя той самой средневековой аутентичности на “When Old Legends Come To Life”, пожалуй, даже больше, чем в оригинальных произведениях данной эпохи. Автор, мастермайнд и единственный участник Evilnox, скрывающийся за псевдонимом Rux Minn, кажется, так проникся романтической интерпретацией эпохи рыцарства и инквизиций, что превзошёл сам себя в сочинении музыкальных зарисовок для этой великой и прекрасной, хоть и безмерной тёмной (в том числе далеко не в самых возвышенных и концептуальных смыслах) поры. Треки с “When Old Legends Come To Life” звучат настолько торжественно, правдиво и реалистично, что перед глазами на самом деле уже очень скоро начинают плыть стройными рядами призраки прошлого в начищенных до блеска доспехах, а стилизованная чёрно-белая обложка только подливает масла в огонь и довершает эту музыкально-иллюстративную идиллию.

Для пущей солидности, правдивости и полноты погружения в предмет, каждый из девяти присутствующих на пластинке треков имеет свой собственный порядковый номер в виде римской цифры, а открывающая диск “I: Cold Breathe Of Battle Wings (Prologue)” полна вороньего грая и звуков скрещиваемых на поле брани кладенцов пополам с криками идущих в наступление воинов, а также насыщена очень неплохим, хоть и фоновым безвокальным женским пением в духе Hagalaz’ Runedance. С таким прологом вариантов уже не остаётся никаких и самое время с головой нырнуть в мир доблести, славных битв и жестоких тиранов, что и на самом деле очень вовремя было бы сделать уже по ходу звучания следующей вещи “II: March Of Cursed Spring”, которая порадует нас оперным женским вокалом, маршевыми перестуками перкуссии и нежными эмбиентными колокольчиками.

Всё очень просто и доходчиво на нынешнем альбоме Evilnox, но от этого он не только не теряет своего очарования, а напротив как будто даже приобретает какую-то особую магическую привлекательность: супрематизм на то и супрематизм, чтобы из простых и подручных синтезаторных средств слепить в итоге такую конфетку, которая поразит даже Мусоргского, Рахманинова и Мортииса, с которым Rux Minn даже выступал на одной сцене в минувшем 2018 году,, заставив в бессильной досаде рвать на голове волосы и судорожно хватать себя за бороду: всё же было так просто и близко, но почему до этого не додумался я сам?! Именно такова “III: Under The Forest Moon”, где простенькие менестрельские переборы арфы и переклички духовых слагают свою собственную безмолвную историю, не нуждаясь в голосах и словах.

Повествовательные отрывки и маршевый бит ударных в “IV: Midnight Opposition” наверняка многим напомнят Haggard и их соответствующие средневековые изыскания, а солирующая флейта каким-то совершенно парадоксальным и чудесным образом привносит в эту вещь отголоски сборников в духе “Музыка души”, неизменно присутствующего там “Одинокого пастуха” и иже с ним. Типично средневековые “ядовитые” и достаточно извилистые мелодии “V: Mourning Stars Over The Mountains” настраивает на медитативный лад; возвышенно-эпичная “VI: Last Kingdom” напоминает саундтрек к “Властелину Колец”, ближе к середине, правда, срываясь в погребальный мрак и отчаяние, царящие в застенках “белых кабинетов” суровых инквизиторов, а “VII: Crystal Castle Of Moon” церемониальна и торжественна опять-таки очень в духе уже упоминавшихся сегодня мной Haggard.

Мрачная эмбиентная зарисовка “VIII: Abandoned Halls” звучит как обречённая песня потерявшейся в бесконечных коридорах Лондонского Тауэра души и немного напоминает отечественный horror ambient-проект Дом Вдовы, ну а завершается всё пространным северным эпилогом “IX: Northern Silence (Epilogue)”, где всё так же звенят ветра, поют и перешёптываются забытые кем-то на одиноко вбитом в стену заброшенного дома гвозде ключи и стонут протяжные голоса ночных призраков. Альбом немного странно приходит к упадку в двух своих заключительных треках, и стремительно меняет бодрые патетические фэнтези-интонации первых композиций на холодную склеповую отстранённость, характерную для такого тоже далеко не чуждого Злой Ночи музыкального направления, как dungeon synth. “Начали за здравие, кончили за упокой” – так и хочется охарактеризовать старой присказкой музыкально-идеологическую концепцию релиза.

Когда я слушал первую, вторую, третью и далее следующие за ними композиции на альбоме, меня несколько смущало, как мне показалось, несколько диссонирующее с ними поэтическое самосопровождение, которое автор приложил к своему релизу (“В этих краях умирают мечты, Ваши надежды заменят кресты, Нет здесь героев, лишь холод и мрак, В залах пустых, в погребальне теней Слава и доблесть забыты навеки, Память размыли подземные реки, Сломан клинок, заржавели доспехи, Песня Злой Ночи слышна в темноте”), но когда дело дошло до восьмого и девятого треков, мрак и жутковатая прелесть полночной черноты вступили в свои законные права и уверенно начали тянуть одеяло смыслов и настроений на себя, заметно подкорректировав общий облик рецензируемого компакта.

И тем не менее, альбом в целом звучит как здравый, профессиональный и достаточно стройный эпик-фолковый монумент самой привлекательной для мечтателей и эскапистов всех времён эпохе, который вполне можно было бы ставить в музыкальных магазинах на одной полке с Amethystium и Dead Can Dance. Никаких третьесортных страшилок, дурного вкуса и андеграундных блэковых всплесков на данном CD нет и не предвидится, и это, несомненно, его плюс. Сделать серьёзную и по-настоящему взрослую работу куда более достойно, похвально и сложно, нежели надеяться снискать славу нового Summoning или нового Morttis и эксплуатировать их фишки, а в случае с “When Old Legends Come To Life” перед нами всё-таки явно самостоятельная и весьма зрелая вещь, которую можно, ничуть не сомневаясь, рекомендовать даже заядлым снобам и даже в самую злую ночь их и без того не самой простой и не самой безоблачной снобистской жизни.