ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы ЛТП Ойкумена "Серые на сером. Часть 2. Рабство"

21-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЛТП ОЙКУМЕНА
Релиз
“СЕРЫЕ НА СЕРОМ. ЧАСТЬ 2. РАБСТВО” (EP)
Год
2019
Стиль
Art rock / progressive rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Тверь

Талантливые и концептуальные идеологи из ЛТП Ойкумена не стали затягивать со второй частью своего триптиха и выдали её в максимально сжатые и даже почти рекордные сроки после выхода части первой, однако на качестве материала это никоим образом не сказалось. Период умных цитат от уважаемых в мире философии и философов людей в сообществе коллектива адекватно подготовил почву для серьёзного и важного разговора, и вот, наконец, этот разговор или точнее, его аудиально-художественное отражение перед нами. Всё та же замечательная карандашная графика на тему бессмысленного погружения современных индивидов в мир псевдо-культуры и псевдоценностей на правах обложки, всё те же узнаваемые штрихи и пятьдесят оттенков серого, а что же музыка и тексты?

Основная фишка “Серых на Сером” времён “Рабства” – это совмещение очень бодрых и даже отвязных рок-н-ролльно-блюзовых гармоний и ритмов с серьёзной философской и чуть ли не богословской проблематикой, которая, однако, выражена очень простым и доступным, практически повседневным языком. Экзистенциальные парадоксы, ад и пустота социальных сетей, серьёзный и даже вполне себе академический категориальный аппарат и холодный зимний воздух христианства, которым так любил дышать О.Э. Мандельштам, помогают авторам убедительнее и резче заклеймить серую круговерть повседневности aka день сурка и призвать своих слушателей внимательнее и зорче всмотреться в неисследимую и бездонную бездну колодца собственной души с её жаждой, тоской и болью.

ЛТП Ойкумена не первая современная отечественная группа, которой не дают покоя лавры пинкфлойдовской “Стены” (вспомнить хоть DeLight Theatre) и её играющая оттенками универсальность, они создают свой концептуальный мир кирпичик за кирпичиком с такой же страстью, которая отличала ранних “флойдов”, и почти что с остервенением главного героя “The Wall”, а их размах поистине заслуживает уважения. Действительно, кто бы мог подумать, что серьёзный классический арт-рок 70-х так аутентично и удачно адаптируется к жёстким реалиям современной цифровой эпохи и расцветёт такими впечатляющими порослями, и что важнее – не будет просто подражать или перенимать внешние формы, а создаст что-то настолько глубоко и органично своё, собственное, самостоятельное и аутентичное, зовущее ввысь и древним способом от противного вызывающее отвращение к наличествующей данности нашего эмпирического и конкретного бытия, но это так.

Христианства на этот раз стало больше – не просто “просто христианства” в традициях Льюиса и его одноимённой книги, а очень даже кондового и ортодоксального его воплощения в традициях восточной церкви, однако невооружённый взгляд человека неискушённого сможет распознать и задетектить всё это лишь в финальной композиции под названием “Депрессия”, где бодрые рок-н-ролльные ритмы отходят на второй план, а музыканты начинают, наконец, заниматься куда более характерной и привычной для себя арт-прог-меланхолией. Остальные же треки на удивление эклектичны и непредсказуемы - послушайте хотя бы “Легко”, где балладная нега легко и ненавязчиво переходит в шершавый хардовый риффинг, а затем срывается в электронный авангард и расцветает речитативной декламацией в обрамлении проговых басовых линий.

И недостатка в арте и прогрессиве на данном EP действительно совсем не наблюдается, а порой эксперименты выводят музыкантов даже почти к фанк-берегам (“Аватары”), где вокал как две капли мёртвого моря похож на речитатив, в то время как грохочущая тяжесть таких треков как “Легко” и “Она от него ушла” очень изящно сочетается у них с полётной прог-мечтательностью. Тяжёлый, гротескно-свингующий ритм-н-блюз пятого трека всё натужнее и напряжённее прячет под бодрыми и такими порывисто-рваными, нервозными и размашистыми ритмами свою горькую полночную тоску, а в финальной вещи она вырывается наружу во всём своём всесокрушающем и довлеющем великолепии, очень быстро затмевая всё собой и восходя над серым, давно захлебнувшемся в равнодушии мире чёрным, зловеще-траурным солнцем.

Этот EP тяжёл как самая грузная и до отказа нашпигованная свинцом и алюминием железная бабочка, и каких-то проблесков света, позитива и небесной гармонии я здесь практически не увидел. Они, конечно, присутствуют, но исключительно как “луч света в тёмном царстве”, бликово и декоративно, являясь всего лишь одной из сотен других серых красок в общей палитре, и эта краска хоть и более светлая и жизнеутверждающая, но в сущности своей такая же серая и монохромная. В таком мире возможно только экзистенциальное “мужество быть”, а от упоминавшегося выше христианства ЛТП Ойкумена берут только Великого Инквизитора, но не радость, любовь и триумф воскресшего Христа, что в очередной раз подчёркивает тот простой факт, что на земле Достоевского изъясняться без надрыва и трагедии не принято и нежелательно.

Авторы подразумевают духовность и высший смысл, упрекают современников в их отсутствии, но сами целиком сосредоточены на критике и негативно-отрицающем “фи” по отношению к приземлённому, механическому и слишком земному, однозначно характеризуя их как скотство и деградацию, в чём очень явно и чётко прослеживается влияние Ницше, который так истово и категорично отрицал всё слишком человеческое, предрекая его гибель и крах. Отсылок и параллелей к первой части триптиха на рецензируемом EP достаточно (взять хоть общий жанрово-звуковой курс или количество треков), но тексты первых пяти композиций в этот раз ещё более просты, жизненны и эмпиричны, а обращаются они к более простым и прозаичным вещам и являют на вполне конкретном и жизненном примере, что бывает, когда “журавлей оставил небу и встал в очередь за хлебом”. Ну а по накалу критичности и её количеству создатели “Рабства” могли бы дать фору даже Канту с его критической фундаментальностью и ярким полемическим даром.

Стало меньше эпичности в аранжировках, меньше героики в мелодиях и больше извилистых решений и многозначных оттенков в ритмах, а в итоге по прослушивании альбома так и хочется запустить в этот мастерски нарисованный авторами картонный очаг обыденности книжкой Сартра с надписью “Тошнота” на обложке или каким-нибудь Камю-Кафкой-Мережковским. Лично мне ближе, понятнее и роднее “Порабощение” с его более человеческими, серьёзными, высокими и лиричными мотивами, с его “Войной”, “Артефактом”, треком “Капля за каплей” и, конечно же, с убийственной вещью “Серые на сером”, где контрасты резче, а аранжировки проще, громогласнее и неожиданнее, однако, нет совершенно никаких сомнений, что некоторая сумбурность и чрезмерная насыщенность нынешнего релиза это намеренный ход, смысл и суть которого – показать, как душно и маетно может быть в одной бане с пауками и со Свидригайловым, если на дверях в эту баню кто-то повесил табличку “Вечность” и снять её нет никакой возможности.

Сейчас у ЛТП Ойкумена определённо стало меньше хитовых мелодий и запоминающихся текстовых ходов, меньше драматизма и предельных красок, а потому если вы ещё не знакомы с их творчеством, то начинать это знакомство имеет смысл всё-таки с дебютного EP. Хронология в данном случае действительно важна и желательна не только по причинам последовательности и геометрической прогрессии сюжета – цепляющих хуковых мелодий и сочных сбивок в первой части куда больше, и хотя у рецензируемого шеститрекового миника есть своё особое очарование, до него ещё нужно дорасти, дожить, дойти и добраться, а лучшего пролога к этому чем “Порабощение” просто не придумать. Они всё так же дерзновенны, серьёзны и концептуальны, всё так же глубоки и основательны, просто сейчас им стали чуть более симпатичны театрализованные упражнения вроде рок-опер Sieben, и они с головой окунулись в этот свободный и невероятно пластичный жанр, предполагающий поистине феноменальную гибкость используемой фактуры и задействованного инструментария, а значит - стали сложнее.

Нет сомнений, что эта музыка и сопровождающие её тексты глубоко экзистенциальны и автобиографичны, выстраданы и вообще здесь нет ничего лишнего и случайного, как и нет сомнений в том, что, по сравнению с дебютом, “Рабство” это прогресс и следующая ступень на пути полифоничной экскалации и профессионализма аранжировок, вот только въехать во весь этот кабаре-калейдоскоп сходу мне было непросто, в то время как дебютный диск команды зашёл в сознание сразу и без лишних слов, однако после семи-восьми прослушиваний до сознания стало доходить, насколько сейчас аранжировки стали глубже и разнообразнее, как кстати голос освоил массу новых, ранее недоступных или не используемых за неимением соответствующей взлётной полосы оттенков, а в целом пейзаж стал масштабнее и солиднее, и хотя изначальной песенности и берущей за душу архетипичной простоты уже меньше, перед нами всё тот же качественный, современный и одухотворённый “The Wall”, где фишки Никольского, Канунникова и Калугина поют “Аллилуйю” единым хором с Бареттом, Гилмором и Фриппом.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 1 за 2020 год