ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы Лаборатория Творческого Поиска Ойкумена "Серые на сером. Часть 1. Порабощение"

07-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЛАБОРАТОРИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА ОЙКУМЕНА
Релиз
“СЕРЫЕ НА СЕРОМ. ЧАСТЬ 1 ПОРАБОЩЕНИЕ” (EP)
Год
2019
Стиль
Art rock / progressive rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Тверь

Дебютный шеститрековый EP этого самобытного проекта из Твери навёл меня на интересные размышления и не менее интересные воспоминания. Думается мне, процентов 90 из тех, кто ныне слушает рок-музыку, начинали заниматься этим в рамках очень серьёзного, почти сократовского желания понять себя и найти смысл своей жизни, и даже если ничего подобного и не было, всё равно у 90-95% рок-слушателей некогда присутствовало смутное и подспудное желание как-то выделиться, противопоставить себя распространённому вокруг мудачеству и вообще “жить не по лжи”. И где сейчас, спрашивается, эти 90 процентов и эти высокие благородные стремления?

В ситуации, когда учитель глуп, святой не свят, в газете “Правда” пишут околесицу, а рок-писаки и главреды глянцевых рок-журналов такие же мудаки, как и твои соседи, очень трудно удержать нужную вертикаль, не забыть о том, что небо становится ближе и вообще упомнить о том, что человек это, оказывается, чело, устремлённое вверх. Творчество Лаборатории Творческого Поиска Ойкумена действительно напоминает некий алхимический лабораторный поиск, в ходе которого авторы стараются найти, реанимировать, вернуть в наш насквозь технологичный и прагматичный XXI век ту глубину и правдивость, которые отличали рок-музыку во времена её расцвета и становления, и это у них пусть и с переменным успехом, но всё-таки получается.

Смесь творческих интенций Сергея Курёхина, Б.Г., Константина Никольского и ещё пары десятков отечественных авторов первой величины, не забывая о таких деятелях, как Егор Летов, без сомнений угадывается в текстах и вокальной манере ЛТП Ойкумена, не подлежит также сомнению солидная философская подоплёка всего этого действа, а рёв, мощь, напор и небесная вертикаль достигают в некоторых песнях проекта такой концентрации, что ещё чуть-чуть - и море воспламенится, а с небесных тронов посыплется известь и штукатурка. Андрей Семёнов и его творческий коллектив полны энергии и энтузиазма, а иной раз способны неслабо рвануть на груди тельняшку.

Высказывания и формулировки в духе произведений Горького и Островского перемежаются у ЛТП Ойкумена с серьёзностью Возвращения и Яроса, а когда диск завершает своё вращение и звуки стихают, вдруг приходит понимание: авторы не играют в праведность и идейность, они на самом деле такие. И это покоряет. Они театральны, пластичны и прогрессивны, а иногда их лирические изыскания напоминают каламбуры и вербальные головоломки Ольги Арефьевой, но всё это лишь фасад, орнамент, инкрустация, которая ничуть не вредит главному и основополагающему – их огненной и бьющей навылет проповеди жизни ради чувств, идей и высоких заветов.

Конечно, русский рок не будет русским роком, если музыканты начнут играть как Deep Purple и звучать как Metallica, это есть и этого не отнять у ЛТП Ойкумена – их дебютный мини-альбом звучит рвано, непричесанно и вообще не идеально, а сведение далеко отстоит от высоких стандартов современности, но во многом, в том числе и благодаря своим недостаткам, эти песни воспринимаются так яростно и живо и оставляют такой рваный след в успокоившейся и на всё забившей душе. Конечно, гимны неравнодушию и высоким идеалам в исполнении этих тверских романтиков звучат далеко не так, как Аквариум и Кино, но нет, не в качестве, не в саунде здесь дело.

В том что касается стиля, техники и идей творчество проекта приближается к арт-року и к прог-року авторства таких групп как King Crimson, Jethro Tull, Iron Butterfly и даже Dream Theater, а уже спустя пару минут прослушивания альбома становится понятно, что авторы, скорее всего, не понаслышке знакомы с творчеством группы Оргия Праведников и с их альбомом “Оглашённые Изыдите”. Я никогда не питал симпатий к творчеству Сергея Калугина, считая его слишком пафосным, непомерно амбициозным и неоправданно художественно сглаживающим важные нюансы, а вот наши сегодняшние герои своей открытостью и простотой покорили меня.

Участники группы явно в курсе того, как без должного пиара жизнь оборачивается кошмаром (именно об этом поётся в одной из их песен, откуда я и позаимствовал эту формулировку), и вот как раз в плане пиара для раскрутки коллектива вполне можно было бы использовать громкий слоган “ЛТП Ойкумена – это новая Оргия Праведников, которая звучит как King Crimson”. Элементы трип-хопа (“Артефакт”), пронзительная балладность и извилистые драйвовые переплетения сочетаются с вокальными линиями в лучших традициях классических альбомов Jethro Tull и King Crimson, а тексты снова и снова напоминают: религия - это не храмы, это жизнь.

“Серые на сером” – это на 100% тот материал, о котором мне легко и приятно писать, поскольку это песни, которые легко и естественно входят в резонанс с вибрациями моей души и задевают где-то глубоко в моём подсознании тайные и важные струны. Скажу даже больше, именно для того чтобы рассказывать о такой вот и подобной ей музыке, мы когда-то создали свой новостной ресурс и до сих пор продолжаем писать у нас на ASTARTA о группах и альбомах. Рок перестаёт быть роком, если он создан из корыстных побуждений, автор, который ставит материальное и прагматичное во главу угла, перестаёт быть творцом, и ЛТП Ойкумена всё это прекрасно знают.

Когда-то я листал подшивки Паруса (молодёжный журнал конца 80-х-начала 90-х), вчитывался в письма читателей, всматривался в их лица и понимал, что всё не зря, и фраза, вынесенная Н.Н.Ге в заглавие его картины, где изображены Христос и Пилат, это не просто отвлечённая констатация “just for fun”, а живая, трепетная реальность, и теперь в точности те же самые чувства у меня вызвали EP ЛТП Ойкумена и их увлечённые рассказы о кромешной серости и о том, чем будет чревато, если раствориться в ней без остатка и забыть о своём высоком предназначении.

Но нет, чуда не произошло: альбом закончился, но мудаки остались мудаками, а соседи всё так же долбят в стенку перфоратором и не думают хотя бы на мгновение приостановиться и задуматься о высоком, прекрасном и вечном, однако в данном случае это и не важно. На каком-то глубоком молекулярном уровне процесс изменений запущен, и даже сейчас в разгар ноября вдруг незаметно и нежно повеяло весной и обещанием чудесного воскресения, светлых чудес и долгожданной встречи, а литературно-художественное разоблачение серости, которое задумали в своём анонсированном триптихе ЛТП, звучит целостно, правдиво, непричёсанно и ярко.

Сами авторы ассоциируют первую часть своего триптиха с глупостью, а, как известно, глупость это самое дорогое, что есть и вообще бывает на свете (потому что за неё приходится дороже всего платить), но глупым “Порабощение” совсем не кажется, а кажется концептуальным, интересным и немного расстроенным, рассредоточенным, может быть, рваным, ну а я с моей любовью к систематизации и обобщениям, почти сразу же мысленно поставил “Серых” на одну полку с триптихом Agenda (который у меня, кстати, действительно имеется на CD и стоит на полке) и с работами Рельос, BerkanaS и Ahilless (эти три проекта Сергея Берёза тоже как будто складываются в своеобразный триптих). Есть ли параллели между ними и творчеством ЛТП Ойкумена? Несомненно.

Я не считаю “Порабощение” шедевром или чем-то вроде того (это на случай, если вы увидели оценку 5 из 5 и начали думать в подобном ключе). Здесь нет каких-то заоблачных откровений, звёзд с неба и невиданных чудес. Музыка неплоха, тексты неплохи, голос неплох, концепция и задумка интересны, посыл заслуживает уважение, но… (тут я вижу ваше недоумение и немой вопрос: откуда тогда взялись 5 из 5 в шапке рецензии?) во всём в этом чувствуется Адекватность и Человечность. И талант. И ещё много правдивости и какой-то подлинности, аутентичности, когда человек на самом деле может быть, а не гримасничать и имитировать. А в наше время это много. “Серые на сером” это человечная музыка с человеческим лицом, записанная с ориентировкой на высокие стандарты той эпохи, когда создавались такие шедевры как “In-A-Gadda-Da-Vida”.

Авторы говорят, что работа над рецензируемым сейчас диском продолжалась в общей сложности десять лет, в связи с чем хочется выразить надежду, что вторую часть нам не придётся ждать ещё столько же. Безусловно, такой насыщенный эмоциями и смыслами релиз, да ещё с такой стильной графикой в качестве обложки очень здорово выглядел бы в CD-формате, ну а пока этого не произошло, можно питать самые смелые надежды (кажется, про надежды у меня уже где-то тут было) и выражать их любыми доступными способами, запуская этот экзистенциальный российский вариант пятидесяти оттенков серого у себя в цифровом плеере снова и снова. Как мантру. На то ведь и порабощение, как иначе.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 8 за 2019 год