04-06-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Джаз – по определению музыка чувственная, расслабляющая и высокопрофессиональная, и мне удивительно, как до сих пор питерский неоклассический фрегат Consuelo со всеми своими затеями и экспериментами не добрался до этого музыкального очарования. Шли годы, но канонический джаз со своим внушительным арсеналом средств воздействия на эмоциональную сферу слушателя как будто оставался террой инкогнито для проекта, и вот, наконец, это случилось. Традиционно заручившись поддержкой аранжировщика Петром Янсенном и звукорежиссера Матвея Градова, Каэтана решила взяться за «Арию мистера Икса» из оперетты «Принцесса Цирка» венгерского композитора Имре Кальмана и сделала это в русле смус-джаза в традициях Дианы Кролл и Норы Джонс.
Много импровизаций, характерный плавающий ритм и мечтательная атмосфера вечерней неги, столь характерные для джаза, в полной мере присутствуют в новейшем треке Каэтаны, и в случае с переложением всем известной классической оперной вещи на такие неожиданные рельсы всё в итоге действительно выглядит очень интересно и оригинально. Что ж, на то он и кроссовер, чтобы быть неожиданным и смелым, и Каэтана по полной использует все привилегии выбранного для своего творческого выражения музыкального направления, придумывая свежие и небывалые сочетания в своих композициях, и в этот раз ей снова удалось сохранить свою фирменную новизну и в собственных же лучших традициях сделать всё на самом высоком и впечатляющем уровне, эффектно похулиганив даже в плане обложки, где в Мистере Иксе мы узнаём саму вокалистку.
И профильная джазовая аранжировка, надо сказать, – это действительно главное, на что обращаешь внимание в её переложении “Арии мистера Икса”. Характерный голос Каэтаны, неспешный джазовый ритм a la перекати поле и узнаваемая мелодия известной арии являются тремя китами, на которых зиждется данный трек и в чём заключается его своеобразие, но именно в аранжировке здесь вся сугубая новизна и квинтэссенция оригинальности, её фокус. Разбавить оригинальный симфонизм оперетты джазовым шагающим басом и характерной техничностью ударных оказалось очень интересным решение, и в итоге трек действительно мастерски заиграл на контрастах, действуя как машина времени, но при этом не скатываясь в анахронизм. Современно, но не слишком, смело, но не безоглядно – вот как сделана эта вещь у Каэтаны.
С одной стороны, «Ария мистера Икса» - это, наверное, самый олдскульный, винтажный и нарочито несовременный номер в исполнении Каэтаны (когда слушаешь эту композицию, вспоминаешь Эдит Пиаф, Джейн Биркин, Мэрилин Монро – да вообще кого угодно, но только не современных исполнителей), а с другой – смелость исполнительницы и непривычный подход к интерпретации оперетты всё равно делают её интересной и привлекательной для современного слушателя. Как звучал бы знаменитый советский хит, если бы сыграть его поручили Пэту Мэтени и Чику Кориа? Как он мог бы прозвучать в лаунж-баре где-нибудь в Чикаго или в хорошем советском фильме времён Перестройки? Всё это сейчас перед вами в виде новейшего сингла Consuelo почти сто лет спустя после первой премьеры оригинальной оперетты.
Здесь нет ничего вычурного, кричащего и слишком современного, никакой электроники или сумасшедшей вокальной эквилибристики, всё очень строго, пристойно и по-джазовому плавно, но в этом-то и состоит в данном случае весь фокус и вкус. «Ария мистера Икса» получилась у Каэтаны стильной, подобно лучшим произведениям братьев Стругацких, и такой же впечатляющей. Настоящий хит, который шагнул за пределы оперной сцены в народ, но не превратился в пародию и фельетон. И, кстати, Стругацких я вспомнил не случайно – мне кажется, очень многие из их бессмертных героев могли бы между делом слушать и напевать «Мистера Икса» именно в такой интерпретации, и это было бы очень колоритно, уместно и в соответствии с духом и буквой произведений Аркадия и Бориса.