ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы Autumnal Discord "Episodes"

11-10-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
AUTUMNAL DISCORD * * * * *
Релиз
“EPISODES” (EP)
Год
2024
Стиль
Atmospheric death doom / gothic death doom metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Не секрет, что сейчас многим не хватает классического дэт-дума в его самом изначальном и каноничном варианте – даже титанам жанра их слушатели как будто просто не оставили другого выбора, заставив вернуться к их фирменным фишкам – однако даже среди ностальгирующих по знаковым пластинкам Paradise Lost, My Dying Bride и Anathema ретро-аудиофилов и томящихся по ламповой атмосфере изначального дэт-дума товарищей наблюдается некоторое разделение. Кому-то из них хочется, чтобы их кумиры просто нарезали олдскульные риффы и делали всё в точности как на “Gothic” и на “Serenades”, а кто-то ждёт, вроде бы, того же самого, но под каким-то чуть новым соусом и с толикой новых фишек и влияний. Чтобы была всё та же самая луна печали, но сбоку или чуть с другого ракурса, и вообще – хочу олдскула, но не штампов. Чтобы по-старому, но без явных повторов и самоплагиата.

И сегодня у нас пример однозначно из второй категории, представители которой, надо заметить, встречаются куда реже, чем первой. Легендарные столичные дэт-думстеры из Autumnal Discord собрались в 1995 году, выстрелили очень крутым и впечатляющим альбомом “The Quest” в 1998 году, а потом пропали куда-то, чтобы более двадцати лет спустя вернуться с переизданием своего дебютника на CD в 2021 году, и теперь готовы порадовать нас своим новым долгожданным материалом. Пока ещё не лонгплей, всего лишь EP, но их мощь, амбиции и уникальность говорят сами за себя, и сегодня у нас фолковый дэт-дум именно в том качестве и с тем размахом реализации, которого с самого начала заслуживали Autumnal Discord, по ряду объективных причин не сумевшие достичь подобных высот на своём легендарном теперь уже дебюте.

Три года они работали над “Эпизодами” и, как я догадываюсь, разбирали их по винтикам, чтобы собрать вновь, ну а сейчас долгий и кропотливый труд, наконец, завершён, и мы можем насладиться пятью актами этого возвышенного и уединённого действа. И первое, что бросается в уши, когда звучит этот альбом, это убедительный уровень реализации и дотошное внимание авторов к деталям. Всё, чего не хватало всем нам на “The Quest” в 1998 году, теперь расцвело пышными и удивительными цветами должного уровня звучания, а что самое важное, без малейшего вреда и урона для впечатляющего и во многом уникального содержания “Episodes”. Их музыку называют фолковым дэт-думом, менестрельским дэт-думом, атмосферным готик-дэт-думом, прог-дэт-думом, чуть ли не эльфийским дэт-думом и средневековой дэт-дум-готикой, но самое интересное, что всё это правда.

Есть что-то очень светлое, печальное в их риффах и мелодиях, и при всей ретроспективности всех этих идей я бы не хотел сейчас сравнивать их ни с кем из грандов и коллег. Ну, в самом деле, не с Paradise Lost же и не с Anathema параллели тут проводить! Да, определённое родство в данном случае присутствует, но не больше, чем у Iron Maiden и Manowar или Judas Priest и Satan. Вроде бы, стиль один и тот же, каноны и габаритные очертания в целом схожи, но подача, энергетика, смыслы и нюансы атмосферы всё-таки совершенно различны, и на выходе мы имеем уже совершенно иное творчество, созданное под другими звёздами и в русле совершенно иного ретроградного Меркурия. А самая смелая, яркая и кричащая отличительная особенность Autumnal Discord образца 2024 года, это сильный и влекущий чистый женский вокал с оттенками классики Therion.

Я очень удивлялся, когда слушал в 1999 году терионовский “Crowning Of Atlantis” и в восхищении вскидывал тогда брови, когда до моих ушей доносилось, как они филигранно обыгрывали классику хэви-металла от Manowar и Loudness, тут же бросались в омуты красивейшей печали и сразу же давали симфо-жара в одно и то же время и на одном и том же релизе. Вот нечто подобное ждёт нас с вами и сегодня на “Episodes”, но в русле атмосферного готик-прог-дэт-дума с явными отсылками к фолку и к средневековым менестрелям, а главное – со всё тем же пылающим изнутри космическими безднами энтузиазмом, который, впрочем, выражается в данном случае очень неспешно и на 100% по-осеннему. Как известно, осень учит всех нас никуда не спешить и больше находиться в текущем моменте, и о том же самом, но с присущей им кипучей страстностью поведают нам сейчас и старожилы осеннего дэт-дум-драматизма из Autumnal Discord.

Открывает альбом знаковая вещь команды “The Minstrel”, ярко блиставшая в своё время на “The Quest”, а теперь переработанная и слегка переаранжированная, в то время как закрывает пластинку ещё одна переосмысленная вещь с дебютника – “Sleepless Vale”. Привычное, но слегка обновлённое начало, такое же завершение, а между ними располагаются три новые вещи, среди которых, впрочем, при ближайшем рассмотрении обнаруживается тоже древний и классический для Autumnal Discord трек “Sarcastic”, а также их давний, записанный сразу после выхода лонгплея, но так нигде до сих пор и не изданный номер “Higher Than Moon”. Получается, что абсолютно новая вещь всего одна, и это “Water”, но это ничего принципиально не меняет – абсолютно весь материал с “Episodes” максимально обновлён. Стало больше гитар, больше мощи и в то же время изящества, больше уверенности в себе, однако всё это в фирменном стиле классических Autumnal Discord с их осенним, ретроспективным, ностальгическим и уже, по сути, вечным дэтовым думом с атмосферой средневековья, романтики и тёмных менестрелей.

С удовольствием ставлю “Episodes” высший балл в виде заветных пяти звёздочек и попутно рекомендую их актуальный EP всем интересующимся сумрачно-грозовой меланхолией данного печального жанра. Кто бы мог подумать, что в тот кризисный и неспокойный 1998 год на Хобгоблин и Death Dance Records обнаружится такое чудо, и сейчас, более четверти века спустя, звёзды вновь сойдутся самым благоприятным и правильным образом, явив нам ещё один великолепный образчик такого же меланхоличного и зачарованного дэт-дума, напрямую подпитывающегося из тех же самых источников, к которым подключались на заре своего творческого пути Paradise Lost, My Dying Bride, Anathema, Beyond Belief и иже с ними. Никакого плагиата, никаких общих мест или намёков на них – всё очень серьёзно, убедительно, канонично, но в то же время живо, свежо, по-своему и по-новому. Мне очень понравился этот альбом и, сдаётся мне, дальше будет больше. Тем более, что уже 13 октября музыканты отправляются в студию для записи очередного сингла.