ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы Блуждающие Огни (Ignes Fatui) "Грани"

07-12-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
БЛУЖДАЮЩИЕ ОГНИ
Релиз
“ГРАНИ” (EP)
Год
2020
Стиль
Folk rock / experimental
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Есть группы, которые всеми силами стараются играть только то, чего хотят и ждут от них слушатели, чтобы не дай бог кого-нибудь не разочаровать, а есть такие команды, которые наоборот делают в первую очередь то, что нравится им самим, и ведут за собой свой слушательский электорат, таким образом развивая и направляя его. Блуждающие Огни, или как раньше называлась эта группа Ignes Fatui, явно принадлежат ко второй категории. Они смелы, не чужды развитию и перемен, а порой темпы и векторы их эволюции кажутся почти нереальными, ведь ребята порой склонны к развитию на каких-то чуть ли не космических скоростях.

Не знаю, как вы, а я постоянно отстаю от Блуждающих Огней на полкорпуса и никак не могу поспеть за их развитием. Когда мне довелось услышать “Сказки Городской совы” в 2015 году, мои симпатии уверенно склонялись к “Дорогам судьбы”, когда они представили “Артефакт”, я всё ещё фанател по “Дорогам любви” и “Сказкам городской совы”, а когда они презентовали на просторах мировой паутины “Северную Сказку”, я только-только распробовал как следует “Артефакт” и понял в полной мере, как хороши и прекрасны эти блюзовые кабаре-фантазии с лёгкими, воздушными, искромётными и как будто взбитыми изнутри в каком-то космическом миксере клавишными.

А что же сейчас? А сейчас они записали и готовы вручить всем желающим в качестве большого предновогоднего подарка свой очередной четырёхтрековый EP, а я только-только проникся как следует “Северной сказкой” и ещё не вполне уверен, что смогу оценить и переварить их дальнейший прогресс и новые шаги в зияющую неизвестность, которые наверняка уже успели предпринять бывшие Ignes Fatui. Но, может быть, я зря так волнуюсь заранее, и на “Гранях” нет ничего настолько уж революционного и прогрессивного по сравнению с их прошлым лонгплеем? Нет, про такую возможность я даже не думал, с самого начала будучи на все сто уверен, что Блуждающие Огни изменились снова и звучат теперь вновь совсем не так, как раньше, в очередной раз приготовившись испытать и измерить open-minded-глубину и готовность меняться у своих слушателей и приверженцев.

Как некогда начинавшая с традиционного рока, а зачем перекрасившаяся в более современные и радиоформатные очертания Шер, сегодняшние Блуждающие Огни тоже совсем не против поиграть с поп-электроникой, попробовать на вкус нью-эйдж и присмотреться к трип-хопу. Они не чураются необычного для себя саунда и того, что просто исторически не принято в фолк-роке и до сих пор так и не было взято на вооружение западными первопроходцами и гуру жанра, да и просто кажутся уже чуть более самостоятельными и взрослыми, чтобы просто следовать за кем-то по давно проторенным тропам, явно предпочитая быть собой и делать что-то очень индивидуальное и очень своё.

Но такого от них не ждал даже я. Мне показалось, что “Грани” – это смесь самых ранних, первородных Ignes Fatui времён “Дорог судьбы”, где вокалистка Галина Окунчикова пробовала перевести свои простые акустические песни, написанные в стиле бардов и менестрелей, в фолк-рок, с Блуждающими Огнями из будущего, у которых от фолка, рока и лампового кабаре-блюза уже не осталось ровным счётом ничего, а вместо них на авансцене воцарились современная поп-музыка, космический и достаточно фоновый нью-эйдж и… речитатив.

Нет никаких сомнений, что именно последнее из перечисленных обстоятельств сильнее всего повлияло на преданных фэнов “огоньков”, разделив их на два лагеря с двумя разными и противоположными мнениями по поводу столь радикальных нововведений в музыке любимой группы, однако я этой читки в титульной композиции “Граней” почти не заметил и, услышав её, даже глазом не моргнул. Гораздо удивительнее для меня стало столкновение двух полярно заряженных циклонов, двух разных традиций и музыкальных философий, которые решили совместить на своём новейшем мини-альбоме обновлённые Блуждающие Огни: с одной стороны, они на своём актуальном релизе как будто показательно ретроспективны и олдскульно минималистичны (как самые первые и ранние менестрели, среди которых была в своё время в том числе начинавшая напевать что-то, аккомпанируя себе на акустической гитаре Хелависа), а с другой – совершенно современны, тв-ориентированны и всеядны как современные завсегдатаи трендовых конкурсов вроде Евровидения и как… современная Хелависа.

Конечно, можно взглянуть на эту ситуацию в том духе, что в последнее время многие хорошие группы представили своё собственное видение и понимание того, что есть такое “folk rock experimental”, и Блуждающие Огни решили не отставать, но я не знаю и не уверен в том, насколько всё это было их сознательным решением и стало результатом органичной эволюции команды. Тем не менее, вышло как вышло, а я лишь могу констатировать, что музыканты не стоят на месте, меняются, пробуют новое, но свою изначальную веру в волшебство и всепобеждающую силу фантазии оставлять не намерены.

Их добрые сказки всё так же добры, прекрасны и вдохновенны, а чудодейственная сила их волшебства всё так же светит и согревают душу, а это значит, что создатели “Сказок Городской Совы”, “Артефакта” и “Северной Сказки” по-прежнему с нами, а всё остальное - частности, нюансы и… грани. Очень интересно, по каким дорогам они пойдут дальше, и что нового принесёт нам их очередное студийное творение, ну а пока будущее находится на стадии замыслов и чертежей, радуемся актуальному EP команды и напитываемся его парадоксальной, но от этого ещё более магической энергетикой милых и светлых чудесностей.