ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом Ada Sargatis "Reflections"

18-11-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ADA SARGATIS * * * * *
Релиз
“REFLECTIONS” (EP)
Год
2019
Стиль
Folk / ambient / ritual ambient
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Самобытная питерская вокалистка Ада Саргатис известна нашим читателям по проекту The Star of Išhtar, а сейчас она предстаёт в качестве сольной исполнительницы, ещё увереннее закрепляя за собой стилистическую нишу музыкального шаманизма и аудио-мистики. Общий дух, пронизывающий творчество Кари Руэслоттен, Hagalaz’ Runedance, Авроры Аскнес и других подобных исполнительниц, всегда очень явно читался в треках The Star of Išhtar, а на сольном EP Ады пятилетней давности тоже присутствует в предельной концентрации, но в слегка видоизменённом виде и отчасти в другой эмоциональной тональности. Перед нами ещё не гордая и не величественная богиня, а прекрасная и печальная русалка, поющая тихие колыбельные – вот какой предстаёт перед нами сейчас повелительница визионерских рифм Ада.

Открывающее альбом нежное заклинание “Chalice For The Wind” в музыкальном плане обретается где-то на территориях эмбиента и шаманского фолка. Тонкая, почти акапелльная нежность, без сомнений, является основной эмоцией “Reflections”, и в первом треке с EP ощущается она очень явно и отчётливо. Местами почти шёпот, все тона максимально приглушены и замедлены, будто во сне, а сокровенное, потайное и интимное проявляется во всём этом ещё ярче и явственнее, в очередной раз подтверждая справедливость утверждения о том, что в тёмные времена особенно хорошо видно светлых людей и яркие звёзды. Эти треки как будто обостряют наш слух, заставляя нас напрячь слуховые анализаторы и вслушаться в свои звуковые переплетения.

“I Fell in Love with a Shadow” очень фолкова и мелодична в лучших традициях всё той же Кари, свободна и по-природному раздольна, хотя и точно так же минималистична, как и “Chalice For The Wind”. Минимализм – это вообще очень яркая и характерная черта “Reflections”, и эти вкрадчивые гитарные переборы пронзают душу просто до самых глубин, долго потом отзываясь своими звонами и перезвонами в потайных коридорах сознания. Здесь нет абсолютно ничего лишнего, только акустическая гитара и голос, природные ритмы и прозрачно-атмосферные мелодии, но именно в такой первозданной естественности как раз и заключается прелесть и очарование сольного творчества Ады. Музыка как вековое дыхание природы и древних забытых богинь.

После вкрадчиво-камерной англоязычной “I Fell in Love with a Shadow” очень занятно услышать такую же камерную и нежную, но уже русскоязычную “Босоногий дождь”, напомнившую мне “Колыбельные по разным поводам” Евгении Славиной, а затем окунуться в ещё одну русскоязычную, очень прозрачную и проникновенную “Приходи ко мне”, в то время как завершается всё мистичной и глубоководной, по-настоящему русалочьей “Пока ты веришь в меня”. И надо заметить, в финальной вещи концентрация всех хтонических элементов на самом деле как будто достигает своего максимума, обрастая дремучими, вязкими и насыщенными нюансами, в которых в итоге буквально утопаешь, теряя все возможности выбраться из их плена.

Есть в этом что-то от меланхолии Fleur и от фолковой баллладности классической Мельницы, но Ада совершенно не гонится за мейнстримом, а потому не чувствует себя обязанной играть по законам шоубизнеса и делать ставку на какие-то въедливые мелодии и цепляющие сознание ритмические ухищрения. У неё всё очень просто, открыто и бесхитростно, но в то же время не без примеси гордого величия разреженного горного уединения и какой-то особой ритуальной патетики. И, кстати, по поводу гор – такая музыка действительно как будто призывает нас к какой-то высшей чистоте, которую знаю лишь ушедшие за туманы Шамбалы тибетские монахи, и такая неотмирная отстранённость очень идут композициям проекта.

Перед нами очень самобытный и творческий, во многом экспериментальный альбом, который, тем не менее, очень уверенно следует в русле традиционного и весьма первозданного фолка. Я бы даже сказал, что первозданный фолк и “Reflections” – это практически синонимы или взаимозаменяемые понятия. Местами релиз звучит как голос самой Матери-Земли, как дыхание океана и как песня ветра, и мистики во всём этом на самом деле достаточно много. Вокалистка и предводительница проекта Ада в полной мере прониклась выбранной темой, да так прониклась, что практически сама в итоге стала ветром, водой, землёй и огнём, слившись в едином потоке ментальных вибраций с населяющими их духами-элементалами.

Сольный альбом у Ады получился очень светлый, искренний и очаровательный, но в то же время очень серьёзный, хтонический, медитативный и немного печальный. Все песни здесь как будто льются из самого сердца и в этом плане эти треки действительно похожи на колыбельные или трогательные шаманские сказки для взрослых. Ну а я получил от диска массу приятнейших впечатлений как от очень искреннего, чистого и проникновенного потока сознания, в который хочется всматриваться, которым очень приятно любоваться. Альбом достоин восхищения, поскольку возводит природную мистику фолка в ранг настоящего искусства, а что самое важное – делает это с душой. Ну а что касается памятников искусства, то дополнительную весомость “Reflections” придаёт факт издания данного EP в формате очень стильной аудиокассеты.