ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Consuelo "Золотое сердце России"

04-10-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
CONSUELO * * * * *
Релиз
“ЗОЛОТОЕ СЕРДЦЕ РОССИИ”
Год
2023
Стиль
Rock /ethno / progressive
Лейбл
БАЛТ МЬЮЗИК
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Как и многие другие современные проекты, питерский оперно-театральный коллектив Consuelo давно перешёл к творчеству в ритме синглов, и я уже даже успел к этому привыкнуть. Но нет, альбомный формат тоже, как оказалось, не был предан забвению и после ряда интересных релизов с урезанной длительностью перед нами самый настоящий лонгплей, который Каэтана решила посвятить нашему замечательному классику Николаю Гумилёву и его поэтическому наследию. Итак – перед нами большой и полновесный полноформатник, на нём целых пятнадцать треков, и прослушивание этих песен станет для вас настоящим океаном страсти, поэзии, классики и вдохновения, а сделано всё это на самом высоком из возможных уровней, которого у Consuelo до сего дня ещё не было, поскольку проект ни на секунду не останавливается в своём развитии.

Великолепно поставленный голос Каэтаны, извилистые симфонические аранжировки с толикой прогрессива и этно, блистательные стихи Гумилёва – всё здесь отлично гармонирует друг с другом, пробуждая в слушателе восхищение, а разнообразие аранжировок и стилистических экспериментов гарантированно не даст вам скучать по ходу прослушивания данного музыкально-поэтического опуса, где классическое, знаковое и современное органично дополняет друг друга, с тем, чтобы вывести высокие стандарты Серебряного века в мир цифры, космических скоростей и современных технологий. Серьёзно и сконцентрировано, но в то же время пластично и с потрясающей восприимчивостью к разным субкультурным поджанрам, Consuelo наработали пятнадцатитрековый монолит, и это действительно самая настоящая глыба классицизма.

Открывает альбом гордая “Конквистадор”, сочетающая пафос, грусть и боевой настрой, следом за ней идёт утончённая, средневеково-изысканная “Беатриче”, чуть дальше звучат совсем уже расслабленная и электронно-мечтательная “Она”, максимально грозная, грозовая и даже люциферианская “Баллада” и фолковая, даже как будто следующая в духе классических альбомов Мельницы, “Отравленный”. Хаосом и атональными диссонансами веет от трека “У камина”, но даже в этой вещи, а также в подобной ей электронно-авангардной “Он поклялся в Божием храме”, выводящими альбом в крутое пике эмоциональной кульминации, очень много деликатной обходительности и тёплой энергии, всегда отличавших классическую поэзию и делающих её таким редким и желанным гостем в нашем сегодняшнем мире.

Заканчивается альбом тяжёлой, раздольной и практически фолк-металлической “Заблудившийся трамвай”, а предваряет её такой же масштабный и патетический, обильно сдобренный размашистыми симфоническими аранжировками титульный трек. Вот так мощно, жёстко и форсировано создатели этой пластинки завершают свой экскурс по творчеству Николая Гумилёва, и такие громкие аккорды в финале, как я понимаю, неслучайны. Рецензируемый альбом действительно похож на самый настоящий праздник, и воспринимается он как триумф и торжество возвышенного, литературного и культурного отношения к жизни. Стоит лишь всмотреться в эти треки, дать им немного времени, и они подарят тебе самый настоящий эстетический восторг, который только и может быть от соприкосновения с искусством.

А в целом “Золотое сердце России” – это очень мощный, целостный и выверенный альбом, который звучит очень органично и естественно, но в то же время в нём более чем достаточно экспериментов и неожиданных нюансов. Альбом разнообразен и предельно полифоничен: тут и чистая электроника в духе QNTAL в треке “Она”, и вязкое, почти ритуальное этно, и воздушный, словно дышащий простором нью-эйдж (и я снова удивляюсь сам себе и удивляюсь Consuelo, материал которых порой по саунду и используемым приёмам напоминает Sopor Aeternus, которые отличаются, конечно же, совсем другой направленностью и тематикой песен) - Каэтана и её музыкальные единомышленники смогли записать по-настоящему разнообразный диск, который отличается академической основательностью и звуковой глубиной, но в то же время очень элегантно и ненавязчиво вплетает туда сдержанные эстетические поиски.

Экспериментов и разных смелых идей на альбоме на самом деле много, но они не выглядят нарочитыми, вычурными и кричащими, очень органично и легко проникая в общую канву релиза, а стихи Гумилёва оживают и раскрываются в исполнении Каэтаны во всём своём самобытном и влекущем великолепии. Уже не просто строки, знакомые многим из нас детства, а живые чувства, переживания, боль и бьющее навылет неравнодушие, принявшие форму рифм, а затем облачённое в очень стильное и впечатляющее музыкальное обрамление. Сдержанность и консерваторская основательность голоса Каэтаны настраивают на серьёзный лад, музыкальные аранжировки вносят разнообразие, переходя от одного жанрового полюса к другому, но всё это Гумилёв, всё это классика и просто хорошая музыка и отличные стихи, которые должен знать совершенно каждый без исключения.

И я не случайно вспомнил выше про QNTAL – нынешний альбом Consuelo отличает такая же эфирная полётность и мечтательная прозрачность. Очень грациозно, легко и изящно, авторы обыгрывают поэтическое слово Гумилёва, и музыка в данном случае - это не просто музыкальное дополнение или фон, а полноправный участник мистерии звука и слова, где творится настоящая алхимия чувств и образов. Одно перетекает в другое, и в таком соприкосновении рождается удивительная магия креатива. Да, некоторые из попавших на альбом композиций уже выходили раньше, но именно сейчас, объединившись воедино, они обрели свой подлинный смысл и колорит, заиграв новыми красками. Тут очень много фолка, много околоэтнических и нью-йэдж-пульсаций, но перед нами всё-таки в первую очередь голос Гумилёва. И голос Каэтаны.

И я очень рад тому, что Consuelo смогли выпустить такой большой, целостный, концептуальный и до предела выверенный альбом, и это действительно серьёзное достижение для коллектива и для классической поэзии, выводимой на язык современных технологий. Consuelo учатся, растут, ищут самые оптимальные пути для выражения своего, и сейчас вновь стали ещё немного лучше и совершеннее. Альбом интересно и легко слушать, он полон до краёв хорошими стихами и чистым вдохновением, напоминая о том, какими целостными и горящими были раньше люди, и каких творческих высот они могли достигать в своих творениях, а в итоге диск воспринимается как путешествие в прошлое, но с разнообразием, комфортом и изобретательностью настоящего, где гидами и экскурсоводами для вас будут настоящие специалисты своего дела, до последнего предела влюблённые в классическую музыку и поэзию.