ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Red Vector "Летопись Страны Советов"

30-07-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
RED VECTOR * * * *
Релиз
“ЛЕТОПИСЬ СТРАНЫ СОВЕТОВ”
Год
2024
Стиль
Progressive Rock / Progressive Metal / Symphonic Metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург/Испания, Барселона

Тому, кто застал Советский Союз в более-менее адекватном возрасте, практически невозможно его забыть. Газировка в автоматах, значки-звёздочки, красные пионерские галстуки, всеобщая гласность и портреты Ленина в красном углу, а в душе – честность, благородство, отзывчивость и желание сплотиться ради всеобщей святой цели – всё это СССР. И ведь в этой стране всё действительно было каким-то особенным. И трава как будто была чуть зеленее, и даже музыка как будто немного желанней и круче. Можно по-разному оценивать разные нюансы истории нашей общей Родины, но не любить эту страну просто невозможно, о чём нам и напомнит сейчас Евгений Смирнов со своим one-man-проектом Red Vector.

Попавший к нам на рецензирование лонгплей Евгения “Летопись страны советов” состоит из пяти композиций, посвященных ключевым событиям истории Советского Союза, и нас ждёт на этом диске очень бодрый русскоязычный прог-рок с изрядной долей симфоничности в духе Electric Light Orchestra и с риффами порой чуть ли не в прог-метал-ключе. В стремительные прогрессивные переклички инструментов музыкант вплетает классические советские песни и мотивы, мастерски обыгрывает характерные фишки той эпохи, и всё это очень мягко, изящно и в духе взрослого европейского прог-рока и его самых ярких и самых импозантных представителей, у которых в данном контексте совершенно нет никакой нужды считаться с радио-стандартами.

По ходу прослушивания альбома трудно не вспомнить, как перепевали русские народные песни Dark Lunacy и другие западные рок-гиганты, и определённое сходство тут на самом деле наблюдается. На альбоме постоянно присутствуют классические ритмы в духе “нам песня строить и жить помогает”, горячий советский энтузиазм и неподдельное воодушевление, которое, наверное, мог чувствовать только советский борец за идею, и всё это в обрамлении сложных инструментальных переливов и неожиданных переходов с очень мягким и приятным для уха винтажным звучанием, которое так любят почитатели винила и больших колонок. Всё очень крафтово, лампово, красиво и мощно, а о вмешательстве ИИ в это дело даже не вспоминаешь.

Очень быстрая и драйвовая вещь “Красный Октябрь” переходит в почти балладную “Страна Советов”, которая в итоге оказывается сложным почти 16-минутным эпиком с массой вставок и переходов. И в каждой вещи обязательно присутствуют цитаты из знаковых советских песен, которые ещё и исполняются практически с тем же самым советским антуражем и в компании с соответствующим саундом великой советской империи. Слушаешь альбом, и как будто внимаешь саундтреку к какому-то фантастическому фильму вроде «Москва-Кассиопея», снятому в духе советских реалий, но с современными фишками и девайсами, позволяющими передать атмосферу звучания эпохальных советских речёвок самым детальным и аутентичным образом.

И если вы думаете, что трек на пятнадцать с лишним минут – это предел возможностей Red Vector, вы очень ошибаетесь. Уже третья вещь на альбоме длится целых 22 минуты и 06 секунд (она так и называется – “22.06”, намекая, впрочем, не на свою длительность, а на дату начала ВОВ), а затем нас ждут ещё две 12-минутных композиции в русле всё того же максимально извилистого и лампового арт-рока 70-х, где присутствие Rush, Genesis, King Crimson и Yes ощущается так же сильно, как и влияния менее известных, но не менее значимых для данного направления Renaissance (обратите внимание, например, на вторую часть трека “Дорога к звёздам”). Здесь всё масштабно, прогрессивно, местами почти авангардно и не без влияний поп-механики Сергея Курёхина, а также не без помощи нейросетей, но очень живо.

Альбом явно концептуальный, и сделан он по-настоящему продуманно, абсолютно не желая себя хоть в чём-то ограничивать. Тут и масштабные оркестровки в “22.06”, и мощные разговорные сэмплы, и долгие инструментальные вставки, и желание рассказать всё самым скрупулёзным образом, не упустив ни одной важной детали, что автоматически приводит нас к выводу, что альбом адресован только самым внимательным и заинтересованным слушателям, знающим толк в настоящем арт-роке. И если это про вас, то, я думаю, побродить по этим триумфальным стеллам, возведённым в честь великой державы, вам будет очень интересно, тем более, что пения и песен как таковых здесь почти нет, а всё внимание посвящено чистому арт-року.

Главное – выкроить час, а лучше два часа времени для двух вдумчивых прослушиваний, чтобы никуда не спешить, не торопиться и просто откинуться в кресле, позволив данному альбому провести вас по своим потерянным лабиринтам, став на эти два часа вашим единственным гидом. Мне было трудно отделаться от ощущения, что я путешествую по коридорам затопленной Атлантиды, настолько величественными и могущественными выглядят мелодии и аранжировки Red Vector, а в финальном треке на альбоме под названием “Период распада” все эти тенденции к идеализации и увековеченью в звуке грандиозной империи особенно сильны, в то время как переход на более жёсткие металлические риффы ещё сильнее подчёркивает данный вектор.

И надо отметить, любовь автора ко всем этим реалиям страны серпа и молота не вызывает никаких сомнений. Как будто Альфа Сергея Сарычева (была такая советская рок-группа, если вдруг кто-то не помнит) ударилась в прог-рок и задумала записать альбом в духе «что вижу, то пою», попутно составив для потомков эдакую музыкальную ретроспективу всех самых важных и любимых феноменов незабываемой советский действительности. Несколько архаичный звук лишь усиливает ощущение признательности и восторженного восхищения автора, и перед нами действительно набор пламенных од и горячих гимнов в честь страны героев, мечтателей и учёных, и это очень хорошие гимны, которые понравятся даже фанатам Threshold, Voyager и Symphony X.